Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (УМК "Школа России, 2021/2022 учебный год)
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 70.06 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа России»). Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 года и обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2018, 2019.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 2 класса. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2020.
Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа России».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год (второй год обучения в общеобразовательной школе).
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» предназначена для учащихся 2б класса. В классе 22 учеников: 12 мальчиков и 10девочек.
Результаты итоговой диагностики усвоения предметных результатов обучения на конец первого класса выявили, что:
- 52% учеников усвоили программный материал по предмету на высоком уровне;
- 48% учеников усвоили программный материал по предмету на среднем уровне.
В данном классе обучается 1 ребенок по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (V вид, вариант 2), 2 ребёнка (VII вид, вариант 2).
Срок реализации данной программы – 1 год (второй год обучения в общеобразовательной школе).
На изучение окружающего мира во 2 классе начальной школы при пятидневной учебной неделе отводится по 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов в год.
Анализ Всероссийской проверочной работы в 2020 году показал, что при организации работы по окружающему миру следует обратить внимание на отработку следующих вопросов:
- освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
В связи с тем, что 23.02, 08.03, 09.03, 03.05, 10.05 являются праздничными днями, прохождение учебного материала обеспечивается за счёт объединения отдельных тем: тема урока № 45 «Моя родословная» с темой урока №46 «Правила вежливости»; тема урока №47 «В школе» с темой урока №48 «Мы – зрители и пассажиры»; тема урока №49 «Ты и твои друзья. Проверочная работа №5 (Тест №5)» с темой урока №50 «Посмотри вокруг».
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся на уроках окружающего мира реализуется материал краеведческой направленности.
II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Обучающийся научится:
• находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
• называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
• различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
• приводить примеры народов России;
• сравнивать город и село, городской и сельский дома;
• различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
• оценивать отношение людей к окружающему миру;
• различать объекты и явления неживой и живой природы;
• находить связи в природе, между природой и человеком;
• проводить наблюдения и ставить опыты;
• измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
• определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
• сравнивать объекты природы, делить их на группы;
• ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
• находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
• различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
• прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
• узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
• различать виды транспорта;
• приводить примеры учреждений культуры и образования;
• определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
• различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
• правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
• соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
• оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
• приводить примеры семейных традиций;
• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
• различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
• ориентироваться на местности разными способами;
• различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
• различать водные объекты, узнавать их по описанию;
• читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
• находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
• различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны
III. Содержание учебного предмета
2 класс (68 часов)
Где мы живем (3 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (19 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
В соответствии с индивидуальными особенностями усвоения учебного материала учащимися класса незначительно изменено соотношение количества часов на изучение отдельных тем, что также отражено в таблице.
№ | Название темы | Кол-во часов в госуд. программе | Кол-во часов в рабочей программе | Причина изменения количества часов |
1 | Где мы живем | 4 | 3 | Уменьшение количества часов в связи с пропедевтическим изучением материала. |
4 | Природа | 20 | 20 | |
5 | Жизнь города и села | 10 | 10 | |
6 | Здоровье и безопасность | 9 | 9 | |
Общение | 7 | 7 | ||
Путешествия | 18 | 19 | Увеличение количества часов в связи с трудностями усвоения темы. | |
ИТОГО | 68 | 68 |
В учебном процессе используются следующие виды учебных действий:
1. Репродуктивные действия, требующие от учащихся достижения результата, максимально близкого к образцу (прочитать, переписать, воспроизвести и т. д.).
2. Мыслительные действия: установить причинно-следственную связь; выделить в объекте его составляющие, найти отличия и сходства; сделать вывод; выделить общее и существенное.
3. Контролирующие действия: сверить продукт своей деятельности с образцом, целью; найти ошибку; оценить результат своей деятельности или деятельности других.
4. Продуктивные действия: создание нового продукта - придумать рассказ; преобразовать данный продукт в новый: придумать задание; формирование новых целей: задать вопросы к тексту; планирующие действия: составление плана будущего действия.
Типы и формы организации уроков:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
Мотивационный этап.
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
Первичное закрепление нового знания.
Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Включение в систему знаний и умений.
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Тип №2. Урок рефлексии
Цели:
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Мотивационный этап.
Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
Обобщение выявленных затруднений.
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
Включение в систему знаний и умений.
Осуществление рефлексии.
В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
Самоопределение.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Постановка учебной задачи, целей урока.
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
Реализация выбранного проекта.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Этап рефлексии деятельности.
Тип №4. Урок развивающего контроля
Цели:
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока развивающего контроля
Мотивационный этап.
Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
Фиксирование локальных затруднений.
Создание плана по решению проблемы.
Реализация на практике выбранного плана.
Обобщение видов затруднений.
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
Решение задач творческого уровня.
Рефлексия деятельности.
Формы уроков для каждого типа урока
№ п/п | Тип урока по ФГОС | Формы уроков |
1 | Урок открытия нового знания | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа |
2 | Урок рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок |
3 | Урок общеметодологической направленности | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование |
4 | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы |
При реализации образовательной программы по предмету используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
При реализации дистанционных образовательных технологий может осуществляться дистанционное и электронное обучение, синхронное и асинхронное обучение. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Дистанционное обучение предполагает общение учителя и обучающихся в реальном времени (например, на видеоконференции).
Электронное обучении - учитель направляет обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки на тренажеры, номера упражнений), потом проверяет усвоение материала, общение как бы отложено во времени.
Синхронное обучение - форма организации образовательного процесса в режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых технологий (учитель и ученики могут здесь и сейчас общаться, получать обратную связь).
Асинхронное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например, обучение с использованием электронной почты).
Модели реализации обучения с применением дистанционных
(электронных) технологий
В зависимости от условий возможна реализация одной из четырех моделей дистанционного (электронного) обучения:
Модель/ Условия | Устройство (компьютер, планшет, ноутбук, смартфон) | Интернет |
Модель 1 | ||
Модель 2 | x | |
Модель 3 | x | |
Модель 4 | x | x |
Модель 1.
При реализации Модели 1 (у учителя и ученика есть персональное устройство и доступ к сети Интернет) могут быть использованы следующие ресурсы:
- учебники и пособия на бумажных носителях;
- учебники и пособия в электронном формате;
- электронные образовательные ресурсы (РЭШ, МЭШ, «Учи.ру» и пр.);
- федеральные и региональные образовательные телеканалы;
- платформы для организации онлайн-уроков.
Дистанционное (электронное) обучение реализуется посредством:
- дистанционных уроков (видеоконференций);
- электронных уроков (ссылок, списков ссылок на тренажеры, ссылок на видеозаписи уроков, подкасты);
- уроков на образовательных телеканалах;
- самостоятельной работы ученика.
Модель 2.
При реализации Модели 2 (отсутствуют необходимые устройства, доступ к сети Интернет есть) могут быть использованы следующие ресурсы:
- учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
- образовательные телеканалы;
- инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику и выполненных заданий учителю может осуществляться посредством электронной почты (сообщений в мессенджерах) родителей, родственников или соседей.
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; уроки на образовательных телеканалах.
Модель 3.
При реализации Модели 3 (есть персональные устройства, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
- учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
- учебники и пособия в электронном формате (можно передать, например, на флеш-носителе);
- инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных или электронных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю;
- образовательные телеканалы.
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; выполнение офлайн-заданий; уроки на образовательных телеканалах.
Модель 4.
При реализации Модели 4 (нет необходимых устройств, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
- учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
- образовательные телеканалы;
- инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику (родителям) и выполненных заданий учителю может осуществляться по почте или в школе в установленные дни.
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями, уроки на образовательных телеканалах.
При обучении предмету может быть реализовано гибридное обучение. Гибридное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой часть участников процесса обучения находится в школе, а часть - дома.
Реализуются четыре формы организации образовательного процесса:
- учитель - в классе (на дистант переведен только один класс), обучающиеся - дома;
- учитель - дома (учитель в группе риска), обучающиеся - в классе, ассистент учителя - в классе;
- учитель - в классе, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома (соблюдают самоизоляцию после поездки);
- учитель - дома, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома, ассистент учителя - в классе.
Целесообразен переход на гибридные форматы обучения в следующих случаях:
- часть обучающихся соблюдает самоизоляцию (например, по решению семьи или по предписанию врачей);
- дорога до школы связана с использованием общественного транспорта, семья хочет минимизировать контакты;
- обучающиеся или педагог находятся в группе риска (например, педагог старше 60 лет, педагог/обучающийся страдает хроническими заболеваниями и др.)
