Технологическая карта урока «Древний мир - рождение первых ц»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок окружающего мира в 4 классе ОС 2100 по теме "Древний мир- рождение первых цивилизаций"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 56.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир «Человек и человечество» 4 класс, часть 2, автор Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Кузнецова С.С и др.
Тема: «Древний мир - рождение первых цивилизаций»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формирование первичного представления у учащихся об эпохе Древнего мира.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с новым понятием – «цивилизация»; учить работать с исторической картой учебника;
Развивающая: развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление), устную и письменную речь, обогащать словарный запас.
Воспитательная: формировать интерес к истории, расширять кругозор.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
расширение знаний об эпохе Древнего мира, расширение кругозора школьников, умение сравнивать эпохи между собой.
Метапредметные:
Познавательные: способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); умение выдвигать гипотезы и обосновывать их; умение анализировать, классифицировать найденную информацию; умение принимать и сохранять учебную задачу;
Регулятивные: владение способами организации, планирования различных видов деятельности; обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе; адекватно воспринимать оценку учителя; коммуникативные: способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием; готовность слушать собеседника, вести диалог; умение задавать вопросы; умение строить высказывания;
Личностные: сформированность мотивации к обучению, заинтересованность в расширении и углублении знаний по окружающему миру и способность к саморазвитию.
Оборудование и материалы: ИКТ (проектор, компьютер, интер.доска), доска, учебник «Окружающий мир» («Человек и человечество») Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырина С.В. 4 класс, часть 2., рабочая тетрадь «Окружающий мир» («Человек и человечество») Харитоновой Н.В., Сизова Е.В. 4 класс, набор предметов: песочные часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9, листы с установками на урок.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и приемы работы | Формируемые УУД |
| 1 мин | Здравствуйте, ребята, приготовьтесь к уроку. У нас сейчас урок окружающего мира. | Приветствуют учителя | Словесный | РУУД: умение организовывать свое рабочее место |
| 4 мин | - Скажите, а где мы побывали на прошлом уроке? - Что интересного вы узнали об этой эпохе? -Перечислите все культурные достижения людей в эпоху Первобытного мира. - Кто сможет определить временной промежуток эпохи Первобытного мира? - Что такое государство? - Что вы понимаете под словом «культура»? | - В первобытном мире. - Как жили первобытные люди. - Возникновение земледелия и скотоводства – одно из главных достижений первобытного человека. До этого человек ничего не производил и питался лишь тем, что давала ему природа. Теперь, выращивая растения и животных, сам он реже голодал и меньше зависел от ее капризов. Жизнь его стала более сытой и безопасной. - 10 тыс.лет назад – 5 тыс.лет назад. - организация, которая управляет обществом в какой-либо стране. - Воспитание, образование, развитие. | Словесный, опрос Беседа Фронтальный опрос Анализ Сравнение Обобщение | КУУД: готовность слушать собеседника, вести диалог; умение задавать вопросы; умение строить высказывания Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
III.Целеполагание | 3 мин | - Откройте учебник на с. 46 посмотрите на " Реку времени". Как вы думаете, в какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие? - Какая это по счету эпоха? - Кто сможет определить временной промежуток эпохи Древнего мира? - Запишите на доске. - Мы совершим путешествие во вторую эпоху человечества. И тема урока -"Древний мир- рождение первых цивилизаций". СЛАЙД 1 | - в эпоху Древнего мира. - Вторая - ХХХ в. до н.э. - 4 в. н.э. Записывает на доске один учащийся. | Словесный Работа с учебником Разъяснение Наглядный Сравнение Презентация | Регулятивные: осуществление действий по инструкции. |
IV. Открытие нового материала | 11 мин | СЛАЙД 2 (на слайде изображены солнечные и песочные часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9). - Пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами? - Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные? - Для чего служат нам часы, календарь, буквы и цифры? - Что такое древний мир? Какая это эпоха по счету? - Могли часы, календарь, буквы, цифры появиться в первобытном обществе? - Откройте учебник на с.52. Определим проблему урока. Кто прочтет? - Какое мнение высказала Анюта об эпохе Древнего мира? - Что предположил Илюша? - Сформулируйте вопрос урока. - Обратите внимание на название темы: « Древний мир – рождение первых ЦИВИЛИЗАЦИЙ». - Значит, какое основное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного общества? - Посмотрите на рисунки на с. 53. Как вы думаете, что такое цивилизация? - Прочитаем текст « Новая ступень в развитии общества». - Читает…. - Спасибо, следующий… -Прочитайте из текста, что такое цивилизация. - Чем цивилизация отличается от первобытного общества? - Рассмотрите карту на с.54-55. - Просмотрите легенду к карте. - Что обозначено на карте розовой линией? - Что находится за пределами этой границы? - В каких частях света возникли древние цивилизации? - Посмотрите на картинки вокруг карты. Какие постройки сооружали жители разных частей света в эпоху Древнего мира? - Посмотрите на карту. Два мира одновременно существовали на планете и обменивались своими достижениями. | - Пользуемся. Но не всеми. - Древние, но используются в современном мире. - Чтобы рассчитывать время, чтобы читать, писать, считать. - Вторая эпоха всемирной истории? - Нет, так как первобытные люди не знали письменности, а алфавит нужен для письма. Читают текст на с.52. - В Древнем мире, как и в Первобытном, люди, наверное, только самым простым и несложным вещам научились. Ведь когда хотят сказать, что это вещь простая и уже ненужная, так и говорят – «очень древняя». - Мы пользуемся огнем, который научились разжигать первобытные люди, - возразил Илюша. – Наверное, и в Древнем мире придумали что-то такое, чем мы пользуемся сейчас. - Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся? - В эту эпоху появились первые цивилизации. - Цивилизация - возникновение городов, государств, письменности. Читают двое учащихся. - Более высокую ступень развития мы называем цивилизацией. - Цивилизации- большие общества со своей культурой. - В первобытном обществе были поселки, роды и племена, рассказывали сказания. А в Древнем мире уже были города, государства и возникла письменность. Смотрят карту. - Граница цивилизованного мира. - Мир первобытных племен. Ориентируются по карте для ответа на вопрос Ищут по карте. - Храм Парферон, Колизей, Египетские пирамиды, Буддийская ступа, Великая Китайская стена. | Словесный, беседа, рассказ, наглядный, показ презентации. Фронтальный опрос Работа с картой Работа с учебником | РУУД: осуществление действий по инструкции. КУУД: высказывать свою точку зрения. ПУУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. ЛУУД: заинтересованность в расширении и углублении знаний по окружающему миру и способность к саморазвитию; |
V. Физ. минутка | 1 мин | Учитель показывает физические упражнения. | Дети повторяют за учителем | Практический | ЛУУД: укрепление здоровья |
VI. Закрепление изученного материала | 11 мин | - Посмотрите на слайде, где располагались цивилизации Древней Европы и найдите их у себя в учебнике. СЛАЙД 3 СЛАЙД 4 - Посмотрите, где размещались цивилизации Древнего востока. - Какой мир был обширнее- мир первобытных племен или мир древних цивилизаций? - Снова обратимся к карте. - Что отмечено разными цветами? - какие цивилизации расположились в Европе? - Какие цивилизации расположились на Древнем Востоке? - По берегам, каких великих морей и рек размещалась цивилизация Древней Европы? - Древнего Востока? - Прочитаем информацию про цивилизации Древней Европы и Древнего востока и сравним. Прочитайте вслух. Четыре учащихся вслух озвучивают для товарищей информацию. СЛАЙД 5, СЛАЙД 6, СЛАЙД 7. - Какие цивилизации принято именовать морскими цивилизациями и почему? - В какой цивилизации в государстве был один человек - монарх (фараон, царь, император)? - Рассмотрите картинки, которые размещены вокруг карты и подписи рядом с ними. - Ваша задача: на листе бумаги написать название цивилизации( НЕ ГОРОДА, а ЦИВИЛИЗАЦИИ) , и каким памятником архитектуры она прославилась. - На это задание вам дается 3 минуты. - Проверьте правильность на слайде. СЛАЙД 8, СЛАЙД9 - Посмотрите на с.56. Рассмотрите иллюстрации и скажите, где что было изобретено? - Прочитайте текст под рисунками. - В честь кого были названы Олимпийские игры? - Как звали героя, имя которого стало символом борьбы за свободу и справедливости? - Посмотрите на рисунке на с. 57, как развивалась техника в эпоху Древнего мира. - Посоветуйтесь со своим соседом по парте и скажите, что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений? - Прочитаем текст на с.58. Читать начнет… - Что считалось добром, а что злом в эпоху Древнего мира? | Слушают.
