Рабочая программа по окружающему миру, 2класс,А.А. Вахрушев,2100
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру с тематическим планированием,2 класс,автор А.А.Вахрушев,программа 2100 в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 349 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №
«Рассмотрено» на заседании НМС Протокол № _____ от «___» _____________ 2017г |
| «Утверждаю» Директор Гимназия №
____________/ Приказ №____от «___»____2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Учитель Гарипова Н.В.
Категория ПЕРВАЯ
Класс 2-А
Кол-во часов в неделю: 2
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1.- М.: Просвещение, 2011.( Стандарты второго поколения)
Авторской программы Вахрушев А.А., Раутин А.С. Программа по окружающему миру. 2класс « Наша планета Земля». // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. /Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Баласс, 2011 УМК представлена
- Учебником Вахрушев А.А. Окружающий мир : Наша планета Земля : учебник для 2-го кл.учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. – 4-е изд.,перераб.- М.: Баласс, 2011. – (Образовательная система «Школа 2100», Серия «Свободный ум»)Рабочей тетрадью к учебнику «Наша планета земля», А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин, М.: Баласс, 2011
- Методическими рекомендациями для учителя, А.А.Вахрушев, Е.А.Самойлова, О.В.Чиханова, М.: Баласс, 2011
- Вахрушев А.А.Бурский., О.В,.Родыгина О.А.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля» ).-М.:Баласс; Школьный дом,2011 (Образовательная система «Школа 2100»)
- Наглядными материалами по окружающему миру для 2 класса, А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.В.Чиханова
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
- Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Программа рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю)
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи уроков окружающего мира в начальной школе.
Задачи образования в начальной школе:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых ценностей российского общества в условиях поликультурной среды.
Предмет «Окружающий мир» имеет интегрированный характер, соединяет природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного восприятия мира.
Цель изучения предмета:
- формирование целостной картины мира и осознание в нем места человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, активных и компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны в поликультурном пространстве.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Курс обладает возможностями формирования у школьников основ экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетенций – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Существенная особенность курса в том, что в нем заложена содержательная основа для реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа» и «Человек и общество».
Место предмета в базисном учебном плане:
При составлении рабочей программы за основу был взят второй вариант тематического планирования, предложенный в примерных программах начального общего образования ФГОС второго поколения. Было отдано предпочтение разделу «Человек и природа». Так как в начальной школе многие темы из раздела «Человек и общество» носят первичный, ознакомительный характер и углубляются в дальнейшем на уроках истории.
Распределение учебного материала произведено согласно базисному плану и учебнику, с учетом авторских разработок с.271-274 Авторской программы Вахрушев А.А., Раутин А.С. Программа по окружающему миру. 2класс « Наша планета Земля». // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. /Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Баласс, 2011
Резервные часы распределены между разделами «Введение»- +1 час, «Наша планета» 35 +2 =37 часов, «Земля- наш общий дом» 27 +2= 29 часов ( итого- 5 резервных часов)
Особенности класса
Большая часть учащихся демонстрирует широкий кругозор, но представления бессистемны и поверхностны. Лучшее восприятие информации о предметах и объектах окружающего мира в данном коллективе происходит на основе зрительного восприятия. В предыдущий период учащиеся усвоили первоначальные приёмы организации самостоятельной деятельности, но пока с трудом организуют самостоятельный поиск и письменное представление информации. В основном учащиеся творческие, любознательные, активные.
Основное содержание
Обязательный минимум- содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации;
- курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников
1. Введение
Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твердые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лед – твердое вещество. Смена состояний веществ.
Земля и Солнце.
Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход солнца, запад – направление на закат солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на солнце в полдень. Компас и пользование им.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием на высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полет в космос.
Глобус – модель Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная, или космос. Планеты и звезды – небесные тела. Звезды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отраженным светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня.
Смена времен года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в различные сезоны года. Вращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону земной оси Земля поворачивается к солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещенности и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима, короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето»
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и ее признаки. Температура и ее изменение. Термометр. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой.
Глобус и карта.
План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения на карте и глобусе. Высота и глубина на карте Земли и глобусе.
Материк – большой участок суши, окруженной водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктида – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности.
Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берега. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается. Почему в реке так много воды. Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность. Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озера – природные водоемы со стоячей водой. Проточные и бессточные реки и озера. Крупные озера. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.
Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.
Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделенные морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоемы с соленой водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды в морях одинаков, вода в морях соленая. Важнейшие моря и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Земля – наш общий дом.
Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. вечная мерзлота. Пейзаж тундры. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозеленые хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий и сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость ее сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и ее обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозеленый лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъемом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Части света.
Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твердого и самого легкого деревьев. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее. Чем в Арктике.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озера, равнины, горы. Острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля.
Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озер и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения, позволяющие сохранить природу.
Повторение
Экскурсии
«Формы земной поверхности»
«Знакомство с природой своей природной зоны» Правила безопасного путешествия.
2-й класс
Тема | Число часов (из расчёта 2 ч в неделю) | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
Как мы будем учиться | 1 | Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н). |
Общие слова – понятия | 1 | Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н). Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства (П). Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (П). Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П). Приводить примеры явлений природы (Н). |
НАША ПЛАНЕТА (35+2=37 ЧАСОВ) | ||
Из чего состоят все предметы. Проверочная работа | 2 | Приводить примеры веществ, описывать их (Н). Называть особенности различных состояний веществ (П). |
Природные часы, календарь и компас | 2 | Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н). Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н). Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П). |
Земля имеет форму шара | 1 | |
Глобус – модель Земли | 1 | |
Повторение и проверочная работа | 1 | |
Контрольная работа | 1 | |
Земля в космосе | 1 | |
Притяжение Земли | 1 | Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П). |
Смена дня и ночи. Проверочная работа | 2 | Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н). Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н). Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях (П). |
Смена времён года | 2 | |
Где на Земле теплее | 1 | |
Погода и климат | 2 | Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния (Н). Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н). Сравнивать погоду и климат (П). Характеризовать круговорот воды в природе (Н). |
Урок-тренинг и проверочная работа | 1 | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). |
Контрольная работа | 1 | |
План и карта | 2 | Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н). Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П). Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н). Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П). Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П). |
Глобус и карта | 1 | |
Повторение и проверочная работа | 1 | |
Что изображают на карте | 2 | |
Материки и океаны | 1 | |
Повторение и проверочная работа | 1 | |
Реки и озёра | 2 | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н). Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П). |
Равнины и горы | 2 | |
Повторение и проверочная работа | 1 | |
Моря и острова. Проверочная работа | 2 | |
Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа | 1 | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). |
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ( 27+2=29 ЧАСОВ) | ||
Экологические системы | 2 | Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) (П). |
Природная зональность | 1 | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П). Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н). Находить на карте изученные природные зоны (П). |
Природные зоны холодного пояса | 1 | |
Леса умеренного пояса | 1 | |
Засушливые зоны умеренного пояса | 1 | |
Путешествие в тёплые края (Самостоятельная подготовка докладов) | 1 | |
Горные экосистемы | 1 | |
Повторение и проверочная работа | 1 | |
Люди, города и страны. Проверочная работа | 2 | Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н). Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П). |
Контрольная работа | 1 | |
Путешествие тучки по Европе | 2 | |
Азия | 1 | |
Путешествие в дальние страны (сообщения школьников) | 3 | |
Россия – наша родина. Проверочная работа | 2 | Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу (Н). Находить на карте России родной регион (Н). |
Экскурсии (формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона) | 2 | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности (Н). Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» (П). |
Наша маленькая планета Земля | 2 | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н). Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). |
Урок повторения | 1 | |
Учимся решать жизненные задачи Контрольная работа | 1 | |
Часы по выбору | 5 | |
ИТОГО: | 68 |
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
- Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
- Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
- Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека,
- и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
- Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
- Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
- Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
- Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства в поликультурной среде; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
- Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
- Ценность человечества в поликультурном пространстве. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Межпредметные связи
- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев в рабочую тетрадь, владение терминологией;
- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных схем, моделей, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным темам программы;
- с уроками музыки: слушание музыкальных произведений к изучаемым темам
- с уроками труда: изготовление моделей, мини-энциклопедий
- с уроками литературного чтения: владение различными видами чтения для осознанного понимания учебного материала.
