Конспект урока окружающего мира (естествознание), 3 класс. Тема: «Первый шаг из моря на сушу».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
по программе А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина «Окружающий мир (естествознание)», (образовательная система «Школа 2100»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okr_mir.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: | «Первый шаг из моря на сушу» | |
Цели (учебные): |
| |
Метапредметные цели: |
| |
Оборудование: |
| |
Этап урока | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся |
Ход урока. | ||
I.Орг.момент Психологический настрой урока. |
Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной. И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо… Береги свою планету. Ведь другой похожей нету. | |
Мы начинаем урок окружающего мира. И я хочу, чтобы каждый из Вас в конце урока мог сказать: «Сегодня я искал, творил, И знанье новое открыл. И то, что мне пришлось узнать, Могу теперь всем рассказать.» | ||
II. Актуализация знаний. | Животный мир очень разнообразен. Давайте вспомним с какими животными мы уже познакомились и дополним схему. | Работа со схемой. |
(приложение 1 – схема «Классификация изученных животных» | ||
- На какие классы можно разделить тип Членистоногие? - Какой скелет имеют животные этого типа? (наружный скелет) - Каковы его особенности? | Анализ схемы. Составление высказываний по теме. | |
III.1. Постановка проблемного вопроса. | 1) Мы сказали, что наружный скелет мешает росту животных. Но мы ведь знаем, что в мире существуют очень крупные животные. - Почему так происходит? Выскажите свои гипотезы. Ребята, оказывается в природе есть такие животные, у которых отсутствует внешний скелет, а вместо него есть другой. Этот вопрос заинтересовал и Лену с Мишей. Давайте прочитаем их диалог (Учебник с.96) - Как Вы думаете, о ком мы узнаем сегодня на уроке? (о животных, имеющих внутренний скелет) | Предлагают варианты. Работа с учебником. Делают выводы. |
2) Вот сейчас нам предстоит выяснить какие возможности открываются перед животными, имеющими внутренний скелет. | ||
III. 2. Открытие нового знания | Ответ на этот вопрос вы найдёте в Учебнике на с.96 (1-2 абзацы), рассмотрев скелет рыбы и в карточке-помощнице. Выполняя задание, заносите сведения в таблицу. Это непростое задание, поэтому можно тихонечко обсудить с соседом. Ведь «ум – хорошо, а два – лучше». - Что узнали о внутреннем скелете? Из чего состоит? - + и – внутреннего скелета. - Как называется тип животных, имеющих внутренний скелет? | Работа в парах по выделению сведений о внутреннем скелете: - из чего состоит - достоинства (+) - недостатки (-) Самостоятельная работа с таблицей. |
3) А теперь давайте попробуем ответить на вопрос : - Какой скелет лучше наружный или внутренний? Печ.т. с.47 - №1 Выполните задание в парах. С случаях затруднений можете пользоваться карточкой-помощницей. Итак. Поднимите руку, кто готов сделать вывод. Какие преимущества у наружного скелета? у внутреннего скелета? - Какой вывод сделаем? - Назовите недостаток внутреннего скелета. - Что будет защищать тело этих животных? 4) Давайте узнаем у каких животных, кроме рыб, есть ещё внутренний скелет. | Работа по сравнению наружного и внутреннего скелета. Самостоятельная работа в парах. Каждый вид скелета имеет свои достоинства и недостатки. Не защищает тело. Кожа. | |
IV.1. Создание проблемной ситуации. | Рассмотрите иллюстрации (карась, щука, окунь, лягушка, жаба, тритон) Распределите животных на две группы. - Как вы считаете, почему так много мнений? - какой возникает вопрос? | Работа с иллюстрациями. Распределение животных на группы. Формулирование проблемного вопроса. Выдвижение гипотез. Куда отнести тритона? |
5) Возможно, нам помогут Лена и Миша. -Давайте прочитаем их второй диалог. Учебник с.96 - Смогли ли мы разрешить наши сомнения? | Проверка своих предположений по учебнику. | |
-Как вы думаете, что сделали бы учёные, столкнувшись с неизвестным видом животных? - Вот и мы сейчас проведём исследование. - Скажите, по какому признаку делили животных на группы? | ||
Одна группа – рыбы, вторую назвать затрудняемся. Давайте посмотрим в учебнике с.98 - как называется вторая группа животных? (земноводные) - как Вы думаете, почему их так называют? Запишем в таблицу. | Работа с учебником по определению названия нового класса животных. Работа с таблицей. | |
IV.2. Открытие нового знания | 6) Говоря о любом животном ответы на какие вопросы мы хотим узнать? | Определение задач урока в виде вопросов. |
- Где живут? - Как дышат? - Как выглядят: - Из каких частей состоит тело? - Чем покрыто тело? - Как передвигаются? - В чём отличия? - Чем питаются? - Как размножаются? - Какие есть органы чувств? - К какому классу относятся? | ||
7) Чтобы ответить на эти вопросы поработайте самостоятельно и внесите нужные данные в таблицу (приложение 3). У каждой колонки будет своё задание. В выполнении задания Вам поможет текст и иллюстрации в учебнике. А также карточка с заданием. 1 колонка – рыбы 2 колонка – земноводные 3 колонка – особое задание (этапы развития лягушки и рыбы) Давайте проверим. - Выступает 1 человек от колонки. Остальные могут дополнить. Не забывайте записывать информацию в таблицу. - Спасибо за выступление. Дайте самооценку своему ответу. | Открытие нового знания (работа в парах) находим необходимые сведения в тексте; - преобразование текста в таблицу (занесение в неё основных сведений) - построение ответа с помощью таблицы и умение сделать самооценку своего ответа | |
