Технологическая карта урока по окружающему миру на тему «Когда появилась одежда?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Овчинникова Любовь Владимировна

Цель урока:  создать условия для формирования образовательных компетенций (информационных,  коммуникативных,

креативных, рефлексивных) обучающихся в предметной области окружающий мир по теме  «Одежда»  через включение в  технологию

проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx296.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему «Когда появилась одежда?»

ФИО учителя: Овчинникова Любовь Владимировна

Место работы: МБОУ "СОШ " с. Объячево, Республика Коми

Должность: учитель начальных классов

Предметная область, УМК: окружающий мир, «Школа России»

Класс: 1 

Тема урока: «Когда появилась одежда?»

Раздел программы: «Где и когда?»

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока:  проблемный урок

Ведущая технология обучения: технология  проблемного обучения

Цель урока:  создать условия для формирования образовательных компетенций (информационных,  коммуникативных,

креативных, рефлексивных) обучающихся в предметной области окружающий мир по теме  «Одежда»  через включение в  технологию

проблемного обучения.

Задачи урока:

Образовательные: способствовать формированию представлений об истории одежды,  о правилах  ухода за одеждой;  показывать

зависимость типа одежды от погодных условий; учить наблюдать за одеждой и характеризовать ее.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного и логического

мышления,  умения  самостоятельно работать с учебником и раздаточным материалом, находить основные сведения.

Воспитательные: способствовать формированию чувства  любви к своей родине, бережного отношения к одежде;

способствовать воспитанию коммуникативной культуры, умению работать в группах, выслушивать и уважать мнение других,

ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Планируемые результаты:

Личностные УУД :

формирование положительной  учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;

формирование учебно-познавательных мотивов, учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной

задачи;

развитие доброжелательности, внимания к людям.

Предметные УУД:

способствовать формированию представлений об истории одежды,  о разнообразии современной моды  (деловая, спортивная, рабочая,

домашняя, специальная, сезонная), о правилах ухода за одеждой; показывать зависимость типа одежды от погодных условий.

способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления.

                                                                                                          Метапредметные:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять заданную учебную цель;

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

действовать по заданному плану;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно принимать оценку взрослого;

контролировать свои действия и действия партнёра во время взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества;

учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

слушать и слышать собеседника.

Познавательные УУД: общеучебные – осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению новым знаниям;

строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного опыта)

обобщение полученных знаний.

Организация рабочего пространства: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах,  групповая работа.

Основные понятия: одежда и история её возникновения; национальная одежда; деловая, спортивная, сезонная, рабочая одежда.

Используемые технологии: технология проблемного обучения, технология деятельностного  метода, ИКТ, здоровьесберегающие.

Образовательные ресурсы и оборудование:

- А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч.

- Ноутбук, проектор, экран.

- Клей, образцы ткани, картон, ножницы

- Презентация (Приложение №1)

- Индивидуальный лист для самооценки.

- Модель шкафа.

- Модель часов.

- Куклы в костюмах.

- Карточки со словами – материалы для изготовления одежды.

- Инструкционные листы (Приложение № 2)

- Заготовки для проектной работы и конверты с материалом (Приложение №3)

- Картинки героев и шары для рефлексии.

Описание материала: конспект составлен в соответствии с ФГОС, будет полезен учителям начальной школы.

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

       Курс «Окружающий мир» обладает высоким развивающим и воспитательным потенциалом. Он создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. Задача педагога – создать условия, способствующие гармоничному развитию младших школьников.

I.Мотивация к

учебной деятельности

Цель:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке.

Совместный хлопок ладошками с соседом по парте.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

- Прозвенел опять звонок.

Начинаем мы урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Дружно все запоминаем

Ни минутки не теряем!

- Ребята! Сегодня на уроке мы вместе постараемся узнать и научиться чему-то новому.  Поддержим друг друга!

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и выполнять их.

(Коммуникатив-ные УУД)

Формировать положительное отношение к процессу познания. (Личностные  УУД)

Осуществлять контроль, нацеливать на успешную деятельность, создавать ситуации доверия. (Регулятивные  УУД)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: организовать фиксирование

учащимися индивидуального затруднения

Активно включаются в познавательную деятельность, используя имеющиеся знания.

