Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Уклад жизни на Руси"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру. Автор учебника Поглазова О.Т. Основными задачами урока являются закрепление основных понятий: семья, поколение , предки, язык, Родной край; сформировать представление учащихся о том, как была организована жизнь наших далеких предков. В конспекте использованы стихотворения, для красочности образа. Конспект сопровождается презентацией, на которой отражены основные моменты темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по окружающему миру | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шляпниковская СОШ»
Учитель начальных классов
Шляпникова Т.М.
Конспект урока
Предмет: Окружающий мир.
Автор учебника: О.Т.Поглазова
Кпасс: 3.
Тема: УКЛАД ЖИЗНИ НА РУСИ.
Цели:
- приобщать младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, знакомить с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, раскрыть значение знания истории своего народа, формировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков;
- развивать историческое, наглядно-образное и логическое мышление, речь, интерес к прошлому, развивать воображение и творческие способности, умение проводить сравнительный анализ, делать выводы;
- воспитывать уважение к старине, уважительное отношение к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ, трудолюбие, положительную мотивацию к учению
Задачи урока:
- закрепить понятия: семья, поколение, предки, родственник, родной язык, родной край, Родина;
- сформировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков, кто управлял их жизнью;
познакомить с разнообразием их жилищ, показать зависимость устройства жилища от природных условий; сравнить современные жилища со старинными.
Оборудование: фотографии и рисунки: различные жилища – землянка, изба, юрта, мазанка, чум, иглу, пещера, шалаш, крытый двор; ландшафты – лес, степь, тундра, Арктика, горное пастбище; таблички со словами: «племя», «род» , «семья»
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 минуты)
- В жизни каждого человека происходит множество событий, многие из них мы долго помним, а некоторые не забываем в течение всей жизни. Все события в нашей жизни как бы собраны в цепочку, одно за другим, составляют жизнеописание каждого из нас.
Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения “Наша древняя столица” <Слайд >
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Н. Кончаловская
- Какой край и какой язык называют родным?
- Что означает слово Родина?
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Какие народы живут в России?
- Наша страна называлась так всегда? <Слайд >
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии (4-5 мин.)
Мы, живущие сегодня, и те, кто жил за долго до нас, и те, кто будет жить через много лет после нас – все мы составляем человечество. У человечества тоже есть история.
- Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (история: как жили наши предки)
- Что изучает наука история? (жизнь наших предков)
- Из каких источников мы узнаем о том, что было в прошлом? (из различных исторических источников: вещественных, письменных, устных)
- Кто и где находит и изучает старинные предметы?
– О каких занятиях наших предков и ремеслах мы говорили на прошлом уроке? (Собирательство. Бортничество. Скотоводство.)
– Что их объединяет? (С их помощью люди добывали себе пищу.)
3. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин.)
- Мы с вами живём в государстве. Как вы понимаете это слово?
- В каком веке мы живём? (в 21)
- Историки считают, что государство у наших предков появилось в IХ веке.
- Сколько веков нашему государству?(12) А лет? (1200)
- Но ведь люди жили и до образования государства.
- Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке? (Как была организована жизнь наших предков.) –
Тема нашего сегодняшнего урока: «УКЛАД ЖИЗНИ НА РУСИ».
_ Что такое уклад?
Перед нами возникла проблема: выяснить, что понимают под словом «Уклад жизни»
4. Построение проекта выхода из затруднения ( 4-6 мин.)
-Из каких источников мы получим информацию?
- Какие методы, премы будем использовать?
- Что должны выяснить?
- На сегодняшнем уроке мы с вами должны выяснить: как была организована жизнь наших предков, как образовались разные народы и расселились на большие территории, где они поселялись и какие строили жилища.
5. Реализация построенного проекта (5-8 мин.)
- Как вы понимаете слово уклад? ( ученик читает в словаре Ожегова: «Установившийся порядок, сложившееся устройство общественной жизни и быта»)
- Теперь откроем учебник и прочитаем первый абзац на странице 115.
- Какая же была самая маленькая группа людей, живущих вместе? (Семья)
- Что такое семья? (Группа живущих вместе родственников и их поколений)
- А что такое род?( Общественная организация, объединённая кровным родством.)
Род состоял из всех людей, бывших в родстве между собой. Тысячи лет жили наши предки родами. У них были общие земли, жилища, скот, урожай, добыча. Не было ни бедных, ни богатых.
- Должен был кто-то управлять родом? Зачем? Кто? (Старейшина)
- Кто такой старейшина? (Родоначальник)
- Как вы думаете, если мы заглянем на 1500 лет назад, то увидим землю, на которой мы живём такую же, как сейчас? Как вы себе её представляете?
- Земля на которой жили наши предки была покрыта бескрайними дремучими лесами, топкими болотами. А ведь на прошлом уроке, говоря о том, как люди осваивали природу, мы выяснили, что их жизнь зависела от природных условий.
- С какими природными явлениями трудно было справиться одному роду? (Засуха, наводнение, молния сожгла дом, урожай смыло ливнем и т.д.)
- Как же выжить в суровых условиях? Защититься от врагов? (Объединиться)
- Да, поэтому семьи и роды объединялись в общины. Посмотрите в словарях,
- Что такое община? (Живущие совместно на одной территории семьи и роды.)
Что такое племя? (Несколько общин, говорящих на одном языке.)
- А племенем нужно было управлять? (Работа парами)
6. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи (4-5 мин.)
- Прочитайте 1 абзац на с.116 и ответьте на вопросы:
- Кто управлял племенем? (Совет старейшин)
- Как вы понимаете, что такое совет старейшин? ( - На совет старейшин сходились все родоначальники. Всякие дела решали «в один голос» (т.е. выносилось единственное решение). А когда дойти до этого было мудрено, то зачастую совет кончался дракой, которая сторона перемогла, та на своём и ставила.)
- Какие правила жизни были обязательны для всех соплеменников? Почему?
- Чем занимались люди в племени? (Слайд)
- Как жили племена между собой? (2 абзац с. 116).(враждовали)
- Почему они враждовали?
- Тогда все крепкие мужчины собирались в войско, во главе которого становился вождь.
- Кто такой вождь? (Самый опытный воин племени)
- Позже во главе племен становились князья, а земли стали называться княжествами. Народное собрание выбирало князя – военачальника. Князь собирал дружину из храбрых, умных воинов. (Слайд)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин.)
а) Работа в тетрадях. Стр. 41 №11, 12
б) Проверка задания. <Слайды 13 – 21 >
Физминутка-
Нередко случалось так, что племя не могло больше жить на одном месте (Почему?) и отправлялось на поиски лучших земель и мест для охоты, рыболовства. Случалось, что уходило не всё племя, а только его часть. Они образовывали новые племена, которые таким образом расселялись на больших территориях.
В одинаковых ли жилищах могли жить наши предки? (Предположения детей.) Вспомните названия разных жилищ.(слайд). (Иглу и чум – жилища северных народов, шалаш, изба – народов, живущих в лесах, юрта – у степных жителей и др.)
– От чего это зависело?
На территории современной России 15 веков назад жили многочисленные племена. Таких племён было около 200. Эти племена и называли себя «Славянами». (слайд)
– Во все времена строительство жилищ было очень важным для человека делом, древние люди сначала учились строить свое жилище у животных, но постепенно изобрели совершенно новые способы строительства, каких не знает природа.
– Какие жилища и у каких животных подсмотрел человек? (Землянка – нора, пещера – логово, шалаш – гнездо.)
– Какими были жилища наших предков?
Почему славяне селились по берегам водоемов? (Потому что вода нужна для питья, рыба – для еды, река – для передвижения на лодках.)
– Для чего наши предки делали в жилищах несколько выходов? (Чтобы можно было скрыться от врагов.)
Действительно, славян окружали леса и степи, везде было много опасностей: дикие звери, «чужие» люди, стремящиеся поживиться их добром. Вот и селились славяне таким образом, чтобы на местности была естественная защита: реки, озера, болота, овраги, холмы. Часто такие поселения обносили рвами, частоколами.
