Технологическая карта урока по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Лисова Ольга Александровна

Технологическая карта урока по окружающему миру разработана для 4  класса в соответсвтии ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx37.02 КБ
Файл mir_chuvstv_emotsii.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 23.10.19.

УМК: «Начальная школа ХХI века»

Класс: 4Б

Тема урока: Мир чувств. Эмоции

Тип урока: Комбинированный урок

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация презентации), практические (упражнения)

Цель: ознакомление с понятиями «чувства», «эмоции»

Задачи:

> Образовательная: уметь различать эмоции и чувства;

> Развивающая: развивать умения управлять своими эмоциями;

> Воспитательная: воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу;

Планируемые результаты:

> Личностные УУД: сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, стремление к саморазвитию, самостоятельное усвоение учебного материала, адекватно оценивать свои успехи и неудачи;

> Метапредметные УУД:

-Регулятивные: овладение новыми понятиями, умение анализировать, организовывать свою учебную деятельность, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос, высказывать своё мнение, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

-Познавательные: умение работать с несколькими источниками информации: учебниками, текстами и иллюстрациями; постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета, научатся работать с картой;

-Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; выражать свои мысли; умение работать в группе, аргументировать свои высказывания, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование: учебник Окружающий мир, УМК «Начальная школа ХХI века», 4 класс, интерактивная доска, презентация, ТПО.

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Орг.момент

1мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

 -Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Ольга Александровна.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Минутка календаря

2мин

-Начнём наш урок с минутки календаря

- Составьте полный связанный рассказ, охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня?

 - Об этом месяце много пословиц, поговорок, примет

- Какие приметы вы знаете?

-Пословицы, поговорки?

- Озвучьте их

 -Посмотрите на доску, прочитайте пословицы, которые нашла я:

-Как вы понимаете их?

-Верно, в октябре то теплая погода, то холодная.

-Какие изменения происходят в неживой природе?

- Мы узнали, что в октябре происходят значительные изменения в неживой природе: изменилась высота солнца, оно стало выше, от этого греет меньше. Продолжительность дня стала короче. Небо хмурится, мелкий дождик, начинаются первые заморозки, резкое понижение температуры .

- Как изменилась живая природа с приходом октября?

-Чем занимаются люди в октябре?

Вывод: Из-за изменения высоты солнца, оно стало греть меньше, убавился день. Начинаются дожди и заморозки. Животные готовятся к зиме (спячке), птицы улетают в теплые страны.

-

Температура

-Осадки

-Облачность

-Ветер 

-отвечают

 -Плачет октябрь, холодными слезами.

  • -В октябре и лист на дереве не держится.

- Изменилась высота солнца, оно стало выше, от этого греет меньше. Продолжительность дня стала короче. Небо хмурится, мелкий дождик, начинаются первые заморозки, резкое понижение температуры, туман.

-опадают последние листья с деревьев, птицы собираются в стаи, готовятся к перелёту. Животные меняют «шубку».

-Готовятся к зиме

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; выражать свои мысли;

Познавательные: называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

III.Проверка домашней работы  

3мин

-На предыдущем уроке, с какой темой вы знакомились?

-А сейчас проверим, как вы усвоили материал, 3 ученикам раздаю карточки (обоняние, осязание, вкус)

-Сколько органов чувств у человека?

- Перечислите их.

- Что является органом вкуса?

- Расскажите и покажите различные вкусовые зоны языка.(слайд)

 

-Назовите главный орган осязания.

- Где находятся самые чувствительные участки кожи?

- У каких людей лучше всего развито осязание?

- Может ли человек жить без органов чувств?

- Что произойдёт, если эти чувства человек утратит?

Вывод:

-отвечают

-делают самостоятельно

-У человека 5 органов чувств

- Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус

-органов вкуса является язык

-ученик выходит к доске и работает по рисунку.

-главный орган осязания это кожа

-самые чувствительные участки кожи находятся ……..

-у людей слепых

-высказывают свое мнение

-высказывают свое мнение

Познавательные: называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Личностные: самостоятельное усвоение учебного материала

Личностные УУД: сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, самостоятельное усвоение учебного материала

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

IV.Актуализация знаний

2 мин

-Посмотрите на слайд, и прочитайте выражение, как вы понимаете его смысл?

