Технологическая карта урока «Древний мир - рождение первых ц»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок окружающего мира в 4 классе ОС 2100 по теме "Древний мир- рождение первых цивилизаций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx56.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир «Человек и человечество»  4 класс, часть 2, автор Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Кузнецова С.С и др.

Тема: «Древний мир - рождение первых цивилизаций»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: формирование первичного представления у учащихся об эпохе Древнего мира.

Задачи:        

Образовательные:  познакомить учащихся  с новым понятием – «цивилизация»; учить работать с исторической картой учебника;

Развивающая: развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление),   устную и письменную речь, обогащать словарный запас.

Воспитательная: формировать интерес к истории, расширять кругозор.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

 расширение знаний об эпохе Древнего мира, расширение кругозора школьников, умение сравнивать эпохи между собой.

Метапредметные:

Познавательные: способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); умение выдвигать гипотезы и обосновывать их; умение анализировать, классифицировать найденную информацию; умение принимать и сохранять учебную задачу;

Регулятивные: владение способами организации, планирования различных видов деятельности; обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе; адекватно воспринимать оценку учителя; коммуникативные: способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием;  готовность слушать собеседника, вести диалог; умение задавать вопросы; умение строить высказывания;

Личностные: сформированность мотивации к обучению, заинтересованность в расширении и углублении знаний по окружающему миру и способность к саморазвитию.

Оборудование и материалы: ИКТ (проектор, компьютер, интер.доска), доска, учебник «Окружающий мир» («Человек и человечество») Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырина С.В. 4 класс, часть 2., рабочая тетрадь «Окружающий мир» («Человек и человечество») Харитоновой Н.В., Сизова Е.В. 4 класс, набор предметов: песочные часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9, листы с установками на урок.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы работы

Формируемые УУД

  1. Орг.момент

1 мин

Здравствуйте, ребята, приготовьтесь к уроку. У нас сейчас урок окружающего мира.

Приветствуют учителя

Словесный

РУУД: умение организовывать свое рабочее место

  1. Актуализация опорных знаний

4 мин

- Скажите, а где мы побывали на прошлом уроке?

- Что интересного вы узнали об этой эпохе?

-Перечислите все культурные достижения людей в эпоху Первобытного мира.

- Кто сможет определить временной промежуток эпохи Первобытного мира?

- Что такое государство?

- Что вы понимаете под словом «культура»?

- В первобытном мире.

- Как жили первобытные люди.

- Возникновение земледелия и скотоводства – одно из главных достижений первобытного человека. До этого человек ничего не производил и питался лишь тем, что давала ему природа. Теперь, выращивая растения и животных, сам он реже голодал и меньше зависел от ее капризов. Жизнь его стала более сытой и безопасной.

- 10 тыс.лет назад – 5 тыс.лет назад.

- организация, которая управляет обществом в какой-либо стране.

- Воспитание, образование, развитие.

Словесный, опрос

Беседа

Фронтальный опрос

Анализ

Сравнение

Обобщение

КУУД: готовность слушать собеседника, вести диалог; умение задавать вопросы; умение строить высказывания

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

III.Целеполагание

3 мин

- Откройте учебник на с. 46 посмотрите на " Реку времени". Как вы думаете, в какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие?

- Какая это по счету эпоха?

- Кто сможет определить временной промежуток эпохи Древнего мира?

- Запишите на доске.

- Мы совершим путешествие во вторую эпоху человечества. И тема урока

-"Древний мир- рождение первых цивилизаций".

СЛАЙД 1        

- в эпоху Древнего мира.

- Вторая

-  ХХХ в. до н.э. - 4 в. н.э.

 Записывает на доске один учащийся.

Словесный

 Работа с учебником

Разъяснение

Наглядный

Сравнение

Презентация

Регулятивные: осуществление действий по инструкции.

IV. Открытие нового материала

11 мин

СЛАЙД 2 (на слайде изображены солнечные и песочные часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9).

- Пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами?

-  Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные?

- Для чего служат нам часы, календарь, буквы и цифры?

- Что такое древний мир? Какая это эпоха по счету?

- Могли часы, календарь, буквы, цифры появиться в первобытном обществе?

- Откройте учебник на с.52. Определим проблему урока. Кто прочтет?

- Какое мнение высказала Анюта об эпохе Древнего мира?

- Что предположил Илюша?

- Сформулируйте вопрос урока.

- Обратите внимание на название темы: « Древний мир – рождение первых ЦИВИЛИЗАЦИЙ».

- Значит, какое основное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного общества?

- Посмотрите на рисунки на с. 53. Как вы думаете, что такое цивилизация?

- Прочитаем текст  « Новая ступень в развитии общества».

- Читает….

- Спасибо, следующий…

-Прочитайте из текста, что такое цивилизация.

- Чем цивилизация отличается от первобытного общества?

- Рассмотрите карту на с.54-55.

- Просмотрите легенду к карте.

- Что обозначено на карте розовой линией?

- Что находится за пределами этой границы?

- В каких частях света возникли древние цивилизации?

- Посмотрите на картинки вокруг карты.  Какие постройки сооружали жители разных частей света в эпоху Древнего мира?

- Посмотрите на карту. Два мира одновременно существовали на планете и обменивались своими достижениями.

- Пользуемся. Но не всеми.

- Древние, но используются в современном мире.

- Чтобы рассчитывать время, чтобы читать, писать, считать.

- Вторая эпоха всемирной истории?

- Нет, так как первобытные люди не знали письменности, а алфавит нужен для письма.

Читают текст на с.52.

- В Древнем мире, как и в Первобытном, люди, наверное, только самым простым и несложным вещам научились. Ведь когда хотят сказать, что это вещь простая и уже ненужная, так и говорят – «очень древняя».

- Мы пользуемся огнем, который научились разжигать первобытные люди, - возразил Илюша. – Наверное, и в Древнем мире придумали что-то такое, чем мы пользуемся сейчас.

- Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся?

- В  эту эпоху появились первые цивилизации.

- Цивилизация - возникновение городов, государств, письменности.

Читают двое учащихся.

-  Более высокую ступень развития мы называем цивилизацией.

- Цивилизации- большие общества со своей культурой.

- В первобытном обществе были поселки, роды и племена, рассказывали сказания. А в Древнем мире уже были города, государства и возникла письменность.

Смотрят карту.

- Граница цивилизованного мира.

- Мир первобытных племен.

Ориентируются по карте для ответа на вопрос

Ищут по карте.

- Храм Парферон, Колизей, Египетские пирамиды, Буддийская ступа, Великая Китайская стена.

Словесный,

беседа,

рассказ,  наглядный, показ презентации.

Фронтальный опрос

Работа с картой

Работа с учебником

РУУД: осуществление действий по инструкции.

КУУД: высказывать свою точку зрения.

ПУУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

ЛУУД: заинтересованность в расширении и углублении знаний по окружающему миру и способность к саморазвитию;

V. Физ. минутка

1 мин

Учитель показывает физические упражнения.

Дети повторяют за учителем

Практический

ЛУУД: укрепление здоровья

VI. Закрепление изученного материала

11 мин

- Посмотрите на слайде, где располагались цивилизации Древней Европы и найдите их у себя в учебнике.

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

- Посмотрите, где размещались цивилизации Древнего востока.

- Какой мир был обширнее- мир первобытных племен или мир древних цивилизаций?

- Снова обратимся к карте.

- Что отмечено разными цветами?

- какие цивилизации расположились в Европе?

- Какие цивилизации расположились на Древнем Востоке?

- По берегам, каких великих морей и рек размещалась цивилизация Древней Европы?

- Древнего Востока?

- Прочитаем информацию про цивилизации Древней Европы и Древнего востока и сравним.   Прочитайте вслух.

Четыре учащихся вслух озвучивают для товарищей информацию.

СЛАЙД 5, СЛАЙД 6, СЛАЙД 7.

- Какие цивилизации принято именовать морскими цивилизациями и почему?

- В какой цивилизации в государстве был один человек - монарх (фараон, царь, император)?

- Рассмотрите картинки, которые размещены вокруг карты и подписи рядом с ними.

- Ваша задача: на листе бумаги написать название цивилизации( НЕ ГОРОДА, а ЦИВИЛИЗАЦИИ) , и каким памятником архитектуры она прославилась.

- На это задание вам дается 3 минуты.

- Проверьте правильность на слайде.

СЛАЙД 8, СЛАЙД9

- Посмотрите на с.56. Рассмотрите иллюстрации и скажите, где что было изобретено?

- Прочитайте текст под рисунками.

- В честь кого были названы Олимпийские игры?

- Как звали героя, имя которого стало символом борьбы за свободу и справедливости?

- Посмотрите на рисунке на с. 57, как развивалась техника в эпоху Древнего мира.

- Посоветуйтесь со своим соседом по парте и скажите, что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений?

- Прочитаем текст на с.58.

Читать начнет…

- Что считалось добром, а что злом в эпоху Древнего мира?

Слушают.

        

- Древний мир.

- Разные цивилизации.

- Древний Рим, Древняя Греция (Эллада).

- Древний Египет, Западная и Средняя Азия, Древняя Индия, Древний Китай.

- Ледовитый океан, Дунай, Днепр.

- Индийский океан, Тигр, Евфрат, Нил, Ганг, Хуанхе, Янцзы, Инд.

Читают со слайда информацию.

- Цивилизации Древней Европы.

- В цивилизации Древнего Востока.

- Древняя Европа: колизей, Храм Парферон.

- Древний Восток: Буддийская ступа, Великая Китайская стена, Египетские пирамиды, Ворота Богини Иштар.

- В Древнем Египте календарь в 365дней.

- В Древней Индии цифры от 0 до 9.

- В Древнем Риме названия месяцев.

-Древнем Междуречье изобрели единицы измерения времени.

- В Древнем Китае изобрели Шелк, иероглифы.

- В Древней Греции алфавит из гласных и согласных букв.

Читают текст под рисунками.

- в честь бога Зевса, жившего на горе Олимп.

- Спартак.

- Изобрели железный топор, дисковое колесо, колесо со спицами, парусно-гребные корабли.

Читают текст.

- « Настоящим человеком признается только человек своей цивилизации, своей культуры».

Словесный, беседа, фронтальный опрос, наглядный, показ презентации.

Частично-поисковой

Анализ

Сравнение

Работа с учебником

Регулятивные: осуществление действий по инструкции.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

ЛУУД: заинтересованность в расширении и углублении знаний по окружающему миру и способность к саморазвитию;

YII. Самостоятельная работа

6 мин

- Откройте р.т. на с.36.  Прочитайте з.1 Н. Вставьте в текст рабочие слова. Выполняйте самостоятельно. Затем проверим. На это задание вам дается 2 мин.

СЛАЙД 10

- Следующее задание П. Выполняйте самостоятельно. На это задание вам дается 2 мин.  

СЛАЙД 11

- Переходим к заданию 2Н. Прочитайте задание.

- Где изобрели алфавит из гласных и согласных букв?

- Где изобрели календарь, в котором год равен 365 дням?

- Где изобрели цифры от 0 до 9?

- Где изготовляли шелковые ткани?

- Где изобрели латинский язык?

- Теперь выполним задание П.

- Добавь в кроссворд в любом подходящем под буквой месте «Междуречье» и запишите изобретения этой цивилизации.

- Прочитаем вывод на с.59.

 - древнего, цивилизаций, города, иметь  законы, собирать налоги, держать войско. Так появлялись государства. 

- Из железа,  колесо, умение обращаться и использовать огонь для приготовления пиши и обогрева жилища.

- Греция.

- Египет.

- Индия.

- Китай.

- Рим.

- изобретение единицы измерения времени.

Читают.

Самостоятельная работа

Презентация

Рассуждение

Саморегуляция

ПУУД: способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

VIII. Итог урока

1 мин

- Какие цивилизованные страны существовали в эпоху Древнего мира?

- В чем отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

- Что такое цивилизация?

- Древней Европы и Древнего Востока.

- В древнем мире появились города, письменность, а в Первобытном мире люди только научились добывать огонь и пищу.

- Более высокая ступень развития.

Беседа

Фронтальный опрос

КУУД: готовность слушать учителя, вести диалог

IX. Домашнее задание

1 мин

Уч. С.53, с.56 – читать.

Р.т. – с.36 ,1М.

Записывают домашнее задание

Объяснение

ЛУУД: заинтересованность в расширении и углублении знаний

X. Рефлексия

1 мин

Ребята, вам было сложно работать сегодня на уроке?

Почему?

Ответы детей

Словесный, беседа.

РУУД: адекватно воспринимать оценку учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в первом классе "Звуки [л], [л`]. Буквы Л, л" УМК "Перспектива"

Цель урока: Создание условий для успешного освоения звуков [л], [л`] и соответствующих букв Л,л.Задачи : способствовать формированию навыка чтения; развивать навык написания (печатания) букв...

Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"

Класс  1УМК  ПерспективаПредмет Окружающий мирТема    Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...

Технологическая карта урока английского языка «Мое первое путешествие в чудесный мир английских слов»

Обновленный ФГОС Технологическая карта урока английского языка  «Мое первое путешествие в чудесный мир английских слов» (внеклассное мероприятие)...

Технологическая карта урока окружающего мира «Школа первой помощи» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирований умений пользования  медицинскими термометрами, пользования номерами телефонов экстренной помощи и оказание первой помощи при легких травмах, обм...