Конспект урока окружающего мира во 2 классе Тема: Вода и её свойства. УМК: Е.В.Чудинова «Окружающий мир, 2 класс», система Эльконина-Давыдова
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира во 2 классе
Учитель: Елизарова И.К., учитель начальных классов МОУ Пречистенской СОШ,
п. Пречистое, Ярославской области, Первомайского района.
Тема: Вода и её свойства.
УМК: Е.В.Чудинова «Окружающий мир, 2 класс», система Эльконина-Давыдова
Требования: соответствие ФГОС.
Класс: 2 «А»
Цель: сформировать представление о воде, как о веществе, о её свойствах и состояниях.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран, презентация с демонстрационными слайдами;
- ЭОР по окружающему миру для 1 класса (издательство «Вентана-Граф»);
- комплект с заданием для каждой группы: карточки, наборы картинок;
- оборудование для проведения опытов учениками: одноразовые стаканчики с небольшим количеством питьевой воды (для каждого ребёнка), 1 стеклянный стакан с водой на каждую группу, 1пустой стакан на каждую группу, немного сахарного песка на каждую группу , чайная ложка;
- цветные фишки для оценивания своей деятельности;
Ход урока:
I. Организационный этап. Мотивация
- Сегодня у нас на уроке гостья, она скоро будет здесь. Покажите, что вы приветливые хозяева и рады гостям: успокойтесь, сядьте правильно, улыбнитесь друг другу. Постарайтесь сохранить хорошее солнечное настроение до конца урока.
Ребята, я уже слышу приближение нашей гостьи…
(Учитель включает звукозапись, на которой разные звуки воды: журчание ручейка, шум дождя, плеск воды о берег, шум морского прибоя и другие.)
А вот и она.
Учитель читает загадку:
Мы говорим, она течет;
Мы говорим, она играет;
Она бежит всегда вперед,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
И часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять.
Вы узнали, кто это? (Вода)
II. Этап целеполагания.
Это не просто Вода, это - королева Вода. Почему королева? Да потому, что на нашей планете она находится повсюду: в морях и океанах, в реках и озёрах, в почве, в растениях, в животных. Организм человека на 90% состоит из воды. Вода находится даже в таких объектах, в которых, кажется, её быть не может, например в камнях. Если бы не вода, то на нашей планете не возникло бы жизни.
Вот какая важная гостья сегодня у нас на уроке. Хотите с ней познакомиться поближе?
-Какая цель нашего урока? (предстоит узнать, что такое вода, открыть, какими свойствами она обладает и какой бывает в природе.)
- Сегодня наш урок пройдёт в форме исследовательской деятельности. Вы станете исследователями, а чтобы вам было легче справиться с заданиями, будете работать в группах.
Выясним, кто такие исследователи?
Исследователи – это учёные, которые проводят эксперименты и опыты для изучения разных веществ и объектов природы.
III. Этап актуализации имеющихся знаний про лёд. Снег, облако
- Шумит он в поле и саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь – жидкое состояние воды)
- Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней – твёрдое состояние воды)
-Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька – твёрдое состояние воды)
- Над рекой и над долиной
Повисла белая холстина. (Туман – газообразное состояние воды)
-Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса – жидкое состояние воды)
- Ледяной горох
Поскакал на порог.
Если землю покрыл –
Урожай погубил. (Град – твёрдое состояние воды)
Используя, цветные фишки оцените свою работу.
IV. Этап получения новых знаний.
1) Исследование свойств воды.
Ну а теперь при помощи опытов вы попробуете исследовать свойства воды.
Вы должны узнать:
1. Есть ли у воды вкус;
2. Обладает вода прозрачностью или нет;
3. Обладает вода текучестью или нет;
4. Может она растворять или нет.
Напоминаю вам правила поведения при проведении опытов:
- бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
- во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
- опыты проводятся поочерёдно каждым участником группы.
- когда экспериментатор проводит опыт, остальные молча наблюдают или помогают.
- обмен мнениями по результатам опыта начинается только после того, как экспериментатор это позволит.
- переговариваться друг с другом можно, но тихо, не мешая остальным.
- замену лабораторного оборудования можно проводить только по разрешению учителя.
- после окончания работы необходимо тщательно вымыть руки.
4 группы по 7 чел. . опыты проводим по инструкции, по очереди!!!
ОПЫТ №1 (слайд 4,5)
Налейте в стакан воду. Опустите в него карандаш. Видите ли вы его?
Вывод: вода прозрачная
(Запись в таблицу)
ОПЫТ №2 (слайд 6,7)
Налейте в стакан воду. Посмотрите через стакан на текст в учебнике. Отставьте стакан в сторону. Теперь посмотрите на этот же текст через солнцезащитные очки. Что вы заметили? В чём разница?
Вывод: вода бесцветна.
(Запись в таблицу)
ОПЫТ №3 (слайд 8,9)
Налейте воду в три стакана. В 1й насыпьте ложечку сахарного песка, во 2й – соли, в 3й – речного песка. Хорошенько размешайте. Что вы заметили?
