Урок во 2 классе "ЗИМНЯЯ ПОРА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ"
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему

Поескова Елена Александровна

Урок по данной теме содержит презентацию и может быть проведен во 2 классе по различным программам

Задачи урока: формирование у учащихся системы знаний о жизни домашних и разных групп диких животных зимой (как зимуют звери; где и как зимуют насекомые и пресмыкающиеся; как зимуют обитатели водоемов; где находят приют зимой птицы); формирование у учащихся нравственных качеств: бережное отношение к природе, забота о зверях и птицах зимой; развитие познавательного интереса к  жизни животных зимой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnyaya_pora_v_zhizni_zhivotnykh.rar1.67 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8                                                                       с. Горькая Балка Советского района» Ставропольский край

Зимняя пора                               в жизни животных

Урок  по предмету «Окружающий мир» по программе «Гармония» 2 класс

 Учитель начальных классов -  Поескова Елена Александровна

2014


                      ЗИМНЯЯ ПОРА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ

Цель урока: 

углубить и расширить знания учащихся о жизни животных в зимнее время и привести их в систему;

развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием неживой природы и жизнью животных;

воспитывать бережное отношение к животным.

Задачи урока:

формирование у учащихся системы знаний о жизни домашних и разных групп диких животных зимой (как зимуют звери; где и как зимуют насекомые и пресмыкающиеся; как зимуют обитатели водоемов; где находят приют зимой птицы);

формирование у учащихся нравственных качеств: бережное отношение к природе, забота о зверях и птицах зимой;

развитие познавательного интереса к  жизни животных зимой и познавательных способностей :внимание, речь, память.

Оборудование: учебник для 2 класса «Окружающий мир», рабочая тетрадь, иллюстрации животных, жилища домашних животных, картинки зимующих птиц, иллюстрации животных пресных водоемов.

                                                 

Ход урока

I. Организационный момент.

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой

Двор в снегу. Белы дома

Ночью к нам пришла …(  зима.) 

СЛАЙД №1  Зима

II. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке вы говорили о признаках прихода зимы и явлениях, происходящих в неживой природе зимой. И сейчас мы проверим домашнее задание в виде теста, если вы согласны со мной, то поставьте «+», если не согласны, то «-».

1. Зима приходит после весны.

2. Снеговой покров- это нетающий слой снега.

3. На крупных и мелких реках ледостав заканчивается одновременно.

4. Изморозь – это крошечные кристаллики льда, которые образовались из водяного пара.

5. Зимой ночи короче, а дни длиннее.

6.Верно ли свойство льда: « Лед тяжелее воды»

  -  Я думаю, что вы замечательно справились с этой работой! Проверьте себя. Поднимите руку кто справился без ошибок. Молодцы!

СЛАЙД №2  Проверь себя

III. Постановка целей урока.

- Сегодня мы будем говорить о живых сущесвах, которые дышат, питаются, умеют передвигаться и приносят потомство. О ком?

- Значит сегодня на уроке мы должны познакомиться с жизнью животных в зимнее время.

СЛАЙД №3  Тема урока

Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет с собой зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому — великий покой, разлившийся в природе.

IV. Актуализация опорных знаний.

Однако для животных наступила суровая пора.

- На какие группы по внешнему виду можно разделить животных?

СЛАЙД №4                              животные

звери   рыбы   насекомые  птицы   пресмыкающиеся  земноводные

- Назовите отличительные признаки насекомых (6 ног), рыб (тело покрыто чешуей), зверей (шерсть), птиц (перья).

- Есть еще особые группы животных — земноводные и пресмыкающиеся. Подумайте, почему их так назвали? (По среде обитания.)

- На какие группы делятся животные по отношению к человеку? (Домашние и дикие.)

- Чем дикие животные отличаются от домашних? 

СЛАЙД №5 Домашние животные.

V. Изучение нового материала.

- Как люди ухаживают за домашними животными зимой? (Утепляют жилище животных, заготавливают для них корм.)

- Какие жилища для них строят?

СЛАЙД № 6    Игра « Кто где живет?»

Корова – хлев

Курица – курятник

Собака – конура

Пчелы – улей

Коза – сарай

Поросята- свинарник

Кошка - дом

СЛАЙД №7 Кошка

- А знаете ли вы, что домашние животные могут предсказывать погоду.

Если кошка лежит, свернувшись калачиком, уткнув нос - к холоду, носом кверху — к теплу.

- А где же зимуют дикие животные? (В лесу.)

- Я предлагаю вам совершить экскурсию в зимний лес.

СЛАЙД №8  Зимний лес. Музыка

Сегодня мы в лес за наукой пойдем

Смекалку, фантазию нашу возьмем

А чтоб не спугнуть ни сову, ни лису

Не станем в лесу нарушать тишину!

- Итак, мы в лесу…

- Отгадайте, кто нам встретился на дорожке?

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

СЛАЙД  №9    Белка

- Используя картинку, расскажите, что вы знаете о белке, как она зимует?

В конце осени белочка сменила свою рыжую шубку на серую. Зачем?

Белка запасает корм летом и осенью. Питается семенами хвойных деревьев, семена эти она находит в шишках.

К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит ей надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или в дуплах деревьев.

 - Отгадайте следующую загадку:

Зимой беленький, а летом серенький.

Никого не обижает, а сам всех боится.

СЛАЙД № 10    Заяц

- Итак, где живет заяц, чем он питается?

Заяц - беляк в лесу, предпочитая густые заросли кустарников. У зайцев задние лапы сильнее передних. . Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег Бегает по рыхлому снегу он на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывал. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах под поваленным деревом, пнем, кустиком.. Ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов. Заяц мастер запутывать следы: то несколько раз проскочит по своим следам, то прыгнет в сторону, не оставив следа.

Иногда зайцы зимой переселяются ближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена,  наведываясь в сады, обгрызают кору молодых деревьев

 

- Следующий наш герой — перед вами. Кто разгадает ребус, тот и узнает, о ком пойдет речь дальше.

Ребус (волк)

СЛАЙД  № 11 Волк

- Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днем, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги — преследовать быстробегающих животных.

- Кстати, знает ли кто-нибудь поговорку о волке, которая сейчас была бы уместна?

- Волка ноги кормят.

- Еще одна загадка:

Посмотрите-ка какая-

Вся горит как золотая.

Ходит в шубке дорогой

Хвост пушистый и большой.

СЛАЙД № 12   Лиса.

- Пожалуйста, расскажите, что вы знаете о лисе. Скажите, почему лиса не запасает корм ни летом, ни осенью?

Зимой лиса, как и осенью, ярко-рыжая. По запаху она отыскивает себе корм, находит под снегом мышей, выслеживает их по следам, слышит мышиный писк за 400 метров, становится на задние лапки- стережет добычу, мышкует.

- Кого из зверей еще можно встретить в лесу?

СЛАЙД № 13  Лось, кабан

- О каких животных пойдет речь?

- Такие животные, как кабаны, лоси, олени, косули, не делают запасов, не строят жилище. Сильные копыта помогают им выкапывать траву из-под снега. Но и им в лютые зимы приходится трудно.

СЛАЙД №13   Кормушка

И тогда на помощь животным приходит человек, устраивает кормушки. Для зайцев заранее еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя. Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины и сосны. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Животные любят соль. Солью подкармливают лосей, оленей, зайцев.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   - О другом нашем герое сложено не только много стихов, но и загадок.

Он в берлоге спит зимою

Под большущею сосною.

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

СЛАЙД №14  Медведь

- Вы все верно поняли, речь идет о медведе. Белка прыгает по веткам деревьев, лиса бегает по следам мышей, а где сейчас медведь? Что вы знаете о нем?

Медведь долгую зиму проводит в берлоге. В это время он ничего не ест, а живет за счет накопленного летом и осенью жира.

