Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_.docx | 86.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 453
Колпинского района Санкт-Петербурга
Принята Педагогическим советом школы Протокол № 1 от 30.08.2019 | «Утверждаю» Приказ от 30.08.2019 г. № 183 __________/Андреева С.Л./ |
Рабочая программа
по учебному предмету «Окружающий мир»
для 4 класса В
срок реализации программы: 2019/2020 учебный год
Составитель: Кобзева О.А.
Санкт- Петербург
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 в класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.:Просвещение,2011, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6» октября 2009 г. № 373 ), на основе авторской рабочей программы (Плешаков А.А, М.Ю. Новицкая по окружающему миру 4 класс, УМК «ПЕРСПЕКТИВА» М., «Просвещение» 2013 г.), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (приказ №373 от 6 октября 2009), и учебного плана ГБОУ школы №453 на 2019 – 2020 учебный год.
Цели изучения предмета «Окружающий мир» в 4 классе:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачами реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию навыков самоконтроля и самопроверки.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение окружающего мира в 4 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебные недели).
1 четверть – 16 часов, фактически 16 ч.
2 четверть – 16 часов, фактически 16 ч.
3 четверть – 20 часов, фактически 20 ч.
4 четверть – 16 часов, фактически 15 ч.
В связи с расхождением объема содержания учебника и авторской программы, а также изменениями календаря, в программу были внесены изменения по количеству часов, отводимых на изучение следующих разделов: «Путешествие по Реке времени» (количество часов сокращено на 1 час), «Мы строим будущее России» (количество часов сокращено на 1 час).
Следовательно, по программе предусмотрено 68 часов, фактически будет проведено 67 часов. Изменение объема учебного времени учитывается при составлении поурочно-тематического планирования.
Реализация рабочей программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом по школе №353 от 29.11.2016 г. в списке учебников, используемых в 2019/2020 учебном году.
Учебно-методический комплект
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014.
- Рабочие программы. Окружающий мир. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2014
Методические пособия
2. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»). – М.: ВАКО, 2014.
3.Технологические карты. Окружающий мир (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspek)
Печатные пособия
- Таблицы природоведческого, обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения;
- Географические и исторические настенные карты;
Материально-техническое обеспечение
Классная доска;
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска.
DVD-диск «Приложение к учебнику»
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстрации в соответствии с содержанием обучения.
Электронные ресурсы:
http://1-4.prosv.ru/ сайт «Начальная школа» - Издательство «Просвещение».
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
- проявление чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, общество посредством знакомства с вкладом соотечественников в развитие страны; осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии», понимание себя наследником ценностей многонационального общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве природы, народов, культур и религий;
- представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
-уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи, преемственности, постоянном развитии при сохранении устойчивых культурных особенностей;
- навыки адаптации в мире через осознание образа исторического времени как единства прошлого, настоящего и будущего;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, осознания и принятия образца прилежного ученика;
- мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности;
- способность действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);
- интерес к новому учебному материалу, способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни);
- готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям*;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей*;
- личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;
- представление о морально-нравственных понятиях и нормах поведения и умение оформлять их в этическое суждение о поступке;
- знание основных моральных норм и действие в соответствии с моральными нормами*;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой в исторической перспективе*;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения*;
- понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с отечественными святынями и художественными образами отечественной и мировой литературы и живописи*;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях*;
- правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
-гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми;
- установка на здоровый образ жизни* с опорой на отечественную традицию понимания триединства здоровья физического, психического и духовно-нравственного.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- планировать свои действия;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- аргументировать свою позицию;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственного мнения позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);
-находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион, его главный город;
-называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества);
-приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких статей Главы 2);
-приводить конкретные примеры прав ребёнка;
-называть элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней — многонациональный народ;
-называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти;
-перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп (республики, автономные области, области, автономные округа, края, города федерального назначения); наличие регионального герба, гимна, флага самобытное природное и культурное наследие; выдающиеся граждане;
-показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение географических объектов, заданных в учебниках;
-показывать на карте и называть государства, сопредельные России;
-характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;
-знать об экологических проблемах России и предложениях экологов по охране природы;
-приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;
-соотносить исторические события с датами, даты с веком, в котором данное событие произошло;
-располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»;
отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;
-показывать на карте Восточно-Европейской равнины места обитания разных племён (славянских и финно-угорских), называть их в соответствии с летописными сведениями;
-определять по карте местоположение древнейших русских городов;
-называть дату (век) Крещения Руси;
-характеризовать важнейшие деяния некоторых русских князей из династии Рюриковичей, их значение в развитии древнерусской государственности (княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана III, Ивана Грозного как первого царя Московской Руси);
-называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте;
- называть дату (век) Куликовской битвы;
-называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, исследование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени);
- показывать на карте поволжские города — ключевые точки формирования народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина;
- перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I;
- приводить примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков);
- называть важнейшие события и героев Отечественной войны 1812 г. (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам);
называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 г. (по выбору, в том числе в своём крае);
- характеризовать развитие промышленности в XIX в. (в том числе и в своём крае);
- характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в XIX в.;
- называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять названия важнейших российских театров и художественных (галерей) музеев, рассказывать о них (по выбору);
- называть основные исторические события начала XX в., в том числе на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война);
- характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе в своём крае;
- называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы);
- характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.; называть реликвии Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа;
- характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства;
- характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е гг. XX в. (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт);
- характеризовать особенности жизни страны в 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в.;
- называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира; приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае (городе, селе);
- приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеских качеств своих современников, проявивших себя в разных видах деятельности, в т.ч. в своем крае.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым
чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся
Текущий контроль по предмету проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса, индивидуальных заданий, тестов, творческих работ, проектов.
Учитель определяет конкретные задачи контролирующей деятельности и учитывает основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Тематический контроль в форме проверочных работ по окончании каждого раздела. Итоговый контроль осуществляется по итогам изучения курса за год в форме ВПР.
При организации четвертной промежуточной аттестации вычисляют среднее арифметическое текущих отметок и отметки за проверочную работу в конце четверти; считают определяющей отметку за проверочную работу в конце четверти. Отметка обучающегося за четверть, не может превышать среднюю арифметическую оценку результатов, проверочных или самостоятельных работ, имеющих контрольный характер.
При организации годовой промежуточной аттестации учитывают только четвертные отметки; вычисляют среднее арифметическое четвертных отметок и отметки за контрольную работу в конце года; считают определяющей отметку за контрольную работу в конце года.
График проведения тематических и итоговых проверочных работ
Название раздела | Форма работы | Дата |
Раздел «Мы-граждане единого Отечества» | Проверочная работа | 10 октября |
Раздел «По родным просторам» | Проверочная работа за 1 четверть. Проверочная работа за 2 четверть. | 22 октября 24 декабря |
Раздел «Путешествие по реке времени» | Проверочная работа за 3 четверть Проверочная работа | 17 марта 14 апреля |
Раздел «Мы строим будущее России» | Контрольная работа за год (ВПР) Проверочная работа за 4 четверть. | 23 апреля 19 мая |
Итого: 6 проверочных работ 1 контрольная работа |
Практическая часть программы
Форма работы | Содержание | Название раздела |
Экскурсии | Российский союз равных (экскурсия). По заповедникам и национальным паркам (экскурсия). Расцвет изобразительного искусства и литературы (экскурсия). Наши проекты. «За страницами учебника». (экскурсия). | Раздел «Мы-граждане единого Отечества». Раздел «По родным просторам». Раздел «Путешествие по реке времени». Раздел «Мы строим будущее России». |
Практические работы | Практическая работа №1 Работа по физической карте. Практическая работа №2 Работа по физической карте. Практическая работа №3 Работа по физической карте. Практическая работа №4 Работа с картой природных зон России. | Раздел «По родным просторам». |
Практическая работа № 5 «Археологические находки» | Раздел «Путешествие по реке времени». |
Содержание учебного предмета
Мы – граждане единого Отечества(12ч)
Общество - это мы! Необходимость объединения людей и общества. Российский народ как содружество граждан, связанных едиными целями и интересами. Конституция России как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны. Права ребёнка гарантированные федеральным законом. Особенности государственного устройства России, как независимой демократической республики и Конституция страны. Устройство государственной границы. Родные языки и творчество народов России. Диалог культур народов России.
По родным просторам(20ч)
Физическая карта России Формы земной поверхности: равнины, горы. Низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Полезные ископаемые России и их роль в хозяйстве страны. Реки и озёра России, их значение в жизни людей. Моря, омывающие берега России. Природные зоны России. Особенности хозяйственной жизни народов России. Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах. Растения и животные из красной книги. Заповедники и национальные парки.
Путешествие по Реке времени(25ч)
В путь по Реке времени. Путешествуем с археологами в изучении прошлого. «Повесть временных лет – древнерусская летопись». Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Мудрый выбор. Важнейшие деяния Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности. Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на древнюю Русь. Эпоха укрепления и расширения Московского княжества. События Смутного времени в жизни страны. Деятельность великих соотечественников в послепетровское время. Отечественная война 1812 года. Российская империя в XIX в. Развитие театрального, музыкального и изобразительного искусства. СССР в период до начала Великой Отечественной войны. Основные этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950-1970 гг.
Мы строим будущее России(9ч)
Современная Россия. Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. Продовольственная безопасность страны - важнейшая задача современности. Выдающиеся явления в современной культурной жизни России.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Мы – граждане единого Отечества. | 12 часов |
2 | По родным просторам. | 20 часов |
3 | Путешествие по Реке времени. | 25 часов |
4 | Мы строим будущее России. | 9 часов |
ИТОГО | 66 часов |
Поурочно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы урока | Дата план/ факт | Практика | Контроль | Планируемые результаты обучения | |
Освоение предметных знаний | УУД | |||||
I четверть | ||||||
Мы – граждане единого Отечества(12ч) | ||||||
1 | Общество – это мы. | 3.09 | Текущий | -приводить примеры различных типов сообществ и общественных групп, называть общие цели и интересы их членов; определять, в какие сообщества, с целью достижения какого результата человек входит в течение своей жизни. | Познавательные: - раскрывать значения понятий: «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат», – и использовать их в активном словаре; - определять различные виды обществ и обосновывать своё мнение; - обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу; - отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение. - раскрывать значение понятий: «конституция», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон» и использовать их в активном словаре; - определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение; - находить соответствие статей Конституции РФ старинным нравственным правилам отечественной культуры и обосновывать своё мнение. - находить соответствия принципа о правах ребёнка со статьёй Конституции РФ и обосновывать своё мнение. - актуализировать значение понятий: «федерация», «субъект РФ», «республика»; - раскрывать значение понятий: «государство», «выборы», «функция власти», «министр», «министерство», «советник», «референдум», «президент», «суд» – и использовать их в активном словаре; - определять особенности государственного устройства РФ и обосновывать своё мнение; - определять три ветви власти, роль каждой из них в России и обосновывать своё мнение; - определять главу государства, его обязанности перед народом и обосновывать своё мнение. - раскрывать значение понятий «граница», «государственная граница», «виза», «безвизовый режим», «таможня», «пуща», «кочевник», «кириллица», «иероглиф», «хан» и использовать их в активном словаре; - объяснять смысл пословицы и обосновывать своё мнение; - определять государственную границу на суше, на море, в воздушном пространстве и обосновывать своё мнение. -определять условия пересечения государственной границы России и обосновывать своё мнение; - определять объекты всемирного природного наследия Беларуси и Монголии. - раскрывать значение понятий: «сокровище», «духовные сокровища», «хранитель», «алфавит», «культурное достояние народов РФ» – и использовать их в активном словаре; - раскрывать значение понятий: «культура», «культурное наследие», «яранга» – и использовать их в активном словаре; - определять вклад деятелей культуры народов России в общенациональное наследие и обосновывать своё мнение. - определять значение родного языка для сохранения культурного достояния народов РФ и обосновывать своё мнение; - определять происхождение названий природных объектов и обосновывать своё мнение. - использовать приобретённые знания для составления рассказа о жизни и традиции народов России в творческой форме. - использовать приобретённые знания для выполнения заданий. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. - выполнять учебное задание, используя план. - выбирать вариант выполнения задания; - выполнять задание в соответствии с целью; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - оценивать результат собственной деятельности. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. - формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. Личностные: -Формирование умения выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять интерес к изучению темы, желание больше узнать. -Воспитание уважительного отношения к государственной символике, к историческому прошлому страны. -Формирование умения выражать положительное отношение к процессу познания; -Воспитание уважительного отношения к правам и обязанностям, установленным Конституцией РФ, формирование желания проявлять интерес к изучению законов РФ. прав ребенка. - Формирование желания проявлять интерес к познанию мира, воспитание уважительного отношения к гос. устройству РФ; - Воспитание добрососедского и уважительного отношения к многообразию культуры соседних государств. - Формирование умения понимать и оценивать собственные достижения при освоении темы, понимать, где могут пригодиться данные умения, осознавать свои трудности, стремиться к их преодолению. - Формирование умения соотносить личные интересы с интересами окружающих, выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками. | |
2 | Российский народ. | 5.09 | Текущий | -называть факторы, объединяющие граждан России в один российский народ; приводить примеры этих факторов из реальной жизни; называть государственную символику (флаг, герб, гимн). | ||
3 | Конституция России. | 10.09 | Текущий | -приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией; приводить конкретные примеры прав и обязанностей граждан; различать права и обязанности гражданина России; употреблять специальную лексику Конституции (в объёме текста учебника). | ||
4 | Права ребенка. | 12.09 | Текущий | -знать права ребёнка; приводить конкретные примеры прав ребёнка; объяснять связь между правами и обязанностями и принцип расширения прав и обязанностей по мере взросления; приводить конкретные примеры, подтверждающие верность и необходимость соблюдения десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН; употреблять специальную лексику соответствующих документов. | ||
5 | Государственное устройство России. | 17.09 | Текущий | -знать государственное устройство России (в объёме мате- риала учебника); объяснять, в чём состоит роль Президента и значение трёх ветвей власти; называть имя, отчество, фамилию действующего Президента; определять понятие «государство». | ||
6 | Российский Союз равных. Экскурсия. | 19.09 | Текущий | -перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп, особенности региональных органов государственной власти, наличие регионального герба, гимна, флага, самобытное природное и культурное наследие, выдающиеся граждане; показывать на карте положение Республики Чувашии и называть её столицу, а также — другие города и селения Чувашии. | ||
7 | Государственная граница России. | 24.09 | Текущий | формулировать понятие «граница»; объяснять, в чём состоит цель обустройства государственной границы; показывать на карте границу РФ; называть сопредельные государства; различать границы на суше и на море. | ||
8 | Путешествие за границу России. | 26.09 | Текущий | -называть страны ближнего зарубежья; показывать границы стран ближнего зарубежья на карте; называть природные и культурные объекты этих стран; определять с помощью карты названия столиц, важнейших природных и культурных объектов сопредельных государств. | ||
9 | Сокровища России и их хранители. | 1.10 | Текущий | -иметь представление о схеме языков народов России (языки славянские, финноугорские, тюркские); показывать место родного языка на схеме языковых семей народов России; узнавать историю названий географических объектов (рек, озёр, гор и т. п.), их место в родных языках и творчестве на- родов своего края как источниках сведений о прошлом и носителях нравственных норм и идеалов; знать пословицы и поговорки родного края; знать сведения из жизни и деятельности создателя национальной письменности как хранителя культурного наследия России (на примере жизни и деятельности И. Я. Яковлева). | ||
10 | Творческий союз. | 3.10 | Текущий | -иметь представление о роли русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов; рассказывать о произведениях писателей своего края как о создателях общего культурного наследия России; знать, чем знамениты К. Л. Хетагуров, Ю. С. Рытхэу как участники диалога культур народов России; знать сведения о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края как создателях общего культурного наследия России. | ||
11 | Наши проекты. «За страницами учебника». | 8.10 | Текущий | - работать с дополнительными источниками информации; - применять знания и способы действий в изменённых условиях; - моделировать проекты при помощи схематических рисунков; - рассказывать о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры своего края на родном языке или в переводе на русский язык (по выбору). | ||
12 | Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества». Проверочная работа. | 10.10 | Тематический | - работать с дополнительными источниками информации; - применять знания и способы действий в изменённых условиях; - моделировать проекты при помощи схематических рисунков; - рассказывать о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры своего края на родном языке или в переводе на русский язык (по выбору). - работать с заданиями в тестовой форме и в форме вопросов. - уметь выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов, умение отвечать на вопросы | ||
По родным просторам (20 ч) | ||||||
13 | Карта – наш экскурсовод. | 15.10 | Практическая работа. №1 Работа по физи-ческой карте. | Текущий | Знакомиться с задачей изучения раздела «По родным просторам», связывать изучаемый раздел с предшествующим материалом; показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение наиболее значимых географических объектов (столицы, главного города своего региона, Уральских гор, европейской и азиатской частей России, Байкала, омывающих океанов); знать условные обозначения физической карты России; находить на физической карте России природные объекты,изображённые на фотографиях в учебнике; наносить на контурную карту границы России и главный город своего региона. | Познавательные: - раскрывать значение понятий: «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб» – и использовать их в активном словаре; - определять различие физической карты России и мира и обосновывать своё мнение; - определять условные знаки физической карты и обосновывать своё мнение; - определять особенности изображения природных объектов на физической карте России и обосновывать своё мнение; - определять различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение. - раскрывать значение понятий: «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг» – и использовать их в активном словаре; - определять особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение; - определять особенности холма, горы и обосновывать своё мнение; - определять особенности оврага, балки и обосновывать своё мнение. - раскрывать значение понятий: «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ» – и использовать их в активном словаре; - определять полезное ископаемое по его описанию и обосновывать своё мнение; - определять свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение. - раскрывать значение понятий: «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток» – и использовать их в активном словаре; - определять водное пространство и обосновывать своё мнение; - определять значение водоёма в жизни людей и обосновывать своё мнение; - определять части реки и обосновывать своё мнение; - определять классификацию рек по протяжённости и обосновывать своё мнение. - раскрывать значение понятий: «вода», «пресная вода», «солёная вода», «озеро» – и использовать их в активном словаре; - определять водное пространство и обосновывать своё мнение; - определять значение водоёма в жизни людей и обосновывать своё мнение; - сравнивать глубину озёр и обосновывать своё мнение. |
