Интерактивные методы и приёмы обучения, используемые при реализации регионального компонента в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»
консультация по орксэ (4 класс) на тему

Сергеева Ирина Васильевна

Доклад на гродском семинаре по теме: "Интерактивные методы и приёмы обучения, используемые при реализации регионального компонента в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики».Из опыта работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare_sergeeva_i.v._bolee_polnoe.docx30.24 КБ
PDF icon orkse.pdf1021.12 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад                                                                              

                                                           Сергеева Ирина Васильевна

                                                          учитель начальных классов

                                                                          первая квалификационная категория

                                                                       МБОУ «ООШ №1» г. Новокузнецк

Слайд1

Тема: Интерактивные методы и приёмы обучения, используемые  при реализации регионального компонента в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»

Слайд 2

В настоящее время введение регионального компонента стал очень острой и актуальной проблемой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить этот хрупкий «мостик».

Слайд 3

Региональный компонент на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике: по географии, по истории и литературному чтению, фольклору. 
 Цель использования материала  регионального компонента: формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию малой родины. 

 Изучение краеведческого материала в рамках учебного предмета ОРКСЭ поможет познакомить учащихся с культурно-религиозными традициями Сибири.

В 2016-2017 учебном году в рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»  в нашей школе изучается предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») из расчета 34 учебных недель – 34 часа в год.

Весь курс представлен 3 блоками:

Слайд 4

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Тема: Россия – наша Родина.

Региональный компонент (РК). Моя малая Родина «Виртуальное путешествие по Кузбассу».

Слайд 5

Блок 2. Основы религиозных культур.

        Тема: Культура и религия.

РК. Святые места на территории Кемеровской области.

        Тема: Хранители предания в религиях мира.

РК. Сибирские сказы, сказки для детей.

        Тема: Священные сооружения.

        РК. Священные сооружения в городе Новокузнецке.

        Тема:  Искусство в религиозной культуре.         

РК. Культура коренных жителей Сибири.

        Тема: Обычаи и обряды.

РК. Традиции и обряды коренных жителей юга Сибири.

Слайд 6

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России.

        Тема: Любовь и уважение к Отечеству.

РК. Разные религии- единая страна. Героизм новокузнечан на фронтах и тылу в годы ВОВ.

Тема: Подготовка творческих проектов.

Слайд 7       

  Примерная тематика проектов, исследований школьников по ОРКСЭ

        с учетом регионального компонента.

Памятники духовной культуры нашего города.

Добро и зло в сказках народов, проживающих в Сибири.

Дружба начинается с улыбки.

Национальные традиции в нашей семье.

Наша семья в годы Великой Отечественной войны.

Правила поведения в храмах (церкви, мечети)

Религиозные праздники в нашем городе.

Так жили наши деды.

Традиции и ценности моей семьи.

И для учащихся 4 классов, и для их родителей предмет ОРКСЭ новый и по своему названию, и по содержанию. Выбор и изучение модуля осуществляется только по выбору родителей (лиц, замещающих родителей).

Поэтому введению курса ОРКСЭ предшествует подготовительная работа с родителями, которую я провожу в форме пресс-конференции с презентацией образовательных результатов (творческие проекты учащихся). Главная задача этого мероприятия – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

Слайд 8

Основываясь на опыте работы (опыт работы по предмету у меня всего 2 года), можно назвать «молодой специалист», но педагогический стаж более 20 лет, я неоднократно убедилась, что в наш современный век, только заинтересовав детей и мотивировав их на деятельность, можно получить результат. А это значит, что я стараюсь найти такие методы и приемы обучения, чтобы они были интересны для учащихся начальной школы, проявить творческий подход.

Педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), переходящий к преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что и составляет суть динамики творчества учителя.

Под творческим подходом я подразумеваю следующее:

  1. Сочетание приемов алгоритмизации деятельности и творчества, способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработки и его органичного включения в собственную теорию и практику.
  2. Искусство общения учителя со школьниками, основу которого составляет обмен информацией с помощью коммуникативных средств и воспитательного воздействия личности педагога, его собственного примера.
  3. Педагогическое руководство творческой деятельностью учащихся, требующее постановки задач проблемного типа, которые стимулируют мышление школьников, их интерес и потребность в реализации своего творческого потенциала.

Слайд 9,10

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

        На примере нескольких тем регионального компонента, я рассажу вам какие интерактивные методы и приёмы можно использовать, сочетая их в разных вариациях.

  • На одном из первых уроков, при изучении темы «Россия – наша Родина», мы вводим понятие «Малая родина» (тема РК), посредством приёма мозговой атаки (7-10 мин)

Слайд 11

  • Создание банка идей. На этом этапе учащиеся предполагают, что такое «малая родина». Чем больше предположений, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются на доске.
  • Анализ идей. Происходит коллективное обсуждение. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.
  • Обработка результатов. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.

Учащиеся делают вывод, что малая родина -это то место, где ты родился и живёшь, где живут и работают твои родители, где у тебя есть друзья, куда хочется возвращаться после долгого отсутствия.

Далее учащимся предлагается поработать в группах (групповой метод) и обсудить вопросы: О каких интересных местах культуры знают учащиеся? Где они побывали с родителями, с учителями? Какие семь чудес Кузбасса могут назвать? (вопросы заготовлены на карточках, ответы, учащиеся записывают на предложенных листах, вывешиваются на доске).

