Урок во 2 классе "ЗИМНЯЯ ПОРА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ"
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок по данной теме содержит презентацию и может быть проведен во 2 классе по различным программам
Задачи урока: формирование у учащихся системы знаний о жизни домашних и разных групп диких животных зимой (как зимуют звери; где и как зимуют насекомые и пресмыкающиеся; как зимуют обитатели водоемов; где находят приют зимой птицы); формирование у учащихся нравственных качеств: бережное отношение к природе, забота о зверях и птицах зимой; развитие познавательного интереса к жизни животных зимой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnyaya_pora_v_zhizni_zhivotnykh.rar | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 с. Горькая Балка Советского района» Ставропольский край |
Зимняя пора в жизни животных |
Урок по предмету «Окружающий мир» по программе «Гармония» 2 класс |
Учитель начальных классов - Поескова Елена Александровна |
2014 |
ЗИМНЯЯ ПОРА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ
Цель урока:
углубить и расширить знания учащихся о жизни животных в зимнее время и привести их в систему;
развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием неживой природы и жизнью животных;
воспитывать бережное отношение к животным.
Задачи урока:
формирование у учащихся системы знаний о жизни домашних и разных групп диких животных зимой (как зимуют звери; где и как зимуют насекомые и пресмыкающиеся; как зимуют обитатели водоемов; где находят приют зимой птицы);
формирование у учащихся нравственных качеств: бережное отношение к природе, забота о зверях и птицах зимой;
развитие познавательного интереса к жизни животных зимой и познавательных способностей :внимание, речь, память.
Оборудование: учебник для 2 класса «Окружающий мир», рабочая тетрадь, иллюстрации животных, жилища домашних животных, картинки зимующих птиц, иллюстрации животных пресных водоемов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой
Двор в снегу. Белы дома
Ночью к нам пришла …( зима.)
СЛАЙД №1 Зима
II. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке вы говорили о признаках прихода зимы и явлениях, происходящих в неживой природе зимой. И сейчас мы проверим домашнее задание в виде теста, если вы согласны со мной, то поставьте «+», если не согласны, то «-».
1. Зима приходит после весны.
2. Снеговой покров- это нетающий слой снега.
3. На крупных и мелких реках ледостав заканчивается одновременно.
4. Изморозь – это крошечные кристаллики льда, которые образовались из водяного пара.
5. Зимой ночи короче, а дни длиннее.
6.Верно ли свойство льда: « Лед тяжелее воды»
- Я думаю, что вы замечательно справились с этой работой! Проверьте себя. Поднимите руку кто справился без ошибок. Молодцы!
СЛАЙД №2 Проверь себя
III. Постановка целей урока.
- Сегодня мы будем говорить о живых сущесвах, которые дышат, питаются, умеют передвигаться и приносят потомство. О ком?
- Значит сегодня на уроке мы должны познакомиться с жизнью животных в зимнее время.
СЛАЙД №3 Тема урока
Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет с собой зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому — великий покой, разлившийся в природе.
IV. Актуализация опорных знаний.
Однако для животных наступила суровая пора.
- На какие группы по внешнему виду можно разделить животных?
СЛАЙД №4 животные
звери рыбы насекомые птицы пресмыкающиеся земноводные
- Назовите отличительные признаки насекомых (6 ног), рыб (тело покрыто чешуей), зверей (шерсть), птиц (перья).
- Есть еще особые группы животных — земноводные и пресмыкающиеся. Подумайте, почему их так назвали? (По среде обитания.)
- На какие группы делятся животные по отношению к человеку? (Домашние и дикие.)
- Чем дикие животные отличаются от домашних?
СЛАЙД №5 Домашние животные.
V. Изучение нового материала.
- Как люди ухаживают за домашними животными зимой? (Утепляют жилище животных, заготавливают для них корм.)
- Какие жилища для них строят?
СЛАЙД № 6 Игра « Кто где живет?»
Корова – хлев
Курица – курятник
Собака – конура
Пчелы – улей
Коза – сарай
Поросята- свинарник
Кошка - дом
СЛАЙД №7 Кошка
- А знаете ли вы, что домашние животные могут предсказывать погоду.
Если кошка лежит, свернувшись калачиком, уткнув нос - к холоду, носом кверху — к теплу.
- А где же зимуют дикие животные? (В лесу.)
- Я предлагаю вам совершить экскурсию в зимний лес.
СЛАЙД №8 Зимний лес. Музыка
Сегодня мы в лес за наукой пойдем
Смекалку, фантазию нашу возьмем
А чтоб не спугнуть ни сову, ни лису
Не станем в лесу нарушать тишину!
- Итак, мы в лесу…
- Отгадайте, кто нам встретился на дорожке?
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
СЛАЙД №9 Белка
- Используя картинку, расскажите, что вы знаете о белке, как она зимует?
В конце осени белочка сменила свою рыжую шубку на серую. Зачем?
Белка запасает корм летом и осенью. Питается семенами хвойных деревьев, семена эти она находит в шишках.
К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит ей надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или в дуплах деревьев.
- Отгадайте следующую загадку:
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а сам всех боится.
СЛАЙД № 10 Заяц
- Итак, где живет заяц, чем он питается?
Заяц - беляк в лесу, предпочитая густые заросли кустарников. У зайцев задние лапы сильнее передних. . Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег Бегает по рыхлому снегу он на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывал. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах под поваленным деревом, пнем, кустиком.. Ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов. Заяц мастер запутывать следы: то несколько раз проскочит по своим следам, то прыгнет в сторону, не оставив следа.
Иногда зайцы зимой переселяются ближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена, наведываясь в сады, обгрызают кору молодых деревьев
- Следующий наш герой — перед вами. Кто разгадает ребус, тот и узнает, о ком пойдет речь дальше.
Ребус (волк)
СЛАЙД № 11 Волк
- Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днем, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги — преследовать быстробегающих животных.
- Кстати, знает ли кто-нибудь поговорку о волке, которая сейчас была бы уместна?
- Волка ноги кормят.
- Еще одна загадка:
Посмотрите-ка какая-
Вся горит как золотая.
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой.
СЛАЙД № 12 Лиса.
- Пожалуйста, расскажите, что вы знаете о лисе. Скажите, почему лиса не запасает корм ни летом, ни осенью?
Зимой лиса, как и осенью, ярко-рыжая. По запаху она отыскивает себе корм, находит под снегом мышей, выслеживает их по следам, слышит мышиный писк за 400 метров, становится на задние лапки- стережет добычу, мышкует.
- Кого из зверей еще можно встретить в лесу?
СЛАЙД № 13 Лось, кабан
- О каких животных пойдет речь?
- Такие животные, как кабаны, лоси, олени, косули, не делают запасов, не строят жилище. Сильные копыта помогают им выкапывать траву из-под снега. Но и им в лютые зимы приходится трудно.
СЛАЙД №13 Кормушка
И тогда на помощь животным приходит человек, устраивает кормушки. Для зайцев заранее еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя. Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины и сосны. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Животные любят соль. Солью подкармливают лосей, оленей, зайцев.
- О другом нашем герое сложено не только много стихов, но и загадок.
Он в берлоге спит зимою
Под большущею сосною.
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
СЛАЙД №14 Медведь
- Вы все верно поняли, речь идет о медведе. Белка прыгает по веткам деревьев, лиса бегает по следам мышей, а где сейчас медведь? Что вы знаете о нем?
Медведь долгую зиму проводит в берлоге. В это время он ничего не ест, а живет за счет накопленного летом и осенью жира.
- Обычно говорят, что медведь зимой сосет лапу. А знаете ли вы, почему так говорят?
Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Облизывая подошвы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и, кажется, что он сосет лапу, а на самом деле он согревает ее губами и языком.
- Молодцы, все запомнили. А знаете ли вы кто еще из зверей, тоже спит зимой?
СЛАЙД №15 Еж, барсук, хомяк, летучие мыши.
Накопили они подкожный жир, им и зима не страшна – жир греет и кормит. Во время спячки температура тела у животных понижается, дыхание и сердцебиение замедляется. Иногда хомяк, барсук, медведь могут проснуться от чувства голода, от сильного мороза. Грызуны, проснувшись, съедают часть своих запасов и опять засыпают, а проснувшийся медведь уже до конца зимы бродит по лесу. Страшно встретится с голодным медведем-шатуном зимой. Удивительно, но именно зимой у медведицы рождаются медвежата.
СЛАЙД №16 Игра «Рассели животных по их жилищам»
дупло - у белки;
берлога — у медведя;
нора — у лисы;
хатка — у бобра;
муравейник - у муравьев.
VI. Физминутка.
По родному краю
Дружно мы шагаем
Справаот нас находится луг
Слева высокий лес
В том лесу полно чудес
Белка с ветки на ветку прыг
Филин крыльями машет « Ух!2
Аж захватывает дух
Солнце над кленами светит нам
Мы рады птицам и друзьям.
VII. Продолжение работы по теме урока
- Посмотрите: кто здесь лишний ? (Муравей - насекомое.)
СЛАЙД №17 На лесной полянке
- Мы с вами оказались на лесной полянке. Что же случилось? Куда же делись все насекомые друзья нашего муравья?
Прочитайте текст учебника (с. 114) и ответьте на этот вопрос.
- Чем холоднокровные отличаются от теплокровных?
- В каком состоянии зимуют насекомые?
- Где насекомые скрываются зимой?
- Чем различается зимой состояние змеи и бурого медведя?
- Давайте теперь заглянем в водоем.
СЛАЙД № 18 Водоем
- Какие животные обитают в пресных водоемах?
- Что произошло с поверхностью воды зимой?
- Какие свойства снега и льда помогают сохранить жизнь животным зимой?
(Лед легче воды, ледяная крыша помогает сохранить им жизнь. Плохо проводят тепло и холод, в любые морозы подо льдом сохраняется примерно одинаковая температура = 4 °С.)
В конце ноября многие рыбы становятся малоподвижными. Карпы, караси и сомы зарываются в ил, впадают в спячку.
СЛАЙД №18
- Налим, наоборот, становится подвижным и даже мечет икру. Недаром говорят: «Мороз злее, а налим живее», «Налимья весна подо льдом
- Иногда рыбы всплывают, чтобы освежить на дне воду.
- Лягушки ныряют в водоем, объединяются вместе, чтобы легче пережить холодное время, и засыпают. Некоторые лягушки зимуют под корягами на суше.
- Вспомните: а дышат ли рыбы? Чем?
- Зимой обитатели водоемов страдают от недостатка кислорода. Как люди могут помочь животным водоемов зимой? (Делают проруби.)
СЛАЙД № 18 Прорубь
В нее опускают солому или камыш. Чтоб не замерзала.
- О ком мы еще не говорили сегодня на уроке? (О птицах.)
СЛАЙД № 19 Птицы
- Вспомните птиц, которые остаются у нас зимовать и хорошо вам известные. Какие? (Ответы детей: сороки, вороны, воробьи, глухари, рябчики)
Куропатки и рябчики прячутся от холода в снегу. Но если ночью ударит мороз, то им очень трудно пробить крепкую снеговую корку, птицы гибнут.
- Кроме этих птиц, какие прилетают к нам зимой?
(синицы, снегири. )
СЛАЙД №19 Снегирь, синица
- Не страшна зима птицам, если есть корм. А еще в зимнем лесу есть удивительные птицы! Почему удивительные? Посмотрите.
