Урок окружающего мира во 2 классе "Как определять температуру. УМК " Школа России."
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Оборудование: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. 1 часть». Термометры (комнатный, внешний, медицинский, водный), раздаточные модели термометров на каждую парту, стаканы с теплой, горячей и холодной водой (одного объема). Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Рабочая тетрадь 2класс. 1 часть»
Стаканы с холодной и горячей водой. Картина «Осень» с ошибками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okr.miru_2_klass.docx | 89.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 классе
Как определять температуру.
УМК " Школа России."
Цель: Формирование представлений о том, что такое температура и как ее определять.
Задачи:
- совершенствование базовых знаний и умений по теме;
- познакомить со значением температуры для всего живого;
- научить пользоваться термометром;
- формирование умения работать в группах;
- понимание важности изучения окружающего мира.
Оборудование: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. 1 часть». Термометры (комнатный, внешний, медицинский, водный), раздаточные модели термометров на каждую парту, стаканы с теплой, горячей и холодной водой (одного объема). Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Рабочая тетрадь 2класс. 1 часть»
Стаканы с холодной и горячей водой. Картина «Осень» с ошибками.
Ход урока.
№ | Этапы | Формирование универсальных учебных действий |
1. | Организация начала урока. Начинается урок, | Личностные УУД -адекватная мотивация к учебной деятельности |
2. | Актуализация знаний. УЧИТЕЛЬ: Поспевает брусника, Учитель: О каком времени года говорится в стихотворении? Рассмотрите картину и найдите ошибки. ДЕТИ: Дети не могут купаться и загорать, нет такого обилия цветов, трава осенью уже не такая зеленая. УЧИТЕЛЬ: А какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать? (дети перечисляют) УЧИТЕЛЬ: Какая основная причина изменений? ДЕТИ: Похолодание. УЧИТЕЛЬ: Что мы чувствуем, когда говорим похолодание? ДЕТИ: Ну, трясет, зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д. УЧИТЕЛЬ: А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть? | Познавательные УУД -осуществлять анализ объекта; -устанавливать причинно-следственные связи; |
3. | Создание проблемной ситуации. УЧИТЕЛЬ: Посмотрите небольшую сценку, постарайтесь найти ответ. (Разыгрывается небольшая сценка – миниатюра детьми.) Маша: Ваня, ты что все время кутаешься? Ваня: Я совсем замерзла! Маша: Да, что ты, ведь в комнате тепло! Ваня: А мне кажется – холодно. УЧИТЕЛЬ: Чтобы не спорить, скажите мне тепло в комнате или нет? (У детей возникают тоже разные мнения) | Личностные УУД -учебно-познавательный интерес к новым учебным материалам |
4. | Побуждение к формулированию учебной проблемы. УЧИТЕЛЬ: Кто же прав? Мы не можем этого сказать. Почему? Какой возникает вопрос? ДЕТИ: Мы еще не знаем, как определить тепло в комнате или нет. УЧИТЕЛЬ: (добавляет) И с помощью какого прибора. (учитель показывает различные виды термометров) - Какова же будет тема сегодняшнего урока? ДЕТИ.Как определять температуру. Какие цели вы перед собой поставите? Как можно измерить температуру? Ребенок: Узнать при помощи какого прибора можно измерить температуру. Учитель: Кто еще поставил такую же задачу? Вот у вас сформировалась группа по цели. - Ещё какие цели поставили перед собой? Ученик: Узнать как измерить температуру у человека. Ученик: Узнать для кого важна температура воздуха? Ребенок: Узнать какая температура в классе. Учитель: Кто еще поставил такую же цель? Вот у нас сформировалась еще одна группа по целям. Ученик: А я хочу узнать строение термометра. Учитель: Кто еще поставил такую же цель? Ученик: Я хочу узнать какие виды термометров бывают. Учитель: какие средства помогут нам в достижении целей? Ученики: -Наши знания; - Учитель; Оценочная деятельность: Учитель: Начертите в тетради лесенку и поставьте себя на ту ступень, на которой вы находитесь сейчас по знанию этой темы. | Регулятивные УУД - применять и сохранять учебную задачу; - постановка учебной задачи на основании соотношения того, что неизвестно; Познавательные УУД - самостоятельно выделять и формировать познавательную цель Коммуникативные УУД - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; Регулятивные УУД - умение слышать другого Личностные УУД - способность к самооценке |
5. | Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения. 1. Строение термометра. УЧИТЕЛЬ: Рассмотрите термометр. Им измеряют температуру воздуха. Изобретателем термометра принято считать Галилея. Из чего он состоит? ДЕТИ: Трубочка с жидкостью, корпус, деления. УЧИТЕЛЬ: Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть. (На доску рядом с моделью термометра вывешиваются таблички с названиями частей термометра). Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры. Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10⁰, значения ниже нуля записываются со знаком минус - 10⁰. Читать такую температуру можно по-разному. Формулировка нового знания: Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов. Учитель: Какой цели мы с вами достигли? 2. Виды термометров. УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на этот термометр. Что видите? ДЕТИ: На нем нет значений ниже нуля. УЧИТЕЛЬ: Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля? ДЕТИ: Потому что ,наверное, вода замерзает. УЧИТЕЛЬ:А теперь рассмотрим термометр, которым мама измеряет вам температуру. Чем он отличается? ДЕТИ: Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено. И жидкость странная. УЧИТЕЛЬ: Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41. Учитель: Какой цели мы с вами достигли? 