Рабочая программа по окружающему миру, 2класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования «Бичурский район»
Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА на заседании МО Протокол заседания ШМО №______ от ________ 2018 года ____________ /Н.Г.Беляева/ | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР Протокол заседания методсовета №______ от ________ 2018 года ____________ /Л.И.Некипелова/ | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ директора ОО №______ от _____________ 2018 года ____________ /_Т.А.Смолина__/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
Окружаюший мир
на 2018 -19 учебный год
КЛАСС: 2 А
Составитель: Астрихинская Л.И.
Квалификация: учитель нач.классов
первой категории
Малый Куналей, 2018
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена для учащихся 2А класса Мало-Куналейской средней школы на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) № 373 от 06.10.2009 г.;
- Примерная программа начального общего образования для образовательных учреждений 2014 г.
- учебно-методического комплекта «Окружающий мир» авторов Е.Н. Букварёвой, Е.В. Чудновой: учебник – тетрадь «Окружающий мир» для 2 класса - М: Вита-Пресс, 2015 г., «Окружающий мир» методическое пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2015 г., «Методические рекомендации по организации образовательного процесса в начальной школе// Первое сентября, 2015 г.
Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться, создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегративный характер: объединяет в равной мере природоведческие и обществоведческие (в том числе, исторические) знания, даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук для целостного и системного видения в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир»- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Задачи курса:
- овладеть основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;
- осмыслить причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
- формировать у школьников фундамент экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни и поведения в экстремальных ситуациях;
- формировать личный опыт общения ребенка с природой и людьми.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание федерального государственного образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, способствует созданию условий для полноценного развития личности, её познавательных и созидательных возможностей, отражает пути реализации учебного материала: распределяет учебные часы по разделам курса, уточняет виды учебной деятельности, определяет количество контрольных работ для учащихся,
. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Окружающий мир»
К окончанию начального обучения предполагается достижение следующих результатов:
личностные | метапредметные | предметные | ||
У выпускника будут сформированы: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; ·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; ·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; -·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; ·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения. Выпускник получит возможность для формирования: •внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; •выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; •устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; •адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; •положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; •установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; •осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; •эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. | Регулятивные: | Познавательные: | Коммуникативные: |
Раздел «Человек и природа» Выпускник научится: • различать (узнавать) изученные объекты и явления живойи неживой природы; • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки; • сравнивать объекты живой и неживой природы на основевнешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; • использовать естественно-научные тексты с целью поискаи извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,объяснений, создания собственных устных или письменныхвысказываний; • использовать различные справочные издания (словарь поестествознанию, определитель растений и животных на основеиллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации; • использовать готовые модели (глобус, карта, план) дляобъяснения явлений или выявления свойств объектов; • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использоватьих для объяснения необходимости бережного отношения к природе; • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природныеобъекты, на здоровье и безопасность человека; • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания остроении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться: • осознавать ценность природы и необходимость нестиответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе; • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья,осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; • выполнять правила безопасного поведения в природе,оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. Раздел «Человек и общество» Выпускник научится: • различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родногокрая; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город; • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «лентевремени»; • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; • оценивать характер взаимоотношений людей в различныхсоциальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний; • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни. Выпускник получит возможность научиться: • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны; • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. К окончанию 1 класса предполагается достижение следующих предметных результатов:
• умение описывать разные состояния погоды и обозначать их символами; • знание основных этапов развития птицы, насекомого (на примере бабочки, мухи, комара), лягушки; • знание названий трёх агрегатных состояний воды («лёд – вода в твердом состоянии», «вода в жидком состоянии», «пар – невидимая вода в газообразном состоянии») и процессов перехода между состояниями (испарение, конденсация («образование капель»), замерзание, таяние); • умение обнаружить воду в разных состояниях (в природе, показать изображения на фотографиях, рисунках); • знание названий времен года и умение восстановить правильную их последовательность; • умение привести примеры сезонных изменений в природе и сезонных занятий человека; • умение привести примеры природных процессов, в которых участвует вода (процессы растворения, выноса осадков, роста сосульки, поглощения воды животными и растениями и пр.); • знание правил культурного и безопасного поведения на улицах; • умение различить следы кошки и следы собаки; следы воробья и голубя; вороны и утки; зайца и лисы; • умение восстанавливать простую последовательность событий (раньше, позже) по оставшимся от них следам; • умение найти у себя пульс и сосчитать число ударов сердца за минуту; • умение сосчитать число своих вдохов-выдохов в минуту; • умение различить у себя напряженную и расслабленную мышцу; • умение описывать состояние погоды с помощью значков и расшифровать подобную запись; • знание отличительных признаков живого (в отличие от неживого): дыхание, питание, движение, рост, развитие. • различение процессов роста и развития. К окончанию 2 класса предполагается достижение следующих предметных результатов:
-знание основных свойств воды, воздуха, условий, необходимых для жизни растений и животных, умение привести примеры живых и неживых природных тел (объектов наблюдения), веществ в разных агрегатных состояниях; измерительных приборов;
различение на уровне представлений:
практически: измерять температуру воздуха с помощью термометра;
Кратко характеризовать:
-условия некоторых биологических процессов (движения растений, позеленения растений, прорастания семян, сезонной линьки животных, распознавания животными особей своего вида и пр.)
