Конспект урока по окружающему миру «Домашние опасности. Пожар». Класс 2 .УМК «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Цель урока: познакомить с опасностями, которые подстерегают дома. Повторить и закрепить правила пожарной безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Домашние опасности. Пожар».

Класс 2 .УМК «Школа России»

Задачи урока: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома, изучить  правила безопасности, которые нужно соблюдать дома, правила пожарной безопасности.

Развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, классифицировать.

Формирование УУД.

Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; выполнять учебные действия в речевой и умственной форме.

Познавательные УУД. Использовать модели и схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.

Коммуникативные УУД. Допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение; задавать вопросы.

Личностные УУД.  Учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу; способность к самооценке.

Оборудование: учебник А.Плешакова «Окружающий мир»;  карточки с номером пожарной части «01», картинки с  изображением пожарных; респираторы, марлевая повязка, свеча и спички, чистые листы для составления правил пожарной безопасности, план эвакуации на случай пожара, телефон.

Структура урока.

Организационный момент.

Целеполагание и мотивация.

Актуализация знаний и умений.

Первичное освоение материала.

Осознание и осмысление учебного материала.

Первичное закрепление учебного материала.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Методы обучения. Репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации педагогической деятельности. Сочетание фронтальных, парных, индивидуальных форм работы.

Ожидаемый результат.

    Знать: причины возникновения пожара, правила поведения на пожаре, номер телефона пожарной части.

    Уметь: правильно действовать в чрезвычайной ситуации.

    Применять: изученный материал на практике.

Организационный момент:                          

      В мире много есть полезного,                    

Нам порою неизвестного.                              

Миру знаний нет предела.                                  

Так скорей, друзья, за дело!

- Девизом нашего урока  будут  следующие строки, которые вы прочтете  самостоятельно:

«Вместе не трудно,

вместе не тесно,

вместе легко

и всегда интересно!»        

 Проверка домашнего задания.

- Над какой большой темой мы работаем? (Здоровье и безопасность).
- О чём мы говорили на наших уроках?
- Назовите тему предыдущего урока.

 - Дома вы работали по группам, рисовали специальные предупреждающие знаки и должны были их прорекламировать. (Выступления групп).
Актуализация знаний

- В некотором царстве, в некотором государстве жили-были ученики Анапской начальной школы. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы слышите эти слова?        (Мы вспоминаем сказку, ощущаем себя сказочными героями.)

 - Как чувствуют себя те, кто живет в этой сказочной стране? (Все ее обитатели счастливы.)

- А в реальности, где вы живете? (В школе и дома)

- Отгадайте загадку.

 Друг на дружке ровно в ряд
Эти кубики стоят,
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живет. (Дом)

У русского народа есть пословица (переставьте слова местами, чтобы получилась пословица):

Мой дом – моя крепость.

-  Как вы понимаете значение  пословицы? (Ответы детей).

 - У вас на партах чистые листы, запишите на них слово «ДОМ». Вчитайтесь, вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Запишите в столбик слова, которые связаны с ощущениями о доме. Произнесите вслух эти слова.

(Тепло, уют, добро, родители, семья, любовь, радость, доверие и др.)

-Ребята, у нас снова интересное задание, зашифрованное слово:

Анаграмма: ПСНОТИОАС (Опасности).

- Где нас могут подстерегать опасности? (ответы)

-Можно ли, находясь дома, чувствовать себя в полной безопасности? ( Ответы)

- Предположите, о чем мы будем говорить на  уроке. (Домашние опасности)

- На какой вопрос вы хотели бы получить ответ? Обсудите в группах.

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы)

Дом – это не просто стены и крыша. Он сложно устроен. Когда человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые бы ему помогали. Расхотелось ходить к ручью – придумал водопровод. Жарить мамонтов на костре неудобно – изобрёл газовую плиту. А сколько электроприборов придумано! Все эти вещи сделаны для удобства, разве же они могут принести беду? (Ответы детей). Сама вещь - не живая, “оживляет” вещи человек. И, если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства, они никогда ему не навредят. На сегодняшнем уроке мы должны будем научиться правильно себя вести дома, чтобы никакие опасности нам не угрожали.

Целеполагание и мотивация        

- Каждый человек стремится обустроить свой дом как можно уютнее, удобнее и теплее. И в этом ему помогает то, о чём говорится в загадке:

Накормить его – живёт,
Напоить – и он умрёт.

(Огонь)

Зажигается свеча.

- Как вы думаете, огонь – наш друг или враг?
- Приведите примеры, когда огонь выступает, как друг человека, помощник, и как враг.
 (На огне можно приготовить еду. С помощью огня можно осветить комнату, обогреть ее. Книга “Где работает огонь”).
- Почему огонь из друга может превратиться во врага?
(Люди забывают о правилах безопасного обращения с огнём).
- Поднимите руки те, кто был свидетелем пожара? Какие чувства вы испытали?
 (Страх, растерянность, ужас).

- Вспомните стих. С.Маршака “Кошкин дом”:

Тили – бом, тили – бом,

Загорелся кошкин дом…

- Как вы думаете, почему возникает пожар, как себя вести во время пожара, как потушить пожар, куда обратиться за помощью? Обсудите это в группах.

- Вспомните, когда загорелся Кошкин дом, кто из гостей не растерялся.

- Как она тушила пожар?  

- Если пожар всё-таки возник, как нужно себя вести?  

Отвечают на вопросы учителя  (Курица не растерялась. Бежит курица с ведром, заливает Кошкин дом. Так, как ведёт себя Кошка, поступать нельзя. Нельзя паниковать, пугаться).

Учащиеся работают в группах, находят на слайде нужные правила и записывают в свои памятки, представляют свои работы, дают оценку своей деятельности.

- Существуют правила поведения на пожаре. И сейчас вы попробуйте  в группах выбрать на слайде необходимые правила и их  записать.  Не забывайте о правилах работы в группах.

Первичное освоение материала.

        Обеспечиваю первичное освоение материала: создаю проблемную ситуацию, побуждаю учащихся  в группах составить правила пожарной безопасности, к свободному обмену мнениями, предлагаю провести самооценку.        Принимают участие в групповой деятельности, высказывают собственное мнение, составляют правила пожарной безопасности, проговаривают составленные памятки, проводят самооценку работы в группе.

“Запрещается – разрешается” для физминутки.

Называю основные правила пожарной безопасности

 а) Бросать горящие спички в помещении?

б) Кричать и звать на помощь взрослых?

в) Пользоваться повреждёнными розетками?

г) Оставлять без присмотра включённые в сеть электронагревательные приборы?

д) Вывести из горящего помещения людей?

е) Использовать все средства для тушения пожара?

ж) Сушить бельё над плитой?

з) Звонить в пожарную часть на номер 01?

         Ученики  играют в игру: встают, если запрещается, садятся, если разрешается

        

Работа по учебнику с.29:

- Однажды Серёжа и его папа тоже стали очевидцами пожара.
- Пожар – одно из самых страшных и опасных бедствий. Подумайте и скажите, чем опасен пожар? Обсудите в парах.
 (Звенит звоночек).

Дети делают вывод. Пожар – самое страшное и опасное бедствие.

Работа по учебнику стр.30. Пожар, свидетелями которого стали Серёжа и папа, возник из-за того, что кто-то из жильцов оставил без присмотра включённый утюг. Люди не соблюдали правила пожарной безопасности.

- Составьте правила пожарной безопасности. (Не играй со спичками, зажигалками. Выключай электроприборы, газ. Не зажигай фейерверки, петарды, бенгальские свечи, бытовые свечи без взрослых).
- Прочитайте памятку с правилами в учебнике на стр.30.
- Какие правила пожарной безопасности мы не назвали?

Физминутка – игра  «Это я, это я, это все мои друзья»
   Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, шагаете и должны хором отвечать: «Это я, это я, это  все мои друзья», а если не согласны, садитесь на корточки и молчите.
   Кто задорный и веселый,
   Верность правилам храня,
   Бережет родную школу,
   И квартиру от огня?
    (Это я, это я, это все мои друзья)
 
   Кто поджег траву у дома,
  Подпалил ненужный сор,
  А сгорел гараж знакомых
  И строительный забор?
     (Молчат)
 
   Кто соседней детворе
   Объясняет во дворе,
   Что игра с огнем недаром
   Завершается пожаром?
    (Это я, это я, это все мои друзья)
  
    Кто украдкой в уголке
    Жег свечу на чердаке?
   Загорелся старый стол,
   Еле сам живой ушел.
   (Молчат)  
      
   Кто пожарным помогает,
   Правила не нарушает,
   Кто помочь другому рад?
   Кто пример для всех ребят?
   (Это я, это я, это все мои друзья)

- Существуют правила поведения на пожаре:

а) Если огонь небольшой, можно его затушить водой, набросить плотную ткань, одеяло.
б) Если огонь не погас – убегай из дома в безопасное место. Звони по телефону 01.
в) При пожаре в подъезде не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнёшься.
г) Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

Обобщение по учебнику стр.31.

- Но нужно знать, куда бежать. Если в школе вдруг возник пожар, необходимо эвакуироваться, т.е. выйти из опасной зоны. Как выходим? (План эвакуации школы, подаётся сигнал тревоги: короткие звонки, знаки на стенах “Бегущий человек”).

Знакомство с индивидуальными средствами защиты.

- При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки и продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма.
- Вывод. Запомнить взрослым необходимо: чаще в пожарах гибнут от дыма.
- Как ещё можно защититься от дыма?
(Марлевые повязки, респираторы).
- Задание. Надеть респиратор за 10 секунд.

Загадка (иллюстрация пожарника).

С огнём бороться мы должны –
Мы смелые работники.
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы …?

(Пожарники).

