Технологическая карта урока окружающий мир (Практика)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Денисова Кристина Александровна

В данном документе предоставлена технологическая карта  окружающего мира по теме: "У тёплого моря" с педагогическими технологиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание №1

Разработка технологической карты по окружающему миру

Оценка_____________

Ф.И.О. студента: Денисова Кристина Александровна

Тема урока: «У тёплого моря»

УМК: «Перспектива»

Класс: 4 «А»

Цель урока: ознакомление учащихся с понятиями тропики и субтропики.

Задачи урока:

Дидактические: 1) сформировать представление о природной зоне Черноморского побережья Кавказа ;

2)  познакомить учащихся с географическим положением зоны, ее особенностями, растительным и животным миром.

Развивающие: 1) развивать умение правильно, чётко и логично отвечать на вопросы; 2) развивать умение обобщать и делать выводы.

Воспитательные: 1) воспитывать интерес к предмету;

2) содействовать воспитанию уважительного отношения друг к другу.

Ресурсы урока: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.  учебник по окружающему миру 4 класс 1 часть, рабочая тетрадь, карточки с учебными заданиями, презентация.

Этапы

урока

Задачи этапов урока

Методы

и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и

самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

Организационный момент

(1 мин)

Подготовить учащихся к работе на уроке, активизировать внимание и настроить  работу в классе.

Словесный: беседа

Приветствует учащихся. Просит проверить готовность к уроку.

Приветствую учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу.

Ф

Стихотворение  (см.

Приложение 1)

Контроль учителем

2.

Актуализация знаний

(3-5 мин)

Технология проблемного обучения.

Проверить уже имеющиеся знания у учащихся

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

Актуализирует знания прошлого урока. Задает вопросы из рубрики «Вспомним»

 (см.

Приложение 2)

Отвечают на впросы.

Ф

И

Учебник Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Окружающий мир.

4 класс.

Часть 1.

Взаимоконтроль

Контроль учителем

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний

К:  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3. Постановка цели, задач и темы урока

(3-5 мин)

Технология проблемного обучения, игровая технология, кейс-технология

Научить определять тему и задачи урока

Словесный:

беседа

Раздает карточки с кроссвордом просит разгадать его, найти ключевое слово и определить тему урока.

(см. Приложение 3)

Разгадывают кроссворд.

Озвучивают тему и ставят перед собой задачи.

Ф

И

Взаимоконтроль

Контроль учителем

К:  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Р: самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

4.

Изучение нового материала

(15 мин)

ИКТ, технология развивающего обучения, кейс-технология, коммуникативная дидактика.

Познакомить с новым материалом

Словесный. Беседа.

Практический.

Упражнение.

Наглядный: демонстрация видеофрагмента

Задает вопросы, объясняет новый материал.

(см. Приложение 4)

Рассматривают карту, отвечают на вопросы учителя, слушают объяснение нового материала

Ф

И

Учебник Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Окружающий мир.

4 класс.

Часть 1.

Презентация

Контроль учителем.

Самоконтроль

взаимоконтроль

Узнать об особенностях природной зоны Субтропики

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами для достижения цели;

П:ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

К: читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны.

5.

Динамическая пауза

(1-2 мин)

здоровьесберегающая технология

(см. Приложение 5)

Ф

6. Закрепление первичных знаний

(7 мин)

Игровая технология, коммуникативная технология,  технология развивающего обучения.

Закрепить полученные знания

Словесный: обсуждение.

беседа

Раздает таблицы, детям, объясняет ход работы, предлагает работу в парах.

(см. Приложение 6)

Работают в парах, заполняют таблицу.

Ф

П

Учебник Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Окружающий мир.

4 класс.

Часть 1.

Раздаточный материал.

Взаимоконтроль,

контроль учителем.

Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

К: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

П:  самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны.

7. Подведение итогов

(2 мин)

Технология проблемного обучения, коммуникативная дидактика

Словесный: беседа.

Задает вопросы по теме для подведения итога занятия

(см. Приложение 7)

Отвечают на вопросы

Ф

И

Контроль учителем.

К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

8.   Рефлексия

(3 мин)

Технология формирующей оценки, образовательных результатов учащихся.

Словесный, Беседа,

Просит проанализировать свою работу на уроке

Анализируют свою работу с помощью незаконченных высказываний, выведенных на слайд.

(см. Приложение 8)

Ф

И

Самоконтроль

П:анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Р: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

9. Объяснение домашнего задания

(1-2 мин)

Коммуникативная дидактика

Озвучивает домашнее задание

Записывают домашнее задание.

Ф

Контроль учителем.

Анализ наставником: Правильно и обоснованно определены цели урока с учетом программных требований и содержания учебного материала. Структура данного урока соответствует его цели и типу. Умело организовано начало урока. На уроке ярко были выделены 5 этапов: организационная часть, актуализация знаний, постановка проблемы, совместное «открытие» и применение знаний, самостоятельное применение знаний, оценивание работы учащихся, итог урока. Это говорит о соответствии урока его целям и содержанию. Применение компьютерных технологий позволяет сделать урок ярким, насыщенным, полным. С методической точки зрения урок направлен на активизацию деятельности учащихся через систему вопросов, через просмотр презентации. В планировании своей работы Денисова К. А. большое внимание уделила психологическим аспектам урока. Использует задания, развивающие у детей такие качества, как внимание, память, речь, воображение, мышление.

Оценка: 5 (отлично)

Приложение.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кристина Александровна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово для того, чтобы начать урок? – Отлично, тогда начнем.

Орг. Момент: (П1)

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Актуализация знаний: (П2)

-Ребята, скажите, что вы изучали на прошлом уроке?  Сейчас я вам задам вопросы по предыдущей теме, тем самым мы с вами возобновим свои знания. (учебник стр. 98 «Вспомним»)

-Молодцы.

Постановка цели и темы: (П3)

- Мы побывали с вами почти во всех природных зонах, путешествуя по ним с севера на юг. Но, возможно, есть еще одна природная зона, с которой нам стоит познакомиться?

У вас на партах лежит кроссворд, вам нужно правильно ответить на вопросы и заполнить пустые клеточки кроссворда, тогда вы узнаете ключевое слово.

Кроссворд

1.Хвостик с кистью больше тела,

По пескам он скачет смело.

Он в норе живет, как крот,

Это зайчик, да не тот. (тушканчик)

2.Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху-блюдо, снизу-блюдо.

Ходит чудо по дороге-

Голова торчит да ноги. (черепаха)

3.Вот пустыня, но и тут

Озеро бывает,

Где и путник, и верблюд

Жажду утоляют. (оазис)

4.Здесь только желтые пески,

Здесь солнце полыхает,

Здесь от жары и от тоски

Все сразу засыхает.

А в небе нет ни облаков,

Ни самой малой тучки.

Вот потому среди песков

Растут одни колючки. (пустыня_

5.Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Схватишь хвост её, но – ах, удрала, а хвост в руках. (ящерица)

6.Мой ствол – как камень. Весной я красавец.  А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (саксаул)

7. Какие дожди обычно выпадают в степи? (ливневые)

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

- Сформулируйте тему урока. Поставьте задачи.

Тема: Субтропические леса. У теплого моря.

1. Узнать, что такое тропики, субтропики?

2. Определить географическое положение.

3. Выявить особенности растительного и животного мира?

4.Познакомиться с хозяйственной деятельностью населения.

Изучение нового материала: (П4)

- Обратимся к карте. Где находится зона субтропических лесов? (Она расположена на побережье. С одной стороны Кавказские горы, а с другой – Черное море.)

 - Какую по размеру площадь занимает эта зона? (Она занимает очень маленькую территорию.)

- Как солнечные лучи нагревают земную поверхность вблизи тропиков?

( Солнечные лучи падают почти отвесно.)

