Технологическая карта урока "Зимняя пора в жизни животных"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

elenamosunova

Технологическая карта урока включает: цели и задачи урока окружающего мира по теме "Зимняя пора в жизни животных", планируемые результаты, план урока, поэтапные действия. На уроке использованы технология проблемного обучения, технология оценивания, технология личностно-ориентированного обучения, технология критического мышления, а также здоровьесберегающие и информационные технологии.Обучающиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи между состоянием неживой природы и жизнью животных. На протяжении урока формируются все виды универсальных учебных действий. Для организации учебного процесса спользованы коллективные, групповые и индивидуальные формы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27.docx37.74 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

УМК «Гармония»

 Класс: 3 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Учитель: Мосунова Е.Н., МБОУ «Новоторъяльская СОШ»

Технологическая карта урока

Тема

Зимняя пора в жизни животных

Цель

расширение и углубление знаний о жизни животных зимой

Задачи

Образовательные

Развивающие

 

Воспитательные

- Создать представления о зимовках птиц, диких и холоднокровных животных  

 - Сформировать понятия по теме урока: линька, оперение …

- Способствовать обогащению знаний учащихся новыми сведениями

- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием неживой природы и жизнью животных

 - Создать условия для развития умения анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы

- Развивать умение логически верно выражать свои мысли, отбирать нужный материал по теме

- Продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации через работу с учебником.

- Продолжить работу по формированию у учащихся коммуникативных умений и навыков через работу в парах, взаимопроверку.

-  Формировать все виды универсальных учебных действий

- Воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний через самостоятельную работу.

- Создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих вилах, формирования  устойчивый эмоциональный интерес к приобретению знаний

- Продолжить работу по воспитанию у детей бережного отношения к природе.

Планируемый результат

Планируемые результаты обучения:

Регулятивные:

1. Ставить учебную задачу;

2. Оценивать качество и уровень усвоения материала;

3. Осуществлять контроль и коррекцию

4. Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные:        

  1. Самостоятельно формулировать познавательную цель;
  2. Искать и выделять необходимую информацию;
  3. Уметь устанавливать причинно-следственные связи между состоянием неживой природы и жизнью животных 

Коммуникативные:

  1. Уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  2. Уметь работать в паре и группе;
  3. Слушать и понимать речь учителя и одноклассников.

Личностные:

  1. Положительное отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желание больше узнать;
  2. Любовь к природе родного края;
  3. Способность к самооценке учебной деятельности.

Технологии

технология оценивания, личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения, технология критического мышления

информационные, здоровьесберегающие

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин. Окружающий мир. 3класс. Учебник в 2 частях. Часть 1.- М.: АСТ: Астрель, 2012. – 143с. (УМК «Гармония»)

О.Т.Поглазова.  В.Д.Шилин. Окружающий мир: Тестовые работы.Окружающий мир.-М.: АСТ: Атрель, 2011.-63с.

- презентация

-карточки для графического диктанта

-карточки-ключи для графического диктанта

Формы  организации работы на уроке

Фронтальная, индивидуальная, групповая

План урока

1. Организационный момент

2.  Актуализация знаний

3. Повторение. Проверка Д/з

4.  Целеполагание

5. «Открытие» новых знаний

6. Первичное закрепление

7. Итог

8. Рефлексия учебной деятельности

 Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы, средства

УУД

1.Организационный момент

Цель: активизировать внимание детей

1.1 Орг.момент. Эмоциональный настрой

Всем, всем, добрый день!

Прочь с дороги нашей лень!

Хочешь научиться - должен потрудиться!

         

         Сегодня у нас на уроке – гости - учителя нашей школы и школ нашего района.

          Подарите улыбку и хорошее настроение нашим гостям и друг другу.

Проверяют, всё ли готово у них к уроку.

Педагогическая пауза

Предъявление учебных требований

Метод эмоционального стимулирования

Личностные

2.Актуализация знаний.

2.1. Начинаем урок окружающего мира.

- Для чего нужно изучать данный предмет?

2.2. У каждого из вас – лист оценивания. В него вы будете вносить результаты работы в течение урока.

-  Ребята, что вы ждете от урока и какие цели ставите?

 2.3. А теперь, сядем красиво и правильно!

Не забывайте следить за посадкой! (плакат)

2.4. - Ребята, скажите, что объединяет эти фотографии (зима)

        На уроке литературного чтения мы читали произведения о зиме. Вспомните, как назывался раздел, который мы изучали!  («Снег летает и сверкает …»)

         Кто автор этих строк? Дрожжин

Вспомним это стихотворение: девочки начинают, мальчики продолжают

Мыслительная деятельность

Проверка посадки

Применяется метод педагогической поддержки – похвала

Метод стимулирование познавательного интереса

Личностные

3.Повторение.Проверка Д/З

3.1. Фронтальный опрос

- Как называют зимнюю пору в жизни деревьев?
(Зимнюю пору в жизни деревьев называют состоянием глубокого покоя, они не растут до весны).

 - Что помогает  растениям пережить зимнюю стужу? (снеговой покров, кора деревьев, отсутствие листьев и наземных частей)

3.2. Проверка Д/з

- Что может повредить кору деревьев? (пересказ – 1 у доски)

- Как помочь растениям в суровую зиму? (пересказ  - 1 у доски)

Пересказ в парах –  2 - консультанты        

Оценивание – 1

3.3.Диктант 0-1

1) Кора – это отмершие растительные клетки -1

2) У всех травянистых растений отмирают листья и стебли – 0

3) Морозобоины –это глубокие трещины в коре деревьев – 1

4) Зимнюю пору в жизни деревьев называют состоянием глубокого покоя – 1

5) Зимой собирают семена ели, сосны, подсолнечника – 0

6) Растение-долгожитель нашего края – дуб - 1

Беседа

4. Введение в тему урока. Целеполагание

4.1. Минутка отдыха –  Положите руки на парту, голову на руки, закройте глаза:

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

                              (Звуки зимнего леса)

Какие картины природы вы представили?

4.2. Коллективная работа

Что объединяет эти фотографии? (животные зимой)

- Какие группы животных выделяют ученые?

Млекопитающие, насекомые, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы

- Как вы считаете, какова тема нашего урока? (мы сегодня поговорим… о животных, о том, как они зимуют)

Ребята, какова цель и задачи урока?

- Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке по данной теме.

- Ребята, какую проблему поставите перед собой?

Проблема: Как выживают животные в зимнюю пору СЛАЙД

- Сравните вашу проблему с той, которая на слайде.

Принимают и осознают учебную задачу

Понимают учебную задачу

Предполагают тему урока, сверяют её с эталоном, планируют свою деятельность.

Прогнозирование темы урока, целей, задач и деятельности

Словесный метод – беседа

Фронтальная форма работы.

5. «Открытие» новых знаний

5.1. Знакомство Правила работы в группе.

- Как нужно работать в группе? (слайд)

5.2. Распределение заданий по группам и в группе

См.Приложение  - задание 4 группам

5.3. Проверка работы групп

5.3.1. Группа 1. Как и где зимуют холоднокровные животные

5.3.2. Группа 2. Как зимуют звери

5.3.3. Пресс – конференция

Группа 3.  Интервью

Заранее подготовленные ученики в роли зверей рассказывают о себе

Угадайте, кто придет к нам на пресс-конференцию?
1. Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

2. Кто любит морковку
И прыгает ловко?
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки? (Заяц)


3. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост- краса
Кто же это? (Лиса)

4. Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке
снеговой (Медведь)

Первое слово предоставляется белке.
- Гнездо у меня в дупле, прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри свое жилище застилаю мхом, лишайником, сухими веточками, листьями и шерстью. В моем гнезде обычно 2 выхода, в сильные морозы я затыкаю их лишайником или хвостом. Иногда у меня бывает до 30-ти гнезд в разных местах.

Вопросы журналистов

- Белка, чем ты питаешься зимой?
- На зиму я заготавливаю до 600 граммов сухих грибов. А еще прячу в кла¬довые орехи, желуди, зерна, сухие ягоды
- Спасибо,  белка.
- Ребята, а какие еще животные делают запасы на зиму?
(Хомяки, суслики, барсуки, мыши, полевки).

