Конспект урока по окружающему миру "Тундра.Леса России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру "Тундра.Леса России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№ 11 СТАНИЦЫ НОВОГРАЖДАНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН
Открытый урок
по окружающему миру
в 4 классе.
Тема урока:
«Тундра.
Леса России.
Лес и человек».
Подготовила и провела
учитель начальных классов
первой категории
МБОУ СОШ № 11
ст. Новогражданской
Шолковая Светлана Николаевна
25 октября 2018 год
Цель урока: формирование у учащихся представление о природной зоне тундры.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- Знать географическое положение зоны тундры, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.
- Уметь работать с картой, приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.
Личностные:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Образовательные ресурсы: учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. 1 часть. Стр.84; рабочая тетрадь: Окружающий мир. 4класс. 1часть. Стр.92.
- Карта урока
- Карточки с заданиями, тест, загадки
- Фонограмма «Увезу тебя я в тундру»
- Презентация урока
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.
- Проверка домашнего задания.
- А начнем мы с проверки домашнего задания(фронтально).
- Природу какой зоны мы исследовали на прошлом уроке? ( Природную зону арктических пустынь.)
- Как называется океан, который омывает север нашей страны?
- Почему снега в этом краю никогда не тают?
- Как происходит смена дня и ночи в полярном крае?
- Какое захватывающее явление можно наблюдать только в арктическом небе? Что вы о нем знаете?
- Есть ли в Арктике растения?
- Назовите самого крупного зверя Арктики. Расскажите о нём.
- Как особенности растений и животных связаны с состоянием неживой природы?
- Сегодня продолжим говорить о природных зонах нашей страны.
- Самоопределение деятельности
Какая же тема урока?...
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать!
(Кроссворд раздаётся на листочках, уч-ся разгадывают его в парах, чья пара быстрее)
Вопросы к кроссворду:
1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с необычным кранным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповедник. 4. Арктика – царство снега и … 5. Растения, живущие в толще воды. 6. Рыба, обитающая в северных морях.
(1.арктика 2. тупик 3. Врангеля 4. льда 5. водоросли 6. сайка)
Ключевое слово – ТУНДРА.
Мы познакомимся сегодня на уроке еще с одной природной зоной.
- В этой песне спрятана тема еще одно путешествие. Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция?
Тема нашего урока: « Тундра. Леса России. Лес и человек».
IV. На доске план изучения природных зон:
- Географическое положение.
- Природные условия.
- Растительный и животный мир.
- Занятие населения.
- Ваша задача заполнить таблицу. А для этого вы распределитесь на команды, каждая из которых будет ответственен за свою колонку в таблице. Итак, начинаем изучение природных зон. Сопровождать нас будут синоптики, ботаники, зоологи и экологи, которые побывали в тундре и в лесной зоне в составе научно-исследовательских экспедиций.
Природная зона | Климат и характеристика | Растения | Животные | Использование и влияние человека |
Итак, садимся на оленьи упряжки, а пока будем ехать, послушаем песню про тундру и попробуем представить эту природную зону.
(Звучит песня «Увезу тебя я в тундру»)
Эта песня не только создала нам приподнятое настроение перед путешествием, но если вы вслушались в слова, то многое могли узнать.
– Где расположена тундра? Обратимся к карте и к географу.
Рассказ географа - СЛАЙД 5
Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе. Это равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской. На карте зону тундры обозначают фиолетовым цветом.
- Заполним карту урока графу поверхность: равнина.
-Как поется в песне ?….Увезу на край земли …
Действительно, посмотрев на карту, мы видим, что тундра расположена на краю материка.
А теперь, оценив расположение тундры, вспомнив песню, подумайте, как одеться в экспедицию. (Слайд – названия одежды)
У вас на парте у каждого есть карточки с названием одежды (меховая куртка, валенки, босоножки, сланцы, кожаные перчатки, рукавицы, сарафан, гольфы, меховая шапка, джинсы, шорты и другие), подумайте и выйдите к доске те, кто считает, что его одежда подходит для нашего путешествия.
(Слайд «ОДЕЖДА КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ТУНДРЫ») СЛАЙД 6
– А вот как одеваются коренные жители тундры.
– С чем это связано?
Рассказ синоптика. - СЛАЙД 7
Климат.
Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить не проваливаясь. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Ещё говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. Что такое снежная часть года, это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая?
