Урок по теме "Разнообразие природы родного края"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Альбина Геннадьевна Шарагулова

Тема урока:  «Разнообразие природы родного края»

Класс: 3

Цель урока: создание условий для формирования целостного восприятия картины мира и осознание в нём места человека.

Задачи урока:

Личностные:

  • формировать собственный целостный взгляд на природу во взаимосвязи живой и неживой природы;
  • учить давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других людей по охране природы.

Метапредметные:

  • учить доносить свою позицию до других;
  • учить представлять результаты работы группы;
  • учить осуществлять поиск и обработку информации по теме;
  • развивать умение представлять информацию с использованием ИКТ;
  • оценивать результаты работы.

Предметные:

  • систематизировать знания о природе родного края.

Ожидаемые результаты:

  • обучающиеся научатся использовать разнообразные источники информации для поисков ответов на вопросы;
  • у обучающихся продолжится формирование умения слушать собеседника и признавать его точку зрения;
  • обучающиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Разнообразие природы родного края»

Класс: 3

Цель урока: создание условий для формирования целостного восприятия картины мира и осознание в нём места человека.

Задачи урока:

Личностные:

  • формировать собственный целостный взгляд на природу во взаимосвязи живой и неживой природы;
  • учить давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других людей по охране природы.

Метапредметные:

  • учить доносить свою позицию до других;
  • учить представлять результаты работы группы;
  • учить осуществлять поиск и обработку информации по теме;
  • развивать умение представлять информацию с использованием ИКТ;
  • оценивать результаты работы.

Предметные:

  • систематизировать знания о природе родного края.

Ожидаемые результаты:

  • обучающиеся научатся использовать разнообразные источники информации для поисков ответов на вопросы;
  • у обучающихся продолжится формирование умения слушать собеседника и признавать его точку зрения;
  • обучающиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, альбомные листы, шариковые ручки,  альбом, стенгазета.

Ход урока

 

  1. Организационный этап.

Добрый день и добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись и присели.

  1. Разминка.
  1. Начнём наше занятие с разминки:

Прослушайте и закончите стихотворение:

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Туча в небе проплывает.

Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг ….
(природа)

  1. Отгадывание ребуса.

Отгадайте ребус:  Р 1 а

- Молодцы, правильно!

Сформулируйте тему нашего занятия?

- Да, мы сегодня продолжим разговор о природе нашего родного края.

Ребята, напомните мне, пожалуйста,  как называется край, в котором мы с вами живём? (Республика Бурятия, Тункинский район)

Творческое название нашего проекта «Мир природы родного края»

  1. Актуализация ранее изученного

1)Давайте вспомним, что такое природа.

Заполните  кластер «Природа».

Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группе.

(Один учащийся на интерактивной доске собирает определение слова «Природа», второй -  на доске заполняет кластер, остальные в группах заполняют кластер)

Природа

                          Неживая                                                                          Живая

Полезные ископаемые  Реки                                                  Растения             Животные

                         

Замечательно!

- А к каким  частям  нашего кластера мы отнесём карточки со словами «вода»,  «берёза», «воробей», «карась», «книга»?

(Книга – лишнее слово, не относится к природе, это изделие. Оно сделано руками человека)

- Ребята, как слово «книга» связано с сегодняшним занятием? ( Сегодня мы оформим книгу природы нашего края.)

Какова цель нашего проекта?(Изучить природу родного края и создать книгу природы .) Какова практическая значимость нашего проекта?

(Практическая значимость данной работы заключена в разработке книги, материал которой можно использовать для работы на уроках окружающего мира, во внеклассной работе.)

Давайте вспомним, какие вопросы мы поставили на начальном этапе проекта?

Основополагающий вопрос: Почему природу надо изучать?

Проблемный вопрос: Богата ли своим разнообразием природа родного края?

Гипотеза. Мы предположили, если в нашем крае есть различные природные сообщества: леса, луга, реки – то мир природы родного края богат и разнообразен.

  1. Повторение этапов работы над проектом.

Давайте вспомним, как мы работали над проектом.

  1. Разделились на группы: Географы, Ботаники, Зоологи, Экологи.

И отправились добывать информацию.

2)Этап сбора информации.

- Как получали информацию?

Работали с литературой, консультировались с учителем географии Мальжуновой Н.В.

3)Отбирали информацию и оформляли странички книги.

4) Творческий отчёт групп. Презентация проекта.

- А сегодня группы подготовили творческие отчёты о проделанной работе и представят свои странички, из которых мы составим Книгу природы. А кластер, который мы составили – это содержание нашей книги. Слово предоставляется географам. (Шобосоев Батор)                  C:\Users\альбинав\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1класс 188.jpg

 - Мы  изучали неживую природу родного края. Меня интересовали реки и минеральные источники нашего края. Я захотел узнать, какие реки протекают на территории нашего края? Изучив информацию в интернете, в библиотеке  я узнал, что наш край богат водными ресурсами. Здесь насчитывается около 9000 рек и речек, которые относятся к водосборной площади Байкала и бассейнам крупных рек Сибири - Енисея и Лены. К бассейну Байкала можно отнести самую крупную реку Бурятии - Селенгу, а также очень интересные и своеобразные рек - Баргузин, Верхняя Ангара, Снежная, Турка, Чикой, Хилок и другие. В бассейн Енисея входят четыре крупные реки - это Ока, Китой, Белая, Иркут. В бассейн Лены впадают бурные горные реки. Это Витим, Цыпа, Муя.

Реки Тункинской долины. Главная водная артерия парка - р. Иркут, вытекающая из оз. Ильчир на высоте 1963 м над ур. м. Ее длина составляет 500 км, и она впадает в р. Ангару у г. Иркутска.   По   территории   парка река проходит средним течением и имеет протяженность 247 км. Русло реки в верховье прямое, в среднем и нижнем течении - извилистое. Питание реки идет за счет таяния высокогорных снегов и дождей. Главные притоки р. Иркут на территории парка: левые -Ехэ-Ухгунь, Енгарга, Тунка; правые - Халагун, Малый и Большой Зангисан, Харагун, Зун-Мурэн.

Озера. В парке расположено довольно много небольших озер, в основном ледникового происхождения. Наиболее примечательные из них - горное Хобокское и долинная цепь Коморских озер - объявлены памятниками природы.

Минеральные источники. Территория национального парка «Тункинский»  издавна известна своими многочисленными минеральными источниками, многие из которых обладают целебными свойствами. Они крайне разнообразны по химическим и гидротермальным   характеристикам.   Это углекислые воды курорта Аршан, железистые источники Хонгор-Уулы, метановые термы Жемчугских минеральных источников, кремнистые радоновые термы Ниловой Пустыни, углекислые радоновые термы Шумака.

Слово предоставляется группе ботаников (Игнашкеева Аяна, Зарбуев Саша)

Мы изучали растительность нашего края. C:\Users\альбинав\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1класс 185.jpg

Основную часть всей территории Бурятии занимает горная тайга. Среди деревьев здесь преобладают сосны, ели, кедры, лиственница, пихта, березы, осины и тополя. По склонам гор поднимаются многочисленные кустарники. Весной среди просыпающейся тайги начинает цвести розовато-фиолетовым цветом багульник (рододендрон даурский). В летнее время леса и горы, а особенно горные плато Бурятии пестреют цветами. Здесь можно встретить целые поляны, покрытые оранжевыми, огненно-красными и ярко-желтыми лилиями удивительной красоты.

В лесах произрастает множество лекарственных растений, широко используемых в народной медицине (боярышник, чабрец, подорожник, чистотел). Можно также упомянуть среди них: родиолу розовую, солодку уральскую, пион-марьин корень, термопсис ланцетный и пр.

В осеннюю пору поспевает множество диких ягод: брусники, черники, голубики, клюквы болотной, алтайской жимолости, дикой смородины, дикой малины, облепихи, черемухи. Реже удается встретить яблоню-дичок и сибирский абрикос. В бурятских лесах много грибов. В степной зоне типичны такие растения, как типчак, полынь, богородская трава и лапчатник. Озеро Байкал со всех сторон обступают горы, покрытые тайгой, состоящей из кедров, сосен, берез, осины и лиственницы.

На территории Джергинского заповедника, расположенного на севере Бурятии, преобладают высотные растительные пояса. На тысячи метров протянулись лесостепи, березовые и лиственные леса сменяются степями. Из деревьев чаще всего здесь попадаются сосны и осины. Лесостепи сменяют сосняки и лиственные леса, а затем заросли кедрового стланика.

 В Тункинском национальном парке преобладает таежная растительность, состоящая в основном из сибирских кедров и лиственницы. На горных вершинах встречаются участки тундры и альпийские лужайки.

В республике обнаружено свыше 1800 видов особо ценных высших сосудистых растений, числящихся в Красной Книге России и Бурятии. Здесь произрастает множество декоративных кустарников. Можно перечислить: черемуху, шиповник, сибирскую яблоню. В горах кое-где сохранились реликтовые виды редких растений, в том числе хвощей и папоротников.


Слово предоставляется зоологам. (Ободоев Эдуард, Жамбалова Наранги)

Мы изучали животный мир нашего края.  C:\Users\альбинав\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1класс 187.jpg

Животный мир республики чрезвычайно разнообразен. Здесь можно увидеть обитателей степей, жителей тайги, тундры и скалистых гор.

Например, в мондинской котловине живут суслики, лисы, пищухи. В лесных зонах прячутся белки, куницы, колонок, ондатры. Встречаются баргузинский соболь, зайцы, бурые медведи, кабаны, рыси. Из копытных: лоси, изюбри, косули, кабарга. Обитатели высокогорного пояса: северные олени и сибирские горные козлы. Большинство из них внесено в Красную книгу Бурятии. В числе прочих исчезающих видов следует вспомнить таких животных как: выдра, росомаха, байкальская нерпа, балобан, большой подорлик, алтайский улар, ушастая сова, сплюшка, клушица, гадюка обыкновенную, остромордая лягушка.

Особенно редким гостем среди млекопитающих Бурятии, занесенным в Красную книгу России, является снежный барс. Помимо него, в Бурятии обитают не менее редкие архары и красные волки. Среди промысловых видов здесь часто встречаются ондатры, длиннохвостые суслики, изюбри, олени, косули, кабарга, ласка и заяц-беляк.

В степях обитает множество грызунов, таких, как: тушканчики, суслики, заяц-толай, табарган. Из хищников попадаются хорьки, солонгой, ласки, горностаи, волки и лисицы.

Настоящим символами и сокровищами Байкала считаются омуль, живородящая рыба – голомянка, а также байкальская нерпа - уникальный пресноводный тюлень , тайна, появления которой в озере не раскрыта и по сей день. Здесь также водятся: байкальский осетр, щуки, сомы, лещи, окуни, карпы, а также белый байкальский хариус, даватчан, сорога и сиг.

Разнообразен и многочислен мир пернатых        C:\Users\альбинав\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1класс 181.jpg

Птицы наиболее богатый класс наземных позвоночных Республики Бурятия, включающий 348 видов, объединенных в 18 отрядов, что составляет около 4% - мировой авифауны. Из 348 видов 260 регулярно или нерегулярно гнездящиеся, 34 — пролетные, 7 — зимующие, 46 — залетные. Приведенные цифры весьма неустойчивы, потому что по разным причинам некоторые виды изменяют характер пребывания и область распространения. 

В Республике Бурятия постоянно происходят качественные и количественные изменения, появляются новые виды например, в последние два десятилетия начали гнездиться обыкновенный и серый скворцы, заметно расширяют свой ареал монгольская песчанка, сизый голубь, грач. В тоже время исчезают или уже исчезли некоторые другие виды - практически не встречаются в Республике Бурятия дзерен, большой баклан, исчезают дрофа, лебедь-кликун и другие многие хищные птицы.

 Слово экологам.(Ангрускаева Валерия)     C:\Users\альбинав\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1класс 189.jpg

 Экология – это наука о взаимоотношениях человека и природы.

Что делает человек, чтобы сохранить и защитить природу нашего края?

Это проблемный вопрос, над которым работала наша группа.

Из-за губительного отношения людей к природе многие растения и животные пропадают. Чтобы сохранить их,  люди создают заповедники, заказники, памятники природы, разводят и охраняют пропадающие виды животных и растений.

В нашей республике созданы  заповедники: «Баргузинский» и «Джергинский». Национальный парк «Тункинский»

Интересными объектами охраны является – соболь.

Создана  Красная книга Бурятии. В этой книге собраны все виды исчезающих растений и животных.

Растения

Тюльпан Биберштейна, прострел раскрытый, пролеска сибирская, вереск обыкновенный, лилия-саранка, сон-трава, ковыль перистый, ковыль красивейший.

Животные.

Орёл-змееяд, беркут, сапсан, степной лунь, дрофа, лебедь-кликун,

Большой тушканчик, выхухоль, выдра, степная гадюка, степной шмель, стрекоза дозорщик-император, бабочки; аполлон, махаон.

Представляю вам «Правила друзей природы»

Спасибо экологам.

5) Подведение итогов работы.

А сейчас посмотрите на наш кластер «Природа». Всё ли мы рассказали о природе нашего края?

- Подтвердилась ли гипотеза нашего края? (Да, природа нашего края очень разнообразна и богата. Но её надо беречь.)

Молодцы! Вы проделали большую работу по изучению природы родного края.

Посмотрите, какая книга у нас получилась? Ребята, а где же мы будем хранить её?

( В классе, а можно отнести в библиотеку, чтобы её могли использовать другие)

Ребята, а какую литературу вы использовали, чтобы составить книгу?

(Представлена на выставке, картинки, загадки искали в интернете)

6) Рефлексия деятельности

(Оцените свою работу, у каждой группы лежат на столе карточки, выберите предложение и продолжите его…)

Мы считаем, что нам удалось …
У нас не получилось … потому что …

Что показалось важным, нужным, интересным в ходе сегодняшнего занятия …

Состав творческой группы: …

7) Подведение итогов:

Итак, мы изучили и представили всю информацию, которая была собрана к сегодняшнему дню, о природе нашего края. Попробовали составить Книгу природы родного края своими руками. Сделали соответствующие выводы о том, что получилось, а что нет, а вместе с этим повторили и прошли всеми этапами работы методом учебного проектирования. Я думаю, что презентация проекта прошла успешно. Давайте скажем друг другу “спасибо” за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Сохраним природу родного края"

Воспитание экологической культуры у современных школьников - это не дань моде, а веление времени, продиктованная самой жизнью. Сегодня экологические знания включены в программу курса "Окружающий ...

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Урок чтения "Стихи русских поэтов 19 века о природе родного края", 4 класс

Урок литературного чтения в 4 классе обобщает знания учащихся о стихах русских поэтов 19 века.  На данном  уроке дети самостоятельно обобщают полученные знания, не боятся высказывать свою то...

Конспект Урока литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка» в 4 классе. Тема урока: Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова.

laquo;Морянка» краеведческий курс.Раздел «Родом из поморской славной стороны». Биографические сведения о Ф.А. Абрамове. Анализ  рассказов о природе родного края. Изобразительны...