Конспект урока по Окружающему миру «Верования языческой Руси»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока в 3 классе по предмету Окружающий мир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir.docx | 31.57 КБ |
oformlenie.docx | 10.32 КБ |
razd.docx | 115.13 КБ |
slavyane.pptm | 137.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по Окружающему миру «Верования языческой Руси»
ТЕМА УРОКА «Боги древних славян»
ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся представление о верованиях славян.
Планируемые результаты:
Предметные:
- продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал,
- обогащать словарный запас,
- расширять кругозор детей,
Регулятивные:
- определять цель урока,
- определять и удерживать цель деятельности до получения ее результата,
- определять правильность выполнения заданий,
- самостоятельно организовывать рабочее место.
Ученик получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
- развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности, наблюдательность, умение обобщать;
- повышать интерес к самому процессу познания;
- ориентироваться в материале урока;
- сопоставлять и отбирать информацию;
- делать выводы;
- понимать информацию, представленную в виде сообщения других детей, иллюстраций.
- использовать знаково-символические средства.
Ученик получит возможность научиться:
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге,
- читать про себя и понимать прочитанное,
- отстаивать свою точку зрения,
- соблюдать правила речевого этикета,
- понимать точку зрения другого человека,
- участвовать в работе группы,
- распределять роли,
- договариваться друг с другом,
- оценивать свою работу.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Личностные:
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.
- Ученик получит возможность научиться:
- освоению личностного смысла учения.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Этапы урока | Ход урока. | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые действия | Формируемые способы действий | ||
1 Этап Включение в учебную деятельность. 2 этап.Актуализация опорных знаний . Создание проблемной ситуации. 3 этап. Определение задач урока- Целеполагание 4 этап . Планирование собственной деятельности 5 этап. Реализация построенного проекта. Открытие нового знания 6.Презентация собственного открытия. Защита работы групп 6.Итог урока | - Здравствуйте, гой еси, добры молодцы, да красны девицы. Приветствую я вас с хлебом –солью, да водой ключевой. Почему я приветствовала вас хлебом-солью? -Такой обычай на Руси. Так принято. Обычай какого народа? Славян-предков нынешних русских Что значит «Обычай»? -Обычай -унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Как назывались группы славян , проживающих вместе на одной территории и имеющие одни традиции и обычаи? -Общины. Молодцы! Пусть даруют радость, достаток и благополучие вам Ра, и Дана с Мякошью. Ура! Все ли понятно из моего пожелания? (ответы детей) -Мы не знаем, значение слов: «Ра», «Дана», «Мякошь» и почему в конце своего пожелания вы сказали «Ура!» -Сформулируйте задачу сегодняшнего урока. Мы должны узнать значение незнакомых слов и какую роль эти слова играли для славян. У нас возникли вопросы . Ваши действия. Что помогает найти ответы? Какие источники получения информации вы используете? -Книга-учебник, словари, интернет, телевидение, вопрос взрослым. -На ваших столах лежат учебники, раздаточный материал в виде научно-популярных текстов, фольклорный материал, материал из страниц народного календаря, странички этимологичекого словаря. Работать мы будем общинами. В каждой общине будет: СТАРЕЙШИНА - он самый главный в общине; ТВОРЦЫ, которые будут выполнять творческую часть работы; ЧТЕЦ, читает нужные тексты и ЛЕТОПИСЕЦ, он будет вести записи в листе путешествия. ВОЛХВ – вдохновлять На столе у вас карточки с обязанностями, распределите между собой. Распределение ролей в группе между детьми: Старейшина, Творцы, Летописец, Чтец. Встаньте старейшины каждой общины. Общины будут называться по его имени. А сейчас найдите карту работы группы и впишите своё имя. Я надеюсь, что в процессе путешествия каждая община будет работать активно, дружно и сплочённо. Каждой группе на стол я ставлю атрибут приветствия древних славян. Дополнительный «?»- как атрибут связан с тем словом, значение которого вам необходимо толковать. Сколько времени необходимо для работы в группе, защиты ? Ура! Время пошло. Что связывает всех богов древних славян? -связь со стихиями и силами природы.-Язычество. | Слушают учителя. Выполняют действия задаваемые учителем
| Выдвигают гипотезу и обосновывают её. Осуществляют актуализацию жизненного личного опыта. Выдвигать гипотезу, обосновывать её. Осуществлять актуализацию жизненного опыта Осуществлять актуализацию знаний о правилах поведения на уроке и при работе в группе. Анализируют и группируют слова. Формулируют ответ об однокоренных словах. Выполняют синтез частей слова. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Выделение существенной информации из текста. Формировать умение выделять существенную информацию из иллюстраций. | Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме Подготовка выступления перед другими группами Участвуют в коллективном обсуждении проблемы. Подготовка выступления перед другими группами. Выражают в речи свои мысли. Слушают друг друга, доказывают свою точку зрения. Высказывают предположения. Строят ответ на поставленный вопрос. | Строить монологическое высказывание Формировать умения планировать учебное сотрудничество в поиске Адекватно использовать речь для планирования своей деятельности и регуляции целеполагания Строят понятные для собеседника высказывания. - умение слушать собеседника; -умение формулировать собственное мнение, позицию. Планировать учебное сотрудничество в поиске информации. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Формулировать собственное мнение и позицию.
