Технологическая карта урока в 4 классе по окружающему миру на тему: "Россия вступает в 20 век"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. участника: Кокина Александра Николаевна
Урок: Окружающий мир
Тема урока: «Россия вступает в XXвек»
Класс: 4 «А»
Цель урока:ознакомление учащихся с важными событиямиXXвека.
Задачи урока:
Дидактические:познакомить учащихся с важнейшими событиями в России в начале XX века
Развивающие: развивать внимание, память, мышление, умения работать с различной информацией.
Воспитательные:воспитывать самостоятельность, ответственность, самоконтроль, чувство долга перед товарищами.Воспитывать любовь и интерес к истории.
Ресурсы урока:Презентация, проектор, компьютер, экран. Учебно-методическое сопровождение «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК Школа России». А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир, 4 класс. Учебник. Часть 2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. Часть2. УМК «Школа России».
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интегративное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-Коммуникативные) | Личностные | ||||||||
Организационный этап 1-2 минуты | Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку | Методы: Словесный Прием: беседа | Приветствие детей. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Форма: фронтальная | ____ | Самоконтроль | знать важные события XX века;знать и понимать целостный взгляд на события XX века;учить учащихся понятиям: «партия», «революция». | П:.самостоятельное определение и формулирование цели. К:строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью. Р:оценивание качества и уровня усвоения знаний. Р:составление плана и последовательности действий. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Проявлять уважение к чу жому мнению, в том числе мнению сверстников. |
Актуализация знаний. 5-7 минут | Актуализировать опорные знания и изученные способы действий | Методы: Словесный Прием: беседа | - Изучая историю России, нам приходится часто работать с «лентой времени». Обратите внимание на слайд 1 (записаны века римскими цифрами): IX - XVI - XIV -– XVIII - Прочитайте обозначения веков. - Внимание на слайд 2: вы видите исторические даты. Какие события произошли в России в это время? Для этого вам необходимо установить соответствие в тексте между датами и событиями (работа в парах с раздаточным материалом): 1812 г. – восстание декабристов. 1825 г. – Отечественная война с Наполеоном. 1851 г. – отмена крепостного права. 1861 г. – построена первая железная дорога СЛАЙД 3– Какие технические новшества вошли в жизнь людей в 19 веке? | Читают по цепочке века. Отвечают на вопросы Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Форма: фронтальная. | Презентация, компьютер, проектор. | Самоконтроль | |||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. 2-5 минут | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. | Методы: Словесный Прием: беседа | Мы с вами подвели итоги жизни нашей страны в 19 веке (слайд 4). Но на этом история не заканчивается. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Перед нами книга «История России. 20 век» (слайд 5). Хотели бы вы перелистать страницы этой книги дальше? Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 6). Каковы цели нашего урока? (слайд 7). | О России в 20 веке «Россия вступает в 20 век» Узнать о событиях в России в 20 веке | Форма: фронтальная | Презентация, компьютер, экран, проектор. | Самоконтроль | |||
Первичное усвоение новых знаний. 2-3 минуты | Организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности | Методы: Словесный Прием: беседа | Посмотрите на слайд 8. Перед вами царствующие особы государства российского: царь Михаил Федорович, императоры Петр I, Екатерина Великая, Александр I, Александр II. Подумайте, что их объединяет? Посмотрите на этот портрет (слайд 9). Как вы думаете, кто это? Он правил Россией в начале 20 века. Послушайте сообщение о нем ПРИЛОЖЕНИЕ 1 | Все они Романовы Император Николай второй | Форма: фронтальная. | Учебник, тетрадь, презентация, компьютер проектор, экран. | Самоконтроль | |||
Первичная проверка понимания. 5-7 минут | Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать | Методы: Словесный, практический Прием: беседа | Работа с учебником. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Работа с учебником .
- Как называются события, произошедшие в октябре 1917 года?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Физкультминутка Крутим только головой. Корпусов вращаем тоже. Это мы конечно сможем. Напоследок потянулись Вверх и в стороны, Прогнулись. От разминки раскраснелись И за парты снова сели. | Император был вынужден отречься от престола. К Временному правительству. В них входили депутаты от рабочих, крестьян и солдат. 25 октября 1917 года. О своём выходе из мировой войны. Октябрьской революцией. | Форма: фронтальная, индивидуальная | Учебник, тетрадь, компьютер, проектор, экран, презентация. | Самоконтроль | |||
Первичное закрепление. 10 минут | Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг | Методы: Словесный, практический Прием: беседа, опыт | Закрепляем полученные знания в рабочей тетрадке, страницы 46-47. № 1,4. | Форма: групповая, индивидуальная | Карточки, тетрадь, экран, проектор, презентация, компьютер. | Взаимоконтроль | ||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1-2 минуты | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Методы: Словесный Прием: беседа | Домашнее задание прочитать материал учебника с.22-27. | Форма: фронтальная | Дневник. | Самоконтроль | ||||
Рефлексия (подведение итогов). 2 минуты | Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Фиксируется новое содержание, изученное на уроке | Методы: Словесный Прием: беседа | Понравилось ли вам наше необычное путешествие? Что показалось необычным, наиболее интересным? Что удивило? Что нового вы узнали? Что вы запомнили? Я очень довольна нашей совместной работой и для меня важно узнать, ваше мнение об уроке. Поднимите руки те, кто хорошо работал на уроке и у него всё получилось. Теперь поднимите руки те, у кого что-то не получилось. Спасибо за урок. До свидания. | Форма: фронтальная | ____ | Самоконтроль |
Подпись учителя:___________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СЛАЙД 9: Николай Александрович Романов был последним русским царём. Он вступил на престол в конце XIX века и царствовал 23 года. В его царствование в государстве произошли важные события, которые привели к переменам в дальнейшем развитии страны. При нём, в 1913 году, было пышно отпраздновано 300 – летие династии (царского рода) Романовых.