знать: название родной страны, столицы России, родного города (села). кратко характеризовать:
Приводить примеры:
Уметь получать и анализировать информацию: - определять тему простого научно-популярного текста; - формулировать своими словами или словами из текста его главную мысль. |
Выпускник научится: •способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность; -принимать и сохранять учебную задачу; •учитывать выделенные учителем ориентиры дей-ствия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; •планировать свои действия в соответствии с по-ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; •учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; •осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); •оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; •адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; •вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать пред-ложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов реше-ния задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: •в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; •преобразовывать практическую задачу в познавательную; •проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; •самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; •осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; •самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; ·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, диаграммы и пр.) -способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; -способность описывать и характеризовать факты и явления природного мира, события культуры, результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая разнообразные информационные тексты. ·строить сообщения в устной и письменной форме; ·ориентироваться на разнообразие способов решения задач; ·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); ·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ·осуществлять синтез как составление целого из частей; ·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - принимать и сохранять учебную задачу; -различать способ и результат действия; -умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - устанавливать аналогии; -проводить сравнение по заданным критериям; -·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; ·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; ·устанавливать аналогии; ·владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: •осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; •записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; •создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; •осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; •осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; •осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; •осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; •строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; •произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. | Выпускник научится: ·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; ·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ·формулировать собственное мнение и позицию; ·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; ·задавать вопросы; ·контролировать действия партнёра; ·использовать речь для регуляции своего действия; ·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: ·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; ·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; ·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; ·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; ·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; ·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; ·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; ·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; ·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; ·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | ||
Чтение. Работа с текстом. Поиск информации и понимание прочитанного. У выпускника будут сформированы: - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - определять тему и главную мысль текста; - делить тексты на смысловые части, составлять план текста; - вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; - понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение); - понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность для формирования: - использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; - работать с несколькими источниками информации; - сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Преобразование и интерпретация информации. У выпускника будут сформированы: - пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; - соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую; - формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; - сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; - составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность для формирования: - делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; - составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Оценка информации. У выпускника будут сформированы: - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; - оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. Выпускник получит возможность для формирования: - сопоставлять различные точки зрения; - соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером. У выпускника будут сформированы умения: -использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; -выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); -организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных. У выпускника будут сформированы умения: -владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; -сканировать рисунки и тексты. Выпускник получит возможность научиться: -использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации У выпускника будут сформированы умения: -редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста; -пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; -заполнять учебные базы данных. Выпускник получит возможность для формирования: -искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; -составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);. -грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; -критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений У выпускника будут сформированы: -создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; -создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; -готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; -размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; -пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Выпускник получит возможность научиться: -представлять данные; Планирование деятельности, управление и организация У выпускника будут сформированы умения: -создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах; -определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; -планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Выпускник получит возможность научиться: -проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; -моделировать объекты и процессы реального мира. |
6. Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной авторской программе содержательными блоками (предметными линиями) «Природные и искусственные объекты как совокупности признаков и свойств», «Человек в пространстве», «Человек во времени».
2 класс
Блок | Раздел | Содержание |
Человек во времени | Тела и процессы. Явления природы. | Тела и процессы. Явления природы. Повторение и обобщение изученного в 1 классе на примере процесса изготовления глиняных изделий и др.. |
Природные и искусственные объекты как совокупности признаков | Вещество (материал). | Вещество (материал) – то, из чего состоят природные объекты и изделия. Разнообразие материалов. Свойства материалов (твёрдость, прозрачность, упругость, хрупкость и др.), применяемых для изготовления изделий с разными функциями. Примеры веществ и материалов: пищевая соль, сахар, вода, природный газ, пластмасса, металл, дерево. Зависимость свойств изделий от свойств материалов и формы (на примере прочности конструкций). |
Человек во времени | Трудовые процессы в быту. | Условия процессов. Трудовые процессы в быту. Приготовление пищи. Условия получения разных блюд из одинаковых исходных продуктов (например, вареный и жареный картофель, блинчики и бисквит). Необходимые этапы процессов (например, последовательность приготовления пельменей, чистки и жарения рыбы). Рецепт как способ описания последовательности действий с данными продуктами. |
Условия процессов. | Состояния воды и других веществ: твёрдое тело, жидкость, газ. Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. Круговорот воды в природе. Растворение веществ. Нагревание как условие лучшего растворения. | |
Процесс и условия горения. | Процесс и условия горения. Газовая плита – источник опасности. Меры предотвращения пожара. Телефоны вызова пожарных, спасателей, газовой службы. | |
Условия скольжения. | Условия скольжения. Трение и скольжение. | |
Условия, необходимые для жизни растений, животных и человека. | Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Условия, необходимые для жизни животных (тепло, воздух, вода, пища). Растения, как создающие пищу и делающие воздух пригодным для дыхания животных и людей. Бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для правильного роста и развития человека (тепло, воздух, вода, пища, забота близких людей, общение). Гигиена, физическая культура и закаливание, как условия сохранения и укрепления здоровья. | |
Правила работы в группе. | Условия эффективного совместного труда: правила поведения в школе, на уроке, правила работы в группе. | |
Эксперимент. | Эксперимент как способ выявления существенного условия, определяющего ход процесса. Контрольный и экспериментальный объекты. Условия проведения опыта в соответствии с гипотезой: условия, которые нужно уравнять, и условия, которые нужно противопоставить (на примерах опытов с шишками, сезонной линькой зверей, комнатными растениями, поведением животных и др.) | |
Природные и искусственные объекты как совокупности признаков | Эксперимент. | Погодные условия, предсказание погоды. Комнатные растения: части растений. Видоизмененные части растений. |
Измерения. | Ошибки органов чувств (иллюзии). Проблема измерения. Меры. Стандартные меры. | |
Ветер. | Ветер. Его обожествление в славянской мифологии. Сила ветра. Условное измерение – оценка. Измерительная шкала. Измерительный прибор. Ветер – движение воздуха. Свойства воздуха. | |
Человек во времени | Нагревание и охлаждение тел. | Нагревание и охлаждение тел. Изменение состояния вещества при нагревании (на примере воды, металла, газа). Расширение вещества (воздуха, металла..) при нагревании. Использование этого свойства веществ для измерения температуры (нагретости) с помощью термометра. Устройство термометра. Температурные шкалы. Правила техники безопасности при проведении практических работ. |
Природные и искусственные объекты как совокупности признаков | Осадки. | Осадки. Горизонтальные: роса и иней, - вертикальные: снег, дождь, град. Сила дождя и общее количество осадков. |
Облачность. | Облачность. Виды облаков. Влажность. | |
Человек во времени | Время и его измерение | Время и его измерение. Сезонные изменения в природе. Общий способ измерения времени. Циклические и нециклические процессы. Крупные меры времени: год, месяц, неделя. Час, минута, секунда. Режим дня. Время и жизнь людей. Семья – ячейка общества. Жизнь в семье – взаимопомощь и поддержка. Календарные семейные праздники. |
Природные и искусственные объекты как совокупности признаков. Человек во времени | Время и работа людей. | Время и работа людей. Весенние посадки. Семена и плоды. Размножение растений. Однолетние, двулетние и многолетние растения. Способы распространения плодов и семян. |
7. Календарно-тематический план
Окружающий мир. 2 класс
Тема 1: Тела и процессы. Явления природы (2ч)
Цель –выявление начального уровня владения школьниками понятия процесса и корректировка знаний, умений учащихся при необходимости.
