3.
| Определение проблемы. Формулировка темы и цели занятия.
Словесный: подводящий диалог
|
8 мин.
| - Посмотрите на «ленту времени». Вспомните когда и с кем приходилось воевать нашему государству?
- Сегодня мы поговорим ещё об одной войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название « Отечественной». Ни одна из предыдущих войн не имела такого названия. - Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу. «Это число записывается цифрами двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе меньше первого на 6». -Правильно, это 1812 год. Отметим его на «ленте времени». - Сформулируйте тему сегодняшнего урока - Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой? С помощью учителя формулируется цель урока: «Узнать, что за война была в 1812году и за какое отличие от других войн она получила название « Отечественной». - Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте вопросы.
| Ученики перечисляют степняков-кочевников, немецких и шведских рыцарей, монголо-татар, поляков, шведов.
Решают задачу. Говорят ответ: 1812 год. Один из учеников отмечает на ленте времени год Отечественной войны 1812года. Формулируют тему урока « Отечественная война 1812года». Ответы детей.- формулируют интересующие вопросы.
| Р: целеполагание; К: постановка вопросов; П: общеучебные- самостоятельное выделение формулирование познавательной цели. |
4.
| Открытие нового знания.
Словесный: фронтальный вопрос
Литературоведческий анализ: толкование термина
Наглядный: предъявление термина на слайде
Словесный: опрос
Практич.: исследовательская работа по выявлению причин начала войны и раскрытия термина
Словесны: опрос группы
Практич.: исследовательская работа по событиям 1812 года
Словесный: опрос группы
Практич.: исследовательская работа по партизанскому движению 1812 года
Словесный: опрос группы
| 8 мин. | - Прежде чем мы начнем говорить об этой войне, давайте уточним для себя значение слова «отечество». - Где можно узнать значение слова? - Какая же война называется « отечественной»? С помощью учителя формулируется определение « отечественной войны». Отечественная война - справедливая, освободительная - Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками- исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А в конце урока ответим на наш главный вопрос: « Почему войну 1812 года называют отечественной?» Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа получит своё задание и подготовит выступающих. Задание для первой группы. Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть термин «отечественная война». - Прочитайте текст на с. 112-113 учебника. Ответить на вопросы: 1. В каком году началась война? 2. Между какими странами шла война? 3. Кто первым начал войну и почему? 4. Кто возглавил французскую армию? 5. Кто возглавил русскую армию? Задание для второй группы. Проблема: исследовать главное сражение Отечественной войны 1812года. - Прочитайте текст на с. 113 учебника, рассмотрите иллюстрацию на с. 114-115. Ответьте на вопросы. 1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812года. 2. Где оно произошло ? 3. Чем закончилось? 4. Какой момент боя был самым тяжёлым? 5. О чём можно рассказать, глядя на иллюстрацию на с. 114-115? Задание для третьей группы. Проблема: исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812года и окончание войны. - Прочитать текст на с. 116-117 учебника. Ответьте на вопросы. 1. Кто такие партизаны? 2. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов? 3. Как была изгнана французская армия за пределы России?
| Ответы детей.
Значение слов можно узнать в толковом словаре. В толковом словаре С.Ю. Ожегова находят статью и зачитывают её. Дают предполагаемые ответы.
Дети делятся на рабочие группы, получают задание и выполняют его.