14 | По равнинам и горам. | 17.10 | Текущий | знать основные формы рельефа России и их местоположе- ние на физической карте страны; показывать равнины и горы на физической карте страны и своего региона; находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике; характеризовать крупнейшие равнины и горы России; характеризовать поверхность своего края. | ||
15 | В поисках подземных кладовых. Проверочная работа за 1 четверть. | 22.10 | Тематический | знать основные значки полезных ископаемых на карте России (железная руда, уголь, золото, алмазы); показывать месторождения основных полезных ископаемых на карте России; знакомиться с профессией геолога; знать расположение месторождений полезных ископаемых на карте своего региона и показывать их на карте; знакомиться со способами добычи полезных ископаемых в своём регионе; изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведённому в учебнике плану. знать природные свойства наиболее важных полезных ис- копаемых; определять полезные ископаемые по внешним признакам; знакомиться с исследовательской работой геолога-минера- лога. Обобщить и проверить знания и умения за четверть. | ||
16 | Наши реки. | 24.10 | Практическая работа №2 Работа по физи-ческой карте. | Текущий | знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки); знать и показывать на картах главные реки России и сво- его региона; находить на физической карте России реки, представлен- ные на фотографиях в учебнике; характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки России; характеризовать реку своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы). | |
II четверть | ||||||
17 | Озера – краса Земли. | 5.11 | Текущий | знать названия озёр России; находить и показывать на карте изучаемые озёра России; характеризовать крупнейшие и наиболее известные озёра России; характеризовать озеро своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы). | - раскрывать значение понятий: «вода», «пресная вода», «солёная вода», «берег», «море», «остров» – и использовать их в активном словаре; - определять водное пространство и обосновывать своё мнение; - определять значение водоёма в жизни людей и обосновывать своё мнение; - определять связь моря с океаном и обосновывать своё мнение. - раскрывать значение понятий: «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «сообщество» – и использовать их в активном словаре; - определять природные зоны России и обосновывать своё мнение; - определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение; - определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение. - раскрывать значение понятий: «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «многолетняя мерзлота» – и использовать их в активном словаре; - определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение; - определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение. - раскрывать значение понятий: «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги» – и использовать их в активном словаре; - определять особенности тундры и обосновывать своё мнение; - определять экологические проблемы тундры и обосновывать своё мнение. - раскрывать значение понятий: «лес», «лиственный лес», «хвойный лес», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес» – и использовать их в активном словаре; - определять самую большую по площади природную зону России и обосновывать своё мнение; - определять особенности лесных зон и обосновывать своё мнение; - устанавливать зависимость природы лесной зоны от распределения тепла и влаги и обосновывать своё мнение. - раскрывать значение понятий: «лесостепи», «степь», «суховей», «пыльные бури», «чернозём» – и использовать их в активном словаре; - определять климатические особенности природной зоны степей России и обосновывать своё мнение; - определять зависимость природы зоны степей от распределения влаги, тепла и обосновывать своё мнение; - определять приспособленность растений и животных к природным условиям зоны степей и обосновывать своё мнение. - раскрывать значение понятий: «полупустыни», «пустыни», «барханы», «такыр» – и использовать их в активном словаре; - определять климатические особенности природных зон полупустынь и пустынь России и обосновывать своё мнение; - определять зависимость природы зоны пустынь от распределения влаги, тепла и обосновывать своё мнение; - определять приспособленность растений и животных к природным условиям зоны пустынь и обосновывать своё мнение; - раскрывать значение понятий: «тропики», «субтропики», «дендрарий» – и использовать их в активном словаре; - определять климатические особенности субтропиков России и обосновывать своё мнение; - определять зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор и обосновывать своё мнение. - раскрывать значение понятий: «природный объект», «Калевала» – и использовать их в активном словаре; - определять европейскую и азиатскую часть России и обосновывать своё мнение; - определять зависимость хозяйственной деятельности народа от особенностей природной зоны обитания и обосновывать своё мнение; - раскрывать смысл пословицы, поучения и обосновывать своё мнение. - раскрывать значение понятий: «природный объект», «Калевала», «Сибирь», «эвенки», «кочевать», «оседлость», «жить оседло» – и использовать их в активном словаре; - определять главное занятие народов Сибири и обосновывать своё мнение; - раскрывать смысл пословицы, поучения и обосновывать своё мнение. - раскрывать значение понятий: «экология», «экологическая проблема», «экологический кодекс», «опустынивание» – и использовать их в активном словаре; - определять экологические проблемы каждой природной зоны России и обосновывать своё мнение; - определять правила поведения в природе и обосновывать своё мнение; - определять мероприятия по охране природы каждой природной зоны и обосновывать своё мнение. - раскрывать значение понятия «Красная книга России» и использовать его в активном словаре; - определять правила поведения в природе и обосновывать своё мнение; - определять мероприятия по охране природы каждой природной зоны и обосновывать своё мнение. - раскрывать значение понятий: «заказник», «промысел», «заповедник», «природный национальный парк» – и использовать их в активном словаре; - определять правила поведения в природе и обосновывать своё мнение; - определять мероприятия по охране природы каждой природной зоны и обосновывать своё мнение; - определять отличие природного национального парка от заповедника и обосновывать своё мнение. - использовать приобретённые знания для составления правил рубрик: «Кодекс экологического поведения» и «Охраняй свой дом». - использовать приобретённые знания для составления правил рубрик: «Кодекс экологического поведения» и «Охраняй свой дом». Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять взаимооценку учебного задания. - выполнять учебное задание, используя план; алгоритм; - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь; Коммуникативные: - конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе. - конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания в паре. Личностные: Формирование умения выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять интерес к изучению темы, желание больше узнать. Испытывать чувство гордости и ответственности за нашу Родину, богатую природой и полезными ископаемыми. осознавать чувство ответственности за сохранность равнин и гор России. Понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной жизни страны и значимость работы геологов; понимать важность и необходимость бережного отношения к полезным ископаемым нашей страны. Испытывать чувство гордости и ответственности за нашу Родину, богатую природой и полезными ископаемыми. Осознавать чувство ответственности за сохранность равнин и гор России. Понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной жизни страны и значимость работы геологов; понимать важность и необходимость бережного отношения к полезным ископаемым нашей страны. Понимать важность и необходимость бережного отношения к полезным ископаемым нашей страны; понимать важность и сложность профессии геолога-минералога. Понимать значение рек в жизни людей; выражать своё отношение к главной реке своего региона, её значению для жизни региона. делиться впечатлениями от пребывания на озере, на море. Осознавать красоту природы России в ходе заочного путешествия по её природным зонам. Понимать важность работы полярников, восхищаться их героизмом; осознавать необходимость бережного отношения к лишайникам, в частности благодаря рассказу «Союз гриба и водоросли» (книга «Зелёные страницы»). Осознавать необходимость охраны оленьего мха на основе рассказа «Ягель» из книги «Зелёные страницы». осознавать необходимость бережного отношения к лесу на основе материала рассказа «Кто-кто в теремочке живёт?» из книги «Зелёные страницы». Понимать важность значения зоны степей для развития сельского хозяйства, необходимости охраны почвы в степях; понимать необходимость охраны природных богатств в зоне степей; понимать необходимость бережного отношения к насекомым на основе рассказа «Пусть живут на свете удивительные пчёлы» из книги «Великан на поляне». Понимать необходимость охраны пустынь. Понимать, какие природные факторы имеют оздоравливающее значение для людей; делиться впечатлениями от посещения города-курорта Сочи и его окрестностей. Понимать красоту природы России через творчество народов России; совершенствовать навыки межкультурной коммуникации. Понимать необходимость бережного отношения к природным ресурсам России и своего края; осознавать значимость личностной ответственности за сохранность природы, решение экологических проблем. Осознавать личностную ответственность за сохранность растений и животных, занесённых в Красную книгу. Осознавать личностную ответственность за сохранность заповедников и национальных парков. | |
18 | По морским просторам. | 7.11 | Практическая работа №3 Работа по физической карте. | Текущий | знать названия морей России; находить и показывать моря на картах России и своего региона и характеризовать их особенности; определять понятие «пролив»; характеризовать море своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы). | |
19 | С севера на юг. | 12.11 | Практическая работа №4 Работа с картой природных зон России. | Текущий | знать условные обозначения на карте природных зон Рос- сии и уметь по ней ориентироваться; знать природные зоны на территории России и своего ре- гиона; перечислять основные природные зоны России в правиль- ной последовательности; узнавать природные зоны по фотографиям характерных природных объектов; иметь представление о понятии «высотная поясность». | |
20 | В ледяной пустыне. | 14.11 | Текущий | иметь представление о понятии «зона арктических пу- стынь»; находить и показывать на физической карте и карте при- родных зон зону арктических пустынь; характеризовать природные условия, флору и фауну этой зоны; приводить примеры экологических связей в зоне арктиче- ских пустынь. | ||
21 | В холодной тундре. | 19.11 | Текущий | иметь представление о понятиях «Арктика», «тундра»; знать местоположение зоны тундры на карте природных зон и уметь показывать её; находить и показывать на физической карте месторожде- ния нефти и газа в зоне тундры; приводить примеры экологических связей в тундровом со- обществе. | ||
22 | Среди лесов. | 21.11 | Текущий | иметь представление о понятиях «тайга», «широколиствен- ные леса», «смешанные леса»; знать местоположение зоны лесов и уметь показывать её на карте природных зон России; знать различия между тайгой, смешанными и широколиственными лесами; приводить примеры экологических связей в лесных сообществах. | ||
23 | В широкой степи. | 26.11 | Текущий | иметь представление о понятии «зона степей»; знать местоположение степей, находить и показывать их на карте природных зон России; знать представителей флоры и фауны зоны степей. | ||
24 | В жаркой пустыне. | 28.11 | Текущий | иметь представление о понятиях «полупустыня», «пустыня»; знать местоположение пустынь и полупустынь на территории России; находить и показывать их на карте природных зон России; знать представителей флоры и фауны зоны степей. | ||
25 | У тёплого моря. | 3.12 | Текущий | иметь представление о понятиях «тропики» и «субтропики»; знать местоположение субтропиков в России, находить и показывать их на карте природных зон; знать основных представителей флоры и фауны; знать природные особенности зоны субтропиков, флору и фауну Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма; приводить примеры экологических связей на Черноморском побережье Кавказа и Южном берегу Крыма. | ||
26 | Мы – дети родной земли. | 5.12 | Текущий | иметь представление об особенностях хозяйственной жизни некоторых народов европейской части России, Урала и Приуралья, Сибири в соотнесении с характерными чертами природных зон их обитания; знать пословицы и поговорки, местные гидронимы (названия рек и других водоёмов) некоторых народов европейской и азиатской частей России; показывать место карельского, коми, удмуртского языков, языков некоторых сибирских народов на схеме языковых семей народов России. | ||
27 | В содружестве с природой. | 10.12 | Текущий | знать особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири; понимать, в чём состоит различие между кочевым и оседлым образом жизни; показывать на карте места традиционного проживания эвенков, чукчей, нанайцев. | ||
28 | Как сберечь природу России. | 12.12 | Текущий | знать об экологических проблемах в разных природных зонах России и предложениях экологов по охране природы в этих зонах. | ||
29 | По страницам Красной книги. | 17.12 | Текущий | знать названия и внешний вид изученных представителей флоры и фауны, занесённых в Красную книгу России и своего региона; знакомиться с Красной книгой своего региона, с заповедниками и заказниками; приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края. | ||
30 | По заповедникам и национальным паркам. Экскурсия. | 19.12 | Текущий | знать основные заповедники и национальные парки России и своего региона, их расположение, о том, какие представители флоры и фауны в них охраняются и почему они нуждаются в охране; показывать на карте природных зон местоположение этих охраняемых зон. | ||
31 | Обобщающий урок по разделу: «По родным просторам». Проверочная работа за 2 четверть. | 24.12 | Тема-тический | - определять природную зону по её описанию; - определять особенности каждой природной зоны; - определять животных по описанию и природную зону их обитания; - составлять схему цепи питания обитателей каждой из природных зон России. Обобщить и проверить знания и умения за четверть. | ||
32 | Наши проекты. «За страницами учебника». | 26.12 | Текущий | -работать с дополнительными источниками информации; - применять знания и способы действий в изменённых условиях; - моделировать проекты при помощи схематических рисунков; -составлять правила для рубрик «Кодекс экологического поведения» и «Охраняй свой дом». | ||
III четверть | ||||||
Путешествие по реке времени (26 ч) | ||||||
