РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Мир природы и человека» для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа по миру природы и человека предназначена для учащихся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_pr._i_chel._2_kl.docx | 50.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская общеобразовательная
адаптивная школа – интернат »
(КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»)
_________________________________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор КОУ
«Калачинская адаптивная
школа-интернат»
_________________ Козицкая Н.В.
« 01 » сентября 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Мир природы и человека»
для 2 класса
Составитель: учитель ____________________________________________
(подпись)
Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения
«01» сентября 2021 г., протокол № 1
Руководитель методического объединения ФИО _______________________
(подпись)
Рабочая программа согласована на МС ____________________________
(подпись)
« 26 »августа 2021 г., протокол № 1
Калачинск, 2021 г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по миру природы и человека предназначена для учащихся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, г. Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 год.
Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:
- Учебник «Мир природы и человека» Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 1 – М.: Просвещение, 2018г.
- Учебник «Мир природы и человека» Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 2 – М.: Просвещение, 2018г.
«Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Основная цель изучения предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
На уроках «мир природы и человека» используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Частично-поисковый или эвристический;
- Исследовательский;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Работа с книгой;
- Упражнение;
- Самостоятельная работа;
- Практическая работа;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Учебная экскурсия;
- Предметный урок;
- Домашняя учебная работа;
- Индивидуальная работа;
- Фронтальная работа;
- Групповая работа;
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Учебный предмет «Мир природы и человека» ставит следующие задачи:
- Ознакомление с объектами и явлениями окружающего мира, причинно-следственными связями между природными явлениями и жизнью человека;
- Практическое взаимодействие обучающихся с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
- Накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
Содержание учебного предмета «мир природы и человека» во 2 классе имеет следующую структуру:
1. «Долгота дня»
2. «Времена года»
3. «Неживая природа»
4. «Живая природа»
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного учебного предмета во 2 классе 1 час в неделю. Из них:
в I четверти - ч
во II четверти - ч
в III четверти - ч
в IV четверти - ч Год - ч
4. Результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися 2 класса базовых учебных действий:
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать;
- писать;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Личностные результаты освоения АООП отражают:
- положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
- проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- оценка результатов своих действий и действий одноклассников, производимая совместно с учителем;
- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- ориентироваться в тетрадях, Прописях, альбомах;
- понимать с помощью учителя знаки, символы, схемы, приведённые в прописях, учебных пособиях, учебных материалах;
- под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении объектов изучения;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
- составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
- адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
В программе по миру природы и человека обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по миру природы и человека во 2 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа трех этапов:
1этап - стартовая диагностика.
Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.
2 этап- промежуточная диагностика
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
3 этап – итоговая диагностика.
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции
с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
5. Содержание программы
Программа представлена разделами:
Долгота дня
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года
Сезонные изменения в неживой природе: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека). Значение солнечного тепла и света.
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз); осадки (снег – дождь); солнце, облака, тучи, гроза, состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Увядание и появление растений. Подкормка птиц.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение.
Живая природа
Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие.Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Животные
Животные домашние. Звери. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным.
Животные дикие. Звери. Птицы. Рыбы. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой.
Человек
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье).
Здоровый образ жизни: гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом .
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
- Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Сроки | Словарные слова | Наглядность | Основные виды учебной деятельности |
Долгота дня | 18 | |||||
1 | Влияние солнца на смену времён года. | 1 | похолодание дожди заморозки | иллюстрации | Называние простейших взаимосвязей в природе | |
2 | Сутки. Долгота дня летом и зимой. | 1 | сутки | иллюстрации | Называние частей суток | |
Времена года | ||||||
3 | Время года – осень. | 1 | сентябрь октябрь ноябрь | иллюстрации | Наблюдение за изменениями в природе | |
4 | Растения осенью | 1 | осень листопад | |||
5 | Животные осенью. | 1 | перелётные птицы | иллюстрации | Узнавание и называние знакомых животных | |
6 | Занятия людей осенью. | 1 | заморозки | презентация | Составление рассказа с опорой на личный опыт | |
7 | Время года - зима. | 1 | мороз снегопад | растения | Наблюдение за изменениями в природе | |
8 | Растения зимой. | 1 | ель сосна | ветки деревьев | Составление описательного рассказа | |
9 | Животные зимой. | 1 | овощи фрукты | фотографии | Составление описательного рассказа | |
10 | Занятия людей зимой. | 1 | снегопад мороз | презентация | Составление рассказа с опорой на личный опыт | |
11 | Время года – весна. | 1 | сосульки оттепель капель | иллюстрации | Наблюдение за изменениями в природе | |
12 | Растения весной. | 1 | мать-и-мачеха ландыши | иллюстрации | Составление описательного рассказа | |
13 | Животные весной. | 1 | лиса ёж заяц волк | иллюстрации | Составление описательного рассказа | |
14 | Занятия людей весной. | 1 | скворечник | презентация | Составление рассказа с опорой на личный опыт | |
15 | Время года – лето. | 1 | жара ливень | иллюстрации | Наблюдение за изменениями в природе | |
16 | Растения летом. | 1 | ромашка василёк роза астра | иллюстрации | Составление описательного рассказа | |
17 | Животные летом. | 1 | лиса ёж заяц | иллюстрации | Составление описательного рассказа | |
18 | Занятия людей летом. | 1 | презентация | Составление рассказа с опорой на личный опыт | ||
Неживая природа | 4 | |||||
19 | Вода. | 1 | вода прозрачная вода текучая | ёмкость с водой | Практическая работа | |
20 | Вода горячая и холодная. Температура воды. | 1 | температура термометр | |||
21 | Вода в природе. | 1 | река озеро пруд болото дождь снег лёд пар | термометр | Практическая работа | |
22 | Значение воды. | 1 | иллюстрации | Практическая работа | ||
Живая природа | 14 | |||||
23 | Части растений. | 1 | корень стебель лист цветок | иллюстрации | Показывание и называние частей растения | |
24 | Жизнь растений. | 1 | светолюбивые тенелюбивые | иллюстрации | Сравнение иллюстраций | |
25 | Растения влаголюбивые и засухоустойчивые | 1 | влаголюбивые засухоустойчивые | Различение растений | ||
26 | Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. | 1 | комнатные растения полив рыхление | комнатные растения | Практическая работа | |
27 | Овощи. Огород. | 1 | овощи огород грядки | овощи | Составление рассказа | |
28 | Овощи в питании человека. | 1 | пища | овощи | Изготовление салата из овощей | |
29 | Сад. Фрукты. | 1 | фрукты фруктовый сад плодовые деревья | иллюстрации | Лепка фруктов | |
30. | Фрукты в питании человека. Уход за растениями сада и огорода | 1 | перекопка рыхление прополка полив | презентация | Составление описательного рассказа | |
31 | Животные | 1 | домашние дикие | фотографии | Расширение знаний о разнообразии животных | |
32 | Кошка и рысь. Породы кошек. | 1 | кошка рысь | фотографии | Сравнение животных | |
33 | Собака и волк. Породы собак. | 1 | собака волк | фотографии | Сравнение животных | |
34 | Рыбы. | 1 | жабры плавники | иллюстрации | Составление описательного рассказа | |
35 | Гигиена тела человека. | 1 | физкультура закаливание | иллюстрации | Составление правил гигиены из личного опыта | |
36 | Органы пищеварения. Питание человека. | 1 | органы пищеварения | плакат | Называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение. | |
37 | Правила питания. Профилактика отравлений. | 1 | аппетит завтрак обед полдник ужин | плакат | Соблюдать правила правильного питания |
7. Методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебная литература
• учебник «Мир природы и человека» Н.Б.Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова
2. Научно-методическая литература
• Интернет ресурсы
3. Литература для учащихся
• учебник «Мир природы и человека» Н.Б.Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова
Материально-техническое обеспечение
Демонстрационные и печатные пособия
-Магнитная доска
-Плакат «Уголок природы»
-Картинки с изображением разных времён года
-Плакат «Домашние животные»
-Плакат «Овощи»
-Плакат «Фрукты»
-Плакат «Времена года»
-Наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с тематикой
-Плакат «Дикие и домашние животные»
-Плакат «Овощи, фрукты, ягоды»
-Плакат «Вода в природе»
Технические средства обучения
-Ноутбук
-Принтер
-Ксерокс
-Мультимедийный проектор
Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по миру природы и человека уч-ся 2 кл. за...полугодие
Разделы | Планируемые результаты | Фамилия имя учащегося | |||||||||||
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; | |||||||||||||
представления о назначении объектов изучения; | |||||||||||||
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); | |||||||||||||
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; | |||||||||||||
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; | |||||||||||||
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; | |||||||||||||
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; | |||||||||||||
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; | |||||||||||||
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; | |||||||||||||
адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. | |||||||||||||
Средний бал | |||||||||||||
Тип оценки | |||||||||||||
Уровень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа).
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс.
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс.
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, по предмету "Мир природы и человека" (2 класс)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. ...
Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе
Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе реализующегоадаптированную основную общеобразовательную программу образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллект...