Конспект урока по окружающему миру с презентацией по теме: "Природа. Разнообразие природы".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Ознакомить учащихся с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека. Развивать мыслительную деятельность учащихся и углубить знания по теме урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №183
с углубленным изучением английского языка
Центрального района г. Санкт-Петербурга
Природа
Разнообразие природы
Окружающий мир
3 класс
УМК «Школа России»
подготовила
Степура Галина Михайловна
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
Учитель: Степура Галина Михайловна
Предмет: окружающий мир
Класс: 3 класс УМК «Школа России»
Тема урока: Природа. Разнообразие природы.
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Технология урока: личностно-ориентированного обучения
Цели урока: ознакомить с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи урока:
- Закрепить знания о природе живой и неживой.
- Формировать коммуникативные умения учащихся.
- Развивать мыслительную деятельность учащихся.
- Определить значение природы для человека.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- знать особенности живой и неживой природы;
- уметь находить взаимосвязи живой и неживой природы;
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- сравнивать и сопоставлять живую и неживую природу;
- выявлять признаки сходства и различия;
- умение применять имеющие знания в определённой ситуации, структурирование знаний из личного опыта;
- работа с дополнительными источниками информации;
- формировать интеллектуальные умения (рассуждение, сравнение, умение делать выводы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую
Регулятивные:
- развивать навыки самооценивания;
- применять эффективные способы решения познавательных задач
Коммуникативные:
- формировать аргументировать и отстаивать своё мнения;
- уметь планировать совместную деятельность;
- слушать и слышать учителя;
- оценивать свою деятельность на уроке
Личностные:
- развивать навыки сотрудничества;
- развивать самостоятельность;
- воспитывать у детей бережное отношение к природ
Оборудование урока:
- Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс» 1 часть .
- Мультимедийная презентация урока
Использованная литература
1. Ахмалишева А.Х. Естествознание в таблицах и схемах/ А.Х.Ахмалишева. – М.: Лист, 1998 – 143 с.
2. Голубева Е.Б. Занимательное естествознание/ Е.Б.Голубева – СПб.: Тригон, 1997 – 368 с.
3. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс/ О.И.Дмитриева. – М.: ВАКО, 2009. – 400 с.
4. Муковникова О.Г. Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»/ О.Г.Муковникова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002 – 136 с.
Ход урока
I. Организационный момент
- Приветствие.
I I. Постановка учебной задачи.
- Доскажите словечко и узнайте тему нашего урока
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг....(природа).
- Правильно, тема нашего урока: "Природа". Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы и её классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы для человека.
III. Разнообразие природы и её классификация. Слайд№1.
- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и не сделано руками человека).
Прочитайте слова на экране ( радуга, книга, дуб, трактор, медведь, кирпич, глина).
- Подумайте, что можно отнести к природе, а что создано руками человека?
(Убираются слова рукотворных объектов)
- Прочитайте названия объектов природы (радуга, дуб, медведь, глина)
- Подумайте, как распределить эти слова на две группы? (Живая и неживая )
Слайд № 2.
Схема - опора: природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую.
- Прочитаем первый абзац текста учебника на с. 4.
- Назовите объекты природы, которые относятся к живой природе.( бабочка, трава, муравьи).
- Что отнесём к неживой природе? (солнце, звёзды, небо, океан).
- Как отличить живую природу от неживой?
- Продолжим читать текст на стр. 5 учебника и найдем ответ на этот вопрос.
- Какой вывод вы сделали?
Вывод: живые организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомства и умирают.
IV. Выведение нового понятия. Слайд № 3
- Как называется наука, которая изучает живую природу? ( биология).
Живую природу изучает особая наука - биология. Биология - совокупность наук о живой природе. Это слово произошло от двух греческих слов: "биос " - жизнь и "логос" - наука.
Разгадайте кроссворд.
- Домашняя птица. Несёт яйца. (Курица).
- Домашнее животное с густой, вьющейся шерстью. (Овца).
- Дерево с белым стволом и тонкими ветвями. (Берёза).
- Гриб, который следует искать вблизи осин. (Подосиновик).
- Грызун; живёт в земле, копает ходы и норы. (Крот).
- Травянистое растение, весной с жёлтыми цветками, летом - с белыми парашютиками. (Одуванчик).
- Ядовитый гриб с белыми крапинками.(Мухомор).
- Прочитайте, какое слово мы получили ещё? (Царство).
- Как вы представляете себе "царство"?
В природе люди условились выделять особые "царства"
V. Решение учебной задачи с опорой на схему. Слайд №4.
Царства - это большие группы органического мира. Учёные-биологи делят живую природу на большие царства: царство растений, царство животных, царство грибов и царство бактерий.
Слайд№5.
Бактерии - это особое царство живой природы. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп. Микроскоп - увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячу раз меньше песчинки. Бактерии - это микроорганизмы. Они живут повсюду - в воде, в воздухе, даже во рту человека.
VI.Физкультминутка. Игра "Живое - неживое".
Я называю слова. Если это объект живой природы, вы прыгаете и хлопаете в ладоши. а если неживой природы - стоите на месте. (Рыбка, дождь, гора, сова, рябина, ветер, маслёнок, ученик, подсолнух, гром).
VII. Значение природы для человека. Слайд №6.
- Как вы думаете, а к какой природе относится человек: живой или неживой? (Человек относится к живой природе).
- Человек - часть живой природы.
- Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? Вот это мы сейчас попытаемся доказать.
Если человек придёт в лес с добром и не повредит ствола дерева. Его корней, то не погибнут грибы, будет. Чем питаться животным, да и сам человек уйдёт не с пустой корзинкой.
А если человек придёт в лес со злом, сломает ветки, повредит ствол дерева, что произойдёт? (Дерево погибнет, не будет грибов, белке нечего будет есть).
Да, всем будет хуже. Хуже будет и человеку, ведь растения очищают воздух от пыли, а человеку он необходим для дыхания.
Значит, природа – источник воздуха, пищи, воды.
- Что вам ещё нравится в природе?
- Вам нравится купаться в реке, озере? Почему? (Становишься здоровее, укрепляется мускулатура)
Значит, природа – источник здоровья.
- Посмотрите на осенний букет.
- Какие чувства он у вас вызывает? (Он нравится нам).
Значит, природа – источник красоты.
- Что даёт природа человеку для жизнедеятельности? (Хлопок, нефть, древесину, шерсть, металлы).
Значит, природа – источник материалов для хозяйственной деятельности.
- Природа вызывает различные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда печаль. Когда мы видим сломанную ветку, засорённый родник, какие чувства у вас возникают? ( Нам их жаль).
- А когда мы полюбовались красотой осеннего леса, какое чувство у нас появилось? (Радости, восторга).
- Смогли бы вы нанести вред природе, сделать что-то плохое? (Нет. Хочется сделать что-то хорошее, не хочется ни с кем ссориться. Любовь к природе делает человека добрее).
Значит, природа – источник доброты.
- Изучая природу. Мы узнаём, почему летом идёт дождь, а зимой – снег, как образуется почва, из чего она состоит и многое другое.
Значит, природа – источник познания.
- Прочитайте текст на с.6 учебника. Найдите фразу, которой можно заменить предложение «Природа – источник познания». (Природа дарит нам радость открытий).
VIII. Выделение взаимосвязей.
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 7 .
- Приведите примеры живой природы.
- А теперь неживой.
- Я знаю, что эти объекты живой и неживой природы тесно взаимосвязаны, но не знаю, как это доказать. Помогите. (Тепло и свет солнца, воздух, вода необходимы для жизни деревьев, грибов, трав. Благодаря этим условиям они живут и растут. Под деревьями растут грибы – пища для животных. Грибы получают от деревьев питательные вещества, а деревья от грибов – воду с растворёнными в ней солями. Грибами питаются белки, а ястреб охотится на белок, добывая себе пищу).
- Какой же можно сделать вывод? (Живая и неживая природа связаны друг с другом).
IX. Углубление знаний по теме урока. Слайд №7.
- Эта страничка для самых любознательных. Мы попробуем найти ответ на вопрос «Кто такие микробы?».
- Слово «микробы» произошло от греческого слова «микрос» - малый. Микробы – это крошечные микроорганизмы, невидимые простым глазом. К микробам относятся бактерии и крошечные грибы, но не те, которые мы видим в лесу.
Картинка №1. Бактерии появились на Земле много лет назад. Сначала образовалась Земля, возник кислород и водород. Около 3,5 млрд. лет назад появились крохотные бактерии и водоросли. Вот так выглядят бактерии и микробы под микроскопом.
Каринка №2. Если бы не было бактерий на Земле, не было бы никакой жизни. Был бы один песок, как на Луне.
Картинка №3. И только 700 млн. лет назад появились в море первые живые организмы: черви и медузы.
Картинка №4. Но есть и полезные бактерии. Например, в кишечнике человека есть множество бактерий, которые помогают справиться с пищей, переваривая её.
Картинка №5. Тысячелетиями человек использовал бактерии для создания молочных продуктов. Если в молоко добавить разные бактерии, получится сыр, простокваша, кефир, йогурт, творог.
Картинка №6. Самые известные микроскопические грибы – это дрожжи. Их добавляют в тесто, когда пекут хлеб, пироги, блины.
Одной бактерии достаточно, чтобы серьезно заболеть, поэтому нужно регулярно мыть руки с мылом и нельзя брать грязные предметы в рот.
X. Рефлексия.
- Что нового вы открыли для себя на уроке?
- Какие новые понятия вы запомнили из урока?
- Что больше всего вам понравилось на уроке?
XI. Домашнее задание.
1. Прочитать статью «Природа» (учебник, с. 4 – 6)
2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник с.7).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Природа Природа – всё, что нас окружает и не сделано руками человека радуга книга медведь трактор дуб кирпич глина
Природа Живая бабочки трава муравьи Неживая Солнце Звёзды Небо Океан Вывод: живые существа, или организмы, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.
Биология Совокупность наук о живой природе. Биология (греч .) – «биос»-жизнь, «логос»- наука. р а с т в о ц р в у к и ц а о б ё з о е а о н и п о д а о д у к р о у х к и ч н р о м м в к и
Царства - это большие группы органического мира. Природа Живая Неживая Растения Животные Грибы Бактерии
Бактерии Особое царство живой природы Бактерии – это микроорганизмы. Они живут повсюду – в воде, в воздухе, даже во рту человека. Микроскоп – увеличительный прибор
Природа и человек Человек – часть живой природы. Природа – источник воздуха, пищи, воды. Природа – источник здоровья. Природа – источник красоты. Природа – источник материалов для хозяйственной деятельности. Природа – источник доброты. Природа – источник познания.
Для самых любознательных Кто такие микробы? Микробы (греч. «микрос» - малый) это крошечные микроорганизмы, не видимые простым глазом. К микробам относятся бактерии и грибы
До новых интересных открытий, друзья!
Использованные и нтернет-ресурсы http://content.foto.mail.ru/mail/lady_gold67/_blogs/i-4327.jpg http://invistra.m-l-m.info/?tag=%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%8B http://www.klinikasoyuz.ru/polucheny-novye-dannye-o-povedenii-bakterij-v-organizme-cheloveka.html http://www.wcanews.com/articles/112410.htm http://coolclip.ru/displayimage-88-32.html http://www.astrokarty.ru/ydiv_vodanalune.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру для третьего класса на тему : "Разнообразие животных"
На этом уроке окружающего мира учитель рассширяет представления детей о классификации живых организмов, деля их на одноклеточные и многоклеточные. Попутно обращая внимание на происхождение названий на...
План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Разнообразие растений"
Подробный план-конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Разнообразие растений". Цель урока: познакомить с основной классификацией растений. Планируемые результаты: учащиеся должны научит...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Красная книга. Будь природе другом!
УМК "Школа Росии". Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему: Красная книга. Будь природе другом! На уроке использован региональный компонент по Тульской области....
План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: "Природа в опасности!"
Данный материал предназначается для урока в з классе, по программе окружающий мир. УМК "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школы России" - "Разнообразие животных".
Урок построен в технологии проблемного диалога. Ученикам не дается задание в готовом виде, необходимо самостоятельно изучать тему урока.Цели и задачи урока: Образовательные:Создать условия для фо...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ»
Цель: научить сравнивать животных на основе внешних признаков и проводить их классификацию по групповым признакам.Задачи:1. Сформировать умения использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и ...
Конспект урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Разнообразие веществ".
Конспект урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Разнообразие веществ"....