Конспект урока по окружающему миру "Природа. Разнообразие природы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Природа. Разнообразие природы."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznoobrazie_prirody_konspekt.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
3 класс
«Природа. Разнообразие природы»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Технологическая карта урока по окружающему миру
Тема урока | Природа. Разнообразие природы. |
Цель | Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников |
Задачи | Образовательные: ознакомить учащихся с разнообразием природы; учить классифицировать объекты природы; устанавливать связи между живой и неживой природой; определять значение и ценность природы для человека; расширять представление учащихся о необходимости охраны окружающей среды. Развивающие: способствовать развитию любознательности, наблюдательности, образной связной речи; формировать умение работать с текстом учебника, дополнительной информацией. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе. |
Планируемые результаты | Предметные: учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся формулировать выводы и обобщения. Формируемые УУД - Личностные - Регулятивные - Коммуникативные - Познавательные |
Основные понятия | Классификация объектов природы (природа живая, природа неживая); биология; царства (царство растений, царство животных, царство грибов, царство бактерий), микроскоп. |
Оборудование
| Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе, 1-ая часть. Дополнительная литература: Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь, 1-ая часть. Презентация к уроку Плакат «Разнообразие природы» Предметные картинки Схемы-опоры Карточки для индивидуальной работы Объекты живой и неживой природы Листы самооценки |
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | ||||
Предметные | УУД | ||||||
I. Организация класса на работу | |||||||
Задачи: Мотивировать, заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. | Вводное слово учителя – Прозвенел звонок на урок. Урок начинается. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы. Постановка проблемы и организация короткой дискуссии относительно её
| Слушают учителя, отвечают на его вопросы; высказывают свою точку зрения на проблему. | Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. | Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД). | |||
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. | |||||||
Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. | Учитель просит учащихся выдвинуть предположение о теме урока, используя стихотворение, записанное на доске. Люди, оглянитесь-ка вокруг! Как природа истинно прекрасна! Ей нужна забота Ваших рук, Чтобы красота ее не гасла.
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года - Это всё вокруг... (природа). Учитель подводит итог беседы и формулирует тему урока, чётко определяет задачи
| Выдвигают предположение о теме урока, вставляя пропущенное слово в стихотворение; отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи. | Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу. | Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих заданий, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД); Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | |||
III. Изучение нового материала | |||||||
Задачи: Создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием природы и её классификацией; рассмотрения взаимосвязей в природе; расширить представление учащихся о разнообразии животного и растительного мира; обучать формулировать выводы и обобщения. |
Учитель проводит беседу по теме урока, раскрывает лексическое значение природоведческих понятий; создаёт игровую ситуацию.
На доске картинки: машина, река, дождь, солнце, лиса, роза, дом, книга, берёза, телевизор.
Учитель предлагает убрать картинки с изображениями рукотворных объектов.
(СЛАЙДЫ 2-5) | Отвечают на вопросы учителя; участвуют в игре, учатся классифицировать объекты окружающего мира. | Знакомятся с природоведческими понятиями; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
| |||
Задача: Обеспечить понимание учащимися, по каким признакам делятся объекты природы на группы; формировать первичные исследовательские умения, создать условия для активной работы учащихся на уроке. |
Учитель демонстрирует объекты живой и неживой природы: яблоко, камень, песок, комнатные растения. - Определите, к какой группе живой природы относятся данные объекты, дополните таблицу своими примерами. (СЛАЙД 5) - Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы? (Живые существа, или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают. ) - Прочитайте, какие объекты живой и неживой природы вы записали. - Определите, к какой группе относятся данные предметы. (СЛАЙД 6) - Проверьте у товарища по парте, как он справился с заданием. У кого возникли затруднения? | Выполняют задание по карточкам, объясняют правильность своих выводов, отвечают на вопросы учителя, выполняют взаимопроверку выполненного задания. | Учатся по результатам наблюдений делать выводы; происходит осмысление окружающей нас действительности. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) | |||
Задача: Создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием природы и её классификацией; рассмотрения взаимосвязей в природе и значения природы для человека; расширить представление учащихся о разнообразии животного и растительного мира; обучать формулировать выводы и обобщения. |
Учитель ведёт диалог с учащимися; организует дискуссию; предлагает учащимся моделировать вопросы друг к другу ; оценивает умения полно, связно отвечать на поставленные вопросы, делать вывод. -Есть особая наука, которая изучает живую природу, и называется она биология (от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука). (СЛАЙД 7)
Учитель демонстрирует схему (СЛАЙД 8) Царства животные растения грибы ? -Придумайте и назовите объекты данных царств.(Ответы учащихся)
Учащиеся дополняют схему царством бактерий. (СЛАЙД 9) | Учащиеся размышляют, читают, отвечают на вопросы учителя и учащихся; анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, обосновывают её. | Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью полученных знаний. | Уметь осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; (познавательные УУД); Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | |||
IV. Закрепление изученного материала. | |||||||
Задача: Применить полученные школьниками знания в физминутке. Формировать у школьников первичные исследовательские умения; создать условия для активной работы учащихся на уроке. | 1.Физминутка. Игра «Живое -неживое». Учитель называет слова. Если оно обозначает объект живой природы, учащиеся подпрыгивают на месте, если слово обозначает объект неживой природы - делают хлопок в ладоши. (Вода, дуб, воробей, капуста, радуга, облако, медведь, песок, обезьяна, липа, камень, комар, бактерия, почва, мухомор)
- Мы с вами определили, что все объекты природы можно разделить на живые и неживые.
- Приведите свои примеры взаимосвязей в природе. Изобразите связи при помощи рисунка или схемы. - Подумайте и скажите, может ли человек обойтись без природы? Докажите свою мысль. (Учащиеся используют учебник , стр. 7 ) | Учащиеся выполняют физминутку в соответствии с заданием. Учащиеся принимают участие в обсуждении, размышляют, обобщают полученные знания. Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы. | Учатся внимательно слушать задание, чётко его выполнять. Учатся по результатам наблюдений делать выводы; происходит осмысление окружающей нас действительности. Учащиеся учатся работать в группах, дискутировать по предложенной проблеме, делать заключения на основе наблюдений; отстаивать свою точку зрения. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). Уметь осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; (познавательные УУД); Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; (познавательные УУД); Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД); | |||
V. Подведение итога урока. | |||||||
Задача: Обобщить полученные школьниками знания и закрепить. | Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников.
| Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. | Учащиеся учатся по результатам наблюдений делать выводы; происходит осмысление окружающей нас действительности. | Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД). | |||
VI. Рефлексия | |||||||
Задача: Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. | Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности
| Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний. | Учащиеся учатся формулировать конечный результат своей работы, выделяют основные позиции нового материала. | Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |||
VII. Домашнее задание. | |||||||
Задача: мотивировать учащихся к закреплению изученного материала через домашнее задание. | Учитель объясняет домашнее задание: -Прочитать статью «Природа» (учебник стр. 4-9), ответить на вопросы, выполнить задание в рабочей тетради стр. 4 № 4,5. | Учащиеся записывают домашнее задание. | Учащиеся учатся осознанно закреплять изученный на уроке материал, производить самоконтроль. | Учащиеся учатся осознавать целесообразность домашнего задания (Регулятивные УУД) |
Литература
- Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе, 1-ая часть.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь, 1-ая часть.
- Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 3 класса к УМК А.А. Плешакова («Школа России»).
- Интернет - ресурс earlystudy.ru/sokrovischnica/zhivayanezhivaya-priroda-to-chto-sdelal-che
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений" 3 класс
Данная разработка представляет собой конспект урока по окружающему миру по теме "Разнообразие растений". Будет полезна учителям начальных классов. В конспекте содержатся интересные факты из жизни раст...
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"
Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду." Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...
конспект урока по окружающему миру "Разнообразие животных"
Данный конспект содержит объяснение нового материала по теме "Разнообразие животных " . На этапе закрепления темы детям предлагается выполнить разнообразные задания и выявить пробелы в теме....
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие рек. Части реки. Озёра".2 класс
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе....
Конспект урока по Окружающему миру "Разнообразие растений" 3 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока по Окружающему миру "Разнообразие растений" 3 класс УМК "Перспектива"...
Конспект урока по окружающему миру: Разнообразие растений (3 класс)
Цели занятия: Познакомить учащихся с основной квалификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений. Задачи, направленные на достижение предметных результатов:...
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие животных"
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие животных"...