| Самоконтроль своих действий. Планируют деятельность по решению проблемы Контролируютправильность ответов обучающихся. Осуществлять взаимоконтроль в процессе выполнения. | Умение ставить учебную задачу и добиваться её выполнения. Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь контролироватьпроцесс своих действий. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу |
7. этап. Рефлексия | Какую мы поставили цель? Ответили ли вы на вопросы, возникшие в начале урока? Дана-? Ра-? -Мякошь-? Что означает ритуал встречи с хлебом-солью? Я хочу тоже оценить, как вы работали на уроке. Мне понравилось, как работала община . Сувениры –Мартинчики Хоровод | Обобщать знания о полученном материале. | Слушают друг друга , высказывают своё мнение. | Строить высказывания , понятные одноклассникам | Оценивают свою работу. | Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Анализировать результаты своей деятельности. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Макошь (Мякошь) ,а так же её называли Мать Сыра-Земля-богиня земли.
Покровительствует плодородию, это богиня судьбы. Ее также считают проводницей между миром живых и миром мертвых(живая и мёртвая вода). Богиня помогает хозяйкам, передает умение вырастить и воспитать детей, трудиться в саду, поле, в доме, раскрывает знахарские тайны, учит разбираться в травах. Ее представляли как красивую женщину в возрасте, иногда с рогами или рогом изобилия в руках. Эта красота была именно женской, а не девичьей. Макоши соответствует серебро, лунный камень и горный хрусталь. Одним из символов богини является головной убор с рогами, дерево ее - осина.
28 октября считают ее праздником (по христианскому календарю Параскева пятница), в этот день Мякошь защищает хозяек и жен. День Макоши — пятница, если иметь в виду дни недели, а не единственный день году, который посвящен этой богине. Делать обереги с символом Макоши рекомендуется именно в пятницу, на растущей луне или в полнолуние. По старинным поверьям, в пятницу нельзя заниматься рукоделием, особенно шить и прясть.
Вестники Макоши — пауки, пчелы и муравьи, то есть животные, которые практически всю свою жизнь проводят в трудах. Есть немало примет о пауках, которые произошли из веры в то, что они являются посланниками одной из самых почитаемых богинь. Убивать пауков нельзя, очень плохая примета — к неудачам. Мокошь отворачивает свой лик от людей, которые опустили руки, потеряли надежду, устали от жизни. Она покровительствует только тем, кто силен духом и способен побороться за свое счастье. Кроме этого, Макошь следит за выполнением традиций людьми. Она обязательно наградит удачей и легкой судьбой человека, который следует старинным заветам предков.
В «хлебе-соли»- хлеб, олицетворяющий землю.
Микула-свет, с милостью
Приходи к нам, с радостью,
С великою благостью…
Мать Сыра Земля добра,
Уроди нам хлеба,
Лошадушкам овсеца,
Коровушкам травки!..
Солярные знаки земли
«Страничка этимологического словаря»
Мякошь-имя богини Земли созвучно с современным словом «мякиш»-мягкая часть хлеба
Бог солнца у древних славян – Ра
(Самый древний из четырёх Богов солнца)
Входил он во власть, начиная с летнего и до осеннего солнцестояния. Славяне верили, что Бог Ра по небу передвигается на колеснице, в которой он везёт солнце, которая запряжена четырьмя белыми конями с огненными гривами и золотыми крыльями. Солнечный свет излучает щит, который Бог держит в своих руках. Выделялся он своим величием и прямым взглядом. Волосы у него золотого цвета развиваются по ветру. Этого языческого Бога Солнце у славян в основном изображали в золотых доспехах с копьем и щитом. Обращались к нему люди в утренние часы, когда солнце только появлялось над горизонтом.
День Бога Ра — (21 – 25 декабря).– день зимнего солнцестояния..
Русичи(славяне) называли себя радостными или солнечными внуками.
Заклички:Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Поскорей, не робей,Нас ребят обогрей! Солнышко, покажись! Солнышко, солнышко,Выгляни в окошечко.Ждут тебя детки,Ждут малолетки.
Солярные знаки Солнца
«Страничка- из этимологического словаря»
1. Пора. Мы говорим: "Вставай по Ра!”, то есть "Вставай по Солнцу!”
2. Рано. Нас будят, а мы протестуем: "Ра но!”, то есть "Ра ещё нет! Посплю ещё”. Здесь "но” - древнее отрицание.
3. Рассвет. Светило ещё не взошло, но что-то уже светит. Это "Ра светит”.
4. Радуга. Тут всё как на ладони. Что дуга - это все видели, но причём здесь Ра? Очень просто. Это Солнечная дуга.
5. Радушный. Хороший человек. Душа у него Ра - солнечная.
6. Радовать. Правильнее, конечно, Радавать. Давать, дарить Солнце. (Здесь а перешло в о).
7. Радость. Ра достался!
8. Разум. Ра с ум, Ра с умом.
9. Расставить, разложить, расположить. Ставить, полагать по Ра, по правилу Ра, по закону Ра.
10.Россия. Правильнее, конечно, Рассия. Или, как говорят в народе, "Расея Окончание "ссия” - начало слова "сияние". Получаем "Сияние Ра”, "Сияние Бога” - истинный смысл имени нашей Родины.
Между солнцем и солью в современном языке в значении очень сложно обнаружить связь. Древний корень «солнц» похож - "соль».
ДАНА — богиня воды(одна из нескольких).
Почиталась как светлая и добрая богиня, дающая жизнь всему живому.
ВНЕШНИЙ ВИД: Светлолицая девушка—река, журчащая свою жизнерадостную песню.
СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Почиталась как светлая и добрая богиня, дающая жизнь всему живому.
Молитва-Славление Дане
Дана-Девица, Святая водица! Течешь ты молочными реками, дождями плодовитыми, Землю насыщаешь, Солнце радуешь, из-за туч холодных лучи выпускаешь. Травушка-муравушка растет высокая, пшеница-яровица растет богатая. Водица Твоя святая, Дана молодая, водица Твоя счастливая, Дева наша прекрасная. Не бурли потопами, градами, темными водами, а только дождями богатыми и ручьями журчатыми, от которых урожаи взрастают и наши закрома хлебом наполняют. Благослови, Дана, прояви нам свою волю. Слава матушке Дане!
Деревом Богини Даны является липа, день для прославления 6 января, а также каждая пятница. Прославляют Дану возле источников целебных, перед тем их очищают и лентами украшают. У истоков и колодцев всегда сосуды должны быть, чтобы путник напиться мог.
Если долго не было дождя, дети просили его «поливать весь день) и лить пуще и сильнее.
Дождик пуще припусти, На пшеницу, на гречи. На горох, на ячмень Поливай весь долгий день! А на просо, на рожь Поливай сколько хошь! Гром гремучий, Тресни тучи, Дай дождя С небесной кручи.
Солярные символы Воды
Рабочая карта общины___________________
СТАРЕЙШИНА - глава общины;___________________________________
ТВОРЦЫ- выполняют творческую часть работы;_________________
ЧТЕЦ- читает тексты; _______________________________________
ЛЕТОПИСЕЦ- ведёт записи в рабочей карте;_______________________
ВОЛХВ- вдохновляет, советует_________________________________
Задания :
1.По описанию, данному в тексте, составить портрет
2.Дата народного календаря____________________________
3.Солярный знак
4.Народный фольклор
5.Связь с атрибутом приветствия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ра Дана Мякошь
Задача: узнать значение слов«Ра», «Дана», « Мякошь » и какую роль эти слова выполняли для славян.
Обычай -унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.(Словарь)
Община- группа людей , проживающих на одной территории и имеющие общие традиции и обычаи
СТАРЕЙШИНА ТВОРЦЫ ЧТЕЦ ЛЕТОПИСЕЦ ВОЛХВ
Язычество - вера в существование богов, олицетворявших силы природы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру 3 класс программа Гармония" "Уклад жизни на Руси"
Задачи этого урока - сформировать представление о том, как была организована жизнь далёких предков, кто управлял их жизнью; познакомить с разнообразием жилищ; показать зависимость устройства жизни от ...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Уклад жизни на Руси"
Конспект урока по окружающему миру. Автор учебника Поглазова О.Т. Основными задачами урока являются закрепление основных понятий: семья, поколение , предки, язык, Родной край; сформировать представлен...
Конспект урока по окружающему миру на тему: : «Художественное ремесло в Древней Руси».
Конспект урока по окружающему мируна тему: : «Художественное ремесло в Древней Руси»....
Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
В ходе данного урока учащиеся смогут сформировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси...
Конспект урока по окружающему миру "Во времена Древней Руси", 4 класс
Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФРОС НОО....
Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Во времена древней Руси"
Конспект урока и презентация по окружающему миру блок истории, 4 класс УМК "Школа России" по теме: "Во времена Древней Руси...
Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)
Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...