Этап урока/ учебная ситуация | Результаты этапа | Цель этапа | Оценка результатов этапа | Взаимодействие в образовательном процессе |
|
|
|
|
| Действия педагога | Действия обучающегося |
Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению | Система ценност-ных отношений
Сформированные УУД
Система предмет-ных знаний (ЗУНы в предметной области), действия с предметным содер-жанием (опыт реше-ния проблем, опыт творческой деятель-ности, ценностей) | Формирование и развитие системы ценностных отношений к ЛР,МПР и ПР и их достижению | Ценностно-ориентированные оценочные ситуации (оценочные суждения, подчеркивающие ценность (необходимость, целесо-образность, значимость, полезность, смысл) УУД и действий с изучаемым предметным содержанием.
Оценка/самооценка достижения планируемых результатов этапа. | Организует ситуации решения учебной задачи, направленной на достижение планируемых результатов, управление действиями обучающихся по достижению этих результатов | Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений |
1.Самоопределе-ние к деятельности
Орг. момент | Формальная готовность к уроку.
Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль Оценка, самооценка.
1.2.3. | Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке) | Оценка/самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности. | Создание ситуации для оценки готовности к уроку: « Как вы считаете, готовы ли вы к уроку?»
-Молодцы, я вижу вы все готовы узнавать новое и интересно | .Оценивают свою готовность, настрой на работу.: - Я считаю что готов к уроку, потому что у меня на столе лежат: учебник, тетради, ручка, карандаш. Я готов слушать учителя и своих товарищей. |
2. Актуализация знаний, мотивация | Воспроизведенные знания о группах животных
Осознание необходимости получения новых знаний о беспозвоночных животных
1,2 | Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний
Определение границ знания и незнания; вопрос «Почему группа беспозвоночных животных самая многочисленная и широко распространенная?»
| Оценка/самооценка умения применять ранее получен-ные знания при решении практических задач.
Оценка/самооценка умения выявлять и формулировать свои затруднения при решении практических задач в незнакомой ситуации.
(«Я затрудняюсь…») | Ситуация успеха: предлагает разделить животных на две группы: позвоночные и беспозвоночные (набор животных соответствует набору иллюстраций по предыдущей теме: «Разнообразие животных»).
| Слушают, читают задания, представляют результат, опре-деляют цель и способ деятель-ности через понимание задание.
Выполняют задание.
Предъявляют результаты, оцени-вают полученные результаты, соотнося их с целью.
|
|
|
|
| Ситуация для определения границ знания и незнания (ситуация практического затруднения): предлагает добавить животных в список «Беспозвоночные животные» и объяснить «Почему заявленные учениками объекты относятся к этой группе?»
В ситуации, когда учащиеся не смогут предложить никого в эту группу обсуждение вопроса «А почему не можете предложить животных?»
Либо в случае когда приведено достаточно примеров и представлена картина широкого разнообразия беспозвоночных животных: насекомые, пауки, моллюски, раки, черви предлагается вопрос «Почему эта группа самая многочисленная и широко распространенная?»
|
Формулируют свое затруднение:
- Либо нет мнений
- либо мнений много и они разные, а значит недостаточность знаний в разрешении затруднения( понимание того, почему среди всех животных беспозвоночные - самая многочисленная группа) |
3. Постановка учебной задачи | Сформулированная и зафиксированная вербально, учебная задача в совместной деятельности с учителем).
Представления обу-чающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся:
- знаем отличительные особенности беспозвоночных животных;
- умеем объяснять эти особенности в связи с условиями существования;
- нашли ответы с опорой на рисунки и схему в учебнике; - справились с заданиями рабочей тетради.
1 | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения(самостоятельно или в совместной деятельности с учителем). | Оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель, результаты и критерии их оценки, учебную задачу, планировать (предполагать) действия по ее решению (по достижению результатов), формулировать тему. | На этой основе учитель организует постановку учебной задачи:
- формулирование проблемы: необходимость знаний о беспозвоночных животных и умений использовать эти знания в окружающем мире,
- формулирование учебной задачи: провести исследование и выявить особенности беспозвоночных животных, которые объясняют причину этого многообразия и широкого распространения».
- формулирование темы урока «Беспозвоночные животные».
| Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.
Самостоятельно или с помощью учителя формулируют проблему, предполагают свои действия, конкретизируя цель, учебную задачу и тему для изучения.
|
|
|
|
| Предлагает сформулировать критерии достижения цели данного урока. | Самостоятельно под руководством учителя формулируют критерии:
- знаем отличительные особенности беспозвоночных животных;
- умеем объяснять эти особенности в связи с условиями существования;
- нашли ответы с опорой на рисунки и схему в учебнике; - справились с заданиями рабочей тетради. |
4. Решение учебной задачи | Новое знание и закономерность:
«Беспозвоночные животные не имеют позвоночника и являются самой распространенной группой животного мира на Земле».
1.2.3.4.5.
1.2. | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания и закономерности: «Беспозвоночные животные не имеют позвоночника и являются самой распространенной группой животного мира на Земле поскольку это способствуют следующие признаки - маленькие размеры тела;
- крепкая мускулатура;
-крепкие покровы;
-приспособлены жить в разных средах: приспособительная окраска , видоизменения органов.
». | Оценка/самооценка действий по достижению планируемых результатов. | Организует ситуацию решения учебной задачи, используя систему вопросов, позволяющих найти нужную закономерность:
Фиксирует на доске версии ответа на вопрос «Почему эта группа самая многочисленная и широко распространенная?»
| Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной, групповой) деятельности
- маленькие размеры тела;
- крепкая мускулатура;
-крепкие покровы;
-приспособлены жить в разных средах: приспособительная окраска , видоизменения органов.
|
|
|
|
| Побуждает к проверке гипотез: «Как можно проверить ваши гипотезы»
| «Спросить взрослых, прочитать, провести эксперимент»
|
|
|
|
| Подсказка к плану действия: «Как разумнее поступить сейчас?» | «Прочитать в учебнике, изучить иллюстрации к тексту» |
|
|
|
| Подсказка к плану действия: «Уточните: как будете работать с учебником?»
| «Будем искать факты, подтвержающие или опровергающие наши гипотезы, возможно сформулируем новые.»
|
|
|
|
| Подсказка к плану действия: «Посмотрите на тексты в учебнике, предложите объекты анализа, распределитесь на группы.»
Делит учащихся на 5 групп т.к. учебнике есть текст о дождевом черве, о моллюске, о насекомых, о пауках. Учитель сам предложит текст о ракообразных. | Распределяются по группам.
Ученики в совместной деятельности с учителем уточняют, что будет являться результатом работы в группе: фиксация в рабочих листах признаков той группы беспозвоночных, которые, по их мнению, определяют широкое многообразие и распространение беспозвоночных.
Работают в группах, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации, назначают выступающего или распределяются с ответом группы по ролям |
|
|
|
| Организует ситуации построения модели закономерности:
Групповая проверка всех гипотез на разном материале.
Учитель с помощью ИКТ строит описательную картину проявления признаков-гипотез у разных групп беспозвоночных животных( + или -)
Признаки/гипотезы
| черви
| моллюски
| насекомые
| пауки
| ракообразные
| маленькие размеры тела
|
|
|
|
|
| крепкая мускулатура
|
|
|
|
|
| крепкие покровы
|
|
|
|
|
| приспособительная окраска
|
|
|
|
|
| видоизменения органов
|
|
|
|
|
|
| Выступают все группы, четко излагают свой вывод: какие гипотезы принимают, какие опровергают, какие добавляю новые. |
|
|
|
| Предлагает учащимся сделать вывод: «Почему группа беспозвоночных животных самая многочисленная и широко распространенная?», проанализировать свою деятельность по выявлению закономерности | Подводят итоги обсужения. Оценивают деятельность( групповую и индивидуальную) по разрешению проблемы и выявлению закономерности. Соотносят оценку своей деятельности с оценкой учителя. |
5. Первичное закрепление
(Применение алгоритма на практике) | Умение действовать по алгоритму, правилу1.2.3. | Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму. | Оценка/самооценка действий по достижению планируемых результатов. | Предлагает вернуться к самому первому заданию и откорректировать результат его выполнения.
Организует ситуацию решения типовых заданий на конкретизацию причин, объясняющих, почему насекомые - самые многочисленные среди беспозвоночных через частные примеры
Организует подведение итогов данного этапа | Выполняют исходное задание с проговариванием алгоритма во внешней речи.
Решают типовые задания на новый способ действии:
В рабочей тетради выполняют задание №70 (Закончи предложения:
Насекомые, пауки, раки, черви - ____________________ животные.
Звери, птицы, рыбы - ______________________ животные.
Самая многочисленная группа животных на Земле ______________________.)
Обсуждают ответы на вопросы в учебнике: фронтально с учителем на на стр.114 в рубрике «Обсудим вместе», на стр.116 « Сравни крылья разных насекомых»
Работая в паре стр.113.«Рассмотрите рисунки. Выберите насекомое и расскажите, где оно обитает? Можно ли по внешнему виду догадаться об этом».
|
6.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | Умение применять выявленные признаки беспозвоночных животных на примере насекомых
2.3
2.3. | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | Оценка/самооценка резуль-татов решения учебно-практических задач. | Организует ситуацию отработки выдвинутых гипотез.
Предлагает выполнить систему тренинговых заданий.
Предлагает дифференцированные задания.
Организует самооценку усвоения детьми нового способа действий. | Выполняют задания в рабочей тетради: № 72 «Художник нарисовал насекомых. Какую ошибку он допустил?»
№ 73 «Сделай подписи к рисунку- схеме»
Осуществляют самоконтроль и самооценку своей работы. |
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов. | Использование нового знания и закономерности в условиях решения задач и выполнения упражнений.
1.2
5 | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторению ранее усвоенных ЗУНов. | Оценка/самооценка резуль-татов решения учебно-практических задач, пред-полагающих применение «нового знания» (алгоритма, правила) в системе ранее усвоенных ЗУНов, а также при решении проблем и задач в реальных жизненных ситуациях. | Организует ситуацию включения нового знания в систему знаний.
Организует ситуацию выполнения заданий на повторение и закрепление изученного ранее.
Организует подведение итогов данного этапа | Выполняют задание рабочей тетради № 71 «Найди правильное высказывание (несколько высказываний). Каково положительное влияние насекомых на жизнь растений? |
9. Итог занятий. Рефлексия
деятельности. | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности
1.2.3
1.2.3. | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Оценка/самооценка результатов с позиций выявления их ценности для личностного роста обучающихся. | - . Ребята, о чем мы договаривались узнать сегодня на уроке, какие знания получить, чему научиться?
- Мы достигли цели урока? Получили запланированные результаты? Отметьте знаком+ те критерии, которые которые свидетельствуют об этом.
- Оцените свое отношение к работе на уроке и полученным результатам. Все ли у вас получилось? Довольны ли вы собой?
- Если вас полностью устраивают полученные результаты, то нарисуйте кружок зеленым карандашом; если что-то осталось не понятным – желтым карандашом; если совсем ничего не поняли – красным карандашом. (Самооценка)
- Итак, у кого кружок зеленого цвета? Желтого? Красного?
- Замечательно! Мои наблюдения подтвердились: сегодня все работали с интересом и узнали много нового по теме нашего урока.
- Ребята, какое значение имеют для вас полученные знания о беспозвоночных животных и об их роли в окружающем мире?
- Почему важно уметь…….?
- Какую пользу принесут вам знания о беспозвоночных животных?
- Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения?
- Вам понравилась исследовательская работа в группе, в паре? Чем?
- Отлично!
- Спасибо вам за интересный урок! Мне очень нравится вместе с вами разгадывать секреты природы. Сегодня вы были очень внимательны, любознательны, наблюдательны, находчивы, догадливы, дружны… Такие человеческие качества очень высоко ценятся! Поблагодарите друг друга за хорошую работу.
Задает Д/з:стр.115 учебника
« Выбери себе роль и расскажи о его жизни» и в рабочей тетради | Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).
Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения. |