Технологическая карта урока окружающий мир (Практика)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
В данном документе предоставлена технологическая карта окружающего мира по теме: "У тёплого моря" с педагогическими технологиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта по окружающему миру в 4 классе | 48.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание №1
Разработка технологической карты по окружающему миру
Оценка_____________
Ф.И.О. студента: Денисова Кристина Александровна
Тема урока: «У тёплого моря»
УМК: «Перспектива»
Класс: 4 «А»
Цель урока: ознакомление учащихся с понятиями тропики и субтропики.
Задачи урока:
Дидактические: 1) сформировать представление о природной зоне Черноморского побережья Кавказа ;
2) познакомить учащихся с географическим положением зоны, ее особенностями, растительным и животным миром.
Развивающие: 1) развивать умение правильно, чётко и логично отвечать на вопросы; 2) развивать умение обобщать и делать выводы.
Воспитательные: 1) воспитывать интерес к предмету;
2) содействовать воспитанию уважительного отношения друг к другу.
Ресурсы урока: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. учебник по окружающему миру 4 класс 1 часть, рабочая тетрадь, карточки с учебными заданиями, презентация.
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
1. Организационный момент (1 мин) | Подготовить учащихся к работе на уроке, активизировать внимание и настроить работу в классе. | Словесный: беседа | Приветствует учащихся. Просит проверить готовность к уроку. | Приветствую учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу. | Ф | Стихотворение (см. Приложение 1) | Контроль учителем | ||||
2. Актуализация знаний (3-5 мин) Технология проблемного обучения. | Проверить уже имеющиеся знания у учащихся | Словесный: беседа Наглядный: демонстрация | Актуализирует знания прошлого урока. Задает вопросы из рубрики «Вспомним» (см. Приложение 2) | Отвечают на впросы. | Ф И | Учебник Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. | Взаимоконтроль Контроль учителем | П: уметь ориентироваться в своей системе знаний К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; | ||
3. Постановка цели, задач и темы урока (3-5 мин) Технология проблемного обучения, игровая технология, кейс-технология | Научить определять тему и задачи урока | Словесный: беседа | Раздает карточки с кроссвордом просит разгадать его, найти ключевое слово и определить тему урока. (см. Приложение 3) | Разгадывают кроссворд. Озвучивают тему и ставят перед собой задачи. | Ф И | Взаимоконтроль Контроль учителем | К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Р: самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения; | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | |||
4. Изучение нового материала (15 мин) ИКТ, технология развивающего обучения, кейс-технология, коммуникативная дидактика. | Познакомить с новым материалом | Словесный. Беседа. Практический. Упражнение. Наглядный: демонстрация видеофрагмента | Задает вопросы, объясняет новый материал. (см. Приложение 4) | Рассматривают карту, отвечают на вопросы учителя, слушают объяснение нового материала | Ф И | Учебник Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Презентация | Контроль учителем. Самоконтроль взаимоконтроль | Узнать об особенностях природной зоны Субтропики | Р:планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами для достижения цели; П:ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. К: читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны. | |
5. Динамическая пауза (1-2 мин) здоровьесберегающая технология | (см. Приложение 5) | Ф | |||||||||
6. Закрепление первичных знаний (7 мин) Игровая технология, коммуникативная технология, технология развивающего обучения. | Закрепить полученные знания | Словесный: обсуждение. беседа | Раздает таблицы, детям, объясняет ход работы, предлагает работу в парах. (см. Приложение 6) | Работают в парах, заполняют таблицу. | Ф П | Учебник Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Раздаточный материал. | Взаимоконтроль, контроль учителем. | Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. | К: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. П: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. | понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны. | |
