Урок "Окружающий мир" 3 класс по теме: "Царство грибов" по системе "Школа России"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок построен в форме путешествия по лесу. Учащиеся знакомятся со шляпочными грибами, их строением, питанием, месте в круговороте вещест в природе, использовании человеком. Учатся отличать грибы-двойники. В практической работе узнают о других видах грибов, таких как плесень. Совершают путешествия по страницам Красной книги, делают выводы по важности грибов для природы и человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby.docx | 47.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
«Школа России» А.А. Плешаков
Тема. В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ
Цели деятельности учителя:
Обучающие: способствовать формированию представлений о грибах как об отдельном царстве природы; ознакомлению с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; расширению кругозора учащихся и развитию информационно-поисковых умений, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, мыслительных операции (анализ, синтез); формированию представления о роли грибов в жизни леса, умения распознавать съедобные и ядовитые грибы.
Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к объектам окружающего мира, осознанного понимания ценности всех живых существ в природе.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями; раздаточный материал с изображением контуров грибов; тестовые задания; корзинка; плакат «В лесу»; аудиозапись «Звуки леса», компьютер, проектор, баночки опытные с содержимым, тесты.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать!
ІІ. Проверка домашнего задания.
- Какие животные взяты под охрану государства? Почему?
- Расскажите об этих животных.
Работа по индивидуальным карточкам. Приложение № 2
III. Повторение изученного материала.
- Где обитают животные, о которых вы рассказали? (В лесу)
– Что такое лес?
– Сегодня мы с вами совершим путешествие в лес.
– Какие царства живой природы известные нам, можно встретить в лесу?
III. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.
- К какому царству отнесём следующего представителя живой природы:
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки.
(Гриб)
- Почему вы так думаете? Обоснуйте свой ответ.
- Грибы образуют отдельное царство – царство грибов.
- Какая тема сегодняшнего урока? (Царство грибов)
- А что бы вы хотели узнать о царстве грибов? (Какие грибы, где растут, можно ли их есть, кто питается ими, чем полезны лесу, как прекрасно собирать грибы.)
Мы с вами отправляемся в путешествие по лесу вместе со старичком-Боровичком. Звучит аудиозапись «Звуки леса».
Лес…Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут животные и растения. А сколько в нем ягод и грибов!
- А что вы знаете о грибах?
Грибы – удивительное чудо природы. Это витамины, белки, лекарства. Их солят, сушат, маринуют, жарят. Они в основном растут в лесу, но встречаются в поле, саду, парке.
Слайд 6 Игра «Угадай гриб»
- По каким признакам вы угадывали грибы? (По шапке и ножке)
IV. Изучение нового материала.
1. Строение гриба.
Беседа:
- На что похожи грибы? (на зонтик или шляпку)
- Как называют такие грибы? (Шляпочными)
– Из каких частей состоит видимая часть гриба? (Шляпка и ножка.)
– Что находится в земле? (Грибница).
(Чтение статьи о грибах с. 112)
– Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем плодовые тела грибов. Грибница растет более 100 лет, плодовое тело вырастает за 3–7 дней. Приложение 5
Работа в рабочей тетради (задание № 1, с. 54).
– Нарисуйте схему строения гриба, подпишите его части. Сверьте с таблицей).
Работа по учебнику с. 112
- Как происходит питание и рост грибов?
- Об этом узнаем из статьи учебника.(с.112)
- Что вы узнали о питании грибов?
- Найдите в учебнике на с. 112 - 113 ответы на вопросы:
1. Почему многие грибы растут под деревьями?
2. Для чего грибы нужны лесу?
- А как размножаются шляпочные грибы? (Спорами.)
- Возьмите дополнительный материал и прочитайте, правы ли вы.
– Есть такая поговорка: «Растут как грибы после дождя».
Давайте сделаем вывод о том, что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (Влага, тепло, питательная среда.)
Физкультминутка
Влез опёнок на пенёк,
Простоял один денёк.
Низко наклоняется,
Шляпу к солнышку потянет,
Ещё выше станет.
Прибежали тут ребятки –
Тонконогие опятки.
Они вместе наклонялись,
Дружно к солнцу поднимались.
А когда пришёл грибник,
Все в корзинку прыг!
4. Съедобные и несъедобные грибы. Работа в парах
Слайд 10
– Как вы понимаете поговорку: «Всякий гриб в руку беру, да не всякий в корзинку кладу»? (грибы бывают съедобные и несъедобные)
- Что значит съедобные? (которые мы без опаски употребляем в пищу) – Что значит несъедобные? (которые содержат яд, очень опасны, иногда смертельный для человека).
– Важны ли природе несъедобные грибы? (Лечат некоторых животных, помогают дереву добывать питание, служат домом для некоторых насекомых.)
А сейчас поработаем в парах. Возьмите задание и прочтите.
(Учащиеся берут задания и выполняют вместе).
- Какие грибы относятся к съедобным грибам?
- Какие грибы относятся к несъедобным грибам?
- Какие у них отличительные признаки? (уч. с. 114 -115)
Белый гриб и желчный гриб
Белый: шляпка снизу белая или желтоватая.
Желчный: шляпка снизу розовая.
Белый: на ножке рисунок в виде белой сеточки, срез остаётся белым.
Желчный: на ножке рисунок в виде чёрной сеточки, срез розовеет.
Проверка:
Опёнок осенний и ложноопёнок коричнево-красный
Опёнок осенний: шляпка снизу желтовато-белая с тёмными пятнышками.
Желчный: шляпка снизу тёмная.
Опёнок осенний: на ножке кольцо, мякоть белая с приятным запахом.
Опёнок осенний и ложноопёнок коричнево-красный:
на ножке кольца нет, мякоть жёлтая с неприятным запахом.
Шампиньон и бледная поганка
Шампиньон: шляпка снизу розовая или фиолетовая.
бледная поганка: шляпка снизу тёмная.
Шампиньон: внизу на ножке нет мешочка.
Бледная поганка: на ножке внизу розоватый мешочек.
- Какой сделаем вывод о съедобных и несъедобных грибах?
(Надо брать только те грибы, которые знаешь или пользоваться справочником - определителем).
- Откуда можно узнать, что грибы съедобные или несъедобные?
(По справочнику – определителю)
Показ – реклама справочников – определителей грибов.
(У меня в руках большой справочник-определитель грибов. В нем есть изображение и описание съедобных и несъедобных грибов. Его нужно использовать при сборе грибов).
Грибы нуждаются в особой охране.
(Показ грибов из Красной книги съедобных и несъедобных).
V. Закрепление изученного материала. Работа в группах
1 группа: составить памятку по сбору грибов.
2 группа: первая помощь при отравлении грибами.
VI. Рубрика «Любознательные»
Практическая работа
– Ребята, у вас на столах лежат кусочки хлеба.
- Чем они покрыты? (плесенью)
- А какое отношение они имеют к теме сегодняшнего урока? (это тоже грибы)
– Как вы думаете, как называется этот вид грибов?
(Ученые называют их плесневыми грибами).
- Давайте рассмотрим плесень с помощью лупы. Что вы видите? (она имеет такое же строение: плодовое тело и грибницу. Но у плесени нет шляпки).
– А плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят они ему пользу?
– Слышали такое слово – «антибиотики»? А «пенициллин»? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов (демонстрирует таблетки).
- Интересны еще одни микроскопические грибы. Что это? (дрожжи).
- Где используют люди дрожжи? (В приготовлении теста, кефира, йогурта).
А еще есть очень необычные грибы. Некоторые из них растут в квартире.
– Кто знает такие грибы?
- Это чайный гриб (показывает банку с чайным грибом). Чайный гриб больше похож на медузу.
Из этого гриба делают полезный напиток.
- Какие грибы еще существуют? (грибы – паразиты: трутовики, спорынья)
- Какой сделаем вывод? (большая разновидностей грибов).
Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она называется микологией от греческого «микос» - гриб, «логос» наука (термин на доске).
3. Обобщение знаний о грибах.
– Каково значение грибов в природе?
• Их любит собирать и есть человек.
• В них насекомые откладывают личинки.
• Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям.
• Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.
• Ими питаются животные. (Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей для животных.)
Вывод: в природе лишних растений нет! Относитесь к ним бережно!
Чтение вывода в учебнике с.116
VII. Проверка знаний.
– У вас на столах лежат распечатанные листы с заданиями.
Выбрать правильный ответ на вопросы теста.
Приложение № 2
– Проверим ваши ответы. Если ответ выбрали верно, то обведите кружком.
– Поднимите руку те, кто выполнил все задания правильно.
– В каких заданиях были ошибки?
IX. Оценим свою работу на уроке.
Возьмите листочки и оцените свою работу на уроке.
Х. Итог урока. Рефлексия.
Я предлагаю вам выбрать предложение и закончить его:
На уроке я узнал…
Мне интересно было…
Отправляясь в лес за грибами, я буду…
Домашнее задание: выучить памятку «Как собирать грибы» (учебник, с. 115); выполните в печатной тетради с. 67 № 4, 5.
Литература
- А. А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник 3 класс. В 2 ч. Ч.2. - М.: Просвещение, 2013 с.112 - 116
- А. А. Плешаков.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2014 с. 54-55
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя в 2-х частях: 3 класс. – М.: Вита Пресс, 2012 с. 23
- Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру 3 класс. Составитель И.Ф. Яценко Москва «ВАКО» с. 30
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2012. С. 40 - 45
- Большая энциклопедия
Приложение 1
Ф.И. ________________________ Оценка _______
Тест
1. Чем размножаются шляпочные грибы?
а) Семечками; б) отростками; в) спорами.
2. Какая часть у грибов самая важная?
а) Грибница; б) шляпка; в) ножка.
3. Можно ли собирать все грибы подряд?
а) Да, все пригодны для питания;
б) нет, только знакомые съедобные грибы.
4. Как питаются грибы?
а) сами производят для себя питательные вещества;
б) всасывают из почвы воду с растворёнными питательными веществами.
5. Как правильно собирать грибы?
а) Раскидать листву, разрыть мох;
б) срезать грибы ножиком.
Приложение 2
Ф.И. ________________________________ Оценка ________
1. Какие животные занесены в Красную книгу?
а) Тигр, морж, фламинго, орел, беркут;
б) корова, лошадь, гусь, петух;
в) свинья, овца, утка, индюк.
2. Некоторые виды животных уже спасены. Назови их:
а) белка, заяц, кабан;
б) бобр, соболь, куница;
в) лось, лиса, волк.
3. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?
а) Клесту, белке, дятлу;
б) рябчику, лосю, зайцу;
в) рыси, медведю, ястребу.
4. Под особой охраной животные находятся:
а) в тайге б) в поле в) в заповеднике
5. Чего нельзя делать в заповеднике:
а) вести наблюдения за животными;
б) фотографировать животных
в) бегать, шуметь, лазать по деревьям.
6. Что относится к причинам исчезновения животных в природе?
а) охота;
б) загрязнение водоёмов;
в) посадка деревьев.
Приложение 3
Задание в группах 1
Задание: выбери правильное высказывание о правилах сбора грибов.
- Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
- Собирай любые грибы, чем больше, тем лучше.
- Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
- Когда собираешь грибы, разрывай и раскидывай в стороны листву, мох. Выдерни гриб и положи в корзинку.
3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком или аккуратно выкрутить.
5. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
6. Можно собирать любые грибы и старые в том числе.
7. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
8. Грибы собирай везде, где они растут: в лесу, парке, возле дороги, промышленных предприятий. Их все можно употреблять в пищу.
Задание в группах 2
Задание: выбери правильное высказывание о правилах сбора грибов.
- Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
- Собирай любые грибы, чем больше, тем лучше.
- Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
- Когда собираешь грибы, разрывай и раскидывай в стороны листву, мох. Выдерни гриб и положи в корзинку.
3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком или аккуратно выкрутить.
5. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
6. Можно собирать любые грибы и старые в том числе.
7. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
8. Грибы собирай везде, где они растут: в лесу, парке, возле дороги, промышленных предприятий. Их все можно употреблять в пищу.
Приложение 4
1 ряд. Задание: рассмотрите таблицу в учебнике на с. 115. Распределите грибы по группам и запишите в тетрадь на с. 67 название грибов. Назовите отличительные признаки грибов двойников: белого и желчного, пользуясь статьёй в учебнике на с. 114.
2 ряд. Задание: рассмотрите таблицу в учебнике на с. 115. Распределите грибы по группам и запишите в тетрадь на с. 67 название грибов. Назовите отличительные признаки грибов двойников: опёнка осеннего и ложноопёнка кирпично – красного, пользуясь статьёй в учебнике на с. 114.
3 ряд. Задание: рассмотрите таблицу в учебнике на с. 115. Распределите грибы по группам и запишите в тетрадь на с. 67 название грибов. Назовите отличительные признаки грибов двойников: шампиньона и бледной поганки, пользуясь статьёй в учебнике на с. 114.
Приложение 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Царство грибы"
Конспект подходит для проведения урока окружающего мира в 3 классе....
Презентация по ОМ 3 класс Тема: "Царство бактерий"
БАКТЕРИИ – одни из самых маленьких и самых простых, самых древних организмов из ныне существующих на Земле.Презентация по ОМ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
Классный час в четвертом классе. Тема "Царство осени"
-Обобщить представление об осени; -учить анализировать, строить предположения и собственные высказывания; - развивать творческое воображение ,образное мышление; ...
Урок окружающего мира во 2 классе с использованием технологии развивающего обучения по теме "Царство грибов"
Урок разработан по учебнику «Окружающий мир. 2 кл.» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков). Данный урок способствует формированию у обучающихся стойкого учебно-познавательног интереса к...
Открытый урок по окружающему миру 3 класс УМК Школа России на тему "Царство грибов"
Материал содержит: конспект урока на тему "Царство грибов, презентация, самоанализ урока, звуки леса...
Презентация к уроку "Окружающий мир - 3 класс" по теме " Царство грибов"
Презентация помогает сформировать у детей представлений об окружающем мире, представления об основах безопасного поведения, знакомит с разновидностью грибов....
Тест по окружающему миру для 3 класса по теме "Царство животные"
Тест по окружающему миру для 3 класса по теме "Царство животные" (УМК "Планета знаний")...