33 | В путь по реке времени. | 14.01 | Текущий | -иметь представление о том, что память о прошлом России и других стран мира в древности сохранялась в устной форме (в виде героико-эпических песен, преданий, сказаний, легенд, записанных позднее, после изобретения письменности); называть имена отца истории Геродота и родоначальника древнерусского летописания Нестора; знать два толкования слова история (1 — наука, исследующая события, происшедшие в мире человеческих сообществ; 2 — последовательность и причинно-следственная взаимосвязь этих событий во времени); знать традицию счёта исторического времени и схематичного представления хронологии в виде Ленты (Реки) времени. | Познавательные: — понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации; — осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий; — использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; — понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов и пр.); — выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественных и познавательных); — осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; — осуществлять синтез как составление целого из частей; — осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; — устанавливать причинно-следственные связи; — строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; — строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; — ориентироваться на разнообразие способов решения задач; — владеть общим приёмом решения учебных задач; — проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении Календаря памятных дат, итогов проектных работ и пр. — понимать, принимать и формулировать учебную задачу; — сохранять учебную задачу в течение всего урока (вос- производить её в ходе урока по просьбе учителя); Регулятивные: — понимать, принимать и формулировать учебную задачу; — сохранять учебную задачу в течение всего урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); — ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока; — выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; — планировать свои высказывания; — планировать свои действия; — фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, позитивно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата; — осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; — уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям; — самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; — проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; — использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности; — в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Коммуникативные: — включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; — слушать партнёра по общению (деятельности), не пере- бивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; — формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; — аргументировать свою позицию; — понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении; — признавать свои ошибки, озвучивать их; — употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Из- вини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; — строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); — готовить сообщения, выполнять проекты по теме; — строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; — использовать речь для регуляции своего действия; — составлять рассказ на заданную тему; — адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; — продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников; — достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру; — осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Личностные: — внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика»; — мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; — понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы); — интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; — способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; — новая социальная роль ученика, нормы и правила школьной жизни; — основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, общество; осознание своей этнической принадлежности, ценностей многонационального общества*; — готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям*; — ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей*; — личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*; — представление о морально-нравственных понятиях и нормах поведения и умение оформлять их в этическое суждение о поступке; — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение*; — развитие этических чувств как регуляторов морального поведения*; — чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной куль- турой*; — навыки адаптации в мире*; — навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях*; — правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; — гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми; — понимание и сопереживание чувствам других людей*; — установка на здоровый образ жизни*. | |
34 | Путешествуем с археологами. | 16.01 | Практическая работа. № 5 «Археоло-гические находки» | Текущий | -описывать внешний вид археологических находок из скифских курганов по изображениям в учебнике и археологических находок, представленных в местном музее; знать древние представления о происхождении и истории человечества, сохранённые в священных книгах и устно- поэтическом творчестве народов России и мира (по выбору); иметь представление о работе археологов как с вещественными следами прошлого до возникновения письменности, так и с вещественным наследием, дополняющим сведения письменных источников (на региональном материале). | |
35 | По страницам летописи. | 21.01 | Текущий | -показывать на карте места обитания разных племён, о которых рассказывает летопись; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и по археологическим находкам, представленным в местном музее; знать фрагменты «Повести временных лет», посвящённые вопросу о многообразии славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно-Европейской равнине; определять по карте взаимное расположение племенных территорий; иметь представление об археологических находках, дополняющих сведения письменных источников о племенном многообразии населения Восточно-Европейской равнины в древности (по материалам учебника и, если возможно, местного музея). | ||
36 | Истоки Древней Руси. | 23.01 | Текущий | -знать названия городов, игравших большую роль в создании и распространении единой древнерусской культуры; определять по карте местоположение древних русских городов; иметь представление о значении находок берестяных грамот в археологических раскопках Великого Новгорода; показывать на карте древние торговые пути; называть имена родоначальника правящей княжеской династии (Рюрика) и его родича (Олега), который объединил северный и южный центры Древнерусского государства. | ||
37 | Мудрый выбор. | 28.01 | Текущий | -знать содержание фрагментов «Повести временных лет», рассказывающих о важнейших деяниях княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роли в раз- витии древнерусской культуры и государственности; обозначать на схеме «Река времени» век (дату) крещения Руси; приводить примеры проявления духовно-нравственных ориентиров христианства в жизни современного российского общества, в нормах и идеалах межличностных отношений его граждан; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего Древнюю Русь (вхождение страны в ряд христианских государств мира, принятие славянской письменности, утверждение духовно-нравственных ориентиров христианства). | ||
38 | Владимиро-Суздальская Русь. | 30.01 | Текущий | знать, чем отличились князья Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, в чём состояла их роль в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси; знать названия городов, положивших начало Золотому кольцу, и показывать их на карте; характеризовать важнейшие архитектурные сооружения Владимира — Золотые ворота и Успенский собор. | ||