Программное и учебно-методическое обеспечение ФГОС
Учебная дисциплина | Класс | Программа, кем рекомендована и когда | Кол- во часов в неделю, общее кол-во ч. | Базовый учебник | Методическое обеспечение | Дидактическое обеспечение | Материалы контроля |
Окружающий мир | 2 | Федеральный госуд. Обр. стандарт. Примерная основная образовательная программа./под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна.-изд. 2-е,испр.-М:Баласс,2011.-432с. | 2 час./нед. 2*35=70 час | Вахрушев А.А. Окружающий мир: Наша планета Земля: учебник для 2-го класса : в 2 частях – 4-е изд.,перераб.- М.: Баласс, 2011. – (Образовательная система «Школа 2100») | Методические рекомендации для учителя, А.А.Вахрушев, Е.А.Самойлова, О.В.Чиханова, М.: Баласс, 2011; Как проектировать универсальные учебныедействия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Рабочая тетрадь к учебнику «Наша планета земля», А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин, М.: Баласс, 2011; Вахрушев А.А.Бурский., О.В,.Родыгина О.А.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля» ).-М.:Баласс; Школьный дом,2011 (Образовательная система «Школа 2100») | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения); Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.2 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100») |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
Календарные сроки | № урока | Раздел, тема урока | Количество часов | Виды деятельности уч-ся: (Н) – на необход. уровне, (П) – на прогр. уровне | Формы контроля | Материал к учебному занятию | |||||||
НАША ПЛАНЕТА (37 часов) | |||||||||||||
1 четверть | 1 | Введение. Как мы будем учиться | 1 час | Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н). | с.3-6, запомнить усл. знаки | Учебник (У)+рабочая тетрадь(РТ) | |||||||
2 | Общие слова - понятия | 1 час | Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н). Сравнивать природные объекты и изделия, выделяя их существенные свойства (П). Сравнивать и различать объекты жив. или нежив. природы (П). Наблюдать объекты и явления природы (на краевед. материале), характеризовать их особенности (П). Приводить примеры явлений природы (Н). | с.7-11, применить новые знания | У+РТ | ||||||||
3 | Из чего состоят все предметы | 1 час | Приводить примеры веществ, описывать их (Н). Называть особенности различных состояний веществ (П). | С.12-15, отвечать на вопросы | У+РТ Интеракт. доска (ИД) Электрон. Тренаж.(ЭТ) | ||||||||
4 | Повторение и проверочная работа по теме «Из чего состоят все предметы» | 1 час | с16-19, проведи опыт | ЭТ Проверочные работы(ПР) | |||||||||
5 | Природные часы, календарь | 1 час | Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н). Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н). Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П). | с.20-23, научись находить Полярную звезду | У+РТ Демонстрацион. матер. Образцы календарей Компасы ЭТ | ||||||||
6 | Природные часы, календарь, компас | 1 час | с.24-25, наблюдай за солнцем | ||||||||||
7 | Земля имеет форму шара | 1 час | с. 26-31, отвечать на вопросы | У+РТ Глобус Раздаточн.материал Презентация ЭТ | |||||||||
8 | Глобус – модель Земли | 1 час | с. 32-33, запомнить новые слова-понятия | ||||||||||
9 | Повторение и проверочная работа по теме «Глобус – модель Земли» | 1 час | с. 34-35, зарисовать схематично глобус | ПР Индивид. карточ. с творч.задан. | |||||||||
10 | Контрольная работа №1 по теме «Наша планета» | 1 час | ПР ИД | ||||||||||
11 | Земля в космосе | 1 час | с. 36-41, проект «Планета Земля» | Презентации У+РТ Демонстрацион. матер. ЭТ | |||||||||
12 | Притяжение Земли | 1 час | Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П). | с.42-49, продолжи рассказ | |||||||||
13 | Смена дня и ночи | 1 час | Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н). Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н). Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях (П). | с.50-53, отвечать на вопросы | Презентация У+РТ Демонстрацион. матер | ||||||||
14 | Повторение и проверочная работа по теме «Смена дня и ночи» | 1 час | с.54-55, придумай фантаст. рассказ | ПР ЭТ | |||||||||
15 | Смена времён года | 1 час | с. 56-59, отвечать на вопросы | Презентация У+РТ Демонстрацион. матер | |||||||||
16 | Контрольная работа за 1 четверть. | 1 час | с.60-63, материал для любозн-ых | ЭТ ПР | |||||||||
17 | Где на Земле теплее | 1 час | с.64-69, подготовь рассказ об одном тепл. поясе | Презентации Презентации У+РТ Демонстрацион. матер ЭТ | |||||||||
18 | Погода и климат | 1 час | Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния (Н). Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н). Сравнивать погоду и климат (П). Характеризовать круговорот воды в природе (Н). | с.70-74, работа с календарём наблюдений | |||||||||
2 четверть | 19 | Погода и климат | 1 час | с.75, народные приметы | |||||||||
20 | Повторение и проверочная работа по теме «Погода и климат» | 1 час | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | с.76-77, отвечать на вопросы | |||||||||
21 | Контроль. работа №2 по теме «Наша планета» | 1 час | ЭТ ПР | ||||||||||
22 | План и карта | 1 час | Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н). Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П). Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н). Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П). Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П).
