Внеклассное занятие "Времена года". 1 класс.
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
внеклассного мероприятия
«Времена года»
1 класс
Халилова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ средняя школа №376 Московского района Санкт-Петербурга
Тема: «Времена года».
Форма проведения: внеклассное мероприятие.
Характеристика группы: обучающиеся 1-х классов.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство.
Цель: создание условий для воспитания экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.
Задачи:
- Образовательные: создание условий для совершенствования экологической компетенции.
- Развивающие: создание условий для развития познавательного интереса к окружающему нас миру.
- Воспитательные: воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации;
- обозначить представление явлениях природы.
2. Личностные:
- воспитывать бережное ответственное отношение к природному наследию.
3.Метапредметные:
- развивать наблюдательность, умение делать выводы;
- формировать умение ставить и решать учебные задачи на материале темы урока;
- развивать умение участвовать в диалоге и передаче информации языковыми средствами.
Технологии: игровые, проблемное обучение, ТРЭК, технологии системно-деятельностного подхода.
Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация.
Дидактические и методические материалы: фотографии с видами природы, репродукции картин русских художников с изображение пейзажей, информационные карточки с текстами, электронная презентация, анкеты для рефлексии, видеоклип «Мир природы», листы ватмана, маркеры, цветные карандаши.
План проведения внеклассного мероприятия:
I. Приветствие. Актуализация.
II. Активизация деятельности.
III. Практикум. Работа в группах.
IV. Подведение итогов.
V. Рефлексия.
Подготовка к мастер-классу: заранее подготовленное пространство классного кабинета для работы по группам; на каждом столе лежат фотографии с видами природы в разное время года, чистые листы формата А4, листы ватмана, маркер, цветные карандаши.
На входе обучающиеся получают фрагменты открыток о природе, по ним они находят свой стол и рассаживаются по группам: 4 стола, на каждом открытка. Каждый рассаживается по своей карточке за нужный стол.
Ход внеклассного мероприятия
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
I. Приветствие. Актуализация. | Учитель: Здравствуйте, ребята. Для того, чтобы нам с вами было удобнее работать, необходимо разделиться на группы. Предлагаю вам занять свои места в соответствии с фрагментом открытки, являющейся частью целого изображения, расположенного на одном из столов. (Приложение 1). | Рассаживаются за столами в группы (четыре группы по идентичности выбранных открыток). |
II. Активизация деятельности. | Учитель: Наше занятие я хочу начать с загадки. Внимание на экран. (Демонстрация презентации о природе, учитель зачитывает загадку). (Приложение 2). Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг – … Отвечают (Природа). Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Верно. Мы будем говорить о природе. Что мы можем отнести к природе? Вспомните, на какие 2 большие группы делится природа? (Живая и неживая) Что мы относим к живой природе? Что относим к неживой природе? Связана с живой природой? Может ли без нее существовать? Учитель слушает ответы. Вы правы. Как писал русский писатель Пришвин: «В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного». Спасибо. Пожалуйста, посмотрите на открытку, которая лежит на вашем столе. Подберите ей краткое название. Выберите в своей группе одного человека, который выйдет к доске и озвучит название открытки. Посмотрите внимательно на открытки, что общего у них? Чем они различаются? Внимание! Обратите ваш взгляд на экран. Здесь рядом друг с другом помещены 4 фотографии с разными временами года. Как вы считаете: не нарушен ли их порядок? Правильно ли они расположены? Вспомните, какое время года следует за летом? За осенью? Каждая группа должна найти свое время года. Начнем с зимы. Участники групп отвечают. | Слушают загадку, смотрят слайды и отвечают «Природа». Отвечают: «О природе». Отвечают: «Солнце, животные, человек, воздух, туча… Ответы: «Живая и неживая». Отвечают: «Живая природа – это всё, что может расти, дышать, питаться и развиваться. К ней относятся: человек, животные, растения, грибы. Неживая природа – это воздух, ветер, вода, почва, камни, облака, находящиеся в земле полезные ископаемые. Она неразрывно связана с живой природой». Подбирают название для открытки. Из каждой группы по очереди выходит по одному человеку и прикрепляют открытку на доску, озвучивают название. На открытках изображены одинаковые деревья. На каждой открытке разное время года. Участники групп анализируют, отвечают При необходимости располагают открытки по порядку. |