- Обычно говорят, что медведь зимой сосет лапу. А знаете ли вы, почему так говорят?

Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Облизывая подошвы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и, кажется, что он сосет лапу, а на самом деле он согревает ее губами и языком.

- Молодцы, все запомнили. А знаете ли вы кто еще из зверей, тоже спит зимой?

СЛАЙД №15    Еж, барсук, хомяк, летучие мыши.

Накопили они подкожный жир, им и зима не страшна – жир греет и кормит. Во время спячки температура тела у животных понижается, дыхание и сердцебиение замедляется. Иногда хомяк, барсук, медведь могут проснуться от чувства голода, от сильного мороза. Грызуны, проснувшись, съедают часть своих запасов и опять засыпают, а проснувшийся медведь уже до конца зимы бродит по лесу. Страшно встретится с голодным медведем-шатуном зимой. Удивительно, но именно зимой у медведицы рождаются медвежата.

СЛАЙД №16   Игра «Рассели животных по  их жилищам»

дупло - у белки;

берлога — у медведя;

нора — у лисы;

хатка — у бобра;

муравейник - у муравьев.

VI. Физминутка.

По родному краю

Дружно мы шагаем

Справаот нас находится луг

Слева высокий лес

В том лесу полно чудес

Белка с ветки на ветку прыг

Филин крыльями машет « Ух!2

Аж захватывает дух

Солнце над кленами светит нам

Мы рады птицам и друзьям.

VII. Продолжение работы по теме урока

- Посмотрите: кто здесь  лишний ? (Муравей - насекомое.) 

СЛАЙД №17 На лесной полянке

- Мы с вами оказались на лесной полянке. Что же случилось? Куда же делись все насекомые друзья нашего муравья?

Прочитайте текст учебника (с. 114) и ответьте на этот вопрос.

- Чем холоднокровные отличаются от теплокровных?

- В каком состоянии зимуют насекомые?

- Где насекомые  скрываются зимой?

- Чем различается зимой состояние змеи и бурого медведя?

- Давайте теперь заглянем в водоем.

СЛАЙД № 18 Водоем

- Какие животные обитают в пресных водоемах?

- Что произошло с поверхностью воды зимой?

- Какие свойства снега и льда помогают сохранить жизнь животным зимой?

(Лед легче воды, ледяная крыша помогает сохранить им жизнь. Плохо проводят тепло и холод, в любые морозы подо льдом сохраняется примерно одинаковая температура = 4 °С.)

В конце ноября многие рыбы становятся малоподвижными. Карпы, караси и сомы зарываются в ил,  впадают в спячку. 

СЛАЙД №18

- Налим, наоборот, становится подвижным  и даже мечет икру. Недаром говорят: «Мороз злее, а налим живее», «Налимья весна подо льдом

- Иногда рыбы всплывают, чтобы освежить на дне воду.

- Лягушки ныряют в водоем, объединяются вместе, чтобы легче пережить холодное время, и засыпают. Некоторые лягушки зимуют под корягами на суше.

- Вспомните: а дышат ли рыбы? Чем?

- Зимой обитатели водоемов страдают от недостатка кислорода. Как люди могут помочь животным водоемов зимой? (Делают проруби.)

СЛАЙД № 18 Прорубь

В нее опускают солому или камыш. Чтоб не замерзала.

- О ком мы еще не говорили сегодня на уроке? (О птицах.) 

СЛАЙД № 19  Птицы

- Вспомните птиц, которые остаются у нас зимовать и хорошо вам известные. Какие? (Ответы детей: сороки, вороны, воробьи, глухари, рябчики)

Куропатки и рябчики прячутся от холода в снегу. Но если ночью ударит мороз, то им очень трудно пробить крепкую снеговую корку, птицы гибнут.

- Кроме этих птиц, какие  прилетают к нам  зимой?

(синицы, снегири. ) 

СЛАЙД №19 Снегирь, синица

- Не страшна зима птицам, если есть корм. А еще в зимнем лесу есть удивительные птицы! Почему удивительные? Посмотрите.

