Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Начало Российской империи" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Парахина Римма Алексеевна

Этап  1
МОТИВАЦИЯ

 

Эмоциональный настрой на урок.

«Вот опять звенит звонок –

Приглашает на урок.

Начинаем мы опять

По истории шагать».

Мы продолжаем путешествие по Реке времени российской истории.

Регулятивные: контролируют свои действия; осознают, что уже известно и что предстоит узнать.

Познавательные: выполнение логических операций, анализируют, делают выводы.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, выражают свою точку зрения, при этом не создают конфликтных ситуаций.

  1.  Повторение. Тест.

Перед тем, как приступить к изучению новой темы, мы с вами проверим, как усвоили материал  прошлых  уроков. 

 

ке.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _tehnologicheskaya_karta_uroka_o_petre.docx454.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Санкт – Петербург Лицей № 410 , 4 «Б» класс  Учитель: Парахина Римма Алексеевна

Предмет

Окружающий мир

Дата проведения

20.02.2020

Тема

Начало Российской империи

Цель:

Познакомить учащихся с историческими событиями, которые связаны с именем Петра I

Тип урока

Урок открытия нового знания

Основные понятия

Реформа, реформатор,  империя, император, преобразования, Кунсткамера, Адмиралтейство

Методы обучения

- частично – поисковый,

- наглядный,

- практический,

      - проблемный

Использованные технологии

- личностно – ориентированного обучения
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия) 
- проблемного обучения, ИКТ

Средства ИКТ, используемые на уроке

    Оборудование

Презентация, интернет – ресурсы, карточки, тетрадь

                                                                                                      Планируемый результат

         Предметные умения:

  • - охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность;
  • - отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества;
  •  - выяснить,  благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе;
  • Формировать образное представление о России начала XVIII века;
  • сформировать представления о времени правления Петра 1, его реформах;
  • Формировать у учащихся умения работать с различными источниками   информации; самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений;
  • воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, чувство любви к истории Отечества.

      Метапредметные умения:

П. Объяснить смысл предложенных понятий .

Учить  приѐмам  анализа и синтеза при чтении текста.

Р. Учить саморефлексии и самокоррекции.

Уметь контролировать свою деятельность по ходу или

результатам выполнения задания.

К. - практиковать навыки взаимопомощи при решении

различных проблем; приобрести навыки работы в

сотрудничестве.

- формулировать собственное мнение и позицию.

 - уметь коллективно обсудить данную 

проблему.

      Личностные умения:

- осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, за общее благополучие;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
- формирование чувства гордости за свою Родину, Россию,  российский народ ,  осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Деятельность ученика

Деятельность учителя

УУД

Этап  1
МОТИВАЦИЯ

Цель: создать положительный эмоциональный фон, способствовать психологическому настрою учащихся на  урок.

Повторение.

Тест

1.Какой из перечисленных городов был столицей Древней Руси?

а) Новгород:  

б) Чернигов;  

в) Смоленск;  

г) Киев;  

2. В каком году произошло Крещение Руси?

А)  в 889 году;  

б) в 955 году;

 в) в 988 году;

 г) в 1908 году;

3. «Повесть временных лет» - это:

а) книга А.С. Пушкина;

 б) энциклопедия;  

в) летопись;  

г) Евангелие;

4. В каком веке Русь попала в зависимость к Золотой Орде?

А) в 10 веке;  

б) в 13 веке;

 в) в 18 веке;  

г) в 19 веке;

5. Кто возглавил поход монголо-татар на Русь в 1237 году?

А) Чингизхан;

  б) Батый;

 в) Мамай;

 г) Наполеон;

6. Разбил шведов на реке Неве князь…

А) Ярослав Мудрый;  

б) Юрий Долгорукий;  

в) Александр Невский;

7. Выбери верное утверждение:

 А) Смутное время  - это период безвластия , внутренних раздоров;

  Б) это объединение южного и северного центра Руси;

 В) это расширение Московского княжества;

Взаимопроверка.

Эмоциональный настрой на урок.

«Вот опять звенит звонок –

Приглашает на урок.

Начинаем мы опять

По истории шагать».

Мы продолжаем путешествие по Реке времени российской истории.

Регулятивные: контролируют свои действия; осознают, что уже известно и что предстоит узнать.

Познавательные: выполнение логических операций, анализируют, делают выводы.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, выражают свою точку зрения, при этом не создают конфликтных ситуаций.

  1.  Повторение. Тест.

Перед тем, как приступить к изучению новой темы, мы с вами проверим, как усвоили материал  прошлых  уроков.  

- Какие важные события происходят во времена Московского государства?

Куликовская битва, окончательное освобождение от монголо – татарского ига, коронование на царство Ивана Грозного, Смутное время.

- С какими личностями связан этот исторический период?

Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Иван III, Иван IV, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский…

Младший сын Ивана Грозного Дмитрий загадочно погибает

Умирает, не оставив наследников, последний царь из династии Рюриковичей – Фёдор Иоаннович,  прерывается династия Рюриковичей.

Что происходило в Московском царстве? ( борьба за власть). Находятся самозванцы, которые выдают себя за спасшегося   в Польше царевича Дмитрия. Началась война с Польшей.

Проверка домашнего задания.

В тестах было задание : Как назван этот период в истории нашего государства?

Прочитайте,  что сказал очевидец  Иван Тимофеев? ( с. 41 , 1 абзац.). Как понимаете эти слова?

- Почему в начале XVIIв. в истории нашей страны возникает период, названный Смутным временем?

Троице-Сергиев монастырь стал твердыней на подступах к Москве . Поляки хотели призвать на царство польского королевича. Но нашлись добровольцы, которые собрали народное ополчение и не допустили этого. Под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского Москва была освобождена.

- Когда закончилась великая российская Смута? (В 1613 году. )

4 ноября – День народного единства.

1. Чем закончилось Смутное время на Руси?

2. Что такое смутное время?

3. Кто возглавлял второе народное ополчение?

4. В каком году закончилось Смутное время?

5. Кто стал царем на Руси? ( не можем ответить, не хватает знаний). Это нам и предстоит узнать на уроке.

Регулятивные: контролировать свои действия; осознавать , что уже известно и что предстоит узнать.

Познавательные: выделять необходимую информацию, умение  работать по плану,

 выполнять логические операции, анализировать , делать  выводы.

 - умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,

Личностные: проявлять интерес к предмету.

сформированность потребности в самовыражении и самореализации,
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- уважать  всех участников диалога, контролировать  действия друг друга.

Этап  2
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ  И ПОСТАНОВКА ТЕМЫ УРОКА

 Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся,

создать условия для дальнейшего целеполагания. .      

 

Постановка темы и цели урока.

 СЛАЙД 1

Тема нашего урока «Начало Российской Империи».  

- Кто может назвать  цель нашего урока? (узнать о великом императоре Петре I и его деяниях.)

Какое понятие вам не знакомо?

В каких источниках мы можем найти объяснение слова ИМПЕРИЯ, ИМПЕРАТОР?

( в Толковом словаре , в учебнике, в других источниках).

Регулятивные: дают оценку

собственным знаниям, осуществляют контроль за своей деятельностью.

Познавательные: выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы.

Коммуникативные: четко и полно выражают свои мысли, при этом прислушиваются к мнению остальных участников диалога.

                                                                                                                              Этап  3
                                                             ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Цель: подготовить учащихся к актуализации знаний, выявить уровень первоначальных представлений учащихся по теме урока.

Рассматривают слайд , на карте г. Смоленск и думают : какова роль освобождения города, где проходил торговый путь.

Объясняют, в чем важность освобождения Смоленска.

- Перед царским родом Романовых стояли важные задачи. Между Польшей и Русью тринадцать лет шла борьба за Смоленск и другие города, захваченные в Смутное время.

 (Здесь Днепровский торговый путь перекрещивался с Волго – Балтийским, который шел с запада на восток к Великому шелковому пути в Китай. )

Слайд 3

К власти на 300 лет приходит  династия Романовых (1613г. -Михаил Федорович, 1645г. - сын – Алексей Михайлович и 1682 г. Петр Алексеевич ).

- Какие даты  их правления мы запишем в Хронологическую таблицу событий?

1613-1917 г.г.

Познавательные: выделяют необходимую информацию, умеют работать по плану, анализируют, делают выводы.

Коммуникативные: уважают всех участников диалога, контролируют действия друг друга.

Регулятивные: контролируют собственную деятельность, при необходимости внося коррективы; способные  к саморегуляции.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, развиваются навыки сотрудничества 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Этап 4
ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

  Цель: подготовить учащихся к сознательному применению знаний.

Учебник с. 44,  1 абзац

Что сказано об этом в учебнике? –Совпадает ли ваша версия с учебником?

Чтение учащимися ( сильными – целую статью, слабыми -  абзац)  о детстве Петра.

 Ответы детей. Вопросы классу.

Слайд 6

- Ребята, в тексте учебника на стр. 44. Найдите ответ на вопрос: почему Смоленск город особый?    

Слайд 4, 5  

- Задачу укрепления России принял от царя Алексея Михайловича его сын Пётр.

Прочитайте о детстве Петра .

(Приложение 1). Поставьте вопросы классу по статье.

Что узнали о Петре?  Чем занимался? Каким он был?

Что вас удивило?

 Расскажите, как повлияло детство на дальнейшую жизнь.

«Потешные полки» - игра переросла в жизнь.

Познавательные: выделяют необходимую информацию, умеют работать по плану, анализируют, делают выводы

                                                                                                                                            Этап 5
                                                                                      РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

 Цель: совершенствовать навык самостоятельной работы .

Слушают отрывок из поэмы, анализируют его.