- Древний мир. - Разные цивилизации. - Древний Рим, Древняя Греция (Эллада). - Древний Египет, Западная и Средняя Азия, Древняя Индия, Древний Китай. - Ледовитый океан, Дунай, Днепр. - Индийский океан, Тигр, Евфрат, Нил, Ганг, Хуанхе, Янцзы, Инд. Читают со слайда информацию. - Цивилизации Древней Европы. - В цивилизации Древнего Востока. - Древняя Европа: колизей, Храм Парферон. - Древний Восток: Буддийская ступа, Великая Китайская стена, Египетские пирамиды, Ворота Богини Иштар. - В Древнем Египте календарь в 365дней. - В Древней Индии цифры от 0 до 9. - В Древнем Риме названия месяцев. -Древнем Междуречье изобрели единицы измерения времени. - В Древнем Китае изобрели Шелк, иероглифы. - В Древней Греции алфавит из гласных и согласных букв. Читают текст под рисунками. - в честь бога Зевса, жившего на горе Олимп. - Спартак. - Изобрели железный топор, дисковое колесо, колесо со спицами, парусно-гребные корабли. Читают текст. - « Настоящим человеком признается только человек своей цивилизации, своей культуры». | Словесный, беседа, фронтальный опрос, наглядный, показ презентации. Частично-поисковой Анализ Сравнение Работа с учебником | Регулятивные: осуществление действий по инструкции. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. ЛУУД: заинтересованность в расширении и углублении знаний по окружающему миру и способность к саморазвитию; |
YII. Самостоятельная работа | 6 мин | - Откройте р.т. на с.36. Прочитайте з.1 Н. Вставьте в текст рабочие слова. Выполняйте самостоятельно. Затем проверим. На это задание вам дается 2 мин. СЛАЙД 10 - Следующее задание П. Выполняйте самостоятельно. На это задание вам дается 2 мин. СЛАЙД 11 - Переходим к заданию 2Н. Прочитайте задание. - Где изобрели алфавит из гласных и согласных букв? - Где изобрели календарь, в котором год равен 365 дням? - Где изобрели цифры от 0 до 9? - Где изготовляли шелковые ткани? - Где изобрели латинский язык? - Теперь выполним задание П. - Добавь в кроссворд в любом подходящем под буквой месте «Междуречье» и запишите изобретения этой цивилизации. - Прочитаем вывод на с.59. | - древнего, цивилизаций, города, иметь законы, собирать налоги, держать войско. Так появлялись государства. - Из железа, колесо, умение обращаться и использовать огонь для приготовления пиши и обогрева жилища. - Греция. - Египет. - Индия. - Китай. - Рим. - изобретение единицы измерения времени. Читают. | Самостоятельная работа Презентация Рассуждение Саморегуляция | ПУУД: способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); |
VIII. Итог урока | 1 мин | - Какие цивилизованные страны существовали в эпоху Древнего мира? - В чем отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира? - Что такое цивилизация? | - Древней Европы и Древнего Востока. - В древнем мире появились города, письменность, а в Первобытном мире люди только научились добывать огонь и пищу. - Более высокая ступень развития. | Беседа Фронтальный опрос | КУУД: готовность слушать учителя, вести диалог |
IX. Домашнее задание | 1 мин | Уч. С.53, с.56 – читать. Р.т. – с.36 ,1М. | Записывают домашнее задание | Объяснение | ЛУУД: заинтересованность в расширении и углублении знаний |
X. Рефлексия | 1 мин | Ребята, вам было сложно работать сегодня на уроке? Почему? | Ответы детей | Словесный, беседа. | РУУД: адекватно воспринимать оценку учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в первом классе по теме "Многозначные слова" (УМК "Начальная школа XXI века")
Коспект урока "Многозначные слова" 1 класспрезентация к нему скачать...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Существительные первого склонения" 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)
Тема: Существительные первого склонения (3кл)...
Технологическая карта урока. Древняя Русь. 4 класс
Древняя Русь...
Технологическая карта урока русского языка в первом классе "Звуки [л], [л`]. Буквы Л, л" УМК "Перспектива"
Цель урока: Создание условий для успешного освоения звуков [л], [л`] и соответствующих букв Л,л.Задачи : способствовать формированию навыка чтения; развивать навык написания (печатания) букв...
Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"
Класс 1УМК ПерспективаПредмет Окружающий мирТема Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...
Технологическая карта урока английского языка «Мое первое путешествие в чудесный мир английских слов»
Обновленный ФГОС Технологическая карта урока английского языка «Мое первое путешествие в чудесный мир английских слов» (внеклассное мероприятие)...
Технологическая карта урока окружающего мира «Школа первой помощи» (УМК «Перспектива», 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирований умений пользования медицинскими термометрами, пользования номерами телефонов экстренной помощи и оказание первой помощи при легких травмах, обм...