Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Превращения и круговорот воды в природе"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Цели: Способствовать расширению кругозора учащихся, создать условия для ознакомления с тремя состояниями воды, с круговоротом воды в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira-_3_kl._krugovorot_vody.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Тема: ПРЕВРАЩЕНИЯ И КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
Цели деятельности учителя:
Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с тремя состояниями воды, с круговоротом воды в природе.
Развивающие: способствовать расширению кругозора учащихся; развитию памяти, логического мышления, воображения, наблюдательности.
Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к водным ресурсам, любви к природе.
Оборудование: эмблема воды с изображением капли Капитошки; схема «Круговорот воды в природе»; картинки: «Вода», «Лед», «Пар», изображения айсберга, тумана, снега, льда, зимнего окна, моря, снежинок и др.; карточки с символикой и понятиями, с индивидуальными заданиями для учащихся; для проведения опыта: спиртовка, лёд, стекло, треножник; выставка литературы (Энциклопедии: «Мир вокруг нас», «Я познаю мир»).
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки.
– Какой сейчас урок? (Урок окружающего мира.) Сегодня мы продолжим разговор об удивительном мире природы.
– Кто нам сегодня будет помогать путешествовать по этому миру? Вспомните, кого мы встретили на прошлом уроке. (Вывесить рисунок капельки.)
– Кто такой Капитошка? (Капля воды.)
– Как вы думаете, почему именно Капитошка нам будет помогать? (Говорили о воде на предыдущем уроке.)
– Что мы узнали о воде? (Ответы учащихся.)
– Я думаю, что мы можем даже небольшой рассказ составить о воде. Прочитайте предложения и скажите, какие слова «спрятаны» в тексте:
Вода при нагревании... (расширяется), а при охлаждении... (сжимается). В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода хороший... (растворитель). Воду можно очистить с помощью... (фильтра).II. Проверка домашнего задания.
1. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1
Обведи в кружок свойства, которые не имеет вода.
1. Без цвета. 5. Хороший растворитель.
2. Имеет запах. 6. Прозрачность.
3. Расширяется при нагревании. 7. Текучесть.
4. Сжимается при охлаждении.
Карточка № 2
Выбери из таблицы свойства воздуха и воды и запиши ответы соответствующими цифрами:
Свойства | Вещества | Ответы |
1. Без цвета. 2. Не имеет запаха. 3. Расширяется при нагревании. 4. Сжимается при охлаждении. 5. Растворитель. 6. Плохо проводит тепло. 7. Прозрачность. 8. Текучесть | Воздух | 1, 2, 3, 4, 6, 7 |
Вода | 1, 2, 3, 4, 5, |
Карточка № 3
Соедини стрелками, какие свойства относятся к воздуху, а какие к воде.
2. Фронтальный опрос.
– Назовите свойства воды.
– Назовите состав воды.
– Какова роль воды в жизни организмов?
– Как можно очистить загрязненную воду?
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучать свойства воды. Тема нашего урока «Превращения и круговорот воды в природе».
Вода говорит о себе так: «Я и туча, и туман, и ручей, и океан. Я летаю и бегу и стеклянной быть могу».
− Как вы это понимаете? (Туман, лёд, ручей – это всё вода.)
– В каком состоянии бывает вода в природе? (Твёрдом, жидком, газообразном.)
– Сегодня на уроке мы проследим, как вода превращается (переходит) из одного состояния в другое, а также попробуем проследить (раскрыть) круговорот воды в природе. И в конце урока попробуем доказать, что вода действительно – путешественница.
– Помогут нам вспомнить воду в различных её состояниях загадки:
• На дворе переполох, с неба сыплется горох. (Град.)
• Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака.)
• Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. (Туман.)
• Бел как мел, с неба прилетел. (Снег.)
• Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём, – ищем, ищем – не найдем. (Роса.)
– От чего зависит разное состояние воды? Почему она то в твёрдом состоянии, то в жидком, то в газообразном? (От температуры.)
Вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое при незначительных изменениях окружающих условий. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.
При переходах из одного состояния в другое могут происходить различные процессы:
испарение – вода из жидкого состояния постепенно переходит в воздух в виде пара;
конденсация – водяной пар переходит в жидкое или твердое состояние;
замерзание – жидкая вода превращается в снег, лед;
индевение – образование инея – переход газообразной воды в твердое состояние;
возгонка – переход твердой воды в газообразную.
IV. Открытие новых знаний. Практическая работа. Проведение эксперимента.
– Что это за тело? (Ледяной кубик.)
– Какое вещество? (Вода.)
– В каком состоянии? (Твердом.)
– Что надо сделать, чтобы вода стала в жидком состоянии? (Необходимо нагреть.)
На специальный кронштейн учитель ставит сосуд с водой и зажигает под сосудом горелку. Над сосудом закреплена тарелка со льдом.
– Какой процесс происходит? (Таяние, превращение из твердого состояния в жидкое.)
– Продолжим нагревать воду. Что произойдет? (При 100 градусах начнется процесс кипения, и вода начнет превращаться в водяной пар.)
– Поставим над поднимающимся паром холодное стекло. Что произойдет? (Начнется процесс конденсации – остывания воды и превращения в жидкое состояние. Вода при нагревании быстро испаряется, водяной пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, пар опять превращается в воду.)
– Мелкие капли стекаются в более крупные и что же с ними происходит? (Воды становится все больше, поэтому капельки увеличиваются, отрываются и падают вниз.)
– Круговорот воды происходит и в природе (вывешивает схему «Круговорот воды в природе»). Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей, океанов, озер, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега. Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море и оттуда со временем снова испаряются в воздух. Это явление называется круговоротом воды в природе.
Физкультминутка
Льется чистая водица, Крепко щеткой зубы трем.
Мы умеем сами мыться. Моем шею, моем уши
Порошок зубной берем, После вытремся посуше.
V. Актуализация опорных знаний.
– Где можем наблюдать воду в жидком, твёрдом и газообразном состоянии?
– Распределите картинки – названия состояний воды по группам:
роса, море, реки, озёро, ручей, дождь, лёд, снег,
сосулька, айсберг, туман, пар.
ТВЕРДОЕ ЖИДКОЕ ГАЗООБРАЗНОЕ
– Вода – очень интересное вещество. Это единственное вещество на Земле, которое может быть в трех состояниях: и твердом, и жидком, и газообразном. Как такое может быть?
– Во что превратится вода, если она станет твердой? (Лед, град.)
– Во что превратится вода, если станет газообразной? (Пар, туман.)
– Что такое туман?
Доклад учащегося «Что такое туман?».
– Днем над рекой воздух нагрелся, и в нем собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.
Туман может быть и в городе, и в деревне – везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться.
А пригреет солнышко, и туман исчезнет: опять растворится в воздухе.
Туманы – обыкновенное явление природы. Неожиданным для вас может оказаться то, что они могут быть очень полезны людям.
Туманы используют в сельском хозяйстве, чтобы спасти посевы, защитить их от холода. Как только передадут по радио, что ожидаются заморозки, на полях и в садах люди начинают разжигать костры. Вокруг дымовых частиц собираются капельки воды и образуется туман. Он, как тёплое покрывало, защищает посевы от холода.
Вывод: вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега.
Судьба выпавших капель различна. Одни попадают в ручьи, реки, озера или сразу в моря и оттуда снова испаряются в воздух.
Беседа:
– Говорят что вода «вечная путешественница». Как вы это понимаете?
– Как называется этот процесс путешествия воды в природе? (Круговорот.)
– И вот какую историю поведала нам сама вода. Послушайте стихотворение:
Путешествие Капельки
Жила на свете Капелька, как все, кто жил в пруду,
Не слушалась родителей: «Куда хочу, пойду!»