Ученики читают текст на карточке № 1 и, опираясь на него, отвечают на вопрос: «Почему Пётр I начинает преобразования в стране?»

Прочитайте в словаре :

Что такое реформа?

Стихотворение А.С. Пушкина «Медный всадник» (отрывок»)

-  Какую картину представили? – Кто герой его поэмы?

- Что он делал?

  1.  Необходимость реформ. Слайды 4, 5.

Для того чтобы понять, для чего во всех сферах жизни страны понадобились резкие и глубокие изменения, необходимо сначала выяснить, что представляла собой Россия к концу XVII века.

Прочитайте информацию в карточке № 1. Проблемы России  в конце ХVII века 1 ) Отставание в развитии от стран Европы 2) Отсутствие квалифицированных специалистов 3) Слабая, плохо вооруженная армия 4) Отсутствие военного флота

Реформа – это пребразования государственной политики , изменение  правил в сфере человеческой жизни или в конкретной сфере ( сейчас прошла пенсионная реформа).

А человек, проводящий реформы называется реформатор.

 Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:  -развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование  мотивов достижения, формирования границ собственного знания и ««незнания».

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
Установление причинно-следственных связей.

     

                                                                                                                        Этап 6
                                                    ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Цель: создать условия для применения учащимися полученных знаний.

Работа с информацией.

Чтение  учебника по абзацам с выделением главной мысли.

Вывод:

Какие реформы провел Петр 1?

Что нового узнали об  императоре?

-

Молодой царь хорошо понимал, что для решения этих задач России нужны были образованные люди. «Я в учении нуждаюсь и в учителях», - вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других. Он хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Пётр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль.         Слайд 17

Основные реформы:                         Слайд 7, 8, 9, 10, 11, 13

  • Создание армии и флота;
  • Выход к Балтийскому морю в результате борьбы со Швецией;
  • Открытие мануфактур, как следствие, строительство городов;
  • Новая столица;
  • Развитие науки;
  • Вывод:
  • Издание газет, открытие школ, первого музея.

Петр Первый  в 1703 году основал город  Санкт – Петербург, который стал первым российским торговым портом на Балтийском море, а с 1712 года столицей России.  Петр первый мечтал увидеть свою державу обновленной, поэтому и построил новую столицу с символичным названием. Царь хотел строить новую Россию, хотел видеть ее мощной империей.          Слайд 16

- В 1721 году царь первым в России принял титул императора.

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.

                                                                                                                              Этап 7
                                                               САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Учащиеся заполняют кластер «Реформы Петра 1», опираясь на прочтение параграфа и анализа преобразований

.

Кластер. Реформы Петра 1»

Самопроверка по эталону.                  Слайд 20

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

                                                                                                                                 Этап 8
                                                                         ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Учащиеся знакомятся с новшествами Петра 1. Что появилось  в России  впервые.

Памятники  основателю города.

Каким скульптор изобразил Петра?

Новшества Петра 1:                          Слайд 15

Памятники Петру 1.                            Слайд 19

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

                                                                                                                             Этап 9
                                                                                       РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: подвести итог проделанной работе на уроке,

соотнести цель урока с его результатом.

Я  чувствовал себя   на уроке …

Рисунок1

 

 Материал мне был понятен…

Рисунок1

Я усвоил основные понятия…Рисунок1

  Я выполнял задания…

Рисунок1

                                                         

 

- Что запомнилось из урока?

- Над чем хочется задуматься?

Подведение итогов в форме рефлексии

по пунктам. Выбери и оцени себя сам.

   

Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли, правильно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осознают важность полученных знаний.

Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли, правильно строят речевое высказывание.

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

- установление причинно-следственных связей

- осознают важность полученных знаний.

Познавательные: осваивают начальные формы  рефлексии.

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

10 .Домашнее задание.

Цель: способствовать  становлению внутренней потребности изучать историю России.

Учебник с. 44-47 конспект.

Творческое задание: по выбору и желанию.

1. Представь, что ты участвуешь в строительстве петровского флота, в создании нового города – Санкт-Петербурга.

2.Сражаешься со шведскими войсками .

Подведение итогов

Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли, правильно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осознают важность полученных знаний .

Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.

Личностные: осознают важность  полученных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"

Предлагаю технологическую карту урока   окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс

Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Про хлеб и кашу" . 1 класс. Программа "Перспектива".

В технологической карте подробно описаны УУД, этапы урока, дидактический материал, использование СМАРТ голосования....

Технологическая карта урока окружающего мира "В лес за грибами" 1 класс

Класс 1Предмет: окружающий мирТема: В лес за грибами. (Съедобные и несъедобные грибы.)Тип урока: урок открытия новых знаний.Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Разнообразие грибо...

2016/2017 Технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга Саратовской области"2 класс ПНШ

На уроке рассматриваются интересные факты исчезающих и редких видов животных и растений...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс.

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс....