Надежная защита организма
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Надежная защита организма
методическая разработка учебного занятия
по окружающему миру
Александрова С.М. учитель начальных классов
Тема: Надежная защита организма
Цель: познакомить детей с понятиями «кожа», «строение кожи» и ее функциями.
Задачи: Учить правильно ухаживать за кожей и оказывать первую помощь при повреждении кожи;
Развивать внимание, память, логическое мышление, речь;
Воспитывать уважительное отношение к своим товарищам, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование: мультимедийный проектор, лупы, стёкла, салфетки, учебник Плешакова А.А.,
Литература: 1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 3 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч.1 / А.А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2005.- 160 с.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Раб. Тетрадь для 3 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч1 / А.А. Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С. 59-60.
3. Целоусова Т.Ю, Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. М.: «ВАКО», 2004.- 320 с.
План:
- Организованное начало урока
1.1. Приветствие
2. Повторение изученного материала
3.Изучение нового материала
3.1. Сообщение темы и целей урока
3.2. Практическая работа
3.3. Работа по таблице «Строение кожи»
3.4. Физкультминутка 3.5. Сообщение «Уход за кожей»
3.6. Беседа «Первая помощь при повреждениях кожи»
4. Закрепление изученного материала
5. Итог урока, домашнее задание
6. Организованное завершение урока
Ход урока
- Организованное начало урока
1.1. Приветствие (Слайд 2)
- Здравствуйте, ребята! “Здравствуйте!” – говорят при встрече, желая здоровья. Вот и я приветствую вас, дорогие ребята, словом “Здравствуйте!”. И желаю вам здоровья, благополучия, добра.
2. Повторение изученного материала
- Послушайте стихотворение
Когда рождается на свет ребенок
В руках у матери ему спокойно и тепло,
Но в голове его уже с пеленок
Сто “почему” и “для чего”.
И каждый день, и каждый час,
Шагая по родной планете,
Он познает чудесный мир,
В котором вы живете, дети.
- С помощью каких органов человек познает окружающий мир? (с помощью органов чувств) - Какие органы чувств человека вы знаете? ( глаза, уши, нос, язык, кожа)
- Назовите органы чувств (Слайд 3)
1. Язык орган вкуса
2. Уши орган слуха
3. Глаза орган зрения
4. Нос орган обоняния
5. Кожа орган осязания
3. Изучение нового материала
3.1. Сообщение темы и целей урока
- Ребята, а вы никогда не думали о том, что хорошо приобрести такую одежду, которая не промокала бы под самым сильным дождем, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же она не выцветала, не мялась и ее можно было носить хоть сто лет. А такая одежда есть! Наша кожа. О коже мы говорили как об органе осязания, то есть об органе чувств. А сейчас мы будем рассматривать кожу как орган человеческого организма. Итак, кожа - это своеобразная, естественная рубашка. Кожа равномерно покрывает все тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими функциями. Кожа – является надежной защитой нашего организма. (Слайд 1)
3.2. Практическая работа (самонаблюдение) (Слайд 4)
- Посмотрите на кожу на своей руке. Потрогайте ее. Какая она? (Упругая, мягкая, эластичная, прочная).
-Какого цвета? (бледно-розового)
- Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия – поры. Для чего нужны эти отверстия? (Через поры кожа дышит). - Правильно, через поры еще выделяется жир и пот. У вас на руке растут маленькие волоски. Это тоже часть кожи. - Теперь рассмотрите кожу лица (дети смотрят в зеркало) - Проведите по лбу пальцем и прижмите палец к стеклу. Что осталось на стекле? (пятно) - Это пятно жира, который выделяет кожа. - Откройте рабочую тетрадь на с. 59, Сравни свои наблюдения и выводы с приведенными ниже утверждениями. Обведите «Да» или «Нет» (дети выполняют задание, проверка)
3.3. Работа по таблице «Строение кожи» - Ребята, а теперь я вам расскажу, из чего состоит кожа. Представьте, что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть в кожу через поры. И вот что мы там увидим. (Слайд 5).
Кожа человека состоит из трех слоев.
- Наружная оболочка. Это очень тоненький защитный слой. В нем находятся поры, через которые кожа дышит.
- Кожа – более толстый слой. Его толщина 1-2 мм. В этом слое находятся потовые, сальные железы, кровеносные сосуды, нервы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой. По всей поверхности расположены потовые железы. Кто видел пот? На что он похож? (На капельки воды). Пот выделяется всегда. В жару организм человека сильно перегревается и требует охлаждения. Пот выделяется, испаряется с поверхности кожи и охлаждает тело человека. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли.
3. Подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
- Итак, наша кожа состоит из 3 слоев. Перечислите их (дети перечисляют) Кожа защищает организм от вредных воздействий окружающей среды. А что предохраняет кожу от повреждений? (наружная оболочка) - Верно. Кто из вас запомнил, что поддерживает нормальную температуру тела? (выделение пота) - Подумайте, какой слой сохраняет тепло? (третий подкожный жир) - Кожа – надежная защита. Кожа водонепроницаема, поэтому человек не высыхает в жару и не “тает” во время дождя. Она сохраняет тепло. Когда надо, охлаждает тело. Поддерживает постоянную температуру внутри него.
- А от чего зависит цвет кожи узнаете, послушав текст (учитель читает текст) Цвет кожи зависит от пигмента – красящего вещества. Пигмент выполняет защитную функцию. Пигментация кожи может изменяться под влиянием, например, ультрафиолетовых лучей солнца. То есть, происходит потемнение кожи - загар. Чем темнее кожа, тем лучше она защищена от солнечного ожога. Загар – это одна из защитных реакций организма. Загар полезен, но не всем. Например, пожилым людям и детям до двух лет, беременным женщинам, а также тем людям, у которых больное сердце, находится долго на солнце противопоказано.
- Итак, от чего зависит цвет кожи? - От чего может изменяться свет кожи? - Что такое загар?
3.4. Физкультминутка «Танцевальная» (Слайд 7, 8, 9)
3.5. Сообщение «Уход за кожей»
- Из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте. Нам Максим приготовил сообщение «Уход за кожей», послушайте и постарайтесь запомнить, как нужно правильно ухаживать за кожей. (Слайд 10) Сообщение: Главный способ ухода за кожей – мытье. Тогда с кожи удаляются пыль, микробы, жир, пот. Мыть тело надо 1-2 раза в неделю. Обязательно каждый день надо мыть лицо, руки, ноги, шею. Нельзя все время умываться холодной водой, так как суживаются сосуды, и кожа становится сухой и бледной, дряблой, появляются морщины. Но нельзя все время умываться и горячей водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, вызывает расширение сосудов. Тогда кожа становится слабее, на лице появляются участки покрасневшей кожи. Кожа становится вялой. Надо умываться то горячей, то холодной водой. После умывания надо тщательно вытирать лицо, иначе кожа будет обветриваться и шелушиться, а если кожа пересыхает, смазывать ее кремом. - Итак, как надо следить за кожей? (ответы детей) - Замечательно, запомните это и постарайтесь соблюдать правила гигиены по уходу за кожей. Знаете ли вы‚ что знаменитого «Мойдодыра» Корней Чуковский написал для своей маленькой дочки‚ которая не любила мыть руки. Сегодня эта сказка очень актуальна‚ потому что‚ по утверждениям наших ученых‚ большинство россиян не всегда моют руки перед едой. (Слайд 11) Когда у человека грязное лицо и руки, а под ногтями просто залежи земли, это производит отталкивающее впечатление. Самый симпатичный человек в чумазом виде покажется некрасивым. Но главное, что грязь не только некрасивая, но и опасная! Вместе с частицами земли и пыли на нашей коже скапливаются микробы. Почесал грязной рукой глаз — и вот, пожалуйста, глаз покраснел, начал болеть и слезиться. Врач говорит — «конъюнктивит». Поковырял грязным пальцем нос — на носу вырос красный рог с белой головой — фурункул (Слайд 12). И нужно делать компрессы, ходить на прогревания. А уж если грязные руки забрались в рот или схватили чистое яблоко — беду нужно ждать не сегодня, так завтра. Одно из таких заболеваний в простонародье называется «болезнью грязных рук», а в медицине – дизентерией. Брюшной тиф, гепатит, холера – все эти болезни также являются результатом плохого мытья рук. (Слайд 13) Множество людей попадают в больницы именно из-за своей халатности, забывая вовремя помыть руки перед приемом пищи. Поэтому мытье рук с мылом должно быть обязательным перед едой, после каждого пользования уборной, после прихода в дом с работы или прогулки, после игры с домашними животными.
Некоторые болезни самого организма отражаются на коже в виде покраснений, высыпаний, уплотнений. Заметили – сразу обращайтесь к врачу, а именно к дерматологу - это специалист, занимающийся диагностикой и лечением заболеваний кожи и придатков кожи (волос, ногтей) Среди наиболее часто встречаемых заболеваний кожи необходимо отметить такие, как, например, чесотка, лишай, крапивница, краснуха. (Слайд 14) 3.6. Беседа «Первая помощь при повреждениях кожи»
- К сожалению, наша кожа не настолько крепкая как нам кажется. Мы можем порезаться, удариться, обжечься, обморозиться. Через ранки в организм могут попасть микробы. Поэтому очень важно уметь оказать первую помощь. Прочитайте о первой помощи при небольших ранениях кожи, ушибах, ожогах, обморожении на с. 138. (дети читают текст)
- Итак, как поступить, если человек порезался? (Нужно промыть ранку теплой водой. Смазать кожу вокруг ранки йодом или зелёнкой. Эти жидкости убивают бактерий, которые могут проникнуть в организм. Затем перевязать ранку чистым бинтом или приклеить бактерицидный пластырь) (Слайд15)
- Какую помощь нужно оказать при ушибах? (Приложить к ушибленному месту что-нибудь холодное, например тряпочку, смоченную холодной водой) (Слайд16)
- А что делать, если человек получил ожог? (Сразу же полить обожженное место холодной водой или смазать специальными мазями от ожогов. Нельзя смазывать обожженное место йодом, зелёнкой – эти вещества могут причинить ещё больше боли) (Слайд17)
- Расскажите о первой помощи при обмораживании. (Обмораживание легко заметить. Кожа в обмороженных местах резко бледнеет. Эти места легкими движениями растирают сухой мягкой варежкой, платком или просто рукой до тех пор, пока кожа не покраснеет. Нельзя растирать кожу снегом. Если не удалось отогреть на улице нужно быстро идти домой) (Слайд 18)
- Конечно, мы говорим лишь о легких поражениях кожи. Если вы получили более серьёзные повреждения нужно немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь по телефону 03 4 . Итог урока, домашнее задание - Итак, мы рассмотрели тему «Надежная защита организма», а теперь ответьте на мои вопросы - Какое же значение имеет кожа для человека? - Наша кожа состоит из трех слоев. Перечислите их. - Как нужно ухаживать за кожей? - Какие бывают повреждения кожи? - Андрей, прочитай вывод в учебнике на с.139
Вывод: Кожа защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары и холода, от болезнетворных бактерий. За кожей необходимо ухаживать: содержать ее в чистоте, а если кожа пересыхает, смазывать ее кремом. При небольших повреждениях кожи нужно сразу оказать пострадавшему первую помощь. Если же повреждение велико, надо немедленно обратиться к врачу.
- Домашнее задание: выполнить задания 2, 3 (рабочая тетрадь, с.60), попробуйте найти интересный материал про кожные образования: ногти, волосы.
6. Организованное завершение урока (слайд 19)
- Мне очень понравилось, как вы работали на уроке, молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе "Кожа - надежная защита организма"
Цели урока: знакомство с понятием "кожа" и ее функциями, привитие навыков по уходу за кожей;развитие мышления, речи, памяти, воображения, умения высказывать и доказывать собственное мнение, выслушиват...
Кожа - надежная защита организма
урок окружающего мира в 3 классе по программе "Школа России", автор учебника Плешаков А.А....
Презентация "Надежная защита организма"
Презентация по окружающему миру для 3 класса по теме "Надежная защита организма", УМК "Школа России"....
Кожа - надежная защита организма
урок по окружающему миру в 3 классе...
занятие кружка "Азбука здоровья" на тему "Надежная защита организма"
На занятии ребята проводят опыты, наблюдения, решают познавательные задачи. Знакомятся с правилами ухода за кожей....
Урок окружающего мира в 3 классе КРО "Кожа - надежная защита организма"
Цель урока: познакомить детей с понятием «кожа» и ее функциями.Задачи:1. Рассмотреть строение кожи;2. Обучить правильному уходу за кожей;3....
Презентация к уроку "Кожа - надежная защита организма"
Цель урока: познакомить детей с понятием «кожа» и ее функциями.Задачи:1. Рассмотреть строение кожи;2. Обучить правильному уходу за кожей;3....