III. Практикум. Работа в группах. | Учитель: в природе постоянно происходят изменения: погода все время меняется. Какие изменения в природе вы часто наблюдаете? (ответы детей: снег, дождь, ярко светит солнце, пасмурная погода). Какое название вы бы дали таким изменениям в природе? (Ответ: явления природы) С чем связаны явления природы? Как называются такие явления? Правильно. Сейчас я вам предлагаю выяснить, какие природные явления относятся к «вашему» времени года. На ваших столах лежат конверты №1. (Приложение 3). Откройте их. Обсудите в группе и выберите из фотографий только те природные явления, которые соответствуют «вашему времени года». Прошу вас по одному человеку от группы озвучить итоги обсуждения в группе и прикрепить выбранные фотографии на доску. (Каждая группа по очереди выходит и прикрепляет фотографии на свою доску, называя явления природы) Что вы заметили? Мы с вами уже знаем, что, как и природа бывает живая и неживая, так и явления природы тоже делятся на явления живой природы и явления неживой природы. Какие вы знаете явления живой и неживой природы? 1 минута на размышление. Ваши ответы? Спасибо. Выберите в своей группе двух человек, которые распределят на доске в два столбика «явления живой природы» и «явления неживой природы», соответствующе «вашему времени года». Вам дается 1 минута. Прошу вас по очереди представить итог работы группы. Красота явлений природы восхищала многих поэтов. Вы знаете стихи о природе? Кто может назвать такие стихотворения? Отвечаем по очереди. А сейчас я предлагаю вам вспомнить стихотворение С.Я. Маршака «Круглый год». Откройте конверт №2. (Приложение 4). Посмотрите, целое стихотворение в конверте? Что вы заметили? Работа с текстом. Прочитайте свой. Найдите в вашем тексте явления природы и подчеркните их. Выберите одного человека из группы. Прикрепите текст на доску и назовите явления природы, которые вы подчеркнули. Не только поэты посвящали свои стихи разным явлениям природы. Природа, ее красота воодушевляла и многих художников. Вы, наверное, видели в музеях картины художников с изображением разных видов природы. Такие картины называются пейзажи, и каждая из них имеет свое название. Кто из вас знает таких художников? Кто может назвать их фамилии? На обсуждение 1 минута. Я предлагаю Вам посмотреть, как изображали явления природы великие русские художники. Перед вами на экране картины Шишкина, Левитана, Саврасова. (Приложение 5). Новое задание. Откройте конверт №3. (в конверте одна из репродукций вышеперечисленных художников (Приложение 5). Обсудите в группе, какие природные явления, время года изображены на репродукциях. Аргументируйте свой ответ. Прошу по 1 человеку от группы прикрепить репродукцию картины и назвать время года, изображенное на ней. Аргументируйте свой ответ. Всем большое спасибо. Посмотрите еще раз на экран. Предлагаю вам дать название всей композиции, изображающей все четыре времени года, изображенных на экране. Ваше мнение: какое название правильно отражало бы суть данной композиции? Вам дается 1 минута. Как вы думаете, о чем говорится в следующем четверостишии: Каждый день роняет листочек. А как год пройдет — Последний лист отпадет (календарь). В конце нашего занятия я предлагаю каждой группе украсить ваш лист календаря, соответствующий «вашему времени года». Он у вас изображен на ватмане. Изобразите то, чего по вашему мнению не хватает на вашем листе календаря. Оформите его. Ваши законченные работы вывесьте на доске. У вас 7 минут. Прошу по одному представителю от группы рассказать о результатах. | Явления природы. Со сменой времён года. Сезонные. Открывают конверты Обсуждают в группе, соотносят явления природы со временем года. Выбирают фотографии. Каждая группа выходит и прикрепляет фотографии на свою доску, называя явления природы. Есть такие явления природы, которые повторяются в разные времена года. Группы обсуждают и по очереди предлагают свои ответы. Выбирают двух участников, которые распределяют явления природы в два столбика. Открывают конверт. В конверте фрагмент стихотворения с описанием определенного времени года. Работают с текстом. Из каждой группы по очереди выходят по одному участнику, прикрепляют свой отрывок и называют выбранные (подчеркнутые) явления природы. Группы предлагают свой варианты и по очереди отвечают.
