Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Назарова Ксения Станиславовна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру, программы курса «Окружающий мир» автора Плешакова А.А. М.: Просвещение, 2019г. 

На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 ч. в неделю. Программа рассчитана на 66ч. (33 учебные недели).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx57.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат основного общего образования» г.Тарко-Сале Пуровского района

ПРИНЯТО

на заседании МО

протокол № ___

от «____» _________202_г.

руководитель МО

________ З.И. Артеева

                 

СОГЛАСОВАНО

Замдиректора по ОП

_________ Е.Н. Цызман

               

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «ШИООО» г.Тарко-Сале

___________П.Ю. Грабельников

Приказ №_____от  «__» _____202_г

Рабочая программа

по окружающему миру

для 1 класса начального общего образования

Назаровой Ксении Станиславовны, без категории

2020-2021 учебный год, срок реализации – 1 год

                                                                                       

Рассмотрено

 на педагогическом совете

протокол № ___

от «___» _________202_ г.

г. Тарко-Сале

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру, программы курса «Окружающий мир» автора Плешакова А.А. М.: Просвещение, 2019г.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика учебного предмета

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 ч. в неделю. Программа рассчитана на 66ч. (33 учебные недели).

Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину); 
  • различать флаг и герб России;
  • узнавать некоторые достопримечательности столицы;
  • называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
  • различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
  • различать овощи и фрукты;
  • определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
  • сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; сравнивать реку и море;
  • использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
  • находить на глобусе холодные и жаркие районы; 
  • различать животных холодных и жарких районов;
  • различать прошлое, настоящее и будущее;
  • соотносить времена года и месяцы;
  • называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
  • перечислять цвета радуги в правильной последовательности; 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
  • проводить опыты с водой, снегом и льдом;
  • описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
  • изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны; 
  • находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
  • объяснять причины возникновения дождя и ветра;
  • ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
  • мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
  • раздельно собирать мусор в быту;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
  • подбирать одежду для разных случаев;
  • правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
  • правильно переходить улицу;
  • соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
  • различать виды транспорта;
  • соблюдать правила безопасности в транспорте.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  •  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
  •  сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы: 

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради); 
  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  • ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
  • первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
  • представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми; правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Обучающийся получит возможность сформировать:

  • представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу;
  • представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов);
  • представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;
  • представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
  • этические чувства на основе знакомства с культурой народов России.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Задавайте вопросы! (1ч.) Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

Раздел «Что и кто?» (20 ч.)

Что такое Родина? Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

Что мы знаем о народах России? Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России

Что мы знаем о Москве? Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников

Проект «Моя малая Родина» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Что у нас над головой? Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы

Что у нас под ногами? Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней

Что общего у разных растений? Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях

Что растёт на подоконнике? Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе

Что растёт на клумбе? Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника

Что это за листья? Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям

Что такое хвоинки? Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев

Кто такие насекомые? Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых

Кто такие рыбы? Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы

Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы

Кто такие звери? Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни

Что окружает нас дома? Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению

Что умеет компьютер? Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним

Что вокруг нас может быть опасным? Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения

На что похожа наша планета? Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина». Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч.)

Как живёт семья? Проект «Моя семья» Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды

Откуда в наш дом приходит электричество? Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы

Как путешествует письмо? Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации

Куда текут реки? Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде

Откуда берутся снег и лёд? Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда

Как живут растения? Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями

Как живут животные? Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц

Откуда берётся и куда девается мусор? Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора

Откуда в снежках грязь? Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Раздел «Где и когда?» (11ч.)

Когда учиться интересно? Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю

Проект «Мой класс и моя школа» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Когда придёт суббота? Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели

Когда наступит лето? Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года

Где живут белые медведи? Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов

Где живут слоны? Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов

Где зимуют птицы? Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму

Когда появилась одежда? История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная)

Когда изобрели велосипед? История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде

Когда мы станем взрослыми? Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Раздел «Почему и зачем?» (22 ч.)

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва

Почему Луна бывает разной? Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны

Почему идёт дождь и дует ветер? Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных

Почему звенит звонок? Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши

Почему радуга разноцветная? Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги

Почему мы любим кошек и собак? Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой

Проект «Мои домашние питомцы» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу

Зачем мы спим ночью? Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену

Почему нужно есть много овощей и фруктов? Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук

Зачем нам телефон и телевизор? Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет

Зачем нужны автомобили? Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего

Зачем нужны поезда? Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта

Зачем строят корабли? Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля

Зачем строят самолёты? Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте

Зачем люди осваивают космос? Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции

Почему мы часто слышим слово «экология»? Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы». Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Тематическое планирование

Наименование раздела и темы урока

Кол-во часов

Дата проведения

Основные виды деятельности

Домашнее задание

1 четверть

1.

Вводный урок. «Задавайте вопросы!» 1 часть.

С.3-8 С.3

1

Знакомство с учебником и учебными пособиями; с постоянными персонажами учебника -Муравьём Вопросиком и Мудрой Черепахой.

«Что и кто?» (20ч.)

2.

Что такое Родина?

Уч. с.9-11

Р.т. с.4.

1

Знакомство с целями и задачами раздела. Родина – это наша страна Россия и наша малая родина.

Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине.

3.

Что мы знаем о народах России?

Уч. с.12-13

Р.т. с.5-6.

1

Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.

4.

Что мы знаем о Москве?

Уч. с.14-15

Р.т. с.7.

1

Москва-столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д. Жизнь москвичей- наших сверстников.

5.

Проект «Моя малая Родина»

Уч. с.16-17

Р.т. с. 8-9.

1

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами ученика, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

6.

Что у нас над головой?

Уч. с.18-19

Р.т. с.10.

1

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.

7.

Что у нас под ногами?

Уч. с.20-21

Р.т. с.10-11.

1

Камни как природные объекты, разнообразие их

признаков (форма, цвет, сравнительные размеры).

Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.

8.

Что общего у разных растений?

Уч. с.22-23

Р.т. с.12- 13.

1

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.

9.

Что растёт на подоконнике?

Уч. с.24-25

Р.т. с.13-14.

1

Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений класса.

10.

Что растёт на клумбе?

Уч. с.26-27

Р.т. с.15-16.

1

Наиболее распространённые растения цветника (гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника.

11.

Что это за листья?

Уч. с.28-29

Р.т. с.16-18.

1

Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям.

12.

Что такое хвоинки?

Уч. с.30-31

Р.т. с.19-21.

1

Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна- хвойные деревья. Хвоинки- видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев.

13.

Кто такие насекомые?

Уч. с.32-33

Р.т. с.22-23.

1

Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых.

14.

Кто такие рыбы?

Уч. с.34-35

Р.т. с.24.

1

Рыбы- водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.

15.

Кто такие птицы?

Уч. с.36-37

Р.т. с.25-26.

1

Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.

16.

Кто такие звери?

Уч. с.38-39

Р.т. с.27-28.

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.

17.

Что окружает нас дома?

Уч. с.42-43

Р.т. с.29-30.

1

Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

18.

Что умеет компьютер?

Уч. с.44-45

Р.т. с.31.

1

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.

19.

Что вокруг нас может быть опасным?

Уч. с.46-47

Р.т. с.32-33.

1

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.

20.

На что похожа наша планета?

Уч. с.48-49

Р.т. с.33.

1

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли.

21.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта

«Моя малая Родина».

Уч. с.50-54

Р.т. с.34.

1

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности.

Формирование адекватной оценки своих достижений.

«Как, откуда и куда?» (12ч)

22.

Как живёт семья? Проект «Моя семья».  Уч. С.56-57

С.35

Проект

Уч. с.58-59

Р.т. с.36-37

1

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья – это самые близкие люди. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий,

обсуждение способов и сроков работы.

23.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Уч. С.60-61

Р.т. с.38-40.

1

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.

24.

Откуда в наш дом приходит электричество?

Уч. с.62-63

Р.т. с.40-41.

1

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых приборов.

Способы выработки электричества и доставки её потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.

25.

Как путешествует письмо?

Уч. с.64-65

Р.т. с.42-43.

1

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации.

26.

Куда текут реки?

Уч. с.66-67

Р.т. с.43-45.

1

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.

27.

Откуда берутся снег и лёд?

Уч. с.68-69

Р.т. с.45-47.

1

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.

28.

Как живут растения?

Уч. с.70-71

Р.т. с.48-49.

1

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.

29.

Как живут животные?

Уч. с.72-73

Р.т. с.50-51.

1

Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимыедля жизни животных. Уход за животными живого

уголка.

30.

Как зимой помочь птицам?

Уч. с.74-75

Р.т. с.52-54.

1

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.

31.

Откуда берётся и куда девается мусор?

Уч. с.78-79

Р.т. с.54-55.

1

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении.раздельный сбор мусора.

32.

Откуда в снежках грязь?

Уч. С.80-81

Р.т. с.56-57.