2) Послушайте стихотворение С. Михалкова «Тридцать шесть и пять». У меня опять: Тридцать шесть и пять! Озабоченно и хмуро я на градусник смотрю: Где моя температура? Почему я не горю? Почему я не больной? Я здоровый! Что со мной? У меня опять: Тридцать шесть и пять! Живот потрогал – не болит! Чихаю – не чихается! И кашля нет! И общий вид такой, как полагается! И завтра ровно к девяти придётся в школу мне идти И до обеда там сидеть – читать, писать и даже петь! И у доски стоять, молчать, не зная, что же отвечать… У меня опять: Тридцать шесть и пять! Я быстро градусник беру и меж ладоней долго тру, Я на него дышу, дышу и про себя прошу, прошу: «Родная, миленькая ртуть! Ну, поднимись ещё чуть – чуть! Ну, поднимись хоть не совсем – Остановись на «тридцать семь»!» Прекрасно! Тридцать семь и два! Уже кружиться голова! Пылают щёки (от стыда!)… Ты нездоров, мой мальчик? Да… Я опять лежу в постели – Не велели мне вставать. А у меня на самом деле – Тридцать шесть и пять! УЧИТЕЛЬ: Какая температура у здорового человека считается нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом. Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека. Учитель: Какой цели мы с вами достигли? 3. Групповая работа. Практическая работа: «Принцип работы термометра» УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все происходит. Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра горячей водой. Все внимательно всматриваются. (Ученик: Жидкость в термометре быстро-быстро лезет вверх! А потом вдруг притормаживает, раз – и останавливается!) УЧИТЕЛЬ: Почему ползет? ДЕТИ: Может ее что-то толкает, может ей становится жарко и она убегает и т.д. УЧИТЕЛЬ: Понятно. Кто думает иначе? При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра. УЧИТЕЛЬ: А почему жидкость перестает ползти? ДЕТИ: Потому что настолько нагрелась. УЧИТЕЛЬ: Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха. УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет. ДЕТИ: ОЙ! Жидкость поползла вниз! Опустилась ниже нуля. УЧИТЕЛЬ: Можно сказать, что она упала? В каком значении применим это слово «упала»? ДЕТИ: опустилась вниз. Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный. | Познавательные УУД - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков, их синтез; использование схемы для решения задач; строить суждение в форме связи простого суждения об объекте, его строении, средствах, связях Личностные УУД -учебно-познавательный интерес к новым учебным материалам Коммуникативные УУД - договариваться и прийти к общему решению в совместной деятельности; -умение работать в группе Регулятивные УУД - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачи Познавательные УУД - установление причинно-следственных связей |
6. | Физминутка. Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.) За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.) Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.) И их лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали. (Машут руками.) Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.) Ногами топаем! (Топают ногами.) Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.) И немножечко устали! (Дети садятся на свои места.) | Личностные УУД - установка на здоровый образ жизни |
7. | Применение новых знаний. 1. Чтение и сравнение температур. УЧИТЕЛЬ: Прочтите по-разному: +5⁰, –2⁰, –11⁰, +21⁰, 0⁰ - В какое время года мы можем наблюдать эти температуры? Какая температура приемлема для помещения? - Покажите на своих моделях эти температуры. - Сравните: +43⁰ … +54⁰ +14⁰ … –12⁰ 500⁰ … –30⁰ –6⁰ … 0⁰ +25 ⁰… –2⁰ +6⁰ … 0⁰
| Познавательные УУД - ориентироваться на разнообразные способы решения задач; - проводить сравнение; |
8. | Самостоятельная работа. УЧИТЕЛЬ: Откройте тетради на стр. 10 – 11. Выполните задания №2, №3. (Фронтальная проверка.) | Регулятивные УУД -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; |
9. | Включение нового знания в систему знаний и повторение. УЧИТЕЛЬ: Давайте же разъясним спор Вани и Маши: Тепло ли у нас было в классе? Что для этого надо сделать Дети: Измерить температуру при помощи термометра Учитель: Измеряем. Что можно сказать?. ДЕТИ: Я считаю, что тепло, потому что температура воздуха + 21⁰. Может Женя заболела и ей кажется, что холодно. Потому что ее знобит. УЧИТЕЛЬ: Есть другие мнения? | Регулятивные УУД - применять и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД Использование модели для решения задач; |
10 | Итог урока. Учитель: Итак, какая же была тема нашего сегодняшнего урока? - Какие цели вы перед собой ставили? - Как вы ее достигли? -Что вам помогло в достижении цели? Оценочная деятельность: Учитель: Вы рисовали лесенку . Поставьте себя на ту ступень, на которой вы находитесь теперь по знанию этой темы. | Регулятивные УУД - применять и сохранять учебную задачу; - осуществление итогов и пошаговый контроль по результату; Личностные УУД - способность к самооценке |
11 | Рефлексия. - Какие виды термометров вы знаете? - Как устроен термометр? - В каких единицах измеряется температура? - Какую температуру называют плюсовой? Минусовой? - При какой температуре замерзает вода? - Как ты оденешься, если на термометре +20⁰, +5⁰? - Для кого важна температура? | Регулятивные УУД - применять и сохранять учебную задачу; Осуществление контроля |
12 | Домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Школа Россия" на тему:"Свойства воды"
Ознакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; повторить ...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ
Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в ре...
Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа России"
Цель: формирование представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова, его вкладе в развитие России. Задачи: 1. Сформировать представления учащихся о жизни и деятельности М.В.Ло...
Урок окружающего мира "Комнатные растения" 2 класс УМК "Школа России"
Методическая разработка урока "Окружающий мир" для 2 класса по теме "Комнатные растения" Оборудование: живые комнатные растения, предметы для ухода за ними, мультимедийное оборудование,компьютерная п...
Урок окружающего мира 2 класс Город на Неве Школа России А.А. Плешаков
Представлена презентация из фотографий Санкт-Петербурга по конспекту из методички для 2 класса...
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа России"
окружающий мир 3 класс...
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».
Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....