Конспект урока по окружающему миру с презентацией по теме: "Природа. Разнообразие природы".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ознакомить учащихся с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека. Развивать мыслительную деятельность учащихся и углубить знания по теме урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №183

с углубленным изучением английского языка

Центрального района г. Санкт-Петербурга

Природа

Разнообразие природы

Окружающий мир

3 класс

УМК «Школа России»

подготовила

Степура Галина Михайловна

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

Учитель: Степура  Галина Михайловна

 

Предмет: окружающий мир

 

Класс: 3 класс УМК «Школа России»

Тема урока: Природа. Разнообразие природы.

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Технология урока: личностно-ориентированного обучения

Цели урока: ознакомить с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи урока:

  1. Закрепить знания о природе живой и неживой.
  2. Формировать коммуникативные умения учащихся.
  3. Развивать мыслительную деятельность учащихся.
  4. Определить значение природы для человека.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • знать особенности живой и неживой природы;
  • уметь находить взаимосвязи живой и неживой природы;

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • сравнивать и сопоставлять живую и неживую природу;
  • выявлять признаки сходства и различия;
  • умение применять имеющие знания в определённой ситуации, структурирование знаний из личного опыта;
  • работа с дополнительными источниками информации;
  • формировать  интеллектуальные умения (рассуждение, сравнение, умение делать выводы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую

Регулятивные:

  • развивать  навыки  самооценивания;
  • применять эффективные способы  решения познавательных задач

Коммуникативные:

  • формировать аргументировать и отстаивать  своё мнения;
  • уметь планировать совместную деятельность;
  • слушать и слышать учителя;
  • оценивать свою деятельность на уроке

Личностные:

  • развивать навыки сотрудничества;
  • развивать самостоятельность;
  • воспитывать у детей бережное отношение к природ

Оборудование урока:

  • Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс» 1 часть .
  • Мультимедийная презентация урока

Использованная литература

1. Ахмалишева А.Х. Естествознание в таблицах и схемах/ А.Х.Ахмалишева. – М.: Лист, 1998 – 143 с.

2. Голубева Е.Б. Занимательное естествознание/ Е.Б.Голубева – СПб.: Тригон, 1997 – 368 с.

3. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс/ О.И.Дмитриева. – М.: ВАКО, 2009. – 400 с.

4. Муковникова О.Г. Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»/ О.Г.Муковникова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002 – 136 с.

 

Ход урока

I. Организационный момент

  • Приветствие.

 I I. Постановка учебной задачи.

  • Доскажите словечко и узнайте тему нашего урока

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

 Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года -

Это всё вокруг....(природа).

  • Правильно, тема нашего урока: "Природа". Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы и её классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы для человека.

   

III. Разнообразие природы и её классификация. Слайд№1.

  • Что такое природа? (Всё, что нас окружает и не сделано руками  человека).

Прочитайте слова на экране ( радуга, книга, дуб, трактор, медведь, кирпич, глина).

  • Подумайте, что можно отнести к природе, а что создано руками человека?

 (Убираются слова рукотворных объектов)

  • Прочитайте названия объектов природы (радуга, дуб, медведь, глина)
  • Подумайте, как распределить эти слова на две группы? (Живая и неживая )

Слайд № 2.

Схема - опора: природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую.

  • Прочитаем первый абзац текста учебника на с. 4.
  • Назовите объекты природы, которые относятся к живой природе.( бабочка, трава, муравьи).
  • Что отнесём к неживой природе? (солнце, звёзды, небо, океан).
  • Как отличить живую природу от неживой?
  • Продолжим читать текст на стр. 5 учебника и найдем ответ на этот вопрос.
  • Какой вывод вы сделали?

Вывод: живые организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомства и умирают.

IV. Выведение нового понятия. Слайд № 3

  • Как называется наука, которая изучает живую природу? ( биология).

Живую природу изучает особая наука - биология. Биология - совокупность наук о живой природе. Это слово произошло от двух греческих слов: "биос " - жизнь и "логос" - наука.

Разгадайте кроссворд.

  1. Домашняя птица. Несёт яйца. (Курица).
  2. Домашнее животное с густой, вьющейся шерстью. (Овца).
  3. Дерево с белым стволом и тонкими ветвями. (Берёза).
  4. Гриб, который следует искать вблизи осин. (Подосиновик).
  5. Грызун; живёт в земле, копает ходы и норы. (Крот).
  6. Травянистое растение, весной с жёлтыми цветками, летом - с белыми парашютиками. (Одуванчик).
  7. Ядовитый гриб с белыми крапинками.(Мухомор).
  • Прочитайте, какое слово мы получили ещё? (Царство).
  • Как вы представляете себе "царство"?

