Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие животных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/raznoobrazie_zhivotnyh.docx | 38.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
Учитель: Четырева Марина Валерьевна
Предмет: окружающий мир 3класс
Образовательная программа «Школа России»
Тип урока: усвоение нового материала
ТЕМА | Разнообразие животных |
Цель | Формировать умение классифицировать животных по группам |
Задачи | Расширить кругозор учащихся , развивать их речь, навык чтения |
Планируемые результаты | Личностные Использовать коммуникативные умения работать в группе и парах Пополнять речевой запас Развивать логическое мышление учащихся Предметные Узнать основные группы животных Уметь распределять животных по группам Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос Метапредметные Поиск информации из разных источников Развитие навыка чтения Уметь аргументировать свою точку зрения Делать выводы и анализировать Уметь правильно формулировать свое мнение |
Межпредметные связи | Литературное чтение, математика, русский язык |
Форма работы | Индивидуальная, коллективная, групповая |
Технологии | Деятельностный метод, игровая, поисковая, информационно-коммуникативная технологии, проблемный метод, здоровьесберегающая технология |
Ресурсы | Учебник « Окружающий мир» 3 класс1ч. А. Плешаков. Просвещение 2012 Рабочая тетрадь « окружающий мир» 3 класс 1ч. А. Плешаков Просвещение 2014 Методическое пособие « Окружающий мир» 3 кл ООО «ВАКО»2013 Справочник Ожегова Интернет- ресурс. Картинки. |
Оборудование | Компьютер, мультимедиапроектор экран |
Ход урока.
1. Организация условий работы.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
-На прошлых уроках мы говорили об охране растений. Итогом этой работы явилось создание книжек-малышек «Берегите растения!». Начинается книга с жалоб из леса: « Что сказали бы растения, если бы умели говорить». Есть в этой книжке и загадки о растениях, стихи , а также рисунки с правилами поведения в природе.(Дети выступают с книжками – малышками)
– Почему некоторые виды дикорастущих растений становятся редкими?
(Выступление с сообщением «Растения ,занесённые в Красную книгу».
3. Введение и сообщение темы урока с использованием компьютерной презентации.
Разгадайте кроссворд.
- Я предлагаю вам лакомства для ума. Разгадайте кроссворд.
- Слово, которое получится в выделенной строке, поможет нам определить тему урока.
Слайд 2.
1.Он пятнистый, длинношеий, Шея длинных ног длиннее. Ходит важно, словно граф, Называется … (жираф). | 2.Хитрая плутовка, Рыжая головка. Пушистый хвост – краса А зовут её … (лиса). | 3.В яме спит зимою длинной. Но чуть солнце станет греть, В путь за мёдом и малиной Отправляется ... (медведь). |
4.Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло – Спать летит в дупло. (Сова) | 5.В лесу под щебет и под свист Стучит лесной телеграфист: Здорово, дрозд-приятель И ставит подпись … (дятел). | 6.Краской сероватая, Походкой мешковатая, Повадкой вороватая, Крикунья хрипловатая. (Ворона) |
7. У какой кисочки на ушах кисточки? (Рысь) | 8.Пышный хвост торчит с верхушки, Что за странная зверушка? Щёлкает орешки мелко. Ну, конечно, это … (белка). |
- Прочитайте, какое слово получилось? (животные)
4. Объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации.
Слайд 3.
-Тема нашего урока - разнообразие животных, сегодня мы заглянем в мир животных, так как он очень разнообразный.
-Докажите что животные удивительно разнообразны, используя свои знания и рисунок в учебнике на с.87 (Животных очень много. среди них есть большие и маленькие, одни бегают ,другие летают, третьи плавают, а кто-то ползает. У каждого из них свой образ жизни и свои привычки.)
- Ребята ,я расскажу вам одну историю. Жили-были две сестры-царицы. Звали их Флора и Фауна.
-А кто это за царицы?
-Правильно, Флора –царица растений, а Фауна –царица животных. Жили дружно и мирно. У Флоры все было в порядке. Царство растений представляло единое целое, состоящее из определённых групп.
-Назовите на какие группы делятся все растения?(Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.)
-У Фауны до некоторых пор тоже было всё в порядке. Но однажды случилась беда: она потеряла «Домовую книгу», где животные были переписаны по группам, они разбежались, мечутся, растерялись - полный беспорядок. Давайте поможем царице Фауне навести порядок в её царстве, и распределить животных по группам. Для этого нам предстоит сегодня на уроке ответить на такие вопросы :
На какие группы можно разделить животных?
По каким признакам распределить животных?
(Вопросы записаны на доске)
-На эти вопросы мы попробуем ответить и в этом нам поможет наука о животных.
-Кто знает как она называется?( Зоология)
Слайд 4.
-Зоология- это еще один раздел биологии.
Работа в группах. Обсуждение мнений.
Работа по учебнику.
Слайд 5.
-Какие бывают животные?
- Откройте учебник на странице 88.здесь учёные-зоологи знакомят нас с группами животных, перечислите их .(Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные.)
-Каждая из групп подготовит нам небольшое сообщение об отдельных группах животных, используя материал из учебника и дополнительный материал .
-Внимательно слушайте, чтобы правильно заполнить таблицу «Какие бывают животные».(Приложение №1)
Первая группа нам расскажет о червях и моллюсках, вторая - о иглокожих и ракообразных, третья – о паукообразных и насекомых, четвёртая – о земноводных и пресмыкающихся, пятая – о рыбах и птицах, а шестая – о зверях.
-Читаете текст, обсуждаете и выбираете главное отличие животных вашей группы.
Первая группа:
Слайд 6.
1.)Черви, сборная группа беспозвоночных животных с вытянутым телом.
На свете есть много разных червей, например, пиявки.Пиявки - это кровососы, и при произнесении этого слова у многих людей возникает чувство отвращения. Но нужно помнить, что всё живое имеет право на существование, а среди пиявок есть медицинские, которые используются при лечении сердечнососудистых заболеваний. Но всем нам хорошо известны дождевые или земляные черви. Эта группа червей, живущих в почве. Выползают на поверхность после сильных дождей. Отсюда и название. Дождевые черви рыхлят почву, способствуют насыщению почвы воздухом, увлажнению и таким образом повышают её плодородие.
-Какие отличительные признаки группы червей?(Мягкое вытянутое тело).
Слайд 7.
-Давайте запишем это отличие в таблицу.
Первая группа:
Слайд 8.
2) Моллюски имеют мягкое тело, которое у многих из них защищено раковиной. Обитают в морях (большинство), пресных водоемах и на суше. Многие моллюски — пища рыб, птиц и млекопитающих; некоторые употребляются в пищу человеком (устрицы, мидии, кальмары, гребешки и др.). Раковины используются для изготовления поделок, из жемчужниц добывают жемчуг.
-Какие отличительные признаки группы моллюски? (Мягкое тело . защищено раковиной)
Слайд 9.
-Давайте запишем это отличие в таблицу.
Вторая группа:
Слайд 10.
- Иглокожие - малоподвижные животные. Это морские звёзды, морские ежи, морские лилии ,морские огурцы и другие. Многие из них - хищники, некоторые питаются растительной пищей. При нападении врага или неблагоприятных условиях могут отбрасывать части тела, и даже внутренние органы с последующим их восстановлением.
-Какие отличительные признаки группы иглокожие?(Имеют иголки).
Слайд 11.
-Запишем это отличие в таблицу.
Вторая группа:
Слайд 12.
1)Ракообразные - это раки, крабы, креветки. Эти животные обитают только в чистых водоёмах. Тело состоит из 3 частей: головы, груди, брюшка. На голове расположены 2 пары усиков - антенны. Усики служат органами чувств, а иногда помогают при передвижении. Глаза расположены непосредственно на голове или на стебельках. Органы дыхания - жабры. Некоторые из ракообразных процесс дыхания осуществляют через кожу. Питаются водорослями, водными животными, бактериями.
-Какие отличительные признаки группы ракообразные? (Тело покрыто панцирем, имеется две клешни.)
Слайд 13.
-Запишем это отличие в таблицу.
Третья группа:
Слайд 14.
- Паукообразные - это пауки, скорпионы, клещи. У паукообразных голова и грудь слиты воедино и никаких усов нет. Брюшко покрыто щитком. Сзади на брюшке расположены паутинные бородавки. Выходящее из них вещество, застывая в воздухе, превращается в шёлковую паутинную нить, настолько гибкую и прочную, что в 18 веке во Франции из неё изготовили перчатки.
Пауки - самые лучшие истребители мух. А ведь мухи - основные переносчики многих болезней. Некоторые учёные считают, что пауки уничтожают мух больше, чем все остальные обитатели Земли вместе взятые.
-Какие отличительные признаки животных группы паукообразные?(Имеют восемь ног)
Слайд15.
-Запишем отличие этой группы животных в нашу таблицу.
Третья группа:
Слайд16.
1) Насекомые--это животные, которые имеют 3 пары лап. Тело разделено на 3 отдела: голову, грудь, брюшко. Хорошо развито зрение. Некоторые из них обладают "музыкальным" слухом и тонким обонянием. Это жуки, бабочки, пчёлы, муравьи, стрекозы и многие другие
-Какие отличительные признаки у насекомых? (Имеют шесть ног).
Слайд17.
-Запишем в таблицу.
Четвертая группа:
Слайд18.
1)Земноводные - животные, которые получили своё название оттого, что часть жизни они проводят на суше, а часть - в воде. Кожа у них голая, нежная. У них нет ни сильных когтей, ни больших зубов, ни твёрдого панциря, защитную функцию играет их окраска. Это лягушки, жабы, тритоны, саламандры.