- В каком тепловом поясе расположена зона субтропиков?  (В умеренном поясе, но близко к Северному тропику)

- В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья.

- Какие это горы по высоте?  (Высокие горы)

- Верно, это высокие молодые горы, они являются преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

- Что такое  тропики? (Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

- А в переводе с латинского приставка «суб» означает «под». Так что же такое субтропики?  (Это территория под тропиками)

- Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь кусочек. Российские (северокавказские) субтропики охватывают Черноморское побережье Кавказа примерно от Новороссийска или Туапсе и далее до границы с Абхазией, и Каспийское побережье в районе Дербента. Черноморские субтропики заходят в более северные широты, чем каспийские, и имеют более теплый климат, потому что протягивающиеся с запада на восток горы Большого Кавказа препятствуют распространению зимой на юг холодных воздушных масс.

Россия традиционно считается страной суровых зимних холодов. Однако это не совсем так: ее территория столь обширна, что самые южные, точнее, юго-западные ее окраины (Северный Кавказ) частично заходят в субтропический климатический пояс.

Российские (северокавказские) субтропики охватывают Черноморское побережье Кавказа примерно от Новороссийска или Туапсе и далее до границы с Абхазией, и Каспийское побережье в районе Дербента.

Черноморские субтропики заходят в более северные широты, чем каспийские, и имеют более теплый климат, потому что протягивающиеся с запада на восток горы Большого Кавказа препятствуют распространению зимой на юг холодных воздушных масс.

Субтропический пояс - это географические широты, в которых летом климат сходен с тропическим, зимой - с умеренным. Зима в субтропиках очень короткая и теплая; с точки зрения жителя Средней Полосы, в субтропиках зимы, вообще, нет, и затянувшаяся осень постепенно переходит прямо в весну. Температура почти все время держится значительно выше нуля. Лишь изредка особенно мощные холодные фронты прорываются зимой в субтропики из умеренных широт, и тогда на очень короткое время - не более чем на два - три дня, в субтропиках становится холодно, выпадает снег, после чего восстанавливается теплая погода.

Динамическая пауза: (П5)

Комплекс для разминки глаз

  1. Смотреть вдаль 2-3 сек., перевести взгляд на кончик пальца, поставленного перед глазами на расстоянии 25-30 см и смотреть на него 3-5 сек. Повторить 10-12 раз
  2. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6 раз
  3. Закрыть глаза и выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево. 15-20 сек.
  4. Быстрые моргания в течение 15-20 сек.

Закрепление первичных знаний: (П6)

Ребята, теперь мы побудем исследователями, для этого вам нужно будет изучить материал и заполнить таблицу.

Заполнение таблицы «Природные зоны России». Учебник стр. 98 – 101. Работа в парах.

Природная

зона

Климат

Растительный мир

Животный мир

Деятельность

человека

Субтропики

- Чтобы заполнить второй столбец таблицы, прочитайте 3 абзац учебника на стр. 100.

- Почему для зоны субтропиков характерен такой климат?

- Заполните третий столбец, просообщение.

- Какие растения можно встретить в субтропиках, а в нашей зоне не встретишь?

- Заполните четвёртый столбец таблицы, прослушав сообщение.

- Каких животных можно встретить в субтропиках?

- Заполните последний столбец, прослушав сообщение по презентации.

Подведение итогов: (П7)

- Где расположена зона субтропиков России?

- Что привлекает людей на Черноморское побережье Кавказа?

- Какие экологические проблемы возникают на Черноморском побережье?

- Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа? (Бережно относиться к природе, не бросать не побережье мусор, носить головной убор, купаться только со взрослыми и т.д.)

Рефлексия: (П8)

Закончите предложения

Сегодня на уроке:

смог  ………..

узнал……

научился….

открыл для себя…..

могу похвалить себя и своих одноклассников за…

Домашнее задание:

Учебник стр.98-101 повторить, изученную тему дома, стр. 101 (Проверим себя), рт. стр. 57 №4 и 5

Озвучиваю оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ

Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...