Смотрят фрагмент м/ф.

Анализируют, сравнивают, делают выводы.

Работают фронтально и выдвигают предположение темы и цели урока с помощью учителя.

Слушают и пытаются ответить на вопросы.

Оценивают и раскрашивают 1 бусину.

1. Выявляет субъективный опыт детей по теме урока.

2. Демонстрирует фрагмент м /ф «Вот какой рассеянный» - время просмотра – 2 мин 36 сек..

СЛАЙД 1

3. Организует беседу.

4.Фиксирует наличие индивидуального затруднения.

5.  Проводит инструктаж по заполнению листов самооценки.

Отключить проектор

- Ребята, вы любите мультфильмы? Тогда смотрите на экран.

-Чего же, по вашему мнению, не умел делать  человек Рассеянный? (он не мог правильно подбирать одежду)

- Какие слова из этой группы прозвучали в этом отрывке?

(Рубашка, брюки, пальто, гамаши, шапка, перчатки)

Назовите эти предметы одним словом. Что это?  …..  (одежда)

      СДАЙД  1

- Ребята, всё ли вы знаете об одежде? А что хотите узнать? Как вы думаете,

можем мы за один урок узнать всё-всё об одежде? Тогда какую бы вы хотели поставить цель на этом уроке?

Целью нашего урока будет узнать ИСТОРИЮ появления одежды. СДАЙД  2

-К одежде мы относимся очень внимательно, любим наряжаться. И сегодня на ваших партах лежат украшения «БУСЫ».

В течение всего урока мы будем оценивать свою работу, и раскрашивать по одной бусинке после каждого задания.

Для этого нам потребуются 3 цветных карандаша.

              СДАЙД  3

Если:

     - было легко и понятно, чувствую уверенность и спокойствие

    -  испытывал(а) затруднение, ошибался,  но готов(а) дальше работать!

     - было трудно, нужна помощь, чувствую неуверенность, сомнения

- Оцените, как  вы  уже поработали на  уроке. Раскрасьте только первую бусину одним из предложенных цветов .

Самостоятельные знания детей.

 

Формировать  умения устанавливать связи между понятиями, обобщать, систематизироватьПознавательные УУД)

Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя. (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в речи (Коммуникатив-ные УУД)

Оценивать результаты своей деятельности

(Регулятивные УУД)

III. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: организовать составление совместного плана действий.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

- Итак, начинаем рассказ об одежде.

Мы заглянем в разные времена.

Расскажем о той, что нужна была прежде,

И как изменилась сегодня она.

Слушают и пытаются проговорить следующий шаг учебной деятельности.

Оценивают свою работу и раскрашивают 2 бусину.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Включить проектор

Организует самооценку на каждом этапе урока.

- На нашем уроке мы  поставим перед собой только некоторые задачи.

– А помогут нам в этом слова-вопросы:

 Ребята, а где хранится одежда?  (В шкафу, комоде, шифоньере)

И у нас тоже есть шкаф для одежды (на доске).

- Что можно узнать об одежде, используя этот вопрос? (открывается  антресоль  шкафа)

- Сформулируйте первый вопрос нашего исследования.

- КОГДА появилась одежда?                                                        

https://sun9-41.userapi.com/5E6AYY8jSxclM6hDp66XcXsia0KJY92c8pcvzg/m_jc2-J5dDQ.jpg

- ПОЧЕМУ появилась одежда?  

https://sun9-20.userapi.com/CjK2LL7Tk18vspS_DICIhdm5-Wc5yBFmzs1iHQ/rPmP0bNJOfk.jpg

- ИЗ ЧЕГО делали в прошлом одежду и  делают сейчас?

- КАКАЯ? (бывает одежда)

- КАК? (ухаживать за одеждой)

- Ребята, на эти вопросы на уроке вместе найдем ответы.

- Раскрасим вторую бусинку.

СЛАЙД 3

Уметь оформлять свои мысли в речи.

(Коммуникатив-ные УУД)

Уметь проговаривать последователь- ность действий на уроке.

(Регулятивные УУД)

Оценивать результаты своей деятельности

(Регулятивные УУД)

IV. Реализация построенного проекта

Цель:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи. 

Под руководством учителя  выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Включаются в деятельность по восприятию, усвоению и поиску информации.

Работают в парах (у каждой пары своя картинка). 

Высказывают предположения.

Оценивают свою работу и раскрашивают 3 бусину.

Слушают, анализируют,  делают выводы.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают предположения.

Определяют русский и коми национальный костюм.

Оценивают свою работу и раскрашивают 4 бусину.

Смотрят, делают выводы. Отвечают на вопросы учителя, исходя из собственного опыта.

Праздничная

Ответы детей.

Работают в парах (у каждой пары свой костюм).

Выполняют задание. Производят взаимопроверку.

Оценивают свою работу и раскрашивают 5 бусину.

Оценивают свою работу и раскрашивают 6 бусину.

1. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2. Помогает организовать исследовательскую деятельность.

3. Создаёт условия для восприятия и усвоения информации.

4. Организует беседу с элементами сообщений и наглядной демонстрацией.

5. Создаёт условия для поиска решения проблемы.

Делает вывод

Организует самооценку на каждом этапе урока.

Организует беседу с целью выдвижения предположений и их осуждения.

Прикрепляет карточки на доску: шкуры,

листья

кожа,

кора деревьев,

рыбью кожу,

птичьи шкурки,

Создаёт условия для восприятия и усвоения информации.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует физминутку

Прикрепляет карточки на доску:

металл 

Организует самооценку на каждом этапе урока. 

Демонстрирует современную одежду на куклах.

Показывает куклу в костюме врача.

Предлагает работу в парах для расширения знаний по теме.

Осуществляет контроль и оказывает индивидуальную помощь.

Организует самооценку на каждом этапе урока.

Организует самооценку.

Рассмотрите рисунки  на  экране

СЛАЙД 4.

-Что объединяет всю эту одежду?

Правильно, это одежда из прошлого.

- Как вы думаете, какая одежда, представленная на слайде, появилась самой первой, и из чего она была сделана?  

Шкуры носили далекие предки,

Недаром они были ловки и метки.

Каждый костюм добывался в бою.

Предки ценили одежду свою.

– Одежда появилась давно, примерно 30 тысяч лет назад.      

Первую одежду люди находили для себя в окружающей  природе. В тех местах, где всегда тепло, одежду делали из листьев деревьев. Человек обвязывал себя листьями вокруг талии, делал «юбочку» из листьев.        Позже оделись в шкуры животных, когда на Земле наступило похолодание.

СЛАЙД  5

Это нам помогает понять, почему появилась одежда.

- Какую 1 причину появления, мы только что узнали? (ХОЛОД) А были ли другие причины?                      

- Поработаем в парах и                определим другие причины появления одежды. Рассмотрите картинку и подумайте, какая причина изображена на картинке, запишите на карточке.

СЛАЙД  6

- Человеку нужно было защитить тело от  палящего солнца, ветра, дождя, снега, холода, от насекомых, колючих растений, от укусов зверей во время охоты, защита от врагов.

- Раскрасим третью бусинку.

СЛАЙД  7

- В те времена одежду ещё не научились шить, не было тканей, не было иголок, даже нитей для шитья. Из чего  изготавливали одежду кроме шкур?

- Первобытные люди сначала просто обматывали звериные шкуры вокруг тела, потом научились их сшивать. Мы и сейчас используем мех и кожу в одежде.

Еще материалом для одежды была кора деревьев: ее вымачивали и пропитывали маслом, потом раскрашивали. Охотники и рыболовы использовали для изготовления рыбью кожу, птичьи шкурки.

- А из чего мы шьем одежду сейчас?

- Первые ткани сделали из шерстяных нитей (пряли их из шерсти животных). Потом научились прясть нити из хлопка и льна, тогда ткань получится более лёгкой. Такие ткани появились в Древней Греции.

                СЛАЙД 8

Такую одежду называли  хитон  и тога.

                  СЛАЙД 9 - 10

–Ее делали из большого прямоугольного куска ткани, который оборачивали вокруг тела, а на одном или двух плечах закрепляли брошью или просто завязывали узлом. Швов  на ней не было. У простых людей одежда была короткая, чтобы не мешала работать, а у богатых – длинная.

