Рабочая программа общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, по предмету "Мир природы и человека" (2 класс)
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. и адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Исходя из цели курс «Мир природы и человека» призван решать следующие задачи:
Образовательные:
- уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе и получить новые знаний об основных её элементах;
- формировать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений, отмечать фенологические данные.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
- развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать процессы, происходящие в окружающем мире.
Воспитательные:
- учить детей бережному отношению к природе;
- воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира живой и неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» 2 класс | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. и адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Исходя из цели курс «Мир природы и человека» призван решать следующие задачи:
Образовательные:
- уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе и получить новые знаний об основных её элементах;
- формировать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений, отмечать фенологические данные.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
- развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать процессы, происходящие в окружающем мире.
Воспитательные:
- учить детей бережному отношению к природе;
- воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира живой и неживой природы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Повышение эффективности освоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Мир природы и человека» во 2 классе отводится по 1 часу в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Предметные:
Минимальный уровень:
- знать и называть времена года;
- узнавать и называть живые и неживые объекты;
- узнавать в природе или на рисунках деревья, кусты и цветы;
- узнавать и называть части растений (корень, стебель, лист);
- узнавать и называть 4-5 объекта по теме «Овощи и фрукты»;
- узнавать и называть 4-5 объекта по теме «Животные»;
- выделять рыб из 3-4 объектов по теме «Животные»;
- различать диких и домашних животных.
Достаточный уровень:
- различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе;
- уметь различать живые и неживые объекты;
- узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты и цветы;
- узнавать, называть и показывать части растений (корень, стебель, лист);
- узнавать и называть 5-8 объекта по теме «Овощи и фрукты», дифференцировать их;
- узнавать и называть 5-8 объекта по теме «Животные»;
- различать диких и домашних животных на основании изученных признаков.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные:
- формирование представления о себе, собственных возможностях, формирование познавательных интересов;
- овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире: умение обратиться за помощью; знать собственные права;
- формирование начальных навыков коммуникации: умение отвечать на вопросы, вести диалог со сверстниками, соблюдать ритуалы социального взаимодействия;
- формирование способности к принятию социального окружения, представлений о семье, родственных связях, принятие ценностей и социальных ролей, соответствующих индивидуальному развитию ребенка;
- формирование социально значимых мотивов учебной деятельности, формирование навыков дисциплины учебной деятельности, преодоление возникающих трудностей, признание собственных ошибок и умение исправить их;
- формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях: умение работать в группе, договариваться, признавать вину;
- формирование эстетических потребностей, чувств, формирование нравственных установок и моральных норм, умение замечать красоту окружающего мира;
- формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, умение оценивать свои поступки; уважительно относиться к старшим, родителям, оказывать посильную помощь одноклассникам; проявлять сочувствие другим людям;
- формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни: умение довести начатое дело до конца, способность к коллективным формам деятельности;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни: соблюдение дисциплины на уроках, режима труда и отдыха, негативное отношение к вредным привычкам.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Предметные результаты:
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в овладении ими содержанием каждой предметной области, усвоении знаний и умений, способности применять их в практической деятельности.
Оценка предметных результатов начинается со второго полугодия II-го класса.
В течение первого полугодия 2-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку: «верно», «частично верно», «неверно».
Начиная со второго полугодия 2 класса учителем выставляются оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Личностные результаты:
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, социально значимыми установками которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно. Основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа представляются в баллах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Структура курса представлена следующими разделами: «Неживая природа», «Сезонные изменения», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень.
Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш.
Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов.
Животные в разное время года: лиса, белка, еж.
Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть.
Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа
Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.
Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями.
Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов данной местности.
Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. Отношение человека к животным.
Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек. Безопасное поведение
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
Рекомендуемые экскурсии, наблюдения и практические работы
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений.
Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Сезонные изменения в природе | 12 |
2. | Неживая природа | 4 |
3. | Живая природа | 18 |
3.1. | Растения | 8 |
3.2. | Животные | 5 |
3.3 | Человек | 5 |
Всего | 34 ч. |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Мир природы и человека»
№ п/п | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Виды работ | Основные понятия. | Методическое обеспечение урока | Коррекционная работа | Примеча-ние |
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ - 12 часов | |||||||
Влияние Солнца на смену времен года | 1 | Рассматривание рисунков и показ разных времен года, объяснения признаков времен года. Составление рассказа о влиянии Солнца на смену времен года. Игра: «Найди ошибки». Заучивание последовательности времён года. | Смена времён года. Погода: ясная, солнечная, пасмурная, переменная, дождь, снег. | Набор картинок «Времена года». Картинки с изображениями погодных явлений. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, речи, пополнение и активизация словаря, развитие воображения. | ||
Сутки. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. | 1 | Беседа о смене времени суток. Соотнесение картинок и названий времени суток. Наблюдение за положением Солнца в разное время суток по иллюстрациям. Описание действий детей в разное время суток. Рассматривание иллюстраций (зима, лето), определение времени года, времени суток. | Времена суток: утро, день, вечер, ночь. | Картинки с изображением времени суток. | Развитие зрительного восприятия, мышления (анализ, сравнение, обобщение). | ||
Занятия семьи в течение суток. Телефоны экстренных служб. Звонок по телефону. | 1 | Рассматривание иллюстраций «Семья». Составление рассказа по теме «Моя семья» Разучивание телефонов экстренных служб. Определение правил вызова врача. Практическая отработка навыков разговора по телефону. | Семья, время года, долгота дня, положение Солнца | Сюжетная картинка «Семья» | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, речи, пополнение и активизация словаря, развитие воображения | ||
Осень. Признаки осени. Осенние месяцы. | 1 | Рассматривание картин русских художников. Выделение признаков осени. Определение по схеме причины сезонных изменений. Беседа о сезонных изменениях в природе. Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Наблюдения за опаданием листьев. Объяснение значения слова «листопад». Рассматривание погоды за окном. Определение погодного явления. Запоминание названий осенних месяцев. Объяснение слова «хмурень». Составление рассказа о настроении, вызванном погодой за окном. Игра «Летом – осенью». | Осень. Листопад. Сентябрь, октябрь, ноябрь. Хмурень. Похолодание, заморозки, пасмурно. | Иллюстрации с изображением осени. Картинка с летней погодой и осенней. | Развитие зрительного восприятия, внимания, речи, мыслительных операций (сравнения, обобщения); словаря. | ||
Изменения в жизни растений и животных осенью. Работа в саду, огороде. | 1 | Называние объектов природы по иллюстрациям (птицы, растения, животные). Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) осенью: тополь, дуб, калина, шиповник. Беседа об изменениях в природе, жизни растений в осенние месяцы: увядание трав, цветов, листопад, созревание ягод, сбор грибов, беседа о пользе овощей, фруктов, ягод для человека. Беседа о занятиях людей в осенний период по уборке урожая. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Беседа об изменениях жизни животных в осенние месяцы: перелет птиц, впадение в спячку, смена цвета меха, заготовка пищи. Рассматривание и называние животных, впадающих в спячку. Игра: «С какого дерева лист»? | Похолодание. Листопад. Перелет птиц. Тополь, дуб, калина, шиповник. Лиса, белка, еж. Синица, сорока. | Сюжетные картинки «Времена года». Картинки с изображениями животных, растений
| Развитие зрительного восприятия, внимания, наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.), связной речи. | ||
Зима. Признаки зимы. Зимние месяцы. Поведение человека при наступлении морозов. | 1 | Нахождение признаков осени, зимы на картинке. Сравнение схемы. Наблюдение за погодой зимнего дня: состояние облачности, высоты солнца, осадков, температуры. Определение причин сезонных изменений по схеме. Объяснение слова «снегопад». Называние зимних месяцев. Составление рассказов о погоде зимой. Знакомство с правилом безопасного поведения человека при наступлении морозов. | Зима. Осадки. Снег, снегопад, снежинки, мороз. Декабрь, январь, февраль. | Картинки с погодными явлениями. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления (анализ, сравнение, классификация), речи, пополнение и активизация словаря, развитие воображения. | ||
Изменения в жизни растений и животных зимой. Подкормка птиц.
| 1 | Называние объектов природы по иллюстрациям (птицы, растения, животные). Беседа об изменениях в природе, жизни растений в зимние месяцы. Беседа об изменениях жизни животных в зимние месяцы: зимовка животных; их образ жизни, смена цвета меха, питание. Составление рассказа о животном по плану. Рассматривание птиц на иллюстрации, предположение об их питании зимой. Подкормка птиц: синица, сорока. Объяснение понятия «сорока-белобока». Рыбы зимой. | Похолодание. Снег, сугробы. Подкормка птиц. Спячка. Синица, сорока | Сюжетные картинки «Времена года». Картинки с изображениями животных.
| Развитие зрительного восприятия, внимания, наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.), связной речи. | ||
Весна. Признаки весны. Весенние месяцы. Поведение человека у водоемов. | 1 | Определение времен года, признаков зимы, весны по рисункам. Объяснение по схемам признаков весны. Называние объектов природы по иллюстрациям (деятельность солнца; жизнь растений, птиц, зверей). Наблюдение за набуханием почек на ветках (опыт/мультимедиа). Называние весенних месяцев. Составление рассказа о правилах поведения на льду. Составление рассказа по рисункам и опорным знакам об основных приметах осени. | Весна, оттепель, сосульки, капель, ручьи, таяние снега, распускание листьев. Март, апрель, май | Сюжетные и предметные картинки по теме. Мультимедийное оборудование. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления (анализ, сравнение, обобщение), речи, пополнение и активизация словаря, развитие воображения. | ||
Изменения в жизни растений и животных весной. Прилет птиц. | 1 | Называние объектов природы по иллюстрациям (птицы, растения, животные). Беседа об изменениях в природе, жизни растений в весенние месяцы: набухание почек, цветение, распускание листвы, посадка семян. Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) весной: тополь, береза, дуб, черемуха, сирень. Появление трав, цветов: одуванчик, мать-и-мачеха, ландыш. Беседа об изменениях жизни животных в весенние месяцы: размножение, образ жизни, перелет птиц. Отгадывание загадок о животных. | Тополь, береза, дуб, черемуха, сирень. Одуванчик, мать-и-мачеха, ландыш. Смена шерсти. Перелетные птицы: грач, скворец. Спячка. Потомство. | Сюжетные картинки «Времена года». Картинки с изображениями животных, растений.
| Развитие наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.), связной речи. | ||
Лето. Признаки лета. Летние месяцы. Поведение человека во время грозы, дождя. | 1 | Различие признаков сезона на изображениях, схемах. Определение причин сезонных изменений по схеме. Называние объектов природы по иллюстрациям (деятельность солнца; жизнь растений, птиц, зверей). Называние летних месяцев. Рассматривание и называние изображенных объектов природы (насекомых, животных, птиц, ягод, цветов). Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе, во время грозы. Определение безопасного поведения по рисунку. | Лето, июнь, июль, август. Тепло, жарко, туча, ливень, гроза. | Предметные и сюжетные картины по теме. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления (анализ, сравнение, классификация), речи, пополнение и активизация словаря, развитие воображения. | ||
Изменения в жизни растений и животных летом. Профилактика укусов насекомых. | 1 | Называние объектов природы по иллюстрациям (птицы, растения, животные). Беседа об изменениях в природе, жизни растений в летние месяцы: цветение, созревание, сбор грибов, ягод. Отгадывание загадок о растениях. Беседа об изменениях жизни животных в летние месяцы: образ жизни, вскармливание детенышей. Определение по рисунку способа питания и места проживания животных Рассматривание и называние опасных насекомых. Выбор одежды для похода в лес по картинке | Названия растений, животных, насекомых. Детеныши. | Сюжетные картинки «Времена года». Картинки с изображениями животных, растений.
| Развитие зрительного восприятия, внимания, наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.), связной речи. | ||
Занятия людей в разное время года. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев. | 1 | Беседа: сезонная одежда (почему и как следует одеваться). Работа с предметными картинками «Одежда, обувь». Составление рассказа о занятиях, играх в разное время года. Соотнесение иллюстраций занятости людей с временем года. Составление рассказа о своих любимых занятиях во время прогулок в разное время года. | Сезонная одежда, обувь. | Предметные и сюжетные картины. | Развитие зрительного внимания, памяти, пополнение и активизация словаря, развитие воображения. | ||
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА – 4 часа | |||||||
Вода. Свойства воды. | 1 | Различение предметов живой и неживой природы. Вода. Проведение практической работы и выявление свойств воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть.
| Вода. Прозрачность. Отсутствие запаха. Текучесть. Смачивает предметы. | Сюжетные картинки: «Вода в природе». Оборудование для опытов: стаканы с водой, листы цветной бумаги. | Развитие зрительного и слухового внимания; развитие мышления (сравнение, обобщение); развитие наблюдательности, развитие словаря. | ||
Температура воды. Термометр. Правила обращения с горячей водой. | 1 | Первичные представления о температуре воды. Беседа об использовании горячей и холодной воды. Первичные представления о термометре как приборе для измерения температуры. Измерение температуры воды с помощью термометра. Составление рассказа как люди используют горячую воду. Составление правил обращения с горячей водой. | Температура, термометр. | Термометр, горячая вода, вода холодная. | Развитие зрительного и слухового внимания; развитие мышления (сравнение, обобщение); развитие наблюдательности, развитие словаря. | ||
Вода в природе. | 1 | Рассматривание картин с изображением предметов неживой природы и нахождение воды в природе (река, озеро, болото, пруд). Беседа о водоемах, ее обитателях «Животные, живущие в воде» (рассматривание иллюстраций). Беседа о занятии на водоеме в разное время года. Правила поведения на водоеме. Беседа об осадках, их видах, значении. | Река, озеро, болото, пруд. Пар, снег, лед, дождь. | Сюжетные картинки по теме. | Развитие зрительного внимания; развитие мышления (сравнение, обобщение); развитие наблюдательности, развитие словаря. | ||
Значение воды для жизни растений, животных, человека. | 1 | Различение предметов живой и неживой природы. Беседа о значении воды в жизни растений. Беседа о значении воды в жизни животных. Беседа о значении воды в жизни человека. Правила гигиены. | Сюжетные картинки по теме | Развитие зрительного внимания; развитие мышления (сравнение, анализ, обобщение); развитие наблюдательности, развитие словаря. | |||
ЖИВАЯ ПРИРОДА – 18 часов | |||||||
Растения – 8 часов | |||||||
Части растений. Жизнь растений. | 1 | Рассматривание схемы строения растений. Закрепление знаний о строении растений. Рассматривание и показ на рисунках частей растений. Работа со словарем (цветок, стебель, лист, корень) Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Игра «Найди и покажи» (цветок, стебель, лист, корень) | Растение. Строение растений: корень, лист, стебель, цветок. | Сюжетные картинки «Строение растений» | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (анализ, сравнение, синтез), зрительной и слуховой памяти, пополнение и активизация словаря. | ||
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые; светолюбивые и тенелюбивые | 1 | Рассматривание схемы строения растений. Повторение и называние частей растений. Словарная работа (влаголюбивые, засухоустойчивые, светолюбивые, тенелюбивые) Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Практическая работа: нахождение комнатных растений по параметрам. | Влаголюбивые и засухоустойчивые; светолюбивые и тенелюбивые. Традесканция, кактус, фиалка | Сюжетные картинки «Растения» | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (анализ, сравнение, синтез), зрительной и слуховой памяти, пополнение и активизация словаря. | ||
Комнатные растения, отличительные признаки. Уход за комнатными растениями. | 1 | Узнавание и называние комнатных растений. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Нахождение объектов природы вокруг себя. Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения). Выбор по памяти названных цветов из ряда картинок. Называние фиалки, алоэ, традесканции и кактуса, и узнавание их среди других растений. Беседа о пользе комнатных растений. Беседа об уходе за комнатными растениями. Отработка навыков по уходу за комнатными растениями. Рассматривание рисунков, составление рассказа Практическая работа: нахождение комнатных растений по параметрам. Зарисовка комнатного растения | Фиалка, алоэ, традесканция, кактус. Поливать. Рыхлить. Протирать. | Натуральные растения (герань, монстера) Предметные картинки с изображением комнатных растений. Орудия труда: лейка, лопатка, влажная тряпка | Развитие зрительного восприятия, развитие зрительной и слуховой памяти. Развитие моторики рук, развитие двигательной памяти. | ||
Огород. Овощи. Названия и признаки. Особенности произрастания. | 1 | Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Узнавание и название овощей: огурец, помидор, картофель, морковь, кабачок, редис, лук, морковь, свёкла. Сравнение овощей (цвет, форма, величина, вкус, запах). Особенности произрастания. Составление описательного рассказа по картинке (описание овощей). Определение объектов по рисункам, по трафаретам. Обводка овощей по трафаретам. Отгадывание загадок. | Овощи. Корнеплод, клубень. Огород, грядки. | Сюжетные картинки «Огород». Предметные картинки, макеты «Овощи». Натуральные овощи. Трафареты овощей. Схема описания растения. | Развитие долговременной памяти, зрительного восприятия, мыслительных операций (классификация, сравнение, анализ), зрительной и слуховой памяти, пополнение и активизация словаря. | ||
Овощи в питании человека | 1 | Беседа о пользе овощей для человека. Составление рассказа по серии сюжетных картин о выращивании овощей. Овощи в питании человека: составление рассказа по вопросам (польза овощей). Витамины, польза витамин. Употребление в пищу. Называние блюд, которые готовят из овощей. | Копают. Сажают. Полют. Рыхлят. Собирают. | Предметные картинки: овощи. Натуральные овощи. Сюжетная картинка: «Огород». | Развитие активного и пассивного словаря, развитие мыслительных операций (обобщение). | ||
Сад. Фрукты. Названия и признаки. Особенности произрастания. | 1 | Название объектов природы (фрукты, 3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Анализ предметов и их описание с опорой на демонстрацию натуральных образцов. Узнавание и название фруктов. Составление сравнительного описания фруктов. Особенности произрастания. Обводка по трафарету фруктов, раскрашивание. | Фрукты, сад, плод. | Сюжетная картина «В саду». Натуральные фрукты. Предметные картинки. Трафареты. | Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), развитие тактильного восприятия, развитие связной речи. | ||
Фрукты в питании человека | 1 | Узнавание и называние фруктов по их фрагментам. Сравнение фруктов (цвет, форма, величина, вкус, запах). Витамины, польза витамин. Беседа о значении фруктов в жизни человека. Способы приготовления блюд из фруктов. Практическая работа по применению правил гигиены. Игра: «Волшебный мешочек». | Витамины. Фрукты. Компот. Кисель. Желе. | Натуральные фрукты. Муляжи фруктов. Предметные картинки. | Развитие зрительного и тактильного восприятия, развитие памяти. | ||
Уход за растениями сада и огорода. Правила безопасного использования садового инструмента. | 1 | Игра: «Суп и компот» (различение овощей и фруктов). Отгадывание загадок. Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода. Отработка навыков ухода за растениями в саду, огороде. Рассматривание садового инструмента на картинке, его назначение. Правила безопасного использования садового инструмента. | Овощи. Фрукты. Салат. Винегрет. Овощное рагу. Варенье. Сок. Повидло. | Муляжи овощей и фруктов Сюжетные картинки: «Огород», «В саду». Предметные картинки – садовые инструменты. | Активизация и расширение словаря, развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, конкретизация). | ||
Животные – 5 часов | |||||||
Дикие и домашние животные. Сравнение домашних и диких животных. | 1 | Отгадывание загадки о животных. Рассматривание и называние животных по рисункам. Сравнение домашних и диких животных. Определение внешнего вида животных, повадок, образа жизни, места обитания. Соотнесение изображения животного с местом обитания. Составление рассказа о домашних и диких животных. Ответы на вопросы. | Домашние животные, признаки домашних животных Дикие животные, признаками диких животных. Нора, дупло | Предметные и сюжетные картинки. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ, классификация), зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. | ||
Кошка и рысь. Необходимые условия для жизни. Разнообразие пород кошек. | 1 | Кошка – рысь, различие внешнего вида и сходства. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек, их повадки. Составление предложения по картинно – графическому плану. Отработка навыков по уходу за животным | Кошка, котята, рысь, порода. | Предметные и сюжетные картинки. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ, классификация), зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. | ||
Собака и волк. Необходимые условия для жизни. Разнообразие пород собак. | 1 | Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Нахождение объектов, классификация. Разнообразие пород собак, их повадки. Показ объектов на рисунке классификация по породе. Отработка навыков безопасного поведения при встрече с собакой. Отработка навыков по уходу за животным. | Собака, собачата, волк, волчата, порода. | Предметные и сюжетные картинки. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ, классификация), зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. | ||
Правила поведения при контакте с домашними животными | 1 | Отгадывание загадки о животных и нахождение их на картинках, рассказ о показываемом животном. Рассматривание рисунков, определение правильного поведения при контакте с домашними животными. Беседа о признаках, пользе домашних животных. Отношение человека к животным. Просмотр видеофильмов о животных. Игра «Разложи по группам» | Домашние животные | Предметные и сюжетные картинки «Домашние животные», «Уход за домашними животными» | Развитие зрительного восприятия, связной речи, мышления. | ||
Рыбы. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. | 1 | Определение строения объекта природы. Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности). Ответы на вопросы. Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Зарисовка объекта природы. Беседа о пользе от рыбоводства и охране рыбных угодий. | Щука, окунь, карась. Голова, жабры, плавники, туловище, хвост, чешуя. | Предметные картинки «Рыбы» | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (сравнение, анализ, классификация), зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. | ||
Человек – 5 часов | |||||||
Человек. Тело человека, внешнее строение. | 1 | Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке (внешний вид, пол, возраст). Работа с опорными словами (люди, возраст, пол). Нахождение и показ частей тела на рисунке, теле человека, называние частей тела. Отработка навыков пространственной ориентировки (правая, левая) на основе стихотворного текста. Составление схемы тела человека с использованием слов-карточек. | Тело, туловище, ноги, руки (правая, левая), голова. | Сюжетные картинки с изображением действий человека по уходу за собой. | Развитие зрительного восприятия, памяти, пространственной ориентации, речи, пополнение и активизация словаря. | ||
Гигиена человека, закаливание. | 1 | Нахождение и показ частей тела на рисунке, теле человека, называние частей тела. Описание последовательности действий человека по уходу за собой по сюжетным картинкам. Правила здорового образа жизни. | Тело, гигиена, средства гигиены. | Сюжетные картинки с изображением действий человека по уходу за собой. | Развитие зрительного восприятия, памяти, пространственной ориентации, речи, пополнение и активизация словаря. | ||
Органы пищеварения. | 1 | Питание человека, продукты питания. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). | Рот, пищевод, желудок, кишечник, органы пищеварения. | Предметные и сюжетные картинки. | Развитие зрительного восприятия; зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. | ||
Питание человека. | 1 | Сравнение состояния здорового и нездорового человека. Беседа о значении гигиены для здоровья человека. Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. | Здоровье. Гигиена. Правила. | Картинки с изображением здорового и больного детей. | Развитие мышления (сравнение), развитие связной речи. | ||
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений. | 1 | Пища человека. Правильное питание. Отработка навыков правильного питания. Составление свода правил, чтобы быть здоровым. Профилактика пищевых отравлений. | Гигиена, средства гигиены | Предметные и сюжетные картинки. | Развитие зрительного восприятия; наглядно-действенного мышления, зрительной и слуховой памяти, речи, пополнение и активизация словаря. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Учебная зона кабинета, оснащённая необходимой школьной мебелью.
2. Зона отдыха для обучающихся в классном помещении.
3. Компьютер.
4. Интерактивная школьная доска.
5. Проектор.
6. Компьютерные презентации.
7. Комплекты сюжетных и предметных картинок.
8. Демонстрационные таблицы.
9. Фрагменты аудио- и видеозаписей.
10. Памятка с условными изображениями погодных условий.
11. Оборудование для опытов: стаканы.
12. Презентации: «Применение глины и песка», «Сказка про Витю- грязнулю».
13.Шаблоны животных.
14. Схема описания животного.
15. Трафареты фруктов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района "Средняя общеобразовательная школа № 3"
Программа составлена совместно с учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района Дёминой Еленой Михайловной.Основная образовательная программа начального общего образования реализуется обще...
Рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.4)
Программа коррекционно-развивающих занятий разработана для обучающихся 1 класса на основе варианта 1.4. стандарта для глухих обучающихся, имеющих помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умстве...
Применение дидактических игр на коррекционных логопедических занятиях в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.
Игра как один из основных видов деятельности детей младшего школьного возраста создает наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Опыт и ...
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Рабочая программа по курсу Мир природы и человека 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Используемый УМК: Учебник: Н.Б.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Кукртова. «Мир природы и человека» 2 класс: учебник для общеобра...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для детей с умственной отсталостью...