1

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.

33.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».

Уч. с.82-87

Р.т. с.58.

1

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности.

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Где и когда? (11ч)

34.

Когда учиться интересно?

Уч. с.4-5

Р.т. с.3

1

Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учёбы:хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю.

35.

Проект «Мой класс и моя школа»

Уч. с.6-7

Р.т. с.4-5.

1

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

36.

Когда придёт суббота?

Уч. с.8-9

Р.т. с.6-8.

1

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели.

37.

Когда наступит лето?

Уч. с.10-11

Р.т. с.9-10.

1

Последовательность смены времен года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года.

38.

Где живут белые медведи?

Уч. с.12-13

Р.т. с.11-12.

1

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

39.

Где живут слоны?

Уч. с.14-15

Р.т. с.12-13.

1

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

40.

Где зимуют птицы?

 Уч. с.16-17

Р.т. с.14-15.

1

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.

41.

Когда появилась одежда?

Уч. с.20-21

Р.т. с.15-16.

1

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и ее назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная).

42.

Когда изобрели велосипед?

Уч. с.22-23

Р.т. с.17-18.

1

История появления и усовершенствование велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трехколесный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.

43.

Когда мы станем взрослыми?

Уч. с.24-25

Р.т. с.18-19.

1

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.

44.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта

«Мой класс и моя школа».

Уч. с.26-30.

1

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности.

Формирование адекватной оценки своих

достижений.

Почему и зачем? 22 ч

45.

Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

Уч. с.31-32-33

Р.т. с.21-22.

1

Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звезд. Созвездие льва.

46.

Почему Луна бывает разной?

Уч. с.34-35

Р.т. с.22-23.

1

Луна – спутник Земли, ее особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.

47.

Почему идет дождь и дует ветер?

Уч. с.36-37

Р.т. с.23- 24.

1

Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных.

48.

Почему звенит звонок?

Уч. с.38-39

Р.т. с.25-26.

1

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков.

Необходимость беречь уши.

49.

Почему радуга разноцветная?

Уч. с.40-41

Р.т. с.26-27.

1

Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.

50.

Почему мы любим кошек и собак?

Уч. с.42-43

Р.т. с.27.

1

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.

51.

Проект «Мои домашние питомцы».

Уч. с.44-45

Р.т. с.28-29.

1

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение знаний, обсуждение способов и сроков работы.

52.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Уч. с.46-47

Р.т. с.30-33.

1

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу.

53.

Почему в лесу мы будем

соблюдать тишину?

Уч. с.48-49

Р.т. с.34.

1

Звуки леса, их разнообразие и красота.

Необходимость соблюдения тишины в лесу.

54.

Зачем мы спим ночью?

Уч. с.52-53

Р.т. с.35.

1

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.

55.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Уч. с.54-55

Р.т. с.36-38.

1

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

56.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Уч. с.56- 57

Р.т. с.38-39.

1

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приемов чистки зубов и мытья рук.

57.

Зачем нам телефон и телевизор?

Уч. с.58-59

Р.т. с.39- 40.

1

Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой информации. Интернет.

58.

Зачем нужны автомобили?

Уч. с.60-61

Р.т. с.41.

1

Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего.

59.

Зачем нужны поезда?

Уч. с.62-63

Р.т. с.42-43.

1

Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.

60.

Зачем строят корабли?

Уч. с.64-65

Р.т. с.44-45.

1

Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля

61.

Зачем строят самолеты?

Р.т. с.46.

1

Самолеты – воздушный транспорт. Виды самолетов

в зависимости от их назначения (пассажирские,

грузовые, военные, спортивные). Устройство самолета.

62.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Уч. с.68-69

Р.т. с.47.

1

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае).

63.

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

Уч. с.70-71

Р.т. с.48-49.

1

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолете.

64.

Зачем люди осваивают космос?

Уч. с.72-73

Р.т. с.50- 51.

1

Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полетов космос, Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.

65.

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Уч. с.74-75

Р.т. с.52-53.

1

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.

66.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

Уч. с.76-83

Р.т. с.54.

1

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности.

Формирование адекватной оценки своих достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год

Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

рабочая программа по окружающему миру 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа составлена в соответствии с требования составления программ по ФГОС....

Рабочая программа по окружающему миру для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир»....

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. Программа "Школа России"

Программа "Школа России" В соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом МБОУ Ефремкинская СОШ №8 в 1 классе на учебный предмет «Окружающий мир» отводится 66 часов (из расчета 2 часа в не...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...