Методическая разработка урока окружающего мира на тему "Россия вступает в ХХ век"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Лабузова Татьяна Дмитриевна

Методическая разработка урока окружающего мира на тему «Россия вступает в  XX век»

(4-й класс, УМК «Школа России»

 

Тема:

Россия вступает в ХХ век

Тип: 

Урок усвоения новых знаний

Цель урока: знакомство с главными для России  историческими событиями начала ХХ века.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знакомство учащихся с главными для России  историческими событиями начала ХХ века.
  2. Формирование начальных умений по прослеживанию причинно-следственных связей между историческими событиями.
  3. Развитие навыков работы с исторической картой.

Метапредметные:

  1. Формирование умения анализировать, обобщать, делать выводы.
  2. Развитие умения работать с различными источниками информации.

Личностные:

  1. Развитие мышления, речи, воображения.
  2. Формирование ответственности, умения работать как самостоятельно, так и в группе.
  3. Воспитание интереса к истории родной страны.

Ресурсы урока:

  • Электронная доска или большой экран.
  • Сигнальные карточки у каждого ребенка:
  • СЛАЙД № 1.

 

  • Карточка на доске (План анализа исторического времени):
     

 

Жизнь людей_____________________

Научно-технический прогресс_______

Культура_________________________

 

 

  • СЛАЙД  № 2.

 

 

  • СЛАЙД № 3.

 

  • Эскиз газеты (для каждого учащегося), см. Приложение 1.
  • Увеличенный аналог эскиза газеты, вывешенный на доску.
  • Конверты с текстами писем, см. Приложение 2.
  • СЛАЙД 4.

 

 

  • Пачка пожелтевших газет.
  • Тексты для пересказа, см. Приложение 3.
  • Плакат для вывешивания на доску.

 

  • «Бандероли» с картой военных действий, см. Приложение 4.
  • «Телеграмма»:

 

 

3 марта 1905 года царская власть в России закончилась.

 

 

  • Карточки для самооценки и рефлексии, см. Приложение 5.
  • Учебник «Окружающий мир» 4 класс 2 часть, Плешаков А.А., М., Просвещение, 2014, см. Приложение 6.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

 

Содержание деятельности ученика

Мотивация к деятельности

Учитель предлагает детям вспомнить, что такое история (наука о прошлом). Предлагает сформулировать, зачем нам нужно изучать историю.

 

Дети высказывают свои предположения.

 

 

Актуализация необходимых знаний

Учитель предлагает детям ознакомиться с содержанием слайда № 1.

Учитель предлагает найти среди упомянутых событий «лишнее».

 

Учитель спрашивает, на какие группы можно разделить оставшиеся события.

Приглашает одного из учеников к доске для группирования карточек.

Предлагает вниманию детей карточку с планом анализа исторического времени (на доске).

Предлагает детям с помощью сигнальных карточек оценить положение дел в России в конце XIX века по каждому пункту отдельно, опираясь в своей оценке как на примеры, приведенные на слайде, так и на знания, полученные на предыдущих уроках (зеленая карточка – «очень хорошо», красная – «очень плохо», одновременное поднятие обеих карточек – «есть и положительные моменты, и трудности».

Учитель предлагает догадаться, о чем пойдет речь на этом уроке.

Учитель демонстрирует слайд № 2 и предлагает детям сформулировать цели урока. По мере высказываний детей постепенно открывает содержание слайда № 3.

Предлагает вниманию детей эскизы исторических газет.

Учитель предлагает догадаться, что это, современная эта газета для нас или историческая, почему. Обращает внимание на портрет Николая II.

 

 

 

Учитель обращает внимание детей на то, что в макете газеты много пустых мест.

Учитель ставит учебную задачу: на уроке каждый ребенок создаст свою газету, заполнив макет информацией. Предлагает вспомнить, как называется руководитель печатного издания, каковы его функции.

Обращает внимание на рубрику «Слово главного редактора». Поясняет, что в этой рубрике редактор часто пишет о личных впечатлениях, планах и т.д. и предлагает детям записать в эту рубрику одну из целей урока на выбор.

Дети читают про себя.

 

Дети выбирают (лишнее – основание Санкт-Петербурга, так как все остальные события относятся к второй половине XIX века).

Дети высказывают предположения, вспоминая в процессе  план анализа исторического времени.

Ребенок выполняет задание.

 

Дети могут обращаться к ней при дальнейшей работе.

Дети дают свои оценки, несколько детей дают устные комментарии. Делают вывод о том, что развитие культуры и научно-технический прогресс в России конца XIX века можно оценить очень высоко; в жизни людей же несмотря на несомненное движение вперед (н.р., отмена крепостного права), оставалось много проблем, накапливавшихся не одно столетие.

 

Мы начнем изучать ХХ век.

 

Формулируют цели.

 

 

 

Каждый ребенок получает эскиз газеты.

 

Дети отмечают, что газета историческая, в ней используется устаревшая ныне орфография, название характерно для изучаемого нами времени, узнают портрет Николая II, вспоминают, что именно с этим императором Россия подошла к концу XIX века и, соответственно, встретила ХХ век.

Дети догадываются о том, что заполнить макет информацией они должны будут сами.

Каждый ребенок записывает в графе «Издатель-редактор» свою фамилию.

 

 

 

Каждый вписывает в макет газеты наиболее значимую для него цель урока.

Организация познавательной деятельности

Работа с текстовыми источниками информации

Обращает внимание учащихся на рубрику «Новость» и показывает пачку конвертов. Поясняет, что это копии писем, которые люди писали друг другу в начале ХХ века. Могут ли эти письма быть для нас источником информации?

Вскрывает один конверт. Текст письма появляется на экране (слайд 4). Предлагает детям прочитать и выделить одно предложение, которое может стать газетной новостью.

Показывает на увеличенном макете, куда нужно вписать новость.

Раздает конверты детям.

 

 

 

Предлагает для каждой новости определить, характеризует она состояние культуры, научно-технического развития или жизни людей.

Предлагает вновь оценить состояние каждой сферы развития страны.

 Обращает внимание на результаты анализа событий конца XIX века (плакат на доске).

Дети отмечают, что старые письма являются историческими источниками, хранятся в музеях и личных архивах. Из частного письма можно узнать о событии, которое имеет значение для отдельного города или для всей страны.

 

Дети выбирают предложение: «В Париже начались гастроли русского балета».

 

 

 

 

Работают в парах. Вскрывают конверт, читают письмо, выделяют главную мысль и записывают в свои макеты (см. Приложение 2).

Зачитывают свои «новости».

Дети отвечают.

 

 

Каждый выражает свою оценку с помощью сигнальных карточек.

Делают вывод о том, что противоречия XIX века сохраняются; проблемы с улучшением жизни человека существуют, но возникли они давно.

 

Физкультминутка

Обращает внимание на заголовок в макете газеты: «1905 год». Спрашивает, почему для этого года отведена отдельная рубрика?

Откуда мы можем сегодня узнать об этих событиях?

Показывает пачку старых газет.

 

 

Делит детей на три группы. 

Выдает каждой группе текст (приложение 3), поясняет, что текст составлен по материалам старых газет. Поясняет, что тексты разные. Задание: подготовить пересказ своего текста для всего класса.

Предоставляет слово каждой группе.

Предлагает вернуться к макету газеты. Сколько ключевых событий мы выделим истории 1905 года?  

Проводит фронтальную работу по формулированию названий каждого события. Постепенно открывается содержание плаката «1905 год» на доске.

Дети предполагают, что в 1905 году произошли очень важные для исторического развития России события.

Дети высказывают предположения.

 

Отмечают, что газеты, современные изучаемым событиям, являются письменным историческим источником.

Дети пересаживаются.

Дети готовятся.

 

 

 

 

Дети выступают.

Три.

 

 

Дети дают названия событиям, о которых узнали из пересказов товарищей. Возникает план из трех пунктов. Каждый ребенок вписывает его пункты в свой макет (рубрика «1905 год»).

Работа с исторической картой

Предлагает детям оценить итоги принятия Манифеста 17 октября. Как это событие отразится на дальнейшем развитии страны? Насколько быстрыми будут перемены?