-Говорит ли это о том, что можно остановиться в познании мира?

-Конечно, нет. Получение новых знаний об окружающей действительности и о себе самом – это интересный, творческий и бесконечный процесс не только для взрослых, но и для детей.

И он от этого становится все заманчивее.

-Посмотрите на слайд, и прочитаем спор 2-х мальчиков, потом обсудим.

Кто из них прав, а кто нет.

- Кто из мальчиков, на ваш взгляд, прав?  

- Что отличает человека от машины – робота?

Вы называли сейчас такие слова как: радость, восхищение, восторг, боль.

- Как вы думаете, что это за слова?

Что они выражают?

-Так какая же тема сегодняшнего урока?  

-Смотрят на слайд, читают, рассуждают

-Отвечают

-слушают учителя

-Смотрят на слайд, читают

-отвечают на вопросы учителя

-Чувства, эмоции

-тема урока чувства и эмоции

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; выражать свои мысли;

V.Сообщение темы и целей урока

1 мин

-Правильно тема нашего урока: Мир чувств. Эмоции».

- Сколько чувств выражают лица:

То радость, то слезами готовы залиться,

То страх, то восторг, то волнение,

То удивление, то огорчение…

Попробуем сегодня мы понять,

Как может эмоции человек проявлять.

-Посмотрите на слайд,  и рассмотрите фотографии. Какие переживания испытывают их герои?

Вывод: Мы с вами поговорим о том, что такое эмоции и чувства, вспомним какими они бывают, поговорим о культуре эмоций и чувств, поиграем, будем учиться управлять своими эмоциями.

-Слушают учителя 

-Смотрят на слайд, отвечают на вопрос 

-Слушают учителя 

Познавательные: постановка и формулирование проблемы. Поиск и выделение необходимой информации

VI.Изучение нового материала

VII.Закрепление изученного материала

25 мин

 - В нашей жизни бывает так, что мы по какой-то причине расстроены, опечалены, горюем. Тогда мы плачем, рыдаем, жалуемся, то ость выражаем свои эмоции. Более сильные эмоциональные состояния возникают у человека, когда он разозлён, разгневан, испуган «до смерти». В этом случае человек может потерять сознание, очень сильно покраснеть или побледнеть, начать заикаться. Всё, что мы воспринимаем, вызывает в нас какое-нибудь отношение, например радость, восхищение, удивление.

 Реакции человека на приятные или неприятные воздействия окружающего мира называют эмоциями.

  - Эмоция обычно отражается на лице, в мимике человека, в его движениях и походке. Но эмоции проявляются не только внешне. При сильных эмоциях изменяется работа сердца и других органов тела. Например, обычно сердце взрослого человека делает 70 ударов в минуту, а при сильном волнении число ударов может доходить до 100 и более.

- Что  же такое эмоции?

-Посмотрите на слайд и прочитайте определение.

-Что такое чувства?

-самым замечательным человеческим  чувством является – любовь.  Самое главное любовь побуждает человека делать добро, приносить людям радость, и того кого он любит. Другие чувства менее длительны и глубоки. Они могут быстро возникать и проходить.

 Например мама купила сыну новую книгу. Он был счастлив, потому что давно хотел эту книгу.  Но вот первое знакомство состоялось, и состояние радости прошло.

-открываем страницу на 49-ую, находим картину  В.Г.Перова «Тройка»

- Кто изображён на картине?

- Как одеты дети?

- Что выражают их лица?

- Почему они выполняют такую непосильную работу?

- Какие слова можно использовать для описания этих детей?

- Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?

-Молодцы, хорошо!

-Человек испытывает эмоции, а животные могут испытывать эмоции?

-Открываем учебник на странице 48-ой  находим рубрику : «Этот удивительный мир»

 Вывод: 

- Эмоции испытывают не только люди, но и животные. Они выражают их в поведении, гримасах. По-другому животные ничего не могут объяснить

-Какие вы знаете эмоции и чувства?

-молодцы!

-А сейчас мы с вами поиграем.

- Вы поднимете сигнальную  карточку, в зависимости от того, положительным или отрицательным является названный герой, при этом  объясняя  свой ответ.

  • Баба-Яга
  • Вини -Пух
  • Золушка
  • Иван Царевич
  • Серый волк
  • Крошечка -Хаврошечка
  • Василиса Прекрасная
  • Кощей Бессмертный
  • Конёк -Горбунок
  • Змей Горыныч
  • Белоснежка
  • Леший

Вывод: И положительные, и отрицательные эмоции – это отклик внутреннего мира человека на события и атмосферу окружающего мира. И отклик этот часто выражается в наших движениях, в чертах нашего лица.

Открываем тетрадь ТПО на  19 странице, находим 52 задание.

Читаем задание, выполняем, потом проверим.

-Молодцы!

-Находим №54-ый, читаем задание, выполняем.(появление на слайде)

-Находим  №53-ий, читаем задание, 1 ряд берет первую тему, второй ряд – 2 тему, 3 ряд- 3 тему.

-Выполняем.

-теперь я вам хочу прочитать правила управления своими эмоциями, внимательно слушаем и  смотрим на слайд.

-Слушают рассказ учителя 

-высказывают свое  мнение 

-смотрят на слайд, читают 

-длительные душевные переживания

-открывают

-Отвечают на вопросы учителя

-рассуждают

-читают рубрику

-слушают учителя

-Радость, грусть, обида, удивление, вина, интерес, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд

Познавательные: постановка и формулирование проблемы. Поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные (развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы)

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Познавательные: постановка и формулирование проблемы. Поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос;

Коммуникативные: аргументировать свои высказывания, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 Регулятивные: отвечать на конкретный вопрос;

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

Коммуникативные: (инициативное сотрудничество: умение работать в группе – распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле)

Познавательные:

создание способов решения проблем поискового характера, практические действия, умение работать с несколькими источниками информации: учебниками, текстами и иллюстрациями).

VIII.Итог урока

2 мин

- При помощи чего человек выражает  своё настроение?

- На какие группы можно разделить все эмоции?

- Нужно ли управлять своими эмоциями? Почему?

- Какие эмоции вызвал у вас этот урок?

-Отвечают на вопросы учителя 

IX.Домашнее задание

1 мин

-Открываем дневники, записываем домашнее задание

-Открывают, записывают



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Мир чувств. Эмоции»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный

Опорные понятия:

  • чувства,
  • эмоции (скромность, робость, злость, ужас, покой, грусть, страх, обида, усталость, уныние, веселье, удивление, удовольствие, счастье, хвастовство, безразличие, вина).

Цели и задачи:

  • актуализировать эмоциональный опыт детей;
  • развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля;
  • выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими

Оборудование урока: сюжетные карточки с названиями эмоций и чувств, карточки «Ситуации», раздаточный материал «Эмоции и жесты», «Названия эмоций и чувств».

Ход урока

  1. Организационный момент

 

 

 

II Минутка календаря

- Чем порадовала нас сегодня погода? Расскажите о своих наблюдениях по дороге в школу. 

III.Проверка домашнего задания.

(Идёт фронтальный опрос, 3 ученика индивидуально работают по карточкам)

-Сколько органов чувств у человека? (5)

- Перечислите их.(Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)

1) - Что является органом вкуса?

Работа с плакатом «Язык – орган вкуса».

- Расскажите и покажите различные вкусовые зоны языка.

 

 

- Докажите, что вкус связан с обонянием.

 

2) –Назовите главный орган осязания.(Кожа)

- Где находятся самые чувствительные участки кожи?

- У каких людей лучше всего развито осязание? (у слепых)

- Как они это используют в своей жизни.?

- Может ли человек жить без органов чувств?

- Что произойдёт, если эти чувства человек утратит?

2. Актуализация знаний

Учитель. Прочитайте запись на доске и скажите, как вы понимаете смысл этого выражения: слайд

То, что мы знаем, – ограничено, а то, чего не знаем, – бесконечно.