| с.78-80, план своей комнаты | Презентации Презентации У+РТ Демонстрацион. матер ЭТ | ||||||||
23 | План и карта | 1 час | с. 81-83, отвечать на вопросы | ||||||||||
24 | Глобус и карта | 1 час | с. 84-87, работа с атласом | ||||||||||
25 | Повторение и проверочная работа по теме «Глобус и карта» | 1 час | с.88-89, отвечать на вопросы | ||||||||||
26 | Что изображают на карте | 1 час | с.90-93, примени новые знания | Презентации У+РТ Демонстрацион. матер ЭТ | |||||||||
27 | Что изображают на карте | 1 час | с. 94-95, рассказ о путешествии А. Никитина | ||||||||||
28 | Материки и океаны | 1 час | С. 96-101, вопросы | ||||||||||
29 | Повторение и проверочная работа по теме «Материки и океаны» | 1 час | Проект «Материки и океаны» | ||||||||||
30 | Реки и озёра | 1 час | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н). Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П).
| с.104-109, отвечать на вопросы | |||||||||
31 | Контрольная работа за 2 четверть | 1 час | с.110-111, проект «Реки и озёра» | ЭТ ПР | |||||||||
32 | Равнины и горы | 1 час | с.112-115, отвечать на вопросы | Презентации У+РТ Демонстрацион. матер ЭТ | |||||||||
3чет-верть | 33 | Равнины и горы | 1 час | с.116-117, провести опыт | |||||||||
34 | Повторение и проверочная работа по теме «Реки и озёра. Равнины и горы» | 1 час | с.118-119, отвечать на вопросы | ||||||||||
35 | Моря и острова | 1 час | с.120-123, работа с картой | У+РТ Демонстрацион. матер | |||||||||
36 | Повторение и проверочная работа по теме «Моря и острова» | 1 час | с.124-125, сообщение о жителях морей | ЭТ ПР | |||||||||
37 | Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа №3 по теме «Наша планета» | 1 час | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | с.126-127, проект «Моя страна» | ЭТ | ||||||||
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ (26 часов) | ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ (26 часов) | ||||||||||||
38 | Экологические системы | 1 час | Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) (П).
| с. 3-7, отвечать на вопросы | |||||||||
39 | Экологические системы | 1 час | с.8-9, схема круговорота веществ | Презентации У+РТ Демонстрацион. матер | |||||||||
40 | Природная зональность | 1 час | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П). Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н). Находить на карте изученные природные зоны (П). | с.10-13, выбор проекта «Природные зоны» | |||||||||
41 | Природные зоны холодного пояса | 1 час | с.14-19, отвечать на вопросы, защита проекта | У+РТ Презентации Демонстрацион. матер ЭТ | |||||||||
42 | Леса умеренного пояса | 1 час | с.20-25, отвечать на вопросы, защита проекта | ||||||||||
43 | Засушливые зоны умеренного пояса | 1 час | с.26-29, отвечать на вопросы, защита проекта | ||||||||||
44 | Путешествие в тёплые края | 1 час | с.30-41, отвечать на вопросы, защита проекта | ||||||||||
45 | Горные экосистемы | 1 час | с.42-45, отвечать на вопросы, защита проекта | ||||||||||
46 | Повторение и проверочная работа по теме «Экологические экосистемы» | 1 час | с.46-47, сообщение о прир. катастрофах, правилах поведения | ЭТ ПР | |||||||||
47 | Люди, города и страны | 1 час | Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н). Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П). | с.48-51, отвечать на вопросы | У+РТ Презентации Демонстрацион. матер | ||||||||
48 | Повторение и проверочная работа по теме «Люди, города и страны» | 1 час | Проект «Город» | ЭТ ПР | |||||||||
49 | Контрольная работа №4 по теме «Земля – наш общий дом» | 1 час | ЭТ ПР | ||||||||||
50 | Путешествие тучки по Европе | 1 час | с.52-55, выбор проекта «Страны» | У+РТ Презентации Демонстрацион. матер | |||||||||
51 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 час | с.56-57, отвечать на вопросы | ЭТ ПР | |||||||||
52 | Азия | 1 час | с.58-61, отвечать на вопросы, защита проекта | У+РТ Презентации Демонстрацион. матер | |||||||||
4 четверть | 53 | Путешествие в дальние страны, Африка | 1 час | с.62-69, отвечать на вопросы, защита проекта | У+РТ Презентации Демонстрацион. матер Индивид карт. | ||||||||
54 | Путешествие в дальние страны, Америка | 1 час | с.70-75, отвечать на вопросы, защита проекта | ||||||||||
55 | Путешествие в дальние страны, Австралия, Антарктида | 1 час | с. 76-81, отвечать на вопросы, защита проекта | ||||||||||
56 | Россия – наша родина | 1 час | Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу (Н). Находить на карте России родной регион (Н). | с.82-85, отвечать на вопросы, защита проекта | |||||||||
57 | Повторение и проверочная работа по теме «Россия – наша родина» | 1 час | с.86-87, отвечать на вопросы | ЭТ ПР | |||||||||
