Конспект урока окружающего мира 4 класс "Средние века. Время рыцарей и замков"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Прокопенко Анастасия Валерьевна

Представляю вам конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Средние века. Время рыцарей и замков". УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednie_veka.docx32.03 КБ
Office presentation icon srednie_veka.ppt1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация начала занятия

1 мин

Здравствуйте, ребята!

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

– Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового и интересного.

Приветствие детей. Создание эмоционального настроя на работу.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Р: развитие самоконтроля

Проверка домашнего задания

5 мин

Подготовка к основному этапу занятия

5 мин

На щите моем эмблема

И девиз «Любовь и честь!».

Докажу я непременно,

Что они на свете есть.

Я невинных защищаю,

Преступления отмщаю —

Лишь за правду должен биться

Каждый благородный........ (рыцарь).

  • Что вы можете сказать о рыцарях? (Ответы детей.)
  • Когда жили рыцари?

(Ученики затрудняются ответить на данный вопрос или отвечают неточно.)

- Какая эпоха следующая? Средние века.

- Вы что-нибудь знаете об этой эпохе?

Работа с понятиями: Средние века, рыцарь, замок.

Иные люди, иные времена…

Всё это, безусловно, интересно.

Все говорят про Средние века,

Мы приоткроем тайные завесы.

Проходит время. Одна эпоха сменяется другой. Мир древности «уступает» место в истории новой эпохе.
Сегодня на уроке речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с конца
V века до конца XV века и называлась Средними веками или Средневековьем.

Сколько веков продолжалось Средневековье?

( Средневековье продолжалось 10 веков) .
Давайте подумаем сколько ϶ᴛᴏ будет лет? (1000 лет)

Средние века — это период между Древним миром и Новым временем.(на доске)

                 

- Попробуйте сформулировать  тему нашего урока.

- Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Средние века: время рыцарей и замков».)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о Средних веках.)

Работа с понятиями: Средние века, христианство, ислам, буддизм, рыцарь, замок.

– Итак, Средневековье. Что бы вы хотели узнать об этой эпохе?

—Предлагаю поработать сегодня по плану из следующих вопросов.

(План записан на доске.)

План работы

  1. Какая эпоха в истории называется Средними веками?
  2. Какие религии возникли в Средневековье?
  3. Кто такие рыцари Средневековья?
  4. Для чего строили замки?
  5. Кто и когда изобрел книгопечатание?

—Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать с учебником, тетрадью, дополнительным материалом, отвечать на вопросы, рассуждать, доказывать, делать выводы, работать в группах, в парах, по плану.)

Словесный: чтение загадки; фронтальная работа с классом

Слушают загадку, готовятся к ее анализу. Слушают учителя.

Формулируют тему и цели урока.

П: умение выделять существенную информацию

К: формулирование и аргументация своего мнения и позиции, достаточно полное и точное выражение своих мыслей

Р: развитие самоконтроля

П:умение выделять существенную информацию, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Усвоение новых знаний и способов действий

10 мин

Эпоха Средневековья скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть сегодня на уроке.

Плывя по “ленте времени”,
От древности до наших дней,
Мы видим славных рыцарей,

И замки, и коней.
Тишина стоит вокруг,
Вышли рыцари на круг,
Шлем одев, закрыв забрало,
Выхватив из ножен меч,
Стал рубить врага он с плеч,
После боя, славный рыцарь,
Положив и щит, и меч,
Сделав вдох и выдох длинный,
Отдохнуть решил присесть.

Чтобы достичь поставленной цели, я предлагаю начать работу «Исследовательских лабораторий». Для этого мы разделимся на группы постоянного состава. Вспомним правила работы в группе, распределим обязанности членов группы. У каждой группы своя задача и вспомогательные материалы.

  1. Исследователи Эпохи
  2. Исследователи Религии
  3. Исследователи Замков
  4. Исследователи Рыцарей
  5. Исследователи Науки и культуры

Словесный: фронтальная работа с классом, чтение стихотворения,

Объяснение задания.

Практический: работа в группах

Слушают стихотворение

Готовятся к работе в группах

П: Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале,  построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач,

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей.

Физминутка

2 мин

Первичная проверка понимания

5 мин

Творческие задания

  1.  Представьте себя рыцарем, живущим в старинном замке.
    Расскажите, каким вы представили себе замок. Чем занимались обитатели замка? Вам нужно принять гостей в своем замке. Как же вы будете развлекать их?
  2.  Какие знаки могли бы стать символами Средневековья?
    Нарисуйте. Обоснуйте свой рисунок.
  3.  Представьте себя участниками рыцарского турнира. Опишите его. Воспользуйтесь иллюстрацией на с. 19 учебника.
  4.  А сейчас представьте, что вы готовитесь стать рыцарем. Для этого вам необходимо придумать свой девиз и герб. Будьте внимательны. Подумайте о том, что и каким цветом вы изобразите.

Словесный: фронтальная работа с классом

Практический: индивидуальные выступления учеников

Слушают задание, анализируют, готовятся отвечать.

П: формирование  представления об эпохе средневековье, рыцарях, их занятиях, образе жизни

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданием

Закрепление новых знаний и способов действий

5 мин

Когда-то в Средние века

Повсюду жили рыцари,

И жизнь была их нелегка

В железной амуниции.

Гордились рыцари собой,

Мечами и доспехами.

Играли рыцари судьбой

И на турниры ехали.

Но вот полтыщи лет назад

Не стало их на свете.

Но так лишь только говорят —

Я не согласен с этим!

—А вы согласны? (Выслушать мнения детей.)
Правила этикета (Связать с обычаями осетин)

—Обычай снимать шапку, когда входишь в дом. Почему он возник? (Примерный ответ. Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена Средневековья прошли, но обычай — входя в комнату, снимать головной убор — остался. Этим человек показывает хозяевам, что уважает дом, в который вошел, живущих в нем людей. И это им приятно.)

- Обычай, здороваясь, снимать перчатки. Почему он сохранился и теперь? (С рыцарских времен идет обычай — здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в его руке нет оружия, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас люди снимают перчатку или варежку из уважения к человеку.)

Эпоха рыцарства породила множество легенд, преданий, ей посвящено множество романов. О рыцарях писали Вальтер Скотт и Александр Дюма, Роберт Стивенсон и Марк Твен. А кто не знает о знаменитом рыцаре Дон Кихоте из Ламанчи, рожденном гением испанского писателя Мигеля Сервантеса?!

—Найдите книги о рыцарях — они поразят вас и своими сюжетами, и своими тайнами, и образами рыцарей.

Обобщение и систематизация знаний

2 мин

В течение урока мы с вами смогли ответить на все поставленные вопросы и многое узнать о жизни в средние века. Но история на этом не заканчивается, и на следующих уроках вам предстоит познакомиться с развитием истории дальше.

Ребята, исчезли ли ваши опасения, которые возникли у вас в начале урока?

Исполнились ли ваши ожидания

Словесный: фронтальная работа с классом

Слушают учителя

Р: Адекватное понимание причин успеха  неуспеха в учебной деятельности.

Контроль и самопроверка знаний

3 мин

Насколько это хорошо вы поняли тему урока.

Сейчас проверим.

  1. Как ученые узнают о жизни людей в Средневековье?
          (
    В Средневековье были напечатаны первые книги.)
  2. Как изменился облик Европы за время эпохи Средневековья? (Было построено множество замков, церквей, соборов, мечетей, храмов. Некоторые сохранились до наших дней.)
  3. Как назывались здания для молитв? (Христианские церкви и соборы, мусульманские мечети, буддистские храмы.)
  4. Кто такой рыцарь Средневековья? (Воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом.)
  5. Для чего строили замки? (Замки служили надежной защитой.)
  6. Где строили замки? (Их воздвигали на высоком холме, обрывистом утесе, острове посреди реки.)
  7. Какие укрепительные сооружения были у замков? (Замки были окружены глубоким рвом с водой. У ворот был подъемный мост. В жилище вели тяжелые дубовые ворота, окованные железом. В ход в замок преграждала металлическая решетка с острыми зубьями наверху.)
  8. Удобное ли было это жилище? (Жилище было не очень удобным. Стекол в окнах не было. В замке было холодно, сквозняки гуляли по комнатам и коридорам.)
  9. Чем занимались обитатели замка? (Женщины занимались рукоделием, хозяин охотился, принимал гостей, устраивали рыцарские турниры.)
  10. Кто первым создал печатную книгу? (Немец Иоганн Гутенберг.)
  11. Что он предложил использовать? (Разборный шрифт.)
  12. Как назывались металлические буквы? (Литеры.)

Какой год считается годом рождения книгопечатания?(1445г.)

Словесный: работа с викториной

Решают викторину

П: Формирование представления об эпохе средневековье, рыцарях, их занятиях, образе жизни; полное и точное выражение своих мыслей.

Подведение итогов занятия

3 мин

Подведение итогов урока

Посмотрите на план. На все ли вопросы плана мы нашли ответ?

  • Достигли поставленной цели?

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 21 учебника.)

—Какой вывод можем сделать? (Эпоха Средних веков оставила будущим поколениям опыт, достижения, внесла большой вклад в развитие всего человечества.)

Словесный: фронтальная работа с классом

Отвечают на вопросы

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданием

Рефлексия

3 мин

  • Что показалось на уроке наиболее интересным?
  • Где можно применить новые знания?
  • Что на уроке у вас хорошо получалось?
  • Над чем еще надо поработать? Какие трудности возникли в работе?

—Кого можно поблагодарить за урок?

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Информация о домашнем задании

  1. мин

Как учёные узнают о жизни людей в Средневековье? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике с 20.

РТ выполните на с 7 №1, с 8 № 3.

И творческое задание (по желанию). Как вы представляете себе рыцаря и его замок? Нарисуйте или составьте небольшой рассказ.

До свидания!


Тема: «Средние века. Время рыцарей и замков».

Система: «Школа России»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: формировать представление о Средневековье; познакомить с эпохой Средних веков, достижениями, особенностями, нормами морали.

