Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Фиксация результатов
| Планируемые результаты УУД |
1.Орг.момент, мотивация к учебной деятельности. | -Добрый день, ребята. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».Подарите тепло своей души всем, кто присутствует сегодня у нас на уроке. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
А проведу этот урок у Вас я . Меня зовут Елена Станиславовна.
Залог нашего с вами успеха на уроке- это активность, внимательность, умение слушать друг друга, чётко выражать свои мысли.
|
Положительный обоюдный настрой на работу. |
Слайд 2 |
Личностные УУД: социальные компетенции, личностные качества. |
2.Мотива-ция к учеб-ной дея-тельнос- ти, актуа-лизация знаний.
|
-Сегодня на уроке мы отправимся в небольшое путешествие. -А куда мы с вами отправимся, вы узнаете, послушав музыку (фрагмент «Звуки леса»). И так куда мы отправляемся?
-Верно, мы отправляемся в лес. Как вы догадались?
Лес - это часть живой природы.
- На какие группы можно разделить объекты живой природы?( растения и животные)
- Какое название дали учёные–биологи этим группам?( царство растений, царство животных) - Назовите признаки живых организмов. (Питание, движение, дыхание, рост, развитие и размножение.)
|
Слушают звукозапись, представляют, строят предположения
Вступают в диалог, доказывают свои высказывания.
Вспоминают прошлые знания, отвечают на вопросы. | Слайд 2 «Звуки леса»
Слайд 3 |
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, излагать своё мнение, аргументировать его.
Личностные УУД: мотивация к учебной деятельности. |
3. Постанов-ка учебной задачи, формулировка темы урока.
| - Послушайте текст и определите, о чём идёт речь: Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. - О чём идёт речь? ( о грибах)
- Вы правы, это будет тема нашего урока. -Какова наша с вами учебная задача? ( познакомиться с миром грибов) Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным миром грибов.
-Зачем нам знакомиться с грибами? У Вас на столах лежит таблица вопросов , на которые нам с вами в ходе урока предстоит ответить.
Выскажите свои предположения до изучения темы, поставив в 1 колонке ответ в виде слов «да», «нет». -Какова цель урока? -Что мы сегодня узнаем о грибах? - Отложите листы с таблицей, к ней мы вернёмся в конце урока.
| Слушают , проводят ассоциации, делают умозаключение.
Самостоятельно формулируют тему урока.
(Отвечают на вопросы таблицы до изучения темы)
| до изучения | после изучения | Грибы – это часть живой природы? |
|
| У гриба есть грибница? |
|
| Грибы сами могут производить для себя питательные вещества, как растения? |
|
| Грибы могут передвигаться также как животные? |
|
| Грибы нуждаются в охране? |
|
| Грибы нужны животным? |
|
|
|
Слайд 4
Слайд 5
Заполнение 1 колонки таблицы.
|
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель и задачи урока с помощью учителя.
Коммуникативные УУД: слушать мнения других, высказывать своё собственное.
Регулятивные УУД: прогнозирование , самоконтроль.
Познавательные УУД: Умение анализировать и сравнивать информацию, работать с таблицей.
Личностные УУД: готовность к саморазвитию. |
4.Решение учебных задач, изучение нового
Работа в группах. | - Грибы- это часть живой или неживой природы? Если это часть живой природы, то к какой группе мы его отнесем к растениям или к животным? У Вас на столах опорные сигналы. Если вы считаете, что к растениям, то поднимите зеленый жетон, если это животное, то красный жетон, а если сомневаетесь, то знак «?». - Я вижу разные варианты. -Есть дети, которые сомневаются к какой группе их отнести? Наука, которая изучает грибы, называется микология. Сегодня вы побудите в роли микологов. -Чтобы ответить на вопрос к какому царству отнести грибы я предлагаю поработать в группах и провести исследование. Вспомним правила работы в группе
Вам предлагается план нашей исследовательской работы. Мы разделимся на 4 группы, соответствующие пунктам плана. На электронной доске слайд: План исследования: - Внешний вид, строение.
- Чем питаются?
- Могут ли самостоятельно передвигаться?
- Условия для роста и развития?
У вас на столах карта исследования с заданием. Один член группы читает задание путем обсуждения, выбираете правильный ответ и формулируйте вывод. Выбираете одного человека, который бы озвучил этот вывод. Как только работа будет выполнена, покажите свою готовность. 1 группа: Приложение №1. Вывод: Наша группа решила, что гриб по строению (похож, не похож) на растение и животное. Подчеркни нужное слово.
|
Организация диалога с уч-ся, основанного на предположениях детей. Ребята показывают свое мнение с помощью карточек.
Правила работы в группе: 1.Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело. 2.Четко высказывай предлагаемый способ решения. 3.Умей слушать других. 4. Если не согласен с мнением других: не кричи, не перебивай. Пользуйся вежливыми фразами.
Учащиеся осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; распределяют роли в группе; планируют свою деятельность; выбирают отвечающего.
|
Сигнальные карточки.
Слайд 6
Поставить проектор в ждущий режим.
Карточки у каждой группы
Заполнение учителем таблицы на доске. |
Личностные УУД: умение определять границы собственного знания и незнания.
Коммуникативные УУД: взаимодействовать в группе, слушать других, высказывать своё собственное мнение.
Регулятивные УУД: умение планировать своё высказывание по заданной ситуации, выбирать из нескольких предложенных решений одно и обосновывать его.
Познавательные УУД: умение строить рассуждения, выделять существенные признаки понятий, устанавливать причинно- следственные связи. |
| 2 группа: Приложение №2. Вывод: А наша группа сделала вывод, что грибы питаются так же, как (растения, животные). Подчеркни нужное слово. 3 группа: Приложение №3. Вывод: Наша группа пришла к выводу, что грибы (передвигаются, не передвигаются) и (похожи, не похожи) на (животных, растения). Подчеркни нужное слово. 4 группа: Приложение №4. Вывод: Наша группа считает, что грибам необходимы (назовите картинки, которые обвели), как и (растениям, животным). Подчеркни нужное слово. Посмотрите на таблицу. Какой вывод мы можем сделать? (Грибы не похожи ни на растения, ни на животные). (Грибы – это отдельная группа.) Учёные несколько веков не могли решить: что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным и, наконец, в XIX веке предложили выделить их в особое царство. ( Царство грибов) Грибы – удивительные создания, ведь их нельзя назвать ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство. |
Учащиеся осуществляют защиту своего исследования. Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата.
Делают вывод. |
Заполнение учителем таблицы на доске.
Включить проектор.
Слайд 7 |
Познавательные УУД: умение делать выводы, используя предлагаемые критерии для сравнения, свой жизненный опыт, преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
5.Изучение новой темы в сотворчестве с учащимися через работу с учебником Строение гриба
| -Русские леса славятся грибами. Кто из Вас с родителями ходил в лес за грибами? -Из каких частей состоит видимая часть гриба? ( шляпка и ножка) Что находится под землёй? ( грибница). Проверим верность наших знаний , прочитав с. 112 в учебнике. -Что нового вы узнали? -Какая часть самая главная? Без чего гриб погибнет? - Что такое грибница, какую роль она выполняет? - Уточним ответ. Найдите информацию в учебнике на с. 112 Повторим строение гриба ( по слайду) Вывод: - У гриба различают подземную часть – грибница. Она располагается в почве, образована из ветвящихся трубчатых нитей. Очень похожа на паутину. Чтобы грибница росла, необходимы тепло, воздух и влага. Грибница растёт более 100 лет, а гриб появляется только на 3-7 день. Наземная часть у грибов называется плодовым телом. В плодовом теле различают шляпку и ножку (пенёк). |
Учащиеся осуществляют действия , ищут информацию в учебнике на с. 112 , соотносят их со своими знаниями.
Называют части гриба. |
Слайд 8 ( 1 часть)
Слайд 8 ( 2 часть)
Поставить проектор в ждущий режим. |
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД: умение извлекать информацию из текста, преобразовывать из одной формы в другую.
Предметные УУД: знать строение грибов. |
6.Физкульт-минутка | Поработали ребятки, А теперь – все на зарядку! Влево, вправо, повернитесь. Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки в бок, И на месте прыг, да скок, А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы, вы ребятишки. Замедляем, дети, шаг, И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно, Нам еще работать нужно. |
Выполняют комплекс упражнений за учителем. |
|
Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля за своими действиями. |
7. Изучение новой темы Связь грибов и растений.
| Какие названия грибов вы знаете? Почему в названия грибов включены названия деревьев? ( некоторые грибы растут под определённым видом деревьев). Одни грибы дружат с разными деревьями, другие – с какими-то определёнными. Подберёзовик мы обычно находим под берёзой. Подосиновик – под осиной, рыжик – под сосной и елью. Маслёнок – под сосной, а белый гриб – под берёзой, елью, сосной и дубом.)
-Сейчас мы узнаем существует ли взаимосвязь между грибами и растениями? Прочитаем об этом в тексте учебника с. 112-113. - Есть ли взаимосвязь между грибами и деревьями? - Расскажите, почему гриб лучше растёт там, где есть деревья ? (Деревья и грибы, оказывается, дружат. Тонкие, белые, похожие на паутину нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница становится как бы продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями. А дерево отдаёт грибу питательные вещества, которые образуются в зелёных листьях. - Какой же вывод можно сделать об отношениях грибов и деревьев? Грибы дружат с деревьями.
|
Рассуждают, устанавливают связи.
Учащиеся осуществляют действия , ищут информацию в учебнике на с. 112- 113 , соотносят их со своими знаниями.
Рассказывают о взаимосвязи между грибами и растениями.
Делают вывод. |
Включить проектор.
Слайд 9 ( 1 часть)
Слайд 9 ( 2 часть)
|
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД: умение извлекать информацию из текста, преобразовывать из одной формы в другую.
Предметные УУД: Устанавливать взаимосвязь между грибами и деревьями. |
8. Знакомст-во с разно-образием грибов, правилами сбора грибов.
| - Как понимаете поговорку «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»? К царству грибов относится около 100 000 известных видов. - Назовите грибы. - На какие группы вы бы их могли разделить?
-Оказывается, существуют грибы- двойники. Чтобы их отличить, нужно знать их отличительные признаки. - Сейчас каждая группа поработает с парой грибов –двойников и назовёт их отличия. В этом вам поможет учебник . На странице114 найдите описания этих грибов. Сравните грибы по следующим параметрам: шляпка, ножка, мякоть и после сравнения сделать вывод съедобный или несъедобный гриб. Занесите свои результаты в таблицы ( у каждой группы таблица) Прочитайте задание: Задание: Прочитайте текст на с. 114, рассмотрите рисунки, выделите отличительные признаки грибов-двойников.
А у четвёртой группы особое задание. Сформулировать правила сбора грибов. Результат своей работы представьте классу.
- Какие отличительные признаки грибов-двойников вы выделили? - Встречаются ли эти грибы в нашей местности? -Какие правила по сбору грибов нужно знать грибнику?
Помни! - Если задумался, брать или не брать гриб, - не бери
- Совсем никому не нужных грибов в лесу нет
| Объясняют поговорку.
Делят грибы на группы.
Выполняют работу в группе по предложенному плану.
Учащиеся осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; распределяют роли в группе; планируют свою деятельность; выбирают отвечающего.
В 4 группе оставляют памятку «Как собирать грибы» (Примерная памятка 1.Собирай только те грибы, которые знаешь. Ведь среди грибов много ядовитых. 2.Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Так как грибница может высохнуть, оказавшись под солнечными лучами. 3. .Гриб надо срезать ножом. 4. Не бери старые грибы, в них может быть опасный для человека яд. 5. Не собирай грибы возле дорог, промышленных предприятий. В грибах могут накапливаться вредные вещества. ) | Слайд 10
Слайд 11
Поставить проектор в ждущий режим.
Включить проектор.
Слайды 12-17
Слайды 18-19
|
Предметные УУД: уметь различать съедобные и несъедобные грибы.
Познавательные УУД: умение делать выводы, используя предлагаемые критерии для сравнения, свой жизненный опыт, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: взаимодействовать в группе, слушать других, высказывать своё собственное мнение.
Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия, работая в группе.
Предметные УУД: уметь правильно собирать грибы. |
9.Физкульт-минутка
| Руки подняли и опустили. Глазки закрыли и снова открыли: Вверх- самолёт полетел высоко, Вниз-с горы покачусь далеко, Справа – солнышко светит, Слева – птичка поёт. Мир новых открытий нас ждёт. |
Выполняют комплекс упражнений для профилактики утомляемости глаз. |
| Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля за своими действиями. |
10. Беседа о пользе грибов. Грибы, занесённые в Красную книгу.
| Варите, солите и жарьте грибы. Только грибницы не трогайте. Она словно нить глубоко под землей, Испортишь ее – и не будет другой. - Что может случиться, если не соблюдать эти правила? - Так и случилось с некоторыми грибами. Они либо исчезли, либо их осталось очень мало. - Какие меры принимаются по охране природы в России? ( показать Красную книгу )
Грибы- это богатство леса. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу и нуждаются в особой охране. В 1984 году 20 видов грибов было занесено в Красную книгу России. Среди них грифола курчавая, шишкогриб хлопьножковый, решёточник красный, паутинник фиолетовый, рогатик пестиковый. Если не станет в лесу грибов – лес начнёт болеть. - Грибы в природе играют очень важную роль. Какую? -Уничтожая растительные и животные остатки, они выполняют большую санитарную работу по очистке окружающей среды, создавая полезные вещества. Без деятельности грибов на Земле накапливались бы высохшие листья, истлевшие деревья и животные. - Как человек использует грибы? - Съедобные грибы называют иногда растительным мясом. В них много необходимых организму питательных веществ и витаминов. Грибы богаты белками, содержат жиры, минеральные вещества, микроэлементы- железо, цинк, кальций, йод, фосфор. - Некоторые несъедобные грибы употребляют в пищу животные: сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком. Мухоморы для лосей являются лекарством.
|
Рассуждают, высказывают свои предположения.
Воспринимают информацию со слайда.
Рассуждают, оценивают значимость грибов в окружающем мире. |
Слайд 20
Слайд 21,22
Слайд 23
Слайд 24,25
|
Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других людей.
Предметные УУД: уметь объяснять значение грибов в природе и жизни людей. |
11. Рефлексия
| В начале урока мы с вами отвечали на вопросы таблицы. Вернёмся к этим вопросам, заполним второй столбик «после изучения темы» -На все ли вопросы вы смогли ответить сейчас?
А теперь давайте проверим новые знания. - Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем.
Написание теста. 1.Какая часть гриба является подземной? 2.Назови несъедобный гриб. - Белый гриб
- Желчный гриб
- Шампиньон
3.Где можно собирать грибы? - В лесу
- В городских скверах
- У шоссейных дорог
4.Где грибы берут питательные вещества? - Производят сами
- Поглощают из остатков растений и животных
- Получают от животных
5.С какими растениями тесно связаны грибы в лесу? - С травами
- С кустарниками
- С деревьями
Проверка А теперь я предлагаю вам себя оценить. Если нет ошибок оценка 5 , одна ошибка -4, две ошибки -3.
Учитель подводит итог урока: Что нового и интересного вы для себя узнали? -Чему учились? (Я узнал, открыл для себя… . Я учился …). Как могут пригодиться в жизни, знания открытые на уроке?
Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке, и мне бы хотелось сделать для вас подарок. Это корзина с грибами. Выберите тот грибок, который по вашему мнению подходит больше всего, если: гриб- боровик – я все понял, было интересно. Сыроежка – не все понял, возникли трудности. Мухомор – было трудно.
Многие тайны леса уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес. Дополнительно - Но грибы не только то, что растёт под ёлкой на поляне, и что собираем в корзинки. Гриб - чага растёт на берёзе. Им лечат язвы желудка, опухоли. Гриб - дрожжи применяют в хлебопечении, сыроделии. Все знают лекарство пенициллин, его готовят из гриба. Лечат воспаление лёгких, бронхит. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб - плесень. Есть такие грибы, которые могут разрушить дома (домовой гриб). | (Отвечают на вопросы после изучения темы)
| до изучения | после изучения | Грибы размножаются спорами? |
|
| У гриба есть грибница? |
|
| Грибы сами могут производить для себя питательные вещества, как растения? |
|
| Грибы могут передвигаться также как животные? |
|
| Грибы нуждаются в охране? |
|
| Грибы нужны животным? |
|
|
Самостоятельно работают с тестом.
Осуществляют самопроверку и самооценку своих знаний.
Памятка самооценки : . 1.Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что… 8. Я приобрел… 9. Я научился… 10. У меня получилось … 11. Я смог… 12. Я попробую… 13. Меня удивило… 14. Урок дал мне для жизни… 15. Мне захотелось… Дети высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске.
Проводят оценку комфортности с помощью условных знаков.
|
Слайд 26
Слайд 27
|
Коммуникативные УУД: умение слушать других; высказывание своей точки зрения
Регулятивные УУД: умение сохранять цель урока; самоконтроль; самооценка; умение работать с таблицей
Личностные УУД: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
12. Домашнее задание
| 1. Стр. 112-117, пересказ. В тетради на с. 66-67 задания 1-4 2. Найти интересную информацию о грибах из разных источников: спросить у родителей, узнать из интернета, прочитать в книгах.
| Получают домашнее задание , выполняют любое по выбору. | Слайд 28
| Коммуникативные УУД: умение слушать других |