Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Красная книга. Будь природе другом!
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
УМК "Школа Росии". Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему: Красная книга. Будь природе другом! На уроке использован региональный компонент по Тульской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._krasnaya_kniga.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Тёплое» Тульской области»
учитель начальных классов Зайцева Вероника Петровна
Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема: Красная книга. Будь природе другом!
Цели:
образовательная: познакомить детей с Красной книгой РФ, с Красной книгой Тульской области; некоторыми растениями и животными, внесенными в эти книги;
развивающая: развитие познавательного интереса к изучению природы и её охране, кругозора учащихся;
воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.
Оборудование: мультимедиа-установка, экран, ноутбук.
Х о д у р о к а.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся …… ,а с чем, вы узнаете, когда отгадаете загадку: Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети: книга.
Учитель: Да, это книга, но она не совсем обычная, а какая, мы узнаем после проверки домашнего задания.
- Проверка домашнего задания (тест).
Слайды 2-5. Комнатные растения.
Слайды 6-9. Животные живого уголка.
Слайды 10-13. Про кошек и собак.
- Изучение нового материала.
Учитель: О какой же книге мы будем сегодня говорить? Это мы узнаем, разгадав кроссворд.
Слайд 14-15.
г | ||||||
ё | у | |||||
ж | ж | с | ||||
и | у | б | е | з | д | |
к | р | а | с | н | а | я |
а | б | о | и | я | т | |
в | о | в | ц | ц | е | |
л | ч | а | а | л | ||
и | к | |||||
а | ||||||
- Вот иголки и булавки,
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(ёжик)
- Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(журавли)
- Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(бабочка)
- Днем спит, ночью летит,
Пищу добывает, всех пугает.
(сова)
- Полосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бежать она не может.
(гусеница)
- У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(заяц)
- Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(дятел)
Дети: красная
Слайд 16. Красная книга России.
Учитель: Кто знает, что это за книга? Что в этой книге? О чем она? (0тветы детей) Вот о чем она, почему красная и что означает этот цвет нам и надо с вами выяснить.
Работа по учебнику.
Откройте свои учебники на стр.86-87. Внимательно посмотрите на картинки. Знакомы ли вам эти растения и животные. Давайте прочитаем текст.
Вопросы к тексту:
- О какой книге говорится в тексте? О чем она? Почему красного цвета? К чему призывает этот цвет? Почему две книги?
- Прочтите названия растений в учебнике (венерин башмачок, лотос, женьшень) и животных (дровосек реликтовый, белый журавль (стерх), зубр).
Слайд 17-18.
- Это лишь некоторые растения и животные, которые внесены в Красную книгу.
Рассказ о Красной книге.
Красным книгам принадлежит особое место – ведь они содержат сведения о тех видах, которые стали редкими и которым грозит опасность исчезновения. Красный цвет - сигнал тревоги, надвигающейся опасности. В зависимости от того, насколько стали редкими или уже исчезают животные, их относят к одной из шести категорий, соответствующей его статусу по степени угрозы уничтожения. Существует шесть категорий статуса:
Слайд 19.
- 0 — вероятно исчезнувшие. Таксоны и популяции, известные ранее с территории (или акватории) Российской Федерации и нахождение которых в природе не подтверждено (для беспозвоночных — в последние 100 лет, для позвоночных животных — в последние 50 лет).
- 1 — находящиеся под угрозой исчезновения. Таксоны и популяции, численность особей которых уменьшилась до критического уровня таким образом, что в ближайшее время они могут исчезнуть.
- 2 — сокращающиеся в численности. Таксоны и популяции с неуклонно сокращающейся численностью, которые при дальнейшем воздействии факторов, снижающих численность, могут в короткие сроки попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения.
- 3 — редкие. Таксоны и популяции, которые имеют малую численность и распространены на ограниченной территории (или акватории) или спорадически распространены на значительных территориях (акваториях).
- 4 — неопределённые по статусу. Таксоны и популяции, которые, вероятно, относятся к одной из предыдущих категорий, но достаточных сведений об их состоянии в природе в настоящее время нет, либо они не в полной мере соответствуют критериям всех остальных категорий.
- 5 — восстанавливаемые и восстанавливающиеся. Таксоны и популяции, численность и распространение которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер охраны начали восстанавливаться и приближаются к состоянию, когда не будут нуждаться в срочных мерах по сохранению и восстановлению.
- К сожалению, дети, то, что создавалось природой долгое время, современный человек может уничтожить очень быстро, а вернуть исчезнувших животных мы не можем.
Кто скажет, почему они исчезают? (ответы)
- А связано это с тем, что люди из-за вкусного мяса, из-за красивого меха убивают многих животных. Очень много видов птиц погибли только потому, что их перья стали украшением дамских шляпок.
Также главная причина исчезновения животных – это разрушение их мест обитания, т.е. разрушение их дома.
Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, они начинают разбегаться, и даже могут не успеть вывести детенышей.
Также в реки попадают вредные отходы и рыба гибнет.
Наблюдали ли вы такую ситуацию в наших водоемах? (ответы)
- Люди приносят вред даже неосознавая этого. Вот, например, растение, которое в ваших учебниках под цифрой 2. Как оно называется?
Дети: лотос.
Слайд 20. Лотос.
- Это лотос ореховый, или как его называют индийский! Лотос – замечательное растение, растет в воде, стебли переходят в корневища, а на поверхности воды огромные листья. Когда лотос цветет, то раскрываются крупные розовые цветки.
Жители, где растет это растение, собирали в больших количествах орешки лотоса, употребляя их как семечки. Корневища заготавливались для откорма домашних животных. Это привело к уменьшению численности этого растения. И только внесение в Красную книгу лотоса, помогло его сохранить.
Работа по учебнику (с.88-89)
Прочитайте тексты на стр. 88-89 «Венерин башмачок» и «Зубр».
Что интересного вы узнали? (ответы)
Работа в тетради (с.16-17)
Выполните задания 1,2 на с.16-17.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
- А знаете, в нашей области тоже есть животные и растении, которым требуется защита. Кто может сказать, какие животные живут в нашей области. (ответы детей)
Слайд 21. Животные Тульской области.
Животные Тульской области: еж, крот, светлый хорь, горностай, ласка, выдра, лось, заяц-русак, заяц-беляк, лиса, волк, олень, суслик, мышь, белка, кабан, косуля, куница и др.
Слайд 22. Редкие, внесенные в Красную книгу Тульской области.
Редкие: горностай, европейская норка, лебедь шипун, серая утка, филин и др. (http://redbookto.narod.ru/avis.htm)
Слайд 23. Исчезли: бурый медведь, рысь, выхухоль, сурок-байбак.
Слайд 24. Растения Тульской области.
Растения Тульской области: деревья - береза, осина, дуб, клен, липа, лиственница, ель, сосна, кустарники – черемуха, рябина, ива, ольха; орешник (лещина), ольха, бузина, акация (карагана), шиповник, бересклет, жимолость, травы – клевер, лютик, полынь, череда, цикорий, донник, крапива, мать-и-мачеха, пырей, ландыш, кубышки, кувшинки и др.
Слайд 25. Редкие, внесенные в Красную книгу Тульской области (http://redbookto.narod.ru/rasten.htm)
Редкие: росянка, валериана лекарственная, тимьян ползучий (чабрец), сон-трава или простел, ятрышник шлемовидный, меч-трава, венерин башмачок, синюха голубая и др. (фото:http://lidijavk.ucoz.ru/photo/redkie_rastenija/4)
- Обобщение.
- Какой вывод можем сделать? Для чего нужна Красная книга? (ответы)
Слайд 26. Вывод.
В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в двух томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает. Но главное – что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания.
- Будьте природе другом – беседа.
- Мы с вами выяснили, что охрана растений и животных – это проблема государственная, а как мы можем помочь животным и растениям? (ответы)
- То есть быть природе другом.
Работа по учебнику (с.90-91)
Рассмотрите схему на с.90.
Слайд 27. Схема.
- Как вы понимаете эти условные знаки? Прочитайте задание.
Дети: рассказывают по схеме о причинах исчезновения животных и растений.
- Сережа и Надя придумали несколько простых правил и нарисовали к ним экологические знаки. Прочитайте их на с.91.
Слайд 28. Правила друзей природы.
- Какие еще правила друзей природы ты можешь предложить? Это вам домашнее задание: придумать правила и нарисовать к ним знаки.
- А сейчас давайте прочитаем рассказ о кузнечике на с. 92-93 и ответим на вопросы. (дети читают и отвечают на вопросы)
- Какой вывод сделаем? Что говорит нам Мудрая черепаха?
Слайд 29. Вывод.
- Наши проекты.
Узнав о Красной книге России, Сережа и Надя составили свою Красную книгу. На с 94-95 изображены растения и животные, которых внесли Сережа и Надя в свою книгу. Знаете ли вы их названия? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки» (с.140-141)
- По примеру Сережи и Нади составьте свою Красную книгу. Советы по выполнению работы прочитайте на с.95.
- Итог урока.
Что такое Красная книга? Приведи примеры растений и животных, внесенных в Красную книгу России.
Каковы основные причины сокращения численности растений и животных?
С какими Правилами друзей природы мы познакомились на уроке?
Сделаем вывод: необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем растениям и животным, защищать их.
Слайд 30. Вывод.
- Домашнее задание.
С.86-93, прочитать, отвечать на вопросы.
Придумать и нарисовать знаки.
Проект: составить свою Красную книгу (с.94-95).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 2 класс "Красная книга. Будь природе другом" А.А. Плешаков Школа России
Урок проводится во 2 классе. Приложен конспект и презентация...
План - конспект урока по окружающему миру " Знакомство с Красной книгой"
Цель: : формирование и развитие природоохранных знаний посредством знакомства учащихся с животными и растениями, занесенными в Красную книгу . Задачи: Образовательные: - расширение и конкретизация ...
Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Красная книга России."
Открытый урок по окружающему миру для 3 класса....
Конспект урока по окружающему миру: "Заповедники и Красная книга России" 4 класс.
Заповедники и Красная книга России. 4 класс...
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Красная книга"
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Красная книга"...
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Красная книга"
Урок относитмся к региональному компоненту содержания материала...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (2 КЛАСС) -КРАСНАЯ КНИГА
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (2 КЛАСС) -КРАСНАЯ КНИГА....