Задачи:
1)Продиагностировать готовность учащихся к обучению курсу «Окружающий мир» во 2 классе.
2) Повторить и обобщить изученное в 1 классе: фиксация в схемах отношений последовательности между событиями, изменений состояний объекта.
Содержание
- Анализ стартовой работы.
- Тела и процессы.
- Явления природы.
- Повторение и обобщение изученного в 1 классе на примере процесса изготовления глиняных изделий и ржавления гвоздя.
- Изготовление изделий из глины. Условия затвердевания глиняных изделий (воздух, обжиг).
Основные способы действий
- Установление отношений последовательности между событиями (раньше, позже, одновременно).
- Фиксация изменений, происходящих с объектом (было – стало). Чтение и составление схем изменения состояния объектов (например, погода ясная→погода пасмурная).
- Работа с информационным текстом.
№ п/п | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||
1 | Стартовая комплексная работа(безотметочная). Тела и процессы в природе. | Представление об объектах окружающего мира как о системах наблюдаемых признаков и выявляемых свойств, о смене состояний объектов во времени (процессе). | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешниемотивы. | П:Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Р: Принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области. К: Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Применение определения (подведение под понятие) тела, процесса, явления. Составление схемы процесса.Работа с информационным текстом: озаглавливание, вычитывание информации, преобразование текста в схему. Практическое исследование процесса образования ржавчины. | |
2 | Анализ результатов стартовой работы. Явления природы. |
Тема 2:Вещество (материал)( 2ч).
Цель – дать на практическом уровне понятия «материал» и «вещество».
Задачи:
- Познакомить с доступными материалами и веществами.
- Установить различие между понятиями «тело» и «вещество» («материал»).
- Практически организовать анализ признаков тел, свойств и превращений некоторых материалов и веществ.
Содержание
- Свойства материалов (веществ).
- Вещество (материал) – то, из чего состоят природные объекты и изделия. Разнообразие материалов. Свойства материалов (твёрдость, прозрачность, упругость, хрупкость и др.), применяемых для изготовления изделий с разными функциями. Примеры веществ и материалов: пищевая соль, сахар, вода, природный газ, пластмасса, металл, дерево, гипс.
- Состояния веществ: твёрдое тело, жидкость, газ.
Основные способы действий
- Практическое исследование свойств материалов.
- Группировка объектов по признаку (классификация).
№ п/п | № | Дата | Тема урока | Практическая часть | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||
3 | 1 | Вещество (материал). | Использовать естественно-научные тексты с целью поискаи извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,объяснений, создания собственных устных или письменныхвысказываний;
| Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». | П: Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Р: Принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; К: Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Практическое исследование свойств материалов. Группировка объектов по признаку (классификация). | ||
4 | 2 | Свойства материалов. | Практическая работа 1 «Части изделия и материалы» |
Тема 3: Трудовые процессы в быту (2 ч).
Цель – обнаружение условий процессов, как определяющих их направление (разнонаправленное) и результат.
Задачи:
- Анализировать разные процессы с целью выделения условий процесса (обстоятельства, им предшествующие или сопутствующие).
- Привести к различению условий процесса: существенных (необходимых) и несущественных.
- Тренировать в восстановлении причинно-следственных связей в этапах протекания процессов.
Содержание
- Условия процессов. Трудовые процессы в быту. Приготовление пищи. Условия получения разных блюд из одинаковых исходных продуктов (например, вареный и жареный картофель, блинчики и бисквит).
- Необходимые этапы процессов (например, последовательность приготовления пельменей, чистки и жарения рыбы).
- Рецепт как способ описания последовательности действий с данными продуктами.
Основные способы действий
- Чтение и анализ технологических рецептов как описаний порядка действий с предметами и материалами.
- Чтение и составление схем изменения состояния объектов.
- Различение существенных и несущественных условий процессов.
№ п/п | № | Дата | Тема урока | Практическая часть | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||
5 | 1 | Условия процессов. Трудовые процессы в быту. Приготовление пищи. | Практическая работа 2 «Условия приготовления разных блюд» | Использовать естественно-научные тексты с целью поискаи извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,объяснений; -понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения. | -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | П:Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области. К: строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; ·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Анализ технологических рецептов как описаний порядка действий с предметами и материалами.Составление и чтение схем изменения состояния объектов (например: картофель сырой → картофель варёный) с указанием условий изменения (вода, нагревание).Различение существенных и несущественных условий процессов.Работа с информационным текстом: поиск незнакомых слов, вычитывание информации. Практические работы по поиску условий процессов (условия работы веревочного телефона и «змейки», выявляющей движение воздуха). | |
6 | 2 | Этапы процессов. | Практическая работа 3 «Передача звука на расстоянии». Практическая работа 4 «Движение воздуха – условие вращения ʺзмейкиʺ». |
Тема 4: Условия процессов (4 ч).
Цель – тренировка в различении и описании существенных и несущественных условий процесса.
Задачи:
- Выделить существенные условия превращений воды как вещества.
- Формировать умение целенаправленно работать с информационным текстом: интерпретация, озаглавливание, поиск значения незнакомых слов).
- Определить нагревание как условие лучшего растворения веществ в воде.
- Знакомство с правилами безопасного поведения на водоёмах в разные сезонные периоды.
Содержание
- Условия процессов.
- Состояния воды: твёрдое тело, жидкость, газ. Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. Превращение воды в лёд и обратно. Превращение воды в пар и обратно.
- Круговорот воды в природе.
- Растворение веществ. Нагревание как условие лучшего растворения.
Основные способы действий
- Чтение и составление схем превращений (например, лёд→ вода→пар и т.п.) с указанием условий превращения (нагревание, охлаждение).
- Работа с информационным текстом
№ п/п | № | Дата | Тема урока | Практическая часть | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | Кор рек тировка | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||
7 | 1 | Состояния воды: твёрдое тело, жидкость, газ. | Практическая работа 5 «Замораживание воды и таяние льда» | Использовать естественно-научные тексты с целью поискаи извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,объяснений; - освоение средств и способов научно-познавательной деятельности (в частности, средств и способов представления материальных объектов через совокупность их признаков и свойств; репрезентации процессов и зависимостей); - представление о познаваемости окружающего мира научными методами (наблюдение). | -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | П:Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры дей-ствия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К: строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; ·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Различение состояний воды по признакам. Составление и чтение схем превращений (например, лёд→ вода→пар и т.п.) с указанием условий превращения (нагревание, охлаждение). Работа с информационным текстом: интерпретация, озаглавливание, поиск значения незнакомых слов). Практические работы по изучению превращений воды, вида снежинок, образования тумана, процесса растворения. | ||
8 | 2 | Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. | Практическая работа 6 «Снежинки». | ||||||
9 | 3 | Круговорот воды в природе. | Практическая работа 7 «Вода и пар». | ||||||
10 | 4 | Растворение веществ. |
Тема 5: Процесс и условия горения (1 ч).
Цель – тренировка в различении и описании существенных и несущественных условий процесса.
Задачи:
- Обнаружить воздух в качестве необходимого условия горения.
- Познакомить с правилами безопасного поведения при возгорании.
Содержание
- Процесс и условия горения.
- Газовая плита – источник опасности. Газовая плита – источник опасности. Меры предотвращения пожара.Телефоны вызова пожарных, спасателей, газовой службы.
Основные способы действий
- Чтение и составление схем превращений с указанием условий превращения.
№ п/п | № | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | Кор рек тировка | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||
11 | 1 | Процесс и условия горения. Правила пожарной безопасности. | Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов. | Установка на безопасный здоровый образ жизни (безопасное поведение на природе и в общественных местах). -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | П:ориентироваться на разнообразие способов решения задач.Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. К: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Чтение и анализ технологических рецептов, как описаний порядка действий с предметами и материалами. |
Тема:Вещество (материал)(продолжение)( 1 ч).
Цель – выявление зависимости свойств изделия от свойств материалов и формы.
Задачи: 1) Практически исследовать различные конструкции из листа бумаги на прочность и ветроустойчивость.
2)Познакомить с правилами безопасного поведения при землетрясении и других причинах разрушения зданий.
Содержание
- Свойства материалов (твёрдость, прозрачность, упругость, хрупкость и др.), применяемых для изготовления изделий с разными функциями. Примеры веществ и материалов: пищевая соль, сахар, вода, природный газ, пластмасса, металл, дерево, гипс.
- Состояния веществ: твёрдое тело, жидкость, газ.
Основные способы действий
- Практическое исследованиеконструкций из листа бумаги на прочность и ветроустойчивость.
- Работа с информационным текстом.
№ п/п | № | Дата | Тема урока | Практическая часть | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | Кор рек тировка | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||
12 | 1 | Зависимость свойств изделий от свойств материалов и формы. | Практическая работа 8 «Условия прочности сооружений». | Использовать естественно-научные тексты с целью поискаи извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,объяснений, создания собственных устных или письменныхвысказываний;
| Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». | П: Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Р: Принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; К: Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Практическое исследование прочности конструкций из листа бумаги. Построение ряда конструкций по прочности. |
Тема 6:Условия скольжения (3 ч).
Цель – тренировка в различении и описании существенных и несущественных условий процесса.
Задачи: 1) Освоить тестовую форму проверочной работы (решение первого или второго варианта).
2) Формирование самооценки выполненной работы.
3) Обучение составлениютекста-описания практической работы по плану.
4) Практически исследовать различные конструкции из листа бумаги на дальность полёта.
Содержание
- Условия скольжения. Трение и скольжение.
- Использование трения и скольжения в транспортных средствах и механизмах. Трение и скольжение как условия работы машин и механизмов. Полёт самолёта.
- Использование трения и скольжения в быту.
Основные способы действий
- Практически исследовать конструкции бумажной модели самолёта на дальность полёта (сложенного фантика).
- Работа с информационным текстом.
- Составление текста-описания практической работы по плану.
№ п/п | № | Дата | Тема урока | Практическая часть | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | Кор рек тировка | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||
13 | 1 | Проверочная работа «Тела, вещества. Процессы». Условия скольжения. | Практическая работа 9 «Исследование полёта самолёта». Практическая работа 10 «Полёт фантика». | Использовать естественно-научные тексты с целью поискаи извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,объяснений; -проводить несложные наблюдения и ставить опыты; - представление о познаваемости окружающего мира научными методами (наблюдение). | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | П:Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К: строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; ·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Практические работы по выбору: «Скольжение монетки и ластика», «Фигуры высшего пилотажа», «Игра в фантики». Составление текста-описания практической работы по плану. Освоение тестовой формы проверочной работы. | ||
14 | 2 | Трение и скольжение. | Практическая работа 11 «Скольжение монетки и ластика». | ||||||
15 | 3 | Составление текста-описания практической работы по плану. |
Тема 7:Условия, необходимые для жизни растений, животных и человека (3 ч)
Цель – научить различать на уровне представленийсущественные и несущественные условия жизни растений, животных и человека.
Задачи: 1) Выявить условия, необходимые для жизни растений и животных.
2) Сравнить растения и животных на основе условий существования.
3) Упражнять в поиске поиск информации с помощью различных источников:справочников, взрослых, словарей, в сети интернет.
Содержание
- Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода).
- Условия, необходимые для жизни животных (тепло, воздух, вода, пища).
- Растения, как создающие пищу и делающие воздух пригодным для дыхания животных и людей. Бережное отношение человека к растениям.
- Условия, необходимые для правильного роста и развития человека (тепло, воздух, вода, пища, забота близких людей, общение). Гигиена, физическая культура и закаливание, как условия сохранения и укрепления здоровья.
Основные способы действий
- Чтение и составление схем изменения состояния объектов (процессов) с указанием условий.
- Работа с информационными источниками (текстом, словарём, компьютером, пр.) текстом.
- Составление текста-инструкции.
№ п/п | № | Дата | Тема урока | Практическая часть | НРК | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | Кор рек тировка | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||||
16 | 1 | Условия, необходимые для жизни растений и животных. | Реконструкция общекультурной картины природного и социального мира природных и социальных объектов и явлений в их взаимосвязях; • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки; • сравнивать объекты живой природы на основе известных характерных свойств; -различать на уровне представленийсущественные и несущественные условия жизни растений, животных и человека. | Чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре; осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений (ценность человеческой жизни и жизни других живых существ Земли и т.д.). | П:Способность использовать знаково-символиче-ские средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; использовать речь для регуляции своего действия. | Работа со схемой: чтение и составление схем изменения состояния объектов (процессов) с указанием условий. Чтение и понимание ссылок – дополнительной информации к схеме. Работа с информационными источниками: поиск информации в справочниках, у взрослых, в словарях, в сети интернет) | ||||
17 | 2 | Условия для жизни растений, животных (и/или бактерий) | Растительный и животный мир республики Бурятии | |||||||
18 | 3 | Условия, необходимые для правильного роста и развития человека. | Практическая работа 12 «Условия жизни, роста и развития человека». |
Тема 8:Правила работы в группе (1 ч).
Цель –формирование осознаниянеобходимости соблюдения культуры взаимоотношений между людьми, в частности, в учебной деятельности.
Задачи: 1)Побудить школьников осознать опыт успешной работы в группе в учебном процессе.
2) Выявить условия результативной работы группы на уроке.
3) Установить правила успешного взаимодействия людей в обществе.
Содержание
- Условия эффективного совместного труда: правила поведения в школе, на уроке, правила работы в группе.
Основные способы действий
- Составление текста-инструкции.
- Составление текста-описания практической работы.
№ п/п | № | Дата | Тема урока | Практическая часть | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | Кор рек тировка | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||
19 | 1 | Правила работы в группе | Практическая работа 13 «Правила работы в группе». | Реконструкция общекультурной картины природного и социального мира природных и социальных объектов и явлений в ихвзаимосвязях; • оценивать характер взаимоотношений людей в различныхсоциальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); -понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; .- кратко характеризоватьусловия результативной работы группы и правила взаимодействия людей при общении; -·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. | П:Умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Р:•адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; использовать речь для регуляции своего действия. | Обсуждение и уточнение правил групповой работы. |
Тема 9:Эксперимент (10 ч).
Цель – открытие экспериментирования как основного способа получения ответов на вопросы в науке.
Задачи: 1) Поставить УЗ на открытие способа экспериментирования.
2) Зафиксировать способ экспериментирования в модели.
3) Уяснить понятия «экспериментальный» и «контрольный объекты».
4) Практически отрабатывать этапы проведения эксперимента.
Содержание
- Эксперимент как способ выявления существенного условия, определяющего ход процесса.
- Контрольный и экспериментальный объекты.
- Условия проведения опыта в соответствии с гипотезой: условия, которые нужно уравнять, и условия, которые нужно противопоставить (на примерах опытов с шишками, сезонной линькой зверей, комнатными растениями, поведением животных и др.).
- Погодные условия, предсказание погоды.
- Комнатные растения: части растений. Видоизмененные части растений.
Основные способы действий
- Планирование опытов. Предсказание возможных результатов. Описание результатов. Извлечение выводов из опытов.
- Интерпретация опытов, проведенных учеными.
- Составление текста-описания эксперимента.
№ п/п | № | Дата | Тема урока | Практическая часть | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | Кор рек тировка | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||
20 | 1 | Задача открытия экспериментирования как нового способа получения ответов на вопросы. | Практическая работа 14 «Как заставить шишку закрыться?» | Реконструкция общекультурной картины природного и социального мираприродных и социальных объектов и явлений в их взаимосвязях ; • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки; • сравнивать объекты живой природы на основе известных характерных свойств; -знание основных условий, необходимых для жизни растений и животных, - различать на уровне представленийсущественные и несущественные условия жизни растений, животных и человека. | Чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре; осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений (ценность человеческой жизни и жизни других живых существ Земли и т.д.). | П:Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; использовать речь для регуляции своего действия. | Планирование опытов. Предсказание возможных результатов. Описание результатов. Извлечение выводов из опытов. Интерпретация опытов, проведенных учеными. Составление текста-описания эксперимента. Работа с информационным текстом: озаглавливание, разбиение на смысловые части, восстановление значения слов по контексту, вычитывание информации, различение известного и неизвестного, различение фактов и объяснений. Освоение тестовой формы проверочной работы. Выполнение технического рисунка. | ||
21 | 2 | Эксперимент – способ проверки гипотез.Предсказание погодных условий. | |||||||
22 | 3 | Контрольный и экспериментальный объекты. | Практическая работа 15 «Заяц - беляк и заяц – русак». | ||||||
23 | 4 | Условия проведения опыта в соответствии с гипотезой. | |||||||
24 | 5 | Сезонная линька зверей (на примере белки). | |||||||
25 | 6 | Этапы эксперимента«Где снег тает быстрее: в городе или в лесу?» | Практическая работа 16 «Где снег тает быстрее: в городе или в лесу?» | ||||||
26 | 7 | Комнатные растения: части растений. Видоизмененные части растений. | |||||||
27 | 8 | Тест «Растения». Интерпретации опытов ученых-зоологов. | |||||||
28 | 9 | Интерпретации опытов ученых-зоологов.Тест«Животные». | |||||||
29 | 10 | Проверочная работа «Эксперимент». |
Тема 10:Измерения (3 ч).
Цель – введение измерения как необходимой части наблюдения или эксперимента.
Задачи: 1) Поставить проблему измерения того, что не дано человеку непосредственно.
2) Введение измерения в качестве способа объективной оценки состояния объекта.
3) Поставить проблему стандартных (эталонных) мер.
Содержание
- Ошибки органов чувств (иллюзии). Проблема измерения.
- Измерение выраженности признака (свойства).
- Меры нестандартные и стандартные.
Основные способы действий
- Различение величин (измеряемых признаков) и неизмеряемых признаков предметов.
- Самооценка - что умеем и чего не умеем измерять (индивидуально).
- Измерение длины парты разными мерами длины (работа в парах).
- Чтение и анализ текста.
- Составление текста-инструкции (правила пользования линейкой).
№ п/п | № | Дата | Тема урока | Практическая часть | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | Кор рек тировка | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||
30 | 1 | Иллюзии восприятия. Величины и неизмеряемые свойства тел. | Освоение средств и способов научно-познавательной деятельности (в частности, средств и способов представления материальных объектов через совокупность их признаков и свойств; репрезентации пространственных отношений, процессов и зависимостей; прямого и косвенного измерения параметров объектов и процессов). | - способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения. | П:Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; -умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления; Р:Способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность; •учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; К:Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; ·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Практическое исследование иллюзий человека. Работа с цифровым ресурсом «Зрительные иллюзии» Измерение длины разными мерами. Исследование точности измерения. | |||
31 | 2 | Стандартные меры. Точность измерения. | Практическая работа 17 «Измерение длины». Практическая работа 18 «Точность измерения». | ||||||
32 | 3 | Комплексная контрольная работа |
Тема 11:Ветер (4 ч).
Цель – открытие способа измерения условно измеряемых признаков.
Задачи: 1)Организовать открытие приёма оценивания условно измеряемых величин с помощью шкалы порядка.
2) Приобретать опыт конструирования простейших измерительных приборов разных видов.
3) Проводить простейшие измерения и представлять их результаты.
Содержание
- Измерительные приборы (линейка, весы, измерительная шкала Бофорта).
- Меры нестандартные и стандартные.
Основные способы действий
- Использование условного измерения для оценки силы ветра.
- Применение шкалы Бофорта.
- Конструирование приборов для оценки силы ветра.
- Составление текста-инструкции по пользованию измерительным прибором.
№ п/п | № | Дата | Тема урока | Практическая часть | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | Кор рек тировка | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||
33 | 1 | Сила ветра. Способ измерения условно измеряемых признаков. Шкала Бофорта. | Практическая работа 19 «Сила ветра по Бофорту». |
-знание основных свойств воздуха, -умение привести примеры веществ в разных агрегатных состояниях; измерительных приборов. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | П: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; -умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления; Р: способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность; К: ·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; ·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Измерение силы ветра. Конструирование приборов для оценки силы ветра. Измерение силы ветра по шкале Бофорта. Работа с цифровыми ресурсами: шкала Бофорта (измерение силы ветра по фотографии, картине, тексту). Практическое исследование свойств воздуха. Практическое исследование потоков воздуха. Планирование опытов. Интерпретация проведенных опытов. Работа с информационным текстом: озаглавливание, обнаружение главной мысли. Составление текста-инструкции по пользованию измерительным прибором. | ||
34 | 2 | Воздух и его свойства. | Практическая работа 20 «Свойства воздуха». | ||||||
35 | 3 | Воздух и его свойства. | Практическая работа 21 «Тёплый и холодный воздух». | ||||||
36 | 4 | Измерительный прибор. Проверочная работа «Воздух». |
Тема 12: Нагревание и охлаждение тел (5 ч).
Цель - исследование общего способа измерения степени нагревания и охлаждения тел.
Задачи: 1)Выявить нагревание и охлаждение в качестве условий процессов, происходящих с телами и веществами.
2)Поставить проблему стандартности шкал при измерении температуры.
3) Проводить простейшие измерения температуры и представлять их результаты.
Содержание
- Измерительные приборы (термометр). Меры нестандартные и стандартные.
- Погода, ее составляющие (температура воздуха, ветер). Погода в регионе. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Основные способы действий
- Измерение температуры воздуха и собственного тела разными термометрами.
- Соотнесение значений температуры по разным температурным шкалам (Цельсия, Реомюра, Фаренгейта).
- Составление инструкции по работе с термометром.
№ п/п | № | Дата | Тема урока | Практическая часть | НРК | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | Кор рек тировка | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||||
37 | 1 | Нагревание и охлаждение. | Практическая работа 22 «Условия расширения и сжатия воздуха». | -знание основных свойств воздуха, -умение привести примеры веществ в разных агрегатных состояниях; измерительных приборов. -освоение средств и способов прямого и косвенного измерения параметров объектов и процессов (пространственных характеристик, направления и силы ветра, температуры воздуха и тела и пр.). -опыт применения экспериментирования для получения ответов на вопросы об окружающем мире. | Способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения. | П:Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; К: использовать речь для регуляции своего действия. | Практическая работа по исследованию нагревания воздуха. Практическая работа по изучению устройства термометра. Практическая работа по изучению и сравнению разных температурных шкал. Работа с цифровым ресурсом « Температурные шкалы». Практическая работа по измерению температуры воздуха и тела человека. Работа с информационным текстом: восстановление значения слов по контексту, составление инструкции по работе с прибором. Знакомство с правилами техники безопасности. | |||
38 | 2 | Измерение температуры. | Практическая работа 23 «Устройство термометра». Практическая работа 24 «Температурные шкалы». | |||||||
39 | 3 | Измерение температуры. | Практическая работа 25 «Измерение температуры воздуха». | Дневник наблюдений: температура воздуха зимой в нашей местности. | ||||||
40 | 4 | Виды термометров. | Практическая работа 26 «Измерение температуры тела». | |||||||
41 | 5 | Составляющие погоды: температура воздуха, ветер. | Дневник наблюдений: температура и направление ветра зимой в нашей местности. |
Тема 13: Осадки (4 ч).
Цель - исследование способа измерения общего количества осадков и интенсивности дождя.
Задачи: 1) Познакомить с видами осадков.
2) Изобрести способ измерения "силы дождя".
3)Проводить простейшие измерения количества осадков и представлять их результаты.
4) Различать общее количество осадков и "силу дождя" (длинный, но слабый дождь - короткий, но сильный).
5) Поставить задачу необходимости измерения продолжительности дождя (времени).
Содержание
- Осадки. Горизонтальные: роса и иней, - вертикальные: снег, дождь, град. Сила дождя и общее количество осадков.
- Измерительные приборы (осадкомер).
- Погода, ее составляющие (температура воздуха, осадки, ветер). Погода в регионе. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Основные способы действий
- Различение горизонтальных и вертикальных линий осадков.
- Различение силы (интенсивности) дождя и общего количества осадков.
- Практическая работа по измерению силы дождя и общего количества осадков.
№ п/п | № | Дата | Тема урока | НРК | Практическая часть | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | Кор рек тировка | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||||
42 | 1 | Виды осадков. Измерение интенсивности дождя. | Практическая работа 27 «Измерение силы дождя». | • представление о познаваемости окружающего мира научными методами (наблюдение, эксперимент, измерение);
| способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения; формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. | П:Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; К: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Измерение общего количества осадков и их интенсивности. Осадкомер. Использование промокательной бумаги для оценки силы дождя или снегопада. | |||
43 | 2 | Измерение общего количества осадков. | Практическая работа 28 «Измерение количества осадков». | |||||||
44 | 3 | Погода в регионе:температура воздуха, осадки, ветер. | ||||||||
45 | 4 | Проверочная работа«Измерение составляющих погоду», её анализ |
Тема 14: Облачность (3 ч).
Цель - поиск способа измерения облачности и влажности воздуха.
Задачи: 1) Познакомить с видами облаков.
2) Учиться измерять облачность с помощью палетки.
3)Создание модели-схемы круговорота воды.
Содержание
- Измерение выраженности признака (свойства). Измерительные приборы (палетка для измерения облачности, гигрометр, пергелиометр, простейший барометр). Меры нестандартные и стандартные.
- Круговорот воды в природе.
- Погода, ее составляющие (температура воздуха, влажность, облачность, осадки, ветер). Погода в регионе. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Основные способы действий
- Использование промокательной бумаги для оценки силы дождя или снегопада.
- Оценка облачности с помощью палетки.
- Оценка влажности с помощью гигрометров. Конструирование гигрометра.
№ п/п | № | Дата | Тема урока | Практическая часть | НРК | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | Кор рек тировка | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||||
46 | 1 | Виды облаков. | • представление о познаваемости окружающего мира научными методами (наблюдение, эксперимент, измерение);
| способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения. формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. | П:Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; использовать речь для регуляции своего действия. | • Работа с информационным текстом: вычитывание информации. • Практическая работа по изучению облаков. Измерение облачности с помощью палетки. • Работа с цифровыми ресурсами: измерение облачности с помощью палетки. • Анализ устройства приборов для измерения влажности (гигрометра), давления воздуха (барометра). Планирование опытов. | ||||
47 | 2 | Измерение облачности. | ||||||||
48 | 3 | Круговорот воды в природе | Практическая работа 29 «Создание облака». | Реки и озёра Бурятии. |
Тема 15: Время и его измерение ( 13 ч).
Цель - исследование способа измерения времени.
Задачи: 1) Дать возможность понять, что время – это течение процессов.
2) Обучать планированию своего дня в соответствии с рекомендациями врачей.
3) Показать неразрывную связь временных процессов разного масштаба и изменение объектов-носителей этих временных характеристик.
4) Обсуждать правила и ценности семейной жизни (доброта в отношениях, забота друг о друге, поддержка, умение терпеть недостатки других, распределение обязанностей).
Содержание
- Шкалы времени.
- Время жизни человека. События жизни ученика и события жизни класса. Режим дня: чередование труда и отдыха в жизни школьника.
- Стандартные меры времени: год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.
- Время жизни семьи. Семья – самое близкое окружение человека. Родственные отношения.
- События жизни семьи. Взаимопомощь и взаимное уважение в семье. Забота о детях, старых и больных людях – долг каждого человека.
- Имена, фамилии, отчества членов семьи. Родословная.
- Время жизни родного города (села). История родного города (села): важные события. Памятники истории и культуры родного края. Труд людей разных профессий и их след в истории. История моей семьи – часть истории родного края.
Основные способы действий
- Тренировка в использовании мер времени (минута, час, день, месяц, год, десятилетие, столетие – век, тысячелетие) и временных шкал.
- Составление своего режима дня.
- Составление летописи жизни класса.
- Составление схем родственных отношений (муж, жена, дочь, сын, бабушка, дедушка, дядя, тётя, двоюродные сестры и братья и пр.)
- Составление родословного древа.
- Групповое проектирование.
- Работа с информационными источниками.
№ п/п | № | Дата | Тема урока | НРК | Практическая часть | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | Кор рек тировка | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||||
49 | 1 | Время как течение процессов. |
событий из личной истории и истории семьи; родственных отношений;событий из истории родного города (села);
| -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ·основы гражданской идентичности, в форме осознания «Я» как члена семьи, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
| П:Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; К: строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; ·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Работа с информационным текстом: составление плана, пересказ прочитанного. Освоение тестовой формы проверочной работы. Конструирование часов: солнечные часы, водяные часы и пр. Работа с цифровыми ресурсами: Солнечные часы, часы-свечка, водяные часы). Изготовление макета циферблата механических часов. Освоение счета времени по механическим часам. Различение «момента времени» и «временного промежутка»- длительности. Составление для себя «Распорядка дня», «Календаря семейных праздников». | ||||
50 | 2 | Сезонные изменения в природе. Явления природы. | ||||||||
51 | 3 | Нециклические и циклические процессы. | ||||||||
52 | 4 | Часы - прибор для измерения времени | Практическая работа 30 «Конструирование часов». | |||||||
53 | 5 | Быстрые и медленные процессы. | ||||||||
54 | 6 | Меры времени.Определение времени по часам. | Практическая работа 31 «Макет циферблата». | |||||||
55 | 7 | Уклад семьи и распорядок дня. | Практическая работа 32 «Момент времени и временной промежуток». Практическая работа 33 «Распорядок дня». | |||||||
56 | 8 | Проверочная работа «Измерение» и её анализ. Планирование своего дня. | ||||||||
57 | 9 | Время и жизнь людей. | События жизни моей, моей семьи и малой родины . | Практическая работа 34 «Разные временные шкалы» | ||||||
58 | 10 | Семья – ячейка общества. Календарные и семейные праздники. | Праздники моей семьи (из семейного общения) | Практическая работа 35 «Работа с календарём» | ||||||
59 | 11 | Жизнь в семье - взаимопомощь и поддержка. | Моя семья (составление схемы родственных отношений) | Практическая работа 36 «Схема родственных отношений» | ||||||
60 | 12 | Труд и отдых в семье | ||||||||
61 | 13 | Экскурсия в краеведческий музей: история родного города. | Экскурсия в краеведческий музей: история родного города. |
Тема 16: Время и работа людей (7ч).
Цель - установить цикличную связь между видами деятельности человека и этапами развития растений.
Задачи: 1) Познакомить со способами размножения цветковых растений.
2) Установить цикл развития растения.
3) Приобрести практические умения выращивать растения и ухаживать за ними.
Содержание
- Весенние посадки.
- Внутреннее строение объекта (растения). Семена и плоды. Способы распространения плодов и семян.
- Размножение растений.
- Однолетние, двулетние и многолетние растения. 6 часов.
Основные способы действий
- Группировка объектов по признаку (классификация).
- Отнесение объекта к группе по наличию у него признака этой группы.
- Описание групп с помощью таблиц, столбчатых, площадных.
- Работа с информационными источниками.
№ п/п | № | Дата | Тема урока | Практическая часть | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся | Кор рек тировка | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||
62 | 1 | Время и работа людей. Весенние посадки. | -проращивать семена, ухаживать за растениями; -знать основные свойства воды, воздуха, условия, необходимые для жизни растений и животных, - процессы роста и развития живых существ; практически: измерять температуру воздуха с помощью термометра; -кратко характеризовать условия некоторых биологических процессов (движения растений, позеленения растений, прорастания семян, сезонной линьки животных, распознавания животными особей своего вида и пр.). | - способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения; - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. | -Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; -умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления; Р: способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность; К: ·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; ·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Работа с информационным текстом: составление плана, пересказ прочитанного. Составление «Календаря садовода». Экспериментальное исследование распространения плодов и семян и условий жизни растений. Работа с информационным текстом: составление плана, пересказ прочитанного. Работа с цифровыми ресурсами: Годовой круг.. | |||
63 | 2 | Семена и плоды. | Практическая работа 37 «Плоды и семена» | ||||||
64 | 3 | Размножение растений семенами | Практическая работа 38 «Календарь садовода» | ||||||
65 | 4 | Однолетние, двулетние, многолетние растения. | Практическая работа 39 «Способы распространения семян и плодов» | ||||||
66 | 5 | Контрольная работа за год. | |||||||
67 | 6 | Анализ результатов контрольной работы. Условия развития растений. | Практическая работа 40 «Условия жизни растений» | ||||||
68 | 7 | Условия развития растений. Самостоятельная работа на лето. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса с разделами:1. Пояснительная записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...
Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса с разделами:1. Пояснительная записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...
рабочая программа по окружающему миру 2класс
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по УМК "начальная школа ХХI века"...
Рабочая программа по окружающему миру(2класс)
Календарно-тематическое планирование по Образовательной системе "Школа 2100"...
Рабочая программа по окружающему миру 2класс "Школа России" фгос
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа по окружающему миру 2класс (Гармония)
Рабочая программа и планирование...
Рабочая программа по окружающему миру, 2класс,А.А. Вахрушев,2100
Рабочая программа по окружающему миру с тематическим планированием,2 класс,автор А.А.Вахрушев,программа 2100 в соответствии с ФГОС....