IV. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся | |||
Где мы живём (3 ч) | |||||||
1-2 | Родная страна Город и село. Проект « Родной город (село)». | 2 | 01.09 07.09 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Приводить примеры народов России; различать государственные символы России (герб, флаг, гимн); анализировать информацию, представленную в учебнике; делать выводы из изученного материала. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Оценивать результаты своей деятельности, собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; делать выводы из изученного материала. Объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; описывать предметы на основе предложенного плана; работать в группе. | |||
3 | Природа и рукотворный мир. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». | 1 | 08.09 | ||||
Природа (20 ч) | |||||||
4 | Неживая и живая природа. Проверочная работа №1 (тест №1) | 1 | 14.09 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осознавать ценность природы; различать объекты живой и неживой природы. Оценивать результаты своей деятельности. Узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека; анализировать иллюстрации учебника; делать выводы из изученного материала. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде; составлять план рассказа и рассказывать по плану. Осознавать необходимость бережного отношения к природе; наблюдать изменения в неживой и живой природе и устанавливать взаимосвязь между ними. Осознавать ценность природы для жизни человека и для себя лично; наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в неживой и живой природе; выступать с сообщениями. Осознавать значимость горных пород и минералов для жизни человека; различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; читать и обсуждать отрывок из книги. Осознавать значение воздуха для растений, животных и человека; анализировать схемы. Осознавать значение воды для растений, животных и человека; анализировать схемы. Наблюдать звёздное небо и находить на нём изученные созвездия; сопоставлять иллюстрации учебника с описанием; пользоваться дополнительными источниками информации (атлас-определитель, дополнительная литература, Интернет). Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; работать со схемами. Осознавать необходимость бережного отношения к животным; приводить примеры животных разных групп; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; находить в рассказах новую информацию; выступать с сообщениями Осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы; устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в текстах; делать выводы из изученного материала. Осознавать значение животных для человека; научиться сравнивать и различать диких и домашних животных. Узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями; делать выводы из изученного материала. Осознавать необходимость нести ответственность за домашних животных; приводить примеры разных пород кошек и собак, пользуясь атласом-определителем; извлекать из дополнительной литературы нужную информацию. | |||
5 | Что такое погода. Явления природы. Практическая работа №1 | 1 | 15.09 | ||||
6 | В гости к осени (экскурсия) | 1 | 21.09 | ||||
7 | В гости к осени | 1 | 22.09 | ||||
8 | Входная контрольная работа | 1 | 28.09 | ||||
9 | Звёздное небо | 1 | 29.09 | ||||
10 | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа №2 | 1 | 05.10 | ||||
11 | Про воздух… | 1 | 06.10 | ||||
12 | …И про воду | 1 | 12.10 | ||||
13 | Какие бывают растения | 1 | 13.10 | ||||
14 | Какие бывают животные | 1 | 19.10 | ||||
15 | Невидимые нити | 1 | 20.10 | ||||
16 | Дикорастущие и культурные растения. Проверочная работа №2 (тест №2) | 1 | 26.10 | ||||
17 | Дикие и домашние животные | 1 | 27.10 | ||||
18 | Комнатные растения | 1 | 09.10 | ||||
19 | Животные живого уголка | 1 | 10.11 | ||||
20 | Про кошек и собак | 1 | 16.11 | ||||
21 | Красная книга. Проверочная работа №3 (тест №3) | 1 | 17.11 | ||||
22 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | 1 | 23.11 | ||||
23 | Контрольная работа по разделу «Природа». | 1 | 24.11 | ||||
Жизнь города и села (10 ч) | |||||||
24 | Что такое экономика | 1 | 30.11 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны; объяснять, что такое экономика, и называть её составные части; извлекать из различных источников новые сведения; готовить сообщения. Классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам; классифицировать транспортные средства; составлять общий план рассказа; делать выводы из изученного материала. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности; читать текст и находить в нём нужную информацию; предлагать вопросы по содержанию текста. классифицировать транспортные средства; составлять общий план рассказа. Осознавать необходимость посещения культурных учреждений; различать учреждения культуры и образования и приводить соответствующие примеры; извлекать из текста учебника нужную информацию; предлагать вопросы по содержанию текста. Определять названия профессий по характеру деятельности; читать и обсуждать прочитанное; работать в группе. Наблюдать за зимними природными явлениями; адекватно оценивать собственные знания и навыки. | |||
25 | Из чего что сделано | 1 | 01.12 | ||||
26 | Как построить дом. Практическая работа №3 | 1 | 07.12 | ||||
27 | Какой бывает транспорт | 1 | 08.12 | ||||
28 | Культура и образование | 1 | 14.12 | ||||
29 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | 15.12 | ||||
30 | В гости к зиме (экскурсия) | 1 | 21.12 | ||||
31 | В гости к зиме (урок) | 1 | 22.12 | ||||
32 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | 11.12 | ||||
33 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга» или «Возьмём под защиту», «Профессии» | 1 | 12.01 | ||||
Здоровье и безопасность (9 ч) | 14.01 | ||||||
34 | Строение тела человека | 1 | 18.01 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни; научатся называть и показывать внешние части тела человека; извлекать из текста нужную информацию; предлагать вопросы по содержанию текста. Осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня; формулировать правила личной гигиены; делать выводы из изученного материала. Осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения; узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают; соблюдать правила безопасности; делать выводы из изученного материала. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов. Научиться предвидеть опасность; пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми. Оценивать результаты своей деятельности. | |||
35 | Если хочешь быть здоров. Проверочная работа №4 (тест №4) | 1 | 19.01 | ||||
36 | Берегись автомобиля! | 1 | 25.01 | ||||
37 | Школа пешехода | 1 | 26.01 | ||||
38 | Домашние опасности | 1 | 01.01 | ||||
39 | Пожар! | 1 | 02.02 | ||||
40 | На воде и в лесу | 1 | 08.02 | ||||
41 | Опасные незнакомцы | 1 | 09.02 | ||||
42 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | 15.02 | ||||
Общение (7 ч) | |||||||
43 | Наша дружная семья | 1 | 16.02 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осознавать ценность своей семьи; научиться объяснять, что такое культура общения; делать выводы из изученного материала. Узнать родословную своей семьи; научиться составлять родословное древо семьи; собирать информацию: работать в группе. Осознавать себя членами классного коллектива; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе; делать выводы из изученного материала. Использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения. Осознавать необходимость культурного поведения в гостях, за столом; формулировать правила этикета; работать с пословицами. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Оценивать результаты своей деятельности. | |||
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». Контрольная работа №4 | 1 | 22.02 | ||||
45 | Проект «Родословная» | 1 | 23.02 | ||||
46 | Правила вежливости | 1 | 01.03 | ||||
47 | В школе | 1 | 02.03 | ||||
48 | Мы – зрители и пассажиры | 1 | 08.03 | ||||
49 | Ты и твои друзья. Проверочная работа №5 (Тест №5) | 1 | 09.03 | ||||
Путешествия (19 ч) | |||||||
50 | Посмотри вокруг | 1 | 15.03 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать стороны горизонта и обозначать их на схеме; анализировать текст учебника; делать выводы из изученного матери ала. Оценивать результаты своей деятельности Ориентироваться на местности с помощью компаса; ориентироваться по местным природным признакам. Различать формы земной поверхности; работать со схемой. Называть части реки; анализировать схему. Наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека. Замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; находить в тексте нужную информацию. Осознавать величие нашей страны; освоить приёмы чтения карты; показывать на карте Российскую Федерацию; делать выводы из изученного материала. Собирать информацию; работать в группе. Находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Предлагать вопросы по содержанию текста. Осознавать масштабность нашей планеты, а себя – её жителями; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; находить материки на карте мира; работать в группе; готовить сообщения и выступать с ними перед классом. Пользоваться дополнительной литературой для получения нужной информации. Оценивать результаты своей деятельности. | |||
51 | Ориентирование на местности. | 1 | 16.03 | ||||
52 | Ориентирование на местности. Практическая работа №4 | 1 | 29.03 | ||||
53 | Формы земной поверхности | 1 | 30.03 | ||||
54 | Водные богатства | 1 | 05.04 | ||||
55 | В гости к весне (экскурсия) | 1 | 06.04 | ||||
56 | В гости к весне (урок) | 1 | 12.04 | ||||
57 | Россия на карте. Практическая работа №5 | 1 | 13.04 | ||||
58 | Проект «Города России» | 1 | 19.04 | ||||
59-60 | Путешествие по Москве. Московский Кремль | 2 | 20.04, 26.04 | ||||
61 | Впереди лето. Практическая работа №6 | 1 | 27.04 | ||||
62 | Город на Неве | 1 | 03.04 | ||||
63 | Путешествие по материкам | 1 | 04.05 | ||||
64 | Страны мира. | 1 | 10.05 | ||||
65 | Проект «Страны мира» | 1 | 11.05 | ||||
66 | Путешествие по планете. Проверочная работа №6 (Тест №6) | 1 | 17.05 | ||||
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | 18.05 | ||||
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 1 | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...