8) Давайте сравним эти два класса животных и сделаем вывод: куда отнести тритона? - Почему земноводные получили такое название? Это интересно: Ещё этот класс животных называют АМФИБИИ, что в переводе с греческого обозначает «двоякодышащие» | Нахождение ответа на проблемный вопрос в диалоге. | |
V. Применение знаний | Тема сегодняшнего урока «Первый шаг из моря на сушу» | |
- Как Вы поняли, кто сделал первый шаг из моря на сушу? | ||
Земноводные или амфибии – первые позвоночные, переступившие рубеж водной среды, первые завоеватели суши. | ||
- С какими классы животных мы сегодня изучали? Давайте посмотрим на свои таблицы и дадим определения : - классу рыб - классу земноводных - Давайте проверим наши определения и сравним их с определениями в словаре учебника. - Правильно мы дали определения этим классам? | Обобщение знаний на основе таблиц, составление определений класса животных, учитывая его отличительные признаки. | |
- К какому типу относятся эти классы животных? (позвоночные) | Определение места типа позвоночные в классификации животных (работа со схемой) | |
- Давайте найдём место этому типу животных в классификации животных. Запишем в таблицу. | ||
VI Итог урока. | Вернёмся к поставленным на уроке вопросам. | |
- На все ли вопросы смогли дать ответы? На них мы ответим на следующем уроке. | Аналитическая работа. | |
Вернёмся к началу урока. -Поднимите руку те, кто может сказать: «Сегодня я искал, творил И знанье новое открыл. И то, что мне пришлось узнать Могу теперь всем рассказать.» Очень хорошо. Тогда задайте вопросы по материалу сегодняшнего урока. | Выделяем главное из пройденного и задаём вопросы друг другу. - Какие классы животных изучали? - В чём сходство рыб и земноводных? - Что составляет основу вн утреннего скелета? - Как называется тип животных, имеющих позвоночник? |
VII. Рефлексия | Заканчивая наш урок я прошу взять в руки конверты:
| |
VIII. Домашнее задание | Прочитать материалы по теме, в печатной тетради выполнить 2 любых задания. | |
Спасибо за урок! |
Приложение 1.
Животные | ||||||||||
царство Простейшие | царство многоклеточные | |||||||||
Тип кишечнополостные | Тип черви | Тип маллюски | Тип членистоногие | Тип позвоночные | ||||||
Класс ракообразные | Класс пауки | Класс насекомые | Класс рыбы | Класс земноводные |
Приложение 2.
Имеют … | ||
Состоит из... | «+» | «-» |
|
|
|
|
| |
|
| |
|
Позвоночные – это ______________________, имеющие ___________________ скелет, состоящий из
________________ клеток, который _______________ вместе с хозяином.
Приложение 3.
тип Позвоночные | |||
Класс рыбы | Класс земноводные | ||
1. | Где живут? | В воде | В воде и на суше около воды |
2. | Органы дыхания | жабры | лёгкие |
3. | Особенности строения: - Из чего состоит тело? | ||
Голова, туловище, хвост | Голова, туловище, хвост (не у всех) | ||
- Чем покрыто тело? | чешуя | кожа | |
- При помощи чего передвигаются (конечности)? | плавники | 2 пары ног с перепонками между пальцами | |
изгибы тела | |||
4. | Этапы развития. | Икринка – личинка – малёк – рыбка – | Икринка – головастик – маленькое |
- взрослая рыба | животное – взрослое животное | ||
Р__________ –___________________ животные, живущие в ______________, имеющие ______________ скелет, и
дышащие _______________.
З__________________ –_____________________ животные, живущие и в ___________ ,и на _____________,
имеющие ______________ скелет, и дышащие _______________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока окружающего мира. 3 класс. Тема: Куликовская битва
Урок составлен по учебнику "Окружающий мир. 3 класс" Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н., форма работы - работа в группе, ссылка в плане - на презентацию....
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»
План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...
УМК "Перспектива" конспект урока окружающего мира 2 класс Тема: «Весенние месяцы»
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с временем года – весна, ее признаками, отличительными чертами;Планируемые результатыПредметные:Знать- особенности времени года – весна;- х...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Превращения и круговорот воды. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятия о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе.Планируемые результатыПредметные:Знать:-свойства воды;- процесс кр...
Конспект урока окружающего мира (1 класс). Тема: Когда наступит лето? УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:формирование представлений о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; объяснение зависимости природных явлений от смены времен года.Планируемые р...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Семейный бюджет. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «семейный бюджет», формирование у учащихся экономного отношенияк семейному бюджету; усвоение знаний о структуре семейного...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Государственный бюджет. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развитие познавательного интереса, речи...