Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира»
материал по окружающему миру (4 класс)

Выходцева Ольга Евгеньевна

Мастер-класс  «Формирование функциональной грамотности  на уроках окружающего мира»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Мастер-класс

 «Формирование функциональной грамотности

 на уроках окружающего мира»

Учитель:  

Выходцева Ольга Евгеньевна

 Высшая квалификационная категория                                                                      

2022 г.

        Современный, быстро меняющийся, насыщенный информацией мир требует от человека умения и навыка быстро и нестандартно находить единственно верное для себя решение, привлекая нужные  информационные ресурсы, помогающие достичь своей цели.

        Учащиеся начальной школы – пока еще не самостоятельные люди, зачастую не умеющие принимать требующиеся от них решения, но в каждом из них я вижу личность, которой нужно помочь освоиться, научить самостоятельно творчески и активно действовать и взаимодействовать в микро и макро социумах, быть инициативным и способным творчески мыслить.  Программа максимум для каждого учащегося – индивидуально для себя выбрать профессиональный путь, быть готовым обучаться и свободно ориентироваться в окружающей действительности в течение всей жизни.

        На этапе начальной школы я обучаю детей «добывать» знания в самостоятельном поиске, обучаю умению анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательное решение, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать.

        Моя цель не в том, чтобы учащиеся знали как можно больше, а в том, чтобы они умели действовать и решать проблемы в любых ситуациях, то есть обучаю детей быть функционально грамотными.

«Окружающий мир» в начальной школе – очень необходимый и познавательный курс, который помогает детям продолжать развиваться на их возрастном этапе и приобретать важный практико-ориентированный жизненный опыт. Однако, большой объем информации требует умения от детей быстро и правильно воспринимать и интерпретировать ее, а самое главное – уметь воспользоваться ею для себя в нужный момент.

Предлагаю Вашему вниманию фрагмент урока окружающего мира, на котором происходит формирование читательской грамотности.

Шум моря

Мы с вами  отправляемся в научную экспедицию.

А куда, вы узнаете, прослушав аудиозапись.

Сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и тёплая морская вода,
Субтропики России раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там.

В научную экспедицию по побережью Чёрного моря.

Отправляются:

зоологи,

ботаники,

экологи,

путешественники,

спасатели.

Каждая группа будет работать над своим научным мини-проектом.  

У вас на столах «Рабочий лист – инструкция»

№1

№2

Зоологи работают с информацией в учебнике. И как дополнение  атлас-определитель.   (стр.

У вас есть картинки. Информацию представить в  таблице в  виде картинок. Подписать название.

Задание для зоологов

Проблемный вопрос:

Разнообразен ли животный мир Чёрного моря и его берегов?

1.Прочитать в учебнике информацию на странице 98 «Растительный и животный мир Чёрного моря и его берегов».

Атлас-определитель.   (стр.130-131, 140-141, 158 – 159)

2. С помощью информации из учебника наклеить рисунки  животных в соответствующие столбцы таблицы.

Обитатели суши

Обитатели суши, добывающие пищу в море:

Обитатели моря

косуля

богомол

цикада

жужелица

чайки

бакланы

дельфины

морской конек

морские иглы

медузы

краб

№3

Задание для зоологов

Пользуясь информацией  из учебника и справочника, составить схему цепи питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа.

 Водоросли – рыбы - бакланы

№4

Задание для ботаников

Проблемный вопрос:

Разнообразен ли растительный мир берегов  Чёрного моря?

Распредели растения на группы.

Широколиственны
деревья

Растения, привезённые из теплых стран

Растения сада

дуб

бук

каштан настоящий

кипарисы

магнолии

пальмы

грецкие орехи

инжир

абрикосы

персики

№5

Экологи работают с текстом учебника и РТ.

Проблемный вопрос:

Как влияет человек на экологию Черноморского побережья?

Ваша задача: экологические проблемы, представленные в виде рисунка, сформулировать высказыванием.

Карточка для экологов:

1. Выполните задание на распечатанной странице рабочей тетради. (Стр.62, № 5).

Подумайте, какие экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

1. Загрязнение воды. Попадание сточных вод в море

2.Отлов редких насекомых. Отдыхающие ловят на память жуков, бабочек и других насекомых

3.Загрязнение мусором от туристов. Отдыхающие выбрасывают мусор

4. Вырубка деревьев. Незаконная вырубка лесов

5.Бесконтрольный сбор редких растений. Отдыхающие срывают красивые цветы, ломают ветки деревьев и кустарников

№6

Карточка для экологов:

Используя учебник (с. 101),  перечислите названия растений и животных, занесенных в Красную книгу России.

№7

Задание для группы «Спасатели»

Используя текст учебника (стр. 98-99), составь памятку, которая поможет сделать отдых у моря безопасным. Если будешь отдыхать у моря, обязательно выполняй эти  правила.

Как отдыхать у моря?

  1. Купайся только под присмотром взрослых.
  2. Не заплывай за буйки.
  3. Не купайся в шторм.
  4. Не выходи под солнце без головного убора.
  5. Загорай только в утренние или вечерние часы.
  6. Тщательно мой руки, а также овощи и фрукты.
  7. Не ешь незнакомые ягоды и плоды с кустов и деревьев.

№8

Задание для группы «Путешественники»

Я приглашаю к компьютеру.

Проблемный вопрос:

Что интересного можно увидеть в НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ «СОЧИНСКИЙ»?

С помощью интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Сочинский». Что интересного можно там увидеть? Что сотрудники национального парка делают для охраны природы Черноморского побережья?

Сотрудники парка постоянно проводят мониторинг состояния природы, следят за состоянием лесов и чистотой побережья, защищают диких животных от браконьеров.

Для презентации своей работы приглашаются ЗООЛОГИ.

Какая у вас была учебная задача?

Для презентации своей работы приглашаются БОТАНИКИ

Какая у вас была учебная задача?

Для презентации своей работы приглашаются ПУТЕШЕСТВЕННИКИ.

Какая у вас была учебная задача?

ИТОГ

Таким образом, формирование читательской грамотности на уроках осуществляется в процессе работы с разными источниками информации

- текст учебника

-справочный материал

-интернет-ресурсы.

И может быть представлена в виде таблиц, иллюстраций, памяток.

Представление знаково-символической информации в виде высказывания.

В настоящее время дети сталкиваются с большим объёмом информации.

Такая систематическая работа помогает детям научиться разбираться в инструкциях, планировать свою деятельность, выделять главную мысль в большом объёме информации, уметь выразить своё мнение.



Предварительный просмотр:

Задание для зоологов

1.Прочитать в учебнике информацию на странице 98 «Растительный и животный мир Чёрного моря и его берегов»

2. С помощью учебника наклеить рисунки  животных в соответствующие столбцы таблицы.

 

3. Составить схему цепи питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа.

Задание для экологов

1.Подумайте, какие экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

2.Используя текст учебника (стр. 98-99), составь памятку, которая поможет сделать отдых у моря безопасным. Если будешь отдыхать у моря, обязательно выполняй эти  правила.

Как отдыхать у моря?

 

Задание для группы «Путешественники»

С помощью интернета совершите воображаемое путешествие в национальный парк «Сочинский». Что интересного можно там увидеть?

Что сотрудники национального парка делают для охраны природы Черноморского побережья?



Предварительный просмотр:

Цепь питания, характерная для Черноморского побережья Кавказа.



Предварительный просмотр:

Карточка для экологов:

Проблемный вопрос:

Как влияет человек на экологию Черноморского побережья?

1. Выполните задание на распечатанной странице рабочей тетради. (Стр.62, № 5).

Подумайте, какие экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

Карточка для экологов:

Проблемный вопрос:

Как влияет человек на экологию Черноморского побережья?

1.Прочитайте учебник (стр. 101)

2.Перечислите названия растений и животных, занесенных в Красную книгу России.

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Карточка для экологов:

Проблемный вопрос:

Как влияет человек на экологию Черноморского побережья?

Используя учебник (стр. 98-102), найдите ответы на вопросы:

1.Чем является для человека Черноморское побережье?

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

2. Выполните задание на распечатанной странице рабочей тетради. (Стр.62, № 5).

Подумайте, какие экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

3.Перечислите названия растений и животных, занесенных в Красную книгу России.

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________



Предварительный просмотр:

Задание для зоологов

Проблемный вопрос:

Разнообразен ли животный мир Чёрного моря и его берегов?

1.Прочитать в учебнике информацию на странице 98 «Растительный и животный мир Чёрного моря и его берегов»

2. С помощью информации из учебника наклеить рисунки  животных в соответствующие столбцы таблицы.

Вам поможет «Атлас-определитель»   (стр.130-131, 140-141, 158 – 159)

Обитатели суши

Обитатели суши, добывающие пищу в море

Обитатели моря



Предварительный просмотр:

Задание для группы «Путешественники»

Проблемный вопрос:

Что интересного можно увидеть в НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ «СОЧИНСКИЙ»?

С помощью интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Сочинский».

1.Что интересного можно там увидеть?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

2.Что сотрудники национального парка делают для охраны природы Черноморского побережья?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Используя текст учебника (стр. 98-99), составьте памятку, которая поможет сделать отдых у моря безопасным. Если будете отдыхать у моря, обязательно выполняйте эти  правила.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Используя текст учебника (стр. 98-99), составьте памятку, которая поможет сделать отдых у моря безопасным. Если будете отдыхать у моря, обязательно выполняйте эти  правила.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Составить  вопросы для своих одноклассников

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы»

Мастер -класс по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...

Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

Мастер-класс "Формирование Универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности средствами ИКТ"

Задачи мастер класса: продемонстрировать способы формирования УУД, научить определять и находить УУД, освоить способы деятельности с использованием ИКТ...

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроке литературного чтения в начальной школе».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы  на уроке, способствующими формированию универсальных учебных  действий.Задачи:- познакомить участников с планом проведе...

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Мастер – класс«Формирование универсальных учебных действийна уроках в начальной школе»...

Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности средствами ИКТ»

Участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках и во внеурочной деятельности, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные зна...