 

 

Соглашается с предположениями детей и сообщает, что, к сожалению, в 1914 году произошло событие, которое помешало поступательному развитию нашей страны, как же, как и других стран. Это – Первая мировая война.

Сообщает о том, что по количеству погибших эта война не может сравниться ни с одной из предыдущих войн.

 

Описывает новое задание. Корреспонденты прислали с фронтов в редакции бандероли с ценной информацией. Раздает запакованные пакеты.

Что мы может узнать по этой карте?

Какие крупные страны были главными участницами конфликта?

Какие страны были союзницами России? Какие воевали против?

Обращает внимание детей на вторую страницу газеты. Необходимо перенести информацию, «добытую корреспондентами», в газетный номер.

 

- Как вы думаете, кто выиграл от этой кровопролитной войны.

- Каждую из стран-участниц война привела к очень тяжелым последствиям.

- Отразилась ли война на жизни людей в тылу? Каким образом? Как она повлияла на отношение народа к власти?

- Да, к сожалению, Россию, как и другие европейские страны, война привела к неутешительному итогу. Недовольство властью вообще и царем лично стало настолько велико, что жители страны, возвращающиеся с фронта солдаты восстали против царя. И однажды, 3 марта 1917 года, каждая редакция получила вот такую телеграмму. 

- Царская Россия прекратила свое существование. Что было со страной дальше – мы будем говорить на следующих уроках.

 

Во фронтальной беседе дети приходят к выводу, что принятие Манифеста – благо для развития страны, однако улучшение жизни произойдет не мгновенно, нужно время, чтобы преодолеть все сложности, унаследованные от предыдущих эпох.

Дети высказывают предположения, почему эта война называется мировой.

 

 

 

 

Высказывают предположения о причинах этого: большое количество втянутых в конфликт государств («мировая») и научно-технический прогресс (оружие нового качества).

Вскрывают бандероли. Находят свернутую «Карту военных действий».

 

 

Дети проговаривают информацию, отраженную на карте.

 

 

 

Самостоятельно работают с контурными картами.

 

 

- Никто.

 

 

 

- Люди теряли близких, с фронта возвращались инвалиды, уровень жизни снижался, люди беднели.

Дети получают и зачитывают текст телеграммы. По заданию учителя переписывают его в макеты газет.

Рефлексия деятельности

Раздает карточки для самооценки и рефлексии.

Предлагает детям самостоятельно выполнить тест.

На экране появляется эталон для самопроверки.

Учитель предлагает перевернуть карточку – там задание для рефлексии. Каждому ребенку предлагается закончить одно из предложений на выбор.

Учитель предлагает открыть учебник на стр.

 

 

 

Д/з -

 

Выполняют тест.

 

Проверяют себя.

 

Дети выполняют задание. Желающие зачитывают предложение вслух.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Карта военных действий.

 

Приложение 5.

Карточка для самооценки и рефлексии.

Сторона 1.

Верны ли следующие утверждения?

 

  1. Главной причиной февральской революции стала Первая мировая война.

Да                               Нет

 

  1. Царь издал Манифест 17 октября в ответ на требования рабочих.

Да                               Нет

 

  1. Крайняя бедность населения России возникла в начале ХХ века.

Да                          Нет

 

Сторона 2.

 

На уроке было___________________________________________ .

У меня получилось лучшее всего___________________________ .

Я удивился, когда ________________________________________.

 

 

 

Приложение 2.

ТЕКСТЫ ПИСЕМ

Здравствуйте, Михаил Иванович!

В неспокойное время мы живем. Рабочие кирпичного завода недовольны. Отказываются работать до тех пор, пока  не будут восстановлены уволенные работники и уволен мастер Смирнов.

Здравствуй, Дашенька!

Хочу поделиться интересной новостью. В России появился новый писатель – Иван Бунин. Его рассказы чудесны! Недавно он получил Пушкинскую премию.

Дорогой Саша!

Хочу рассказать о своей работе в земстве, которой очень горжусь. За последний год мы поработали на славу. В уезде открылись две новые больницы. Теперь крестьянам есть где лечиться.

Уважаемая Надежда Петровна!

