Тема: Превращения и круговорот воды, 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Анастасия Сергеевна Шишкина

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме: Превращения и круговорот воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugovorot.docx59.19 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3 «в»

Учебный предмет: Окружающий мир

Образовательная система: Школа России

Тема: Превращения и круговорот воды.

Тип: общеметодологической направленности

Цель: создание условий для формирования представлений о круговороте воды.

Задачи:

Дидактические:

1. Сформировать у учащихся понятие

  • о разных состояниях воды;
  • о превращении и круговороте воды в природе;

2. Расширить и закрепить знания учащихся о трех состояниях воды.

Развивающие:

1. Формировать умение строить рассуждение по теме урока.

2. Совершенствовать умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.

3. Развивать умения:

  • определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу;
  • фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам;
  • включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы.

4. Развивать познавательный интерес, логику, внимание, память.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.

2. Воспитывать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Расширить у учащихся знания о трех состояниях воды;

2. Научиться объяснять круговорот воды в природе.

Личностные:

1. Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности;

2. Формирование желания приобретать новые знания, умения;

3. Формирование желания выполнять учебные действия.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение обсуждать проблемные вопросы;

2. Умение высказывать предположения;

3. Умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Регулятивные:

1. Умение действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности;

2. Умение вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные:

1. Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

2. Умение слышать, слушать собеседника и понимать собеседника.

Оборудование: учебники окружающий мир 3 класс Плешаков А.А., рабочие тетради, электронное приложение к учебнику 3 класс, слайды презентации, карточки.

План

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Эмоциональный заряд

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Определение темы урока

4.2. Определение цели и задач урока

4.3. Постановка проблемы урока

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Три состояния воды

5.1.1. Отгадывание загадок

5.1.2. Беседа о трех состояниях воды

5.1.3. Работа с иллюстрацией на стр. 55

5.1.4. Работа с учебником стр. 55-56 «Три состояния воды»

5.1.5. Самостоятельная работа в рабочей тетради на стр.33

5.1.6. Беседа о трех состояниях воды

5.2. Круговорот воды

5.2.1. Просмотр видеоролика «Круговорот воды в природе»

5.2.2. Работа с учебником на стр. 57 «Круговорот воды»

5.2.3. Работа с иллюстрацией на стр. 56 (работа в парах)

5.2.4. Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради

5.2.5. Беседа о круговороте воды

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Игра «Хлопок»

6.2. Выполнение задания №5 в рабочей тетради

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Работа в группах по карточкам

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Игра «Учитель – ученик»

9. Этап рефлексии учебной деятельности

10. Домашнее задание

 Ход урока

Этап фрагмента урока их задачи

Главные вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы работы

Форма организации УД

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимо

конт-

роля и самоконтроля

Планируемые результаты

Пред

мет

ные

Мета-

пред-

мет-

ные

Лич-

ност

ные

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу»

ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД 

 1.1.Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

- Я попрошу, тихо сесть девочек и ещё тише сесть мальчиков.

1.2. Эмоциональный заряд

- «Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и самым последним достижением» (Майкл Корда)

- Ребята, какими качествами должен обладать успешный ученик?

Качества успешного ученика

Трудолюбивый

Исполнительный

Терпеливый

Упорный

Волевой

Настойчивый

Аккуратный (опрятный)

Сосредоточенный

Решительный

Активный

Организованный

- Я вам желаю, чтобы в конце нашего урока каждый из вас стал успешным учеником.

Анализируют готовность

Создание ситуации успеха

Фронтальная

Фронтальная

Презентация

Высказывание предположений

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация

- А всё ли мы знаем про воду? Поднимите руку, кто не все знает

- Исследуя воду, вы узнали много ее свойств.

- Прежде, чем узнавать что-то новое, нужно обязательно вспомнить то, что вы уже знаете

(Учитель раздаёт ученикам карточки с заданиями.)

- Давайте проверим, как вы запомнили свойства воды, выполните задание на карточках самостоятельно

Прочитайте предложения. Вместо точек впиши пропущенные слова.

1) Вода – (прозрачная), бесцветная жидкость, не имеет запаха

2) Вода… (расширяется) при нагревании и…(сжимается) при охлаждении

3) Вода (растворяет) многие вещества

4) Воду можно очистить с помощью …(фильтра)

- Проверим, как вы ответили

- Какие свойства имеет вода? (Прозрачная, не

имеет вкуса, не имеет формы, бесцветная,

текуча, не имеет запаха, растворитель.)

- Какова роль воды в жизни организмов? (для многих организмов вода – природный дом.)

- Как можно очистить загрязнённую воду?

Мыслительная деятельная

Индивидуальная

Презентация

Самооценивание

Взаимооценивание

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Ребята, кто как думает, поднимите руку, если думаете, что изменяется количество воды на планете? А кто думает иначе, поднимите руку

- Этому вопросу мы посвятим наш урок

- Послушайте сказку про капельку, и определите, как она будет связаны с нашей темой урока

Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки-капельки сидели на большом облаке, весело смеялись и болтали. День ото дня облако становилось все больше и больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем. Капелька летела по направлению к земле. 

Всего несколько секунд и Капелька упала в небольшой ручеек. Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам.

Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. Она снова превращалась в водяную капельку. В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек. Вот такой в природе, у воды круговорот.

- Скажите, о чем эта сказка? (Эта сказка о капельке, которая путешествует, о круговороте воды.)

- Как она связана с нашей темой урока?

Мыслительная

Отвечают на вопросы учителя

Занимательный материал

Эвристическая беседа

Фронтальная

Презентация

Наблюдение

Фронтальный опрос

П.2, П.1

К.1, П.1

Л.1, Л.2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Определение темы урока.

- Верно, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Тема нашего урока- Превращения и круговорот воды.)

- Проверьте свои предположения.

- Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 55-ой, прочтите тему урока

4.3. Определение цели и задач урока.

 - Какую цель вы перед собой поставите? Что вы хотите узнать? (Узнать о процессе превращения воды и круговороте воды в природе.)

- А что мы будем делать для того, чтобы достичь цели урок?

- Совершенно верно, мы будем работать с учебником, выполнять упражнения, работая в рабочей тетради.

- Сравните ваши варианты с задачами учебника из рубрики «На следующем уроке» на стр. 54-ой. (узнаем о разных состояниях воды и круговороте воды в природе)

4.3. Постановка проблемы урока

- Почему эта тема важна для нас?

- На прошлом уроке вы говорили о том, почему вода-это одно из главных богатств Земли, о свойствах воды

- На сегодняшнем уроке мы будем говорить о воде и ее состояниях, круговороте воды в природе

 

Определяют тему урока

Определяют цели и задачи урока

Эвристическая бесед

Работа по учебнику стр55

Фронтальная

Наблюдение

Фронтальный опрос

П.1, П.2

Р.1, Р.2

Л.2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Три состояния воды

5.2. Круговорот воды

5.1.1. Отгадывание загадок

- Ребята, отгадайте мои загадки

1. Белая скатерть все поле укрыла.

(снег)

- Как вы догадались?

2. Белым паром стелется

Не вьюга, не метелица

И не дым…. Что за обман?

Это же густой…

(туман)

- Как вы это поняли?

3. Он не снег, но тоже белый,

А в тени немного синий.

Что же это, в чем тут дело!?

На траве белеет ... 

(иней)

- Как вы рассуждали?

4. С неба падают крупинки,

Это маленькие льдинки.

Им вообще никто не рад,

Потому что это  ...

 (град)

- Как вы поняли, что это град?

5. Каплями в траве сверкает,

Травку утром украшает.

С переливами краса...

Как зовут её? ...

(роса)

5.1.2. Беседа о трех состояниях воды

- Что объединяет эти явления? (Это все вода. Вода в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.)

- Если мы протрем мокрой тряпкой классную доску, прошло несколько минут, и доска стала сухой. Вода испарилась, то есть прекратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар — это вода в газообразном состоянии.

- В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озер, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.

5.1.3. Работа с иллюстрацией на стр. 55

- Давайте обратимся к иллюстрации

- Что на ней показано? (частицы (молекулы) воды в разных состояниях)

- Что обозначают стрелки на этом рисунке? (при изменении температуры вода из одного состояния может превращаться в другие)

- Расскажите, что происходит с частицами при образовании воды в жидком состоянии (молекулы расположены чуть дальше друг от друга)

В твердом состоянии? (молекулы близко друг к другу)

- А в газообразном состоянии? (еще дальше частицы)

- Чтобы еще больше дополнить наши знания о состояниях воды

5.1.4. Работа с учебником стр. 55-56 «Три состояния воды»

- Прочитайте текст в учебнике на с. 55-56

- Еще раз назовем

- В каких трех состояниях вода находится в природе? (Жидком, твердом, газообразном)

- Расскажите, как образуется снег. (Вода превращается в лед. Крошечные льдинки высоко в облаках увеличиваются и превращаются в снежинки)

- Что значит «вода испаряется»? (превращается в пар)

- Приведите примеры воды в природе, находящейся в твердом состоянии. (Лед, град, снег, сосульки.)

- При какой температуре воздуха вода из жидкого состояния переходит в твердое? (При температуре 0°С)

- Приведите примеры воды в природе, находящейся в газообразном состоянии. (Пар)

5.1.5. Самостоятельная работа в рабочей тетради на стр.33

- Найдите задание №1

- Прочитайте задание. Угадайте, во что способна превратиться вода. (Пар, лед, дождь, облако, капля, снежинка, туман, туча).

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

- А сейчас выполните задание №2 

- Прочитайте задание. Назовите три состояния воды.

- Прочитайте приведенные примеры. Напишите, какое это состояние воды.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

5.1.6. Беседа о трех состояниях воды

- Какой можем сделать вывод?

- В каких трех состояниях вода может находиться в природе?

5.2.1. Просмотр видеоролика «Круговорот воды в природе»

- Ребята, мы немного познакомились с круговоротом воды из сказки о Капельке

- Вы видели по-настоящему в природе круговорот воды? Поднимите руку, кто видел, а кто нет?

- В видеоролике вы это увидите

- О чем этот видеоролик?

- Как называется вращение воды по кругу в природе?

5.2.2. Работа с учебником на стр. 57 «Круговорот воды»

- Ребята, я предлагаю обратиться к тексту учебника на стр. 56, чтобы подтвердить все то, что было сказано о круговороте воды в природе

- Прочитайте его самостоятельно

- Как образуются облака? (пар поднимается от земли, охлаждается и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака)

- Почему идет дождь? (Пар в облаках охлаждается, превращается в воду, капли падают на землю в виде дождя)

- Изменяется ли количество воды в природе? (Не изменяется)

5.2.3. Работа с иллюстрацией на стр. 56

(работа в парах)

- Рассмотрите схему на стр. 56. Расскажите по ней о круговороте воды в природе

- Попросите других ребят проверить вас

5.2.4. Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради

 №3 Прочитайте задание. Что происходит с частицами воды при испарении? (При переходе воды в пар расстояние между частицами увеличивается.)

- Изобразите это с помощью схематического рисунка (один из учащихся может это выполнить на доске)

№4

- Прочитайте задание. Нарисуйте схему круговорота воды в природе.

5.2.5. Беседа о круговороте воды

- Что вы узнали главное?

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы учителя

Слушают учителя

Рассматривают рисунок

Выполняют задания в рабочей тетради

Просматривают видеоролик

Отвечают на вопросы

Работают с рисунком в учебнике стр 56

Работают в парах

Работа с учебником стр 55

Сообщающая беседа

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Презентация

Презентация

Презентация

Работа с книгой

Наблюдение

Наблюдение

Фронтальный опрос

П.3, П.2, П.1

П.3, П.2, П.1

П.3, П.2, П.1

П.3, П.2, П.1

П.1, П.2, Р.2,

К.1, К.2

П.1, П.2, Р.2, К.1, К.2

П.1, П.2, Р.2, К.1, К.2

Л.1

Л1

Л2

Л1

Л2

Л1

Л2

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

6.1. Игра «Хлопок»

- А теперь надо немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы поиграем в игру

-  Если названное мною слово, обозначает то, что содержит воду, то вы приседаете.

-  Если предмет не имеет никакой связи с водой, то поднимаете руки вверх.

Облако,  лужа, журнал, дождь, стол, туман, ветер, книга, пар, ковёр, блокнот, град, сапог, ручка, дверь, иней, сом, снег, альбом.

- Молодцы, вы справились. Садитесь на свои места. Проверили посадку.

6.2. Выполнение задания №5 в рабочей тетради

- Проверим как вы усвоили материал, сейчас у вас будет мини-экзамен, который проведет мудрая черепаха

- Откройте раб. тетради на стр. 34-ой, прочитайте задание №5

- 1. Вода встречается

в природе в трёх

состояниях:

жидком, твёрдом и

газообразном. (ДА)

2. Вода

превращается в лёд

при температуре

+10 С̊ . (НЕТ)

3. Лёд и снег -–вода

в твёрдом

состоянии. (ДА)

4. При

превращении в лёд

вода сжимается.

