Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс (УМК "Перспектива")
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Целью учебной программы по окружающему миру является:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4_klass_perspektiva.docx | 66.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 6 декабря 2009 г. № 373 (с учетом внесенных изменений: приказ №1576 от 31.12.2015);
- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»;
- Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» на 2021/2022 учебный год;
- Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»;
- Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы/ А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Целью учебной программы по окружающему миру является:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:
- природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
- природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
- мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 1-4 классов, утвержденного приказом МБОУ СОШ № 7 от 09.06.2020г. № 74.
.
Фонды оценочны средств:
- Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Ч.1, Ч.2 / Плешаков А.А. , Новицкая М.Ю – М.: Просвещение, 2020
- Плешаков А.А. , Новицкая М.Ю Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях. Ч.1, Ч.2 / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2020
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
- проявление чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, общество посредством знакомства с вкладом соотечественников в развитие страны; осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии», понимание себя наследником ценностей многонационального общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве природы, народов, культур и религий;
- представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи, преемственности, постоянном развитии при сохранении устойчивых культурных особенностей;
- навыки адаптации в мире через осознание образа исторического времени как единства прошлого, настоящего и будущего;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, осознания и принятия образца прилежного ученика;
- мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности;
- способность действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);
- интерес к новому учебному материалу, способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни);
- готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям*;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей*;
- личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;
- представление о морально-нравственных понятиях и нормах поведения и умение оформлять их в этическое суждение о поступке;
- знание основных моральных норм и действие в соответствии с моральными нормами*;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой в исторической перспективе*;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения*;
- понимание чувств других людей и сопереживание им в ходе знакомства с отечественными святынями и художественными образами отечественной и мировой литературы и живописи*;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях*;
- правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми;
- установка на здоровый образ жизни* с опорой на отечественную традицию понимания триединства здоровья физического, психического и духовно-нравственного.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- планировать свои действия;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;
- понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении Календаря памятных дат, итогов проектных работ и пр.;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- — владеть общим приёмом решения учебных задач.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- аргументировать свою позицию;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);
- находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион, его главный город;
- называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества);
- приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких статей Главы 2);
- приводить конкретные примеры прав ребёнка;
- называть элементы государственного устройства России
- как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней — многонациональный народ;
- называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти;
- перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность
- к одной из групп (республики, автономные области, области, автономные округа, края, города федерального значения); наличие регионального герба, гимна, флага; самобытное природное и культурное наследие; выдающиеся граждане;
- показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение географических объектов, заданных в учебниках;
- показывать на карте и называть государства, сопредельные России;
- характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;
- знать об экологических проблемах России и предложениях экологов по охране природы;
- приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;
- соотносить исторические события с датами, даты с веком, в котором данное событие произошло;
- располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»;
- отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;
- показывать на карте Восточно-Европейской равнины места обитания разных племён (славянских и финно-угорских), называть их в соответствии с летописными сведениями;
- определять по карте местоположение древнейших русских городов;
- называть дату (век) крещения Руси;
- характеризовать важнейшие деяния некоторых русских князей из династии Рюриковичей, их значение в развитии древнерусской государственности (княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана III, Ивана Грозного как первого царя Московской Руси);
- называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте;
- называть дату (век) Куликовской битвы;
- называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, исследование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени);
- показывать на карте поволжские города — ключевые точки формирования народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина;
- перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I;
- приводить примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков);
- называть важнейшие события и героев Отечественной войны 1812 г. (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам);
- называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 г. (по выбору, в том числе в своём крае);
- характеризовать развитие промышленности в XIX в. (в том числе и в своём крае)*;
характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в XIX в.; называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять __________________________________________________________________________*Указанные предметные результаты предполагают краткие характеристики
названия важнейших российских театров и художественных музеев (галерей),.
- рассказывать о них (по выбору)*;
- называть основные исторические события начала XX в., в том числе на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая мировая война, Великая российская революция 1917 г., Гражданская война);
- характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе в своём крае*;
- называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы);
- характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.*;
- называть реликвии Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа;
- характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства*;
- характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е гг. XX в. (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт)*;
- характеризовать особенности жизни страны в 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в.*;
- называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира;
- приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае (городе, селе).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.
Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.
Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Э
кскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея. Семья — самое близкое окружение человека.
Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.
Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность.
Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).
Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.
Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом.
Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи.
Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации (словари, энциклопедии, справочники, в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовнонравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, Международный женский день, Праздник Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ*
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Количество практических работ | Количество проектов |
1 | Вводный урок | 1 | ||
2 | Мы — граждане единого Отечества | 11 | 3 | |
3 | По родным просторам | 19 | 1 | 2 |
4 | Путешествие по Реке времени | 24 | 3 | |
5 | Мы строим будущее России | 6 | 2 | |
6 | Резерв учебного времени | 7 | ||
Итого: | 68 | 1 | 10 |
_____________________________________________________________________________
*Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс: учебн. пособие для общеобразоват. организаций / Плешаков А.А. , Новицкая М.Ю – М.: Просвещение, 2019.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Сроки проведения |
1. | Вводный урок (1 ч) | ||
1.1 | Вводный урок | 1 | 01.09 – 03.09 |
2. | Мы — граждане единого Отечества (11 ч) | ||
2.1 | Общество — это мы! | 1 | 06.09 – 10.09 |
2.2 | Российский народ Проект «Мой земляк» | 1 | 06.09 – 10.09 |
2.3 | Конституция России | 1 | 13.09 – 17.09 |
2.4 | Права ребёнка | 1 | 13.09 – 17.09 |
2.5 | Государственное устройство России Проект «Если бы меня выбрали Президентом России» | 1 | 20.09 – 24.09 |
2.6 | Российский союз равных Проект «Путешествие в …» | 1 | 20.09 – 24.09 |
2.7 | Государственная граница России | 1 | 27.09 – 01.10 |
2.8 | Путешествие за границу России | 1 | 27.09 – 01.10 |
2.9 | Сокровища России и их хранители. | 1 | 04.10 – 08.10 |
2.10 | Творческий союз | 1 | 04.10 – 08.10 |
2.11 | Подведем итоги | 1 | 11.10 – 15.10 |
3. | По родным просторам (19 ч) | ||
3.1 | Карта — наш экскурсовод | 1 | 11.10 – 15.10 |
3.2 | По равнинам и горам | 1 | 18.10 – 22.10 |
3.3 | В поисках подземных кладовых. Пр/р «Изучение полезных ископаемых» | 1 | 18.10 – 22.10 |
3.4 | Наши реки | 1 | 25.10 – 29.10 |
3.5 | Озёра — краса Земли | 1 | 25.10 – 29.10 |
3.6 | По морским просторам | 1 | 08.11 – 12.11 |
3.7 | С севера на юг | 1 | 08.11 – 12.11 |
3.8 | В ледяной пустыне | 1 | 15.11 – 19.11 |
3.9 | В холодной тундре | 1 | 15.11 – 19.11 |
3.10 | Среди лесов | 1 | 22.11 – 26.11 |
3.11 | В широкой степи | 1 | 22.11 – 26.11 |
3.12 | В жаркой пустыне | 1 | 29.11 – 03.12 |
3.13 | У тёплого моря | 1 | 29.11 – 03.12 |
3.14 | Мы — дети родной земли | 1 | 06.12 – 10.12 |
3.15 | В содружестве с природой | 1 | 06.12 – 10.12 |
3.16 | Как сберечь природу России | 1 | 13.12 – 17.12 |
3.17 | По страницам Красной книги Проект «Красная книга нашего региона» | 1 | 13.12 – 17.12 |
3.18 | По заповедникам и национальным паркам Проект «Чудесное путешествие по России» | 1 | 20.12 – 24.12 |
3.19 | Подведем итоги | 1 | 20.12 – 24.12 |
4 | Путешествие по Реке времени (24 ч) | ||
4.1 | В путь по Реке времени Проект «Календарь памятных дат» | 1 | 10.01 – 14.01 |
4.2 | Путешествуем с археологами | 1 | 10.01 – 14.01 |
4.3 | По страницам летописи | 1 | 17.01 – 21.01 |
4.4 | Истоки Древней Руси | 1 | 17.01 – 21.01 |
4.5 | Мудрый выбор | 1 | 24.01 – 28.01 |
4.6 | Владимиро-Суздальская Русь | 1 | 24.01 – 28.01 |
4.7 | Москва — преемница Владимира | 1 | 31.01 – 04.02 |
4.8 | Начало Московского царства | 1 | 31.01 – 04.02 |
4.9 | Подвижники Руси и землепроходцы | 1 | 07.02 – 11.02 |
4.10 | На пути к единству | 1 | 07.02 – 11.02 |
4.11 | Начало Российской империи | 1 | 14.02 – 18.02 |
4.12 | «Жизнь — Отечеству, честь — никому!» | 1 | 14.02 – 18.02 |
4.13 | Отечественная война 1812 г. | 1 | 21.02 – 25.02 |
4.14 | Великий путь Проект «Моя семья в истории России» | 1 | 21.02 – 25.02 |
4.15 | Золотой век театра и музыки | 1 | 28.02 – 04.03 |
4.16 | Расцвет изобразительного искусства и литературы | 1 | 28.02 – 04.03 |
4.17 | В поисках справедливости | 1 | 07.03 – 11.03 |
4.18 | Век бед и побед | 1 | 14.03 – 18.03 |
4.19 | «Вставай, страна огромная!» | 1 | 14.03 – 18.03 |
4.20 | Трудовой фронт России | 1 | 21.03 – 25.03 |
4.21 | «Нет в России семьи такой…» Проект «Моя семья в истории России - 2» | 1 | 21.03 – 25.03 |
4.22 | После Великой войны | 1 | 04.04 – 08.04 |
4.23 | Достижения 1950— 1970-х гг. | 1 | 04.04 – 08.04 |
4.24 | Подведем итоги | 1 | 11.04 – 15.04 |
5 | Мы строим будущее России (6 ч) | ||
5.1 | Современная Россия Проект ««Река времени»» | 1 | 11.04 – 15.04 |
5.2 | Здоровье России | 1 | 18.04 – 22.04 |
5.3 | Умная сила России | 1 | 18.04 – 22.04 |
5.4 | Светлая душа России | 1 | 25.04 – 29.04 |
5.5 | Начни с себя! Проект «Я строю будущее России» | 1 | 25.04 – 29.04 |
5.6 | Подведем итоги | 1 | 02.05 – 06.05 |
6 | Резерв учебного времени (7 ч) | ||
6.1 – 6.7 | Резервный урок | 7 | 02.05 – 06.05 10.05 – 13.05 10.05 – 13.05 16.05 – 20.05 16.05 – 20.05 23.05 – 27.05 23.05 – 27.05 |
Итого: | 68 |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ КОРРЕКТИРОВКИ
№ п/п | Класс | Дата изменений | Причина изменений | Форма корректировки | Согласование с курирующим зам.директора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год
Рабочая учебная программа составлена на основе авторской ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание...