Исследовательская работа "Дархан"
творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс)

Жамбалова Татьяна Викторовна

Исследовательская работа "Дархан"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл darhan.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Районное управление образования

МБОУ «Зун-Муринская средняя общеобразовательная школа»

Научно- практическая краеведческая конференция учащихся,

«Первые шаги»

Номинация: История родного края

Тема: «Дархан»

Выполнила: ученица 4 класса Чернышева Мария

Руководитель Жамбалова Татьяна Викторовна

П.Зун-Мурино

Оглавление

1.Введение                                                                                2

2.Основная часть                                                                     3

2.1. Дархан уг                                                                           3

2.2.Творчество Владимира Лопсоновича Убашеева            4

3.Заключение                                                                            5

4.Список литературы                                                               6

  1. Введение

      В 21 веке большинство народов мира возвращаются к своим корням – духовным, обрядовым и т.д. В народной культуре воплощены общечеловеческие ценности. Самобытная культура бурят определяет лицо нации. В наши дни усилилась потребность к национальным традициям, обычаем, ремеслам и т.д. В поселке Зун-Мурино живет Убашеев Владимир Лопсонович. Журналисты его называли очарованный камнем, нефритовый пенсионер. Он создают фигурки животных из  камней, которым богаты Тункинский , Окинский районы. Объектом исследования является творчество народного мастера Убашеева В.Л. Предмет исследования – сувенирные изделия из камней ремесленника.  Целью данной работы изучение жизнь и  творчества дархана Убашеева Владимира Лопсоновича; привить интерес подрастающего поколения к народному творчеству. Для достижения данной цели мы решим ряд задач:

  1. Узнать об истоках становления дарханом у бурят
  2. Изучить изделия Владимира Лопсоновича Убашеева

В своей работы мы использовали несколько методов: беседа, чтение литературы, описание предметов творчества.

Проблема : Почему дарханом становятся немногие? Что можно назвать символом Малой Родины?

                   

2.Основаня часть

 2.1.Дархан уг.

  От рода дарханов (дархан уг) ведет свою родословную Убашеев Владимир Лопсонович. Мы считаем, что Владимир Лопсонович -  дархан. Бурятские дарханы одинаково умело работали с различными металлами: черными, цветными, благородными, и их сплавами. В их изделиях широкое применение находило множество иных материалов: дерево, рог, кость, поделочные и драгоценные камни, включая нефрит, сердолик.  Кузнечное ремесло является одним из самых почетных занятий у бурят. Оно передавалось по наследству и сопровождалось особыми ритуалами. Считалось, что кузнецы имеют не земное, а небесное происхождение, имеющий неотвратимую данность. В книге В.А.Михайлова «Традиционные ремесла бурят: строительство и металлообработка» сказано «в семье, в которой были предки были кузнецами, кто-то непременно должен был наследовать кузнечное ремесло и совершать религиозные обряды, связанные с почитанием кузницы и духа предков. Иначе семья лишится их покровительства, а человека, отказавшего продолжить линию предков, постигнет несчастье» с.144. Много лет Убашеевы не вспоминали эти обычаи, но несколько лет тому назад возродили.

2.2 .Владимир Лопсонович родился в Окинском районе Бурятии, по национальности сойот. Сойоты –это малочисленный северный народ России. В детстве Владимир Лопсонович  любил лепить у речки, рисовать.  Один раз участвовал в школьном конкурсе рисунков «Портрет Пушкина», занял 1 место. После окончания школы хотел поступить культпросветучилище, но ушел в армию. После армии женился. Стали жить в поселке Зун-Мурино. Жена Ханда Аюровна работала в школе, а Владимир Лопсонович работал шофером. В этом году им вручили «Медаль за любовь, верность» они прожили вместе 40 лет.В 55 лет вышел на пенсию как житель района, приравненного к крайнему Северу. Времени стало больше, вернулись юношеские мечты. «Всегда хотел заниматься творчеством, как то не получалось, а тут начал из дерева вырезать разные фигурки. Мне всегда хотелось попробовать себя в камне, да только возможности не было», - рассказывал Владимир Лопсонович. Талантливому пенсионеру возможность предоставил Норбо - лама, настоятель дацана в Орлике. Он предложил при дацане осваивать камнерезное искусство. В дацане была бормашина для резьбы по камню. Там он сделал своего первого снежного барса из мрамора. Потом начал пробовать по нефриту, богатствам  которым отличается Восточные Саяны. Первое изделие из нефрита - это оберег. Камнерезы очень любят этот камень, так как он очень прочный и высоко ценится. Любимым материалом стал камень. Камень — благородный и самодостаточный материал, обладающий своей необъяснимой магией. Без умения ее прочувствовать и передать зрителю в камнерезном деле работать невозможно. С опытом приходит особое чутье и виртуозность: минерал будто сам ведет руку мастера, подсказывая путь через природную неоднородность, вкрапления, неровности. В этом — основная красота произведений из цельного камня. Необработанная глыба может напоминать будущее произведение едва уловимым намеком, увидеть и прочитать который способен только специалист. Раскрывая сущность монолита, камнерез выводит сначала очертания, а потом и небольшие детали, чтобы перед зрителем предстала узнаваемая, правдоподобная фигурка.    Владимир Лопсонович хотел знать все больше и больше о камнерезном деле, поэтому был в городе Иркутск на мастер-классе  известного камнереза Натальи Бакут. В ее мастерской учился этому нелегкому ремеслу. Профессионалы сначала лепят из пластилина, потом создают подобию из камня. «Я так не могу»- смеется мастер. Ему проще сразу вырезать, повторять не получается. Все образы рождаются в голове. Воплощает идею только один раз. Все работы неповторимы. Его фигуры - это животные Оки, Тунки: як, зайц, снежный барс, конь, волк, кот. Пять яков из нефрита были выставлены в Эрмитаже. На Алтаргане представил дудки из рогов яка Их образы родились из камней, которыми славится горы Саяны. Оникс, сердолик, речной камень превращаются изделиями прикладного искусства. Владимир Лопсонович активный человек. Он участник ансамбля «Бадарал», ни одно мероприятие не обходится без четы Убашеевых. Участвует  в различных конкурсах, выставках:

Ⅸ выставка – ярмарка «Туризм и отдых Бурятии 2012»;

Всероссийский выставочный центр в Москве Ⅴ международная выставка – ярмарка «Сокровища Севера»;

Иволгинский дацан фестиваль духовной и материальной культуры «Подношение десяти драгоценностей, посвященный 160 - летию Пандидо Хамбо –ламы Даша-Доржо Этигелову».

    Везде его талант был отмечен множествами наградами. В его руках камни превращаются шедеврами декоративно-прикладного искусства.

  1. Заключение.

Владимир Лопсонович Убашеев – народный мастер. Его талант это божественный дар, данный свыше. Он почитает свой род дарханов. Материалами становятся камни, которыми славятся Тунка и Ока.  В его руках они становятся животными, обитающими в нашем регионе. Именно эти изделия можно назвать символы Малой Родины. Прекрасное всегда рядом. От своего увлечения Владимир Лопсонович получает удовольствие. Камни будто живые. Они предают информацию, накопленные за годы. В нем есть магия очаровывать душу. Стоит лишь его разглядеть, как сделал дархан Убашеев Владимир Лопсонович.

Список литературы:

1.Бабуева В.Д. Материальная духовная культура бурят. Учебное пособие.-Улан-Удэ, 2004.-228с.

2.Михайлова В.А.Традиционные ремесла бурят: строительство, металлообратка.-Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2006.-196с

3.Федотова Н. Нефритовый пенсионер. Журнал «Копейка» №22 от 6 июня

4.Балданова Н. Очарованный камнем .Газета «Аха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Проблемно-исследовательский метод преподавания и развитие исследовательских умений учащихся

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения  - то, что, пож...