Вывод: вода растворила сахарный песок и соль, а речной песок не растворился. Вода растворяет не все вещества.
(Запись в таблицу)
ОПЫТ №4 (слайд 10, 11)
Налейте воду в стакан. Попробуйте её на вкус. Ощутили ли вы что-нибудь?
Вывод: чистая вода безвкусна.
(Запись в таблицу)
ОПЫТ №5 (слайд 12, 13)
Капните капельку воды на зеркало. Наклоните зеркало. Что происходит с каплей воды?
Вывод: вода текуча.
(Запись в таблицу)
ОПЫТ №6 (слайд 14, 15)
Налейте в стакан воду. Положите туда же горошинку. Перелейте воду в блюдце. Что произошло с формой воды? А с формой горошины?
Вывод: вода не имеет постоянной формы. Она принимает форму сосуда, в который её налили.
(Запись в таблицу)
ОПЫТ №7 (слайд 16, 17)
Налейте воду в стакан. Понюхайте её. А теперь понюхайте салфетку, смоченную духами. Что вы заметили? В чём разница?
Вывод: чистая вода не имеет запаха.
(Запись в таблицу)
Подведение результатов. Каждая группа рассказывает о том, что она выяснила о свойствах воды. Делается общий вывод.
Работа с оценочным листом
Разминка.
Игра «Море волнуется раз…»
Так и в природе вода бывает разной и встречается в трёх состояниях: в жидком, твёрдом, газообразном.
3) Переход воды из одного состояния в другое.
Это значит, что вода может переходить из одного состояния в другое. Как же это происходит?
Мы не видели опыта, как жидкая вода превращается в лёд. Кто расскажет, как это происходит.
А теперь проверим, всё ли вы поняли из опытов.
1.Поиграем в игру «Да – нет». Используем фишки. Если вы со мной согласны – показываете красную фишку, если нет - жёлтую:
- Чтобы лёд превратился в жидкость нужно его охладить. (Нет)
- Чтобы вода стала водяным паром, нужно её нагреть до температуры 100°С. (Да)
- Зимой вода замерзает при температуре ниже 0°С. (Да)
- В помещении тепло, поэтому снег превращается в воду. (Да)
- Когда топится печка, из трубы выходит водяной пар. (Нет)
- Водяной пар не может превратиться в воду. (Нет).
- Соприкоснувшись с холодной поверхностью, водяной пар превращается в воду. (Да)
Используя, цветные фишки оцените свою работу.
Разминка.
Кап, кап,
Тук, тук!
Дождик по дорожке!
Ловят дети капли эти
Выставив ладошки.
2. Работа в группах со схемами
4) Использование воды человеком.
Способность воды изменять своё состояние, люди используют в своей жизни.
Посмотрите об этом сайды:
Эти скульптуры выточены изо льда. А чтобы они стали прозрачными ледяную поверхность скульптур расплавляют.
Льды Арктики и Антарктиды – это огромные запасы пресной воды.
Лёд – прекрасное средство для закаливания, омоложения, лечения многих заболеваний.
Лёд используют для заморозки продуктов. Замороженные продукты могут долго храниться.
Из солёной морской воды можно получить пресную питьевую воду. Для этого солёную воду превращают в водяной пар, а водяной пар - обратно в воду.
В медицине используют паровые ванны, ингаляции, сауны.
Приготовленные на пару
блюда вкусны и полезны.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Вот и заканчивается наш урок, а это значит, что нам пора прощаться с нашей гостьей.
.Давайте вспомним задачи нашего урока. Помогли ли нам опыты узнать что-то новое о воде? Что именно нового вы узнали? Что было для вас открытием? О чём хотели бы рассказать своим родителям?
Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.
Поднимите руку, кто считает, что у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет "Человек и мир"2 класс,Тема: "Вода и её свойства"
Среди предметов курса начального обучения есть предмет«Человек и мир». Цель учебного предмета «Человек и мир» - формирование первоначальных знаний о природе, обществе, человеке, основ экол...
Конспект урока по физической культуре на тему: «Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении по прямой» 2 класс
Конспект урока по физической культурена тему: «Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении по прямой» 2 класс Место проведения: спортивный зал.Инвентарь: баскетбольные мячи по числу...
Урок «Окружающий мир» 3 класс Тема: Вода и её свойства.
Цель урока - создание условий для изучения свойств воды.Урок построен на основе технологии критического мышления. Методы: вопросительные слова, таблица ЗХУ, кластер, синквейн. Форма работы: груп...
Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обо...
Конспект урока + презентация по письму на тему:«Письмо строчной и заглавной буквы «Т т», написание предложений» 1 класс
«Письмо строчной и заглавной буквы «Т т», написание предложений»...
Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных в Т.п и П.п" 4 класс
Склонение имён прилагательных в Т.п и П.п...
Модель-конспект урока окружающего мира для 2 класса. Тема: "Вода и ее свойства"
Авторы учебника: О. Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов; УМК «Перспективная начальная школа»Тема: «Вода и ее свойства»Задачи: Сформировать у детей представление о воде, ...