Планируемые результаты:

- предметные: Иметь представление о периоде Средних веков, его историческом времени и месте; Оценивать последствия открытий, достижений, сохранившихся со времён средних веков; Устанавливать взаимосвязь мира средневековья и современной жизни общества.

- метапредметные: Умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения; оперировать понятиями; находить информацию в тексте; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе; умение скорректировать свои действия.

- личностные: Принятие социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях; формирование готовности к саморазвитию

Понятия: Средние века; христианство, ислам, буддизм, рыцарь, замок.

Оборудование: Учебник, презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На щите моем эмблема И девиз «Любовь и честь!». Докажу я непременно, Что они на свете есть. Я невинных защищаю, Преступления отмщаю — Лишь за правду должен биться Каждый благородный........

Слайд 3

Средние века. Время рыцарей и замков

Слайд 4

Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

Слайд 5

Работа с понятиями Средние века (Средневековье) - исторический период всемирной истории, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. Христианство - авраамическая мирова религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете

Слайд 6

Ислам -монотеистическая авраамическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» Буддизм - религиозно -философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии

Слайд 7

Рыцарь - средневековый дворянский почётный титул в Европе Замок - здание (или комплекс зданий), сочетающее в себе жилые и оборонительные задачи

Слайд 8

План работы Какая эпоха в истории называется Средними веками? Какие религии возникли в Средневековье? Кто такие рыцари Средневековья? Для чего строили замки? Кто и когда изобрел книгопечатание?

Слайд 9

Исследовательские группы. Исследователи Эпохи Исследователи Религии Исследователи Замков Исследователи Рыцарей Исследователи Науки и культуры

Слайд 10

Правила работы в группе Слушай, что говорят другие. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. Говори спокойно ясно, только по делу. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. Помогай товарищам, если они об этом просят. Точно выполняй возложенную на тебя роль .

Слайд 11

Роли в группе Книгочей (читает памятки, алгоритмы, планы, тексты учебника, т.д.) Координатор (распределяет роли , определяет задание для каждого, назначает ответственного за защиту работы группы т.д.) Контролёр (контролирует качество работы, следит за временем) Хозяйственник (подбирает и раздаёт материал для работы, следит за чистотой) Секретарь (ведёт записи, чертит схемы, заполняет таблицы, т.д.)

Слайд 12

Критерии Своя оценка («+» или «-») Оценка одноклассников («+» или «-») Работали дружно Работали по алгоритму Своевременно выполнили задание Качественно выполнили задание Каждый приложил усилие в общем деле

Слайд 13

Викторина 1. Как ученые узнают о жизни людей в Средневековье? 2. Как изменился облик Европы за время эпохи Средневековья? 3. Как назывались здания для молитв? 4. Кто такой рыцарь Средневековья? 5. Для чего строили замки ? 6. Где строили замки? 7. Какие укрепительные сооружения были у замков? 8. Удобное ли было это жилище 9. Чем занимались обитатели замка? 10. Кто первым создал печатную книгу? 11. Что он предложил использовать ? 12. Как назывались металлические буквы? 13. Какой год считается годом рождения книгопечатания?

Слайд 14

ответы: 1. В Средневековье были напечатаны первые книги. 2. Было построено множество замков, церквей, соборов, мечетей, храмов. Некоторые сохранились до наших дней. 3. Христианские церкви и соборы, мусульманские мечети, буддистские храмы. 4. Воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом. 5. Замки служили надежной защитой. 6. Их воздвигали на высоком холме, обры­истом утесе, острове посреди реки.

Слайд 15

7. Замки были окружены глубоким рвом с водой. У ворот был подъемный мост. В жилище вели тяжелые дубовые ворота, окованные железом. В ход в замок преграждала металлическая решетка с острыми зубьями наверху. 8. Жилище было не очень удоб­ным. Стекол в окнах не было. В замке было холодно, сквозняки гуляли по комнатам и коридорам. 9. Женщины занимались рукоделием, хозяин охотился, принимал гостей, устраивали рыцарские турниры. 10. Немец Иоганн Гутенберг. 11. Разборный шрифт. 12. Литеры. 13. 1445г.

Слайд 16

План работы Какая эпоха в истории называется Средними веками? Какие религии возникли в Средневековье? Кто такие рыцари Средневековья? Для чего строили замки? Кто и когда изобрел книгопечатание?

Слайд 17

Домашнее задание! Как учёные узнают о жизни людей в Средневековье? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике с 20. РТ выполните на с 7 №1, с 8 № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

Урок по Окружающему миру "Средние века. Время рыцарей и замков"

На уроке дети узнают о эпохе средневековья. Выполняют мини -проекты по созданию гербов рыцарей....

Конспект «открытого» урока по окружающему миру в 4 – Б классе по теме «Средние века: время рыцарей и замков»

Тема«Средние века: время рыцарей и замков»Задачи урока   ·     сформировать представление у детей о средневековье;·     познакомить с мировыми ре...

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Во времена Древней Руси", 4 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Средние века время рыцарей и замков»

Вам представлена технологическая карта урока по теме: «Средние века: время рыцарей и замков», конспект урока и приложение....