Технологическая карта урока по окружающему миру на тему «Когда появилась одежда?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Цель урока: создать условия для формирования образовательных компетенций (информационных, коммуникативных,
креативных, рефлексивных) обучающихся в предметной области окружающий мир по теме «Одежда» через включение в технологию
проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 296.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему «Когда появилась одежда?»
ФИО учителя: Овчинникова Любовь Владимировна
Место работы: МБОУ "СОШ " с. Объячево, Республика Коми
Должность: учитель начальных классов
Предметная область, УМК: окружающий мир, «Школа России»
Класс: 1
Тема урока: «Когда появилась одежда?»
Раздел программы: «Где и когда?»
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: проблемный урок
Ведущая технология обучения: технология проблемного обучения
Цель урока: создать условия для формирования образовательных компетенций (информационных, коммуникативных,
креативных, рефлексивных) обучающихся в предметной области окружающий мир по теме «Одежда» через включение в технологию
проблемного обучения.
Задачи урока:
Образовательные: способствовать формированию представлений об истории одежды, о правилах ухода за одеждой; показывать
зависимость типа одежды от погодных условий; учить наблюдать за одеждой и характеризовать ее.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного и логического
мышления, умения самостоятельно работать с учебником и раздаточным материалом, находить основные сведения.
Воспитательные: способствовать формированию чувства любви к своей родине, бережного отношения к одежде;
способствовать воспитанию коммуникативной культуры, умению работать в группах, выслушивать и уважать мнение других,
ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.
Планируемые результаты:
Личностные УУД :
формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;
формирование учебно-познавательных мотивов, учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной
задачи;
развитие доброжелательности, внимания к людям.
Предметные УУД:
способствовать формированию представлений об истории одежды, о разнообразии современной моды (деловая, спортивная, рабочая,
домашняя, специальная, сезонная), о правилах ухода за одеждой; показывать зависимость типа одежды от погодных условий.
способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: принимать и сохранять заданную учебную цель;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
действовать по заданному плану;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно принимать оценку взрослого;
контролировать свои действия и действия партнёра во время взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества;
учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать и слышать собеседника.
Познавательные УУД: общеучебные – осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению новым знаниям;
строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного опыта)
обобщение полученных знаний.
Организация рабочего пространства: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, групповая работа.
Основные понятия: одежда и история её возникновения; национальная одежда; деловая, спортивная, сезонная, рабочая одежда.
Используемые технологии: технология проблемного обучения, технология деятельностного метода, ИКТ, здоровьесберегающие.
Образовательные ресурсы и оборудование:
- А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч.
- Ноутбук, проектор, экран.
- Клей, образцы ткани, картон, ножницы
- Презентация (Приложение №1)
- Индивидуальный лист для самооценки.
- Модель шкафа.
- Модель часов.
- Куклы в костюмах.
- Карточки со словами – материалы для изготовления одежды.
- Инструкционные листы (Приложение № 2)
- Заготовки для проектной работы и конверты с материалом (Приложение №3)
- Картинки героев и шары для рефлексии.
Описание материала: конспект составлен в соответствии с ФГОС, будет полезен учителям начальной школы.
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД | |
Предметные | УУД | ||||
Курс «Окружающий мир» обладает высоким развивающим и воспитательным потенциалом. Он создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. Задача педагога – создать условия, способствующие гармоничному развитию младших школьников. | |||||
I.Мотивация к учебной деятельности Цель: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке. Совместный хлопок ладошками с соседом по парте. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности | - Прозвенел опять звонок. Начинаем мы урок. Слушаем внимательно, Работаем старательно. Дружно все запоминаем Ни минутки не теряем! - Ребята! Сегодня на уроке мы вместе постараемся узнать и научиться чему-то новому. Поддержим друг друга! | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и выполнять их. (Коммуникатив-ные УУД) Формировать положительное отношение к процессу познания. (Личностные УУД) Осуществлять контроль, нацеливать на успешную деятельность, создавать ситуации доверия. (Регулятивные УУД) | |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель: организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения | Активно включаются в познавательную деятельность, используя имеющиеся знания. Смотрят фрагмент м/ф. Анализируют, сравнивают, делают выводы. Работают фронтально и выдвигают предположение темы и цели урока с помощью учителя. Слушают и пытаются ответить на вопросы. Оценивают и раскрашивают 1 бусину. | 1. Выявляет субъективный опыт детей по теме урока. 2. Демонстрирует фрагмент м /ф «Вот какой рассеянный» - время просмотра – 2 мин 36 сек.. СЛАЙД 1 3. Организует беседу. 4.Фиксирует наличие индивидуального затруднения. 5. Проводит инструктаж по заполнению листов самооценки. Отключить проектор | - Ребята, вы любите мультфильмы? Тогда смотрите на экран. -Чего же, по вашему мнению, не умел делать человек Рассеянный? (он не мог правильно подбирать одежду) - Какие слова из этой группы прозвучали в этом отрывке? (Рубашка, брюки, пальто, гамаши, шапка, перчатки) Назовите эти предметы одним словом. Что это? ….. (одежда) СДАЙД 1 - Ребята, всё ли вы знаете об одежде? А что хотите узнать? Как вы думаете, можем мы за один урок узнать всё-всё об одежде? Тогда какую бы вы хотели поставить цель на этом уроке? Целью нашего урока будет узнать ИСТОРИЮ появления одежды. СДАЙД 2 -К одежде мы относимся очень внимательно, любим наряжаться. И сегодня на ваших партах лежат украшения «БУСЫ». В течение всего урока мы будем оценивать свою работу, и раскрашивать по одной бусинке после каждого задания. Для этого нам потребуются 3 цветных карандаша. СДАЙД 3 Если: - было легко и понятно, чувствую уверенность и спокойствие - испытывал(а) затруднение, ошибался, но готов(а) дальше работать! - было трудно, нужна помощь, чувствую неуверенность, сомнения - Оцените, как вы уже поработали на уроке. Раскрасьте только первую бусину одним из предложенных цветов . | Самостоятельные знания детей. |
Формировать умения устанавливать связи между понятиями, обобщать, систематизироватьПознавательные УУД) Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя. (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в речи (Коммуникатив-ные УУД) Оценивать результаты своей деятельности (Регулятивные УУД) |
III. Построение проекта выхода из затруднения Цель: организовать составление совместного плана действий. | Подготовленный ученик читает стихотворение. - Итак, начинаем рассказ об одежде. Мы заглянем в разные времена. Расскажем о той, что нужна была прежде, И как изменилась сегодня она. Слушают и пытаются проговорить следующий шаг учебной деятельности. Оценивают свою работу и раскрашивают 2 бусину. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Включить проектор Организует самооценку на каждом этапе урока. | - На нашем уроке мы поставим перед собой только некоторые задачи. – А помогут нам в этом слова-вопросы: Ребята, а где хранится одежда? (В шкафу, комоде, шифоньере) И у нас тоже есть шкаф для одежды (на доске). - Что можно узнать об одежде, используя этот вопрос? (открывается антресоль шкафа) - Сформулируйте первый вопрос нашего исследования. - КОГДА появилась одежда? - ПОЧЕМУ появилась одежда? - ИЗ ЧЕГО делали в прошлом одежду и делают сейчас? - КАКАЯ? (бывает одежда) - КАК? (ухаживать за одеждой) - Ребята, на эти вопросы на уроке вместе найдем ответы. - Раскрасим вторую бусинку. СЛАЙД 3 | Уметь оформлять свои мысли в речи. (Коммуникатив-ные УУД) Уметь проговаривать последователь- ность действий на уроке. (Регулятивные УУД) Оценивать результаты своей деятельности (Регулятивные УУД) | |