Пьер Симон Лаплас

(Французский математик)

Говорит ли это о том, что можно остановиться в познании мира? Конечно, нет. Получение новых знаний об окружающей действительности и о себе самом – это интересный, творческий и бесконечный процесс не только для взрослых, но и для детей. И он от этого становится все заманчивее.

Поэтому так не терпится поскорее начать наш урок. А посвящен он будет

… Впрочем, послушайте спор двух мальчиков.  

1: - Робот ничем не отличается от человека. Эта машина умеет думать, играет в шахматы, придумывает музыку, выполняет различные движения (ходит, как человек, двигает руками и ногами). Робот даже питается электрическим током.

 2:- Робот — это машина, которая выполняет команды человека. Робот не умеет чувствовать. Ему никогда не бывает больно, радостно, грустно, приятно или неприятно.

- Кто из мальчиков, на ваш взгляд, прав?

- Что отличает человека от машины – робота?

Вы называли сейчас такие слова как: радость, восхищение, восторг, боль.

- Как вы думаете, что это за слова? Что они выражают? (настроение, эмоции).

-Какая же тема нашего урока?

3.Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока «Мир чувств. Эмоции» (на доске)

( на доске выставка иллюстраций и фото людей с разными эмоциями)

Сколько чувств выражают лица:

То радость, то слезами готовы залиться,

То страх, то восторг, то волнение,

То удивление, то огорчение…

Попробуем сегодня мы понять,

Как может эмоции человек проявлять.


Мы с вами поговорим о том, что такое эмоции и чувства, вспомним какими они бывают, поговорим о культуре эмоций и чувств, поиграем, будем учиться управлять своими эмоциями.

4.Формирование новых знаний.

- Что же такое эмоции?  

  - В нашей жизни бывает так, что мы по какой-то причине расстроены, опечалены, горюем. Тогда мы плачем, рыдаем, жалуемся, то ость выражаем свои эмоции. Более сильные эмоциональные состояния возникают у человека, когда он разозлён, разгневан, испуган «до смерти». В этом случае человек может потерять сознание, очень сильно покраснеть или побледнеть, начать заикаться. Всё, что мы воспринимаем, вызывает в нас какое-нибудь отношение, например радость, восхищение, удивление. Реакции человека на приятные или неприятные воздействия окружающего мира называют эмоциями.

  - Эмоция обычно отражается на лице, в мимике человека, в его движениях и походке. Но эмоции проявляются не только внешне. При сильных эмоциях изменяется работа сердца и других органов тела. Например, обычно сердце взрослого человека делает 70 ударов в минуту, а при сильном волнении число ударов может доходить до 100 и более.

- Что такое эмоции?

 

«Эмоции – это реакция человека на приятные и неприятные воздействия окружающего мира» слайд

- Что такое чувства?

(Длительные душевные переживания)

-Какие вы знаете эмоции и чувства?

(Радость, грусть, обида, удивление, вина, интерес, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд)

  1.  

Лица могут нам о многом рассказать:

Присмотрись и научись эмоции читать!  

- Какие эмоции вы прочитали на лицах? Что вам помогло не ошибиться?

 

- С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства?

  (мимика, жесты, походка, поза, движение)

 

  Игра « Какие эмоции вызывает в тебе сказочный герой?»

(Дети поднимают   сигнальную карточку, в зависимости от того, положительным или отрицательным является названный герой, объясняя ответ).

  • Баба-Яга
  • Вини -Пух
  • Золушка
  • Иван Царевич
  • Серый волк
  • Крошечка -Хаврошечка
  • Василиса Прекрасная
  • Кощей Бессмертный
  • Конёк -Горбунок
  • Змей Горыныч
  • Белоснежка
  • Леший

Вывод: Выполняя задание, вы безошибочно определили героев, вызывающих положительные и отрицательные эмоции. И положительные, и отрицательные эмоции – это отклик внутреннего мира человека на события и атмосферу окружающего мира. И отклик этот часто выражается в наших движениях, в чертах нашего лица.

Эмоции испытывают не только люди, но и животные. Они выражают их в поведении, гримасах. По-другому животные ничего не могут объяснить.

4) Работа по учеб стр.48 . Рубрика «Этот удивительный мир» (чит 1 уч.)