58 | Экскурсия «Формы земной поверхности родного края: река, озеро, равнина, горы» | 1 час | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности (Н). Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» (П). | ||||||||||
59 | Экскурсия «Природная зона родного края» | 1 час | Презентация-Виртуальная экскурсия | ||||||||||
60 | Наша маленькая планета Земля | 1 час | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н). Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | с. 88-89, отвечать на вопросы | У+РТ Презентации Демонстрацион. матер Индивид карт. | ||||||||
61 | Наша маленькая планета Земля | 1 час | с. 90-91, нарисовать плакаты | ||||||||||
62 | Повторение и проверочная работа по теме «Наша маленькая планета Земля» | 1 час | с. 92-93, отвечать на вопросы | ЭТ ПР | |||||||||
63 | Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа №5 по теме «Земля – наш общий дом» | 1 час | с.94, подготовить список животных | ЭТ ПР | |||||||||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (5 часов) | |||||||||||||
64 | Обобщение по теме «Наша планета» | 1 час | Подготовка к проекту «Всемирная выставка» | У+РТ Презентации Демонстрацион. матер Индивид карт. ЭТ | |||||||||
65 | Обобщение по теме «Наша планета» | 1 час | Подготовка к проекту «Всемирная выставка» | ||||||||||
66 | Обобщение по теме «Земля – наш общий дом» | 1 час | Подготовка к проекту «Всемирная выставка» | ||||||||||
67 | Обобщение по теме «Земля – наш общий дом» | 1 час | |||||||||||
68 | Контрольная работа за год. | 1 час | ЭТ ПР | ||||||||||
69-70 | Обобщение по теме «Экологическая система родного края» | 2 час | ЭТ |
№ | Тема урока (раздела) | Содержание изменения | № и дата протокола заседания МО | Подпись руководителя НМС |
|
|
|
| |
Изменения календарно-тематического плана изучения курса
Требования к уровню подготовки выпускников 2 класса:
Планируемые результаты
К концу 2 класса обучающиеся научатся:
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов
природы;
• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественно- научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные
издания) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения
к природе;
• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую
Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от
вымыслов;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Контроль УУД
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Данная диагностика разработана для учащихся 2-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах. Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов. Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта. Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.
Основные виды учебной деятельности.
Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов)
Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы
Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности
Приводить примеры явлений природы
Приводить примеры веществ, описывать их
Называть особенности различных состояний веществ
Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы
Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии
Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки
Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков
Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина
Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности
Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.
Определять направления течения рек по карте и глобусу
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон
Находить на карте изученные природные зоны
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы
Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
-объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
-объяснять влияние притяжения Земли;
-связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
-наблюдать за погодой и описывать её;
-уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
-пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
-называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
-оценивать правильность поведения людей в природе;
-уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Практические, проверочные и контрольные работы
Проверочные и контрольные работы проводятся по тетради А.А.Вахрушева «Проверочные и контрольные работы» к учебнику «Наша планета Земля» - М.: Баласс, 2011.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год | |
Проверочные работы | 3 | 3 | 4 | 3 | 13 |
Контрольные работы | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 |
Практические работы | 4 | 2 | 2 | 1 | 9 |
Экскурсии | - | - | - | 2 | 2 |
Основные требования к проведению контроля – комфортная обстановка в классе.
Проверочные работы предназначены для проведения тематического контроля по изученной теме. Их цель – получить информацию об уровне развития умений, которая нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 10-15 минут на любом комбинированном уроке.
Контрольные работы – одна из форм итогового контроля, проверяющего качество усвоения учебного материала (умений по использованию знаний) после изучения нескольких тем курса.
График проведения проверочных и контрольных работ:
№ и виды работ | Включает материал следующих уроков: | Страницы: |
Проверочная работа №1 | Часть 1, темы 1, 2 | 3 |
Проверочная работа №2 | Часть 1, темы 3, 4, 5 | 5 |
Контрольная работа №1 | Часть 1, темы 1 - 5 | 24 |
Проверочная работа №3 | Часть 1, темы 6, 7, 8 | 7 |
Проверочная работа №4 | Часть 1, темы 9, 10, 11 | 9 |
Контрольная работа №2 | Часть 1, темы 6 - 11 | 22 |
Проверочная работа №5 | Часть 1, темы 12, 13 | 11 |
Проверочная работа №6 | Часть 1, темы 14, 15 | 13 |
Проверочная работа №7 | Часть 1, темы 16, 17 | 35 |
Проверочная работа №8 | Часть 1, тема 18 | 37 |
Контрольная работа №3 | Часть 1, темы 12- 18 | 20 |
Проверочная работа №9 | Часть 2, темы 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 | 39 |
Проверочная работа №10 | Часть 2, тема 26 | 41 |
Контрольная работа №4 | Часть 2, темы 19 - 26 | 18 |
Проверочная работа №11 | Часть 2, темы 27. 28. 29 | 43 |
Проверочная работа №12 | Часть 2, тема 30 | 45 |
Проверочная работа №13 | Часть 2, тема 31 | 47 |
Контрольная работа №5 | Часть 2, темы 27 - 31 | 16 |
Практические работы:
- Практическая работа №1 с компасом (на улице)
- Практическая работа №2 с глобусом
- Практическая работа №3 «Путешествие на глобусе вокруг земной оси»
- Практическая работа №4 «Составление режима дня»
- Практическая работа №5 «Создание плана класса»
- Практическая работа №6 Работа над проектом «Моя страна»
- Практическая работа №7 Создание проекта «Экологические системы»
- Практическая работа №8 Составление памятки
- Практическая работа №9 «Путешествие тучки по Европе»
Экскурсии:
- «Формы земной поверхности»
- «Знакомство с природой своей природной зоны» Правила безопасного путешествия.
Учебно-методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | Вахрушев А.А, А.С.Раутиан. - Москва: Баласс, 2011. | Методические рекомендации для учителя к учебнику «Наша планета земля». | Пособие для учителя |
2 | А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А.С.Раутин, М.: Баласс, 2011 | Учебник «Наша планета земля » | Учебник для 2 класса |
3 | А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин, М.: Баласс, 2011
| Рабочая тетрадь к учебнику «Наша планета земля» | Рабочая тетрадь по окружающему миру |
4 | А.А.Вахрушев,О.В.Бурский, О.А.Родыгина,2011 | Проверочные и контрольные работы к учебнику | Пособие |
5. | А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.В.Чиханова | Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса | |
6. | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с. | Сборник программ | |
7. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
8. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
9. | Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100») | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А.С.Раутин, М.: Баласс, 211 | Учебник «Наша планета земля » | Учебник для 2 класса |
2 | А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин, М.: Баласс, 2011
| Рабочая тетрадь к учебнику «Наша планета земля» | Рабочая тетрадь по окружающему миру |
3. | А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина,2011 | Проверочные и контрольные работы к учебнику | Пособие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса с разделами:1. Пояснительная записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...
Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса с разделами:1. Пояснительная записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...
рабочая программа по окружающему миру 2класс
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по УМК "начальная школа ХХI века"...
Рабочая программа по окружающему миру(2класс)
Календарно-тематическое планирование по Образовательной системе "Школа 2100"...
Рабочая программа по окружающему миру 2класс "Школа России" фгос
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа по окружающему миру 2класс (Гармония)
Рабочая программа и планирование...
Рабочая программа по окружающему миру-2класс
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и д...