- Пожарные – героические люди, которые всегда готовы прийти на помощь. Но иногда они приезжают слишком поздно. Как вы думаете, почему? (Люди поздно сообщают о пожаре, не могут правильно назвать адрес из-за паники, волнения)

Пожарник:

Знакомство с профессией «Пожарный»

Загадываю загадку

С огнём бороться мы должны –

Мы смелые работники.

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы …?

(Пожарные).

Задаю вопрос: Кто такие пожарные, какими качествами они должны обладать? Сообщается  детям, как они должны действовать во время пожара.

Рассказ о профессии пожарного.

           Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда случается беда – настоящий пожар, кто поможет? Конечно же, пожарные. Только они могут быстро и правильно потушить пожар!

Пожарные сдают  своё дежурство и передают следующей смене  оборудование – пожарные автоцистерны. Всё оборудование должно быть в полном порядке, ведь в любую минуту где-то может случиться беда. У пожарных есть и другое оборудование, которое они передают по смене – это дыхательные аппараты, которые тоже проверяются Как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный?
Ответы детей (взрослый дополняет):
- храбрым; выносливым; ловким;  сильным; дисциплинированным; внимательным; быстро принимать решения; уметь оказать первую медицинскую помощь пострадавшим при пожаре;
- поддерживать своих товарищей.
Для того, чтобы пожарный обладал всеми этими качествами, ему нужно постоянно тренироваться. 

У пожарных есть специальные машины, они снабжены цистерной с водой, баком со специальной пеной, длинными шлангами – рукавами, складной лестницей. Ещё у пожарной машины есть сирена. А для чего же она нужна? Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены. 
Когда машина вместе с бригадой пожарных приезжает на пожар, пожарные оценивают сложность пожара, и, при необходимости, вызывают ещё несколько машин с пожарными и приступают к тушению. 
Чем же пожарные тушат огонь? 
Верно! Заливают водой из специальных шлангов-рукавов. Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине. Кроме того, пожар тушат специальной пеной, содержащейся в огнетушителях. Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Помогает им высокая складная лестница, по которой они проникают внутрь горящего дома через окна и балконы. 
     Иногда к делу подключаются и пожарные вертолеты, они помогают спасать людей из горящих многоэтажных зданий.

Ученики отгадываю загадку и называют качества, которыми должны обладать пожарные, делают вывод «Кто же такие пожарные?»

Читают стих  подготовленные ученики:                                                    

 Ты о пожаре услыхал –

Скорей об этом дай сигнал.

Смело трубку в руку взять,

“01” сумей набрать.

И назвать ещё потом город, улицу и дом,

И квартиру, где живёте,

И с каким она замком,

И ещё сказать:

“Даю вам фамилию свою,

Также номер телефона,

У которого стою”.                                                                                

Когда огонь выходит из-под контроля, он превращается в страшное чудовище и уничтожает все на своем пути. И может случиться так, что вы сами окажетесь в помещении, где начался пожар. Давайте вместе узнаем, как нужно вести себя во время пожара.

Правила поведения во время пожара

Убегая от пожара, ничего не ищи, не пытайся спасти свои вещи, игрушки.

Не забудь плотно закрыть за собой двери и окна.

Проблемный вопрос:

- Почему во время пожара нельзя разбивать окна и оставлять двери открытыми?

Проведем опыт. Для этого зажжем две свечи. Теперь одну свечу поставим под банку.  И подождем несколько секунд. Что произошло с этой свечкой?

(Свеча, стоящая под банкой, вскоре погасла)

Почему? (В банке закончился кислород, а процесс горения без него невозможен)

Какой мы с вами сделаем вывод? (Если во время пожара разбить окна или оставить двери открытыми пожар усилится).

-Молодцы!

Ребята, а что же все таки нужно делать чтобы не было пожара? (Ответы детей)

-Запомните эти правила,  не нарушайте, чтобы не возникло пожара!

Рефлексия

Применяю приём «Рефлексивный экран»

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

      я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я приобрел…

я научился…

      у меня получилось …

я смог…

меня удивило…

мне захотелось…

Даю  анализ и оценку успешности достижения цели и намеченных задач.

7. Домашнее задание.

Предлагаю задание выполнить по группам.

Придумать и нарисовать условные знаки к правилам пожарной безопасности:

1 гр. – Никогда и нигде не играй со спичками.

2 гр. – Не оставляй без присмотра включённый утюг или чайник.

3 гр. - В лесу не разжигайте костёр без взрослых.

По желанию нарисовать рисунок на тему “Огонь – друг, огонь - враг”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока по окружающему миру "лесные опасности" 2 класс УМК "Школа России".

Анализ учителем урока по окружающему миру во 2 классе.В анализе отражены основные цели и задачи урока и методы достижения результата , с  анализом каждого этапа урока....

Конспект урока по окружающему миру "Полезные ископаемые" 3 класс УМК "Школа России"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира по теме "Полезные ископаемые", надеюсь данный материал будет вам полезен!...

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства" 2 класс (УМК "Школа России")

      Цели деятельности учителя: ознакомление  с разнообразием водоемов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами;      ...

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства" 2 класс УМК "Школа России"

Дата: 20.04.2020                                                     ...