Урок по теме "Разнообразие природы родного края"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тема урока: «Разнообразие природы родного края»
Класс: 3
Цель урока: создание условий для формирования целостного восприятия картины мира и осознание в нём места человека.
Задачи урока:
Личностные:
- формировать собственный целостный взгляд на природу во взаимосвязи живой и неживой природы;
- учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей по охране природы.
Метапредметные:
- учить доносить свою позицию до других;
- учить представлять результаты работы группы;
- учить осуществлять поиск и обработку информации по теме;
- развивать умение представлять информацию с использованием ИКТ;
- оценивать результаты работы.
Предметные:
- систематизировать знания о природе родного края.
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся научатся использовать разнообразные источники информации для поисков ответов на вопросы;
- у обучающихся продолжится формирование умения слушать собеседника и признавать его точку зрения;
- обучающиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира по теме "Разнообразие родного края" | 257.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Разнообразие природы родного края»
Класс: 3
Цель урока: создание условий для формирования целостного восприятия картины мира и осознание в нём места человека.
Задачи урока:
Личностные:
- формировать собственный целостный взгляд на природу во взаимосвязи живой и неживой природы;
- учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей по охране природы.
Метапредметные:
- учить доносить свою позицию до других;
- учить представлять результаты работы группы;
- учить осуществлять поиск и обработку информации по теме;
- развивать умение представлять информацию с использованием ИКТ;
- оценивать результаты работы.
Предметные:
- систематизировать знания о природе родного края.
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся научатся использовать разнообразные источники информации для поисков ответов на вопросы;
- у обучающихся продолжится формирование умения слушать собеседника и признавать его точку зрения;
- обучающиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, альбомные листы, шариковые ручки, альбом, стенгазета.
Ход урока
- Организационный этап.
Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись и присели.
- Разминка.
- Начнём наше занятие с разминки:
Прослушайте и закончите стихотворение:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Туча в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг …. (природа)
- Отгадывание ребуса.
Отгадайте ребус: Р 1 а
- Молодцы, правильно!
Сформулируйте тему нашего занятия?
- Да, мы сегодня продолжим разговор о природе нашего родного края.
Ребята, напомните мне, пожалуйста, как называется край, в котором мы с вами живём? (Республика Бурятия, Тункинский район)
Творческое название нашего проекта «Мир природы родного края»
- Актуализация ранее изученного
1)Давайте вспомним, что такое природа.
Заполните кластер «Природа».
Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группе.
(Один учащийся на интерактивной доске собирает определение слова «Природа», второй - на доске заполняет кластер, остальные в группах заполняют кластер)
Природа
Неживая Живая
Полезные ископаемые Реки Растения Животные
Замечательно!
- А к каким частям нашего кластера мы отнесём карточки со словами «вода», «берёза», «воробей», «карась», «книга»?
(Книга – лишнее слово, не относится к природе, это изделие. Оно сделано руками человека)
- Ребята, как слово «книга» связано с сегодняшним занятием? ( Сегодня мы оформим книгу природы нашего края.)
Какова цель нашего проекта?(Изучить природу родного края и создать книгу природы .) Какова практическая значимость нашего проекта?
(Практическая значимость данной работы заключена в разработке книги, материал которой можно использовать для работы на уроках окружающего мира, во внеклассной работе.)
Давайте вспомним, какие вопросы мы поставили на начальном этапе проекта?
Основополагающий вопрос: Почему природу надо изучать?
Проблемный вопрос: Богата ли своим разнообразием природа родного края?
Гипотеза. Мы предположили, если в нашем крае есть различные природные сообщества: леса, луга, реки – то мир природы родного края богат и разнообразен.
- Повторение этапов работы над проектом.
Давайте вспомним, как мы работали над проектом.
- Разделились на группы: Географы, Ботаники, Зоологи, Экологи.
И отправились добывать информацию.
2)Этап сбора информации.
- Как получали информацию?
Работали с литературой, консультировались с учителем географии Мальжуновой Н.В.
3)Отбирали информацию и оформляли странички книги.
4) Творческий отчёт групп. Презентация проекта.
- А сегодня группы подготовили творческие отчёты о проделанной работе и представят свои странички, из которых мы составим Книгу природы. А кластер, который мы составили – это содержание нашей книги. Слово предоставляется географам. (Шобосоев Батор)
- Мы изучали неживую природу родного края. Меня интересовали реки и минеральные источники нашего края. Я захотел узнать, какие реки протекают на территории нашего края? Изучив информацию в интернете, в библиотеке я узнал, что наш край богат водными ресурсами. Здесь насчитывается около 9000 рек и речек, которые относятся к водосборной площади Байкала и бассейнам крупных рек Сибири - Енисея и Лены. К бассейну Байкала можно отнести самую крупную реку Бурятии - Селенгу, а также очень интересные и своеобразные рек - Баргузин, Верхняя Ангара, Снежная, Турка, Чикой, Хилок и другие. В бассейн Енисея входят четыре крупные реки - это Ока, Китой, Белая, Иркут. В бассейн Лены впадают бурные горные реки. Это Витим, Цыпа, Муя.
Реки Тункинской долины. Главная водная артерия парка - р. Иркут, вытекающая из оз. Ильчир на высоте 1963 м над ур. м. Ее длина составляет 500 км, и она впадает в р. Ангару у г. Иркутска. По территории парка река проходит средним течением и имеет протяженность 247 км. Русло реки в верховье прямое, в среднем и нижнем течении - извилистое. Питание реки идет за счет таяния высокогорных снегов и дождей. Главные притоки р. Иркут на территории парка: левые -Ехэ-Ухгунь, Енгарга, Тунка; правые - Халагун, Малый и Большой Зангисан, Харагун, Зун-Мурэн.
Озера. В парке расположено довольно много небольших озер, в основном ледникового происхождения. Наиболее примечательные из них - горное Хобокское и долинная цепь Коморских озер - объявлены памятниками природы.
Минеральные источники. Территория национального парка «Тункинский» издавна известна своими многочисленными минеральными источниками, многие из которых обладают целебными свойствами. Они крайне разнообразны по химическим и гидротермальным характеристикам. Это углекислые воды курорта Аршан, железистые источники Хонгор-Уулы, метановые термы Жемчугских минеральных источников, кремнистые радоновые термы Ниловой Пустыни, углекислые радоновые термы Шумака.
Слово предоставляется группе ботаников (Игнашкеева Аяна, Зарбуев Саша)
Мы изучали растительность нашего края.
Основную часть всей территории Бурятии занимает горная тайга. Среди деревьев здесь преобладают сосны, ели, кедры, лиственница, пихта, березы, осины и тополя. По склонам гор поднимаются многочисленные кустарники. Весной среди просыпающейся тайги начинает цвести розовато-фиолетовым цветом багульник (рододендрон даурский). В летнее время леса и горы, а особенно горные плато Бурятии пестреют цветами. Здесь можно встретить целые поляны, покрытые оранжевыми, огненно-красными и ярко-желтыми лилиями удивительной красоты.
В лесах произрастает множество лекарственных растений, широко используемых в народной медицине (боярышник, чабрец, подорожник, чистотел). Можно также упомянуть среди них: родиолу розовую, солодку уральскую, пион-марьин корень, термопсис ланцетный и пр.
В осеннюю пору поспевает множество диких ягод: брусники, черники, голубики, клюквы болотной, алтайской жимолости, дикой смородины, дикой малины, облепихи, черемухи. Реже удается встретить яблоню-дичок и сибирский абрикос. В бурятских лесах много грибов. В степной зоне типичны такие растения, как типчак, полынь, богородская трава и лапчатник. Озеро Байкал со всех сторон обступают горы, покрытые тайгой, состоящей из кедров, сосен, берез, осины и лиственницы.
На территории Джергинского заповедника, расположенного на севере Бурятии, преобладают высотные растительные пояса. На тысячи метров протянулись лесостепи, березовые и лиственные леса сменяются степями. Из деревьев чаще всего здесь попадаются сосны и осины. Лесостепи сменяют сосняки и лиственные леса, а затем заросли кедрового стланика.
В Тункинском национальном парке преобладает таежная растительность, состоящая в основном из сибирских кедров и лиственницы. На горных вершинах встречаются участки тундры и альпийские лужайки.
В республике обнаружено свыше 1800 видов особо ценных высших сосудистых растений, числящихся в Красной Книге России и Бурятии. Здесь произрастает множество декоративных кустарников. Можно перечислить: черемуху, шиповник, сибирскую яблоню. В горах кое-где сохранились реликтовые виды редких растений, в том числе хвощей и папоротников.
Слово предоставляется зоологам. (Ободоев Эдуард, Жамбалова Наранги)
Мы изучали животный мир нашего края.
Животный мир республики чрезвычайно разнообразен. Здесь можно увидеть обитателей степей, жителей тайги, тундры и скалистых гор.
Например, в мондинской котловине живут суслики, лисы, пищухи. В лесных зонах прячутся белки, куницы, колонок, ондатры. Встречаются баргузинский соболь, зайцы, бурые медведи, кабаны, рыси. Из копытных: лоси, изюбри, косули, кабарга. Обитатели высокогорного пояса: северные олени и сибирские горные козлы. Большинство из них внесено в Красную книгу Бурятии. В числе прочих исчезающих видов следует вспомнить таких животных как: выдра, росомаха, байкальская нерпа, балобан, большой подорлик, алтайский улар, ушастая сова, сплюшка, клушица, гадюка обыкновенную, остромордая лягушка.
Особенно редким гостем среди млекопитающих Бурятии, занесенным в Красную книгу России, является снежный барс. Помимо него, в Бурятии обитают не менее редкие архары и красные волки. Среди промысловых видов здесь часто встречаются ондатры, длиннохвостые суслики, изюбри, олени, косули, кабарга, ласка и заяц-беляк.
В степях обитает множество грызунов, таких, как: тушканчики, суслики, заяц-толай, табарган. Из хищников попадаются хорьки, солонгой, ласки, горностаи, волки и лисицы.
Настоящим символами и сокровищами Байкала считаются омуль, живородящая рыба – голомянка, а также байкальская нерпа - уникальный пресноводный тюлень , тайна, появления которой в озере не раскрыта и по сей день. Здесь также водятся: байкальский осетр, щуки, сомы, лещи, окуни, карпы, а также белый байкальский хариус, даватчан, сорога и сиг.
Разнообразен и многочислен мир пернатых
Птицы наиболее богатый класс наземных позвоночных Республики Бурятия, включающий 348 видов, объединенных в 18 отрядов, что составляет около 4% - мировой авифауны. Из 348 видов 260 регулярно или нерегулярно гнездящиеся, 34 — пролетные, 7 — зимующие, 46 — залетные. Приведенные цифры весьма неустойчивы, потому что по разным причинам некоторые виды изменяют характер пребывания и область распространения.
В Республике Бурятия постоянно происходят качественные и количественные изменения, появляются новые виды например, в последние два десятилетия начали гнездиться обыкновенный и серый скворцы, заметно расширяют свой ареал монгольская песчанка, сизый голубь, грач. В тоже время исчезают или уже исчезли некоторые другие виды - практически не встречаются в Республике Бурятия дзерен, большой баклан, исчезают дрофа, лебедь-кликун и другие многие хищные птицы.
Слово экологам.(Ангрускаева Валерия)
Экология – это наука о взаимоотношениях человека и природы.
Что делает человек, чтобы сохранить и защитить природу нашего края?
Это проблемный вопрос, над которым работала наша группа.
Из-за губительного отношения людей к природе многие растения и животные пропадают. Чтобы сохранить их, люди создают заповедники, заказники, памятники природы, разводят и охраняют пропадающие виды животных и растений.
В нашей республике созданы заповедники: «Баргузинский» и «Джергинский». Национальный парк «Тункинский»
Интересными объектами охраны является – соболь.
Создана Красная книга Бурятии. В этой книге собраны все виды исчезающих растений и животных.
Растения
Тюльпан Биберштейна, прострел раскрытый, пролеска сибирская, вереск обыкновенный, лилия-саранка, сон-трава, ковыль перистый, ковыль красивейший.
Животные.
Орёл-змееяд, беркут, сапсан, степной лунь, дрофа, лебедь-кликун,
Большой тушканчик, выхухоль, выдра, степная гадюка, степной шмель, стрекоза дозорщик-император, бабочки; аполлон, махаон.
Представляю вам «Правила друзей природы»
Спасибо экологам.
5) Подведение итогов работы.
А сейчас посмотрите на наш кластер «Природа». Всё ли мы рассказали о природе нашего края?
- Подтвердилась ли гипотеза нашего края? (Да, природа нашего края очень разнообразна и богата. Но её надо беречь.)
Молодцы! Вы проделали большую работу по изучению природы родного края.
Посмотрите, какая книга у нас получилась? Ребята, а где же мы будем хранить её?
( В классе, а можно отнести в библиотеку, чтобы её могли использовать другие)
Ребята, а какую литературу вы использовали, чтобы составить книгу?
(Представлена на выставке, картинки, загадки искали в интернете)
6) Рефлексия деятельности
(Оцените свою работу, у каждой группы лежат на столе карточки, выберите предложение и продолжите его…)
Мы считаем, что нам удалось …
У нас не получилось … потому что …
Что показалось важным, нужным, интересным в ходе сегодняшнего занятия …
Состав творческой группы: …
7) Подведение итогов:
Итак, мы изучили и представили всю информацию, которая была собрана к сегодняшнему дню, о природе нашего края. Попробовали составить Книгу природы родного края своими руками. Сделали соответствующие выводы о том, что получилось, а что нет, а вместе с этим повторили и прошли всеми этапами работы методом учебного проектирования. Я думаю, что презентация проекта прошла успешно. Давайте скажем друг другу “спасибо” за сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Сохраним природу родного края"
Воспитание экологической культуры у современных школьников - это не дань моде, а веление времени, продиктованная самой жизнью. Сегодня экологические знания включены в программу курса "Окружающий ...
Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края
1. Познакомить учащихся с Красной книгой края и животными, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила,...
Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
Урок чтения "Стихи русских поэтов 19 века о природе родного края", 4 класс
Урок литературного чтения в 4 классе обобщает знания учащихся о стихах русских поэтов 19 века. На данном уроке дети самостоятельно обобщают полученные знания, не боятся высказывать свою то...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
Конспект Урока литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка» в 4 классе. Тема урока: Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова.
laquo;Морянка» краеведческий курс.Раздел «Родом из поморской славной стороны». Биографические сведения о Ф.А. Абрамове. Анализ рассказов о природе родного края. Изобразительны...
Рабочая программа по курсу "Брянский край" 2 класс "Природа родного края"
Курс "Брянский край"...