IV. Реализация построенного проекта Цель: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи. | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Включаются в деятельность по восприятию, усвоению и поиску информации. Работают в парах (у каждой пары своя картинка). Высказывают предположения. Оценивают свою работу и раскрашивают 3 бусину. Слушают, анализируют, делают выводы. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. Определяют русский и коми национальный костюм. Оценивают свою работу и раскрашивают 4 бусину. Смотрят, делают выводы. Отвечают на вопросы учителя, исходя из собственного опыта. Праздничная Ответы детей. Работают в парах (у каждой пары свой костюм). Выполняют задание. Производят взаимопроверку. Оценивают свою работу и раскрашивают 5 бусину. Оценивают свою работу и раскрашивают 6 бусину. | 1. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2. Помогает организовать исследовательскую деятельность. 3. Создаёт условия для восприятия и усвоения информации. 4. Организует беседу с элементами сообщений и наглядной демонстрацией. 5. Создаёт условия для поиска решения проблемы. Делает вывод Организует самооценку на каждом этапе урока. Организует беседу с целью выдвижения предположений и их осуждения. Прикрепляет карточки на доску: шкуры, листья кожа, кора деревьев, рыбью кожу, птичьи шкурки, Создаёт условия для восприятия и усвоения информации. Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует физминутку Прикрепляет карточки на доску: металл Организует самооценку на каждом этапе урока. Демонстрирует современную одежду на куклах. Показывает куклу в костюме врача. Предлагает работу в парах для расширения знаний по теме. Осуществляет контроль и оказывает индивидуальную помощь. Организует самооценку на каждом этапе урока. Организует самооценку. | Рассмотрите рисунки на экране СЛАЙД 4. -Что объединяет всю эту одежду? Правильно, это одежда из прошлого. - Как вы думаете, какая одежда, представленная на слайде, появилась самой первой, и из чего она была сделана? Шкуры носили далекие предки, Недаром они были ловки и метки. Каждый костюм добывался в бою. Предки ценили одежду свою. – Одежда появилась давно, примерно 30 тысяч лет назад. Первую одежду люди находили для себя в окружающей природе. В тех местах, где всегда тепло, одежду делали из листьев деревьев. Человек обвязывал себя листьями вокруг талии, делал «юбочку» из листьев. Позже оделись в шкуры животных, когда на Земле наступило похолодание. СЛАЙД 5 Это нам помогает понять, почему появилась одежда. - Какую 1 причину появления, мы только что узнали? (ХОЛОД) А были ли другие причины? - Поработаем в парах и определим другие причины появления одежды. Рассмотрите картинку и подумайте, какая причина изображена на картинке, запишите на карточке. СЛАЙД 6 - Человеку нужно было защитить тело от палящего солнца, ветра, дождя, снега, холода, от насекомых, колючих растений, от укусов зверей во время охоты, защита от врагов. - Раскрасим третью бусинку. СЛАЙД 7 - В те времена одежду ещё не научились шить, не было тканей, не было иголок, даже нитей для шитья. Из чего изготавливали одежду кроме шкур? - Первобытные люди сначала просто обматывали звериные шкуры вокруг тела, потом научились их сшивать. Мы и сейчас используем мех и кожу в одежде. Еще материалом для одежды была кора деревьев: ее вымачивали и пропитывали маслом, потом раскрашивали. Охотники и рыболовы использовали для изготовления рыбью кожу, птичьи шкурки. - А из чего мы шьем одежду сейчас? - Первые