Как правило учащиеся записывают названия кинотеатров, магазинов, могут указать Планетарий, Кузнецкую крепость, Театр кукол.

Выявления противоречия между фактическими и актуальными знаниями (возникновение учебной ситуации).

Слайд 12

Предлагаем совершить «Виртуальное путешествие по Кузбассу» (применение баскет-метода). Двое учеников из 5 класса выступают в роли гидов и проводят экскурсию по интереснейшим местам Кузбасса. (результат творческая работа учащихся в конце прошлого учебного года, преемственность начального и среднего звена).

Итогом этого урока заинтересовать учащихся на выполнение творческого проекта в конце учебного года.

  • тема РК «Сибирские сказы, сказки для детей». Изучение этой темы заняло несколько уроков, так как на первом уроке работали с содержанием сказок и оформлением работ, а на втором уроке представляли продукт своей работы.

Урок начался с того, что учащимся было предложено прослушать и посмотреть слайд фильм «Сибирские сказки».

Проблемная ситуация: Какие сибирские сказки знаете или вам читали родители? (не назвали ни одной)

Цель: заинтересовать учащихся, подтолкнуть к знакомству с новыми сказками народов Сибири.

Решение проблемной ситуации (групповой метод)

На первом этапе (первый урок) учащиеся разделились на 4 группы (по 5 человек). Делегат от каждой группы выбирает текст сказки (6 текстов распечатаны, объем сказки 2 печатных листа формата А4).

О русском брате

Верное слово

Железный богатырь

Сказка о жизни

Дочь Земли

Итте

Каждой группе дано одинаковое задание: познакомить со своей сказкой одноклассников, но сделать это нужно так, чтобы заинтересовать других прочитать эту сказку ещё раз.

Это задание привело учащихся в некоторое замешательство. В глазах детей застыл немой вопрос: А как?

Приём «Копилка идей» (высказывались предложения: рассказать эмоционально, нарисовать сюжет сказки, прочитать по ролям). 

На доске слова (надпись была закрыта): реклама, слайд-фильм, театрализация, книжка-малышка, комикс.

Несколько учащихся обратили внимание на то, что написано на доске и это их натолкнуло на то, что и таким образом тоже можно представить свою сказку.

Дети знают и умеют работать в группе. Выбрали форму своего будущего выступления, они распределили кто за что в группе отвечает, начали работу.

(Учитель выступает в роли консультанта, переходя от одной группы к другой.)

На втором уроке учащиеся презентовали свои творческие работы.

Слайд 13

  1.  группа: выпустила книжку- малышку (с краткой аннотацией сказки).
  2. группа: прорекламировала свою сказку.

Слайд 14

  1.  группа: прочитала отрывок по ролям с элементами драматизации.

Слайд 15

  1. группа: разбила сказку покадрово, каждый кадр нарисовала (кроме последнего) и сделали слайд-фильм, озвучивая во время демонстрации.

Слайд 16

В конце учебного года, по завершению курса ОРКСЭ я провожу игру (с использованием средств ИКТ) «Умники и умницы».

Цель игры: выявить степень усвоения материала изучаемого курса.

Игра состоит из двух раундов. В первом раунде учащиеся класса отвечают на вопросы из разных блоков предмета (вопросы составляются по всем пройденным темам) и зарабатывают медали. За каждый правильный ответ вручается медаль.

Те, кто набрал две и более медалей, выходят в финальный 2 раунд.

Слайд 17

В финале участников ждёт «дорожка успеха». Финалистам предлагают высказать свою точку зрения на определённую ситуацию (В чём заключался трудовой подвиг новокузнечан в годы ВОВ? Что есть настоящий героизм? Что двигало детьми, когда они рисковали жизнью, или умирали стоя у станка?

 Какова роль детей и подростков в приближении Дня Победы?).

Победителю присваивается звание « Магистр ОРКСЭ», остальным «Умница» или «Умник».

Значимость этой игры в том, что:

  • находят первое практическое подтверждение приобретенных знаний;

-приобретают опыт решения проблем в непосредственном действии, проживая определённую ситуацию в ходе игры;

-анализируют то, что происходит в процессе игры – чувства, эмоции и поведение, основываясь как на собственных ощущениях, так и на обратной связи от участников и ведущего;

-учатся делать выводы на основе последующего анализа о собственном уровне компетентности, использовать в качестве примеров наиболее ценное из полученного.

             При подготовке к каждому уроку, я стараюсь подобрать интересный материал, продумать урок так, чтобы учащиеся были не простыми слушателями и безвольными исполнителями, а сами участвовали в процессе приобретения и присвоения знаний.

Слайд 18

В завершении своего выступления, ещё раз хотелось бы заострить внимание на то, что, изучая темы регионального компонента у учащихся должны формироваться целостные знания о родном крае, воспитываться чувства гордости, уважения и любви к историческому и литературному наследию малой родины, развиваться творческие и исследовательские умения.

                                           


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный отчёт о реализации комплексного учебного курса "Основы религиозной культуры и светской этики"

Публичный отчёт о реализации комплексного учебного курса  "Основы религиозной культуры и светской этики"...

Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...

Урок по теме «Дружба» по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы....

Рабочая программа Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Светская этика»

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...В этой работе собраны ...

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Рабочая программа и КТП к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса...

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»...