39 | Москва – преемница Владимира. | 4.02 | Текущий | -иметь представление о жизни Древней Руси в эпоху междоусобиц, ордынского нашествия, военной угрозы со стороны запада; знать название собора в центре Московского Кремля (Успенский собор в Москве, как в Киеве и Владимире); знать название иконы Андрея Рублёва, написанной по благословению преподобного Сергия Радонежского. | ||
40 | Начало Московского царства. | 6.02 | Текущий | -иметь представление о Московском княжестве эпохи его укрепления и расширения во время правления князя Ивана III; характеризовать деятельность Ивана Грозного как первого царя Московской Руси; знать имя итальянского зодчего, строившего Успенский собор в Московском Кремле. | ||
41 | Подвижники Руси и землепроходцы. | 11.02 | Текущий | -знать важнейшие деяния соотечественников XVI—XVII вв.; иметь представление о понятиях «праведник», «подвижник», «землепроходец»; давать характеристику качествам человека-созидателя. | ||
42 | На пути к единству. | 13.02 | Текущий | -знать отдельные важнейшие события Смутного времени; характеризовать обстановку в стране в период Смуты; приводить примеры проявления лучших человеческих качеств в деятельности наших современников, которые честно выполняют свой гражданский долг и вносят вклад в сохранение единства и независимости России; показывать на карте поволжские города, граждане которых объединились для второго народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина; называть памятники, воздвигнутые в честь К. Минина и Д. Пожарского. | ||
43 | Начало Российской империи. | 18.02 | Текущий | -знать, какие преобразования в жизни страны происходили во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I; характеризовать эти преобразования; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт-Петербурге; характеризовать архитектурный облик Санкт-Петербурга как новой столицы обновлённой России. | ||
44 | «Жизнь – Отечеству, честь – никому». | 20.02 | Текущий | -иметь представление о понятиях «честь учёного, воина, гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо»; знать некоторые яркие примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время; приводить примеры сохранения памяти о деятельности этих великих людей в России и за рубежом (в том числе в топонимике и памятных сооружениях своего края). | ||
45 | Отечественная война 1812 года. | 25.02 | Текущий | -иметь общее представление о ходе Отечественной войны 1812 года; рассказывать о важнейших событиях Отечественной войны 1812 года (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам) и называть признаки её народно- го характера; приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 года в России и за рубежом (памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями Отечественной войны 1812 года, факты живой исторической памяти народа, отражённые в деятельности военно-исторических клубов современной России, собственное участие в военно-исторических праздниках на Бородинском поле и др.). | ||
46 | Великий путь. | 27.02 | Текущий | -представлять в общих чертах направление развития промышленности и торговли России в XIX в.; называть некоторые технические, художественные достижения, которые Россия продемонстрировала на Всемирной выставке в Париже 1900 года; характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX веке (в том числе и в своём крае); отмечать названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали как крупнейшей железной дороги в мире на схеме «Река времени». | ||
47 | Золотой век театра и музыки. | 3.03 | Текущий | -иметь общее представление о развитии театрального и музыкального искусства России в XIX веке; знать полные названия Санкт-Петербургской и Московской консерваторий; приводить примеры российских достижений, признанных во всём мире (вокальная школа басов Ф. И. Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала XX века). | ||
48 | Расцвет изобразительного искусства и литературы. Экскурсия.
| 5.03 | Текущий | -приводить примеры произведений великих русских художников и писателей XIX века, с которыми учащийся познакомился в начальной школе; называть любимые произведения отечественных писателей XIX века и имена их авторов; называть любимые произведения отечественных художников XIX века и имена их авторов. | ||
49 | В поисках справедливости. | 10.03 | Текущий | -характеризовать события начала XX в. (участие страны в Первой мировой войне, Великая российская революция 1917 года, Гражданская война, образование СССР, в том числе на примере памяти об этих событиях в своём крае); приводить примеры изменения названий городов и улиц своего края в связи с революционными переменами в стране; характеризовать раскол в российском обществе начала XX века как результат этих событий. | ||
50 | Век бед и побед. | 12.03 | Текущий | -характеризовать жизнь в СССР до Великой Отечественной войны (промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности для более чем 40 народов; успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 года), в том числе в своём крае; приводить примеры промышленного строительства и других достижений страны в указанный исторический период. | ||
51 | «Вставай, страна огромная!» Проверочная работа за 3 четверть. | 17.03 | Тематический | -характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (внезапное нападение гитлеровской армии на СССР 22 июня 1941 г; отступление советских войск; блокада Ленинграда; оборона Москвы — перелом в ходе войны; Сталинградская битва; Курская битва; мощное наступление советских войск на запад — освобождение Украины, северо-запада РФ, снятие блокады Ленинграда, освобождение Белоруссии — операция «Багратион», освобождение стран восточной и западной Европы, взятие Берлина и капитуляция агрессора); приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков. Обобщить и проверить знания и умения за четверть. | ||
52 | Трудовой фронт России. | 19.03 | Текущий | -иметь представление о понятии «трудовой фронт» из рас- сказа об эвакуации промышленных предприятий на восток страны, о перестройке промышленности на военный лад, о тяжёлом крестьянском труде; -характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.: работа на эвакуированных промышленных предприятиях для нужд фронта; тяжкий крестьянский труд; забота о сохранении культурного наследия; характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.; приводить примеры трудовых подвигов советских людей, в том числе своих земляков. | ||
IV четверть | ||||||
53 | «Нет в России семьи такой…» | 31.03 | Текущий | -характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в своей семье как живые свидетельства человеческой судьбы и истории народа; приводить примеры таких свидетельств, хранящихся в музеях, в том числе музеях своего края. | ||
54 | После великой войны. | 2.04 | Текущий | -характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне и соотносить их с результатами восстановительной работы (Большой дворец в Петергофе, Днепрогэс, Сталинград), в том числе в своём крае (городе, селе). | ||
55 | Достижения 1950-1970 гг. | 7.04 | Текущий | -иметь представление о достижениях СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период; характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е годы ХХ века; приводить примеры достижений в разных видах созидательной деятельности за этот период, в том числе в своём крае (городе, селе). | ||
56 | Наши проекты. «За страницами учебника». | 9.04 | Текущий | -работать с дополнительными источниками информации; - применять знания и способы действий в изменённых условиях; - моделировать проекты при помощи схематических рисунков; | ||