Из каждой группы по очереди выходят участники, прикрепляют репродукцию картины, называют природные явления. Экспресс-обсуждение в группах. Анализ явлений, выводы. Участники «подходят» к ответу «Календарь». Рисуют, оформляют календарь. Презентация календаря. |
IV. Подведение итогов. | Посмотрите, пожалуйста, на доску с вашими работами. Они получились непохожими друг на друга. Как Вы думаете, природа везде так прекрасна, как ее описывают художники и поэты? У вас 2 минуты на обсуждение. По одному человеку от группы озвучьте, пожалуйста, результаты вашей работы в группе. Говоря о проблемах в природе, мы подразумеваем состояние окружающей среды. Вам всем знакомо слово экология. Вспомни еще раз, что оно означает? Что Вы можете предположить о состоянии окружающей среды в нашем городе? Какое состояние экологии в больших промышленных городах и в частности в Санкт-Петербурге? (2 мин для совещания в группе) и высказываем ваши предложения. Во время обсуждения участники приходят к выводу о плохом состоянии экологии в Санкт-Петербурге. Сейчас я прошу вас посмотреть на экран. (На экране слайды с природными катастрофами и экологическими проблемами больших городов Приложение 6). Ваши предложения по сохранению здоровой экологии на нашей планете? (2 мин для совещания в группе) и высказываем ваши предложения. Учитель и дети слушают ответы и при необходимости дополняют ответы выступающих. | Высказывают предположения. Обсуждают, делают выводы и озвучивают полученный результат работы в группе. Смотрят на экран с видеорядом фотографий с природными катастрофами и экологическими проблемами больших городов. Обсуждают, делают выводы и озвучивают их. |
V. Рефлексия. Подведение итогов. | Мы подошли к концу нашего занятия. Я сейчас прошу сейчас каждого из вас заполнить маленькие карточки, на которых надо закончить высказывания, выбрав наиболее походящий вариант: 1. теперь я могу ____________________________________
5. у меня получилось ______________________________________
Хочет кто-нибудь озвучить свои ответы? Я прошу вас (по желанию) прикрепить ваши анкеты к доске. Спасибо за работу. С вами было интересно работать. | Заполняют листы рефлексии с помощью метода незаконченных предложений. Вывешивает на доске. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Внеклассное чтение". 2 класс.
Цель программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправлен...
Математика + внеклассное чтение. 2 класс
Соединение диафильма со сказкой "Про лису Лариску и зайку Коську" с повторением пройденного на уроках математики за первую четверть 2 класса: числовые выражения, действия со скобками, периметр, величи...
"Мистер класс" внеклассное мероприятие 3 класс
Конкурсная программа для мальчиков 3 класса "Мистер класс" к Дню защитника отечества....
Урок внеклассного чтения. 4 класс. Образ матери в произведении С.Т.Аксаков «Детские года Багрова внука (отрывок).
Проект урока по внеклассному чтению по произведению С.Т. Аксакова "Детство Багроваа внука"....
Внеклассное мероприятие: "Идеальный класс" 2 класс
Внеклассное мероприятие: "Идеальный класс"...
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ за 4 четверть 2018 - 2019 учебного года. Класс 3 «А». Классный руководитель: Лубневская Инна Леонидовна.
Работа с обучающимися. Классные часы (темы). Профилактическая работа. Участие в общешкольных мероприятиях. Внешкольные мероприятия (выход учащихся). Отражение деятельности классного руководителя...
Конспект внеклассного мероприятия 1 класс на тему "Ценностные ориентации класса"
На тему «Ценностные ориентации класса».Цели:1. Формирование ценностного отношения учащихся к жизни;2. Формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданско...