Конспект урока по окружающему миру "Домашние опасности" (2 класс).
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Городецкая Марина Анатольевна
Окружающий мир , «Школа России», 2 класс. Конспект урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_2_klass_domashnie_opasnosti.doc897.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 333  г. Санкт- Петербурга

Технологическая карта урока

ФИО учителя:

Городецкая Марина Анатольевна

Дата проведения:

15 апреля 2020 г.

Предмет, УМК

Окружающий мир , «Школа России»

Школа, класс:

Школа №333, 2 Г класс

Тема:

«Домашние опасности»

Тип урока:

Урок открытия нового знания



Тема:

 «Домашние опасности»

Цель:

Определить, что такое «домашние опасности» и основные правила безопасного поведения в быту.

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

* Называть основные правила безопасного поведения в быту;

* Перечислять возможные домашние опасности.

Понимать:

* Выделять основные правила безопасного поведения в быту.

* Объяснять правила безопасности, которые необходимо соблюдать в быту;

Применять:

* Рассказывать, как правильно использовать бытовые приборы.

Анализировать:

* Объяснять, какую опасность может привлечь за собой быт и почему.

Синтезировать:

* Прогнозировать последствия неправильного обращения с бытовыми приборами;

* Придумать памятку правил безопасности, которые нужно соблюдать в доме;

* Сделать вывод по теме «домашние опасности».

Оценивать:

* Осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения  в быту;

* Оценить значимость темы «домашние опасности» в повседневной жизни; 

* Оценить свою деятельность на уроке.

Метапредметные:

Регулятивные:

Понимать, принимать, сохранять учебную задачу;

Адекватно оценивать свои достижения;

Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные:

Осознавать познавательную информацию;

Читать и слушать, извлекая необходимую информацию;

Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге с учителем, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Личностные

Проявлять интерес к новому материалу; осознавать личную важность изучаемого материала; повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов.

Межпредметные связи:

Разделы физики; ОБЖ, литературное чтение

Основные понятия:

Значение слов: быт, ванилин, крахмал.

Методы, технологии:

Наглядные методы (иллюстрация, демонстрация), работа с учебником, работа в группе, работа в парах, словесные методы (беседа).

Ресурсы урока для учителя:

 Учебник «Окружающий мир  «Школа России» 2 класс (2 часть), раздаточный материал, проектор, доска,видеоролик.

Ресурсы урока для учащихся:

Учебник «Окружающий мир «Школа России» 2 класс (2 часть), письменные принадлежности, раздаточный материал.

Оформление доски

 

 

Ход урока:

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности
обучающихся

Примечания

Организационное начало урока

Прозвенел звонок, начался урок..

Перед началом давайте проверим вашу готовность к уроку, на парте должны быть: учебник окружающего мира (2 часть), рабочая тетрадь, дневник и пенал. У всех все на месте? Отлично!

Дети проверяют готовность к уроку, на парте должны лежать: дневник, учебник по окружающему миру (2 часть), рабочая тетрадь,  пенал и дневник.

Актуализация необходимых знаний

Для начала давайте вспомним, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

Я очень надеюсь, что вы все знаете правила дорожного движения, сейчас проверим.

 Как нужно переходить улицу? А где нужно переходить улицу? Какими дорожными знаками обозначают пешеходные переходы? Что обозначают эти дорожные знаки? Что такое островок безопасности?

Молодцы!

Отвечают на вопросы:
Тема прошлого урока: «Школа пешеходов»;

Улицу нужно переходить аккуратно, только на зеленый сигнал светофора, ни в коем случае нельзя бежать.

Улицу нужно переходить только по пешеходному переходу (зебре).

Знаки – пешеходный переход, пешеходная дорожка, надземный /подземный переход. Островок безопасности – это территория между дорогами, где не проезжают автомобили и где пешеход может пропустить машины, в случае поломки светофора.

 Обобщающие вопросы с прошлой темы.

Знаки на доске:

Постановка цели и задач урока

 Сейчас вам предстоит отгадать два слова. К первому, я прочитаю вам загадку.

Друг на дружке ровно в ряд

Эти кубики стоят,

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живет.

Второе спряталось в ребусе. Давайте разберем его по частям. Первая часть Зонт, но без первой буквы и последних двух, плюс «па», плюс нос, но только третья и первая буквы, плюс «кость», но без первой буквы.
Что  же может объединять эти два слова? Квартира и опасность. Да, все верно. Может быть кто-нибудь догадался какая тема будет у нашего сегодняшнего урока? Так она и называется «Домашние опасности». Посмотрите на доску и выберете те задачи, которые мы должны с вами выполнить на этом уроке. Обратите внимание на слово «быт» Кто знает его значение? Быт – это повседневная жизнь человека, те условия, в которых она проходит.

 

Отгадывают загадку - квартира; Отгадывают ребус – опасность.
Находят связь между словами квартира и опасность, приходят к выводу, что даже в квартире (в доме) мы можем столкнуться с опасностью.

Выходят на тему «Домашние опасности». Выделяют задачи урока из перечисленных на доске (Узнать, что такое «домашние опасности»; определить основные источники опасности в квартире; составить памятку «правила безопасности в быту»).

Определяют значение слова «быт».

Открытие нового знания


(Физ.минутка)

Сейчас я покажу вам небольшой видеоролик. О каких домашних опасностях шла речь в видео? А какие еще опасности могут подстерегать нас дома, как вы думаете?

«Откройте учебник на странице 18. Наша задача рассмотреть картинки и разделить бытовые предметы на группы. Я попрошу выполнить это задание в парах. Подумайте, у вас есть 2 минуты. Какие группы получились у вас? (спрашивает несколько пар).

Итак, давайте обобщим.

У нас должно было получится 5 групп:

Электроприборы.

Газ. 3

Окна/балкон

4.Острые (колющие, режущие) предметы. 5.Лекарства и бытовая химия

Перед тем, как приступить к следующему заданию я предлагаю вам немного размяться. Физминутка.

Встаньте. Поднимите руки и потянитесь в тех случаях, когда детям угрожает опасность. И спокойно присядьте, если этой опасности нет.

Уходя из дома, я забуду выключить утюг и газ; (вверх)

Во время болезни врач назначил мне лекарства; (сели)

Я захотел пить и взял незнакомую жидкость; (вверх)

После работы с ножницами я оставил их на полу; (вверх)

Я встал на высокий стул и выглянул в окно; (вверх).
- Молодцы, вы узнали опасности и правильно выполнили упражнение»

Сейчас я попрошу вас поделится на 5 групп, первые три парты каждой колонки можете объединиться у вторых парт, уберите вещи в портфель, если они вам мешают. А остальные разделитесь на две группы,  и каждая группа объединитесь за последними партами. (учитель помогает детям рассаживаться по нужным местам и указывает как нужно сесть). Я подойду к каждой команде и методом жеребьевки вам выпадет одна из групп домашних опасностей, которые мы с вами выяснили. Задача каждой команды составить свою памятку. Я раздам конверт, в котором будут иллюстрации и алгоритм составления памятки. На работу у вас будет 15 минут. После этого каждая команда должна будет выйти к доске и защитить свою работу.

Есть какие-нибудь вопросы?»

(Алгоритм: Перечислите предметы, которые относятся к вашей группе. Расскажите, для чего необходима данная группа предметов. Подумайте, чем опасны эти предметы.

Сформулируйте правила безопасного поведения.)

 
Перед тем, как мы начнем работать в группах, давайте вспомним правила:
1. Работаем дружно.

2. Выслушиваем друг друга.

3. Уважаем мнение других.

4. Доверяем ответ одному, если нужно помогаем.

Когда выходят команды: Кто у вас будет защищать работу? Кто-нибудь хочет еще что-нибудь добавить? Спасибо! (памятка прикрепляется на доску).

Итак, давайте подведем итог. Какие группы опасных предметов мы с вами выделили, какие предметы относятся к группе «Электроприборы», а к острым предметам? Чем опасна для нас микроволновка?

А, например, иголка? Если на столе стоит стакан с прозрачной жидкостью можно ли эту жидкость выпить или что нужно сделать?

Смотрят видеоролик. Анализируют его и определяют, что такое домашние опасности.

Рассматривают иллюстрации в учебнике и распределяют их по группам. Работают в парах. Должны получится группы:
1. Электроприборы.
2. Газ  
3. Окна/балкон
4.Острые предметы.
5.Лекарства и бытовая химия.


(Выполняют упражнение
физ.минутки, встают и тянутся,

в случае опасности (в представленных учителем предложениях)  

Работа в группах. Команды составляют памятку о правилах безопасности в быту по определенным категориям (выявленных с помощью жеребьевки). Команды защищают свой ответ у доски.
Итог: составление большой памятки на доске.

Примерное распределение по группам

Во время работы в группах, учитель ходит и помогает детям, направляет их на верный ответ.

Закрепление изученного материала

У каждого на парте лежат карточка с цифрами от 1 до 3-х. Сейчас я буду задавать вам вопросы с тремя вариантами ответов. Ваша задача поднять карточку с цифрой правильного ответа. Также вопросы вы сможете увидеть на экране проектора.

Вопрос 4. Все знают, что такое ванилин и крахмал?
Ванилин - это специя с отчетливым ароматом ванили.

Крахмал – мелкий порошок белого цвета, не имеющий вкуса и запаха, добываемый из растений, например, картофеля, кукурузы.

Молодцы, ребята!

Поднимают карточки с правильными вариантами ответов.

(Вопросы на выведены с помощью проектора)

1. Какими предметами в доме можно играть детям?

1) острыми предметами;

2) кубиками;

3) флаконами с лекарствами.

2. Где детям можно играть в доме?

1) на кухне;

2) на балконе;

3) в детской.

3. Какую опасность могут принести соковыжималка, мясорубка?

1) повредить пальцы;

2) обжечь руки;

3) уколоть руки.

4. К какой из групп относятся такие вещества, как ванилин и крахмал?

1. Газ  
2 Лекартсва и бытовая химия.
3. Острые предметы.

5. Найди неверное утверждение:

1) Уходя из дома, нужно выключать электроприборы;

2) К электроприборам можно прикасаться мокрыми руками;

3) Оголённый провод нельзя трогать руками.

(В случае ошибки подходить к ученику и спрашивать почему он так думает).

Подведение итогов урока

В начале урока, мы с вами определили основные задачи нашей сегодняшней работы. Давайте проверим все ли мы выполнили?

Что же такое домашние опасности?

Какие основные источники опасности в квартире мы с вами определили?

Что делала каждая группа сегодня на уроке?

Вспоминают то, что делали на уроке и проверяют все ли задачи выполнены.

Рефлексия

Мы очень хорошо сегодня потрудились. Сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке. Для этого нам понадобятся все те же карточки с цифрами. На счет «Раз, два, три» я попрошу поднять вас карточку с цифрой. Поднимите «3», если вы считаете, что были сегодня очень активным, участвовали во всех заданиях и многое узнали для себя. Поднимите «2», если вы считаете, что были не совсем активными – мало участвовали в парной или групповой работе. «1», если вы считаете, что были совсем неактивными.
Итак, раз, два, три!»
«Я надеюсь, что вы хорошо запомнили правила безопасности в быту, которые мы с вами сегодня определили, обязательно будете их соблюдать. Большое вам спасибо, урок окончен!»

Анализируют свою деятельность на уроке и оценивают с помощью карточек.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

урока

Образовательная

задача этапа

урока

Методы
и приемы

работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности учащихся

(Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная,

Г – групповая)

Дидактические

средства.
Интерактивное

оборудование

Формы
контроля, взаимоконтроля и

самоконтроля

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

(П – познавательные., Р – регулятивные, К – коммуникативные)

личностные

Организационное начало урока

Проверка готовности детей к уроку.

Контроль готовности

Проверка готовности детей к уроку

Проверяют готовность к уроку; подготавливают рабочее место.