ткани сделали из шерстяных нитей (пряли их из шерсти животных). Потом научились прясть нити из хлопка и льна, тогда ткань получится более лёгкой. Такие ткани появились в Древней Греции. СЛАЙД 8 Такую одежду называли хитон и тога. СЛАЙД 9 - 10 –Ее делали из большого прямоугольного куска ткани, который оборачивали вокруг тела, а на одном или двух плечах закрепляли брошью или просто завязывали узлом. Швов на ней не было. У простых людей одежда была короткая, чтобы не мешала работать, а у богатых – длинная. - Была ли такая одежда удобной? (Нет, потому что плохо держалась на теле. Можно носить только в теплую погоду) - Время шло, люди научились шить красивые наряды. СЛАЙДЫ 11-12 Менялись времена, менялась мода. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Но во все времена одежда подчёркивала достоинства человека, его красоту. - А это одежда вам знакома? СЛАЙДЫ 13-16 Это национальные костюмы русских и коми. ФИЗМИНУТКА – ИГРА «ХОРОВОД» СЛАЙД 17 Работа по учебнику: - Посмотрите, а как одет Муравьишка? (в доспехи рыцаря) Для чего нужны доспехи? - Кто из людей на рисунке в учебнике имеет одежду для защиты в бою? (Русский богатырь) Такие доспехи были у богатырей и даже у лошадей. - Из чего делали такую одежду? (из металла) - Почему? (для защиты) СЛАЙДЫ 18 – 19 - Раскрасим четвертую бусинку. СЛАЙД 20 - Посмотрите, а какая одежда на Мудрой Черепахе? (современная, спасающая от дождя). Сезонная. - А какую одежду носит современный человек? - Всегда ли мы одеваемся одинаково? Почему? - КАКАЯ бывает одежда? - Одежда бывает разной и зависит от разных условий. - Какая одежда нужна нам для разных случаев? Как по-разному использует человек одежду? Давайте задумаемся! - Рассмотрите рисунок в учебнике на с.21 - На какие группы можно разделить одежду современного человека в зависимости от ее назначения? (деловая, домашняя, рабочая, спортивная) СЛАЙД 21 Какая еще есть одежда на слайде? - А это какая одежда? - Это спецодежда. Она есть у людей разных профессий. СЛАЙД 22 - Кто из ваших родных носит спецодежду? - По одежде можно узнать, где живёт человек, кем работает. Для каждого случая нужна разная одежда. - Что значит «деловая одежда»? Куда вы можете пойти в деловой одежде? Куда в такой одежде ходят взрослые? - Что относится к «спортивной одежде»? Какая спортивная одежда есть у вас? В каких случаях вы ее надеваете? - Что такое «рабочая одежда»? В каких случаях вы наденете рабочую одежду? - В чем вам удобно ходить дома? Можно ли в домашней одежде отправиться в гости? Удобно ли в халате играть в футбол или волейбол? - У вас на партах лежат костюмы. Определите их назначение и подумайте, в какое время в течение дня можно надеть эту одежду. Прикрепите ее на циферблат (на доске появляются часы). СЛАЙД 23 - Подумайте, а стоит ли одежду беречь? - КАК ухаживать за одеждой? (гладить, стирать, бережно носить и штопать, вешать на плечики и т. д) СЛАЙД 23 Закрасим следующую бусину. Запомни! СЛАЙД 24 На себя одежду надевают, на другого – одевают. Одевают Надежду! Надевают одежду! | Научатся прослеживать историю появления одежды и развития моды. Древняя одежда Причины появления одежды Разнообразие материалов Одежда Древней Греции Знакомство с историей одежды Национальная одежда Современная одежда Виды современной одежды. Правила подбора одежды для конкретного случая. Самостоятельные знания детей. Вспомнят и повторят правила ухода за одеждой. Правило употребления слов в речи | Оценивать результаты своей деятельности (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в речи (Коммуникатив-ные УУД) Оценивать результаты своей деятельности (Регулятивные УУД) Учиться работать в парах (Коммуникативные УУД) Оценивать результаты своей деятельности (Регулятивные УУД) Оценивать результаты своей деятельности (Регулятивные УУД) |
V. Закрепление новых знаний. Проектная деятельность. Цель: - организовать выполнение проекта, где дети используют жизненный опыт и применяют полученные знания. | Объединяются в группы. Вспоминают правила работы в группе. Знакомятся с инструкцией. Выполняют задания.
| Организует деятельность по применению новых знаний. Контролирует выполнение работы. | - А сейчас наш класс превращается в модельное ателье. Мы будем выполнять задания в группах, и у нас получится альбом «Наша одежда» Отделы нашего модельного ателье: СЛАЙД 25 1. Одежда древнего человека. (моделиование) 2. Национальная одежда русских (пазлы) 3. Национальная одежда коми народа (аппликация) 4. Сезонная одежда (таблица) | Научатся моделировать одежду, разделять и классифицировать одежду по различным признакам. | Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД) |
VI. Подведение итогов. Цель: - зафиксировать новое содержание урока; помочь учащимся сформулировать вывод. | Выступают с результатом – продуктом проекта. Демонстрация выполненной работы. Оценивают свою работу и раскрашивают 7 бусину. Слушают учителя, добавляют пропущенные слова и делают вывод по теме урока. | Организует презентацию продукта проекта: альбома «Наша одежда». Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Организует самооценку. Организует повторение нового знания, подводит учащихся к выводу по теме урока. | - Внимание! Отделы нашего ателье представляют свою работу. СЛАЙД 26 Раскрасим последнюю бусину и сделаем выводы. СЛАЙД 27 - Она появилась примерно 30 тысяч лет назад. (Одежда) Одежда – это разные вещи, которые человек надевает. Так он защищает себя от (холода, жары, дождя, ветра, насекомых). Самая первая одежда была сделана из (шкур животных). - Потом люди научились делать ткань. Хитоны и тогу носили в (Древней Греции). Древние воины носили одежду из (металла). - В нашей стране, которая называлась Древняя Русь, в старину женщины надевали (рубаху и сарафан). У каждого народа есть свои национальные костюмы. Рубаха, гачи – это национальная одежда народа (коми). - Современная одежда бывает (спортивная, деловая, рабочая, домашняя, специальная). В какую одежду мы одеты, зависит и от времени года. Аккуратный человек за своей одеждой должен (ухаживать, беречь). | Обобщать полученные на уроке знания об одежде человека. | Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Оценивать результаты своей деятельности (Регулятивные УУД) |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Отвечают на вопросы учителя. «Когда появилась одежда?» Познакомиться с историей одежды. Прикрепляют шары на доску | Организует рефлексию. | Ребята, с какой темой сегодня познакомились на уроке? СЛАЙД 28 - Какую цель ставили на уроке? СЛАЙД 29 - Достигли ли цели? Почему так считаете? - А сейчас я предлагаю посмотреть на ваши бусы. Если вы сегодня на уроке узнали много нового, и урок вам понравился, прикрепите на доску рядом с Чиполлино шарик зелёного цвета. Если ничего не узнали нового, но урок понравился - жёлтый – Принцессе в жёлтом платье; урок был для вас тяжёлым и скучным – красный - Красной шапочке. - Вы очень хорошо поработали, все молодцы! Спасибо за урок! СЛАЙД 30 | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Уметь оценивать правильность выполнения действий на уроке. (Регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Московский Кремль"
Цели:Познакомить с достопримечательностями Московского Кремля. В доступной форме представить сведения из истории Московского Кремля и его архитектурных памятников.Расширять представления учащихся об о...
Технологические карты уроков по окружающему миру по теме "Органы чувств" (2класс). Система Л.В.Занкова.
Технологическая карта – это модернизированный план урока, это системная рекомендация деятельности учителя и ученика, направленная на достижение прочных знаний и формирование творческого теоретического...
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Когда появилась одежда?»
Конспект урока по окружающему миру...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс
Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...
Открытый урок по окружающему миру по теме "Когда появилась одежда?"
В материалах представлены конспект урока, презентация и самоонализ урока. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20687900","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Когда появилась одежда» ( 1 класс)
Данная разработка пожет учителю познакомить детей с историей одежды, с разнообразием современной моды. А также с помощью данного конспекта учитель легко научит детей внимательнее относиться к св...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Весна в мире птиц и зверей" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Технологическая карта урока по окружающему миру ...