Предмет | Окружающий мир |
Дата проведения | 20.02.2020 |
Тема | Начало Российской империи |
Цель: | Познакомить учащихся с историческими событиями, которые связаны с именем Петра I |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Основные понятия | Реформа, реформатор, империя, император, преобразования, Кунсткамера, Адмиралтейство |
Методы обучения | - частично – поисковый, - наглядный, - практический, - проблемный |
Использованные технологии | - личностно – ориентированного обучения - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия) - проблемного обучения, ИКТ |
Средства ИКТ, используемые на уроке Оборудование |
Презентация, интернет – ресурсы, карточки, тетрадь |
|
Планируемый результат
|
Предметные умения: - - охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность;
- - отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества;
- - выяснить, благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе;
- Формировать образное представление о России начала XVIII века;
- сформировать представления о времени правления Петра 1, его реформах;
- Формировать у учащихся умения работать с различными источниками информации; самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений;
- воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, чувство любви к истории Отечества.
| Метапредметные умения:
П. Объяснить смысл предложенных понятий . Учить приѐмам анализа и синтеза при чтении текста. Р. Учить саморефлексии и самокоррекции. Уметь контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. К. - практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве. - формулировать собственное мнение и позицию. - уметь коллективно обсудить данную |
проблему. | Личностные умения: - осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, за общее благополучие; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах - формирование чувства гордости за свою Родину, Россию, российский народ , осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
|
|
| Деятельность ученика | Деятельность учителя | УУД |
Этап 1 МОТИВАЦИЯ |
Цель: создать положительный эмоциональный фон, способствовать психологическому настрою учащихся на урок.
|
Повторение. Тест 1.Какой из перечисленных городов был столицей Древней Руси? а) Новгород: б) Чернигов; в) Смоленск; г) Киев; 2. В каком году произошло Крещение Руси? А) в 889 году; б) в 955 году; в) в 988 году; г) в 1908 году; 3. «Повесть временных лет» - это: а) книга А.С. Пушкина; б) энциклопедия; в) летопись; г) Евангелие; 4. В каком веке Русь попала в зависимость к Золотой Орде? А) в 10 веке; б) в 13 веке; в) в 18 веке; г) в 19 веке; 5. Кто возглавил поход монголо-татар на Русь в 1237 году? А) Чингизхан; б) Батый; в) Мамай; г) Наполеон; 6. Разбил шведов на реке Неве князь… А) Ярослав Мудрый; б) Юрий Долгорукий; в) Александр Невский; 7. Выбери верное утверждение: А) Смутное время - это период безвластия , внутренних раздоров; Б) это объединение южного и северного центра Руси; В) это расширение Московского княжества; Взаимопроверка.
|
Эмоциональный настрой на урок. «Вот опять звенит звонок – Приглашает на урок. Начинаем мы опять По истории шагать». Мы продолжаем путешествие по Реке времени российской истории. | Регулятивные: контролируют свои действия; осознают, что уже известно и что предстоит узнать. Познавательные: выполнение логических операций, анализируют, делают выводы. Коммуникативные: обмениваются мнениями, выражают свою точку зрения, при этом не создают конфликтных ситуаций. |
- Повторение. Тест.
Перед тем, как приступить к изучению новой темы, мы с вами проверим, как усвоили материал прошлых уроков.
- Какие важные события происходят во времена Московского государства?
Куликовская битва, окончательное освобождение от монголо – татарского ига, коронование на царство Ивана Грозного, Смутное время. - С какими личностями связан этот исторический период? Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Иван III, Иван IV, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский…
Младший сын Ивана Грозного Дмитрий загадочно погибает Умирает, не оставив наследников, последний царь из династии Рюриковичей – Фёдор Иоаннович, прерывается династия Рюриковичей. Что происходило в Московском царстве? ( борьба за власть). Находятся самозванцы, которые выдают себя за спасшегося в Польше царевича Дмитрия. Началась война с Польшей. Проверка домашнего задания. В тестах было задание : Как назван этот период в истории нашего государства?
Прочитайте, что сказал очевидец Иван Тимофеев? ( с. 41 , 1 абзац.). Как понимаете эти слова? - Почему в начале XVIIв. в истории нашей страны возникает период, названный Смутным временем?
Троице-Сергиев монастырь стал твердыней на подступах к Москве . Поляки хотели призвать на царство польского королевича. Но нашлись добровольцы, которые собрали народное ополчение и не допустили этого. Под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского Москва была освобождена. - Когда закончилась великая российская Смута? (В 1613 году. ) 4 ноября – День народного единства. 1. Чем закончилось Смутное время на Руси? 2. Что такое смутное время? 3. Кто возглавлял второе народное ополчение? 4. В каком году закончилось Смутное время? 5. Кто стал царем на Руси? ( не можем ответить, не хватает знаний). Это нам и предстоит узнать на уроке. | Регулятивные: контролировать свои действия; осознавать , что уже известно и что предстоит узнать. Познавательные: выделять необходимую информацию, умение работать по плану, выполнять логические операции, анализировать , делать выводы. - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, Личностные: проявлять интерес к предмету. сформированность потребности в самовыражении и самореализации, - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. - уважать всех участников диалога, контролировать действия друг друга. |
Этап 2 АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ПОСТАНОВКА ТЕМЫ УРОКА |
Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся, создать условия для дальнейшего целеполагания. .
|
Постановка темы и цели урока. | СЛАЙД 1 Тема нашего урока «Начало Российской Империи». - Кто может назвать цель нашего урока? (узнать о великом императоре Петре I и его деяниях.) Какое понятие вам не знакомо? В каких источниках мы можем найти объяснение слова ИМПЕРИЯ, ИМПЕРАТОР? ( в Толковом словаре , в учебнике, в других источниках).
|
Регулятивные: дают оценку собственным знаниям, осуществляют контроль за своей деятельностью. Познавательные: выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы. Коммуникативные: четко и полно выражают свои мысли, при этом прислушиваются к мнению остальных участников диалога. |
Этап 3 ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ
|
Цель: подготовить учащихся к актуализации знаний, выявить уровень первоначальных представлений учащихся по теме урока. |
Рассматривают слайд , на карте г. Смоленск и думают : какова роль освобождения города, где проходил торговый путь. Объясняют, в чем важность освобождения Смоленска.
| - Перед царским родом Романовых стояли важные задачи. Между Польшей и Русью тринадцать лет шла борьба за Смоленск и другие города, захваченные в Смутное время. (Здесь Днепровский торговый путь перекрещивался с Волго – Балтийским, который шел с запада на восток к Великому шелковому пути в Китай. ) Слайд 3 К власти на 300 лет приходит династия Романовых (1613г. -Михаил Федорович, 1645г. - сын – Алексей Михайлович и 1682 г. Петр Алексеевич ). - Какие даты их правления мы запишем в Хронологическую таблицу событий? 1613-1917 г.г. | Познавательные: выделяют необходимую информацию, умеют работать по плану, анализируют, делают выводы. Коммуникативные: уважают всех участников диалога, контролируют действия друг друга. Регулятивные: контролируют собственную деятельность, при необходимости внося коррективы; способные к саморегуляции. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, развиваются навыки сотрудничества |
| ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
Этап 4 ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
|
Цель: подготовить учащихся к сознательному применению знаний. | Учебник с. 44, 1 абзац Что сказано об этом в учебнике? –Совпадает ли ваша версия с учебником? Чтение учащимися ( сильными – целую статью, слабыми - абзац) о детстве Петра. Ответы детей. Вопросы классу. | Слайд 6 - Ребята, в тексте учебника на стр. 44. Найдите ответ на вопрос: почему Смоленск город особый? Слайд 4, 5 - Задачу укрепления России принял от царя Алексея Михайловича его сын Пётр. Прочитайте о детстве Петра . (Приложение 1). Поставьте вопросы классу по статье. Что узнали о Петре? Чем занимался? Каким он был? Что вас удивило? Расскажите, как повлияло детство на дальнейшую жизнь. «Потешные полки» - игра переросла в жизнь. |
Познавательные: выделяют необходимую информацию, умеют работать по плану, анализируют, делают выводы |
Этап 5 РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА |
Цель: совершенствовать навык самостоятельной работы .
|
Слушают отрывок из поэмы, анализируют его.
Ученики читают текст на карточке № 1 и, опираясь на него, отвечают на вопрос: «Почему Пётр I начинает преобразования в стране?» Прочитайте в словаре : Что такое реформа? |
Стихотворение А.С. Пушкина «Медный всадник» (отрывок») - Какую картину представили? – Кто герой его поэмы? - Что он делал? - Необходимость реформ. Слайды 4, 5.
Для того чтобы понять, для чего во всех сферах жизни страны понадобились резкие и глубокие изменения, необходимо сначала выяснить, что представляла собой Россия к концу XVII века. Прочитайте информацию в карточке № 1.
Реформа – это пребразования государственной политики , изменение правил в сфере человеческой жизни или в конкретной сфере ( сейчас прошла пенсионная реформа). А человек, проводящий реформы называется реформатор.
| Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: -развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и ««незнания». Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции), - использование речи для регуляции своего действия, - построение монологического высказывания. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, Установление причинно-следственных связей. |
Этап 6 ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ |
Цель: создать условия для применения учащимися полученных знаний. | Работа с информацией. Чтение учебника по абзацам с выделением главной мысли.
Вывод: Какие реформы провел Петр 1? Что нового узнали об императоре?
- | Молодой царь хорошо понимал, что для решения этих задач России нужны были образованные люди. «Я в учении нуждаюсь и в учителях», - вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других. Он хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Пётр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль. Слайд 17
Основные реформы: Слайд 7, 8, 9, 10, 11, 13 - Создание армии и флота;
- Выход к Балтийскому морю в результате борьбы со Швецией;
- Открытие мануфактур, как следствие, строительство городов;
- Новая столица;
- Развитие науки;
- Вывод:
- Издание газет, открытие школ, первого музея.
Петр Первый в 1703 году основал город Санкт – Петербург, который стал первым российским торговым портом на Балтийском море, а с 1712 года столицей России. Петр первый мечтал увидеть свою державу обновленной, поэтому и построил новую столицу с символичным названием. Царь хотел строить новую Россию, хотел видеть ее мощной империей. Слайд 16 - В 1721 году царь первым в России принял титул императора. | Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра, - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, - умение договариваться, приходить к общему решению, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - установление причинно-следственных связей, - доказательство. |
Этап 7 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
|
| Учащиеся заполняют кластер «Реформы Петра 1», опираясь на прочтение параграфа и анализа преобразований
. | Кластер. Реформы Петра 1»
Самопроверка по эталону. Слайд 20 | Личностные: - развитие самооценки личности, - формирование адекватной позитивной самооценки, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с задачей, - учёт правил в контроле способа решения, - осуществление итогового и пошагового контроля по результату. - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. |
Этап 8 ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ |
| Учащиеся знакомятся с новшествами Петра 1. Что появилось в России впервые. Памятники основателю города. Каким скульптор изобразил Петра? |
Новшества Петра 1: Слайд 15
Памятники Петру 1. Слайд 19 | Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - различение способа и результата действия, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме. Познавательные: - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство. |
Этап 9 РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Цель: подвести итог проделанной работе на уроке, соотнести цель урока с его результатом.
| Я чувствовал себя на уроке …
Материал мне был понятен…
Я усвоил основные понятия…
Я выполнял задания…
|
- Что запомнилось из урока? - Над чем хочется задуматься? Подведение итогов в форме рефлексии по пунктам. Выбери и оцени себя сам.
| Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли, правильно строят речевое высказывание. Регулятивные: осознают важность полученных знаний. |
| Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли, правильно строят речевое высказывание. Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. - установление причинно-следственных связей - осознают важность полученных знаний. Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии. Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания « и «незнания». |
10 .Домашнее задание. Цель: способствовать становлению внутренней потребности изучать историю России. | Учебник с. 44-47 конспект. Творческое задание: по выбору и желанию. 1. Представь, что ты участвуешь в строительстве петровского флота, в создании нового города – Санкт-Петербурга. 2.Сражаешься со шведскими войсками .
| Подведение итогов
|
Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли, правильно строят речевое высказывание. Регулятивные: осознают важность полученных знаний .
|
Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии. Личностные: осознают важность полученных знаний. |