землянка.
– Она была небольшой: пол ниже уровня земли, крыша немного выше уровня земли, изнутри ее поддерживал столб. Обязательно внутри находилась печь. Топилась она «по-черному». Что это значит? Не было тогда дымоходов, труб, по которым уходил бы дым. Уходил он через дверь. Тепло таким образом сохранялось дольше, но представьте себе, каково при этом было находиться внутри помещения.
Окон в землянках не было, свет попадал через дверь. Перед входом в жилище делались земляные ступеньки или ставилась лесенка. Из обстановки имелись лишь лавки и стол. Освещалось жилище лучиной.
Было это около тысячи лет назад.– Какое слово мы поставим в цепочку после слова землянка? ( изба.)
изба. (слайд)
– Из какого материала строили избы? (Из дерева.)
– Почему именно из дерева? (Кругом было много лесов.)
Вплоть до XVIII века все постройки – жилые дома, мостовые, хозяйственные помещения, церкви – рубились, то есть строились из дерева, которое было главным строительным материалом. Так что в деревянном зодчестве Древняя Русь добилась больших успехов, создавая шедевры строительного искусства.
Достаточно было срубить любое ровное дерево, очистить его от коры, обрубить сучья, распилить на бревна нужной длины – и строительный материал готов! Доступность, легкость обработки, удобство транспортировки водными путями (а главное – обилие его!) стимулировали широкое применение дерева. Важны также были два его особых качества: сухость и теплоемкость. А еще дерево было дешевым.
Дома строили легко и быстро. Копали яму, в которую на 20–25 сантиметров углубляли сруб. Песком – для тепла и сухости – засыпали завалинки. Для предохранения сруба от загнивания его иногда ставили на валуны или пеньки с обрубленными корнями или на обрезки толстых бревен, откуда и появилось выражение «избушка на курьих ножках». Такой оригинальный вид фундамента применялся в русском деревянном строительстве очень долго.
– Вспомните, где нам с вами встречалось выражение «избушка на курьих ножках»? (В сказках. В такой избушке жила Баба Яга.)
– Вот видите, мы с вами еще раз убедились, что сказки могут быть источником исторической информации. Какие деревья растут в нашей местности? (Сосны, клены, березы, дубы, осины.)
– Жилой сруб делали из хвойных пород дерева. Уточните: какие деревья являются хвойными? (Ель, сосна, лиственница.)
Чум. Юрта.
8. Включение в систему знаний и повторения (5-8 мин.)
Кроссворд
Проверка (слайд)
9. Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин)
- Что нового вы узнали на уроке, что вспомнили, чему удивились?
-Кто запомнил материал и может его рассказать своему другу?
_(поднимают фишки)
Литература
1. Байдикова Ольга Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Донецк. Ростовская область.
2.Ткаченко Светлана Валерьевна, учитель начальных классов. Статья
отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
3.Поурочные планы. Программа «Гармония» О.Т.Поглазова. Смоленск. Ассоциация 21 век 2011.
4. Презентация Ткаченко Светлана Валерьевна
учитель начальных классов МОУ лицея № 35 г. Ставрополя
Управление образования администрации Справка - подтверждение
Ординского муниципального района дана учителю начальных классов
Пермского края МБОУ «Шляпниковская СОШ»
Муниципальное бюджетное Шляпниковой Татьяне Михайловне
общеобразовательное учреждение
«Шляпниковская средняя
общеобразовательная школа»
Ленина ул., д. 44, с. Шляпники,
Ординский район, Пермский край, 617504
Тел./факс 34 (258) 2-31-30
E-mail: shlyapschool@mail.ru
ОКПО 46763223, ОГРН 105902467139
ИНН /КПП 5945001729/594501001
____________________ № ____________
На № _______________ от ____________
Показатели успеваемости и качества по преподаваемым предметам
Учебный год | предмет | Успеваемость | Качество |
2011-2012 | Русский язык | 100 | 60 |
Математика | 100 | 60 | |
Литературное чтение | 100 | 70 | |
Окружающий мир | 100 | 70 | |
Технология | 100 | 100 | |
Изобразительное искусство | 100 | 100 | |
2012-2013 | Русский язык | 100 | 63 |
Математика | 100 | 63 | |
Литературное чтение | 100 | 72 | |
Окружающий мир | 100 | 63 | |
Технология | 100 | 100 | |
Изобразительное искусство | 100 | 100 |
Директор школы В.И.Осетров
Справка-подтверждение
дана учителю начальных классов
МБОУ «Шдяпгиковская СОШ»
Шляпниковой Татьяне Михайловне
В том, что с 01.09.11 г. является классным руководителем. Процент посещаемости учащихся составляет 97 %. Правонарушения в классе отсутствуют. Никто из детей на внутришкольном учете правонарушителей не состоит.
Директор школы------------------------ /В.И.Осетров
Утверждаю
Директор школы
___________________
В.И.Осетров
План
проведения классного родительского собрания
для родителей 3 класса МБОУ «Шляпниковская СОШ»
Тема: «Стили семейного воспитания»
Дата проведения: 15.10.12.
Место проведения: кабинет начальных классов.
Предварительная подготовка: диагностика стилей взаимодействия с ребёнком в семье (рисунок).
План проведения:
№ | Тема выступления | ответственный |
1 | Стили семейного общения. Лекторий. | Классный руководитель Шляпникова Т.М. |
2 | Рефлексия детских рисунков.. | Классный руководитель Шляпникова Т.М. |
3 | Составление памятки по правилам эффективного общения. | Родители. |
4. | Организационные вопросы. | Классный руководитель Шляпникова Т.М. |
Классный руководитель Т.М.Шляпникова
Управление образования администрации Справка - подтверждение
Ординского муниципального района дана учителю начальных классов
Пермского края МБОУ «Шляпниковская СОШ»
Муниципальное бюджетное Шляпниковой Татьяне Михайловне
общеобразовательное учреждение
«Шляпниковская средняя
общеобразовательная школа»
Ленина ул., д. 44, с. Шляпники,
Ординский район, Пермский край, 617504
Тел./факс 34 (258) 2-31-30
E-mail: shlyapschool@mail.ru
ОКПО 46763223, ОГРН 105902467139
ИНН /КПП 5945001729/594501001
____________________ № ____________
На № _______________ от ____________
В том, что она действительно входила в состав жюри в муниципальном интеллектуально-творческом конкурсе «Любознайка» для учащихся 3 классов., который проходил 06.12.2012 г.
Директор школы В.И.Осетров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру 3 класс программа Гармония" "Уклад жизни на Руси"
Задачи этого урока - сформировать представление о том, как была организована жизнь далёких предков, кто управлял их жизнью; познакомить с разнообразием жилищ; показать зависимость устройства жизни от ...
урок по окружающему мирув 1 классе "Здоровая пища"
данный урок проводится без ИКТ,но с использованием различных видов деятельности учащихся и форм общения педагога с детьми.Усвоение материала идёт с опорой на свойственые первоклассникам возрастные осо...
Конспект урока по окружающему миру "Во времена Древней Руси", 4 класс
Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФРОС НОО....
Конспект урока по окружающему миру «Зимняя жизнь птиц и зверей», 2 класс УМК "Перспектива"
Цели урока: показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой.Планируемые...
Конспект урока по окружающему миру + презентация "Жизнь улицы" (УМК "Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова", 1 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний о правилах дорожного движения, о роли безопасного поведения на улице.Планируемые результаты:Предметные:Знать правила дорожного движения;Знать правила без...
Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)
Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...
Конспект урока по окружающему миру "Зимняя жизнь птиц и зверей"
Цели деятельности учителя: формирование представления о жизни птиц и зверей зимой;Планируемые результатыПредметные:- знать зимний образ жизни и питания зимующих птиц;- знать зимний образ жизни и питан...