Урок окружающего мира в 3 классе по теме "В царстве грибов." УМК "Школа России"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Урок окружающегомира в 3 классе по теме "В царстве грибов" ФГОС УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира | 504.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: «В царстве грибов»
УМК «Школа России»
Цель урока: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить учащихся со строением грибов, особенностью питания, значением в природе;
- с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной;
- учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;
Развивающие:
- развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главную мысль, обобщать;
- развивать активную речь учащихся;
- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся
Воспитывающие:
- воспитывать культуру общения при фронтальной и групповой работе;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные
Научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.
Метапредметные
Регулятивные. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;
Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;
воспринимать смысл познавательного текста;
Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости.
Личностные. Осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека; осознавать важность правильного сбора грибов; осознавать значение бережного отношения к природе
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организация класса - Сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с гостями. - На уроке мы будем опять познавать новое. - Как вы думаете, какими вам для этого нужно быть? | Всем! Всем! Добрый день! Внимательными, наблюдательными, дружными. |
2.Актуализация знаний (слайд «Лес») - Что изображено на слайде? - А что такое природа? - Какая природа изображена? - Чем отличается живая природа от неживой природы? - Что изображено из мира живой природы на слайде? Работа в паре - Сейчас мы проверим, как хорошо вы различаете группы живой природы. - На партах карточки. Распределите их на группы
(Карточки с названиями объектов живой природы: береза, тигр, бабочка, улитка, дельфин, рябина, папоротник, мох, вишня, водоросли, белка) - На какие группы распределили карточки? - А как ученые договорились называть эти группы? - Назовите, какие карточки вы отнесли к царству растений? - А к царству животных? - Сверьтесь со слайдом, правильно ли вы выполнили задание. - Возьмите лист самооценки и оцените работу в паре по 3 бальной системе. 3 балла - нет ошибок 2 балла – 1-2 ошибки 1 балл – 3 ошибки и более - Отложите листы самооценок. - Ребята, как вы думаете, с какой целью мы выполняли данное задание? | Лес, природа. Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека. Живая и неживая природа. Живая природа дышит, питается, растет, размножается, умирает. Ответы детей. Работают с карточками Растения и животные. Царства Береза, рябина, папоротник, мох, вишня, водоросли. Тигр, бабочка, улитка, дельфин, белка, паук. Работают с листом самооценки Чтобы вспомнить царства живой природы. |
3.Самоопределение к деятельности (слайд «Лес) - Богаты дары леса. Но в лесу среди травы под корнями, на поваленных деревьях, в дупле дерева спряталось еще одно необыкновенное царство. - Как вы думаете, что же это за царство? - Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке. Сформулируйте тему урока - Правильно, сегодня мы с вами отправимся в царство грибов - Какую цель поставим перед собой? - Чтобы достичь цели урока, давайте составим план. - На какие вопросы вы бы хотели получить ответ? (Слайд) - Ребята, а чем интересно царство грибов? - Какое значение грибы имеют в природе и жизни человека? - Это главный вопрос нашего урока, я надеюсь, что в конце урока мы дадим на него полный ответ. | Царство грибов Тема урока « В царстве грибов» Познакомимся с разнообразием грибов и их ролью в природе. 1.Строение грибов 2.Как питаются грибы 3.С кем дружат грибы 4.Какие бывают грибы 5.Роль грибов в природе 6. Как собирать грибы Это особая группа живой природы, которая не относится ни к растениям, ни к животным. Ответы детей. |
4. Работа по теме урока - Для того, что бы решить поставленные задачи, я предлагаю вам побывать сегодня в роли исследователей. - А кто такие исследователи? - В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое значение этого слова. Исследователь – это человек, занимающийся научными исследованиями. Работа в группе - Сейчас вы будите работать в группах по 4 человека. - Каждая группа будет работать по плану в маршрутном листе. После чего вам нужно будет обязательно записать вывод. - Вспомните правила работы в группе - Приступаем к работе, маршрутные листы у вас на столах. - Сейчас результат свое работы представит 1 группа. - Ребята, какой вопрос вы изучали? (выслушивает выступающего) - Молодцы! - Грибы – это удивительные живые существа, населяющие нашу планету. - Если в том месте, где растет гриб разрыть почву, то можно увидеть ветвящиеся белые нити – это грибница, подземная часть гриба. А наземная часть гриба - шляпка и ножка. - Все вместе плодовое тело. - Грибница растет более 100 лет, а плодовое тело появляется лишь на несколько дней (от 3 до 7) - Какой вывод в маршрутном листе вы записали? - Дальше свой результат представит 2 группа - Какой вопрос вы изучали? - Какой вывод записали в маршрутном листе? (Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества. Грибница всасывает воду из почвы с растворенными в ней минеральными солями. Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых остатков растений и животных) - Выслушаем следующую группу 3 - Какой вопрос вы изучали? - Какой вывод записали? - Выслушаем отчет у группы 4. - Что за вопрос вы изучали? - Грибы разнообразны по форме и цвету, есть грибы, похожие на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на необычный гриб – это березовый гриб – чага. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу. - Следующая группа 5 - С каким вопросом вы работали? - Какой вывод вы записали? И последняя 6 группа изучал вопрос, как собирать грибы? - Как правильно собирать грибы? - Молодцы! - Давайте оценим работу в группе. Возьмите лист самооценки и оцените свою работу в группе, свой личный вклад 3 балла – работал в группе активно 2 балла – не всегда включался в работу 3 балла – совсем не работал, не принимал участие - Ребята, а все ли грибы можно собирать? - А какие нельзя? - А сейчас, ребята, я буду загадывать загадки, а вы, будете отгадывать названия грибов. 1. Что за ребятки на пеньках 2. А вот кто-то важный 3. Я была в лесу. 4. Тот грибочек очень бледен - На какие две группы можно разделить эти грибы? - Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать! Будьте внимательны при сборе грибов! - Как вы думаете, а несъедобные или ядовитые грибы, играют какую-либо роль в природе? - Может быть, они совсем не нужны? А ВЫ ЗНАЛИ: - Из бледной поганки приготавливают сильнодействующие лекарства, без них могут погибнуть сосны и ели. - Благодаря мухоморам лесные жители избавляются от паразитов. - А вот ложные опята – санитары леса! Они разрушаю пни, поваленные сучья и стволы деревьев. - Какой вывод можно сделать? - Поэтому, когда идете в лес знайте, что каждый гриб, будь он и несъедобный нужен природе. Берегите грибы! | Ответы детей. 1.Внимательно читаем задание, договариваемся, кто какую работу выполняет. 2.Работаем быстро, дружно, выслушиваем мнение каждого. 3.Назначаем того, кто будет выступать. 4.Представляем результат. 5. Оцениваем работу группы. Работают в группах. Строение грибов Гриб состоит из шляпки, ножки и грибницы – подземной части гриба. Как питаются грибы С кем дружат грибы. Грибы тесно связаны с деревьями, нити грибниц срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. А грибы получают от деревьев питательные вещества, которые растения производит на свету – крахмал и сахар. Так грибы и деревья помогают друг другу. Какие бывают грибы? Роль грибов в природе и жизни человека Грибы помогают разрушать остатки организмов и образовывают перегной. Питание для животных и человека. Производят лекарства. Из грибов пекут хлеб. Работают с листами самооценок Ответы детей. Съедобные, несъедобные. Ответы детей. Все грибы полезны для природы и человека. |
5. Закрепление и контроль полученных знаний. - Сегодня мы много говорили о грибах. А сейчас мне бы хотелось проверить ваши знания по теме. - Напротив высказывания, которое вы считаете верным, поставьте плюс; напротив неверного высказывания, поставьте минус. 1. Ядовитые грибы лесу не нужны. 2. Шляпка и ножка образуют плодовое тело. 3. Грибы – санитары леса.. 4. Ядовитые грибы надо уничтожать. 5. В лесу нужны только съедобные грибы. 6. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные. 7. Собирай грибы без ножа, их надо вырывать с грибницей. 8. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. 9. Не производят питательные вещества, а поглощают из почвы. - Проверьте, правильно ли вы выполнили задания. - Возьмите лист самооценки и оцените свою работу: 3 балла - нет ошибок 2 балла – 1-3 ошибки 1 балл – 4 ошибки и более | Проверяют тесты. |
6. Подведение итога урока. Рефлексия - Вернемся к началу урока (работа с планом) - Что узнали о строении гриба? - Как питаются грибы? - С кем дружат грибы? - Какие бывают грибы? - Давайте ответим на наш проблемный вопрос «Какова роль грибов в природе и жизни человека?» - Ребята, какую цель мы сегодня поставили на урок? - Мы достигли этой цели? - Оцените свою деятельность на уроке и достигнутые результаты!!! Возьмите листы самооценок и подсчитайте общий результат, и запишите их в общее количество баллов. Выставьте себе отметку 6 – 5 баллов – поставьте 5 4-3 балла – поставьте 4 2 и более – поставьте тройку
Домашнее задание | Гриб состоит из шляпки, ножки и грибницы. Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду с минеральными солями. А получают от деревьев питательные вещества, которые они производят на свету. Грибы находятся в тесной связи с деревьями. Грибы бывают шляпочные, плесневые и дрожжевые. Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли. Грибами питаются животные и люди. Из некоторых грибов производят лекарства. Украшают лес, люди любуются ими Познакомится с разнообразием грибов и их ролью в природе. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
белка | береза | тигр |
бабочка | улитка | дельфин |
рябина | папоротник | мох |
вишня | водоросли | паук |
Лист самооценки
Имя____________ Фамилия ___________
Работа в паре | Работа в группе | Самостоятельная работа | Количество баллов | Моя отметка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира в 3классе, УМК "Гармония" Тема: "Почва, её состав и образование"
Урок построен в соответствии с ФГОС, сопровождается презентацией. Урок был представлен на районном семинаре завучей....
Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока: В царстве грибов
Урок окружающего мира в 3 классеТема урока: В царстве грибов...
Урок окружающего мира в 3классе по теме «Экологическая безопасность»
Предметная область: окружающий мир.Участники(возраст, класс): 9 лет, 3класс. Цели: Познакомить детей с терминами «экология», «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»-Систематизирова...
Урок "Окружающий мир" 3 класс по теме: "Царство грибов" по системе "Школа России"
Урок построен в форме путешествия по лесу. Учащиеся знакомятся со шляпочными грибами, их строением, питанием, месте в круговороте вещест в природе, использовании человеком. Учатся отличать...
Урок окружающего мира в 3 классе "В царстве грибов".УМК "Школа России"
Урок открытия новых знаний окружающего мира в 3 классеВ царстве грибов...
Урок окружающего мира 3 класс по теме:"В царстве грибов"
Данный урок тринадцатый из раздела «Эта удивительная природа», поэтому к этому моменту у уч-ся уже накопились определенные знания.Так как это урок...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Тема "В царстве грибов"
Данный материал содержит план и конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "В царстве грибов"....