Конспект урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Разнообразие веществ".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Разнообразие веществ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_veshchestva.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру.
Класс (программа): 3 класс (программа А.А.Плешакова)
Тема: Разнообразие веществ
Цель: изучить разнообразные вещества.
Задачи:
1) научить сравнивать и классифицировать вещества по основным признакам, расширять кругозор учащихся;
2) развивать умения работать со схемами и таблицами, наблюдательность, познавательный интерес, внимательность, память;
3) воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратности в быту.
Оборудование: раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко, груша, белый хлеб), соль, сахар, крахмал, мука, таблетки аскорбиновой кислоты, диск к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир», учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь А. А. Плешакова «Окружающий мир».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Актуализация знаний. | Предложить тест по пройденному материалу Проверка д.з. Прочитайте: Сахар, луна, дерево, вода, железо, птица, крахмал, стакан - Можно ли объединить всё, это? - Почему? - Давайте разделим на группы.
луна сахар дерево вода птица воздух стакан крахмал - Как вы назовёте первую группу? (Тела.) - Как назовёте вторую группу? - Что знаете о веществах? - Чем похожи сахар и соль? Сахар и вода? (Вкусом, цветом, состоянием.) - А откуда вы это узнали? - Как вы думаете, можно ли что-нибудь ещё узнать о веществах? (- Какие ещё вещества существуют в природе?) (на доске разместить этот вопрос) - А если вещество вам не знакомо, что мы должны будем в этом случае делать? | Выполнить тест Ответы на вопросы. Уч-ся дают хар-ку веществам: из них состоят тела; они бывают жидкие, твёрдые и газообразные; состоят из частиц Исследовать. |
Постановка учебной проблемы. | - А если вещество вам не знакомо, что мы должны будем в этом случае делать? - Как мы будем исследовать и что при этом узнаем? Исследовательская работа ( в группах) -Проведём исследование в группах. Вам необходимо рассмотреть вещество и сделать выводы. Работаем по плану, заполняем таблицу. Затем каждая группа рассказывает о своих исследованиях. План работы исследования вещества: (карточка для 4-х групп из пяти) | Исследовать. Будем нюхать и узнаем запах; будем осматривать и определим цвет будем щупать и определим состояние будем пробовать и определим вкус; будем опускать в воду и узнаем: растворимо ли в воде |
Работа в группах. | Предложить каждой группе прочитать сообщения о веществах, исследовать их и заполнить таблицу по содержанию. Назовите вещества, которые вы исследовали. - Но, в природе существует огромное количество веществ. Ещё об одном веществе вы узнаете из учебника на стр. 41 – 42 (до второго абзаца) Беседа по прочитанному. Физкультминутка. | Работают в группах по изучению своего вещества, заполняют таблицу на основе сообщения. Самостоятельная работа. |
Обобщение, закрепление пройденного. | Откройте учебник на стр. 39 и прочитайте 1-ый и 2-ой абзацы. - О каком новом понятии прочитали. - Почему это понятие введено в тему. - Какие вещества существуют в природе? (учитель показывает тему уроку на доске) - Следовательно, этот урок может иметь две темы. Та, которая в учебнике; или наша тема, которая на доске. | Чтение О химии. Химия – наука, которая изучает вещества. Разнообразные вещества |
Домашнее задание. | Учебник: с. 39 – 43, на с. 43 – «Подумай! Проверь себя! Задания». Тетрадь: с. 16, №2,3, закончить таблицу. | Запись в дневник |
Рефлексия. | Как вы оцениваете свою работу на уроке. Я приготовила вам подарок за хорошую работу на уроке. Возьмите каждый аскорбиновую кислоту. А вот почему я дала вам этот подарок, вы ответите на следующем уроке. | уч-ся оценивают свою работу по специальной шкале настроения |
Методический комментарий к конспекту
Тема урока «Разнообразие веществ», урок открытия новых знаний, 9 урок цикла «Эта удивительная природа».
На уроке сочетается несколько форм и методов обучения, групповая работа, что соответствует выбранному типу урока. В начале урока был повторен ранее изученный материал, что позволило лучше понять тему урока. В процессе формирования знаний, умений и навыков использовался объяснительно-иллюстративный метод обучения. Продуктивная деятельность учащихся была связана с активной работой мышления, которая находила своё выражение в таких мыслительных операциях как анализ, сравнение, обобщение, умозаключение. Ученики формулируют сами в группах вывод, выполняют задания по карточкам, повышают уровень самоконтроля. Вся работа была направлена на развитие речи учащихся, расширении кругозора.
Каждый ребенок на уроке принимал активное участие в обсуждении, выдвигал свои предположения, гипотезы и выступал в качестве субъекта учебной деятельности. Урок достиг поставленных целей.
2. На примере разработанного конспекта урока задания:
1) На данном уроке формируется понятие «вещество», признаки: цвет, запах, вкус, отношение к воде. При работе над признаками понятия используются словесные методы, метод экспериментов, наглядный метод, элементы проблемного обучения.
2) Цель практической работы – познакомить с разнообразием веществ в природе. Этапы: постановка проблемы, исследование веществ, обобщение. На этапах используются приемы: работа в группах по ранее составленному плану, прием аналогии, классификации и т.д.
3) При изучении данной темы учащиеся учатся классифицировать и сравнивать вещества, работать со схемами и таблицами, развивают наблюдательность, познавательный интерес, внимательность, память.
3. Методические задачи:
1) Структурные модели: составные части почвы.
Функциональные модели: модели, где можно что-то менять самостоятельно, исследовать, наблюдать, следить.
Предметные: плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей; модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски, могут быть использованы при изучении человека, животных и т.д.
Предметно-схематические: модель покровительственной окраски, модель "длинных и коротких ног", при изучении и сравнении животных, веществ и т.д.
Графические: таблицы, графики, при изучении природных явлений и т.д.
2) На уроке по теме «Неживая природа летом и осенью» учитель предлагает учащимся послушать рассказ: «Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний - моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю, не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь». Можно ли говорить о реализации принципа наглядности в данном примере? Почему?
В данном случае принцип наглядности не реализуется, поскольку эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65 %. В этом конкретном случае учитель предлагает детям только послушать рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру. 3 класс "Самое главное вещество"
С применением мотивационных приёмов...
Конспект урока по окружающему миру (3 класс) УМК "Перспектива" по теме: "Самое главное вещество".
Конспект урока по окужающему миру (3 класс) УМК "Перспектива" по теме: "Самое главное вещество". Уок откытия нового знания с использованием технологии ИКТ, системно-деятельностного...
Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Тела, вещества, частицы. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о телах, веществах, частицах.Планируемые результатыПредметные:знать: понятия: «тела», «вещества», «частицы»;ум...
Конспект урока по "Окружающему миру", 3 класс, тема: Разнообразие веществ
Класс: 3ВУМК: Школа РоссииТема урока: Разнообразие веществТип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, повторение ранее полученных знаний. (получения нового знания)Цель: познакомить...