-Назовите отличительные признаки для этой группы.(Часть жизни проводят на суше, часть - в воде: кожа голая. нежная).
Слайд19.
-Запишите в таблицу.
Четвертая группа:
Слайд20.
2)Пресмыкающиеся – это ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи. Самые большие ящерицы – вараны. А бывают совсем крохотные – со спичку. У ящериц обычно четыре ноги. Но у таких ящериц, как веретиница и желтопёрик, нет ног. А в Мексике живёт ящерица айолот, у которой две ноги.
У змей глаза закрыты тонкой плёнкой, они как в контактных линзах. Язык у змей – орган обоняния и осязания, вместе с веками. Летом резвятся, а зимой спят. Змеи, кроме шипения, никаких звуков не издают.
Крокодилы питаются мясом и рыбой. Охотятся они из засады.
Самые долголетние черепахи живут до двухсот лет. Сколько у черепахи бороздок на щитке, столько ей и лет. Сухопутные черепахи едят растения, а морские ещё и рыбу.
-Назовите отличительные признаки этих животных. (Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем).
Слайд21.
-Запишите это отличие в таблицу.
Пятая группа:
Слайд22.
- Рыбы-это животные, чьё тело покрыто чешуёй, имеют "обтекаемую" форму, умеют плавать, имеют плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, живородящие, откладывающие икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры. Зрение развито не у всех рыб, гораздо лучше развито обоняние, которое помогает найти пищу.
-Назовите отличия рыб.(Живут в воде, тело покрыто чешуёй, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами).
Слайд23.
-Запишите в вашу таблицу.
Пятая группа:
Слайд24,25.
- Птицы-это животные, которые умеют летать, их тело покрыто перьями. Размножаются, откладывая яйца, имеют постоянную температуру тела, которая выше, чем у млекопитающих. У птиц хорошо развиты органы чувств, главным образом зрение и слух.
-Какие отличительные признаки у птиц?(Тело покрыто перьями).
Слайд26.
-Запишем отличие в таблицу.
Шестая группа:
Слайд27,28.
- Звери или млекопитающие, -животные, тело которых покрыто шерстью. Своих детёнышей они выкармливают молоком. От своих родителей детёныши учатся многому: добывать корм, рыть нору, охотиться и т.д.
-Назовите отличия этой группы животных.(Тело покрыто шерстью, детёнышей выкармливают молоком).
Слацд29.
-Запишем отличия в таблицу.
- Подведём итог.
-Назовите группы животных, с которыми мы познакомились, (дети называют группу, а учитель выставляет нужную карточку на магнитной доске)
На магнитной доске: (Группы животных: Черви, Моллюски, И т.д.)
- Какие из перечисленных животных встречаются в нашей местности?
5. Физ. минутка.
6.Закрепление изученного материала
1)Задание для каждой группы (по одному животному на группу) к какой группе относится животное с использованием компьютерной презентации.
Слйды30-36
2)Анаграммы (расшифровать слова) Собери слово и определи группу животных..проблемная ситуация Кратко охарактеризуйте их,
пользуясь информацией учебника на стр.88—90
Слайд36-41
3)Выполнение заданий в рабочей тетради.
№1(с.50)
-Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки на с.50-51.Прономируйте рисунки.
№2 (с.51)
-Прочитайте задание.
- Кто лишний в первом ряду животных? Почему? (Осьминог, это маллюск.)и т.д.
№3 (2),№3(3)
7. Обобщение и систематизация знаний и умений.
1)Задание с раздаточным материалом (макеты животных) : определи группу животного, объясни свой выбор.(Работа в группах).
2) Кроссворд. (Работа в парах).(Приложение №2)
Вывод:
- С какими группами животных вы познакомились сегодня?
7. Подведение итога урока.
- Какая наука изучает животных?
- На какие группы делятся животные?
- Что общего у насекомых? Назовите представителей.
- Что общего у земноводных? Назовите представителей. И т.д.
- Какие животные встречаются в нашей местности?
Рефлексия учащихся
-Если вам всё на уроке было понятно, поднимите сигнальную карточку зелёного цвета, если есть один или два вопроса непонятных, поднимите сигнальную карточку жёлтого цвета, если вообще всё трудно и непонятно, поднимите красный цвет.
10. Задание на дом - с 88-90 пересказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида
конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида...
Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа" УМК Начальная школа XXI века. 3 класс
Тема урока ___ Животные – живые существа (организмы) Тип урока____ Урок формирования умений и навыков Цель урока: сформировать понятие « Животное – живое существо», расшир...
Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа (организмы)", 2 класс
Технологическая карта разработа с учетом применения интерактивной доски...
конспект урока по окружающему миру "Животный мир в опасности."
Конспект урока по окружающему миру "Животный мир в опасности." предназначен для 3- 4классов для любых УМК....
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»
Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...
Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»
Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»...