(НЕТ)

5. Водяной пар –

вода в

газообразном

состоянии. (ДА)

- Проверим как вы выполнили, сверьте с эталоном на слайде

Мыслительная

Отвечают на вопросы

Фронтальный

Фронтальный опрос

П.1, П.2, П.3

П.1, П.2, К.2

Л.1, Л.2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Работа в группах по карточкам

- Ребята, я предлагаю сформировать вам группы и выполнить следующее задание

 Возьмите листочки. К каждому процессу из левого столбика вам нужно найти определение из правого столбика.  На эту работу я вам даю 2 минуты.

Проверка: (на экране)

1.испарение воды

2.замерзание воды

3.таяние льда

4.конденсация пара

А.превращение воды в лёд

Б.превращение пара в воду

В.превращение воды в пар

Г.превращение льда в воду

- У кого всё правильно? Молодцы! У кого одна ошибка? У кого больше ошибок?

                                       

Мыслительная

Выполняют в группах

Воспроизводящая беседа

Упражнение

Индивидуальная

Рабочая тетрадь

Наблюдение

П.1,

 П.2,

П.3

П.1, К.1,

Р.2

Л.2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Игра «Учитель – ученик»

- Откройте стр. 58-ую учебника.

- Найдите рубрику «Проверь себя».

- Давайте проверим, как вы усвоили новый изученный материал. Объединитесь в пары и ответьте на данные вопроса друг другу, пользуясь учебником

1. В каких трех состояниях вода находится в природе?

2. При каком условии образуется лед? Отчего он тает?

3. Как образуется пар? При каком условии пар превращается в жидкую воду?

4. Как происходит круговорот воды в природе? Какими способами мы его моделировали?

- Давайте обыграем теперь, в паре будет кто-то учитель, а кто-то ученик. Задача учителя задать вопрос ученику, а ученик должен ответить на него

- Кто будет учителем, а кто учеником буду говорить я

- Ваша пара 1 вопрос. Учитель….., ученик…..

- Теперь поменяйтесь ролями и ответьте на 2 вопрос

- Теперь ваша пара отвечает на 3 вопрос. Поменяйтесь ролями, отвечаете теперь на 4 вопрос

Отвечают на вопросы учителя

Воспроизводящая беседа

Фронтальная

Парная

Презентация

Учебник

 

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

П.3

П2

П3

Р.2, К.1, П.2

Л.2

Л1

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,

- Как вы считаете, что нам помогло достичь цели урока? (хорошая работоспособность, активность на уроке, сплоченная работа и т.д.)

- Оцените свою работу на уроке.

-  Кто может оценить свою работу на «5»? Встаньте, пожалуйста. Молодцы!

-  Кто может оценить свою работу на «4»? Встаньте,  пожалуйста. Хорошо!

-  Кому ещё надо постараться и подучить материал урока?

Садитесь.

Оценивают свои достижени

Обобщающая беседа

Фронтальная

Фронтальный опрос

П.3

П.1, Р.1, К.1

Л.2

10. Домашнее задание

Прогнозирование дом. задания

- Какое домашнее задание вы себе запишите?  

- Запишите его в дневник

Прогнозируют домашнее задание и записывают его в дневник

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос

Наблюдение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Превращения и круговорот воды в природе".

" При разработке уроков "Окружающего мира" учителю важно помнить, что он составляется с учётом принципов "от простого к сложному, от близкого к далёкому", с учётом условий и возможностей, сезонных изм...

Конспект урока по окружающему миру в 3 - м классе на тему: "Превращения и круговорот воды в природе».

Конспект урока по окружающему миру  в 3  классе на  тему: "Превращения и круговорот воды в природе»....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Превращения и круговорот воды в природе"

Цели: Способствовать расширению кругозора учащихся, создать условия для ознакомления с тремя состояниями воды, с круговоротом воды в природе....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Превращения и круговорот воды в природе"

Конспект урока разработан для урока окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру Тема: «Превращение и круговорот воды в природе», 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: формирование понятие о круговороте воды в природе; развитие наблюдательности; формирование знания об экологической целостности природыПланируемые результатыПредметные:З...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Превращения и круговорот воды. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование  у учащихся понятия о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе.Планируемые результатыПредметные:Знать:-свойства воды;- процесс кр...

Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Превращение и круговорот воды в природе" (3 кл.) «Школа России», учебник окружающего мира: 3 класс, А.А. Плешаков.: часть 1, учебная презентация

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;Задачи урока Планируемые результаты...