Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Средние века:время рыцарей и замков"
план-конспект урока (4 класс)
Урок окружающего мира на тему:
«Средние века: время рыцарей и замков».
Учебник: Плешаков А. А., Крючкова Е. А., 4 класс, 2 часть.- М.: «Просвещение».
Цель урока: формирование представления о Средневековье и знакомство с эпохой средних веков, достижениями, особенностями.
Задачи:
- Сформировать представление учащихся о возникновении городов, о рыцарстве, архитектуре, изобретениях Средневековья, дошедших до наших дней;
- Развить мышление, умение рассуждать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы;
- Воспитать интерес к истории, потребность сотрудничать, взаимодействовать с товарищами.
Формируемые УУД:
познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: мультимедийная презентация; опорные слова (город, рыцарь, замок, изобретения и открытия), ларец с предметами; бланки для работы учащихся (раздаточный материал), кроссворд, иллюстрации с изображением рыцарей, проблемное задание, сигнальные карточки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 793.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хутинская основная общеобразовательная школа
Пий-Хемского кожууна Республики Тыва
____________________________________________________________
668510, Республика Тыва, Пий-Хемский кожуун, с.Хут ул. Набережная,12
Урок окружающего мира в 4 классе
«Средние века: время рыцарей и замков»
Выполнила:
учитель начальных классов
Седи Азиана Анатольевна
с.Хут
2021 год
Урок окружающего мира на тему:
«Средние века: время рыцарей и замков».
Учебник: Плешаков А. А., Крючкова Е. А., 4 класс, 2 часть.- М.: «Просвещение».
Цель урока: формирование представления о Средневековье и знакомство с эпохой средних веков, достижениями, особенностями.
Задачи:
- Сформировать представление учащихся о возникновении городов, о рыцарстве, архитектуре, изобретениях Средневековья, дошедших до наших дней;
- Развить мышление, умение рассуждать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы;
- Воспитать интерес к истории, потребность сотрудничать, взаимодействовать с товарищами.
Формируемые УУД:
познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: мультимедийная презентация; опорные слова (город, рыцарь, замок, изобретения и открытия), ларец с предметами; бланки для работы учащихся (раздаточный материал), кроссворд, иллюстрации с изображением рыцарей, проблемное задание, сигнальные карточки.
Ход урока.
- Организационный этап.
- Встали дружно.
Повернулись и друг другу улыбнулись.
-Настроенье каково?
-Во!
-Все такого мнения?
-Все, без исключения? (-Да! Да! Да!)
-Доброе утро, ребята! Меня зовут Азиана Анатольевна. Этот урок окружающего мира проведу у вас я!
Урок у нас необычен еще и тем, что у нас много гостей.
– Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового и интересного.
- Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания: фронтальный опрос:
–Ребята, с какими историческими эпохами вы познакомились на предыдущих уроках?
(Первобытный мир, Древний мир.)
– Чтобы узнать, как хорошо вы знаете эти эпохи, проведём игру «Верно- неверно».
Для этого нам понадобятся смайлики, если не согласны поднимаем грустный смайлик, а если да то улыбающийся.
1) Египет возник на берегах реки Дон? (нет)
2) Египтяне писали особыми знаками – иероглифами? (да)
3) В древности при извержении вулкана был погребён город Рим? (нет)
4) Гробница фараона – это пирамида? (да)
Молодцы!!!
- Изучение нового материала. Целеполагание.
История не заканчивается, она продолжается. И мы сегодня продолжим путешествие по “ленте времени».
Рассказ учителя с элементами беседы.
- Ребята, наверняка каждый из вас хотел бы совершить путешествие?
- А как можно путешествовать?
- А можно путешествовать и в нашем классе, не выходя из-за парты?
История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V(5) веке нашей эры.
С конца V(5го) века началась новая эпоха в истории.
-И сейчас мы в этом убедимся, с помощью ленты времени мы перенесемся в Эпоху Средневековья, которая длилась с конца V(5го) до конца XV (15го) века.
Хочу пригласить вас сегодня,
В средние века.
Берлин, Амстердам, Копенгаген
Возникли уже тогда!
- Прежде чем нам начать наше путешествие давайте вспомним что же означает слово «средний»?
То, что находится в середине чего-либо, как среда в середине рабочей недели.
-Значит Средние века – это период между Древним миром и Новым временем.
Вывесить на Ленту времени.
Постановка учебной задачи.
- Давайте с вами попытаемся сформулировать тему нашего урока.
- Тема нашего урока: «Средние века: время рыцарей и замков».
- Предлагаю поработать по плану из следующих вопросов. (План записан на доске.)
План работы
- Какая эпоха в истории называется Средними веками?
- Что такое религия?
- Кто такие рыцари Средневековья?
- Для чего строили замки?
- Вы любите тайны? Средние века наполнены тайной. Сегодня на урок я принесла загадочный ларец, тайну которого мы узнаем в конце урока.
- Изучение нового материала.
- Давайте вспомним, где жили древние люди? (в пещерах, хижинах).
- Многое изменилось в жизни людей в средние века. Выросли и расцвели города, были проложены дороги, прорыты каналы.
- Давайте пройдемся по улицам средневекового города. (Слайды 1,2,3)
- Ребята, вы обратили внимание на то, что улицы средневекового города очень узкие? Как вы думаете, почему? (Не было машин, и улицы строили такими, чтобы достаточно было пройти или проехать на лошади).
- А знаете ли вы, что некоторые современные города, например, Берлин, Копенгаген, Амстердам возникли в Средние века. Кстати, к средневековым городам относится и столица нашего государства Москва. (Слайд 5)
Учитель предлагает учащимся прочитать текст на с. 16–17 учебника.
Учитель. Какие веры возникли в Средние века?
Ученики. В Средневековье распространяется христианство, возникает ислам и буддизм.
Учитель. Где распространяются эти веры?
Ученики. Христианство – по всей Европе, ислам – на Ближнем Востоке у арабов, буддизм – в Индии, Китае, Японии.
Учитель. Как назывались здания для молитв у людей каждой веры?
Ученики. В христианстве – церкви, соборы. В исламе – мусульманские мечети. В буддизме – буддистские храмы.
- А теперь представьте: по средневековому городу, по узеньким улочкам мчится всадник кто же этот всадник мы узнаем, если решим ребус.
- А кто же такой рыцарь? Почему рыцарь – это благородный воин на коне? (У рыцаря были очень тяжелые доспехи, и передвигаться он мог только на коне).приложение 1.
- Для того чтобы узнать какие доспехи были у рыцаря выполните задание в конверте, которые лежат у вас на партах, работаем парами.
- Что нового вы для себя открыли, выполнив задание?
Молодцы!!!
Физкультминутка.
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал
Очень долго танцевал.
А в субботу воскресенье.
Целый день я отдыхал
- жили рыцари в замках. Замок – это дворец. Замки возводились в хорошо защищенных местах: главная башня окружалась валами, рвами, стенами. Многие рыцарские замки сохранились до наших дней. Сейчас они являются памятниками архитектуры, в некоторых находятся музеи.
Я принесла ларец с секретом,
В нём вещи, что привычны нам.
Но мало знает кто, что это
Относится к Средним векам.
IV. Работа в парах.
- Прежде чем я открою ларец, вам самим предстоит решить филворд и вы узнаете, что изобрели люди в Средневековье.
(В филворде слова читают по горизонтали, вертикали, вправо, влево. Здесь слова не пересекаются.)
Учащиеся читают слова: пуговицы, мыло, очки, часы, порох, вилки.
Учитель. Верно. Все эти вещи появились в Средние века. Но главным изобретением было книгопечатание. Прочитайте текст на с. 20 учебника.
Учитель. Кто открыл способ, как быстрее и легче создать книги?
Ученики. Этот способ открыл немец Иоганн Гутенберг.
- Одно из великих изобретений Средневековья – книгопечатание. (Достается из ларца книгу,).
- Подробнее об этом изобретении узнаете, прочитав дома страницы в учебнике.
V. Закрепление изученного материала.
- А теперь давайте вернёмся к нашему плану, который мы наметили в начале урока.
- Удалось ли нам ответить на все пункты плана?
- Какая эпоха в истории называется Средними веками?
( Промежуток времени, который длился с 5 по 15 век.)
- Кто такие рыцари Средневековья?
-Что узнали нового на уроке?
- Что вам показалось наиболее интересным?
V. Итог урока. Рефлексия.
Возьмите смайлик соответствующий вашему настроению на конец урока. (приожение 1.)
VI. Домашнее задание.
Прочитать текст на Стр.15-21 учебника .
Выполнить задание в рабочей тетради.
- Ребята, Я благодарна вам за сегодняшний урок и в знак благодарности приготовила для вас иллюстрации рыцарей, которые вы можете раскрасить дома.
- Но на этом ваши открытия не заканчиваются! История полна тайн, которые вам, друзья, предстоит раскрыть.
Желаю вам успехов в изучении окружающего мира!
Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по окружающему миру "СРЕДНИЕ ВЕКА: ВРЕМЯ РЫЦАРЕЙ И ЗАМКОВ"
Конспект "Средние века: время рыцарей"...
Урок по Окружающему миру "Средние века. Время рыцарей и замков"
На уроке дети узнают о эпохе средневековья. Выполняют мини -проекты по созданию гербов рыцарей....
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
Конспект «открытого» урока по окружающему миру в 4 – Б классе по теме «Средние века: время рыцарей и замков»
Тема«Средние века: время рыцарей и замков»Задачи урока · сформировать представление у детей о средневековье;· познакомить с мировыми ре...
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».
Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Средние века время рыцарей и замков»
Вам представлена технологическая карта урока по теме: «Средние века: время рыцарей и замков», конспект урока и приложение....