Урок окружающего мира в 4-м классе по учебнику А.А.Плешакова «Жизнь леса»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Сорокина Людмила Викторовна

Урок разработан по методу научной конференции, на которой работают группы детей, выполняющих роли зоологов, ботаников, микологов, экологов, промышленников, лесников. Используются приемы творческих проектов, разгадывание кроссворда и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_lesa_4_klass.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                               Открытый урок

                           окружающего мира

                                   в 4-м классе

                   по учебнику А.А.Плешакова

                                «Жизнь леса»

                                                       Подготовила и провела

                                                                            учитель начальных классов

                                                                            МОУ СОШ №60 г. Брянска

                                                                            Сорокина Л.В.

                                                             2015г.

Тема:   Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Цель: сформировать представления учащихся о лесе, как природном

          сообществе.

Задачи:  ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса,

              лесной  подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;

              обобщить знания детей о значении леса для  природы вообще и

              для человека;

              воспитывать бережное отношение к лесу;

              развивать познавательную активность детей.

 УУД:

             знать основные правила поведения в окружающей среде;

             уметь правильно вести себя в лесу;

             уметь использовать в работе ранее полученные знания 

             для    удовлетворения познавательных интересов, поиска      

             дополнительной информации о родном крае;

             уметь рассуждать, выражать свои  мысли;

             уметь работать в команде, нести ответственность за свою роль.

Оборудование: записи голосов птиц; презентация «Жизнь леса»; кроссворд

         «Животные леса»; аппликации-плакаты «Правила поведения в лесу»;

          картинки для рефлексии (листочки, грибочки, цветочки);  тест по

          повторению; аппликации по различным темам; фрагменты общей

          картины о лесе.

                                              Ход урока

I. Организационный момент. Организация групп детей с разным уровнем развития.

II. Актуализация опорных знаний.

- Вы недавно начали изучать новый раздел. Вспомните, как он называется.(Родной край – часть большой страны). Давайте вспомним, что же мы уже знаем о нашем крае. Работаем в группах и помним, что результат работы всего класса зависит от результата работы каждой группы. За пра-вильно выполненную работу вы получите фрагмент картины, которую мы создадим в конце урока.

                     Тест по обобщению знаний:

1)Чтобы узнать, из каких республик, краёв, областей, округов состоит наша страна, нужно воспользоваться:

         п) физической картой;     р) картой природных зон;

         с) политико-административной картой;   т) исторической картой.

2)Углубление на поверхности земли с пологими, поросшими растениями склонами, называется:

          м) карьер ;         н) овраг ;    о) балка.

3) Что требуется для борьбы с оврагами:

          н) вырубка лесов;

          о) установка поперёк оврага плетней из ивовых кольев и прутьев;

          п) распашка земли вдоль склона.

4)Какое утверждение говорит о самом главном значении водоёмов в природе:

          а)  водоёмы радуют людей своей красотой;

          б)  водоёмы – источник воды для всего живого;

          в) водоёмы – водные дороги для судов;

          г) водоёмы – источник воды для заводов и фабрик.

5) Какие действия людей не приводят к загрязнению водоёмов:

           ц)  катание на моторной лодке;

           ч)  пикник на берегу реки;

           ш) мытьё машины;

           щ) катание на вёсельной лодке;

           ъ)  стирка и полоскание белья.

6) Найдите неверное утверждение:

           в)  известняк используют при строительстве зданий, дорог;

           г)  торф может служить подстилкой для животных на фермах;

           д)  из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна – сталь;

           е)   изделия из гранита называют керамикой.

7) В каком ряду перечислены полезные ископаемые, используемые в качестве топлива:

             р)  гранит, нефть, железная руда;

             с)  торф, природный газ. каменный уголь;

             т)  каменный уголь, глина, нефть.

8) Какая почва самая плодородная:

              т)  чернозём;   у)  подзолистая;    ф)  серая лесная почва.

9) Какие действия человека приводят к уничтожению почвы:

              б)  применение ядохимикатов;

              в)  строительство домов, заводов;

              г)  добыча полезных ископаемых в карьерах.

10) Каких обитателей водоёма называют «живыми фильтрами»:  

о) двустворчатых моллюсков;   п) жуков-плавунцов;    р) раков.

   Из правильных ответов получилось слово СООБЩЕСТВО.

-Что такое сообщество? (Это дом для различных организмов, которые зависят друг от друга)

       

III. Работа над темой.

- Сегодня мы с вами познакомимся с таким  сообществом - живым существом- многоглазым, многоруким, многоголосым, которое вам всем очень хорошо знакомо. Вот послушайте (звучат птичьи голоса). Узнали? Это лес. О чём пойдёт речь на уроке? (О лесе)

- Сейчас я вам предлагаю посмотреть слайд-фильм о лесе и записать план, по которому мы будем изучать это природное сообщество, руководствуясь фильмом.

1. Просмотр слайд-фильма и запись плана.

                                     План

         1). «Этажи» леса.

         2). Грибы.

         3). Животные леса.

         4). Лесная подстилка.

         5).Экологические связи в сообществе.

         6). Значение леса для человека.

         7). Охрана леса.

- Тема урока?  (Жизнь леса)

 - Сверьтесь планами в своих группах. (Проверка плана на доске).

 -Сформулируйте  задачи нашего урока, опираясь на план:

1) вспомнить природные условия леса;

2) обобщить знания о значении и охране леса;

3) узнать некоторые новые сведения о лесном сообществе.

