Урок окружающего мира по теме "Насекомые леса" 2 класс УМК "Школа 21 века"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Кашина Ольга Николаевна

Урок изучения нового материала с использованием  ИКТ прием "Инсерт". Знакомство с насекомыми леса с использование текста и схем учебника, дополнительной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira._nasekomye_lesa._2_klass.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Начальная школа XXI века»

Окружающий мир

2 класс

Учитель: Ольга Николаевна Кашина

Урок с использованием технологии критического мышления

(прием «Инсерт»)

Тема: «Насекомые леса»

Цели урока:

  • познакомить с насекомыми леса, их особенностями;
  • формировать умение работать с научно-познавательным текстом;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации с изображением насекомых леса..

Ход урока:

  1. Повторение (д/з). Программированный диктант по теме «Птицы»
  1. Сова
  2. Ворона
  3. Сорока
  4. Воробей
  5. Ласточка
  6. Трясогузка
  7. Синица
  8. Кукушка
  9. Свиристель
  10. Тетерев
  • Птица-циркачка. Любит сало. Узнать ее можно по желтым перышкам на брюшке.
  • Эта птица во время передвижения по земле потряхивает хвостиком.
  • У этой птицы хвост похож на двузубую вилочку. Она замечательно летает: умеет кувыркаться в воздухе, может на лету попить воды из водоема.
  • Эта птица сама не воспитывает птенцов. За нее это делают другие птицы, в гнезда которых она подкладывает свои яйца.
  • Эта птица очень нарядна. На голове у нее хохолок. Очень прожорлива, любит ягоды рябины, калины, голубики.
  • Эту птицу-стрекотунью  называют воровкой. Наряд у нее пестрый: черный с белым.
  • Эту птицу называют «большой головой». Охотится она ночью. Летает бесшумно.

           Ответ: 7, 6, 5, 8, 9, 3, 1.

  1. Тема  урока.
  • По какой причине ласточки улетают на зиму в теплые страны?

(нет  насекомых – их еды)

  • Давайте отправимся в лес и познакомимся с насекомыми – жителями леса.

          Тема урока: «Насекомые леса»

  1. Знакомство с насекомыми леса.

Учебник с.84-85

Рассматривание таблицы с изображением насекомых леса, чтение статьи учебника, составление схемы.

                Насекомые леса

полезные                       вредные

(муравьи,                     (черный сосновый усач,

жук-скакун)                  жук-короед,

                                       жук-олень,

                                       пчела-листоед)

(полезные и вредные – с точки зрения причинения вреда растениям, людям)

  1. Муравьи.

Стихотворение С. Михалкова «Муравьи»

 В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник-дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки – в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под  листвой.

  • С жизнью и особенностями каких насекомых леса будем знакомиться?

 Работа с текстом «Муравьи» с использованием приема ТРК «Инсерт»

Работа с таблицей до чтения текста.

Утверждения

До чтения

После чтения

  1. Муравьи всегда живут большими семьями.

  1. В муравейнике есть ясли для муравьишек.

  1. У муравьев есть «солдаты»-охранники.

  1. Встретившись, два муравья обняли друг друга и щевелят усиками. Так они здороваются.

  1. Осенью муравьи собираются в муравейнике в большой клубок и засыпают до весны.

Прием «Инсерт»

  • Поставьте в таблице знаки в графе «До чтения» напротив каждого утверждения:

+   знал(а)

-   думал(а) иначе

V   новое

  • Самостоятельное чтение текста и работа с таблицей: заполнить графу «После чтения». Обсуждение результатов: какие суждения оказались ошибочными, какие подтвердились?
  • Добавьте свои утверждения. Прочитайте.
  • Что вы узнали о жизни муравьев?

Учебник с. 86 —  рассматривание схемы муравейника, работа со статьей учебника.

Слушание отрывка «Муравьи, которые все помнят» из хрестоматии Плешакова «Зеленый дом» с. 154

  • Какие новые факты о жизни муравьев узнали?
  • Чем организация жизни муравейника похожа на жизнь людей?

  1. Домашнее задание. Составить правила поведения в лесу с опорой на рисунки в учебнике на с. 86
  2. Рефлексия
  • Какая работа на уроке была для вас интересной?
  • Когда было трудно?
  • Какие интересные сведения о насекомых можете рассказать другим?

Литература

  1. Н.Ф. Виноградова. Учебник «Окружающий мир. 2 класс» ч.2

Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2010

  1. Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. Методика обучения 1-2 классы.

Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2010

  1. Т. Д. Нуждина. Энциклопедия для малышей «Чудо – всюду. Мир животных и растений», Ярославль, «Академия развития», 1998

             4. А.А. «Плешаков. Зеленые страницы». Москва, Просвещение, 2002

Приложение.

Муравьи

Муравьи не любят одиночества и никогда не живут по одному. Они живут большими семьями – колониями. Все вместе строят огромный дом-город из хвоинок, соринок, стебельков. Высота такого дома может быть больше одного метра.

В ясную погоду на верху муравейника и вокруг него много суетящихся муравьишек. Каждый из них занят своим делом: одни муравьи строят и ремонтируют ходы и переходы внутри домика, другие носят строительный материал, третьи добывают пищу: сладкие семена трав, маленьких мошек и червячков. Есть даже муравьи-няньки. Они ухаживают за личинками, из которых потом появляются рабочие муравьи. Муравьиный дом охраняют «солдаты» – крупные муравьи с сильными челюстями.

Муравьиный город уходит глубоко под землю. На самом нижнем этаже живет самка, которая откладывает яички. Её называют царица, потому что она самая главная в муравейнике.

Муравьи – дружные насекомые. Как старательно помогают они друг другу носить тяжёлые стебельки и травинки! А иногда встретятся два муравья, обнимут друг друга и шевелят усиками. Это они делятся пищей друг с другом.

Поздно осенью затихает жизнь в муравейнике. Ходы и выходы плотно закрыты, а сами муравьи собрались в большой клубок в глубине муравейника и заснули до весны.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 «а» классе по теме «Сезонные изменения в лесу. Весна»

Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира по теме «Сезонные изменения в лесу. Весна ». Урок комбинированный. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, являетс...

Урок окружающего мира по теме Леса России в 4 классе

Через технологии системно-деятельностного подхода  формировать: 1)      Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте.2)      Умен...

Методическая разработка урока окружающего мира «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» 1 класс

Цель урока: познакомить с правилами поведения в лесу; дать представление о цветах и бабочках леса, их взаимосвязи; проанализировать поведение людей в лесу; воспитывать любовь к природе, бережное...

Урок окружающего мира в 4-м классе по учебнику А.А.Плешакова «Жизнь леса»

Урок разработан по методу научной конференции, на которой работают группы детей, выполняющих роли зоологов, ботаников, микологов, экологов, промышленников, лесников. Используются приемы творческих про...

Урок окружающего мира (ОНЗ) в 3 классе по теме "Потребители и разрушители экосистемы леса".

На данном уроке учащиеся знакомятся с потребителями и разрушителями экосистемы леса, их ролью в круговороте веществ экосистемы, раскрывают взаимосвязь организмов, при которой лес будет устойчивой экос...

Конспект урока окружающего мира «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о звуках природы в лесу, о правилах поведения в лесу; расширение кругозора детей.Цель урока (по выпускной квалификационной работе): формирование э...