СЛАЙД №19 Клест
Питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые созревают поздней осенью. В самые лютые морозы у клестов появляются птенцы.Как раз корма вдоволь.
Но интересней всего у клеста клюв — ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птицы с прямыми клювами, как и все остальные, но, когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется.
И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны... А что мы должны?
- Подкармливать птиц.
СЛАЙД №20 Птичьи столовые
- Вы можете сами или с родителями сделать кормушки для птиц. Только учтите, что они должны быть закрыты сверху от снега и не забывайте насыпать в них угощение для пернатых друзей.
VIII. Обобщение и закрепление
- Каким животным труднее пережить зиму: диким или домашним? Почему?
Вариант 1- устно.
Вариант 2 – в тетради (с.52 № 113)
- Кто из животных заснули? (барсуки, медведи, ежи, летучие мыши)
- Кто поменял цвет теплой шубки?( зайцы, белки)
- У кого родилось потомство?( медведи, налимы, клесты)
- Кто оцепенел?( пресмыкающиеся, насекомые)
- Сделайте вывод, от чего зависит жизнь животных зимой. (Различия образа жизни зимой у разных животных зависят от среды обитания, видов кормов и температуры их крови.)
- Может ли человек помочь диким животным, птицам, животным водоемов? Как?
IX Итог урока.
СЛАЙД №21
- Вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу. Что нового узнали вы, побывав в лесу? О чем услышали впервые?
- Я благодарю вас за урок. Мне очень понравилось работать с вами!
Особенно активно работали на уроке……
Эти ребята получили отличные отметки.До свидания!
VII. Домашнее задание:
Дома подготовить сообщение о жизни животного зимой, о котором не шла речь на уроке.
С.111-120 - отвечать на вопросы.
Резерв: выполнение задания (117) по рабочей тетради.
Ответ: застывают, в норах, берлогах, линька, шерсть, птиц, в спячку.
При подготовке урока были использованы материалы :
http://www.floranimal.ru/index.php
http://www.razumniki.ru/zimoy_rasskaz.html
http://riddle-middle.ru/zagadki/dikie_zhivotnye/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 1 класс (УМК "Планета знаний") Тема урока: Жизнь животных
Цели: 1. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных. 2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни. 3. Развивать мышление и речь у ...
Урок по окружающему миру. "Осенняя пора в жизни людей".
Обобщить и систематизировать знания об осенних изменениях в живой и неживой природе.Сформировать представления об осенних работах людей сейчас и в старину.Воспитание уважительного отношения к труду и ...
Разработка урока окружающего мира по теме "Осенняя пора в жизни людей". УМК "Гармония", 3 класс
Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику О.Т. Поглазовой "Окружающий мир" по теме "Осенняя пора в жизни людей". В интегрированный курс включены исторические сведения о сезонных занятиях и...
Конспект урока по технологии. Тема "Вода в жизни растений. Вода в жизни животных. Проращивание семян". 1 класс.
Конспект урока по технологии. Тема "Вода в жизни растений. Вода в жизни животных. Проращивание семян". 1 класс. ...
Жизнь животных осенью. Животный мир Ростовской области. 1 класс. Окружающий мир. Доноведение.
Презентация к уроку ДОНОВЕДЕНИЯ по теме: "Жизнь животных осенью. Животный мир Ростовской области." 1 класс. Урок проводился в режиме видеоконференции (в дистанционной форме) с использованием различных...
Конспект урока окружающего мира "Зимняя пора в жизни животных",3 класс, УМК "Гармония"
Конспект урока окружающего мира "Зимняя пора в жизни животных".Тип урока: урок открытия новых знаний. В ходе данного урока учащиеся обобщат знание классификации животных, уточнят...
Технологическая карта урока "Зимняя пора в жизни животных"
Технологическая карта урока включает: цели и задачи урока окружающего мира по теме "Зимняя пора в жизни животных", планируемые результаты, план урока, поэтапные действия. На уроке использова...