Урок окружающего мира в 3 классе по теме "В царстве грибов." УМК "Школа России"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Лавринович Екатерина Андреевна

Урок окружающегомира в 3 классе по теме "В царстве грибов" ФГОС УМК "Школа России". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок окружающего мира504.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: «В царстве грибов»

УМК «Школа России»

Цель урока: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.

Задачи урока:

Обучающие:

- познакомить учащихся со строением грибов, особенностью питания, значением в природе;

- с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной;

- учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов; 
Развивающие:

- развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главную мысль, обобщать;

- развивать активную речь учащихся;

- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся

Воспитывающие:

- воспитывать культуру общения при фронтальной и групповой работе;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные 

Научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.

Метапредметные

Регулятивные. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;

воспринимать смысл познавательного текста;

Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости.

Личностные.  Осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека; осознавать важность правильного сбора грибов; осознавать значение бережного отношения к природе

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация класса

- Сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с гостями.

- На уроке мы будем опять познавать новое.

- Как вы думаете, какими вам для этого нужно быть?

Всем! Всем! Добрый день!

Внимательными, наблюдательными, дружными.

2.Актуализация знаний (слайд «Лес»)

- Что изображено на слайде?

- А что такое природа?

- Какая природа изображена?

- Чем отличается живая природа от неживой природы?

- Что изображено из мира живой природы на слайде?

Работа в паре

- Сейчас мы проверим,  как хорошо вы различаете группы живой природы.

- На партах карточки. Распределите их на группы

 

 (Карточки с названиями объектов живой природы: береза, тигр, бабочка, улитка, дельфин, рябина, папоротник, мох, вишня, водоросли, белка)

- На какие группы распределили карточки?

- А как ученые договорились называть эти группы?

- Назовите, какие карточки вы отнесли к царству растений?

- А к царству животных?

- Сверьтесь со слайдом, правильно ли вы выполнили задание.

- Возьмите лист самооценки и оцените работу в паре по  3 бальной системе.

3 балла - нет ошибок

2 балла – 1-2 ошибки

1 балл – 3 ошибки и более

- Отложите листы самооценок.

- Ребята, как вы думаете,  с какой целью мы выполняли данное задание?

Лес, природа.

Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека.

Живая и неживая природа.

Живая природа дышит, питается, растет, размножается, умирает.

Ответы детей.

Работают с карточками

Растения и животные.

Царства

Береза, рябина, папоротник, мох, вишня, водоросли.

Тигр, бабочка, улитка, дельфин, белка, паук.

Работают с листом самооценки

Чтобы вспомнить царства живой природы.

3.Самоопределение к деятельности  (слайд «Лес)

- Богаты дары леса. Но в лесу среди травы под корнями, на поваленных деревьях, в дупле дерева спряталось еще одно необыкновенное царство.

- Как вы думаете, что же это за  царство?

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке. Сформулируйте тему урока

- Правильно, сегодня мы с вами отправимся в царство грибов

- Какую цель поставим перед собой?

- Чтобы достичь цели урока, давайте составим план.

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответ?

        (Слайд)

https://fs00.infourok.ru/images/doc/271/276684/2/img27.jpg

- Ребята, а чем интересно царство грибов?

- Какое значение грибы имеют в природе и жизни человека?

- Это главный вопрос нашего урока, я надеюсь, что в конце урока мы дадим на него полный ответ.

Царство грибов

Тема урока « В царстве грибов»

Познакомимся с разнообразием грибов и их ролью в природе.

1.Строение грибов

2.Как питаются грибы

3.С кем дружат грибы

4.Какие бывают грибы

5.Роль грибов в природе

6. Как собирать грибы

Это особая группа живой природы, которая не относится ни к растениям, ни к животным.

Ответы детей.

4. Работа по теме  урока

- Для того, что бы решить поставленные задачи, я предлагаю вам побывать  сегодня в роли исследователей.

- А кто такие исследователи?

- В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое значение этого слова.

Исследователь – это человек, занимающийся научными исследованиями.

Работа в группе

- Сейчас вы будите работать в группах по 4 человека.

- Каждая группа будет работать по плану в маршрутном листе. После чего вам нужно будет обязательно записать вывод.

- Вспомните правила работы в группе

- Приступаем к работе, маршрутные листы у вас на столах.

- Сейчас результат свое работы представит 1 группа.

- Ребята, какой вопрос вы изучали?

        (выслушивает выступающего)

- Молодцы!

-  Грибы – это удивительные живые существа, населяющие нашу планету.

- Если в том месте, где растет гриб разрыть почву, то можно увидеть ветвящиеся белые нити – это грибница, подземная часть гриба. А наземная часть гриба  - шляпка и ножка.  

- Все вместе плодовое тело.

- Грибница растет более 100 лет, а плодовое тело появляется лишь на несколько дней (от 3 до 7)

- Какой вывод в маршрутном листе вы записали?

- Дальше свой результат представит 2 группа

- Какой вопрос вы изучали?

- Какой вывод записали в маршрутном листе?

  (Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества.  Грибница всасывает воду из почвы с растворенными в ней минеральными солями. Грибы  поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых остатков растений и животных)

-  Выслушаем следующую группу 3

- Какой вопрос вы изучали?

- Какой вывод записали?

- Выслушаем отчет у группы 4.

- Что за вопрос вы изучали?

- Грибы разнообразны по форме и цвету, есть грибы, похожие на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на необычный гриб – это березовый гриб – чага. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу.

- Следующая группа 5 

- С каким вопросом вы работали?

- Какой вывод вы записали?

И последняя 6 группа изучал вопрос, как собирать грибы?

- Как правильно собирать грибы?

- Молодцы!

- Давайте оценим работу в группе. Возьмите лист самооценки и оцените свою работу в группе, свой личный вклад

3 балла – работал в группе активно

2 балла – не всегда включался в работу

3 балла – совсем не работал, не принимал участие

- Ребята, а все ли грибы можно собирать?

- А какие нельзя?

- А сейчас, ребята, я буду загадывать загадки, а вы, будете отгадывать названия грибов.

1. Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (опята)

2. А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки. (мухомор)

3. Я была в лесу.
Поймала лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю. (Лисичка)

4. Тот грибочек очень бледен
И никем ещё не еден,
Потому что ядовит
И очень этим знаменит. (Поганка)

- На какие две группы можно разделить эти грибы?

Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать! Будьте внимательны при сборе грибов!

- Как вы думаете, а несъедобные или ядовитые грибы, играют какую-либо роль в природе?

- Может быть, они совсем не нужны?

А ВЫ ЗНАЛИ:

- Из бледной поганки приготавливают сильнодействующие лекарства, без них могут погибнуть сосны и ели.

- Благодаря мухоморам лесные жители избавляются от паразитов.

- А вот ложные опята – санитары леса! Они разрушаю пни, поваленные сучья и стволы деревьев.

- Какой вывод можно сделать?

- Поэтому, когда идете в лес знайте, что каждый гриб, будь он и несъедобный нужен природе. Берегите грибы!

Ответы детей.

1.Внимательно читаем задание, договариваемся, кто какую работу выполняет.

2.Работаем быстро, дружно, выслушиваем мнение каждого.

3.Назначаем того, кто будет выступать.

4.Представляем результат.

5. Оцениваем работу группы.

Работают в группах.

Строение грибов

Гриб состоит из шляпки, ножки и грибницы – подземной части гриба.

Как питаются грибы

С кем дружат грибы.

Грибы тесно связаны с деревьями, нити грибниц срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. А грибы получают от деревьев питательные вещества, которые растения производит на свету – крахмал и сахар. Так грибы и деревья помогают друг другу.

Какие бывают грибы?

Роль грибов в природе и жизни человека

Грибы помогают разрушать остатки организмов и образовывают перегной. Питание для животных и человека. Производят лекарства. Из грибов пекут хлеб.

Работают с листами самооценок

Ответы детей.

Съедобные, несъедобные.

Ответы детей.

Все грибы полезны для природы и человека.

5.  Закрепление и контроль полученных знаний.

Сегодня мы много говорили о грибах. А сейчас мне бы хотелось проверить ваши знания по теме.

- Напротив высказывания, которое вы считаете верным, поставьте плюс; напротив неверного высказывания, поставьте минус.

1. Ядовитые грибы лесу не нужны.

2. Шляпка и ножка образуют плодовое тело.

3. Грибы – санитары леса..

4. Ядовитые грибы надо уничтожать.

5. В лесу нужны только съедобные грибы.

6. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

7. Собирай грибы без ножа, их надо вырывать с грибницей.

8. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь.

9. Не производят питательные вещества, а поглощают из почвы.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задания.

- Возьмите лист самооценки и оцените свою работу:

3 балла - нет ошибок

2 балла – 1-3 ошибки

1 балл – 4 ошибки и более

Проверяют тесты.

6. Подведение итога урока. Рефлексия

- Вернемся к началу урока (работа с планом)

- Что узнали о строении гриба?

- Как питаются грибы?

- С кем дружат грибы?

-  Какие бывают грибы?

-  Давайте ответим на наш проблемный вопрос «Какова роль грибов в природе и жизни человека?»

- Ребята, какую цель мы сегодня поставили на урок?

- Мы достигли этой цели?

- Оцените свою деятельность на уроке и достигнутые результаты!!! Возьмите листы самооценок и подсчитайте общий результат, и запишите их в общее количество баллов. Выставьте себе отметку

 6 – 5 баллов – поставьте 5

 4-3 балла – поставьте 4

 2 и более – поставьте тройку

   

Домашнее задание

Гриб состоит из шляпки, ножки и грибницы.

Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду с минеральными солями. А получают от деревьев питательные вещества, которые они производят на свету.

Грибы находятся в тесной связи с деревьями.

Грибы бывают шляпочные, плесневые и дрожжевые.

Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли.

Грибами питаются животные и люди.

Из некоторых грибов производят лекарства.

Украшают лес, люди любуются ими

Познакомится с разнообразием грибов и их ролью в природе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

        

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

                 

                                                             

        

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

белка

береза

тигр

бабочка

улитка

дельфин

рябина

папоротник

мох

вишня

водоросли

паук

Лист самооценки

Имя____________  Фамилия ___________

Работа в паре

Работа в группе

Самостоятельная работа

Количество баллов

Моя отметка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира в 3классе, УМК "Гармония" Тема: "Почва, её состав и образование"

Урок построен в соответствии с ФГОС, сопровождается презентацией. Урок был представлен на районном семинаре завучей....

Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока: В царстве грибов

Урок окружающего мира в 3 классеТема урока: В царстве грибов...

Урок окружающего мира в 3классе по теме «Экологическая безопасность»

Предметная область: окружающий мир.Участники(возраст, класс): 9 лет, 3класс.  Цели: Познакомить детей с терминами «экология», «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»-Систематизирова...

Урок "Окружающий мир" 3 класс по теме: "Царство грибов" по системе "Школа России"

Урок построен в форме путешествия по лесу. Учащиеся  знакомятся со  шляпочными грибами, их строением, питанием, месте в круговороте вещест в природе, использовании человеком. Учатся отличать...

Урок окружающего мира в 3 классе "В царстве грибов".УМК "Школа России"

Урок открытия новых знаний окружающего мира  в 3 классеВ царстве грибов...

Урок окружающего мира 3 класс по теме:"В царстве грибов"

Данный урок тринадцатый   из раздела «Эта удивительная природа», поэтому к этому моменту у  уч-ся уже накопились определенные знания.Так   как   это   урок...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Тема "В царстве грибов"

Данный материал содержит план и конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "В царстве грибов"....