- Была ли такая одежда удобной?   (Нет, потому что плохо держалась на теле.

Можно носить только в теплую погоду)

 - Время шло, люди научились шить красивые наряды.

              СЛАЙДЫ 11-12

Менялись времена, менялась мода. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Но во все времена одежда подчёркивала достоинства человека, его красоту.

- А это одежда вам знакома?

СЛАЙДЫ 13-16

Это национальные костюмы русских и коми.

ФИЗМИНУТКА – ИГРА «ХОРОВОД»

СЛАЙД  17

Работа по учебнику:                      - Посмотрите, а как одет Муравьишка? (в доспехи рыцаря) Для чего нужны доспехи?

- Кто из людей на рисунке в учебнике имеет одежду для защиты в бою? (Русский богатырь)

Такие доспехи были у богатырей  и даже у лошадей.

- Из чего делали такую одежду? (из металла)

- Почему? (для защиты)

СЛАЙДЫ  18 – 19                

- Раскрасим четвертую бусинку.

СЛАЙД 20

- Посмотрите, а какая одежда на Мудрой Черепахе? (современная, спасающая от дождя). Сезонная.

- А какую одежду носит современный человек?    

- Всегда ли мы одеваемся одинаково? Почему?

- КАКАЯ  бывает одежда?            

- Одежда бывает разной и зависит от разных условий.

- Какая одежда нужна нам для разных случаев? Как по-разному использует человек одежду? Давайте задумаемся!

- Рассмотрите рисунок  в учебнике на с.21

- На какие группы можно разделить одежду современного человека в зависимости от ее назначения? (деловая, домашняя, рабочая, спортивная)

СЛАЙД 21   Какая еще есть одежда на слайде?                      

- А это какая одежда?    

- Это спецодежда. Она есть у людей разных профессий.

СЛАЙД  22

- Кто из ваших родных носит спецодежду?

- По одежде можно узнать, где живёт человек, кем работает. Для каждого случая нужна разная одежда.

- Что значит «деловая одежда»?

Куда вы можете пойти в деловой одежде? Куда в такой одежде ходят взрослые?                              

- Что относится к «спортивной одежде»? Какая спортивная одежда есть у вас?  В каких случаях вы ее надеваете?      

- Что такое «рабочая одежда»?  В каких случаях вы наденете рабочую одежду?                                  

- В чем вам удобно ходить дома? Можно ли в домашней одежде отправиться в гости? Удобно ли в халате играть в футбол или волейбол?

- У вас на партах лежат костюмы. Определите их назначение и подумайте, в какое время в течение дня можно надеть эту одежду.   Прикрепите ее на циферблат (на доске появляются часы).

https://sun9-35.userapi.com/PQXymhz5zP1rTG_1-GzezJsvi1LSpRKdAxHEfw/Av3YLxh9yBo.jpg

СЛАЙД 23

- Подумайте, а стоит ли одежду беречь?

- КАК ухаживать за одеждой?

(гладить, стирать, бережно носить и штопать, вешать на плечики и т. д)

СЛАЙД 23

Закрасим следующую бусину.

Запомни!  СЛАЙД  24

На себя одежду надевают,

на другого – одевают.    

Одевают Надежду!  

Надевают одежду!

Научатся прослеживать историю появления одежды и развития моды.

Древняя одежда

Причины появления одежды

Разнообразие материалов

Одежда Древней Греции

Знакомство с историей одежды

Национальная одежда

Современная одежда

Виды современной одежды.

Правила подбора одежды  для конкретного случая.

Самостоятельные знания детей.

Вспомнят и повторят правила ухода за одеждой. 

Правило употребления слов в речи

Оценивать результаты своей деятельности

(Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в речи (Коммуникатив-ные УУД)

Оценивать результаты своей деятельности

(Регулятивные УУД)

Учиться работать в парах

(Коммуникативные УУД)

Оценивать результаты своей деятельности

(Регулятивные УУД)

Оценивать результаты своей деятельности

(Регулятивные УУД)

V. Закрепление новых знаний.

Проектная деятельность.

Цель:

- организовать выполнение проекта, где дети используют жизненный опыт и применяют полученные знания.

Объединяются в группы.

Вспоминают правила работы в группе.

Знакомятся с инструкцией.

Выполняют задания.

                                           

Организует деятельность по применению новых знаний.

Контролирует выполнение работы.

- А сейчас наш класс превращается в модельное ателье. Мы будем выполнять задания в группах,  и у нас получится альбом  «Наша одежда»

Отделы нашего модельного ателье: СЛАЙД  25

1. Одежда древнего человека. (моделиование)

2. Национальная одежда русских (пазлы)

3. Национальная одежда коми народа (аппликация)

4. Сезонная одежда (таблица)

Научатся моделировать одежду, разделять и классифицировать одежду по различным признакам.

Уметь выполнять работу по предложенному плану

(Регулятивные УУД)

VI.  Подведение итогов.

Цель:

- зафиксировать новое содержание урока; помочь учащимся сформулировать вывод.

Выступают с результатом – продуктом проекта.

Демонстрация выполненной работы.

Оценивают свою работу и раскрашивают 7 бусину.

Слушают учителя, добавляют пропущенные слова и делают вывод по теме урока.

Организует презентацию продукта проекта: альбома  «Наша одежда».

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Организует самооценку.

Организует повторение нового знания, подводит учащихся к выводу по теме урока.

- Внимание! Отделы нашего ателье представляют свою работу. СЛАЙД  26

Раскрасим последнюю бусину и сделаем выводы.

СЛАЙД  27

- Она появилась  примерно 30 тысяч лет назад. (Одежда)

Одежда – это разные вещи, которые человек надевает. Так он защищает  себя от (холода, жары, дождя, ветра, насекомых).  Самая первая одежда была сделана из (шкур животных).

- Потом люди научились делать ткань.  Хитоны и тогу носили в (Древней Греции). Древние воины носили одежду из (металла).

- В нашей стране, которая называлась Древняя Русь,  в старину женщины надевали (рубаху и сарафан).  У каждого народа есть свои национальные костюмы. Рубаха, гачи – это национальная одежда народа (коми).

- Современная одежда бывает (спортивная, деловая, рабочая, домашняя, специальная). В какую одежду мы одеты, зависит и от времени года. Аккуратный человек за своей одеждой  должен (ухаживать, беречь).

Обобщать полученные на уроке знания об одежде человека.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД)

Оценивать результаты своей деятельности

(Регулятивные УУД)

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя.

«Когда появилась одежда?»

Познакомиться с историей одежды.

Прикрепляют шары на доску

Организует рефлексию.

Ребята, с какой темой  сегодня познакомились на уроке? СЛАЙД  28

- Какую цель ставили на уроке?  СЛАЙД 29

- Достигли ли цели? Почему так считаете?

- А сейчас я предлагаю посмотреть на ваши бусы.  

Если вы сегодня на уроке узнали много нового, и урок вам понравился, прикрепите на доску  рядом с Чиполлино  шарик  зелёного цвета.

Если ничего не узнали нового, но урок понравился  - жёлтый – Принцессе в жёлтом платье;

урок был для вас тяжёлым и скучным – красный  - Красной шапочке.

- Вы очень хорошо поработали, все молодцы! Спасибо за урок!

СЛАЙД 30

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действий на уроке.

(Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности  учебной деятельности.

(Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Московский Кремль"

Цели:Познакомить с достопримечательностями Московского Кремля. В доступной форме представить сведения из истории Московского Кремля и его архитектурных памятников.Расширять представления учащихся об о...

Технологические карты уроков по окружающему миру по теме "Органы чувств" (2класс). Система Л.В.Занкова.

Технологическая карта – это модернизированный план урока, это системная рекомендация деятельности учителя и ученика, направленная на достижение прочных знаний и формирование творческого теоретического...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Открытый урок по окружающему миру по теме "Когда появилась одежда?"

В материалах представлены конспект урока, презентация и самоонализ урока. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20687900","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Когда появилась одежда» ( 1 класс)

Данная разработка пожет учителю  познакомить детей с историей одежды, с разнообразием современной моды. А также с помощью данного конспекта учитель легко научит детей внимательнее относиться к св...