- Человек может сдержать свои эмоции или рассказать о них словами. Совсем не обязательно при этом выражать свои эмоции бурно. Это может обидеть, задеть кого-то из окружающих тебя людей.

Способность к эмоциям - явление врождённое, наследственное. Они могут быть «положительные» и «отрицательные». Все они нужны и полезны, так как помогают человеку регулировать свое поведение.

5)Работа в Рабочей тетради стр19, задание 52 и 54. Проверка.

 

5. Закрепление изученного материала.

 

2) Игра «Угадай эмоцию по интонации»

  «Завтра каникулы» с эмоциональной окраской. Остальные должны угадать эмоцию.  

 «Сегодня контрольная по …

3) Работа в Рабочей тетради стр19, задание 53 ( работа в парах)

- Придумайте ситуации на любую из этих тем: «Мы порадовались..», «Мы удивились…», «Нам было обидно…»

-Эмоции у человека богаты и разнообразны и нужно учиться управлять своими эмоциями и чувствами, т.е. воспитывать в себе эмоциональную культуру.

4) Работа с карточками «Ситуации»  

Учитель просит детей «прочитать» по лицам, что происходит с ребятами в каждой изображенной на карточке ситуации. Придумать и рассказать историю об этом.

- Почему у ребят такие выражения лиц?

- Что могло случиться?

- Что можно было сделать, чтобы ссоры не произошло?

- У кого из вас случались подобные ситуации в жизни? Что вы при этом чувствовали? Как находили выход?

 Вывод: нужно уметь управлять своими эмоциями.

- Вспомните упражнения, которые помогут нам регулировать свои эмоции.

 Упражнение «Досчитай до десяти», «Зеркало»

 

- Люди, какой профессии могут запечатлеть эмоции, настроение человека  на холсте или на листе бумаги. (Художники, фотографы)

Беседа по картине «Тройка» Василия Перова  (с. 49-50)

- Кто изображён на картине?

- Как одеты дети?

- Что выражают их лица?

- Почему они выполняют такую непосильную работу?

- Какие слова можно использовать для описания этих детей?

- Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?

- Можем ли мы сами управлять своими эмоциями?

- Что можно сделать, чтобы улучшить настроение? (Почитать, поиграть, оказать помощь, подарить комплимент и т. д.).

Работа в паре  

- Объясните  такие высказывания:

«Тоска сердце гложет»,

 «От радости не умирают»

Злые языки страшнее пистолета.

Доброе слово и кошке приятно.

Слово лечит, слово ранит.

Задание с. 50

Из приведённых примеров выберите те, которые вызывают положительные эмоции…

Вывод

 «Учитесь властвовать собой»

VI. Итог урока.

- При помощи чего человек выражает  своё настроение?

- На какие группы можно разделить все эмоции?

- Нужно ли управлять своими эмоциями? Почему?

- Какие эмоции вызвал у вас этот урок?

-Спасибо за работу!                                                                                                                                                

V. Итог урока.

- Что такое эмоции?

- Какую роль играют эмоции и чувства в нашей жизни?

- Почему необходимо воспитывать в себе эмоциональную культуру?

(Это помогает избежать конфликты, не ссориться)

Домашнее задание: выполнить задание 53 на с. 19 в рабочей тетради.

ОЦЕНКИ


Заключительное слово учителя.

О чувствах говорить мы можем бесконечно –

Ведь наша жизнь в эмоциях вечно!

Как однообразно было б наше существование,

Если б не чувственные состояния.

Порой по выражению лица, без слов,

Сказать мы можем, кто доволен, кто суров.

И личность каждого нам интересна и близка

По мимике и жестам, без единого словца.

Но хочется, чтоб больше радостью сияли наши лица,

Чтоб петь хотелось от души и веселиться.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по окружающему миру "В мире звука"

Конспект урока и презентация по окружающему миру 2 класс по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мы должны охранять окружающую среду"

Представлен конспект урока окружающего мира с элементами проектной деятельности в 1 классе + презентация....

Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"

Класс  1УМК  ПерспективаПредмет Окружающий мирТема    Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»

middot;         Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;·         познакомить...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...