Конспект урока по окружающему миру 4 класс " Средние века: время рыцарей и замков"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Средние века: время рыцарей и замков
Основная цель урока: сформировать представление о Средневековье, об образе жизни рыцарей, как одного из господствующих сословий средневековой Европы.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, понимание и сохранение учебной цели и задач.
Осуществление самоконтроля.
познавательные: умение выделять существенную информацию, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, анализ, синтез, обобщение, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и самооценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
создание условий для формирования представления об эпохе средневековье, рыцарях, их занятиях, образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu_srednevekove._rytsari_i_zamki_.docx | 38.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Средние века: время рыцарей и замков
Основная цель урока: сформировать представление о Средневековье, об образе жизни рыцарей, как одного из господствующих сословий средневековой Европы.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, понимание и сохранение учебной цели и задач.
Осуществление самоконтроля.
познавательные: умение выделять существенную информацию, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, анализ, синтез, обобщение, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и самооценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
создание условий для формирования представления об эпохе средневековье, рыцарях, их занятиях, образе жизни.
Материал для работы учащихся на партах:
- Правила работы в группе
- Материал для работы в группах
- Учебник “Мир вокруг нас” А.Плешаков. 4 класс, ІІ часть.
Техническое оснащение:
- Компьютер и мультимедийный проектор. (Презентация. Ролик «Жители Средневековья».)
Ход урока
I. Оргмомент.
- Если вы веселы – улыбнитесь. Если вы дружны – возьмите за руки своего соседа, почувствуйте тепло ладоней и передайте своё настроение друг другу. А какое настроение у вас сегодня? Давайте повернёмся и улыбнёмся нашим гостям.
II. Мотивация.
- Что вы можете сказать о человеке, про которого говорят: «имеет средние способности», «учится средне», «достижения – не выше среднего»?
(Слово средний употребляется в значении «посредственный». Так можно сказать о ком-то, кто не сделал ничего особенного, выдающегося.)
На доске появляется запись: «средний = посредственный, без особенностей».
- А какое значение у этого же слова во фразах: «в середине леса пролегала дорога», «попал в яблочко – в самую середину», «затесалась среда промеж вторника и четверга»?
На доске появляется запись: «средний = посередине, в центре».
III. Постановка проблемы.
- Что вы заметили? (У слова средний много значений).
- Давайте посмотрим на ленту времени.
- Назовите следующую после Древнего мира историческую эпоху.
(Средние века. Средневековье).
- Посмотрите на слайд. Какой вопрос вам хочется задать?
(В каком значении слово «средние» используется в названии эпохи?
Гипотеза: Средние века – середина истории или эпоха без особенностей, мало интересная?)
Чтобы её доказать или опровергнуть, я предлагаю вам посмотреть два видео, которые помогут вам определить тему урока, а значит помогут сделать правильный вывод.
IV. Определение темы и целей урока.
Просмотр фрагментов
- Кто главный герой первого фрагмента? (Рыцари).
- Что вы увидели во втором фрагменте? (Замки).
- О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Средние века: время рыцарей и замков.)
- Что бы вы хотели узнать? На какие вопросы мы должны ответить?
(Кто такие рыцари? Где они жили? Как становились рыцарями? Чем занимались рыцари?)
Составление кластера
Если мы ответим на эти вопросы, то получим представление о Средневековье, об образе жизни рыцарей, как одного из господствующих сословий средневековой Европы. Это и есть цель нашего урока.
V. Открытие новых знаний.
– Я приглашаю вас сегодня в средние века. Эпоха Средневековья скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть сегодня на уроке и на память об этом уроке у вас останется буклет-помощник. Он напомнит вам о том, что вы были интересными собеседниками, творческой личностью, приобрели навыки исследователей, тем самым обогатили свой портфолио.
– Средние века охватывают 11 столетий: с середины 5 века до конца 15 века. Давайте найдём этот временной промежуток на “ленте времени”.
- Кто жил?
– В Средневековье жили разные группы населения: и горожане, и феодалы, и крестьяне. Но самым ярким представителем этой эпохи были рыцари. О них мы сегодня и поговорим.
Организую работу групп учащихся.
Чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, я предлагаю начать работу «Исследовательских лабораторий». Для этого мы разделимся на группы постоянного состава. Вспомним правила работы в группе, распределим обязанности членов группы. У каждой группы своя задача и вспомогательные материалы.
- Исследователи «Рыцарей».
- Исследователи «Школа рыцарей».
- Исследователи «Замков».
- Исследователи «Занятий рыцарей».
Все группы получают текст, из которого должны выбрать только ту информацию, которая требуется.
- Постановка задач для групп.
1 группа «Исследователи рыцарей»
Вопросы для исследования:
№ | Вопросы. |
1 | Кто такие рыцари? |
2 | Кому подчинялись рыцари? |
3 | Как выглядели рыцари? |
( Рыцарь – это смелый человек, верный своему долгу. Рыцарь – это благородный человек. Рыцарь – это самоотверженный, безупречный человек.)
– Слово рыцарь в русском языке происходит от немецкого “Ritter”– всадник, конный воин.
Рыцарь, собственно, и есть конный воин, но далеко не всякий, а один из сословия воюющих, обычно владелец феода.
Рыцарями могли быть только люди «благородного» происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.
Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений – герцогов, графов, баронов.
2 группа Исследователи «Как стать рыцарем».
Вопросы для исследования:
№ | Вопросы. |
1 | В каком возрасте начиналась подготовка будущих рыцарей? |
2 | Чему учили мальчиков в этом возрасте? |
3 | Что входило в обязанности 15-летних юношей? |
4 | Как происходило посвящение в рыцари? |
Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами (личными слугами) знатных феодалов (землевладельцев) или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось необязательным.
Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец вез доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.
И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и, конечно, прекрасных дам. Посвящаемый в рыцари должен был встать на колени перед самым знатным из гостей. Тот наносил будущему рыцарю удар ладонью по затылку или щеке.
3 группа «Исследователи замков».
Вопросы для исследования:
№ | Вопросы. |
1 | Для чего и как строились замки? |
2 | Как устроены замки внутри? |
3 | Хотели бы вы в наше время жить в средневековом замке? |
Жили рыцари в замках. Замок – это дворец и крепость феодала. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в хорошо защищенных местах. Место для замка выбирали со старанием. Их строили на высоком холме, острове посреди реки. главная башня окружалась валами, рвами, стенами. Замки знати представляли собой не очень удобные жилища. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника. Короли и знать строили себе замки для защиты от врагов.
4 группа Исследователи «Занятий рыцарей».
Вопросы для исследования:
№ | Вопросы. |
1 | Основное занятие рыцарей. |
2 | Рыцарские турниры. |
3 | Охота. |
Основное занятие рыцарей – защита своих земель от врагов. В мирную пору хозяин охотился, принимал гостей, устраивал пиры.
А чтобы в мирное время не притупилось их военное искусство, рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались турнирами. На турнире два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях и, нанося удары длинными копьями, старались выбить противника из седла.
Рыцарь обычно носил ленту, эмблему или платок своей возлюбленной дамы. Это был ее знак. Если рыцарь побеждал, он приносил славу не только себе, но и даме.
2. Выступления групп.
3. Фронтальная работа с учащимися.
– Сначала рыцарем мог стать любой человек, который был достаточно богат, чтобы приобрести боевого коня и вооружение.
Позже, только человек благородного происхождения, потомок рыцарей.
– Для того, чтобы стать настоящим воином – рыцарям, требовалось много времени и сил.
– А вот умение читать и писать для рыцарей считалось не обязательным. Как, вы, считаете, это достоинство или недостаток рыцарей? А можно ли в настоящее время представить себе такого рыцаря?
– Но зато они изучали такую науку, которую не изучают современные дети ни в одной школе. Как вы думаете, что это за наука?
– Это наука геральдика.
– Посмотрите на разнообразные гербы рыцарей.
– Как вы считаете, в каких жизненных ситуациях рыцарю мог пригодиться герб?
Например,
– на войне, ведь лицо рыцаря было закрыто шлемом, и распознать его можно было только по гербу;
– на турнире, герольд, глядя на герб, изображённый на щите, или тунике, одетой поверх доспехов, объявлял имена рыцарей.
VI. Творческое задание.
1. Каждая группа должна создать свой герб, придумать девиз. Объяснить значения предметов, изображённых на гербе и смысл своего девиза».
2. Выступление групп.
- Если бы рыцари вашего рода имели такой герб, мы сразу узнали бы к какому роду принадлежит наш рыцарь.
VII. Кодекс рыцарской чести.
- Конечно, эпоха средневековья очень яркая и красивая.
Но самым ярким пятном в истории Средневековья и в жизни рыцаря был обряд “Посвящение в рыцари”.
Каждый рыцарь должен был обязательно следовать “Кодексу рыцарской чести”. А что это такое, как вы думаете?
Я предлагаю вам составить кодекс рыцарской чести.
«Кодекс рыцарской чести»
- Рыцарь должен быть храбрым.
- Защищать христианскую веру.
- Нападать со спины.
- Обманывать
-Хитрить
-Мошенничать
-Защищать невиновных
-Проявлять уважение к старшим.
-Почитать женщин.
-Проявлять Храбрость в словах и делах.
-Сражаться доблестно.
-Всегда держать слово чести.
-Выдавать секреты или товарища.
-Преданность друзьям и тем, кто доверяет тебе.
Среди рыцарей была развита становая солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения. Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвал на бой рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли поменять его на Ожье. Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил своего соперника в рыцари.
- А как вы считаете, нужны ли рыцари в наше время? Кого мы можем назвать рыцарями? Подойдёт ли для них «Кодекс рыцарской чести», составленный нами?
VII. Закрепление изученного материала.
– Средневековье – это красивая эпоха, оставившая яркий след в истории. Ни одна историческая эпоха не проходит бесследно, есть что-то, чем мы с вами пользуемся и в настоящее время. Например, правила этикета.
Правила этикета
1) Обычай снимать шапку, когда входишь в дом. Почему ?
Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облачённые в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину : «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена Средневековья прошли, но обычай – входя в комнату, снимать шапку – остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл, уважаешь живущих в нём людей. И это им приятно.
2) Обычай – здороваясь, снимать перчатки. Почему ?
С тех рыцарских времён идёт обычай – здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас ты снимаешь перчатку или варежку из уважения и внимания к товарищу.
- Смогли мы с вами ответить на поставленные в начале урока вопросы? Сейчас я предлагаю вам тест «Проверь себя».
VIII. Тест
1. Замки строили для
а) защиты от нападений
б) красоты
2. Замки строились
а) в лесу
б) на высоком берегу реки
3. Кого в средние века называли рыцарем?
а) владельцев поместий, несших военную службу
б) королевских приближённых
4. Чем занимались рыцари?
а) земледелием
б) постигали научные знания
в) военным делом
г) ремеслом и торговлей
5. Чем был вооружён рыцарь?
а) мечом, копьём, палицей, топором
б) кольчугой, латами, забралом, конём
6. Большинство крестьян в средние века были:
а) лично свободны
б) зависимы от сеньора
Ф.И.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Самопроверка и оценка
IX. Подведение итогов.
- Теперь вы можете подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу. Какой вывод мы делаем?
- Ответили мы на поставленные вопросы?
- Что интересного и нового вы сегодня узнали?
- Я предлагаю закончить наш урок посвящением.
Но обряд этот будет современным.
– Я предлагаю девочкам посвятить своих мальчиков в рыцари.
Девочки начнут посвящение со слов: “Будь …”. (Будь: смелым, верным, воспитанным, порядочным, отважным, справедливым, храбрым, вежливым, добрым, преданным Родине, люби и почитай родителей своих…)
Посвящение девочками мальчиков в рыцари.
Клятва рыцарей. Звучит средневековая музыка.
Клянитесь рыцарями быть
И рыцарство в борьбе добыть !
Долой и латы, и забрало !
Мы – рыцари добра –
И в этом наша слава !
X. Рефлексия
– В течение урока мы с вами смогли ответить на все поставленные вопросы и многое узнать о жизни в средние века. Но история на этом не заканчивается, и на следующих уроках вам предстоит познакомиться с развитием истории дальше.
- Нашему рыцарю не хватает чего? Мы с вами вооружились знаниями. У вас у каждого есть меч, поднимите его, если вы считаете, что в достаточной степени узнали о рыцарях и можете поделиться своими знаниями. Наш рыцарь вооружён.
– Итогом нашей совместной творческой работы является наш буклет. Это визитная карточка Средневековой эпохи. Пусть он напоминает вам о нашем сегодняшнем уроке и служит вам в качестве закладки в вашем учебнике.
Девизы могли быть самыми разными: Исполнить, или умереть! За веру! Мой Бог и мое право! Лучше умереть, чем посрамиться!
Покорен и страшен! Ударом львиной лапы побеждаю! | Девизы могли быть самыми разными: Исполнить, или умереть! За веру! Мой Бог и мое право! Лучше умереть, чем посрамиться!
Покорен и страшен! Ударом львиной лапы побеждаю! |
Исполнить, или умереть! | Исполнить, или умереть! | |
За веру! | За веру! | |
Мой Бог и мое право! | Мой Бог и мое право! | |
Лучше умереть, чем посрамиться! | Лучше умереть, чем посрамиться! | |
Бог, честь, Отчизна! | Бог, честь, Отчизна! | |
Покорен и страшен! | Покорен и страшен! | |
Ударом львиной лапы побеждаю! | Ударом львиной лапы побеждаю! |
Исполнить, или умереть! | Исполнить, или умереть! |
За веру! | За веру! |
Мой Бог и мое право! | Мой Бог и мое право! |
Лучше умереть, чем посрамиться! | Лучше умереть, чем посрамиться! |
Бог, честь, Отчизна! | Бог, честь, Отчизна! |
Покорен и страшен! | Покорен и страшен! |
Ударом львиной лапы побеждаю! | Ударом львиной лапы побеждаю! |
«Кодекс рыцарской чести» - Рыцарь должен быть храбрым. - Защищать христианскую веру. - Нападать со спины. -Хитрить -Мошенничать -Защищать невиновных -Проявлять уважение к старшим. -Почитать женщин. -Проявлять Храбрость в словах и делах. -Сражаться доблестно. -Всегда держать слово чести. -Выдавать секреты или товарища. | «Кодекс рыцарской чести» - Рыцарь должен быть храбрым. - Защищать христианскую веру. - Нападать со спины. -Хитрить -Мошенничать -Защищать невиновных -Проявлять уважение к старшим. -Почитать женщин. -Проявлять Храбрость в словах и делах. -Сражаться доблестно. -Всегда держать слово чести. -Выдавать секреты или товарища. |
«Кодекс рыцарской чести» - Рыцарь должен быть храбрым. - Защищать христианскую веру. - Нападать со спины. -Хитрить -Мошенничать -Защищать невиновных -Проявлять уважение к старшим. -Почитать женщин. -Проявлять Храбрость в словах и делах. -Сражаться доблестно. -Всегда держать слово чести. -Выдавать секреты или товарища. | «Кодекс рыцарской чести» - Рыцарь должен быть храбрым. - Защищать христианскую веру. - Нападать со спины. -Хитрить -Мошенничать -Защищать невиновных -Проявлять уважение к старшим. -Почитать женщин. -Проявлять Храбрость в словах и делах. -Сражаться доблестно. -Всегда держать слово чести. -Выдавать секреты или товарища. |
«Кодекс рыцарской чести» - Рыцарь должен быть храбрым. - Защищать христианскую веру. - Нападать со спины. -Хитрить -Мошенничать -Защищать невиновных -Проявлять уважение к старшим. -Почитать женщин. -Проявлять Храбрость в словах и делах. -Сражаться доблестно. -Всегда держать слово чести. -Выдавать секреты или товарища. | «Кодекс рыцарской чести» - Рыцарь должен быть храбрым. - Защищать христианскую веру. - Нападать со спины. -Хитрить -Мошенничать -Защищать невиновных -Проявлять уважение к старшим. -Почитать женщин. -Проявлять Храбрость в словах и делах. -Сражаться доблестно. -Всегда держать слово чести. -Выдавать секреты или товарища. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Средние века: время рыцарей и замков"
Презентация может быть использована на уроке для изучения и первичного закрепления новых знаний...
Конспект урока окружающего мира 4 класс "Средние века. Время рыцарей и замков"
Представляю вам конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Средние века. Время рыцарей и замков". УМК "Школа России"...
Урок окружающего мира в 4 классе "Средние века-время рыцарей и замков".
На данном уроке учащиеся в интересной форме узнают о Средних веках. Урок заканчивается посвящением в Рыцари. Ребята выбирают достойного из мальчиков или девочек. На протяжении всего урока используется...
Самоанализ урока по окружающему миру 4 класс Средние века: время рыцарей и замков.
самоанализ урока...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Средние века: время рыцарей и замков". (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Средневековье; религиях, возникших в Средние века; формирование знаний о книгопечатании; знакомство с эпохой Средних веков,...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Средние века: время рыцарей и замков"
УМК "Школа России", 4 класс...
Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Средние века:время рыцарей и замков"
Урок окружающего мира на тему:«Средние века: время рыцарей и замков». Учебник: Плешаков А. А., Крючкова Е. А., 4 класс, 2 часть.- М.: «Просвещение».Цель урока: ф...