СЛАЙД 10: Многие в России считали неразумным те основы, на которых строилась жизнь государства. Появились люди, выступавшие против царя. Им казалось несправедливым, что на вершине власти находится один человек, от воли которого зависит решение важнейших государственных дел.
СЛАЙД 11: Такие единомышленники стали объединяться в партии и выдвигать свои программы по преобразованию общества. Каждая партия предлагала свой способ действия.
СЛАЙД 12: Иногда случалось так, что между членами одной партии возникали разногласия. Одна из таких партий раскололась на две части. Большинство членов партии были сторонниками В.И. Ульянова (Ленина). Так возникла партия большевиков.
СЛАЙД 13: Партия большевиков призывала к революции. Революция – это быстрые и решительные действия с целью глубоких изменений в обществе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Слайд 15.
В 1914 году разразилась Первая мировая война. Началась она с того , что столкнулись интересы Великобритании и Германии. Германии нужны были земли , где она могла бы добывать сырьё для своих фабрик и заводов. Весь мир в те времена уже был поделён между крупнейшими державами, поэтому Германия решила применить силу.
В эту войну были втянуты многие страны мира, в том числе и Россия. Поэтому её и называют мировой.
Слайд 16.
Война принесла с собой страдания и беды.
- Давайте прочитаем о последствиях Первой мировой воны.
• В 1915 году Россия терпит военные неудачи.
• Деревня осталась без работников.
• В городах начались перебои с продовольствием.
• Не стало хватать топлива для обогрева жилищ.
• В стране происходили беспорядки, выступления протеста.
• Все слои населения были недовольны властью.
• Царская семья потеряла свой авторитет.
Слайд 17.
Наступает 1917 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Слайд 18.
Вскоре в стране началась Гражданская война.
- Как вы думаете, кто участвовал в этой войне? (Граждане одной страны воевали друг с другом.)
Самая страшная из войн – Гражданская, когда воюют между собой граждане одной страны. Гражданская война расколола народ на белых ( тех, кто хотел вернуть прежние порядки) и красных( они провозгласили своей целью создание новой России , государства , где не должно быть разделения на бедных и богатых).
- Рассмотрите внимательно иллюстрации (№ 1и № 2) в учебнике с.132.
- На какой из них изображены сторонники большевиков (красные), а на какой- их противники( белые)?
- Объясните свой выбор.
Жестокая, кровопролитная война , оборвавшая многие жизни, закончилась победой Красной Армии.
- Более подробно о событиях Гражданской войны вы сможете узнать, прочитав дома статью в учебнике на с. 132.
- Где ещё можно найти информацию о событиях , произошедших в начале XX века в России ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ознакомлению с окружающем миром. "Страницы всемирной истории. Обобщение по теме".
Тема: Страницы всемирной истории. Обобщение по теме.Тип: обобщение и контрольЗадачи: Учить обобщать и систематизировать изученный материалУчить выполнять тестовые задания, оценивать свои достиже...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Россия вступает в XX век". 4 класс.
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Россия вступает в XX век" для 4 класса (Программа "Школа России"). Презентация знакомит учащихся с причинами и предпосылками революции 1917 года....
Технологическая карта урока "Разнообразие растений"по "Окружающему миру" 3 класс, УМК Н.Ф. Виноградовой
Разработка урока направлена на развитие исследовательской деятельности обучающихся 3 класса...
Технологическая карта урока по ознакомлению с окружающим миром в 3 классе на тему "Что такое деньги" (К УМК "Школа России")
Представляю вашему вниманию технологическую карту к открытому уроку по ознакомлению с окружающим миром на тему "Что такое деньги" (3 класс УМК "Школа России")Данный конспект составле...
Методическая разработка урока окружающего мира на тему "Россия вступает в ХХ век"
Методическая разработка урока окружающего мира на тему «Россия вступает в XX век» (4-й класс, УМК «Школа России» Тема: Россия вступает в ХХ векТип: Урок усвоен...
технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс
Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГО...
Технологическая карта урока и презентация по окружающему миру на тему "Кто что ест?" Урюпина С.А.
Технологическая карта урока и презентация по окружающему миру на тему "Кто что ест?" для обучающихся 3 класса....