Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин)
| - Здравствуйте, ребята сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Зовут меня Светлана Алексеевна.
- А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? А что еще может пригодиться на уроке?
- Сегодня мы с вами побываем в прекрасном мире – мире животных. Узнаем много нового и интересного об их жизни.
| Знакомятся и приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
| Коммуникативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективно-коммуникативной деятельности; развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой учителя, одноклассников и принимать ее. Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии, для оказания помощи молодому учителю при проведении урока; формирование способности личности к построению жизненных планов во временной перспективе; саморегуляция эмоционального состояния. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (5-6 мин). | С чего начнём работу на уроке? - Давайте проверим свои знания, выполнив тест « Разнообразие животных», на выполнение его вам дается 2 минуты. - Время вышло, попрошу сравнить ответы с образцом на слайде.
-Оцените свою работу, поставив соответствующий балл в листе самооценки. - Посмотрите на слайд: - Как вы считаете, почему эти иллюстрации оказались на одном слайде. Можно ли объединить каким-либо образом представленные объекты? - А вы все знаете о питании животных? - Тогда, начнем узнавать! | .- С повторения
- Самооценка.
Заполняют лист самооценки.
- На них изображены животные и их пища.
Нет, не все.
| Коммуникативные: умение строить высказывание; умение воспринимать речь собеседника; умение соотносить изучаемый материал с ранее изученным Регулятивные: умения слушать и принимать учебную задачу. Познавательные: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
|
Постановка учебной задачи (2-3 мин)
| – Что мы не знаем?
– На какие вопросы интересно было бы ответить в ходе урока?
| -Мы не знаем чем питаются все животные. - На какие группы делятся животные по своему питания, как они добывают себе пищу, с какими сложностями сталкиваются, как учатся добывать пищу и как приспосабливаются к разным условиям. | Коммуникативные : умение обосновывать и доказывать собственное мнение Познавательные : развитие операций мышления
|
Построение проекта выхода из затруднения («открытие») (10-11 мин) | - Чтобы со всем этим разобраться, давайте составим план работы.
- Во время урока мы с вами продолжим заполнять лист самооценки. - Для того чтобы определить группы по типу питания, разделимся на 6 групп. - Каждая группа будет работать с комплектом иллюстраций и текстами. - Необходимо подобрать к каждой иллюстрации описание животного и определить его группу питания с помощью учебника с.94.
| Составляют план работы. - Определить группы по типу питания.
- Узнать, что такое цепь питания?
- Научиться составлять модели цепей питания.
- Узнать, как приспосабливаются животные к добыче еды и защите от хищников.
Работают в группах, открывают группы питания. - В ходе работы дети заполняют таблицу Название животного | Что ест | Название группы по типу питания |
|
|
|
Выбирают человека, который будет представлять работу группы. В результате появляется таблица: 1 группа (всеядные) Медведь, таракан, ворона Медведь: Очень большой и сильный зверь, живет в лесах. Ест и животную (муравьи, черви, ящерицы, лягушки, мыши, суслики), и растительную пищу (желуди, орехи, корни, клубни и стебли растений) Таракан: Одно из самых нелюбимых среди людей насекомых. Часто живут рядом с людьми и едят практически всё. Обычную еду, книжки, кожаную одежду, даже домашние цветы. Ворона: Похожа на грача, обладает серым или черным окрасом оперения, ведет оседлый образ жизни, по осени встречается в большом количестве на деревья городских парков и дворов. Питается мелкими животными, пищевыми отбросами, растительной пищей. 2 группа (насекомоядные) Лягушка, крот, ласточка Лягушка: Маленькое животное, окрашенное в тёмно-зелёный, или коричневатый с хаотично разбросанными тёмными пятнами. Комары, мошки, кузнечики, мухи – основная пища. Крот: маленькие зверьки, живущие под землей, с сильными передними лапками и небольшими глазами. Питаются дождевыми червями, которых при избытке корма обездвиживают и складируют про запас.
| Регулятивные: умение ставить и принимать учебную задачу Познавательные : (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение Познавательные : (логические) классификация объектов
Коммуникативные : умение обосновывать и доказывать собственное мнение Познавательные: (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания Познавательные: (общеучебные) подведение под понятие; классификация объектов, моделирование
|
|
| Ласточка:маленькая изящная птичка. В рацион входят насекомые, поедает различных кузнечиков, стрекоз. 3 группа (хищники) Сова, волк, щука Сова: Охотница ночная. В зависимости от размера, добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие.
Волк: Ест бобра, кролика, мышь, птицу. В стаях лосей или баранов. Их называют санитарами леса, они ловят больных, старых и неопытных животных.
Щука: Питается рыбой, а крупные особи могут нападать даже на птиц : гусят, утят, куликов, не брезгуют лягушками, мышами, водяными крысами и раками.
4 группа (растительноядные) Заяц, лось, пчела Заяц: маленький лесной зверек. Ест травы, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев. Лось: Царствует в наших лесах одно из самых крупных животных. Питается ветками деревьев и кустарников, калужница, осокой, а также болотной растительностью. Пчела: “Великая труженица”. Часто её можно увидеть на лугах и в садах. Взрослые особи и личинки пчел питаются пыльцой и цветочным нектаром. Занесем название групп в схему на доске, представитель группы прикрепляет название своей группы. |
|
| - Какой же вывод мы можем сделать?
- Отметили + в своей таблице, если научились делить животных по группам питания. - А какой следующий пункт плана? -Что такое «цепь питания»? -А где можно найти определение? - Посмотрим в энциклопедии, что же такое цепи питания. - Из каких же звеньев состоит цепь питания?
- Молодцы. Оцените свою работу в листе самооценки. -Добытые нами знания помогут нам для решения 3 пункта плана. - Мы будем составлять модели цепей питания в паре. - Посмотрите на слайд. Попробуйте объединить растения и животных в цепи питания.
- Каких животных мы не смогли объединить в цепи питания, почему? - Если вы научились составлять цепи питания, то поставили + в таблице. - Подумайте, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено. Верно: в природе существует свое хрупкое равновесие. Нужно бережно относиться к природе, чтобы равновесие не нарушить. - Последний пункт нашего плана - узнать, как приспосабливаются животные к добыче еду и защите от хищников. - Предлагаю узнать более полную информацию от наших учеников-любителей животных. Оказывается, есть настоящие чемпионы по маскировке. Ваши одноклассники подготовили небольшие рассказы о них, давайте послушаем.
| Группы животных по типу питания
Хищники Всеядные Насекомоядные
Растительноядные
-Узнать и научиться составлять «цепь питания» Дети дают свои ответы. -В учебнике, словарях, энциклопедии, интернете. Поиск ответа. Поиск ответа из определения, или в учебнике на с.95. .
Соотносят изображение животного и его описания, определяют группу питания. Береза, гусеница, синица, капуста, слизни, жаба, рожь, мышь, змея, водоросли, карась, щука, акула, слон. Цепь питания дети размещают на доске. -Акула, слон. Нет всех составляющих цепи питания.
Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь
Например: Жук палочник больше похож на тонкую веточку. Именно поэтому его сложно заметить.
Исполинский лесной козодой. Эту птицу может выдать только ее крик. Необыкновенное маскировочное оперение помогает козодою спрятаться на самом видном месте. и т.д. | Познавательные : (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение, моделирование Коммуникативные : аргументация своей позиции и координация её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности. |
Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин). | - Мы с вами хорошо поработали, определили группы животных по типу питания, выявили способы приспособления животных, познакомились с цепями питания. - Закрепим наши знания, поработаем в тетради, выполнив вместе задание №. 4 -Какая информация на доске поможет нам для выполнения работы (схема группы питания животных) Приготовьте карандаши, выполняем задание вместе.
- Отметьте правильность выполнения самостоятельной работы в листе самооценки. |
Сообща составляют цепь питания, проговаривая правильность выполнения задания: В первую группу входят ласточка, ёж, ящерица. Их пища –насекомые значит это группа насекомоядных, закрашиваем кружок в синий цвет. Во вторую группу входят сова, лиса, мышь. Их пища – мыши, полевки, зайцы, птицы, т.е другие животные, значит это группа хищников, закрашиваем кружок в красный цвет. В третью группу входят ворона, кабан. Их пища – любая растительная или животная пища, значит это группа всеядных, закрашиваем кружок в желтый цвет. В четвертую группу входят лесная мышь, заяц, лось. Их пища – плоды, семена, веточки, листья, кора, значит это группа растительноядных, закрашиваем кружок в зеленый цвет. | Коммуникативные : готовность принимать различные точки зрения; умение формулировать своё собственное мнение Познавательные : (общеучебные) владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение
|
Самостоятельная работа со взаимопроверкой (4-5 мин) | - А вот следующее задание попробуем выполнить самостоятельно. - Прочитайте задание в ТПО № 5. Какую информацию нам нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание?
Выполняем работу самостоятельно, затем обменяемся тетрадями и проверим работу одноклассника, сравнив с эталоном. - Отметьте правильность выполнения самостоятельной работы в листе самооценки. |
- Как формируются цепи питания. 1 звено- растения 2 звено- растительноядные животные 3 звено- насекомоядные или хищные животные Выполняют самостоятельно. Взаимопроверка. | Регулятивные: умение адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; умение оценивать правильность выполнения действия Коммуникативные : готовность принимать различные точки зрения; умение формулировать своё собственное мнение Познавательные : (общеучебные) владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение |
Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин). | Мы хорошо поработали, а теперь я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть интересный видеоролик «Кто что ест в животном мире» -О каком животном вы узнали много нового или необычного? | Просмотр видеоролика.
Делятся своими впечатлениями. | Познавательные : (общеучебные) владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей Личностные : осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности Коммуникативные : умение и готовность вести диалог, вести дискуссию, искать решения, оказывать поддержку друг другу |
Рефлексия деятельности (2-3 мин). | - Ребята, какова была цель нашего урока? - Все ли пункты плана мы решили?
- Что нового узнали? Чему научились?
- Какие есть группы животных по типу питания?
- Как связаны животные между собой? -Вы сегодня весь урок оценивали свою работу в листе самооценки. -Ребята, кто высоко оценил свою работу, поставив плюсы во всех колонках? -Сдайте мне, пожалуйста, свои листы, я сравню ваши оценку со своими наблюдениями. Спасибо .-. В качестве домашнего задания я вам предлагаю придумать длинную модель цепи питания. На следующем уроке мы выясним, кто же составил самую длинную модель цепи питания. - Урок окончен. Спасибо за работу. | - Узнать чем питаются животные.
- Да - Узнали, какие бывают группы питания,что такое цепь питания, научились составлять цепи питания, узнали много интересного о том, как животные приспосабливаются к условиям, к добыче и к защите от хищников. - Растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные.
- Животные связаны между собой пищей. .
-Проверяют лист самооценки, оценивают свою работу.
Сдают листы. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащегося того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Личностные : осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов
|