С подружками резвиться могла хоть целый день,
Смеяться и кружиться ей никогда не лень.
Могла поплыть налево, направо плыть могла,
Могла подпрыгнуть смело – подумаешь, дела!
Её усатый дядя Сом устал предупреждать:
«Там солнце греет всё кругом и может в гости взять». –
«Я к солнышку хочу взлететь, хочу всех выше стать,
Чтобы оттуда посмотреть, куда б еще слетать».
Она подпрыгнула смелей, ей Солнце луч дало.
«Давай же, Капелька, смелей, смотри, как тут светло!»
И что же с Капелькой стряслось? Лишь только пар взлетел.
Предупреждение сбылось – вдаль дядя Сом смотрел.
Весь пар на облако присел, зашёл в прохладный зал,
И кто хотел, кто не хотел – водою снова стал.
Тут грозный Гром как зарычит на Солнца яркий луч,
И Ветер вдруг как засвистит: «Я тоже, мол, могуч!»
И хлынул дождик проливной, всю землю окропил.
И вот поток уже речной все капли подхватил.
И наша Капля среди всех к пруду плывет скорей,
И слышен Капли звонкий смех среди лугов, полей.
«Ну что? – спросил усатый Сом, – ведь я не зря кричу!» –
«Ты знаешь, дядя, дело в том, я снова так хочу!»
(Святослав Сторожев.)
– Какой процесс описан в этом стихотворении?
– Что вы узнали о круговороте воды в природе?
– Куда вернулась Капелька?
– Закончились ли на этом ее приключения?
– А могло ли случиться так, что Капелька попала не в родной пруд, а в другое место?
– Дома вам нужно пофантазировать и написать сказку или стихотворение о путешествии Капельки воды.
VI. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
– Откройте учебник (с. 57). Прочитайте статью учебника со слов: «Вода при нагревании быстро испаряется…». Делайте пометки карандашом, если встретится что-то незнакомое, ставьте знак «?».
– Что для вас оказалось незнакомым, непонятным?
Это интересно!
– Капитошка для вас приготовил интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннесса.
• Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм.
• Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.
• Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 километр 940 метров.
– Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы ее послушаем на следующем уроке.
VII. Итог урока.
– Что должен помнить каждый землянин о воде?
Учащиеся по строчке читают стихотворение:
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе.
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана.
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше, пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они побегут до ближайшей реки.
Как весь процесс называют в народе?
Круговорот воды в природе.
– В каких трёх состояниях находится вода в природе?
– Как происходит круговорот воды в природе?
– В виде чего бывает вода?
– О каких свойствах воды вы узнали? (Вода в природе бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном. В природе вода совершает постоянный круговорот.)
– При каком условии вода переходит из одного состояния в другое? (При изменении температуры окружающей среды.)
Домашнее задание: сочинить сказку о путешествии Капельки; учебник, с. 55–58 (читать и отвечать на вопросы); рабочая тетрадь, с. 23–25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вода. Свойства воды" Урок окружающего мира 3 класс УМК "Гармония"
Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать вывод...
Урок окружающего мира 2 класс "Вода в природе"
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Был проведен во 2 классе УМК "Гармония"....
Урок окружающего мира по теме "Процессы разрушения и роста (кристаллизация) в неживой природе, связанные с водой", 1 класс
Конспект урока окружающего мира в 1 классе, обучающемся по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Учебник Е. В. Чудиновой, Е. Н. Букваревой...
конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»
Урок окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...
Открытый урок окружающего мира, 3 класс "Круговорот воды в природе"
Тема: «Круговорот воды в природе»Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока:Закрепить знания детей о разных состояниях воды.Сформировать представление о круговороте воды в природе.Развить...
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» (УМК «Школа России»)
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс на тему: " Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды"...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Превращения и круговорот воды. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятия о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе.Планируемые результатыПредметные:Знать:-свойства воды;- процесс кр...