Технологическая карта урока по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта урока по окружающему миру разработана для 4 класса в соответсвтии ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 37.02 КБ |
mir_chuvstv_emotsii.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 23.10.19.
УМК: «Начальная школа ХХI века»
Класс: 4Б
Тема урока: Мир чувств. Эмоции
Тип урока: Комбинированный урок
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация презентации), практические (упражнения)
Цель: ознакомление с понятиями «чувства», «эмоции»
Задачи:
> Образовательная: уметь различать эмоции и чувства;
> Развивающая: развивать умения управлять своими эмоциями;
> Воспитательная: воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу;
Планируемые результаты:
> Личностные УУД: сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, стремление к саморазвитию, самостоятельное усвоение учебного материала, адекватно оценивать свои успехи и неудачи;
> Метапредметные УУД:
-Регулятивные: овладение новыми понятиями, умение анализировать, организовывать свою учебную деятельность, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос, высказывать своё мнение, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
-Познавательные: умение работать с несколькими источниками информации: учебниками, текстами и иллюстрациями; постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета, научатся работать с картой;
-Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; выражать свои мысли; умение работать в группе, аргументировать свои высказывания, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: учебник Окружающий мир, УМК «Начальная школа ХХI века», 4 класс, интерактивная доска, презентация, ТПО.
Этапы | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Орг.момент | 1мин | - Здравствуйте, ребята! Садитесь! -Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Ольга Александровна. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II.Минутка календаря | 2мин | -Начнём наш урок с минутки календаря - Составьте полный связанный рассказ, охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня? - Об этом месяце много пословиц, поговорок, примет - Какие приметы вы знаете? -Пословицы, поговорки? - Озвучьте их -Посмотрите на доску, прочитайте пословицы, которые нашла я: -Как вы понимаете их? -Верно, в октябре то теплая погода, то холодная. -Какие изменения происходят в неживой природе? - Мы узнали, что в октябре происходят значительные изменения в неживой природе: изменилась высота солнца, оно стало выше, от этого греет меньше. Продолжительность дня стала короче. Небо хмурится, мелкий дождик, начинаются первые заморозки, резкое понижение температуры . - Как изменилась живая природа с приходом октября? -Чем занимаются люди в октябре? Вывод: Из-за изменения высоты солнца, оно стало греть меньше, убавился день. Начинаются дожди и заморозки. Животные готовятся к зиме (спячке), птицы улетают в теплые страны. | - Температура -Осадки -Облачность -Ветер -отвечают -Плачет октябрь, холодными слезами.
- Изменилась высота солнца, оно стало выше, от этого греет меньше. Продолжительность дня стала короче. Небо хмурится, мелкий дождик, начинаются первые заморозки, резкое понижение температуры, туман. -опадают последние листья с деревьев, птицы собираются в стаи, готовятся к перелёту. Животные меняют «шубку». -Готовятся к зиме | Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; выражать свои мысли; Познавательные: называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
III.Проверка домашней работы | 3мин | -На предыдущем уроке, с какой темой вы знакомились? -А сейчас проверим, как вы усвоили материал, 3 ученикам раздаю карточки (обоняние, осязание, вкус) -Сколько органов чувств у человека? - Перечислите их. - Что является органом вкуса? - Расскажите и покажите различные вкусовые зоны языка.(слайд)
-Назовите главный орган осязания. - Где находятся самые чувствительные участки кожи? - У каких людей лучше всего развито осязание? - Может ли человек жить без органов чувств? - Что произойдёт, если эти чувства человек утратит? Вывод: | -отвечают -делают самостоятельно -У человека 5 органов чувств - Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус -органов вкуса является язык -ученик выходит к доске и работает по рисунку. -главный орган осязания это кожа -самые чувствительные участки кожи находятся …….. -у людей слепых -высказывают свое мнение -высказывают свое мнение | Познавательные: называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Личностные: самостоятельное усвоение учебного материала Личностные УУД: сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, самостоятельное усвоение учебного материала Познавательные: поиск и выделение необходимой информации |
IV.Актуализация знаний | 2 мин | -Посмотрите на слайд, и прочитайте выражение, как вы понимаете его смысл? -Говорит ли это о том, что можно остановиться в познании мира? -Конечно, нет. Получение новых знаний об окружающей действительности и о себе самом – это интересный, творческий и бесконечный процесс не только для взрослых, но и для детей. И он от этого становится все заманчивее. -Посмотрите на слайд, и прочитаем спор 2-х мальчиков, потом обсудим. Кто из них прав, а кто нет. - Кто из мальчиков, на ваш взгляд, прав? - Что отличает человека от машины – робота? Вы называли сейчас такие слова как: радость, восхищение, восторг, боль. - Как вы думаете, что это за слова? Что они выражают? -Так какая же тема сегодняшнего урока? | -Смотрят на слайд, читают, рассуждают -Отвечают -слушают учителя -Смотрят на слайд, читают -отвечают на вопросы учителя -Чувства, эмоции -тема урока чувства и эмоции | Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; выражать свои мысли; |
V.Сообщение темы и целей урока | 1 мин | -Правильно тема нашего урока: Мир чувств. Эмоции». - Сколько чувств выражают лица: То радость, то слезами готовы залиться, То страх, то восторг, то волнение, То удивление, то огорчение… Попробуем сегодня мы понять, Как может эмоции человек проявлять. -Посмотрите на слайд, и рассмотрите фотографии. Какие переживания испытывают их герои? Вывод: Мы с вами поговорим о том, что такое эмоции и чувства, вспомним какими они бывают, поговорим о культуре эмоций и чувств, поиграем, будем учиться управлять своими эмоциями. | -Слушают учителя -Смотрят на слайд, отвечают на вопрос -Слушают учителя | Познавательные: постановка и формулирование проблемы. Поиск и выделение необходимой информации |
VI.Изучение нового материала VII.Закрепление изученного материала | 25 мин | - В нашей жизни бывает так, что мы по какой-то причине расстроены, опечалены, горюем. Тогда мы плачем, рыдаем, жалуемся, то ость выражаем свои эмоции. Более сильные эмоциональные состояния возникают у человека, когда он разозлён, разгневан, испуган «до смерти». В этом случае человек может потерять сознание, очень сильно покраснеть или побледнеть, начать заикаться. Всё, что мы воспринимаем, вызывает в нас какое-нибудь отношение, например радость, восхищение, удивление. Реакции человека на приятные или неприятные воздействия окружающего мира называют эмоциями. - Эмоция обычно отражается на лице, в мимике человека, в его движениях и походке. Но эмоции проявляются не только внешне. При сильных эмоциях изменяется работа сердца и других органов тела. Например, обычно сердце взрослого человека делает 70 ударов в минуту, а при сильном волнении число ударов может доходить до 100 и более. - Что же такое эмоции? -Посмотрите на слайд и прочитайте определение. -Что такое чувства? -самым замечательным человеческим чувством является – любовь. Самое главное любовь побуждает человека делать добро, приносить людям радость, и того кого он любит. Другие чувства менее длительны и глубоки. Они могут быстро возникать и проходить. Например мама купила сыну новую книгу. Он был счастлив, потому что давно хотел эту книгу. Но вот первое знакомство состоялось, и состояние радости прошло. -открываем страницу на 49-ую, находим картину В.Г.Перова «Тройка» - Кто изображён на картине? - Как одеты дети? - Что выражают их лица? - Почему они выполняют такую непосильную работу? - Какие слова можно использовать для описания этих детей? - Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину? -Молодцы, хорошо! -Человек испытывает эмоции, а животные могут испытывать эмоции? -Открываем учебник на странице 48-ой находим рубрику : «Этот удивительный мир» Вывод: - Эмоции испытывают не только люди, но и животные. Они выражают их в поведении, гримасах. По-другому животные ничего не могут объяснить -Какие вы знаете эмоции и чувства? -молодцы! -А сейчас мы с вами поиграем. - Вы поднимете сигнальную карточку, в зависимости от того, положительным или отрицательным является названный герой, при этом объясняя свой ответ.