СЛАЙД №19  Клест

Питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые созревают поздней осенью. В самые лютые морозы у клестов появляются птенцы.Как раз корма вдоволь.

Но интересней всего у клеста клюв — ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птицы с прямыми клювами, как и все остальные, но, когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется.

И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны... А что мы должны?

- Подкармливать птиц.

СЛАЙД №20  Птичьи столовые

- Вы можете сами или с родителями сделать кормушки для птиц. Только учтите, что они должны быть закрыты сверху от снега и не забывайте насыпать в них угощение для пернатых друзей.

VIII. Обобщение и закрепление

- Каким животным труднее пережить зиму: диким или домашним? Почему?

Вариант 1- устно.

Вариант 2 – в тетради (с.52 № 113)

- Кто из животных заснули? (барсуки, медведи, ежи, летучие мыши)

- Кто поменял цвет теплой шубки?(  зайцы, белки)

- У кого родилось потомство?(   медведи, налимы, клесты)

- Кто оцепенел?( пресмыкающиеся, насекомые)

- Сделайте вывод, от чего зависит жизнь животных зимой. (Различия образа жизни зимой у разных животных зависят от среды обитания, видов кормов и температуры их крови.)

- Может ли человек помочь диким животным, птицам, животным водоемов? Как?

IX Итог урока. 

СЛАЙД №21

- Вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу. Что нового узнали вы, побывав в лесу? О чем услышали впервые?

- Я благодарю вас за урок. Мне очень понравилось работать с вами!

Особенно активно работали на уроке……  

Эти ребята получили отличные отметки.До свидания!

VII. Домашнее задание:

Дома подготовить сообщение о жизни животного зимой, о котором не шла речь на уроке.

С.111-120 - отвечать на вопросы.

Резерв: выполнение задания (117)        по рабочей тетради.

Ответ: застывают, в норах, берлогах, линька, шерсть, птиц, в спячку.

При подготовке урока были использованы материалы :

http://www.floranimal.ru/index.php

http://www.razumniki.ru/zimoy_rasskaz.html

http://riddle-middle.ru/zagadki/dikie_zhivotnye/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 1 класс (УМК "Планета знаний") Тема урока: Жизнь животных

Цели: 1. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных. 2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни. 3. Развивать мышление и речь у ...

Урок по окружающему миру. "Осенняя пора в жизни людей".

Обобщить и систематизировать знания об осенних изменениях в живой и неживой природе.Сформировать представления об осенних работах людей сейчас и в старину.Воспитание уважительного отношения к труду и ...

Разработка урока окружающего мира по теме "Осенняя пора в жизни людей". УМК "Гармония", 3 класс

Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику О.Т. Поглазовой "Окружающий мир" по теме "Осенняя пора в жизни людей". В интегрированный курс включены исторические сведения о сезонных занятиях и...

Конспект урока по технологии. Тема "Вода в жизни растений. Вода в жизни животных. Проращивание семян". 1 класс.

Конспект урока по технологии. Тема "Вода в жизни растений. Вода в жизни животных. Проращивание семян". 1 класс. ...

Жизнь животных осенью. Животный мир Ростовской области. 1 класс. Окружающий мир. Доноведение.

Презентация к уроку ДОНОВЕДЕНИЯ по теме: "Жизнь животных осенью. Животный мир Ростовской области." 1 класс. Урок проводился в режиме видеоконференции (в дистанционной форме) с использованием различных...

Конспект урока окружающего мира "Зимняя пора в жизни животных",3 класс, УМК "Гармония"

Конспект  урока окружающего мира "Зимняя пора в жизни животных".Тип урока: урок открытия новых знаний. В ходе данного урока учащиеся обобщат знание классификации животных, уточнят...

Технологическая карта урока "Зимняя пора в жизни животных"

Технологическая карта урока включает: цели и задачи урока окружающего мира по теме "Зимняя пора в жизни животных", планируемые результаты, план урока, поэтапные действия. На уроке использова...