57 | Обобщающий урок по разделу «Путешествие по реке времени». Проверочная работа. | 14.04 | Тематический | Рассказывать о важнейших исторических событиях и определять их последовательность; О вкладе соотечественников в историю и культуру России | ||
Мы строим будущее России (7 ч) | ||||||
58 | Современная Россия. | 16.04 | Текущий | -показывать на карте и называть столицы независимых государств ближнего зарубежья, которые в настоящее время являются соседями России; характеризовать особенности жизни страны в 90-е годы ХХ века и первое десятилетие XXI века; приводить примеры преобразований в экономической, политической, социальной жизни за этот период, в том числе в своём крае (городе, селе); иметь представление о понятиях «демократизация», «глас- ность», «суверенитет». | Познавательные: — понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации; — осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий; — использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; — понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов и пр.); — выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественных и познавательных); — осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; — осуществлять синтез как составление целого из частей; — осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; — устанавливать причинно-следственные связи; — строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; — строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; — ориентироваться на разнообразие способов решения задач; — владеть общим приёмом решения учебных задач; — проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении Календаря памятных дат, итогов проектных работ и пр. — понимать, принимать и формулировать учебную задачу; — сохранять учебную задачу в течение всего урока (вос- производить её в ходе урока по просьбе учителя); Регулятивные: — понимать, принимать и формулировать учебную задачу; — сохранять учебную задачу в течение всего урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); — ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока; — выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; — планировать свои высказывания; — планировать свои действия; — фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, позитивно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата; — осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; — уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям; — самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; — проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; — использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности; — в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Коммуникативные: — включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; — слушать партнёра по общению (деятельности), не пере- бивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; — формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; — аргументировать свою позицию; — понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении; — признавать свои ошибки, озвучивать их; — употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Из- вини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; — строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); — готовить сообщения, выполнять проекты по теме; — строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; — использовать речь для регуляции своего действия; — составлять рассказ на заданную тему; — адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; — продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников; — достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру; — осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Личностные: — внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика»; — мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; — понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы); — интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; — способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; — новая социальная роль ученика, нормы и правила школьной жизни; — основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, общество; осознание своей этнической принадлежности, ценностей многонационального общества*; — готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям*; — ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей*; — личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*; — представление о морально-нравственных понятиях и нормах поведения и умение оформлять их в этическое суждение о поступке; — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение*; — развитие этических чувств как регуляторов морального поведения*; — чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной куль- турой*; — навыки адаптации в мире*; — навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях*; — правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; — гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми; — понимание и сопереживание чувствам других людей*; — установка на здоровый образ жизни*. | |
59 | Контрольная работа за год. ВПР | 21.04 | Итоговый | |||
60 | Здоровье России. | 23.04 | Текущий | -знать факты из положительного опыта Белгородской об- ласти в развитии современного сельского хозяйства; -иметь представление о понятии «продовольственная без- опасность страны»; характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; приводить примеры тех видов сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие при- роды и здоровье людей, в том числе в своём крае (городе, селе). | ||
61 | Умная сила России. | 28.04 | Текущий | -знать факты из положительного опыта сотрудничества науки и промышленности (на примере предприятий Нижегородской области и Красноярска); иметь представление о понятии «социальная ответственность»; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры такого сотрудничества, в том числе в своём крае (городе, селе). | ||
62 | Светлая душа России. | 30.04 | Текущий | -знать некоторые ярчайшие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира; характеризовать эти явления как верный путь к достижению взаимопонимания и дружеского единства людей во всём мире; приводить примеры таких явлений и событий, в том числе в своём крае (городе, селе). | ||
63 | Начни с себя! | 7.05 | Текущий | -знать факты из положительного опыта развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих сверстников, отличившихся в самых разных видах деятельности; приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих сверстников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае (городе, селе). | ||
64 | Наши проекты. «За страницами учебника». Экскурсия. | 12.05 | Текущий | -рассказывать о связи прошлого и будущего, о значимости сельского хозяйства в России, о содружестве науки и промышленного производства, о традиционных народных промыслах. Обобщить и проверить знания и умения по разделу. | ||
65 | Обобщающий урок по разделу: «Мы строим будущее России». | 14.05 | Тематический | -работать с дополнительными источниками информации; - применять знания и способы действий в изменённых условиях; - моделировать проекты при помощи схематических рисунков; Обобщить знания за год. | ||
66 | Проверочная работа за 4 четверть. | 19.05 | Текущий | -работать с дополнительными источниками информации; - применять знания и способы действий в изменённых условиях; - моделировать проекты при помощи схематических рисунков; Обобщить знания за год. | ||
67 | Обобщение пройденного за год. | 21.05 | ||||
68 | Резервный урок. | |||||
ИТОГО: | 68 ч | 67 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...