Этап урока Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный метод: слово учителя. | 1 мин | - Здравствуйте. - Садитесь, пожалуйста, за парты. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Только тот, кто много знает- В жизни что-то достигает! - Будьте внимательны на уроках, желаю вам хорошей и продуктивной работы. | Готовят рабочее место. Настраиваются на работу. Слушать учителя. | Р: умение организовать свое рабочее место. Л: самоопределение. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация
Словесный метод: фронтальный опрос, диалог. Наглядный метод: презентация. | 3 мин | -Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке.
- С какого года начинается отсчет ХХ века? - Что отмечалось в 1913 году, в феврале?
- Какое событие произошло в начале этого века, что изменило ход истории? - Почему она называлась «мировой»?
- Кто такие большевики? - Какие события произошли в Петрограде в октябре 1917 г.?
- Что такое гражданская война?
- Отлично. | - На прошлом уроке мы говорили о Николае II, о революции 1917 года и Первой мировой войне. - Отсчет начинается с 1901 года. - 300-летие со дня избрания Романовых на царство. - В 1914 году началась Первая мировая война.
- Потому что в ней участвовала не одна страна. - Большевики – это сторонники В.И. Ленина. - Отречение Николая Второго от престола. Россия вышла из мировой войны. К власти пришли большевики. Октябрьская революция. - Война, происходившая между гражданами одной страны. | Р: контроль и самоконтроль. П: умение структурировать знания, анализ ответа одноклассников. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками. |
III. Постановка учебной задачи
Словесный метод: слово учителя. Словесный метод: диалог. Практический метод: карточки, иллюстрации. Проблемное обучение: проблемная ситуация. | 4 мин | - Ребята, послушайте стихотворение внимательно, так как в нем «спрятана» тема сегодняшнего урока. Красивы в убранстве лесов и озер Пятнадцать республик, пятнадцать сестер. Эстонка и русский, грузин и узбек С открытой душой породнились навек. Скрепили пожатья над кручами гор Пятнадцать республик, пятнадцать сестер. Казах и армянка, киргиз и таджик Для дружбы нашли самый верный язык. Единой семьею живут с давних пор Пятнадцать республик, пятнадцать сестер. Туркмен, украинка, латыш, белорус – Зовут отчим домом... - Верно. Скажите, пожалуйста, что вы узнаете о Советском Союзе? - Кто догадался, какая тема нашего урока? - Отлично. Какие цели мы можем поставить на урок? - Верно. Сейчас в парах напишите на листочках, те события, которые вы знаете, произошедшие во времена Советского Союза 20-30-х годов. Работайте в парах. На выполнения задания у вас 2 минуты. - Сегодня мы познакомимся с жизнью нашей страны в 20–30-е годы. - Как называлось наше государство до революции 1917 года? - Как стало оно называться после 1922 года? - Какой город был столицей Российской империи? - Какой город стал столицей Советского Союза? - Молодцы. | Слушают учителя.
- Советский Союз. Варианты ответов детей.
- Тема нашего урока «Страницы истории 1920-1930 годов». - Сегодня мы познакомимся с новым государством – Советским Союзом, узнаем, какие события произошли в это время. Выполняют задание. Отвечают на вопросы.
- Российская империя.
- Советский Союз. Союз Советских Социалистических Республик. - Столицей был город Санкт-Петербург.
- Столицей Советского Союза была Москва. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Р: целеполагание. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
IV. Открытие нового знания
Словесный метод: фронтальный опрос. Наглядный метод: презентация. | 10 мин | - В 1922 году на карте появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик. Государство существовало в 1922–1991 годах на большей части территории Российской империи. С начала 20-х годов и особенно после смерти В. И. Ленина в 1924 году, в руководстве страны развернулась острая борьба за власть. - Как вы думаете, кто пришел к власти после смерти Ленина? - Верно. К власти после смерти В. И. Ленина пришел И. В. Сталин в 1925 году. И с середины 20-х годов началось сворачивание новой экономической политики (нэп). - Прочитайте текст «Новое государство – Советский Союз» на с. 136–137 учебника. - Скажите, почему государство так назвали?
- Сколько республик вошло в СССР? - Отлично. Кто может выйти и показать эти республики на карте? - Молодец. Сейчас мы немного разомнемся. Музыкальная физкультминутка. - Садитесь, пожалуйста. | Слушают учителя.
- После смерти Ленина к власти пришел И.В. Сталин.
- Основным звеном в управлении государством стали Советы. Поэтому и новую власть назвали Советской, а государство – Советским Союзом. - 15 республик. Один ученик работает у доски.
Учувствуют в физкультминутке. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог. Логич.: анализ объектов с целью выделения признаков. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
V. Первичное закрепление во внешней речи
Словесный метод: диалог. Наглядный метод:презентация. | 6 мин | - Сейчас пользуясь картой учебника на странице 134-135 соедините таблицу. В левом столбике даны 15 республик, а в правом их столицы. На выполнения этого задания у вас 3 минуты. Россия | Вильнюс | Белоруссия | Киев | Украина | Таллин | Армения | Рига | Азербайджан | Кишинёв | Литва | Москва | Латвия | Душанбе | Молдавия | Ташкент | Казахстан | Баку | Таджикистан | Фрунзе | Киргизия | Тбилиси | Узбекистан | Алма-Ата | Грузия | Минск | Туркмения | Ереван | Эстония | Ашхабад |
- Сейчас какая пара хочет вслух зачитать республики и их столицы? - Молодцы. - Каждая деталь государственного герба Советского Союза изображена не просто так, ведь смысл есть во всем, и герб СССР не исключение. Рассмотрите герб СССР. - Что означает перекрещение серпа и молота? - Сколько ленточек перевивают колосья пшеницы? - Что это означало? - Почему красная звезда изображена на гербе? - Что символизирует солнце на гербе? Молодцы. | Слушают учителя и выполняют задание.
Россия | Москва | Белоруссия | Минск | Украина | Киев | Армения | Ереван | Азербайджан | Баку | Литва | Вильнюс | Латвия | Рига | Молдавия | Кишинёв | Казахстан | Алма-Ата | Таджикистан | Душанбе | Киргизия | Фрунзе | Узбекистан | Ташкент | Грузия | Тбилиси | Туркмения | Ашхабад | Эстония | Таллин |
- Серп и молот воплощают в себе союз рабочих, крестьян и интеллигенции, борющихся за светлое будущее. - На гербе 15 ленточек. - Ленты же отображали число республик, входивших в состав СССР. - Красная звезда обозначала освобождение трудящихся от голода, холода, войны, нищеты и рабства. - Восходящее солнце – это символ возникновения СССР, строящего коммунистическое общество. Некоторые расшифровывают солнце с лучами как зарождение коммунистических идей. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, сравнение, наблюдение, обобщение. К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения.
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический метод: выполнение работы в парах. | 7 мин | - Откройте рабочие тетради на странице 48 и выполните 1 и 2 задания. - Каждый делает самостоятельно. На выполнение этих заданий у вас 5 минут.
- Сейчас мы с вами проверим 1-ое задание.
- Отлично. - Проверяем задние №2. - Что относится к Российской империи?
- Отлично. А к помещениям СССР относится?
- Что же происходило в Советском Союзе в 30-е годы? - Прочитайте текст «Страна-труженица» на с. 137–138 учебника. - 1926–1928 годы истории называют начальным этапом индустриализации. За это время более чем вдвое увеличились капиталовложения в промышленность и техническое переоснащение фабрик и заводов. Постепенно разворачивается и новое строительство. В 1929–1937 годы создаются угольно-металлургическая база на востоке страны, нефтяная база в Башкирии, проводятся новые линии железных дорог. Стали возникать коллективные хозяйства (колхозы). | Слушают учителя и выполняют задания.
- Наша страна называлась Советский Союз. Столица Москва.
- К Российской империи относится Дом Дворянского собрания, Царицынская улица, улица Малая Ордынка, Дворцовая, Богаявленский переулок, Смольный институт благородных девиц, Большой Каретный переулок. - К постройкам времен СССР можно отнести Безбожный переулок, улица Ударная, Дом колхозника, Денежный переулок, улица 25октября, Большевитская улица, улица Многостаночников, театр Советской армии, улица Бригадная, Метростроевская улица. Варианты ответов. | П: структурирование знаний. Р: умение контролировать и оценивать учебные действия. К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение. |
VII. Включение в систему знаний, повторение
Словесный метод: беседа. | 6 мин | - Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 года? - Как позднее стали называть большевиков? - Почему новую власть назвали советской?
- Когда появилось новое государство – СССР? - Сколько республик входило в состав СССР? - Какие изменения произошли в стране?
- Что построили в 20–30-х годах?
- Какие изменения произошли в деревне?
- Молодцы. Сейчас возьмите листочек, на котором вы писали в начале урока изменения. Которые произошли в 20-30 годы. Совпали ли у вас события? - Хорошо. | - У власти стояла партия большевиков под руководством В.И. Ленина. - Коммунисты. - По названию выборных органов государственной власти – Советов - СССР появилось в 1922 году. - В состав СССР входило 15 республик. - Заводы, фабрики и другие предприятия стали собственностью государства. Началась борьба с неграмотностью. Уничтожались исторические памятники. - Строились новые города. Построили метро в Москве. - Крестьяне должны были объединиться в колхозы Сравнивают материал. Ответы детей. | К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: структурирование знаний. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный метод: беседа. | 3 мин | - Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня? - Отлично. Какие цели мы ставили на уроках? - Реализовали ли мы их? - Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...» - Используем такие варианты ответа как: - Было трудно ...
- Было интересно ...
- Было не понятно ...
- Было легко …
- Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. - Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Рабочая тетрадь страница 49 № 3. | - Тема нашего урока «Страницы истории 1920-1930 годов». - Мы ставили цели познакомиться с новым государством – Советским Союзом, узнать, какие события произошли в это время. - Цели мы реализовали. Анализировать свою работу на уроке.
Записывают домашнее задание. | Р: оценка; умение контролировать и оценивать учебные действия. П: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К: умение слушать и вступать в диалог. |