Вывод: И положительные, и отрицательные эмоции – это отклик внутреннего мира человека на события и атмосферу окружающего мира. И отклик этот часто выражается в наших движениях, в чертах нашего лица. Открываем тетрадь ТПО на 19 странице, находим 52 задание. Читаем задание, выполняем, потом проверим. -Молодцы! -Находим №54-ый, читаем задание, выполняем.(появление на слайде) -Находим №53-ий, читаем задание, 1 ряд берет первую тему, второй ряд – 2 тему, 3 ряд- 3 тему. -Выполняем. -теперь я вам хочу прочитать правила управления своими эмоциями, внимательно слушаем и смотрим на слайд. | -Слушают рассказ учителя -высказывают свое мнение -смотрят на слайд, читают -длительные душевные переживания -открывают -Отвечают на вопросы учителя -рассуждают -читают рубрику -слушают учителя -Радость, грусть, обида, удивление, вина, интерес, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд | Познавательные: постановка и формулирование проблемы. Поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные (развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы) Коммуникативные: умение выражать свои мысли Познавательные: постановка и формулирование проблемы. Поиск и выделение необходимой информации Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; Коммуникативные: аргументировать свои высказывания, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: отвечать на конкретный вопрос; Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; Коммуникативные: (инициативное сотрудничество: умение работать в группе – распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле) Познавательные: создание способов решения проблем поискового характера, практические действия, умение работать с несколькими источниками информации: учебниками, текстами и иллюстрациями). |
VIII.Итог урока | 2 мин | - При помощи чего человек выражает своё настроение? - На какие группы можно разделить все эмоции? - Нужно ли управлять своими эмоциями? Почему? - Какие эмоции вызвал у вас этот урок? | -Отвечают на вопросы учителя | |
IX.Домашнее задание | 1 мин | -Открываем дневники, записываем домашнее задание | -Открывают, записывают |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Мир чувств. Эмоции»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: смешанный
Опорные понятия:
- чувства,
- эмоции (скромность, робость, злость, ужас, покой, грусть, страх, обида, усталость, уныние, веселье, удивление, удовольствие, счастье, хвастовство, безразличие, вина).
Цели и задачи:
- актуализировать эмоциональный опыт детей;
- развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля;
- выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими
Оборудование урока: сюжетные карточки с названиями эмоций и чувств, карточки «Ситуации», раздаточный материал «Эмоции и жесты», «Названия эмоций и чувств».
Ход урока
- Организационный момент
II Минутка календаря
- Чем порадовала нас сегодня погода? Расскажите о своих наблюдениях по дороге в школу.
III.Проверка домашнего задания.
(Идёт фронтальный опрос, 3 ученика индивидуально работают по карточкам)
-Сколько органов чувств у человека? (5)
- Перечислите их.(Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)
1) - Что является органом вкуса?
Работа с плакатом «Язык – орган вкуса».
- Расскажите и покажите различные вкусовые зоны языка.
- Докажите, что вкус связан с обонянием.
2) –Назовите главный орган осязания.(Кожа)
- Где находятся самые чувствительные участки кожи?
- У каких людей лучше всего развито осязание? (у слепых)
- Как они это используют в своей жизни.?
- Может ли человек жить без органов чувств?
- Что произойдёт, если эти чувства человек утратит?
2. Актуализация знаний
Учитель. Прочитайте запись на доске и скажите, как вы понимаете смысл этого выражения: слайд
То, что мы знаем, – ограничено, а то, чего не знаем, – бесконечно.
Пьер Симон Лаплас
(Французский математик)
Говорит ли это о том, что можно остановиться в познании мира? Конечно, нет. Получение новых знаний об окружающей действительности и о себе самом – это интересный, творческий и бесконечный процесс не только для взрослых, но и для детей. И он от этого становится все заманчивее.
Поэтому так не терпится поскорее начать наш урок. А посвящен он будет
… Впрочем, послушайте спор двух мальчиков.
1: - Робот ничем не отличается от человека. Эта машина умеет думать, играет в шахматы, придумывает музыку, выполняет различные движения (ходит, как человек, двигает руками и ногами). Робот даже питается электрическим током.
2:- Робот — это машина, которая выполняет команды человека. Робот не умеет чувствовать. Ему никогда не бывает больно, радостно, грустно, приятно или неприятно.
- Кто из мальчиков, на ваш взгляд, прав?
- Что отличает человека от машины – робота?
Вы называли сейчас такие слова как: радость, восхищение, восторг, боль.
- Как вы думаете, что это за слова? Что они выражают? (настроение, эмоции).
-Какая же тема нашего урока?
3.Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока «Мир чувств. Эмоции» (на доске)
( на доске выставка иллюстраций и фото людей с разными эмоциями)
Сколько чувств выражают лица:
То радость, то слезами готовы залиться,
То страх, то восторг, то волнение,
То удивление, то огорчение…
Попробуем сегодня мы понять,
Как может эмоции человек проявлять.
Мы с вами поговорим о том, что такое эмоции и чувства, вспомним какими они бывают, поговорим о культуре эмоций и чувств, поиграем, будем учиться управлять своими эмоциями.
4.Формирование новых знаний.
- Что же такое эмоции?
- В нашей жизни бывает так, что мы по какой-то причине расстроены, опечалены, горюем. Тогда мы плачем, рыдаем, жалуемся, то ость выражаем свои эмоции. Более сильные эмоциональные состояния возникают у человека, когда он разозлён, разгневан, испуган «до смерти». В этом случае человек может потерять сознание, очень сильно покраснеть или побледнеть, начать заикаться. Всё, что мы воспринимаем, вызывает в нас какое-нибудь отношение, например радость, восхищение, удивление. Реакции человека на приятные или неприятные воздействия окружающего мира называют эмоциями.
- Эмоция обычно отражается на лице, в мимике человека, в его движениях и походке. Но эмоции проявляются не только внешне. При сильных эмоциях изменяется работа сердца и других органов тела. Например, обычно сердце взрослого человека делает 70 ударов в минуту, а при сильном волнении число ударов может доходить до 100 и более.
- Что такое эмоции?
«Эмоции – это реакция человека на приятные и неприятные воздействия окружающего мира» слайд
- Что такое чувства?
(Длительные душевные переживания)
-Какие вы знаете эмоции и чувства?
(Радость, грусть, обида, удивление, вина, интерес, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд)
Лица могут нам о многом рассказать:
Присмотрись и научись эмоции читать!
- Какие эмоции вы прочитали на лицах? Что вам помогло не ошибиться?
- С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства?
(мимика, жесты, походка, поза, движение)
Игра « Какие эмоции вызывает в тебе сказочный герой?»
(Дети поднимают сигнальную карточку, в зависимости от того, положительным или отрицательным является названный герой, объясняя ответ).
- Баба-Яга
- Вини -Пух
- Золушка
- Иван Царевич
- Серый волк
- Крошечка -Хаврошечка
- Василиса Прекрасная
- Кощей Бессмертный
- Конёк -Горбунок
- Змей Горыныч
- Белоснежка
- Леший
Вывод: Выполняя задание, вы безошибочно определили героев, вызывающих положительные и отрицательные эмоции. И положительные, и отрицательные эмоции – это отклик внутреннего мира человека на события и атмосферу окружающего мира. И отклик этот часто выражается в наших движениях, в чертах нашего лица.
- Эмоции испытывают не только люди, но и животные. Они выражают их в поведении, гримасах. По-другому животные ничего не могут объяснить.
4) Работа по учеб стр.48 . Рубрика «Этот удивительный мир» (чит 1 уч.)
- Человек может сдержать свои эмоции или рассказать о них словами. Совсем не обязательно при этом выражать свои эмоции бурно. Это может обидеть, задеть кого-то из окружающих тебя людей.
Способность к эмоциям - явление врождённое, наследственное. Они могут быть «положительные» и «отрицательные». Все они нужны и полезны, так как помогают человеку регулировать свое поведение.
5)Работа в Рабочей тетради стр19, задание 52 и 54. Проверка.
5. Закрепление изученного материала.
2) Игра «Угадай эмоцию по интонации»
«Завтра каникулы» с эмоциональной окраской. Остальные должны угадать эмоцию.
«Сегодня контрольная по …
3) Работа в Рабочей тетради стр19, задание 53 ( работа в парах)
- Придумайте ситуации на любую из этих тем: «Мы порадовались..», «Мы удивились…», «Нам было обидно…»
-Эмоции у человека богаты и разнообразны и нужно учиться управлять своими эмоциями и чувствами, т.е. воспитывать в себе эмоциональную культуру.
4) Работа с карточками «Ситуации»
Учитель просит детей «прочитать» по лицам, что происходит с ребятами в каждой изображенной на карточке ситуации. Придумать и рассказать историю об этом.
- Почему у ребят такие выражения лиц?
- Что могло случиться?
- Что можно было сделать, чтобы ссоры не произошло?
- У кого из вас случались подобные ситуации в жизни? Что вы при этом чувствовали? Как находили выход?
Вывод: нужно уметь управлять своими эмоциями.
- Вспомните упражнения, которые помогут нам регулировать свои эмоции.
Упражнение «Досчитай до десяти», «Зеркало»
- Люди, какой профессии могут запечатлеть эмоции, настроение человека на холсте или на листе бумаги. (Художники, фотографы)
Беседа по картине «Тройка» Василия Перова (с. 49-50)
- Кто изображён на картине?
- Как одеты дети?
- Что выражают их лица?
- Почему они выполняют такую непосильную работу?
- Какие слова можно использовать для описания этих детей?
- Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?
- Можем ли мы сами управлять своими эмоциями?
- Что можно сделать, чтобы улучшить настроение? (Почитать, поиграть, оказать помощь, подарить комплимент и т. д.).
Работа в паре
- Объясните такие высказывания:
«Тоска сердце гложет»,
«От радости не умирают»
Злые языки страшнее пистолета.
Доброе слово и кошке приятно.
Слово лечит, слово ранит.
Задание с. 50
Из приведённых примеров выберите те, которые вызывают положительные эмоции…
Вывод
«Учитесь властвовать собой»
VI. Итог урока.
- При помощи чего человек выражает своё настроение?
- На какие группы можно разделить все эмоции?
- Нужно ли управлять своими эмоциями? Почему?
- Какие эмоции вызвал у вас этот урок?
-Спасибо за работу!
V. Итог урока.
- Что такое эмоции?
- Какую роль играют эмоции и чувства в нашей жизни?
- Почему необходимо воспитывать в себе эмоциональную культуру?
(Это помогает избежать конфликты, не ссориться)
Домашнее задание: выполнить задание 53 на с. 19 в рабочей тетради.
ОЦЕНКИ
Заключительное слово учителя.
О чувствах говорить мы можем бесконечно –
Ведь наша жизнь в эмоциях вечно!
Как однообразно было б наше существование,
Если б не чувственные состояния.
Порой по выражению лица, без слов,
Сказать мы можем, кто доволен, кто суров.
И личность каждого нам интересна и близка
По мимике и жестам, без единого словца.
Но хочется, чтоб больше радостью сияли наши лица,
Чтоб петь хотелось от души и веселиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по окружающему миру "В мире звука"
Конспект урока и презентация по окружающему миру 2 класс по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»
Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мы должны охранять окружающую среду"
Представлен конспект урока окружающего мира с элементами проектной деятельности в 1 классе + презентация....
Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"
Класс 1УМК ПерспективаПредмет Окружающий мирТема Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...
Технологическая карта урока окружающего мира по учебнику «Окружающий мир 2 класс». "Сутки.Неделя"
Тема:"Сутки.Неделя"...
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»
middot; Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;· познакомить...
Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...