7. Подведение итогов (2 мин) Технология проблемного обучения, коммуникативная дидактика | Словесный: беседа. | Задает вопросы по теме для подведения итога занятия (см. Приложение 7) | Отвечают на вопросы | Ф И | Контроль учителем. | К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | |||||
8. Рефлексия (3 мин) Технология формирующей оценки, образовательных результатов учащихся. | Словесный, Беседа, | Просит проанализировать свою работу на уроке | Анализируют свою работу с помощью незаконченных высказываний, выведенных на слайд. (см. Приложение 8) | Ф И | Самоконтроль | П:анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Р: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. | |||||
9. Объяснение домашнего задания (1-2 мин) Коммуникативная дидактика | Озвучивает домашнее задание | Записывают домашнее задание. | Ф | Контроль учителем. |
Анализ наставником: Правильно и обоснованно определены цели урока с учетом программных требований и содержания учебного материала. Структура данного урока соответствует его цели и типу. Умело организовано начало урока. На уроке ярко были выделены 5 этапов: организационная часть, актуализация знаний, постановка проблемы, совместное «открытие» и применение знаний, самостоятельное применение знаний, оценивание работы учащихся, итог урока. Это говорит о соответствии урока его целям и содержанию. Применение компьютерных технологий позволяет сделать урок ярким, насыщенным, полным. С методической точки зрения урок направлен на активизацию деятельности учащихся через систему вопросов, через просмотр презентации. В планировании своей работы Денисова К. А. большое внимание уделила психологическим аспектам урока. Использует задания, развивающие у детей такие качества, как внимание, память, речь, воображение, мышление.
Оценка: 5 (отлично)
Приложение.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кристина Александровна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
-Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово для того, чтобы начать урок? – Отлично, тогда начнем.
Орг. Момент: (П1)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Актуализация знаний: (П2)
-Ребята, скажите, что вы изучали на прошлом уроке? Сейчас я вам задам вопросы по предыдущей теме, тем самым мы с вами возобновим свои знания. (учебник стр. 98 «Вспомним»)
-Молодцы.
Постановка цели и темы: (П3)
- Мы побывали с вами почти во всех природных зонах, путешествуя по ним с севера на юг. Но, возможно, есть еще одна природная зона, с которой нам стоит познакомиться?
У вас на партах лежит кроссворд, вам нужно правильно ответить на вопросы и заполнить пустые клеточки кроссворда, тогда вы узнаете ключевое слово.
Кроссворд
1.Хвостик с кистью больше тела,
По пескам он скачет смело.
Он в норе живет, как крот,
Это зайчик, да не тот. (тушканчик)
2.Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху-блюдо, снизу-блюдо.
Ходит чудо по дороге-
Голова торчит да ноги. (черепаха)
3.Вот пустыня, но и тут
Озеро бывает,
Где и путник, и верблюд
Жажду утоляют. (оазис)
4.Здесь только желтые пески,
Здесь солнце полыхает,
Здесь от жары и от тоски
Все сразу засыхает.
А в небе нет ни облаков,
Ни самой малой тучки.
Вот потому среди песков
Растут одни колючки. (пустыня_
5.Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Схватишь хвост её, но – ах, удрала, а хвост в руках. (ящерица)
6.Мой ствол – как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (саксаул)
7. Какие дожди обычно выпадают в степи? (ливневые)
1 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
2 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
3 |
|
|
|
| ||||||||
4 |
|
|
|
|
|
| ||||||
5 |
|
|
|
|
|
| ||||||
6 |
|
|
|
|
|
| ||||||
7 |
|
|
|
|
|
- Сформулируйте тему урока. Поставьте задачи.
Тема: Субтропические леса. У теплого моря.
1. Узнать, что такое тропики, субтропики?
2. Определить географическое положение.
3. Выявить особенности растительного и животного мира?
4.Познакомиться с хозяйственной деятельностью населения.
Изучение нового материала: (П4)
- Обратимся к карте. Где находится зона субтропических лесов? (Она расположена на побережье. С одной стороны Кавказские горы, а с другой – Черное море.)
- Какую по размеру площадь занимает эта зона? (Она занимает очень маленькую территорию.)
- Как солнечные лучи нагревают земную поверхность вблизи тропиков?
( Солнечные лучи падают почти отвесно.)
- В каком тепловом поясе расположена зона субтропиков? (В умеренном поясе, но близко к Северному тропику)
- В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья.
- Какие это горы по высоте? (Высокие горы)
- Верно, это высокие молодые горы, они являются преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.
- Что такое тропики? (Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)
- А в переводе с латинского приставка «суб» означает «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками)
- Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь кусочек. Российские (северокавказские) субтропики охватывают Черноморское побережье Кавказа примерно от Новороссийска или Туапсе и далее до границы с Абхазией, и Каспийское побережье в районе Дербента. Черноморские субтропики заходят в более северные широты, чем каспийские, и имеют более теплый климат, потому что протягивающиеся с запада на восток горы Большого Кавказа препятствуют распространению зимой на юг холодных воздушных масс.
Россия традиционно считается страной суровых зимних холодов. Однако это не совсем так: ее территория столь обширна, что самые южные, точнее, юго-западные ее окраины (Северный Кавказ) частично заходят в субтропический климатический пояс.
Российские (северокавказские) субтропики охватывают Черноморское побережье Кавказа примерно от Новороссийска или Туапсе и далее до границы с Абхазией, и Каспийское побережье в районе Дербента.
Черноморские субтропики заходят в более северные широты, чем каспийские, и имеют более теплый климат, потому что протягивающиеся с запада на восток горы Большого Кавказа препятствуют распространению зимой на юг холодных воздушных масс.
Субтропический пояс - это географические широты, в которых летом климат сходен с тропическим, зимой - с умеренным. Зима в субтропиках очень короткая и теплая; с точки зрения жителя Средней Полосы, в субтропиках зимы, вообще, нет, и затянувшаяся осень постепенно переходит прямо в весну. Температура почти все время держится значительно выше нуля. Лишь изредка особенно мощные холодные фронты прорываются зимой в субтропики из умеренных широт, и тогда на очень короткое время - не более чем на два - три дня, в субтропиках становится холодно, выпадает снег, после чего восстанавливается теплая погода.
Динамическая пауза: (П5)
Комплекс для разминки глаз
- Смотреть вдаль 2-3 сек., перевести взгляд на кончик пальца, поставленного перед глазами на расстоянии 25-30 см и смотреть на него 3-5 сек. Повторить 10-12 раз
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6 раз
- Закрыть глаза и выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево. 15-20 сек.
- Быстрые моргания в течение 15-20 сек.
Закрепление первичных знаний: (П6)
Ребята, теперь мы побудем исследователями, для этого вам нужно будет изучить материал и заполнить таблицу.
Заполнение таблицы «Природные зоны России». Учебник стр. 98 – 101. Работа в парах.
Природная зона | Климат | Растительный мир | Животный мир | Деятельность человека |
Субтропики |
- Чтобы заполнить второй столбец таблицы, прочитайте 3 абзац учебника на стр. 100.
- Почему для зоны субтропиков характерен такой климат?
- Заполните третий столбец, просообщение.
- Какие растения можно встретить в субтропиках, а в нашей зоне не встретишь?
- Заполните четвёртый столбец таблицы, прослушав сообщение.
- Каких животных можно встретить в субтропиках?
- Заполните последний столбец, прослушав сообщение по презентации.
Подведение итогов: (П7)
- Где расположена зона субтропиков России?
- Что привлекает людей на Черноморское побережье Кавказа?
- Какие экологические проблемы возникают на Черноморском побережье?
- Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа? (Бережно относиться к природе, не бросать не побережье мусор, носить головной убор, купаться только со взрослыми и т.д.)
Рефлексия: (П8)
Закончите предложения
Сегодня на уроке:
смог ………..
узнал……
научился….
открыл для себя…..
могу похвалить себя и своих одноклассников за…
Домашнее задание:
Учебник стр.98-101 повторить, изученную тему дома, стр. 101 (Проверим себя), рт. стр. 57 №4 и 5
Озвучиваю оценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....
Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"
Урок окружающего мира по теме "Географическая карта" построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ
Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте
Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для организации деятельности ...
Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...