2. Групповая работа по плану.

    Представьте, что мы с вами присутствуем на научной конференции по теме «Жизнь леса». Пред нами сидят группы учёных, которые аргументируют с научной точки зрения своё мнение о лесе.

    1группа «Ботаники» - пользуясь учебником на с. 164, «рассадить» растения

                                          по ярусам (групповая аппликация).

     2группа «Микологи»  – используя текст в учебнике на с. 164, ответить

                                         письменно на  вопрос:

                                      «Для чего нужны лесу грибы?»

      3группа  «Зоологи»   – разгадать кроссворд «Животные леса», используя

                                          с.166-167 учебника.

     4группа  «Экологи»   – создать экологические цепи (аппликация),  

                                          используя с.164-165,

                               (опавшие листья, умершие растения, лесная подстилка,

                               насекомые, личинки насекомых, бактерии, ель, ель, короед,

                               дятел, белка, ласка, дуб, дуб, жёлуди, жёлуди, мышь, сова,

                               кабан, ветки и кора деревьев, заяц, ветки и кора деревьев,

                              лось, олень, волк, волк)

     5группа «Промышленники»  - выбрать нужное в ответе на вопрос:

                                                «Что даёт лес человеку?»

                                     (свежий воздух, пищу, тепло, свет, воду, хорошее  

                                      настроение, древесину, овощи, одежду, посуду, бумагу,

                                      металл, стекло)

     6группа «Лесники» – правила поведения в лесу (собрать аппликации) и их

                                          подписать:

                     1. Не убивай змей!

                     2. Не разоряй птичьи гнёзда!

                     3. Не оставляй огонь!

                     4. Не уничтожай ядовитые грибы!

                     5. Не руби живые деревья!

                     6. Не шуми!

  3. Проверка групповой работы.

             1гр.-аппликация. Почему?

             2гр.- Для чего нужны грибы?

  1. Помогают деревьям всасывать воду из почвы.
  2. Пища и лекарство для животных.
  3. Способствуют разложению растительных остатков в лесу.

             3гр.- Дятел, лось, короед, сойка, зубр, олень, гадюка. Другие

                      животные леса показаны на с. 166-167.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА: Кто живёт в каком ярусе: медведь, белка, мышь,

                      глухарь, волк, заяц, дятел?  

         НОВОЕ: ЛЕСНАЯ ПОДСТИЛКА (с.168 учебника – самостоятельно прочитать и ответить на вопросы:

  1. Что такое лесная подстилка?
  2. Какую роль играет лесная подстилка в жизни леса?    

              4гр.-Экологические цепи:

                     1)опавшие            лесная                  насекомые           бактерии

   листья            подстилка                личинки

                     2)ель                короед             дятел          беркут

                     3) ель                белка              ласка  

                     4)дуб               мышь          сова

                    5) дуб               кабан            волк

                    6) деревья         лось           волк

                    7) деревья         заяц           волк

                5гр.- Что даёт лес человеку:

  1. свежий воздух;
  2. пищу;
  3. тепло;
  4. хорошее настроение;
  5. древесину;
  6. одежду;
  7. бумагу.

                6гр.- Правила поведения в лесу:

                      1. Не убивай змей!

                     2. Не разоряй птичьи гнёзда!

                     3. Не оставляй огонь!

                     4. Не уничтожай ядовитые грибы!

                     5. Не шуми!

                     6. Не руби живые деревья!

IV. Подведение итогов работы каждой группы. ( Создание картины леса – деревья, кустарники, травы, мхи)

- План изучения природного сообщества вы найдёте на с.165 учебника, по нему вы и составите рассказ о лесе.

ВЫВОД: Все обитатели лесного сообщества живут дружно и зависят друг от друга. Мы должны бережно относиться к нему. (с.169 учебника)

V. Рефлексия.

- Выполнили  ли мы поставленные задачи:

1) вспомнить природные условия леса;

2) обобщить знания о значении и охране леса;

3) узнать некоторые новые сведения о лесном сообществе.

- Дополним нарисованную нами картину: кто разобрался в материале урока-дополнят зелёными листочками, кто чего-то не понял – вырастят грибочки (их меньше, чем листочков), кто плохо разобрался в материале – цветочки (их в лесу немного - в густом лесу мало солнечного света)

VI. Домашнее задание: с.164-169, рассказ о лесе. Тетрадь с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по окружающему миру за курс 3 класса к учебнику А.Плешакова

За последние годы у учителей, преподающих в начальной школе, накопилось много материалов для подготовки к урокам: книг для младших школьников, видеофильмов, методических пособий. Теперь перед пе...

Конспект урока окружающего мира для 2-го класса к учебника А.А. Плешакова. Тема: "Чистота - залог здоровья!"

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с понятием «здоровый образ жизни»; сформировать у них представление о коже и ее функциях.Оборудование: цифровой микроскоп М~сгоше М1 -12-1.3 (1 на группу); ко...

Тесты по окружающему миру "Школа России 4 класс к учебнику Плешакова

Тесты можно применять при завершении работы над разделом...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Урок окружающего мира (ОНЗ) в 3 классе по теме "Потребители и разрушители экосистемы леса".

На данном уроке учащиеся знакомятся с потребителями и разрушителями экосистемы леса, их ролью в круговороте веществ экосистемы, раскрывают взаимосвязь организмов, при которой лес будет устойчивой экос...