Теперь слово предоставляется
зайцу.
- Я большой мастер запутывать следы, чтобы сбить с толку своего врага. И бегун я отличный, во время погони могу пробежать 70 километров за 1 час. Это про меня говорят: «В гору бегом, а с горы кувырком».

Вопрос журналистов
-Заяц, чем ты питаешься зимой?
-Ем веточки осины, березы, клена. С веток более толстых деревьев обгрызаю кору. Не откажусь и от сена, морковки или капусты».
-Как спасаешься от мороза?
- Весь день провожу в укромных местах – под поваленным стволом, под пнем или в кустах. В сильные морозы рою в снегу глубокие норы, сплю, не закрывая глаз.
- Спасибо, заяц.

- Теперь слово предоставим
лисе.
- Я не просто лиса, а Лиса Патрикеевна. Примерно 600 лет назад жил князь Патрикей Наумович. Он прославился своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А поскольку я считаюсь зверем хитрым, то и получила отчество Патрикеевна. Мне не страшны холода, потому что у меня великолепный, густой хвост! Я укрываюсь и , как пледом. На лапах вырастает густая шерсть, как будто теплые варежки, ходить по снегу и льду совсем не холодно.

Вопросы журналистов:
-Чем питается лиса?
-Я ловлю зайцев, особенно зайчат. Но главная моя пища - мелкие грызуны мыши и полевки. Такую мою охоту называют «мышкованием». Мышиный писк слышу за 100 метров - такой отличный у меня слух, нюх и зрение. Чтобы быть сытой мне надо съесть за день до 20 мышей. Поэтому в поисках еды провожу много времени
-Где скрываешься в непогоду?
-Прячусь в норе, которую устраиваю на склоне оврагов и холмов. Обязательно строю запасные выходы в норе.
- Ребята, а какие еще животные добывают себе корм зимой?
(Волки, рыси, лоси, кабаны).

И, наконец, слово предоставим
медведю.
- Зимой я сплю. Осенью и летом жира нагуляю и отдыхаю в теплой берлоге, которую устраиваю в сухом месте, в углублении, под вывернутым с корнем пнем.
Вопрос журналистов:
- А правда ли, что медведь лапу сосет?:
-Нет, я ее просто лижу. Зимой на подошве лап отслаивается и слезает старая, загрубевшая кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет. Облизывая лапы, горячим языком, причмокиваю губами, вот и кажется, что я лапу сосу.
- Может ли медведь зимой проснуться?
- Иногда это случается. От сильного холода, голода или стрельбы. Если проснусь, то до конца зимы не засыпаю, а брожу по лесу. И уж лучше со мной, голодным и злым не встречаться.
- Ребята, а какие животные, как и медведь тоже впадают в спячку?
(Хомяки, барсуки, летучие мыши).

Физкультминутка

Хомка, хомка

5.3.4. Группа 4. Как зимуют птицы?

5.3.5. Обратить внимание на творчество при изготовлении кормушек

Подберите родственные слова к слову кормушка (кормить, корм)

Вывод: Развешиваем, наполняем и проверяем, чтобы птицам не страшен был голод

Оценивание 3

Частично систематизируют изученный материал

Ознакомление с учебным материалом, анализируют и систематизируют учебный материал

Отвечают на вопросы учителя

Умственная деятельность: структурируют и систематизируют содержание изучаемого материала на данном этапе  

Работают с книгой

Самостоятельно изучают материал

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы, работают в парах

Фронтальная форма работы Метод проблемного обучение,устный опрос, работа с учебником

Самостоятельная работа(парная)

Фронтальная форма работы Метод проблемного обучение, устный опрос, работа с учебником

5. Введение знаний в опыт

- Ребята, для закрепления заполним таблицу

Распределите животных по своим домикам:

Заснули

Поменяли шерсть

Застыли

Родились зимой

Налимы, лисы, клесты, медведи, барсуки, белки, зайцы, летучие мыши, мухи, жабы, змеи, ежи

Оценивание 4

Самостоятельное выполнение заданий

Упражнение

6.   Итог урока

 Цель:

- фиксация нового содержания, изученного на уроке;                                             

-Итак, какова тема нашего урока?

Я знаю…

Я запомнил…

Я смог(у)…

Д/З

  1. Тест №7 с.69-72
  2. Составить вопросы для викторины по с.139-148

Регулятивные УУД:

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

 

7. Рефлексия

Цель:- оценивание учащимися собственной  деятельности на уроке;

Оцените свою работу на уроке.

Кого вы хотели бы поблагодарить?

Спасибо за урок.

Личностные УУД:

- оценивать результаты деятельности (самооценка)

 

Приложение

Задания для самостоятельной работы

Группа 2

  1. Изучить материал на страницах учебника 139-141

2. Дополните текст

    Звери подготовились к _______________. У ______________, _____________, _____________ и других зверей закончилась _______________ - обновление шерсти. Она становится ___________________ и _____________________. У ____________________, ________________, ____________________ поменялся и ее цвет. Залегли в спячку __________________, ___________________, _______________. Они накопили подкожный __________, который их ___________________ и ___________________.

Иногда звери могут проснуться от _______________, _______________ или _________________.

Легче справиться с зимней стужей домашним животным, потому что ________

Группа 3

1. Изучить материал на страницах учебника 139-141

2.Подготовиться к конференции

Для этого:

- подготовить вопросы для интервью с Лисой, Зайцем, Белкой, Медведем

Вопросы Белке:

1)

2)

Вопросы Зайцу:

1)

2)

Вопросы Лисе:

1)

2)

Вопросы Медведю:

1)

2)

Группа 1

  1. Изучить материал на страницах учебника 145-148

  1. Дополните текст

Холоднокровные животные – это ___________

_________________________________________.

К ним относятся _______, ______________, _______________. С приходом морозов они ___________________.

Зиму проводят так:

Муравьи –

Пчелы –

Ящерицы –

Лягушки –

Жабы –

Рыбы -

Ледяная крыша помогает сохранить жизнь _____________, _____________, ________________.

  1. Ответь на вопрос: с.148 в.6

Группа 4

  1. Изучить материал на страницах учебника 142-144

  1. Дополните текст

Зимуют в наших лесах __________________, ________________, ____________________, __________________. Они прячутся от холода и метелей в рыхлый _________________ . Когда после оттепели ударит мороз, то снег покрывается _____________________  _________________. Эти птицы попадают в _______________ ______________. По способу питания птицы бывают: _________________, __________________, ___________________. Морозов птицы не боятся. Им помогает ________ . Страшнее им ________________

  1. Составить памятку

Поможем птицам зимой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок во 2 классе "ЗИМНЯЯ ПОРА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ"

Урок по данной теме содержит презентацию и может быть проведен во 2 классе по различным программамЗадачи урока: формирование у учащихся системы знаний о жизни домашних и разных групп диких животных зи...

Технологическая карта урока по теме «Домашние животные».«Корова».

Создать необходимые условия, при которых обучающиеся будут развивать словарь по лексической теме: «Домашние животные»; «Корова»....

Технологическая Карта - 3 класс - УМК Комарова - Животные.

Технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС по теме "Животные" к УМК Комарова, 3 класс....

Конспект урока окружающего мира "Зимняя пора в жизни животных",3 класс, УМК "Гармония"

Конспект  урока окружающего мира "Зимняя пора в жизни животных".Тип урока: урок открытия новых знаний. В ходе данного урока учащиеся обобщат знание классификации животных, уточнят...

Технологическая карта внеурочного занятия «Наши друзья-животные» (2 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия  Название кружка, автор ________________________________________________________________...

Технологическая карта урока. Дикие и домашние животные. Индивидуальное обучение.

Предмет: Мир природы и человека.Класс: 3.(индивидуальное обучение)Тема урока : Дикие и домашние животныеТип урока:  комбинированный урокЦель урока: дать представление о диких и дом...

Технологическая карта по окружающему миру "Разнообразие животных" (3 класс)

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: создать условия для формирования знаний у учащихся о классификации животных и их групповыми признаками. Задачи урока Дидактические:1. Расширить и...