Конспект урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Разнообразие веществ".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру для  3 класса на тему "Разнообразие веществ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_veshchestva.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру.

Класс (программа): 3 класс (программа А.А.Плешакова)

Тема: Разнообразие веществ

Цель: изучить разнообразные вещества.

Задачи:

1) научить сравнивать и классифицировать вещества по основным признакам, расширять кругозор учащихся;

 2) развивать умения работать со схемами и таблицами, наблюдательность, познавательный интерес, внимательность, память;

3) воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратности в быту.

Оборудование: раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко, груша, белый хлеб), соль, сахар, крахмал,  мука, таблетки аскорбиновой кислоты, диск к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий  мир», учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь  А. А. Плешакова «Окружающий мир».

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Актуализация знаний.

Предложить тест по пройденному материалу

Проверка д.з.

Прочитайте:

     Сахар, луна, дерево, вода, железо, птица, крахмал, стакан

- Можно ли объединить всё, это?

- Почему?

- Давайте разделим на группы.

 

луна        сахар

дерево        вода

птица        воздух

стакан        крахмал

 - Как вы назовёте первую группу? (Тела.)

 - Как назовёте вторую группу?

- Что знаете о веществах?

- Чем похожи сахар и соль? Сахар и вода?     (Вкусом, цветом, состоянием.)

- А откуда вы это узнали?

- Как вы думаете, можно ли что-нибудь ещё узнать о веществах?

                            (- Какие ещё вещества существуют в природе?)                              (на доске разместить этот вопрос)

- А если вещество вам не знакомо, что мы должны будем в этом случае делать?    

Выполнить тест

Ответы на вопросы.

Уч-ся дают хар-ку веществам: из них состоят тела;                                                              они бывают жидкие, твёрдые и газообразные;

                                                состоят из частиц

Исследовать.

Постановка учебной проблемы.

- А если вещество вам не знакомо, что мы должны будем в этом случае делать?    

- Как мы будем исследовать и что при этом узнаем?  

Исследовательская работа

( в группах)

-Проведём исследование в группах. Вам необходимо рассмотреть вещество  и сделать выводы. Работаем по плану, заполняем таблицу. Затем каждая группа рассказывает о своих исследованиях.                                              

План работы исследования вещества:

(карточка для 4-х групп из пяти)

Исследовать.

Будем нюхать и узнаем запах;                                                                       будем осматривать и определим цвет               будем щупать и определим состояние будем пробовать и определим вкус;                                                                       будем опускать в воду и узнаем: растворимо ли                                                                         в воде

Работа в

группах.

Предложить каждой группе прочитать сообщения о веществах, исследовать их и заполнить таблицу по содержанию.

Назовите вещества, которые вы исследовали.

- Но, в природе существует огромное количество веществ. Ещё об одном веществе вы узнаете из учебника на стр. 41 – 42 (до второго абзаца)

Беседа по прочитанному.

Физкультминутка.

Работают в группах по изучению своего вещества, заполняют таблицу на основе сообщения.

Самостоятельная работа.

Обобщение,

закрепление

пройденного.

Откройте учебник на стр. 39 и прочитайте 1-ый и 2-ой абзацы.

- О каком новом понятии прочитали.

- Почему это понятие введено в тему.

- Какие вещества существуют в природе?    

(учитель показывает тему уроку на доске)

- Следовательно, этот урок может иметь две темы. Та, которая в учебнике; или наша тема, которая на доске.

Чтение

О химии.

Химия – наука, которая   изучает вещества.

  Разнообразные вещества                                                                                                         

Домашнее

задание.

Учебник: с. 39 – 43, на с. 43 – «Подумай! Проверь себя! Задания».   Тетрадь: с. 16, №2,3, закончить таблицу.          

Запись в дневник

Рефлексия.

Как вы оцениваете свою работу на уроке.

Я приготовила вам подарок за хорошую работу на уроке. Возьмите каждый аскорбиновую кислоту. А вот почему я дала вам этот подарок, вы ответите на следующем уроке.

уч-ся оценивают свою работу по специальной шкале настроения

Методический комментарий к конспекту

Тема урока «Разнообразие веществ», урок открытия новых знаний, 9 урок цикла «Эта удивительная природа».

На уроке сочетается несколько форм и методов обучения, групповая работа, что  соответствует выбранному типу урока. В начале урока был повторен ранее изученный материал, что позволило лучше понять тему урока. В процессе формирования знаний, умений и навыков использовался объяснительно-иллюстративный метод обучения. Продуктивная деятельность учащихся была связана с активной работой мышления, которая находила своё выражение  в таких мыслительных операциях как анализ, сравнение, обобщение, умозаключение. Ученики формулируют сами  в группах вывод, выполняют задания по карточкам, повышают уровень самоконтроля. Вся работа была направлена на развитие речи учащихся, расширении кругозора.

Каждый ребенок на уроке принимал активное участие в обсуждении, выдвигал свои предположения, гипотезы и выступал в качестве субъекта учебной деятельности. Урок достиг поставленных целей.

2. На примере разработанного конспекта урока задания:

1) На данном уроке формируется понятие «вещество», признаки: цвет, запах, вкус, отношение к воде. При работе над признаками понятия используются словесные методы, метод экспериментов, наглядный метод, элементы проблемного обучения.

2) Цель практической работы – познакомить с разнообразием веществ в природе. Этапы: постановка проблемы, исследование веществ, обобщение. На этапах используются приемы: работа в группах по ранее составленному плану, прием аналогии, классификации и т.д.

3)  При изучении данной темы учащиеся учатся классифицировать и сравнивать вещества, работать со схемами и таблицами, развивают наблюдательность, познавательный интерес, внимательность, память.

3. Методические задачи:

1) Структурные модели: составные части почвы.

Функциональные модели: модели, где можно что-то менять самостоятельно, исследовать, наблюдать, следить.

Предметные: плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей; модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски, могут быть использованы при изучении человека, животных и т.д.

Предметно-схематические: модель покровительственной окраски, модель "длинных и коротких ног", при изучении и сравнении животных, веществ и т.д.

Графические: таблицы, графики, при изучении природных явлений и т.д.

2)  На уроке по теме «Неживая природа летом и   осенью» учитель предлагает учащимся послушать рассказ: «Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний - моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю, не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь». Можно ли говорить о реализации принципа наглядности в данном   примере?  Почему?

В данном случае принцип наглядности не реализуется, поскольку эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65 %. В этом конкретном случае учитель предлагает детям только послушать рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру (3 класс) УМК "Перспектива" по теме: "Самое главное вещество".

Конспект урока по окужающему миру (3 класс) УМК "Перспектива" по теме: "Самое главное вещество". Уок откытия нового знания с использованием технологии ИКТ, системно-деятельностного...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Тела, вещества, частицы. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о телах, веществах, частицах.Планируемые результатыПредметные:знать: понятия: «тела», «вещества», «частицы»;ум...

Конспект урока по "Окружающему миру", 3 класс, тема: Разнообразие веществ

Класс: 3ВУМК: Школа РоссииТема урока: Разнообразие веществТип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, повторение ранее полученных знаний. (получения нового знания)Цель: познакомить...