| Р: планирование, прогнозирование П:моделированиелогические решения проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; К:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
5. |
Первичное закрепление
Частично-поисковый: поиск правильных ответов
Наглядный.: показ картины на экране
Словесный: рассказ
Словесный: беседа
Практич: работа с таблицей
Практич.: оценка собственной деятельности | 8 мин. | -Работаем с картой, которая представляет образ империи Наполеона.(карта – 1 кадр презентации) - Перечислите страны, на которые распространилась власть Наполеона. - Какие страны не покорены Наполеоном? - Что оберегало Англию от сильной Наполеоновской армии? В 1811 году Наполеон писал: « Через 5 лет я буду господином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её». - Подробнее с этим великим полководцем нас познакомит… (портрет Наполеона – второй кадр презентации). - Что запомнилось, поразило вас в этом сообщении. В середине июня 1812 году французская армия под командованием Наполеона вторглась на территорию России( дата начала войны и её название- третий кадр презентации). - Какой полководец возглавил русскую армию? ( Портрет Кутузова – третий кадр презентации) - Послушайте рассказ об этом главнокомандующем. ( Бородинское сражение-четвёртый кадр презентации) Обе стороны понесли тяжёлые потери. Впоследствии Наполеон оценивал его как самое «ужасное» из всех данных им сражений и считал, что « французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Главная цель Наполеона – разгром русской армии опять не была достигнута, но русские, не имея сил для продолжения битвы, утром отошли с поля боя. ( Совет в Филях – пятый кадр презентации). 1 сентября в Филях ( местечко под Москвой) был созван военный совет. М.И. Кутузов принял решение оставить Москву, что бы сохранить армию. - Давайте порассуждаем, сдать врагу столицу - это проигрыш в войне или нет? Позиции полководцев изучал и анализировал... Послушайте его выводы (В.В. Мазуровский «Пожар в Москве в момент отступления армии Наполеона»- шестой кадр презентации) Французская армия в Москве столкнулась с огромными трудностями: не было ни продовольствия, ни боеприпасов, в опустевшем городе пылали пожары. Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою Она готовила пожар Нетерпеливому герою. 7 октября Наполеон повернул в обратный путь. С этого момента вся инициатива перешла в руки русской армии. Вокруг Москвы действовали сотни отрядов партизан и ополченцев. Они изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками. ( Верещагин «Не замай! Дай подойти!»- седьмой кадр презентации) Поработаем с этими понятиями ( постепенно заполняется таблица на интерактивной доске). Название | Ополчение | Партиз. отряд | Кто входил? | Горожане | Крестьяне | Организо вывались | По плану | стихийно | Чем вооружены | оружие | Подручные средства | Кто руково дил? | Проф. военные | Народ. лидеры |
-Почему Наполеон не смог покорить Россию? В честь победы русского народа над французами в Москве построена триумфальная арка , Храм Христа Спасителя.( Триумфальная арка- презентация кадр восьмой, Храм Христа Спасителя – кадр девятый) - Оцените свою работу в листе самооценки. |
Выступление детей первой группы.
- Италия, Германия, Пруссия, Польша, Испания, Австрия. -Англия и Россия.
- Морской пролив.
Ученик читает заранее подготовленное сообщение.
Обмениваются впечатлениями.
- М.И. Кутузов.
Ученик читает заранее подготовленное сообщение. Обучающие слушают сообщение, обмениваются впечатлениями. Выступление детей второй группы.
Высказывают своё мнение.
Ученик формулирует вывод по заранее изученному материалу. - Для Кутузова это был тактический маневр, что бы сохранить армию, а значит и всю Россию. Он говорил: « Потеря Москву не есть потеря России». -Наполеон считал, что, войдя в Москву, он одержит победу и русское правительство попросит у него мира. Но этого не произошло! Выступление детей третьей группВ выступлении детей звучат имена народных героев: Дениса Давыдова, Герасима Курина, Ермолая Четверикова, Василисы Кожиной. Война для России была освободительная, справедливая - Наполеон воевал не с одной армией, а со всем народом, который проявлял героизм и мужество.
Осуществляют самооценку, заносят данные в индивидуальные листы.
|
Р: контроль, оценка, коррекция; П.:умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; К:управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
6. |
Включение нового знания в систему знаний
Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений. | 5 мин. | Самостоятельная работа на карточке. - Заполните пропуски в тексте. В … году армия французского императора ……. перешла границу России. На защиту Отечества поднялся весь …., поэтому войну называют …. Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец….. Главное сражение этой войны - ………. сражение произошло …. сентября 1812года. -В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, когда весь народ сражался с фашистскими захватчиками, в нашей стране был утверждён орден Кутузова, как одна из высших боевых наград. ( орден Кутузова – презентация кадр десятый) Выполнение задания в рабочей тетради №1с. 39. Оцените свою работу в индивидуальном листе.
|
Выполняют задание по карточкам
Проверка . Ученик читает и устанавливают правильность выполнения задания. Выполняют задание и делают взаимопроверку.
Оценивают работу.
| Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; Л: самоопределение. |