Снег и лёд, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить. Если лето прохладное, то вода не может испарятся, вот она и остаётся. По этим двум причинам в тундре много болот и озёр. И почва влажная или просто мокрая.
- Заполним карту урока: зима – суровая, долгая, -50 градусов; лето – короткое, прохладное, до +10.
- Что можно добавить в графу поверхность? (болота, мелкие озёра)
СЛАЙД 8
- отрицательные температуры
- зимой до – 50 градусов, летом до + 10 градусов
- многолетняя мерзлота
- лето – 2-3 месяца
- полярные день и ночь
- болота, мелкие озёра
Мы познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях
- А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи, экологи. Они в течение недели выясняли что растёт? Кто живёт? Как живут?
Рассказ ботаников (используют иллюстрацию) - СЛАЙД 9
В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, карликовая ива. Все растения низкорослые. Мох ягель – пища для северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвлённые небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая берёза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, и зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
- Какие в тундре растения?
- Заполняем карту урока: названия растений, низкорослые, стелющиеся, небольшие корни. СЛАЙД 10
Большинство тундровых растений — вечнозелёные многолетники. У ряда растений недозревшие плоды зимуют под снегом и вызревают на следующее лето.
Тундровые растения имеют короткие (5-15 см) корни, расположенные близко к поверхности, они используют более теплую почвенную влагу.
Некоторые растения даже в цветущем состоянии переносят заморозки.
(Просмотр гербария)
Рассказ зоологов (используют иллюстрации) СЛАЙД 11
Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек. Белая куропатка – травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что очень плотное. Питается леммингами, куропатками.
СЛАЙД 12
Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется ещё подшерсток. Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом ягелем. Самое крупное животное тундры, имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега. Олень даёт людям, живущим в тундре, всё: мясо, молоко, шкуры, из которых шьют теплую одежду и обувь, строят жилища, сухожилия используют как нитки. Из пыжика (шкуры оленят) делают очень тёплые шапки. Упряжка из 3-4 оленей, идущих рысью с нартами, с грузом 200-300 кг, в которые их запрягают и зимой и летом, свободно проходит по северному бездорожью 40-60 км в день. Не сбавляя хода, олени могут переходить с наезженной дороги на снежную целину или залитую водой болотину (широкие копыта).
- Как приспособились к жизни представители животного мира?
- Заполняем карту урока: птицы: густое оперение и защитная белая окраска, звери: густой мех. СЛАЙД 13
V. Физкультминутка.
- А теперь давайте сделаем остановку и дадим нашим оленям отдохнуть.
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
1,2 -- кругом голова;
3,4 -- ноги шире;
5,6 -- всем присесть;
7,8 -- встать попросим.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
- Найдите на карте природную зону лесов (один учащийся показывает). Что вы можете рассказать о зоне лесов, глядя на карту? Работать вы будете в парах, для подготовки ответа вам поможет карточка-помогайка.
1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
3. Какая у зоны лесов земная поверхность? (Если не догадаются, обратить внимание на цвет)
4. Какая она в сравнении с другими природными зонами?
Работа ведётся также экспедициями.
Выступление “ученых-географов”.
Зона лесов (слайд 8).
Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зима короче и теплее, чем в тундре. Для роста растений здесь достаточно тепла и влаги. А почвы богаче питательными веществами, чем в тундре.
Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно - Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье. Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет (слайд 9).
Расти леса начинают постепенно, по мере того, как увеличивается прогревание земли. Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Это лесотундра. Выполняет плавный переход от одной природной зоны к другой. Чем южнее, тем выше солнце поднимается над горизонтом и тем сильнее прогревает землю. Зима здесь еще суровая, но уже менее продолжительная. Лето теплее, чем в тундре. В более южных местах уже нет вечной мерзлоты. После зимы снег тает, и земля хорошо прогревается. Слой почвы гораздо толще, чем в тундре, и плодороднее. По мере движения к югу гуще становятся хвойные леса и постепенно они занимают все пространство. Леса из хвойных пород занимают большую часть Сибири и северные территории Европейской части России. Эти хвойные леса называют тайгой. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Но летом, поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Здесь растут хвойные деревья с мощными корнями. Эти деревья не очень требовательны к теплу.
Если мы продвинемся еще южнее, то погодные условия изменятся. Зима станет короче и мягче, лето длиннее и теплее. Поэтому к югу от тайги располагаются смешанные леса. В смешанных лесах мягкая погода с теплым и прохладным летом и умеренно холодной зимой. Многолетней мерзлоты здесь нет. Ближе к югу зоны становится ещё теплее. Болот здесь гораздо меньше. Еще южнее начинают встречаться широколиственные леса, состоящие из лиственных пород деревьев.
Выступление “ученых-ботаников»
Растительный мир лесной зоны(слайд 10).
Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Для роста растений в лесной зоне достаточно тепла и влаги. А почвы богаче питательными веществами, чем в тундре.
Хвойные деревья менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга - хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Но летом, поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Здесь растут хвойные деревья с мощными корнями. Эти деревья не очень требовательны к теплу.У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Познакомимся поближе с растительным миром тайги(слайд 11)..
Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.
Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.
Далее к югу на смену тайге приходят смешанные леса (береза, осина, ольха(слайд 12). Смешанные леса растут в южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
Еще южнее начинают встречаться леса, состоящие из лиственных пород деревьев. Такие леса называются широколиственными. Они растут на юге и на западе России, а также на Дальнем Востоке.
Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными (дуб, клен, ясень, липа, вяз(слайд 13). Это теплолюбивые деревья, они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.
Учитель. Спасибо, уважаемые ботаники, за проделанную работу.
Настало время заслушать наших зоологов.
Что вы узнали о животном мире зоны лесов?
Выступление “ученых-зоологов»
Животный мир лесной зоны (слайд 14).
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, зайцы, рыси, белки, глухари, мыши-полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи, бурундуки), другие делают на зиму запасы, у многих животных к зиме появляется теплый мех, густое оперение, защитная окраска.
О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (слайд 15). Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Лось – лесной великан. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные (слайд 16-17).
VI. Закрепление изученного материала. Показ презентации.
Учитель. - Что же такое лес? (Лес - это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, лишайников и грибов).
-Почему леса растут южнее тундры? Что этому способствует? (более тёплый климат)
Деревья в лесной полосе растут не как попало, а в определённом порядке.
На севере - хвойные деревья - ТАЙГА
К югу и юго- западу – ЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА.
- Может ли быть резкое разграничение между хвойными и лиственными деревьями?
(между ними СМЕШАННЫЕ ЛЕСА).
Учитель. Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 98-99 учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса.
Растения → заяц-беляк → рысь;
Растения → мышь-полевка → соболь;
Растения → белка → сокол.
Игра «Да-Нет»
Учитель. Я прочитаю вам правила поведения в лесу, а вы если с ним согласны, то хлопайте в ладошки. Если не согласны, то топайте ногами.
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте.
Ни травинку, ни лист зря не рвите. Костры не разводите!
2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки
сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!
3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, постучать и,
главное, никому ты не мешаешь!
4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится,
и вы не узнаете ни одной тайны.
5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую
жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было!
6. Животные всякие важны – животные всякие нужны.
Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Учитель: Вижу, вы хорошо знаете правила. Вас можно смело отпускать в лес. На следующем уроке мы с вами отправимся на экскурсию в лес. Узнаем о роли леса в природе и жизни людей.
VI. Итог урока + Д/з
-С какими природными зонами познакомились на уроке?
-Все ли пункты плана раскрыли?
- Как достигали поставленной цели?
VII. Рефлексия учебной деятельности.
- Понравилась вам виртуальная экскурсия?
- Что было трудным?
- Чьё выступление наиболее интересно?
- Оцените свою работу по каждому пункту. (всем раздаём карты для самооценки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Природа России"
Иметь первоначальное представление о разнообразии природы России;совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материал учебника;написать, в каких местах России уже удалось, а в как...
Конспект урока по окружающему миру «Леса России» 4 класс
Данный урок составлен для учащихся 4 класса имеющих тяжелые нарушения речи....
Конспект урока по окружающему миру «Искусство России XIX века. Солнце русской поэзии – Александр Сергеевич Пушкин», 4 класс
Урок по УМК "Начальная школа XXI века"...
конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида
конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида...
Конспект урока по окружающему миру "Патриоты России"
Конспект урока по окружающему миру "Патриоты России" 4 класс УМК "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру " Патриоты России"
Дети знакомятся с понятиями " патриот", "патриотизм", со значеним "народное ополчение"....
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...