В природе люди условились выделять особые "царства"

V. Решение учебной задачи с опорой на схему. Слайд №4.

 Царства - это большие группы органического мира.  Учёные-биологи делят живую природу на большие царства: царство растений, царство животных, царство грибов и  царство бактерий.

Слайд№5.

Бактерии - это особое царство живой природы. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп. Микроскоп - увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячу раз меньше песчинки. Бактерии - это микроорганизмы. Они живут повсюду - в воде, в воздухе, даже во рту человека.

VI.Физкультминутка. Игра "Живое - неживое".

Я называю слова. Если это объект живой природы, вы прыгаете и хлопаете в ладоши. а если неживой природы - стоите на месте. (Рыбка, дождь, гора, сова, рябина, ветер, маслёнок, ученик, подсолнух, гром).

VII. Значение природы для человека. Слайд №6.

  • Как вы думаете, а к какой природе относится человек: живой или неживой? (Человек относится к живой природе).
  • Человек -  часть живой природы.
  • Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? Вот это мы сейчас попытаемся доказать.

Если человек придёт в лес с добром  и не повредит ствола дерева. Его корней, то не погибнут грибы, будет. Чем питаться животным, да и сам человек уйдёт не с пустой корзинкой.

А если человек придёт в лес со злом, сломает ветки, повредит ствол дерева, что произойдёт? (Дерево погибнет, не будет грибов, белке нечего будет есть).

Да, всем будет хуже. Хуже будет и человеку, ведь растения очищают воздух от пыли, а человеку он необходим для дыхания.

Значит, природа – источник воздуха, пищи, воды.

  • Что вам ещё нравится в природе?
  • Вам нравится купаться в реке, озере? Почему? (Становишься здоровее, укрепляется мускулатура)

Значит, природа – источник  здоровья.

  • Посмотрите на осенний букет.
  • Какие чувства он у вас вызывает? (Он нравится нам).

Значит, природа – источник красоты.

  • Что даёт природа человеку для жизнедеятельности? (Хлопок, нефть, древесину, шерсть, металлы).

Значит, природа – источник материалов для хозяйственной деятельности.

  • Природа вызывает различные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда печаль. Когда мы видим сломанную ветку, засорённый родник, какие чувства у вас возникают? ( Нам их жаль).
  • А когда мы полюбовались красотой осеннего леса, какое чувство у нас появилось? (Радости, восторга).
  • Смогли бы вы нанести вред природе, сделать что-то плохое? (Нет. Хочется сделать что-то хорошее, не хочется ни с кем ссориться. Любовь к природе делает человека добрее).

Значит, природа – источник доброты.

  •  Изучая природу. Мы узнаём, почему летом идёт дождь, а зимой – снег, как образуется почва, из чего она состоит и многое другое.

Значит, природа – источник познания.

  • Прочитайте текст на с.6 учебника. Найдите фразу, которой можно заменить предложение «Природа – источник познания». (Природа дарит нам радость открытий).

VIII. Выделение взаимосвязей. 

  • Рассмотрите иллюстрацию на с. 7 .
  • Приведите примеры живой природы.
  • А теперь неживой.
  • Я знаю, что эти объекты живой и неживой природы тесно взаимосвязаны, но не знаю, как это доказать. Помогите. (Тепло и свет солнца, воздух, вода необходимы для жизни деревьев, грибов, трав. Благодаря этим условиям они живут и растут. Под деревьями растут грибы – пища для животных. Грибы получают от деревьев питательные вещества, а деревья от грибов – воду с растворёнными в ней солями. Грибами питаются белки, а ястреб охотится на белок, добывая себе пищу).
  • Какой же можно сделать вывод? (Живая и неживая природа связаны друг с другом).

IX. Углубление знаний по теме урока. Слайд №7.

  • Эта страничка для самых любознательных. Мы попробуем найти ответ на вопрос «Кто такие микробы?».
  • Слово «микробы» произошло от греческого слова «микрос» - малый. Микробы – это крошечные микроорганизмы, невидимые простым глазом. К микробам относятся бактерии и крошечные грибы, но не те, которые мы видим в лесу.

Картинка  №1. Бактерии появились на Земле много лет назад. Сначала образовалась Земля, возник кислород и водород. Около 3,5 млрд. лет назад появились крохотные бактерии и водоросли. Вот так выглядят бактерии и микробы под микроскопом.

Каринка №2. Если бы не было бактерий на Земле, не было бы никакой жизни. Был бы один песок, как на Луне.

Картинка №3. И только 700 млн. лет назад появились в море первые живые организмы: черви и медузы.

Картинка №4. Но есть и полезные бактерии. Например, в кишечнике человека есть множество бактерий, которые помогают справиться с пищей, переваривая её.

Картинка №5. Тысячелетиями человек использовал бактерии для создания молочных продуктов. Если в молоко добавить разные бактерии, получится сыр, простокваша, кефир, йогурт, творог.

Картинка №6. Самые известные микроскопические грибы – это дрожжи. Их добавляют в тесто, когда пекут хлеб, пироги, блины.

Одной бактерии достаточно, чтобы серьезно заболеть, поэтому нужно регулярно мыть руки с мылом и нельзя брать грязные предметы в рот.

X. Рефлексия.

 - Что нового вы открыли для себя на уроке?

 - Какие новые понятия вы запомнили из урока?

 - Что больше всего вам понравилось на уроке?

XI. Домашнее задание.

1. Прочитать статью «Природа» (учебник, с. 4 – 6)

2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник с.7).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природа Разнообразие природы окружающий мир 3 класс Санкт-Петербург Степура Галина Михайловна, учитель начальной школы ГБОУ СОШ №183

Слайд 2

Природа Природа – всё, что нас окружает и не сделано руками человека радуга книга медведь трактор дуб кирпич глина

Слайд 3

Природа Живая бабочки трава муравьи Неживая Солнце Звёзды Небо Океан Вывод: живые существа, или организмы, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.

Слайд 4

Биология Совокупность наук о живой природе. Биология (греч .) – «биос»-жизнь, «логос»- наука. р а с т в о ц р в у к и ц а о б ё з о е а о н и п о д а о д у к р о у х к и ч н р о м м в к и

Слайд 5

Царства - это большие группы органического мира. Природа Живая Неживая Растения Животные Грибы Бактерии

Слайд 6

Бактерии Особое царство живой природы Бактерии – это микроорганизмы. Они живут повсюду – в воде, в воздухе, даже во рту человека. Микроскоп – увеличительный прибор

Слайд 7

Природа и человек Человек – часть живой природы. Природа – источник воздуха, пищи, воды. Природа – источник здоровья. Природа – источник красоты. Природа – источник материалов для хозяйственной деятельности. Природа – источник доброты. Природа – источник познания.

Слайд 8

Для самых любознательных Кто такие микробы? Микробы (греч. «микрос» - малый) это крошечные микроорганизмы, не видимые простым глазом. К микробам относятся бактерии и грибы

Слайд 9

До новых интересных открытий, друзья!

Слайд 10

Использованные и нтернет-ресурсы http://content.foto.mail.ru/mail/lady_gold67/_blogs/i-4327.jpg http://invistra.m-l-m.info/?tag=%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%8B http://www.klinikasoyuz.ru/polucheny-novye-dannye-o-povedenii-bakterij-v-organizme-cheloveka.html http://www.wcanews.com/articles/112410.htm http://coolclip.ru/displayimage-88-32.html http://www.astrokarty.ru/ydiv_vodanalune.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру для третьего класса на тему : "Разнообразие животных"

На этом уроке окружающего мира учитель рассширяет представления детей о классификации живых организмов, деля их на одноклеточные и многоклеточные. Попутно обращая внимание на происхождение названий на...

План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Разнообразие растений"

Подробный план-конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Разнообразие растений". Цель урока: познакомить с основной классификацией растений. Планируемые результаты: учащиеся должны научит...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Красная книга. Будь природе другом!

УМК "Школа Росии". Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему: Красная книга. Будь природе другом! На уроке использован региональный компонент по Тульской области....

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: "Природа в опасности!"

Данный материал предназначается  для урока в  з классе, по программе окружающий мир. УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школы России" - "Разнообразие животных".

Урок построен в технологии проблемного диалога. Ученикам не дается задание в готовом виде, необходимо самостоятельно изучать тему урока.Цели и задачи урока: Образовательные:Создать условия для фо...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ»

Цель: научить сравнивать животных на основе внешних признаков и проводить их классификацию по групповым признакам.Задачи:1. Сформировать умения использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и ...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Разнообразие веществ".

Конспект урока по окружающему миру для  3 класса на тему "Разнообразие веществ"....