Технический прогресс дошел и до нашего города.  Открыта железнодорожная станция. Мы счастливы!
 

Здравствуй, Николай!

Мы тут работаем с интереснейшим проектом. Инженер Шуберский предложил проложить троллейбусную линию до Новороссийска. Невероятно! Неужели на юге России скоро будет троллейбус?

Приложение 3.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА

1. К началу XX века в России появилось много заводов. На них трудились рабочие. За тяжелый труд они получали очень небольшие деньги. Жилищные условия рабочих  были тяжелые. Однажды жители Петербурга решили обратиться к царю с просьбой изменить некоторые законы, сделать их более справедливыми. 9 января 1905 года, в воскресенье, тысячи людей собрались на демонстрацию и отправились к царскому дворцу. Войска, охранявшие порядок в городе, стали стрелять по демонстрантам. В результате погибло большое количество людей.

2. 9 января 1905 года в Петербурге царские войска расстреляли безоружных рабочих. Погибли люди. Жители Петербурга, Москвы и других городов были возмущены. Отношение народа к царю резко ухудшилось. Люди стали требовать справедливости. Многие считали, что царь не должен управлять страной один. Необходимо, чтобы жители страны выбирали своих представителей – депутатов, которые могли бы оспаривать решения царя. Рабочие отказывались работать, пока их требования не будут выполнены. Отказ от работы с целью добиться своих прав называется стачкой. Стачки проходили по всей стране.

3. Весь 1905 год рабочие России требовали от царя справедливых законов. Рабочие отказывались работать, пока их требования не выполнят. Царь понял, что необходимо что-то изменить. 17 октября он издал документ, в котором объявлял новые законы. Этот документ называется Манифест. Царь предоставлял людям больше прав и свобод. Также он объявил о создании Государственной думы. Государственная дума – это собрание депутатов, которых народ выбирает сам. Депутаты смогут разрабатывать законы и спорить с царем. Так власть царя перестала быть единоличной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_hh_vek.docx771.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока окружающего мира на тему «!Россия вступает в  XX век»

(4-й класс, УМК «Школа России»

Тема:

Россия вступает в ХХ век

Тип:  

Урок усвоения новых знаний

Цель урока: знакомство с главными для России  историческими событиями начала ХХ века.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знакомство учащихся с главными для России  историческими событиями начала ХХ века.
  2. Формирование начальных умений по прослеживанию причинно-следственных связей между историческими событиями.
  3. Развитие навыков работы с исторической картой.

Метапредметные:

  1. Формирование умения анализировать, обобщать, делать выводы.
  2. Развитие умения работать с различными источниками информации.

Личностные:

  1. Развитие мышления, речи, воображения.
  2. Формирование ответственности, умения работать как самостоятельно, так и в группе.
  3. Воспитание интереса к истории родной страны.

Ресурсы урока:

  • Электронная доска или большой экран.
  • Сигнальные карточки у каждого ребенка:
  • СЛАЙД № 1.

C:\Users\Саша_Таня\Desktop\ОТКРЫТЫ УРОК\12.jpg

  • Карточка на доске (План анализа исторического времени):

Жизнь людей_____________________

Научно-технический прогресс_______

Культура_________________________

  • СЛАЙД  № 2.

C:\Users\Саша_Таня\Desktop\ОТКРЫТЫ УРОК\12.jpg

  • СЛАЙД № 3.

C:\Users\Саша_Таня\Desktop\ОТКРЫТЫ УРОК\12.jpg

  • Эскиз газеты (для каждого учащегося), см. Приложение 1.
  • Увеличенный аналог эскиза газеты, вывешенный на доску.
  • Конверты с текстами писем, см. Приложение 2.
  • СЛАЙД 4.

C:\Users\Саша_Таня\Desktop\ОТКРЫТЫ УРОК\12.jpg

  • Пачка пожелтевших газет.
  • Тексты для пересказа, см. Приложение 3.
  • Плакат для вывешивания на доску.

C:\Users\Саша_Таня\Desktop\ОТКРЫТЫ УРОК\Безымянный-1.jpg

  • «Бандероли» с картой военных действий, см. Приложение 4.
  • «Телеграмма»:

3 марта 1905 года царская власть в России закончилась.