Ф

-

Самоконтроль, контроль учителем

Поиск и установление личностного смысла, учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов;

Р- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

 К- внимательно слушать и уважать мнение других.

П –Устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие организованности.

Актуализация знаний

Повторение пройденного материала.

Опрос

Задает вопросы, связанные с изучением правил дорожного движения

Отвечают на вопросы; повторяют ранее изученный материал (правила дорожного движения)

Ф

Наглядность на доске

Контроль учителем

Уметь применять ранее усвоенные знания при выполнении заданий.

Р – сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями.
К - организовывать совместной деятельности с учителем и одноклассниками

П – обобщение ранее изученных знаний

Ученик способен к волевому усилию;

Постановка цели и задач урока

Определение темы урока.

Упражнение

Читает загадку, объясняет ребус, задает наводящие вопросы.

Отгадывают загадку, разгадывают ребус, определяют связь между словами и выходят на тему урока. Определяют задачи.

Ф

Наглядность на доске

Контроль учителем

Уметь определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя.

Р- самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы
К- находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам
П- ориентироваться на ранее изученный материал.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Работа по теме урока

Изучение темы «Домашние опасности»

Показ видеоролика, работа с учебником.

Задает вопросы. Объясняет задания и правила выполнения. Объясняет неизвестные слова.

Смотрят видеоролик, посвященный теме. Работают с учебником. Составляют памятки в группах и общую на доске. Защищают свою работу.

Ф
П
Г

Видеоролик,
раздаточный материал

Контроль учителем,
самоконтроль
(взаимоконтроль)

Развитие умения слушать и слышать, Умение строить речевое высказывание, составлять предложения.

Р- способность сопоставлять  собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей
К – эффективно работать и в группе, и самостоятельно
П – осуществлять смысловое чтение

Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

Закрепление изученного материала

Обобщение изученного материала

Тест

Диктует вопросы

Поднимают карточки с номером правильного ответа

Ф
И

-

Контроль учителем

Иметь представление о пройденном материале

Выделение главного из пройденного материала

Анализ деятельности товарища

Итог урока

Подведение итогов урока,

Обсуждение

Задает вопросы, связанные с пройденным материалом;

Подводят итоги урока. Сопоставляют задачи урока и результат

Ф

-

Контроль учителем

Умение анализировать с выделением существенных признаков и делать вывод;

Р – оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения
К – проявлять толерантность, терпимость
П- выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения.

Оценивание усваиваемого содержания

Рефлексия

Оценка детьми своей деятельности на уроке.

Анализ результатов

Объясняет правила проведения рефлексии.

Оценивают активность на уроке, поднимают карточки с цифрами.

И

Раздаточный материал

Самоконтроль

Оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

Р – уметь осуществлять самоконтроль, самооценку.
К- формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение
П -Самостоятельно делать выводы.

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Домашние опасности" для учащихся 2 класса

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Я старалась использовать разнообразные современные образовательные технологии....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Домашние опасности". 2 класс

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся. Цель: активизировать знания учащихся об опасных ситуациях в квартире. Работа на уроке позволяет обсудить возможные опасности, которые могут возник...

Конспект урока по окружающему миру «Домашние опасности. Пожар». Класс 2 .УМК «Школа России»

Цель урока: познакомить с опасностями, которые подстерегают дома. Повторить и закрепить правила пожарной безопасности....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Домашние опасности"

Презентация и конспект урока по оружающему миру во 2 классе "Домашние опасности"...

Конспект урока по окружающему миру "Домашние опасности"

Сценарий урока по окружающему миру для  3 класса....

Разработка урока по окружающему миру "Домашние опасности" , 2 класс

В ходе изучения окружающего мира во 2 классе наиболее интересным, на мой взгляд, является изучение раздела "Здоровье и безопасность". Так или иначе, каждый ребёнок должен знать как необходим...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Домашние опасности» (2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с опасностями, которые могут подстерегать дома.Задачи урокаДидактические:1.    Повторить дорож...