  • Карточки для самооценки и рефлексии, см. Приложение 5.
  • Учебник «Окружающий мир» 4 класс 2 часть, Плешаков А.А., М., Просвещение, 2014, см. Приложение 6.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Мотивация к деятельности

Учитель предлагает детям вспомнить, что такое история (наука о прошлом). Предлагает сформулировать, зачем нам нужно изучать историю.

Дети высказывают свои предположения.

 

Актуализация необходимых знаний

Учитель предлагает детям ознакомиться с содержанием слайда № 1.

Учитель предлагает найти среди упомянутых событий «лишнее».

Учитель спрашивает, на какие группы можно разделить оставшиеся события.

Приглашает одного из учеников к доске для группирования карточек.

Предлагает вниманию детей карточку с планом анализа исторического времени (на доске).

Предлагает детям с помощью сигнальных карточек оценить положение дел в России в конце XIX века по каждому пункту отдельно, опираясь в своей оценке как на примеры, приведенные на слайде, так и на знания, полученные на предыдущих уроках (зеленая карточка – «очень хорошо», красная – «очень плохо», одновременное поднятие обеих карточек – «есть и положительные моменты, и трудности».

Учитель предлагает догадаться, о чем пойдет речь на этом уроке.

Учитель демонстрирует слайд № 2 и предлагает детям сформулировать цели урока. По мере высказываний детей постепенно открывает содержание слайда № 3.

Предлагает вниманию детей эскизы исторических газет.

Учитель предлагает догадаться, что это, современная эта газета для нас или историческая, почему. Обращает внимание на портрет Николая II.

Учитель обращает внимание детей на то, что в макете газеты много пустых мест.

Учитель ставит учебную задачу: на уроке каждый ребенок создаст свою газету, заполнив макет информацией. Предлагает вспомнить, как называется руководитель печатного издания, каковы его функции.

Обращает внимание на рубрику «Слово главного редактора». Поясняет, что в этой рубрике редактор часто пишет о личных впечатлениях, планах и т.д. и предлагает детям записать в эту рубрику одну из целей урока на выбор.

Дети читают про себя.

Дети выбирают (лишнее – основание Санкт-Петербурга, так как все остальные события относятся к второй половине XIX века).

Дети высказывают предположения, вспоминая в процессе  план анализа исторического времени.

Ребенок выполняет задание.

Дети могут обращаться к ней при дальнейшей работе.

Дети дают свои оценки, несколько детей дают устные комментарии. Делают вывод о том, что развитие культуры и научно-технический прогресс в России конца XIX века можно оценить очень высоко; в жизни людей же несмотря на несомненное движение вперед (н.р., отмена крепостного права), оставалось много проблем, накапливавшихся не одно столетие.

Мы начнем изучать ХХ век.

Формулируют цели.

Каждый ребенок получает эскиз газеты.

Дети отмечают, что газета историческая, в ней используется устаревшая ныне орфография, название характерно для изучаемого нами времени, узнают портрет Николая II, вспоминают, что именно с этим императором Россия подошла к концу XIX века и, соответственно, встретила ХХ век.

Дети догадываются о том, что заполнить макет информацией они должны будут сами.

Каждый ребенок записывает в графе «Издатель-редактор» свою фамилию.

Каждый вписывает в макет газеты наиболее значимую для него цель урока.

Организация познавательной деятельности

Работа с текстовыми источниками информации

Обращает внимание учащихся на рубрику «Новость» и показывает пачку конвертов. Поясняет, что это копии писем, которые люди писали друг другу в начале ХХ века. Могут ли эти письма быть для нас источником информации?

Вскрывает один конверт. Текст письма появляется на экране (слайд 4). Предлагает детям прочитать и выделить одно предложение, которое может стать газетной новостью.

Показывает на увеличенном макете, куда нужно вписать новость.

Раздает конверты детям.

Предлагает для каждой новости определить, характеризует она состояние культуры, научно-технического развития или жизни людей.

Предлагает вновь оценить состояние каждой сферы развития страны.

 Обращает внимание на результаты анализа событий конца XIX века (плакат на доске).

Дети отмечают, что старые письма являются историческими источниками, хранятся в музеях и личных архивах. Из частного письма можно узнать о событии, которое имеет значение для отдельного города или для всей страны.

Дети выбирают предложение: «В Париже начались гастроли русского балета».

Работают в парах. Вскрывают конверт, читают письмо, выделяют главную мысль и записывают в свои макеты (см. Приложение 2).

Зачитывают свои «новости».

Дети отвечают.

Каждый выражает свою оценку с помощью сигнальных карточек.

Делают вывод о том, что противоречия XIX века сохраняются; проблемы с улучшением жизни человека существуют, но возникли они давно.

Физкультминутка

Обращает внимание на заголовок в макете газеты: «1905 год». Спрашивает, почему для этого года отведена отдельная рубрика?

Откуда мы можем сегодня узнать об этих событиях?

Показывает пачку старых газет.

Делит детей на три группы.  

Выдает каждой группе текст (приложение 3), поясняет, что текст составлен по материалам старых газет. Поясняет, что тексты разные. Задание: подготовить пересказ своего текста для всего класса.

Предоставляет слово каждой группе.

Предлагает вернуться к макету газеты. Сколько ключевых событий мы выделим истории 1905 года?  

Проводит фронтальную работу по формулированию названий каждого события. Постепенно открывается содержание плаката «1905 год» на доске.

Дети предполагают, что в 1905 году произошли очень важные для исторического развития России события.

Дети высказывают предположения.

Отмечают, что газеты, современные изучаемым событиям, являются письменным историческим источником.

Дети пересаживаются.

Дети готовятся.

Дети выступают.

Три.

Дети дают названия событиям, о которых узнали из пересказов товарищей. Возникает план из трех пунктов. Каждый ребенок вписывает его пункты в свой макет (рубрика «1905 год»).

Работа с исторической картой

Предлагает детям оценить итоги принятия Манифеста 17 октября. Как это событие отразится на дальнейшем развитии страны? Насколько быстрыми будут перемены?

Соглашается с предположениями детей и сообщает, что, к сожалению, в 1914 году произошло событие, которое помешало поступательному развитию нашей страны, как же, как и других стран. Это – Первая мировая война.

Сообщает о том, что по количеству погибших эта война не может сравниться ни с одной из предыдущих войн.

Описывает новое задание. Корреспонденты прислали с фронтов в редакции бандероли с ценной информацией. Раздает запакованные пакеты.

Что мы может узнать по этой карте?

Какие крупные страны были главными участницами конфликта?

Какие страны были союзницами России? Какие воевали против?

Обращает внимание детей на вторую страницу газеты. Необходимо перенести информацию, «добытую корреспондентами», в газетный номер.

- Как вы думаете, кто выиграл от этой кровопролитной войны.

- Каждую из стран-участниц война привела к очень тяжелым последствиям.

- Отразилась ли война на жизни людей в тылу? Каким образом? Как она повлияла на отношение народа к власти?

- Да, к сожалению, Россию, как и другие европейские страны, война привела к неутешительному итогу. Недовольство властью вообще и царем лично стало настолько велико, что жители страны, возвращающиеся с фронта солдаты восстали против царя. И однажды, 3 марта 1917 года, каждая редакция получила вот такую телеграмму.  

- Царская Россия прекратила свое существование. Что было со страной дальше – мы будем говорить на следующих уроках.

Во фронтальной беседе дети приходят к выводу, что принятие Манифеста – благо для развития страны, однако улучшение жизни произойдет не мгновенно, нужно время, чтобы преодолеть все сложности, унаследованные от предыдущих эпох.

Дети высказывают предположения, почему эта война называется мировой.

Высказывают предположения о причинах этого: большое количество втянутых в конфликт государств («мировая») и научно-технический прогресс (оружие нового качества).

Вскрывают бандероли. Находят свернутую «Карту военных действий».

Дети проговаривают информацию, отраженную на карте.

Самостоятельно работают с контурными картами.

- Никто.

- Люди теряли близких, с фронта возвращались инвалиды, уровень жизни снижался, люди беднели.

Дети получают и зачитывают текст телеграммы. По заданию учителя переписывают его в макеты газет.

Рефлексия деятельности

Раздает карточки для самооценки и рефлексии.

Предлагает детям самостоятельно выполнить тест.

На экране появляется эталон для самопроверки.

Учитель предлагает перевернуть карточку – там задание для рефлексии. Каждому ребенку предлагается закончить одно из предложений на выбор.

Учитель предлагает открыть учебник на стр.

Д/з -

Выполняют тест.

Проверяют себя.

Дети выполняют задание. Желающие зачитывают предложение вслух.

Приложение 4.

Карта военных действий.

C:\Users\Саша_Таня\Desktop\ОТКРЫТЫ УРОК\world-war-1-map-quiz-i1.jpg

Приложение 5.

Карточка для самооценки и рефлексии.

Сторона 1.

Верны ли следующие утверждения?

  1. Главной причиной февральской революции стала Первая мировая война.

Да                        Нет

  1. Царь издал Манифест 17 октября в ответ на требования рабочих.

Да                        Нет

  1. Крайняя бедность населения России возникла в начале ХХ века.

Да                       Нет

Сторона 2.

На уроке было___________________________________________ .

У меня получилось лучшее всего___________________________ .

Я удивился, когда ________________________________________.

Приложение 2.

ТЕКСТЫ ПИСЕМ

Здравствуйте, Михаил Иванович!

В неспокойное время мы живем. Рабочие кирпичного завода недовольны. Отказываются работать до тех пор, пока  не будут восстановлены уволенные работники и уволен мастер Смирнов.

Здравствуй, Дашенька!

Хочу поделиться интересной новостью. В России появился новый писатель – Иван Бунин. Его рассказы чудесны! Недавно он получил Пушкинскую премию.

Дорогой Саша!

Хочу рассказать о своей работе в земстве, которой очень горжусь. За последний год мы поработали на славу. В уезде открылись две новые больницы. Теперь крестьянам есть где лечиться.

Уважаемая Надежда Петровна!

Технический прогресс дошел и до нашего города.  Открыта железнодорожная станция. Мы счастливы!

Здравствуй, Николай!

Мы тут работаем с интереснейшим проектом. Инженер Шуберский предложил проложить троллейбусную линию до Новороссийска. Невероятно! Неужели на юге России скоро будет троллейбус?

Приложение 3.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА

1. К началу XX века в России появилось много заводов. На них трудились рабочие. За тяжелый труд они получали очень небольшие деньги. Жилищные условия рабочих  были тяжелые. Однажды жители Петербурга решили обратиться к царю с просьбой изменить некоторые законы, сделать их более справедливыми. 9 января 1905 года, в воскресенье, тысячи людей собрались на демонстрацию и отправились к царскому дворцу. Войска, охранявшие порядок в городе, стали стрелять по демонстрантам. В результате погибло большое количество людей.

2. 9 января 1905 года в Петербурге царские войска расстреляли безоружных рабочих. Погибли люди. Жители Петербурга, Москвы и других городов были возмущены. Отношение народа к царю резко ухудшилось. Люди стали требовать справедливости. Многие считали, что царь не должен управлять страной один. Необходимо, чтобы жители страны выбирали своих представителей – депутатов, которые могли бы оспаривать решения царя. Рабочие отказывались работать, пока их требования не будут выполнены. Отказ от работы с целью добиться своих прав называется стачкой. Стачки проходили по всей стране.

3. Весь 1905 год рабочие России требовали от царя справедливых законов. Рабочие отказывались работать, пока их требования не выполнят. Царь понял, что необходимо что-то изменить. 17 октября он издал документ, в котором объявлял новые законы. Этот документ называется Манифест. Царь предоставлял людям больше прав и свобод. Также он объявил о создании Государственной думы. Государственная дума – это собрание депутатов, которых народ выбирает сам. Депутаты смогут разрабатывать законы и спорить с царем. Так власть царя перестала быть единоличной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»

Название УМК  Перспективная начальная школаПредмет Окружающий мир Класс_4_Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»Место и роль урока в изучаемо...